«Следует жить так, чтобы, когда человек умрет, весь мир плакал, а только он радовался».
О Сербском патриархе Павле

Жизненный подвиг Патриарха Павла является наилучшим ответом на вопрос, как нам уяснить некоторые вопросы нашей веры. Во время, когда мы проводим презентацию трехкнижия под таким названием, завтрашнего дня не пугается только Патриарх Павел. Его народ от каждого звука церковного колокола вздрагивает и при каждом упоминании его имени боится только одного сообщения, молясь, чтобы миновала его чаша сия тогда, когда он народу нужнее всего, когда каждый задается вопросом, как же мы будем без него. Единственный, кто такого беспокойства не знает, это Патриарх Павел, подвизавшийся так, чтобы в любой момент быть готовым предстать пред лицом Божиим. Он жил так, будто для него каждый день — судный и каждое слово — последнее. Как будто воплощал смысл собственных слов: «Когда человек рождается, весь мир радуется, а только он плачет. Но следует жить так, чтобы, когда умрет, весь мир плакал, а только он радовался».

Давно стали широко известными слова ребенка, который на вопрос, кто это, ответил: «Это Патриарх Сербский господин Павел — “Будем людьми!”«. За это дополнение к своему титулу Патриарх Павел положил и всю свою жизнь, и свое патриаршество. Даже находясь на больничной койке, он не перестает служить и повторять: надо оставаться людьми и выдержать до конца. «Мы не выбирали ни страну, где родимся, ни народ, в котором родимся, ни время, в котором родимся, но выбираем одно: быть людьми или нелюдями».

И сегодня, когда мы уходили от него, испрашивая благословения, он своей, уже обессиливающейся рукою осенил крестным знамением совершенно спокойным и уверенным движением воздух, так что, казалось, этот крест останется там навсегда.

В столь шумное время никто не говорил тише, а слышен был дальше; никто не говорил меньше его, а сказал больше; никто в это бессовестную эпоху дольше его не смотрел истине прямо в глаза.

Никто за славу земную не держался меньше, чем он; и никто не украсился столь значительными украшениями, всяческих украшений избегая. Никто не был естественнее в неестественных условиях, никто свой авторитет не устанавливал проще, без лишних слов и лишних движений. Никто свое слово так не очистил от всего наносного, никто себя и свою душу так не очистил от всякого засорения, а тем не менее сказал: «Я счастлив, что не безгрешен».

Бог знает, случайно ли то, что драма Косова совпадает с драмой Патриарха Сербского Павла, на протяжении многих лет епископа Рашско-Призренского, а ныне Архиепскопа Печского. И слова, которые он повторяет чаще всего, касаются Косова. К самым значимым святыням, наряду с Печской Патриархией, Дечанами, храмом Богородицы Левишкой, Грачаницей, Патриарх Павел относит и Косово Поле, «на котором защищен наш наиважнейший национальный и духовный принцип». Для него Косово — это не только край и земля, на которой находятся наши наиважнейшие святыни, «но также и учение, которое в них преподавалось и которому нас они учили».

Слова Патриарха Павла превосходят все определения Косовского Завета и Царства Небесного. Такие слова до него, пожалуй, не произносились ни на одном языке, а тем более не произносили их духовные вожди ни одного народа.

«Если бы основание нашего независимого государства, его сохранение и развитие были возможны только через преступление, я бы скорее согласился, чтобы исчезла не только Великая, но и малая Сербия, и все сербы вместе со мной, чем согласился на бесчеловечное и нечеловечное. Вот это для меня Косовский Завет и определение за Царство Небесное».

«Святой князь Лазарь не против жизни на земле и не против царства земного. Но коль уж необходимо одно терять, то лучше потерять земное, чем небесное». Однако «ничто не потеряно, пока не потеряно».

Помимо всего этого, Патриарх Павел является одним из наиболее плодотворно воздействующих сербскоязычных писателей. Его голос и его манера говорить — самый одухотворенный тон для публичных выступлений у нас. Патриарх, пишущий так, как говорит, а говорящий так, как живет, являет собой самую убедительную личность нашего времени. Такой стиль речения не мог прийти лишь из книг. Наш Патриарх выступает и устно и письменно; однако он больше письменный, чем устный. Он пришел от книги и служил книге — той единственной, единой и наиважнейшей, чье слово его родило и чьим героем является он сам.

Матия Бечкович, писатель, академик САНУ
Перевод Ивана Чароты

Источник: Русское воскресение

25 марта 2011 г.

Слово на презентации трехкнижия Патриарха Павла в Народном университете Коларца («Политика» 08. 12. 2007).

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Ирина28 марта 2011, 18:37
Понравилось, цитирую: "Патриарх, пишущий так, как говорит, а говорящий так, как живет, являет собой самую убедительную личность нашего времени."
Для себя уяснила эту фразу как определение понятия - "Искренность". Однокоренное от "искра", т.е. это, вероятно, и есть тот Божий Дар - "Искра Божия", которым человек зажигает в другом Веру. Печать Апостольства? ...

Очень нравятся все материалы о Патриархе Павле!
Огромное спасибо сайту Православие.ру за каждую такую возможность познакомится с личностью столь прекрасного Человека! По-правде сказать, ничего не знала о Патриархе Павле до прочтения статей на вашем сайте. Еще раз - большое СпасиБО, пишите!
Rahil28 марта 2011, 11:54
Матия Беткович, зачем вы пишете следующее:Никто за славу земную не держался меньше, чем он; и никто не украсился столь значительными украшениями, всяческих украшений избегая. Никто не был естественнее в неестественных условиях, никто свой авторитет не устанавливал проще, без лишних слов и лишних движений. Никто свое слово так не очистил от всего наносного, никто себя и свою душу так не очистил от всякого засорения.

Слова Патриарха Павла превосходят все определения Косовского Завета и Царства Небесного.

Сербский Патриарх Павел безусловно был человеком, на которого следует равняться и вот такие Патриархи нам нужны!Но превозносить его выше всех, как-то не про православному, это католики так поступают..Выше всех у нас Господь!Много было и есть великих Подвижников!Можно описать его благочестивые дела и т.д., но говорить , что "никто, кроме.." как-то смело..
И что значит слова Патриарха превосходят Царства Небесного? в моем понимание, что всё, что ранее нам было известно о Царстве Небесном (в первую очередь из Евангелия) недостаточно..надо было еще услышать слова Патриарха Павла..
Патриарх Павел был смиренен сердцем, душой, отношением к другим, а вы его превознесли выше всех.. даже в житиях святых не найдешь таких слов, как у Вас.
Уже не первая "ляпа" в Ваших статьях..
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×