О малых грехах и малых добрых делах

Нужно опасаться малых грехов, и нельзя пренебрегать малыми добрыми делами.

Это прописная истина. О ней сказано немало, причем людьми праведными, такими как архимандрит Иоанн (Крестьянкин) в слове «О малом доброделании». Но можно ведь, можно и должно говорить об одном и том же разным людям, в разное время. Не нужно думать, что все самое важное уже сказано, например, людьми святыми. Во-первых, не все сказано. Во-вторых, сказанное однажды требует многократного повторения. В-третьих, в мире не существует чистого плагиата. Даже дословно повторяя чужие мысли, я, пропустив их через себя, превращаю эти мысли в свои собственные. Итак, вернемся к грехам и добродетелям.

В мире нравственности затруднен счет. Иногда счет в мире нравственности просто невозможен. То есть качество в этом мире есть, а о количестве говорить не всегда получается. Вот пример.

Человек бросил на пол кусок хлеба. Бросил и не поднял. Не обдул, не поцеловал, не сказал «Господи, помилуй». Такой человек тяжко согрешил. Он проявил черствость, глупость, неблагодарность своей души, свою непричастность к повседневному труду как нельзя ярче. Можно ли здесь вести речь о размере хлебного куска? Есть ли разница, кусок этот велик или это только корочка? Конечно, нет. Грех совершен в принципе, и неважно, сколько граммов в хлебе, которым пренебрегли.

Граммы могут стать фактором нравственности в других условиях. В блокадном Ленинграде человек, отрезавший ниткой от своей пайки ничтожный кусочек для ближнего, достоин называться именем святого. Вот там граммы входят в область нравственности и подсчитываются. А в обычном быту что буханка, что горбушка – разницы нет. Нет разницы, и когда ребенок при родителях бросает на землю недоеденный бублик, а взрослым до этого дела нет. Чтобы назвать грех грехом, здесь граммы подсчитывать не надо.

По телевидению не раз показывали, как возмущенные своими правительствами фермеры в разных странах Запада устраивают демонстрации. Они съезжаются на площади городов на тракторах, запруживают техникой магистрали. Нередко демонстративно выливают на асфальт сотни бидонов молока в знак того, что производить его невыгодно. Всегда больно смотреть на это безумие, у которого есть «экономическое оправдание». Каждый пятый человек Земли голодает на всякое время и на всякий час. А где-то и кто-то находит более выгодным с точки зрения рентабельности высыпать в море сотни тонн зерна с неразгруженной баржи. Прибыль бесчеловечна, как Молох. У нее своя – идолопоклонническая – логика. И вот я думаю: бросивший наземь кусок бутерброда человек и бизнесмен, уничтожающий тонны продуктов ради рыночной целесообразности, сильно ли отличаются? Баржа с зерном относится к горбушке хлеба, как слон – к мухе. Но вот люди, совершающие эти поступки, могут быть друг другу равны.

«Украл рубль» и «украл миллион» – это выражения, между которыми можно ставить знак равенства. Миллион отличается от рубля. Но и там, и там стоит «украл». От этого слова, как от умножения на ноль, исчезает разница между величинами. Величины становятся равны.

Кстати, раз мы вошли в область математики, пребудем в ней еще ради одного примера.

Мораль причастна Богу и прикасается к вечности. Это все равно что выйти в область бесконечного, у которого совсем иные математические законы.

Возьмем множество натуральных чисел от 1 до 100. Теперь возьмем множество натуральных чисел от 1 до 100, которые делятся на 2. Какое из этих множеств будет больше? Естественно – первое. Оно больше ровно в два раза.

Теперь возьмем бесконечное множество натуральных чисел, с одной стороны, и бесконечное множество натуральных чисел, делящихся на два, – с другой. Какое из этих множеств будет больше? Никакое! Они равны! Бесконечность и там, и там. И это значит, что в бесконечности часть равна целому. Обычный счет закончился.

И как математика, говоря о бесконечности, попадает в область иных законов, так же и человек, говоря о морали, о грехах и добродетелях, попадает в иную область, туда, где маленькое стоит столько же, сколько и большое.

Вот теперь можно приблизиться к пониманию катастрофы, бывшей в раю, – к грехопадению.

Судя по-мирски, что такого страшного сделали эти первые люди? Такой ничтожный грех – и такое суровое наказание! Где же возвещаемая любовь, если Бог так суров? Но дело как раз в том, что малое равно большому там, где речь идет о грехах. В грехе прародителей, как дуб в желуде, уже были скрыты все грехи последующего человечества.

Понятен и евангельский максимализм, называющий прелюбодеем уже того, кто с вожделением смотрит на женщину. Грех, незримо совершаемый в духе, равен греху, вырвавшемуся наружу и ставшему видимым. Поэтому судимы мы будем не по делам, а по тайне сердца. «В день, когда, по благовествованию моему, Бог будет судить тайные дела человеков через Иисуса Христа» (Рим. 2: 16), – так об этом говорит апостол Павел.

Понятно, почему плакали о себе как о последних грешниках ушедшие подальше от мирских жилищ подвижники. Видя в себе семена греха, они прозревали в этих семенах жуткие плоды, просящиеся наружу, и это зрелище рождало нескончаемые слезы.

Итак, малое равно большому, и это смиряет нас при разговоре о грехах.

Но эти же мысли утешают нас при разговоре о добродетелях. Утешают, поскольку понятными становятся слова Господа о стакане воды, подав который, человек не потеряет своей награды. Становится понятной похвала бедной вдовице, положившей в сокровищницу церковную две мелкие монетки. В отношении добродетелей закон тождества между малым и большим работает с той же безотказностью.

Выводы из сказанного всяк человек способен сделать для себя сам.

Это может быть решение не браться за великие дела, но с большой любовью делать дела маленькие.

Это может быть пересмотр своей жизни на предмет обнаружения привычных греховных «мелочей» и попытка с ними расстаться. В любом случае это должно быть увеличение серьезности в отношении к жизни и внимания к себе.

Не нужно творить ничего великого, чтобы спастись. Не нужно творить ничего циклопически страшного, чтобы отпасть от Бога. И для того, и для другого довольно дел бытовых, незаметных, маленьких. Маленьких для нашего повседневного испорченного зрения и обретающих истинные масштабы при улучшении зрения под действием благодати.

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • В четверг — лучшие тематические подборки, истории читателей портала, новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Комментарии
Ирина 9 ноября 2011, 02:00
В жизни мелочей не бывает....который раз убеждаюсь...
Николай28 августа 2011, 23:00
Вот как удивительным образом одни факты дополняют другие, складываясь из отдельных самоцветов во все более четкую мозаику! Извиняюсь за длинную цитату, но с ней будет легче понять смысл, который хочу донести до читателей: http://www.holyfire.org/doc_RusDom4_2004.htm http://forum.materinstvo.ru/lofiversion/index.php/t295802.html ---------- Ланчанское чудо Во время Литургии один священник усомнился, что обычные хлеб и вино претворяются в Тело и Кровь Христа, внешне оставаясь хлебом и вином, чтобы не искушать причастников. С сомнениями священник произносил священные слова Евхаристического канона, и вдруг... это Пресуществление произошло. В чаше было уже не вино - там была чистая алая жидкость, удивительно похожая на кровь. А хлеб стал Плотью Христа. С тех пор, уже двенадцать веков, в Ланчано хранятся Святые Дары - Кровь и Плоть Христа. По свидетельствам современников чуда, материализовавшаяся Кровь позже свернулась в пять, разной формы, затвердевших шариков. Причём поразительно, что каждый из этих шариков, взятый отдельно, весит столько же, сколько весят все пять вместе, что противоречит элементарным законам физики, - факт, который учёные также объяснить до сих пор никак не могут. ---------- Теперь становится совершенно ясно, почему любая одна капля может весить как все пять вместе взятые! И недаром о причастии говорят, что даже в одной крошке и в одной капле - весь Христос. Спаси Господи Вас за Ваши труды!
Александр26 августа 2011, 22:00
Чётко...ясно...понятно...Согласен! Начинать надо с малого! Бог в помощь!
Татьяна23 июля 2011, 18:00
Прости меня, Господи но я не понимаю этот закон тождества между малым и большим грехом! Как можно ставить знак равенства между тем, например, что я наступила на ногу человеку и убийством человека, т. е. между МАЛЫМ грехом и СМЕРТНЫМ грехом??? Что-то Вы, батюшка, нафилософствовали.
грешный Алексей22 июля 2011, 11:00
Очень много переозознал и многое перевернулось в душе. Искренннее Вам благодарен!
Иулия, харьковчанка14 июля 2011, 14:00
Отец Андрей, спаси-Бо Вам за эти простые и проникновенные слова, в которых живая истина: "Не нужно творить ничего великого, чтобы спастись. Не нужно творить ничего циклопически страшного, чтобы отпасть от Бога". После таких вот ваших слов зрение гораздо улучшается. Вот звучит песня греху в исполнении Таисии Повалий: "Одолжила, одолжила, твою голову вскружила, и вернуть тебя божилась...".... И так бодренько, оптимистично, жизнерадостно. И вот картинка: свадьба гуляет, и жених с невестой - свежевенчанные по новомодной традиции - отплясывают в прокуренном кабаке вместе с захмелевшими гостями под эту песенку. И что тут такого, скажет обыватель? Люди невинно веселятся... Ан-нет, ловушечка-то не просто готова, но уже и птичка в клеточке, и ноготок увяз, осталось только дверцу захлопнуть... Вот так, на ровном месте, каждый день, на каждом шагу... Спаси Вас, Господи, батюшка, что подсказали. Говорите, говорите с нами: и в тысячный раз не лишне, будьте уверены! Стиль Ваш просто обожаю. Очень по душе. Дай Бог Вам вдохновения.
Михаил13 июля 2011, 17:00
Ответы на такие вопросы давно искал. Спаси вас, Господи
Александр10 июля 2011, 11:00
Благодарю Вас за простую доступную и поэтому-гениальную статью.
Сергей Матковский 8 июля 2011, 11:00
Спаси Вас ,Господи! Так легко и ненавязчиво вы разворачиваете человека лицом к Богу!Я каюсь над каждой вашей статьей,с вашими проповедями как с черновиками на исповедь ходить!
Михаил 8 июля 2011, 10:00
Спаси Господи!
Елена 7 июля 2011, 18:00
Спаси Вас Господи! Очень хорошая статья!
Николай 7 июля 2011, 17:00
Спасибо за статью! Хорошо написали, и вот это, в частности, о прибыли : «Каждый пятый человек Земли голодает на всякое время и на всякий час. А где-то и кто-то находит более выгодным с точки зрения рентабельности высыпать в море сотни тонн зерна с неразгруженной баржи. Прибыль бесчеловечна, как Молох. У нее своя – идолопоклонническая – логика.» Прибыль требует поклонения себе, и многие ей поклоняются словно золотому тельцу из библейской истории. Забывая о любви к ближнем. Наоборот, — ведь так заманчиво некоторым заработать денег на горе ближнего. Не заплатить зарплату бедной (не обеспеченной) девочке-кассирше в супермаркете, задержать зарплату тяжело работающему шахтеру или работнику завода, торговать спиртными напитками или участвовать в их производстве (или наживаться на чём-либо другом вызывающем ЗАВИСИМОСТЬ – это ж постоянные покупатели, выгодно! табак, другая наркота ), — всё это _прибыльные_ дела. Но злые. Думайте, выбирайте, братья-христиане.
Ира 7 июля 2011, 13:00
Спасибо! Такая хорошая статья, полезная. А ведь я это чувствовала в глубине души. А тут так просто и понятно сказано. Помогай вам Бог, отец Андрей.
Анна 7 июля 2011, 13:00
Понрвилось: "закон тождества между малым и большим"
Виктория 7 июля 2011, 12:00
Спаси Вас Господи, батюшка!
Александр 7 июля 2011, 11:00
Спасибо за разъяснение воли Божьей! Не знаю только как мне грешному преодолеть все искушения жизни, не поступать и даже не думать греховно. Избавь меня Господь от Лукавого.
Наталия 7 июля 2011, 10:00
Спаси Вас Господи, отец Андрей!
Ирина 6 июля 2011, 20:00
Спаси Вас Господи за эту статью! Стало понятно то, что раньше не понимала. Осталось только вместить это в себя и бояться согрешить даже в мыслях...
Sunix 6 июля 2011, 14:00
замечательно... современным языком о вечном
Андрей 6 июля 2011, 12:00
Очень точно! Своевременно и жизненно необходимо! Наверное, каждому. И уж точно - мне! Дело за малым - не ограничиться прочтением и согласием с автором, но и не забыть применить к своей жизненной реальности. Спасибо за Ваши интереснейшие статьи, отец Андрей! Дай Вам Бог крепкого здоровья!
Здесь Вы можете оставить свой комментарий к данной статье. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке