Просвещая светом Евангелия… Тот, кто для Якутии навсегда стал своим

Источник: SakhaPress.ru

6 октября 1977 года был причислен к лику святых человек, сделавший для просвещения народов Якутии столько, что они помнят его и по сей день, считая своим. О нем – святителе Иннокентии (Вениаминове) эта статья епископа Якутского и Ленского Романа.

«Оставить родину и идти в места отдаленные, дикие, лишенные многих удобств жизни, для того, чтобы обращать на путь истины людей, еще блуждающих во мраке неведения, и просвещать светом Евангелия еще не видевших сего спасительного света, – есть дело поистине святое, равноапостольное. Блажен, кого изберет Господь и поставит на это служение!» – писал в 1841 г. преосвященный Иннокентий Вениаминов в наставлении к священникам-миссионерам. Сорок четыре года своей жизни он посвятил неустанным трудам на этом поприще: 16 лет на Аляске и еще 28 в Восточной Сибири.

«Люди не для того сотворены, чтобы жить только здесь, на земле, подобно животным, которые по смерти своей исчезают, но для того единственно, чтобы жить с Богом и в Боге, и жить не сто или тысячу лет, но жить вечно», – так начиналась книга, которая в 1858 г. была издана на якутском языке в московской Синодальной типографии («Указание пути в Царствие Небесное»). А написал ее сперва на алеутско-лисьевском, затем перевел на язык народа саха великий миссионер, апостол Америки и Сибири Иннокентий Вениаминов.

Семь лет (1853 – 1860) прожил в Якутске будущий митрополит Московский и Коломенский, освящая северные народы благодатью и жертвенным служением. В каждом человеке он прозревал образ и подобие Божие и все делал для того, чтобы у них состоялась встреча со своим Творцом. «Даруй мне глас Твой возвещать истину и правду Твою, им же даруй слух, дабы они слышали и узнавали в моем гласе Твой глас!» – молился Святитель Господу, доверившему ему эти народы. И паства с радостью принимала его свидетельство, потому что он проповедовал не словами только, а всем своим существом и жизнью. В письме к митрополиту Филарету от 29 апреля 1854 г. Святитель писал: «Усердием Якутов ко мне и, можно сказать, пламенным желанием видеть меня, для того чтобы принять благословение через меня, я чрезвычайно утешался. Доказательством первому служит то, что они более чем на 300 верст разчистили дорогу для проезда моего, а последнему – то, что они задолго и из неблизких мест собирались на те станции, где я должен был останавливаться для перемены лошадей, и именно для того, чтобы принять мое благословение, и приняв оное, крестились и благодарили Бога за то» (Прибавл.ко Твор. Св. Отцев ч.15, 1856 г.).

​Как свидетельствовал в своих воспоминаниях протоиерей Афанасий Виноградов, «отличительною чертою в характере высокопреосвященного Иннокентия была его неустанная деятельность, доходившая, можно сказать, до страсти к труду. Для него жить – значило трудиться. Труд умственный у него сменялся трудом физическим». Привлекая местных умельцев, Святитель построил в Якутской области более 20-ти храмов. Он благоустраивал приходы, открывал церковно-приходские школы по улусам. Сохранились его предписания о строительстве часовен в селениях, об открытии в Якутске духовной семинарии, о порядке введения делопроизводства в церквях и приходах. Также составил особый устав попечительства и находил все новые истоки для призрения нуждающихся, сирот и заключенных.

Объезжая всю свою огромную епархию, Святитель Иннокентий убеждался в том, что местное население сознательно усвоить христианские истины может только на родном им наречии. Родившись на Лене, он с детства общался с якутами и тунгусами, поэтому очень хорошо знал их быт, культуру и обычаи. В своих дорожных дневниках он писал: «Господствующий язык в Якутской области есть якутский, так что из 210 тысяч едва ли найдется и 8000, которые бы не говорили или не понимали по якутски; а совсем непонимающих не найти и 4000. Тунгусы и прочие имели или имеют свои языки; но юкагиры по русски, а тунгусы почти все говорят по якутски, и большая часть из них уже и забыли свой природный язык, – и самые русские, крестьяне амгинские и другие забывают и уже очень многие забыли язык отцов своих; и даже из самых жителей Якутска, очень многие гораздо свободнее и охотнее говорят по якутски, чем по русски. Двухвековой опыт показал, что якуты, – несмотря на то, что в самих их улусных управлениях дела производятся на русском языке, и довольно многие читают сами русские молитвы и прочее, при настоящем положении обстоятельств, никогда не переменят своего природного языка на русский, как это сделали камчадалы и юкагиры; напротив того заехавшие к ним русские волею и неволею принимают их язык».

И архиепископ Иннокентий, прозревая будущее якутского народа, благословил священника-миссионера Дмитрия Хитрова, хорошо знавшего язык, на создание азбуки и краткой грамматики. Скоро по инициативе Святителя был создан Комитет по переводу священных и богослужебных книг.

Свидетелем их переводческих трудов стал известный русский писатель Иван Александрович Гончаров. В книге «Фрегат “Паллада”» он писал: «Я случайно был в комитете, который собирается в тиши архипастырской кельи. Все духовные лица здесь знают якутский язык. Перевод вчерне уже окончен. Когда я был в комитете, там занимались окончательным пересмотром «Евангелия от Матфея». Сличались греческий, славянский и русский тексты с переводом на якутский язык. Каждое слово и выражение строго взвешивалось и проверялось всеми членами.

Один из миссионеров, именно священник Хитров, занимается, между прочим, составлением грамматики якутского языка. Она уже окончена».
И Гончаров сказал о Святителе Иннокентии поистине пророческие слова: «О нем писали и пишут много, и много будут писать, и чем дальше населяется, оживляется и гуманизируется Сибирь, тем выше и яснее станет эта апостольская фигура… Вот природный сибиряк, Самим Господом Богом ниспосланный апостол-миссионер!»
В 1858 г. в московской Синодальной типографии были изданы 16 духовных книг на якутском языке: все книги Нового Завета, кроме Апокалипсиса; из Ветхого Завета Бытие и Псалтирь; книга поучений «Указание пути в Царствие Небесное», богослужебные книги, поучения, а также азбука и грамматика якутского языка, составленная протоиереем Дмитрием Хитровым.

Святитель Иннокентий, который всегда радел о правильном воспитании детей с раннего возраста, позаботился и о них. Он выписал из Москвы очень простую в изложении «Краткую священную книгу», перевод которой поручил священнику Петру Попову. И она стала первым изданием, выпущенным Якутской областной типографией (1866 г.)

Совершение Божественной литургии на якутском языке было давнишним желанием Архиепископа Иннокентия. С волнением ожидая этот день, он писал А.Н. Муравьеву от 16 апреля 1859 г.: «…нынешний год для якутского края будет весьма замечателен, и в истории якутов должен составить эпоху. Помолитесь Господу, чтобы Он благословил это наше дело».

И вот настал знаменательный день – 19 июля 1859 г. в кафедральном Троицком соборе святитель в первый раз служил Божественную литургию на якутском языке при участии восьми первых выпускников областной духовной семинарии. Вскоре после этого радостнейшего события родоначальники Дюпсинского, Борогонского, Мегинского и Баягантайского улусов написали прошение архиепископу о том, чтобы этот день, когда они впервые услышали Слово Божие на родном языке, был навсегда признан праздничным днем.

В 1858 г. по предложению Святителя Иннокентия было образовано Якутское викариатство, и кафедру архиепископа перенесли в Благовещенск. А в декабре 1869 г. был подписан императорский указ об образовании с 1870 г. самостоятельной Якутской епархии, о чем он так давно ходатайствовал, сознавая все неудобство управления краем издали.

На торжественное открытие высокопреосвященнейший митрополит Московский Иннокентий послал икону Святой Живоначальной Троицы с вложенной частицей древа от животворящего Креста Господня с надписью: «Благословение граду Якутску и ново-учрежденной епархии Якутской».

Сегодня можно с уверенностью сказать, что северные народы, призванные стать печатью апостольства Святителя Иннокентия, хранят о нем благодарную память. День его причисления к лику святых, 6 октября, – это день особого нашего благодарения Господу за то, что великий подвижник, человек, который до конца стал Человеком во славу Божию, явил всем нам образ подлинной христианской жизни.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
×