История и преемственность

Вас волнует преемственность поколений? Меня волнует.

Если человек что-то важное понял, то страшнее смерти для него – невозможность своим опытом поделиться. Не надо лишний раз трубить о традиции, якобы она у нас есть. Вся наша традиция в инерции. А если нет и если кто-то тебя научил чему-то, то назови имя учителя. Если ты чему-то кого-то научил, назови имена учеников. Далеко не все на это способны.

Без передачи опыта геометрическая прямая распадается на множество отрезков, каждый отрезок – на множество точек, а точку пробуют расщепить, как атом, ради получения ядерной реакции. Мир рушится. Да что там рушится сгорает в пожаре расщепленных атомов. Атомы – человечки, а инструмент для расщепления – эгоизм и беспамятство.

***

Единство языка и общность территории проживания это слишком мало, чтобы создать и сохранить народ. Нужен еще общий взгляд на историю, нужно мировоззренческое тождество, образуемое, в свою очередь, общим опытом молитвы, терпения и преодоления трудностей.

Мне кажется, что русские – тип очень устойчивый. Русский сам себе равен на довольно больших просторах мировой истории. Вот, как у Н. Михалкова в «Сибирском цирюльнике» за кадром говорится: «На войну – с песнями; под венец – в слезах. И все – всерьез». Так было при царе Горохе, так есть сейчас, и завтра так будет.

Может быть, и англичанин только фасон галстуков меняет, а сам все тем же остается. Может, это и немцев касается. Трудно сказать. Однозначно то, что сохранение внутреннего облика и неистребимость психотипа сродни Богоизбранности.

Так еврей, кочуя по странам и континентам, сам себе равен и таким пребудет до Страшного суда. Зане миссия у него такая: свидетельствовать об истинности Священной истории, хотя бы и от противного.

***

Что до русских, то у них вечно – Смута. Причем именно с большой буквы.

Элита выродилась, иноземцы хамеют как у себя дома, «народ безмолвствует». А если не безмолвствует, то еще хуже, потому как «не приведи Господи видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный».

Смута приводит к тому, что крестьянин пахать перестает, народ не знает, кто над ним главный, все пьют и пакостничают, грабят по дорогам, а мир расшатывается, и можно уверенно говорить о «конце света в отдельно взятой стране». И вот тут, когда все уже вроде бы заканчивается, начинается нечто чудесное.

То ли народ начинает каяться и молиться, то ли святые угодники, при земной жизни говорившие по-русски, приносят Богу совместное моление, то ли Сама небесе и земли Царица вмешивается в ход событий, но жизнь не заканчивается, волны утихают и болезни исцеляются. Так было уже не раз и не два. Есть твердая надежда на то, что и в будущем так и произойдет. Хотя есть и обратное чувство: вечно так продолжаться не может.

***

Живучесть и неистребимость подобны качествам Богоизбранности.

Это мы уже говорили.

На Пасху (разумеется, их, а не нашу) у евреев происходит один и тот же веками разработанный ритуал. За столом маленький ребенок спрашивает самого старшего мужчину: «А зачем мы здесь сегодня собрались?» И самый старший мужчина произносит слова, которые произносятся в этот день во всех еврейских домах на протяжении столетий. Он говорит: «Народ наш был рабом в Египте, в доме рабства, в железной печи. И Всевышний сжалился над нами и вывел нас из дома рабства рукою простертою и мышцею высокою». Потом излагается часть того, что описано в книге Исход. Потом пьют вино и произносят благословение. Потом рассказ продолжается. Потом опять пьют, едят, благодарят, рассказывают.

Зачем я это говорю? Затем, что это ярчайший пример неумирающей традиции и исторической памяти, освященной призыванием Бога. Непонятно, кто кого хранит: евреи обряд или обряд – евреев. Умнейшие из них говорили, что они хранят субботу ради того, чтобы суббота хранила их.

Эту мысль следует взять на вооружение в виде аналогии.

***

Если народ не хочет умереть, он должен помнить главные периоды и этапы, главные события своей собственной Священной истории. Думаю, в том, что всякий во Христа уверовавший народ имеет свою Священную историю, никто не сомневается.

Нужно, чтобы маленький мальчик спросил отца или дедушку: «А что сегодня за праздник?», и старший мужчина мог ему ответить:

«Понимаешь, сынок, много лет назад наш народ чуть не погиб. Люди перестали любить друг друга, грешили постоянно и не боялись Бога. За это Бог навел на нас все беды. Был неурожай. Были болезни, был голод. Потом пришли враги. И вот тогда наш народ стал сильно плакать перед Господом и просить прощения. И Богородица, Мать Спасителя, тоже молилась Сыну о нас. И Господь помиловал отцов наших и не истребил нас до конца. Мы благодарим за это Господа, и еще: мы помним об этом, чтобы не грешить. Ведь мы не знаем, будет ли Господь столь же милостив в следующий раз».

Вообразите подобный диалог в каждой семье, и вы получите День народного единства.

***

Вера больше, чем преподавание алгебры, требует преемственности. Если в преподавании алгебры пресечь преемство, то мы будем на пальцах считать, а мир будет над нами смеяться. А если в вере разорвать непрерывность и благодарную память, то мы в зверей превратимся.

И вот, уже ходя на четвереньках, как некогда Навуходоносор, мы все еще имеем возможность вспомнить великие дела Божии: изгнание Тамерлана в веке XIV, освобождение от поляков в веке XVII и многое-многое другое.

Это воспоминание даст нам возможность прочувствовать слова Писания и молитв, где Бог называется «Богом отца моего». Не просто «мой Бог», как будто до меня и кроме меня никого нет и не было, а именно «Бог отцов наших».

«Господи Вседержителю, Боже отец наших, молимтися, услыши и помилуй» разве не о том же речь в этих словах?

***

Домом Богородицы называли предки наши землю своего временного странствования. И действительно, нет ни одного грандиозного по масштабу и спасительного по сути события в нашей истории, которое бы не ознаменовалось участием в нем Богоматери.

Празднование в честь иконы Казанской – лишнее тому подтверждение.

Не думаю, что те россияне, что жили в XVII веке, сильно отличались от нас. Видно, были и буйны во хмелю, и глупы так, что обмануть себя позволяли, и в браке нецеломудренyы, и в труде неусердны. Короче, что мы, что они – яблочко от яблони.

Но все же умели они стряхнуть с себя пыль и гниль повседневную, когда смерть в глаза им заглядывала; умели стать самими собой, и молиться по-настоящему, и умирать за правое дело, а не за котячий чих.

Нужно, стало быть, и нам обретать смысловой стержень, то есть вертикальную координату, то есть смысл жизни, заключенный в Боге Отце нашем, Который на небеси.

Это и есть подлинное движение в сторону всенародного единства, обретаемого на пути к Богу.

Путь сей крестный, покаянный, молитвенный, от отцов нам заповеданный.

С праздником!

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • В четверг — лучшие тематические подборки, истории читателей портала, новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Комментарии
Юрий 5 ноября 2014, 11:00
Полностью согласен с отцом Андреем.У нашего народа 2 качества-терпение,излишняя доверчивость,а такой народ нельзя обманывать,это как детей,а нужно объяснять правду,уметь общаться с народом,чего наша власть совсем плохо делает и сама же роет яму под собой,результате бунт обманутого народа
Ольга Шитова 4 ноября 2014, 16:00
Спаси, Господи! Как всегда, о.Андрей сказал просто, умно и убедительно.
Валентина Першина 4 ноября 2014, 00:00
Мы все обманулись в очередной раз. ГОСПОДИ! Спаси, защити и помилуй нас! Не дай погибнуть от руки БРАТА!
Сергий 4 ноября 2012, 09:00
С Праздником! Вас братия! Низкий поклон Вам о.Андрей за сказанное Слово!
р.Б. Александр21 июля 2012, 12:00
С Праздником, православные! Пресвятая Богородице, моли Бога о нас! Спаси Господи о.Андрея
Надежда14 ноября 2011, 21:00
Истинно так,батюшка!Но вот беда!Народ этот компьютера не имеет и в храм не ходит.Как же до этого народа достучаться?Этим-то людям,как помочь?Может,кто и пошел бы в храм,так храм разрушен,а возрождать не хотят.Это в деревне.И в городах такого народа много.Вот ведь,как им пыль и гниль повседневную стряхнуть?И как им обрести этот смысл жизни,сидя у телевизора?Умирают старики без покаяния и причастия,а некоторые еще и завещают,что бы без священника хоронили.Вот ведь беда-то где.
Александр12 ноября 2011, 13:00
Комментарий очень короткий. Слова,слова,слова... А между прочим в 17 веке слова "россиянин" не существовало. Как-то странно вяжется историческая нить.Не от истока к устью,а наоборот... Слова,слова,слова... А вот взяли-бы да раздали награбленное или рекламу запретили кой-чего или цензуру на ТВ ввели или еще что... возможно Бог и простил народ. Опять возможно,мне не дано знать. А так лицемерие сплошное и опять слова с делами не как не сходятся.
Лидия 7 ноября 2011, 19:00
Спасибо,батюшка за статью!
Владимир 7 ноября 2011, 11:00
Спасибо Вам батюшка Андрей! С большим интересом всегда читаю Ваши статьи. Они заставляют отвлечься от суеты и задуматься о главном. Спаси Господи Вас и Вашу семью.
Елена 5 ноября 2011, 18:00
Александру: Было бы ещё от кого хотеть рожать, во-первых; а во-вторых, знаю одну многодетную мать, которую за её многодетность больше всего пилит именно отец её детей, грозящийся уйти к другой -немногодетной (и попытки уйти были не раз). Так что ещё не известно, кто и чему разучился -- не надо обобщать.
Андрей 5 ноября 2011, 09:00
Александр: в обозримом будущем возможно будут рожать, от китайцев (предположение)
Александр 4 ноября 2011, 23:00
А может достаточно уже Божественного воспевания судьбы Русского народа? А то, гляди, весь народ отправиться к Богу, потому что, извините за выражение, - Русские бабы рожать разучились (не хотят). Правда ещё ни кому не вредила.
Людмила 4 ноября 2011, 21:00
Вспомним начало 90-х.Шок,беспредел,хаос.И посреди этих руин союза-возрождение веры.Как через потресканный асфальт пробилась живая.зеленая поросль нашей Церкви. И,как,человек,убежавший от нападения дикого зверя,останавливается отдышатся,так и мы можем теперь осмотреться.Выросли красвцы-храмы,воскрели монастыри,но возродилась ли вера?Нас так усиленно толкают на "европейский" путь развития.Там не преследовалась вера,не закрывались храмы.Там люди по-просту забыли о Боге.Кто еще слабо придерживается обрядов,кто-то уже успел "подогнать" свою веру под себя,так чтобы все удобно и не напрягаясь.Можно много говорить а эту тему.Но возлюбив мир, сможем ли идти за Христом?Сможем ли "отвергнуться себя",пойти за ним до конца,выбрав Его, сделав "стержнем,смыслом своей жизни".
Сергей 4 ноября 2011, 17:00
С праздником и Вас отче. Всё сказаное Вами правда. Жаль только что и мы не хотим ничего знать, и нам некому об этом рассказывать, да и дети наши не хотят нас слушать. Но Вы неустанно говорите - Ваши слова нам очень нужны. Они трогают сердце. Спаси Вас Господи!
Федор Двинятин 4 ноября 2011, 17:00
Все правиль и в точку
Anna 4 ноября 2011, 17:00
Amin.
Маргарита 4 ноября 2011, 14:00
Спасибо! Очень хорошая статья.
Алексей 4 ноября 2011, 13:00
Спаси Господи! Восхитительная статья, задумался над тем, а что же я бы ответил на такой вопрос младшего себя.
православный 4 ноября 2011, 11:00
Спаси,Господи!
Здесь Вы можете оставить свой комментарий к данной статье. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке