Волки в овечьих шкурах

Источник: Портал Слово

Поводом для размышлений стало посещение спектакля, который разыграли дети под руководством молодого, вероятно, талантливого педагога. Почти год трудились дети для того, чтобы доставить радость зрителям получасовым музыкальным спектаклем. Постановка русской народной сказки «Волк и семеро козлят» вызвала восторг и умиление родителей. «Артисты» получили грамоты. Все вышли возбуждённые и довольные. Трудно судить, что происходило в душах людей, присутствовавших там, хотя некоторые моменты спектакля были несколько неожиданны для зрителей и вызвали недоумение, которое впрочем было «сметено» авторитетом педагогов, режиссёра да и самой праздничной ситуацией. А что, собственно, произошло? Детский спектакль, музыка, радостные дети, умилённые родители…

Мы склонны недооценивать значение происходящих событий. Конечно, посещение спектакля, или чтение книги, или общение с человеком событием не назовёшь, однако именно из этих впечатлений, знаний складывается жизненная позиция, отношение к происходящему. Что же произошло на этом безобидном спектакле? Хочется думать, что ничего дурного, однако семя неправды было брошено в души детей.

ПЕРЕВЁРТЫШ

В чём же состояла ложь, которая, к сожалению, мало кем была замечена?

Волк, олицетворение зла в русской народной сказке, по версии режиссёра приобрёл образ «милашки», который не собирался никого кушать, а соблазнил козлят с единственной целью — поиграть с ними! И хотя мама-Коза запретила открывать Волку, так как знала или подозревала о его коварстве, козлята были правы, что не послушали маму, потому что Волк-то был «хороший» и не собирался есть козлят, он просто хотел с ними поиграть. Мама, с её старыми и несовременными представлениями, оказывается, ошибалась, предполагая, что Волк злой и что вообще зло есть. Все рады, все дружат и веселятся. Затем поётся гимн маме.

В конце спектакля я задала режиссёру вопрос об этической стороне его версии. На что он ответил: «А вы что, считаете, что есть злые люди? Что есть зло? Зла нет! Вы что, хотите, чтобы у детей был страх, чтобы они боялись зла?» (Наверное, у некоторых людей напрочь отбивается историческая память.)

На это я ответила, что верно, страха быть не должно, но верно также и то, что дети не должны быть беспечны. Не случайно сложено немало народных сказок про беспечность: «Колобок», «Петушок — золотой гребешок», «Алёнушка и братец Иванушка». Образ зла в народных сказках никогда не был дружелюбным и миролюбивым. Не во всех сказках зло откровенно неприкрытое — например, Баба-Яга, Кощей Бессмертный. Есть много сказок, где зло завуалировано хитростью и лестью (образ Лисы, родных братьев, мачехи). Главное, что есть в русских народных сказках, так это то, что зла не нужно бояться, его нужно преодолевать, с ним нужно бороться, а не обманываться, проявляя беспечность. В народных сказках зафиксирован многовековой опыт не одного поколения, эта житейская мудрость не может быть перечёркнута чьей-то личной философской позицией или мнением.

ОПАСНЫЙ ПОВОРОТ

Модернистские идеи, которые выворачивают многовековой традиционный опыт, не так уж безобидны. За этими воплощёнными в жизнь (например, в виде детского спектакля) идеями стоит определённая, достаточно жёсткая идеология, проводником которой в данном случае оказался молодой режиссёр, перепутавший онтологические, философские вопросы и вопросы этические. Существуют разные уровни восприятия действительности — от духовного, философского, этического до житейского. Хорошо, когда более низкие уровни пронизаны высшими, если при этом не происходит искажения. Искажённый перенос философских идей на этику человеческих отношений даёт в результате искажённую этику. Этический закон предполагает чёткое разделение добра и зла, чёрного и белого. Без этого человек не может ориентироваться в мире, а принимая зло за добро, он легко становится жертвой зла. Ребёнок, полагающий, что нет зла и злых людей, легко может стать жертвой преступления.

Идеологические измышления, которые переносятся на все виды человеческой жизни и деятельности, становятся «камнем утопления» в омуте человеческих заблуждений. Особый вред наносится детям, когда якобы в целях воспитания под видом «безобидных» спектаклей, книг, журналов внедряется определённая идеология. К сожалению, мы уже столкнулись с тем, что есть много печатного непотребья для детей. Коварство приведённого случая состоит в том, что через традиционную сказку проводятся отнюдь не традиционные идеи. Это пример ещё одного камуфляжа зла в одежды традиционной культуры. Как же внимательны должны быть сейчас те, кто воспитывает детей!

Мы живём во время, когда зло не проявляет себя явно, а прикрывается добром и соблазняет людей своими посулами, которые не иначе как сыром в мышеловке не назовёшь.

Собственно, проблема размывания границ между добром и злом — актуальная проблема современных людей. Как стираются грани? По-разному. При одном непременном условии: когда в сознании человека нет чётких ориентиров истины.

Возможно, некоторым все эти рассуждения покажутся незначительными, не стоящими внимания, когда вокруг столько всего. Нет. Нет мелочей в воспитании. Детство — время посева, взрослая жизнь — жатва.

Личный опыт, а также опыт жизни, отражённый в художественных произведениях, показывает, что любое человеческое падение начинается с маленькой, даже малюсенькой мысли, которая превращается в овладевающее человеком желание, затем выстраивается идея, которая требует воплощения, и… совершается преступление, например, Раскольниковым Ф. М. Достоевского, солдатом Андреем Гуськовым в романе В. Г. Распутина «Живи и помни» и др. Вот и наш режиссёр воплотил свою идею — даже не стирания граней между добром и злом, а просто идею отрицания зла в русской сказке, основной смысл которой был в развитии у детей послушания, чувства ответственности за поступки. Дети должны были увидеть последствия беспечности, но режиссёр отклонил поучительный призыв и полностью исказил смысл сказки.

Так мало-помалу отвергается традиционная культура, традиционные ценности. Непонятно и досадно, что никто этого не заметил. Я не говорю о родителях. Этого не заметили даже педагоги! Зато со спектакля все ушли возбуждённые и радостные, родители отложат на память фотографии. А кое-кто покрутит хвостиком и сильно порадуется.

Ирина Коган

Источник: Портал Слово

9 марта 2012 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Комментарии
Олег26 декабря 2017, 15:56
Очень хорошая статья. Прямо открыто и поучительно для всех родителей а особено для мам!!! Очень рад что остаются еще такие мамы которые учат детей правельному и глубокому пониманию жизни. Сам воспитываю двух дочерей и вижу как в наше время воспитывают деток в садике в школе. К сожалению педагоги далеки от такого понимания а может немогут пойти против системы образования детей. Неучат детей с детства четкому пониманию истин добра и зла. А потом мамы и папы хватаются за голову когда детки приходят к подростковому возрасту. А виноваты сами родители и только родители!!! Что посеешь то и пожнешь! Родители мы и только мы ответствены за наших детей. Советую А И Осипов о воспитании детей!!!
Наталья11 марта 2012, 14:04
Anna V.G.: а что это-чик, на котором надо быть? да...жертвы ЕГЭ
Людмила10 марта 2012, 09:51
На мой взгляд, статья очень актуальна. Воспитывая детей, я постоянно натыкаюсь на бесконечные перевертыши, размывание истинных ценностей, переиначивания национальных традиций. И все делается под всеобщее улюлюкание и раздачу сникерсов. При этом родители- как слепые котята. Спасибо автору статьи.
Нина10 марта 2012, 01:49
Спасибо, всё правильно! Детей лишают ориентиров, им будет трудно, когда вырастут, в реальной жизни
Георгий10 марта 2012, 01:13
Вероятно, все забыли, что сюжет далеко не нов: он появился ещё в мультфильме 1975 года "Волк и семеро козлят на новый лад" Леонида Аристова.
Anna V.G.10 марта 2012, 00:36
В статье ВсЁ ПРАВИЛЬНО !!! "кое-кто покрутит хвостиком и сильно порадуется" Надо быть на чику,всегда !!
для Ольги про Шрека 9 марта 2012, 23:39
"Шрэк" - безобразный антипод сказок, подобных нашему "Аленькому цветочку", где настоящая любовь преображает даже некрасивое создание. Любовь же к Шрэку делает красавицу уродиной. я все думала: ну почему?" Ольга, не выдумывайте, пожалуйста. Принцесса Фиона была заколдована таким образом, что днем она была красавицей, а после заката солнца - нет. Причем заколдована она была еще ДО встречи со Шреком. Так что Шрек здесь ни причем. Другое дело, что поцелуй любви от Шрека не принес ей долгожданного результата - всегда оставаться красавицей, даже после заката. А во втором фильме Фиона уже сознательно отказывается от своей красоты и сознательно выбирает непривлекательную внешность. Т.е. она понимает, что хотя первоначально Шрек возможно был очарован ее внешностью, но любит он ее не за красивую мордашку. Да и она его любит не за какие-то внешние ТТХ.
Амет 9 марта 2012, 20:52
Ирина, интересно что вы думаете про мультики Миядзаки, в которых главный герой половину сказки борется со злом, а вторую половину, обнаружив, что зло - это человеческая слабость и страхи, помогает тому, с кем боролся, в конце сказки выходя на другой уровень - борьбы с собственным страхом бояться. Вы видели "Шагающий замок", или "унесённые призраками"?
Ольга 9 марта 2012, 20:20
Статья замечательная, обеими руками за. Надо противостоять, сколько есть сил, всем попыткам выворачивать наизнанку жизнь, ее смыслы, ценности . Для меня, например, мультфильм "Шрэк" - безобразный антипод сказок, подобных нашему "Аленькому цветочку", где настоящая любовь преображает даже некрасивое создание. Любовь же к Шрэку делает красавицу уродиной. я все думала: ну почему? Ведь Любовь по определению делает мир прекрасным. Почему же в этой в общем-то неплохой истории этого не случилось? По воле режиссера, который ТАК смотрит на мир. (хорошо бы кто-то из священников на эту тему высказался). У меня к статье Ирины Коган только одна претензия: почему не названо имя режиссера? В статье нет оскорблений, автор вежливо и вполне резонно ставит вопросы по поводу нетрадиционной нтерпретации звестной сказки. Почему имя не названо? Получается, нечто вроде: "В нашем городе есть лужа, сразу ее не заметишь, но когда вы ы нее вляпаетесь, догадаетесь." А я вляпываться не хочу, да и многие другие родители вряд ли захотят. . .
Борис 9 марта 2012, 18:44
Очень больно что таких ЭнтЭлЭктОалов, подобных режиссеру, совсем не мало...
Мария 9 марта 2012, 14:13
Да уж, если волк в овечьей шкуре добрый и хочет только поиграть, то где же он взял шкуру, содранную с овцы? И кто сьел саму овечку? :)
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
×