Губит не штрих, а грех

Не так давно нашу редакцию в очередной раз посетил представитель отделения Пенсионного фонда по Саратовской области; на сей раз это был помощник управляющего Виталий Нуждин. Он принес образчик заявления от православного пенсионера: «Согласно своим убеждениям на основании действующего законодательства РФ я не даю своего согласия на доставку пенсии по новому бланку, содержащему личный страховой номер и штрих-код. Я отказываюсь ставить свою подпись в бланке с антихристовыми символами…»

— Заявления все одинаковые,— сообщил Виталий Юрьевич,— все из одного компьютера. А вот людей таких почему-то все больше и больше.

По предоставленной Пенсионным фондом статистике, в этом движении с большим отрывом лидирует Ленинский район: там отказников уже больше сотни. В Кировском — 18, в Волжском — шесть, в Энгельсе — тоже шесть, ну и в иных районах понемножку. Начальник управления Пенсионного фонда в Ленинском районе Саратова Николай Косов рассказал, что граждане, страшащиеся «антихристовых знаков», приходили к нему на прием большой группой, около тридцати человек; в группе выделялись лидеры, они вели себя довольно агрессивно. В итоге Пенсионный фонд мается: его сотрудникам приходится выбирать из общего потока персональные квитанции отказников и переделывать их — каждую отдельно,— убирая страховой номер и штрих-код.

Скажем сразу: разъяснения по этому вопросу в епархиальных СМИ публиковались неоднократно, и не только пенсионных документов они касались, но и новых российских паспортов, в оформлении которых кому-то упорно чудится число 666, и медицинских страховых полисов, и индивидуальных налоговых номеров, с которых, собственно, все это и начиналось. Сейчас можно было бы ограничиться несколькими цитатами из тех разъяснений. Но достаточно ли этого? Происходящее заставляет задуматься и попытаться нащупать корни проблемы. Что заставляет верующих (бесспорно!), православных (мы не можем и не должны отсекать их от православия) людей вести себя подобным образом?

Раздобыв с десяток домашних телефонов отказников, я принялась звонить. Впечатление мои собеседники производили разное. Позиция некоторых вызывала уважение:

— Я человек старый и больной, я не знаю, что со мной будет завтра. Я решила подписать это заявление… можно сказать, на всякий случай. Я доверяю Церкви. Если мне объяснят, что я не права, я буду только благодарна.

— Но вы, по вашим словам, постоянная прихожанка. Почему же вы не спросили священника, прежде чем подписывать эту бумагу?

— Вы знаете, я человек тихий… И стеснительный. Стесняюсь батюшек о чем-то спрашивать. Отстояла службу, причастилась, когда Господь сподобил,— и домой.

Итак, вот одна из причин: комплекс неполноценности, робость, боязнь обратиться к священнику и задать ему насущный вопрос. Хочется всем напомнить: вы в своей Церкви, в своем храме, вы среди своих, вам нечего стыдиться и не нужно бояться никого. Возможно, это наша общая проблема, и мирян, и священников,— то, что мы никак не осознаем себя по-настоящему одной семьей, не научимся доверять друг другу. Доверие вылечило бы от многих перекосов лучше, чем любые разъяснения — тем более что без доверия разъяснения бесполезны.

Были, однако, и иные диалоги:

— Почему я не спросила у священника? А при чем тут священник, когда это у святых отцов написано? У каких святых отцов?.. Не помню, но точно, что написано. Мне это очень знающие люди сказали, такие люди, которые ближе всех к Церкви. Почему они ближе всех? Потому что на все службы ходят.

Или так:

— В Евангелии написано, что все люди будут заклеймлены. Что значит — где?.. Я же вам говорю — в Евангелии. Очень странно, что вы в такой газете работаете, а Евангелие не читали. Что значит — в каком из четырех? Я не знаю никаких четырех, у меня только одно Евангелие, оно называется Новый Завет.

Или даже так:

— Не надо мне провокационные вопросы задавать. Вы в епархии работаете, значит, прекрасно все это знаете. А пишете, что это не так, по приказу. Я вас не осуждаю, у вас работа такая.

Что мы видим здесь, кроме невежества? Ту самую фарисейскую, а иначе — сектантскую самоуверенность, мать больших и маленьких расколов. Многие «борцы с антихристом» поступили бы правильно, если бы честно ответили самим себе на несколько вопросов: «А много ли я знаю?», «Кого и почему я слушаю?», «Почему я решил, что я сам, а также те люди, которых я слушаю, умнее и праведнее священника, Правящего архиерея, священноначалия и Церкви в целом?».

Некоторые мои собеседники, впрочем, говорили, что позиция священноначалия им неизвестна, но они хотели бы ее знать. Для них — цитирую:

«Не следует бояться внешних символов и знаков, ведь никакое наваждение врага душ человеческих не способно превозмочь благодати Божией, изобилующей во Святой Церкви. Ничто и никто не может поколебать веры человека, если он воистину пребывает со Христом и прибегает к Таинствам церковным». Заявление Священного Синода, март 2000 года — в связи с возникшей тогда дискуссией об ИНН.

«Принятие или непринятие индивидуальных номеров ни в коей мере не является вопросом исповедания веры или греховным деянием. Это дело личного выбора, оно не имеет религиозного значения» — Итоговый документ Синодальной Богословской комиссии, февраль 2001 года.

«Русская Православная Церковь не призывала и не призывает граждан нашего государства к отказу от паспортов, от страховых свидетельств, от пенсий, от индивидуального налогового номера, потому что не видит в этом ущерба религиозной свободе и оскорбления чувств верующих» — Митрополит (тогда еще епископ) Саратовский и Вольский Лонгин, очередное официальное разъяснение.

Наконец, хочется привести еще одну цитату — из замечательной проповеди архимандрита Иоанна (Крестьянкина):

«Дорогие мои, как мы поддались панике — потерять свое христианское имя, заменив его номером? Но разве это может случиться в очах Божиих? <…> У Господа нет понятия о человеке как о номере, номер нужен только современной вычислительной технике, для Господа же нет ничего дороже живой человеческой души, ради которой Он послал Сына Своего Единородного Христа-Спасителя. И Спаситель вошел в мир с переписью населения.

Сейчас мы все больше боимся печати антихриста, которая будет во время оно, во время, до которого мы не знаем, доживем ли. А вот о печати нашего личного греха мало кто даже задумывается. Но именно она, эта печать, отдает человека во власть антихристовых стихий и дел и является действительным прообразом той печати, которой на самом деле стоит бояться! И ничто божественное не пройдет сквозь эту страшную греховную печать, которой мы ежедневно печатаем свой ум и сердце.

При современных технических возможностях можно тайно и явно запечатлеть все народы и «номерами», и «чипами», и «печатями». Но они душе человеческой не могут повредить, если не будет сознательного отречения от Христа, и сознательного же поклонения врагу Божию».

Нужно ли что-то добавлять к словам отца Иоанна? Ну, разве что Пенсионный фонд процитировать: «… страховой номер в системе обязательного пенсионного страхования присваивается не застрахованному лицу, а индивидуальному лицевому счету» (из разъяснения, рассылаемого «ревнителям»).

Чего точно не вместила бы газетная полоса — так это всех толкований Апокалипсиса, всех богословских и экзегетических трудов на эту тему, всех изысканий по поводу «числа зверя». Но при чем здесь компьютерный учет пенсионеров, налогоплательщиков или потенциальных пациентов государственного здравоохранения? Компьютер есть компьютер, в конце концов, он не может оперировать нашими христианскими именами — неужто не ясно?

Нет сомнения в том, что это явление — отказ от получения пенсий по квитанциям Пенсионного фонда — имеет централизованный характер, сознательно кем-то организуется и направляется. Об этом, помимо прочего, говорит и то, что мои респонденты в большинстве своем уклонялись от прямого ответа на вопрос: «Кто вам это посоветовал?» или «Кто дал вам образец заявления?». Грустно об этом говорить, но есть среди отказников и те, кто в силу возраста, болезни, проблем со слухом и зрением — просто не понял, что и зачем его заставили подписать.

Мы имеем дело с псевдоправославным сектантским течением. Что ж, не запретишь: свобода слова у нас в стране и свобода совести, и это, в принципе, хорошо. Но свобода подразумевает личную ответственность за выбор: наблюдайте, как вы слушаете (Лк. 8, 18).

Бороться со штрих-кодом гораздо легче, чем с грехом, то есть, по сути, с самим собой. В том-то все и дело.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Комментарии
Мария24 ноября 2016, 06:44
да, почему все-таки Греческая Церковь настороженно относится к электронным документам и штрих-кодам?! думаю, стоит почитать, что пишет старец Паисий Святогорец, тем более, что он был причислен к лику Святых в 2015 году.
Бычкова Евгения20 октября 2013, 19:16
полностью согласна с вашей статьей
Людмила 6 августа 2013, 15:19
Не надо бояться штрих-кодов, чипов, Надо бояться совершать грехи, вот они-то и тревожат сердце и душу, Тот кто истинно верит Господу Богу - он и верит, Ничто ему в этом не помешает!Господь говорит: " Дай сердце мне свое сыне....."
СЕРГЕЙ18 февраля 2013, 23:47
а православные греки по вашему.дураки што ли?когда вся ихняя церковь против штрихов восстала7
Петр 6 февраля 2013, 04:29
Спасибо вам, и автору, и зрителям.
Сергей 6 июня 2012, 12:25
Разве тот кто носит крестик как украшение уже Христианин и ему гарантировано спасение? При крещении совершается чин отречение от сатаны и дел его и не только в момент крещения, а всю оставшуюся жизнь нужно стараться жить по заповедям Божиим. И если мне присвоили индивидуальный номер не отменяя моего собственного имени и фамилии, не заставляя отречься от Христа, разве это уже принятие сатаны? Вот когда начнется всемирное или даже какое локальное гонение на Християн, наличных денег уже не будет и мне скажут, что ты сможешь совершать покупки, посещать лечебные, образовательные учреждения и пользоваться прочими благами цивилизациями только при условии, что утебя будет некий код или чип, но получить этот чип можно только через отречение от Христа и принятие зверя (как в комунисты принимали только атеистов), тогда конечно.
Вера, 65 лет 6 июня 2012, 02:56
Редкой бабушке, приходящей сейчас в храм, 80 лет. В основном бабушки возраста примерно 60 -65 лет, которых назвать малообразованными язык не поворачивается. И школу кончали и институт, и крещены были в детстве, правда многие тайно. А в Церковь пришли уже сейчас потому,что дуща открылась наконец-то! В детстве меня мама боялась в Церковь водить, чтобы в школе не засмеяли, но молилась за нас, своих детей -ВСЕГДА. И иконы в доме были, и мы знали, что и отец и мать - верующие люди. А сами мы, до поры до времени, в Церковь не ходили, к сожалению. Гонений не было, но комсомольская и партийная организация устраивали рейды по храмам с проверкой регистрационных книг и если унавалось, что уже мы своих детей крестили - взбучки устраивали на собраниях, могли и с работы уволить тогда,или должности лишить, наказать как-нибудь...А про ИНН - сейчас в интернете можно найти письмо афонских монахов.И Паисий-Святогорец тоже по этому поводу отрицательно высказывался. Вы, Марина, тоже это всё читали, конечно. И до нас, "бабушек малообразованных" эта информация тоже доходит. Удивляться не приходится. Все эти меры компьютерного учета приведут в конце концов к печати или чипу на руке или на лбу - к тому идет,вы и сами это понимаете, поэтому называть нас, 60-70 летних "малообразованными" не стоит, я думаю.
Галина 5 июня 2012, 12:42
"— В Евангелии написано, что все люди будут заклеймлены. Что значит — где?.. Я же вам говорю — в Евангелии. Очень странно, что вы в такой газете работаете, а Евангелие не читали. Что значит — в каком из четырех? Я не знаю никаких четырех, у меня только одно Евангелие, оно называется Новый Завет." Вы, Марина Бирюкова, будто не знаете где сказано о клейме? Зачем ёрничаете?
Марина 5 июня 2012, 12:19
Эти бедные верные Церкви Христовой, боящиеся штрих кодов, малообразованны. Отсюда страхи! Убедилась, что в нашем храме много бабушек, очень любящих Христа и преданных Ему, не знают самого элементарного. Например, прикладываются к иконе Святой Троицы и спрашивают у меня, что это за икона? Рядом стоящая женщина говорит - "это Вера, Надежда, Любовь". Начинаю объяснять про икону, Андрея Рублева, Авраама... Советую почитать Ветхий Завет. Осуждать их нельзя, это большой грех! Бабушки эти прожили трудную жизнь, гонения на Церковь сделали своё чёрное дело. Никто им не рассказал о вере, не сохранил предания. У нас, молодых, есть хорошее образование, интернет, огромное количество литературы, поэтому войти в жизнь Церкви гораздо легче. А я вот советую почитать Ветхий Завет, а сама вижу, что женщина очень бедная, может у неё и денег нет купить книгу. Как тут помочь? Наши батюшки исполняют свой долг и всё доступно разъясняют, но трудно пожилым прихожанам воспринимать новую информацию. И на сегодняшний день складывается такая ситуация, что зрелые и молодые прихожане знают больше пожилых. А когда то на Руси, старики внуков наставляли, учили уму-разуму, делились опытом!
Павел 5 июня 2012, 11:30
Марина! (автору статьи) Обратился ли Нуждин к правящему архиерею? Или тольок в редакцию пришёл?
Павел 5 июня 2012, 11:29
Эх, если бы я был там правящим архиереем... (:-)) С каждым из этих 100 отказников я бы побеседовал лично (или группу бы собрал), ободрил бы не пугаться запугиваний лукавого, рассказал бы как старообрядцы отказывались от паспортов при Петре 1-м, Иоанна Крестьянкина бы им процитировал... Или, послал бы священников с такой же миссией, если своего времени нет... А самых злостных на эту тему соблазнителей постарался бы выявить и убедить не сеять соблазн. А коли не послушались бы они увещаний, то временно, до покаяния, публично отлучил бы от Чаши, причём в каждом приходе епархии заставил бы прочесть резолюцию, что Иванова, Петрова и Сидоров отлучаются от Причастия за то, что сеют соблазн в народе, внушают людям бояться не отречения от Христа а толко некоторых лишь атрибутов вычислительной техники, которая не может ни думать ни дышать, ни ходить, чт она есть творение рук человеческих. И даже если брюссельский большой компьютер назвать "зверь", то он так и останется мёртвым истуканом, счетной машинкой, большой регистрационной тетрадью в электронной форме. Вот так, владыко Лонгине, Ваше преосвященство, я размечтался было о своем подвиге, коли бы быть мне на Вашем месте. Простите неразумного, советовать ведь оно легко...
Сергий 5 июня 2012, 10:54
проще было бы вместо 666 вводить с определенного дня при распечатке бланков цифру 888 (или любую другую). И нет проблемы! Но религиозный фанатизм сторонников цифры 666 (которые поклоняются Сатане) не дает им этого сделать. Спросить бы у них - Ребята, если потребитель всегда прав, пойдите на уступки части ваших потребителей, тем более остальным потребителям все-равно: 666 или 888. И все будут довольны. Кроме Сатаны.
Великоросс 5 июня 2012, 07:25
"И он сделает то, что всем, малым и великим, богатым и нищим, свободным и рабам, положено будет начертание на правую руку их или на чело их, и что никому нельзя будет ни покупать, ни продавать, кроме того, кто имеет это начертание, или имя зверя, или число имени его. Здесь мудрость. Кто имеет ум, тот сочти число зверя, ибо это число человеческое; число его шестьсот шестьдесят шесть." Вот Иоанн Богослов не знал, что внешние символы ничего не значат. Спасибо, что объяснили.
Вадим 5 июня 2012, 06:33
Одна печаль - те, кто ищет в штрих-кодах число зверя, эту статью тоже не прочтут... но хоть для тех, кто пока ещё не ищет - может, им поможет.
Максим 5 июня 2012, 02:04
Батюшка там свою обязанность не исполняет. Надо людям объяснять всё русским языком, а не только обряды совершать.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
×