Схиархимандрит Давид (Псаракис): Нужно продолжать бороться до самого конца (Часть 2)

Какие уроки старца Иакова особенно запомнились?

Архимандрит Иаков (Цаликис)
Архимандрит Иаков (Цаликис)
– Старец Иаков всегда говорил нам о том, что нужно быть очень внимательными.

В греческом языке слова «внимание» ("προσοχή", "просохи") и «молитва» ("προσευχή", "просевхи") очень похожи. Легче быть внимательными и осторожными, чтобы не совершить грех, чем каяться, когда грех уже совершен. Лучше быть внимательным и не допускать болезнь, чем потом пытаться выздороветь, потому что выздороветь намного сложнее, чем просто не заболеть. Выздоровление требует много борьбы и намного больше силы, чем та, которую имеем мы, современные люди. К сожалению, мы не имеем той силы души и расположения к покаянию, изменению жизни, которое было у людей раньше. Тогда в принципе имели более аскетическое самосознание и взгляды на жизнь, более сильную тягу к изменению, исправлению того неправильного, что было сделано. Поэтому старец и говорил, что лучше не делать неправильное.

Внимание важно, но все совершается с молитвой. С молитвой совершаются чудеса, с молитвой мы можем изменить все, вплоть до воли Божией

Покаяние, изменение ума – это очень трудно. В Евангелии от Матфея сперва Иоанн Предтеча говорит о покаянии, потом – Христос. Читаешь этот призыв – «покайтесь» – и до конца остается непонятным его смысл – что именно нужно делать и как?

– Покаяние – это не сожаление или раскаяние из области этики, когда человек говорит: «Извините, я сделал ошибку». Такое раскаяние – скорее что-то внешнее. Покаяние же – это когда я изменяюсь внутреннее, изменяю мой ум. В греческом языке слово покаяние – "μετανοία" ( "метаниа") – говорит о том, что это за процесс – перемена ума. Ум поворачивается в другую сторону ("μετά", "мета"), меняется, меняет свое направление и находит что-то новое. Мой ум становится другим, становится, как ум Христа, я учусь думать, смотреть на вещи, говорить, как Христос. Покаяние – это образ и способ жизни, процесс, который никогда нельзя завершить. Сколько человек будет житьстолько может каяться, изменять свой ум, разворачивать его от греха ко Христу, приближаться к Нему. Тысячи лет человек может жить, приближаясь к Богу, и никогда не сможет полностью вместить Его в своей душе.

Какие ошибки мы, современные люди, совершаем в духовной жизни?

– Думаю, что грехи во все времена одни и те же. Страсти, которым подвержен человек, не меняются со времен Адама и Евы. Изменяется способ, которым человек грешит.

Мне кажется, что именно в последние годы, например, в Греции до кризиса, появилось много денег, и из-за этого – много жизненных благ, которых раньше не было, а это открыло двери для искушений. Человеку стали предлагать ложные блага, ложную радость, которые уводят от истинных, от Бога.

Я вижу, каким большим искушением для многих является интернет, тот же Фейсбук. Я не хочу сказать, что интернет и Фейсбук – это однозначно плохо. Важно, как ты их используешь. В интернете можно найти прекрасные вещи, которые принесут духовную пользу, но, к сожалению, многие люди используют его неправильным образом.

Я вижу, сколько людей, которые приходят в наш монастырь на исповедь, впали из-за интернета в тяжкие искушения. Искушения те же, что были раньше, но есть новизна в том, как человек в них вовлекается: если раньше, чтобы встретить грех, увидеть какое-то греховное проявление, нужно было по крайней мере выйти из дома, то теперь, если компьютер стоит у тебя в комнате, и ходить никуда не надо, все и так можно посмотреть. И сколько людей из-за этого впали в тяжкие грехи, потеряли семьи!

И как надо бороться со страстями?

– Молитвой, вниманием к своей внутренней жизни и жизнью вблизи Таинств – исповеди, Причастия, – потому что именно через эти Таинства человек приобщается к Богу.

Опыт, накопленный святыми подвижниками, – богатство Церкви. Как его перенимать, как следовать ко Спасению?

– Нужно любить Бога. Только любовь Божия может дать верное основание и критерий правильности духовной жизни. Я люблю Бога и борюсь с грехами, насколько сильно люблю, настолько сильно борюсь, и чем больше борюсь, чем сильнее люблю. И в каждый момент надо задавать себе вопрос: «Искренен ли я? Действительно ли веду борьбу, не уклоняюсь ли от нее?» И шаг за шагом, посредством духовного руководства, человек сможет найти свою дорогу.

Я думаю, что богатство, которое мы имеем в Церкви – это наши святые, потому что они – это живое Евангелие, живое благовествование. В святом есть настоящая любовь Христова, радость, сила, чистота, Бог находится рядом с ним, и это нельзя не почувствовать, не увидеть. Я почувствовал эту любовь от живого человека, когда оказался рядом со старцем Иаковом. Он принес ее в мою жизнь, так что я ощутил, что Бог – мой Отец.

Старец Иаков с иконой преподобного Давида Эвбейского
Старец Иаков с иконой преподобного Давида Эвбейского
Ощущение этой любви помогает и побуждает тебя самого искать ее и стремиться к тому, чтобы она жила в тебе самом.

Как Вы нашли свою дорогу? Как поняли, что вам надо быть монахом?

– Думаю, что монашество и брак – это харизма, дар Божий, талант, о котором говорится в Евангелии. Это то же самое, что уметь красиво рисовать, прекрасно петь. Надо, чтобы человек искал, что у него внутри, какой в нем талант. К сожалению, часто мы не имеем силы даже для того, чтобы начать этот поиск и как следует искать, поэтому нередко Бог сам показывает нам дорогу. Так произошло и со мной.

До того, как стать монахом, я с детства ходил в храм, знал какие-то вещи о церковной жизни, но немного. У меня не было этого глубокого духовного поиска, и я не думал о возможность принять постриг.

Когда я увидел старца Иакова и познакомился с ним, то почувствовал в нем любовь Христову, присутствие Божие, и то, и что для живого современного человека возможно этого достичь. Одно дело – читать об этом в книгах, и другое – видеть живого человека, в котором воплощается этот опыт.

Старец Иаков (Цаликис) и паломники в монастыре преподобного Давида
Старец Иаков (Цаликис) и паломники в монастыре преподобного Давида
Первая мысль, которая мне пришла в голову, – что я хотел бы быть его сыном. Мне тогда было 20 лет, и это желание возникло с первого взгляда на старца. Я забыл моего отца, маму, – всех. Даже не то что забыл – но по сравнению с любовью, которая жила в старце, их любовь была ничем. И мне захотелось стать чадом старца и воспринять эту любовь. Вторая мысль была – что и я могу иметь в себе такую же любовь и потом передавать ее другим людям. Я почувствовал, что мой настоящий дом – здесь, в монастыре, захотел остаться и сказал об этом старцу. Он с большой рассудительностью сказал в ответ: «Нет-нет! Тебе надо закончить учебу в университете, отслужить два года в армии, и потом придешь» – «Но это столько лет! Мне придется ждать так долго, прежде чем прийти в монастырь!» – «Надо, чтобы ты хорошо подумал, помолился, а там посмотришь».

В монастыре преподобного Давида Эвбейского
В монастыре преподобного Давида Эвбейского
Как я потом понял, старец хотел, чтобы я сам почувствовал, было ли мое желание остаться настоящим. То есть чтобы не он сказал мне, а я по-настоящему почувствовал это в себе, чтобы желание по-настоящему исходило от меня самого.

Прошло два-три месяца, я не мог жить по-прежнему и продолжать учебу, пришел в монастырь к старцу и сказал, что не уйду. Он развел руки в стороны и сказал: «Да, дитя мое! Приходи! Монастырь открыт для тебя!».

Вот так я пришел в монастырь.

Сейчас у вас тоже есть ученики, подобно тому. Как они были у старца Иакова?

– Нет, потому что я не старец, не игумен монастыря. В Греции только игумен монастыря может быть духовным отцом для монахов. Был период, когда наш игумен заболел и находился в больнице, так что монахов приходилось исповедовать мне, но это было по необходимости.

У меня есть духовные чада–миряне, которые живут и на Эвбее, и далеко от нашего острова – в Афинах, Салониках, даже за границей. Они периодически приезжают исповедоваться в монастырь, а так мы общаемся по телефону, обмениваемся письмами. Насколько могу, молюсь за них.

Это трудно?

– Да, трудно. Но надо знать, что только с Божией помощью человек может перенести эти обязанности – молитвы, исповеди. Без Божией помощи он не сможет это поднять, потому что это очень тяжело. Это возможно только Богу.

А что вы говорите своим чадам – что самое важное в жизни?

– В духовной жизни самое важное – то, чему нас учил старец Иаков, – терпение.

В монастыре преподобного Давида Эвбейского на 40-й день после кончины старца Иакова (Цаликиса)
В монастыре преподобного Давида Эвбейского на 40-й день после кончины старца Иакова (Цаликиса)
Терпение перед лицом трудностей, искушений. «Терпение» – это одно недлинное слово, но оно скрывает в себе очень многое. Чтобы у тебя было терпение, нужны молитва, Причастие, исповедь, участие в богослужениях, изучение Священного Писания, житий святых. Чтобы стяжать терпение, нужно по-настоящему жить духовной жизнью. Терпение – это возделывание души, вера и надежда.   

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • В четверг — лучшие тематические подборки, истории читателей портала, новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Смотри также
Схиархимандрит Давид (Псаракис): Нужно продолжать бороться до самого конца.
Часть 1
Схиархимандрит Давид (Псаракис): Нужно продолжать бороться до самого конца.
Часть 1

Схиархимандрит Давид (Псаракис) – насельник монастыря преподобного Давида Эвбейского на острове Эвбея, ученик греческого старца Иакова (Цаликиса), вопрос о канонизации которого сегодня обсуждается в Элладской Церкви. Интервью отца Давида – о том, чем отличаются монастыри и богослужение в Греции и России, о старце Иакове и духовной жизни.
Записка о монастырях и монашестве Записка о монастырях и монашестве
Архиман. Симеон (Гагатик)
Записка о монастырях и монашестве Записка о монастырях и монашестве
Архимандрит Симеон (Гагатик)
Меня поразила мысль, осознанная в тот момент: есть на земле места, где все обычные наши несуразицы просто немыслимы. И при этом никто из живущих там не считает свой образ жизни каким-то подвигом только из-за соблюдения общежительного монастырского устава. Отсутствие всего того, что для нас обычно, — это там минимально необходимое условие, дающее человеку право называться монахом, и месту, где он живет — монастырем.
«Господь всегда с христианами» «Господь всегда с христианами»
Архим. Парфений, игум. афонского монастыря св. Павла
«Господь всегда с христианами» «Господь всегда с христианами»
Беседа с архимандритом Парфением (Мурелатосом), игуменом монастыря святого Павла на Афоне
Божий Промысл есть на всё. Как был Божий Промысл на то, что коммунисты захватили Россию, так же по Божиему Промыслу все изменилось. И то, и се будут творить, а потом все переменится. Господь всегда с верующими, с христианами, – не с другими, а с христианами. Поэтому Господь хранит двух Своих пророков Еноха и Илию, потому что, когда всех людей введут в заблуждение, они восстанут и появятся и поставят все на свои места. Хотя о христианах никто не будет говорить, но именно они поставят всё на свои места.
Комментарии
Здесь Вы можете оставить свой комментарий к данной статье. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке