Предварительные итоги

Публикуя размышления протоиерея Владимира Вигилянского, редакция сайта «Православие.ру» приглашает духовенство и мирян обсудить заданный автором главный постулат его статьи:

«…уверен, переживаемое нами информационное гонение на Церковь, переросшее в реальные действия террористов, происходит не без Промысла Божиего. Господь посетил нас для того, чтобы мы все поняли, что «комфортного» Православия не бывает, что мы оказались в положении евангельского расслабленного и нам требуется исцеление, что семя христианства в Голгофской жертве, а не на телевизионных ток-шоу, что цель миссионерства не в том, чтобы понравиться либеральному собеседнику и продвинуться в топе блоггеров на сотню пунктов, а в том, чтобы привести человека к сознательному участию в Евхаристии, в которой есть вся полнота Церкви, исполнение всех миссионерских задач».

Свои статьи присылайте по адресу: editor@pravoslavie.ru

Редакция сайта ПРАВОСЛАВИЕ.РУ

Статья «Пора подводить итоги» была написана для сайта «Православие.ру» незадолго до вынесения судебного приговора участницам панк-группы. Однако в тот день, когда статья появилась на сайте, произошел акт вандализма в отношении поклонного креста в Киеве, и я попросил редакцию снять мою статью, потому что противостояние с христианством перешло в новую фазу и некоторые мои рассуждения нуждались в корректировке и дополнении.

Оскверненная икона Христа из Иоанно-Предтеченского храма г. Мозырь. 26 июня 2012 года
Оскверненная икона Христа из Иоанно-Предтеченского храма г. Мозырь. 26 июня 2012 года
То, что произошло в нашем обществе за последние полгода, многих прихожан Русской Православной Церкви повергло в растерянность.

Большинство из нас не ожидало такого накала ненависти к Церкви в некоторых наших согражданах, не предполагало, что за последние годы окончательно оформилась идеология, которая открыто и откровенно противопоставила себя Церкви. Эта идеология обладает механизмами информационного манипулирования, пониманием действенности тотальной пропаганды, а также разработанной системой цензуры в своих печатных органах. Она беспощадна к инакомыслящим, тоталитарна в своих амбициях, беспардонна в своих средствах – диффамации, инсинуаций и клеветы. Однако стоящие за ней политические силы и бизнес-элиты, рвущиеся к реальной управленческой власти в стране, не обладают пока значительной силой и властью, чтобы произнести Церкви окончательный приговор.

Но речь не о них. Пусть политологи и аналитики определяют параметры этой идеологии, состав ее приверженцев, средства к достижению целей.

Речь о нас – верующих людях. Мы разные. Есть среди нас те, кто по наивности думает, что диалог с, условно говоря, Ксенией Собчак не только возможен, но и нужен. Есть те, кто полагает, что миссионерский потенциал наших культурных священнослужителей и прихожан не задействован вполне, что, условно говоря, «болотные антицерковники» были бы способны нас услышать. Есть те – и их много, – кто сам разделяет протестные настроения, ненавидит ложь и лицемерие чиновников и думских политиков, жаждет перемен, но придерживается мнения, что путь нашего общества – не революция, а эволюция. Есть те, кто подозревает, что в нападках на Церковь виноваты сами «церковники», давшие повод к нелицеприятной критике. Есть среди нас и те – и их тоже много, – кто в той или иной степени поддерживает власть и с агрессией воспринимает действия протестующих. И наконец, есть те, кого возня в прессе и на московских площадях вообще не интересует. Их, между прочим, среди православных вообще большинство. Наверняка есть еще множество других церковных групп, в том числе и самых экзотических, о которых я не упомянул.

Но вот вопрос, который больше всего меня интересует: почему основной мишенью информационной войны стала Церковь? Почему так быстро после выборов в Думу «болото» переключилось с партии власти на «церковников»? Даже после победы одного из кандидатов в президенты страны в марте, когда, казалось бы, определился главный противник «рассерженных горожан», злоба против православных только возрастала? Некоторые даже заподозрили в этом «руку Кремля»: мол, ищи, кому выгодно. Думаю, что это слишком грубо и прямолинейно. Если бы все сводилось к элементарной политической борьбе, спикеры противников нового президента стали бы искать среди православных своих единомышленников и наверняка нашли бы их немало. Но даже попытки такой не было предпринято. Нет, здесь проглядывается другой мотив, другая цель.

Не было ли это своеобразным реваншем за поражение атеистической политики СССР в 1990-е годы? По крайней мере, риторика небезызвестного письма академиков об угрозе клерикализации говорила именно об этом. Впрочем, и сегодняшние перформансы слишком явно отсылают к выходкам комсомольцев, а стилистика рассуждений о Церкви известных либеральных публицистов копирует передовицы газет времен безбожных пятилеток. Меня, например, поражает, как «Новая газета» не брезгует обыгрывать «на юморе» фамилию патриарха в духе фельетонов времен борьбы с космополитизмом начала 1950-х годов (тогда коверкали «для смеха» нерусские фамилии) или когда «Литературная газета» 1970-х годов расшифровывала фамилию А. Солженицына как «солжет и падает ниц».

Нет, здесь объявлена война с православными верующими всех мастей без разбора и на уничтожение. Причем абсолютно не важно, в какие одежды рядится христианин – в либеральные или консервативные, к какому крылу тот или иной священнослужитель относится – к правым или к левым. И началась атака отнюдь не в период выборов, а тогда, когда страна увидела многочасовые очереди в храм Христа Спасителя к Поясу Пресвятой Богородицы, когда стало понятно, что в 15 городах за 39 дней ему поклонились более 3 миллионов человек. Если собрать всех вышедших на политические митинги за последние полгода во всех городах России, число их не превысит и пятой части поклонившихся Поясу. Весьма показательно, что в графоманских текстах известной панк-группы, выбравшей именно храм Христа Спасителя для своей выходки, постоянно повторяется: «Православным пояс не заменит митингов…».

И еще одно важное замечание, связанное со статистикой. Каждый раз, когда читаю результаты опросов россиян о религиозных предпочтениях, мысленно представляю, как коробит наших антиклерикалов от цифр, представленных социологами: то 65% опрошенных идентифицируют себя с Православием, то 73%, а то и 75%. А ведь священнослужителей в России очень мало: всего 16 тыс. человек (столько же, кстати, и храмов). Это на 3 тысячи городов и поселков городского типа, а также на 155 тысяч сел.

Для сравнения приведу количество участников других корпораций: учителей – 1,36 млн (общеобразовательных учреждений – 60,5 тыс.), преподавателей вузов – 341 тыс. (всего вузов – 3 тыс.), врачей – 707 тыс. (больничных учреждений – 6,8 тыс.), ученых (докторов и кандидатов наук) – более 500 тыс., газетных журналистов (не считая радио-, теле-, интернет-журналистов) – 102 тыс., членов Союза художников – 18 тыс., членов Союза театральных деятелей – 13 тыс., членов Союза архитекторов – 12,1 тыс., членов Союза писателей – более 12 тыс.

Внимание определенной прессы к священнослужителям, по сравнению с другими категориями наших сограждан, явно преувеличено.

Не хочу быть пророком, но мне кажется, что весенняя антихристианская волна – это только начало. Цунами впереди. И действительно, летом (26 июня) антихристианские террористы влезли в храм города Мозырь, осквернили алтарь, выбросили Святые Дары, порвали напрестольное Евангелие, сбросили с престола антиминс, осквернили иконы пентаграммами.

19 августа стены двух Южно-Сахалинских храмов были осквернены сатанинскими изображениями.

Вандалы срубили поклонный крест в Архангельске. Фото: arh-eparhia.ru
Вандалы срубили поклонный крест в Архангельске. Фото: arh-eparhia.ru
25 августа в Архангельске и в Челябинской области вандалами спилены четыре поклонных креста. Пришло время открытого террора против Церкви.

Неужели неясно, что начало этой вакханалии было положено высказываниями известной телеведущей, что Россия – «страна генетического отребья», выступлениями озлобленных участников всевозможных радио- и телешоу на церковные темы, статьями либеральной прессы?

В этой ситуации нам следует понять, как ко всему этому относиться и что нам делать. Я имею в виду не только информационную политику Церкви и даже не отношения Церкви и общества, хотя и в том, и в другом случае мы были застигнуты врасплох и оказались явно не подготовленными.

Я уверен: переживаемое нами информационное гонение на Церковь, переросшее в реальные действия террористов, происходит не без Промысла Божиего. Господь посетил нас для того, чтобы мы все поняли, что «комфортного» Православия не бывает, что мы оказались в положении евангельского расслабленного и нам требуется исцеление, что семя христианства в Голгофской жертве, а не на телевизионных ток-шоу, что цель миссионерства не в том, чтобы понравиться либеральному собеседнику и продвинуться в топе блоггеров на сотню пунктов, а в том, чтобы привести человека к сознательному участию в Евхаристии, в которой есть вся полнота Церкви, исполнение всех миссионерских задач.

Многие из нас подчас забывают, что Царство Божие «не от мира сего» (Ин. 18: 36). Господь именно нам говорит: «Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир (Ин.15:19). Это не значит, конечно, что мы должны забиваться в свое православное гетто – а это и является целью врагов христианства, – но знать четкие границы того нравственного пространства, куда не должна ступать нога верующего человека: «Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас» (Мф. 7: 6). Ценой, казалось бы, безобидных публичных дискуссий с антихристианскими оппонентами может стать попрание святынь, предупреждает Господь, кощунство и богохульство, за которыми следует, как свидетельствует история, и кровавая баня для христиан.

Так, главе ордена иезуитов Игнатию Лойоле приписываются такие инструкции: «Римо-Католическая Церковь не ведет полемики с противником, который проявляет явную глупость или безумие. Нельзя ставить себя с таким противником на один уровень, нельзя, чтобы создавалось впечатление равноправного диалога. В подобных случаях следует всячески избегать дискуссии, необходимо просто умолкнуть и умолчать даже о попытках диалога. В подобном случае полное игнорирование является значительно более эффективным средством борьбы, нежели вступление в разговор».

Я не ставлю под сомнение необходимость свидетельствовать о Христе, нашу открытость миру, обществу и государству. Нам нечего скрывать, кроме одного, сформулированного святителем Иоанном Златоустом в молитве перед причастием: «Не бо врагом Твоим тайну повем, ни лобзания Ти дам, яко Иуда…»

Что за «тайна», и кто такой «враг»?

Тайна – это тайна Церкви Христовой, тайна Христа-Богочеловека, тайна Царствия Божия, тайна несения ига Христова, тайна святого причастия, тайна Креста – присоединения души человека ко Христу и Его Церкви. Это самый важный Божественный дар душе, взыскующей своего Спасителя.

Враг Христов – это отнюдь не грешный человек, каковыми мы все являемся, это тот, кто умышленно противится Богу и Его Церкви, кто хулит Его, насмехается над Ним. Это диавол. Иуда, этот вор, раб и льстец, не просто предатель, это тот, кто сознательно отверг Христа, отдал Его в руки гонителей.

Испокон веков христиане претерпевали гонения на Церковь, для нас это не ново, бывали времена и пострашнее, но сегодня Промыслом Божиим мы увидели методы гонения, соответствующие нынешнему постмодернистскому времени, уничтожающему всякую норму, элементарную этику и представление о человеке как о создании Божием. Цель эпохи постмодерна, в которую мы вступили, именно и состоит в том, чтобы дезавуировать и низложить христианские истины, а затем и вовсе стереть их из сознания наших современников. Цель этой эпохи – навязать человеку новые парадигмы, где грех объявляется манифестацией человеческой свободы, богохульство выдается за художественную акцию, а порок воспринимается как нечто сообразное человеческой природе.

В этой ситуации заискивать перед гонителями, перенимая их язык и тон, пытаться соответствовать их конъюнктуре, быть подпевалами в общем хоре хулы на Церковь и ее служителей и даже отмалчиваться, когда при тебе поносят то, что свято для христианина, – значит становится иудами, «предателями в рясах», да и без рясы тоже.

Неужели не было понятно, что одной из главных задач антицерковной кампании было расколоть православных, столкнуть их, навязать церковной среде всевозможные дискуссии? Цель провокаций была достигнута чередой «открытых писем» со стороны разных групп верующих.

Почему это произошло? Потому что в нужной и важной заботе о реформировании церковного управления мы упустили тот факт, что в процессе воцерковления огромного числа наших сограждан за последние 20 лет в церковную ограду вошли миллионы людей, не впитавших с молоком матери традиции церковного благочестия, привнесших в Церковь мирскую систему отношений, политические страсти, духовные недуги века сего. Важнейший для Церкви институт духовничества остается без внимания; пастырские задачи, врачевание человеческих душ подчас подменяются «оказанием религиозных услуг» и формальным требоисполнительством. Мы много говорим о миссионерстве среди, условно говоря, байкеров-рокеров, но о самом насущном миссионерстве среди прихожан молчим.

Одной из главных болезней церковного общества сегодня является обмирщение церковного сознания, духовная секуляризация, когда в Церковь и в души верующих внедряются элементы учений, традиции, законы, этика, язык, ценности, взгляды этого мира, не сообразующиеся с Евангелием. В лучшем случае духовное подменяется душевным. Люди, называющие себя православными и даже церковными, начинают судить события, происходящие вокруг Церкви, с точки зрения земных ценностей и светских, во многом языческих, норм.

Другая болезнь, как следствие обмирщения, – это кризис иерархичности Церкви. Иерархичность при соблюдении евангельской заповеди любви к ближнему – один из незыблемых принципов устроения и жизни Церкви, проверенный веками. Но как-то незаметно стало обыденным в церковных кругах – и в «кухонных» беседах, и на страницах блогов – обсуждать и осуждать жизнь священников, настоятелей, церковных чиновников, иерархов, Патриарха. И это сочетается с неприкрытой лестью, когда такой «критикан» оказывается лицом к лицу с вышестоящим церковным чином. Кстати, лицемерие – это тоже распространенная болезнь церковного общества, которая выглядит в нашей среде особенно дико. «Начальство» нередко отвечает своим подчиненным тем же – постоянным недоверием, подозрительностью, а то и пренебрежением и грубостью.

В оскверненном храме в честь пророка Иоанна Предтечи прихода храма преподобного Сергия Радонежского. Г. Мозырь, 26 июня 2012 года
В оскверненном храме в честь пророка Иоанна Предтечи прихода храма преподобного Сергия Радонежского. Г. Мозырь, 26 июня 2012 года
Раз уж заговорили о духовных болезнях в церковной среде, то следует упомянуть и о той агрессивной реакции, которая проявилась в связи с антицерковной кампанией. Невоздержанность, злоба, гнев несовместимы с христианством. Даже словесно мы не должны ни на кого нападать – только защищать нашу веру, наши святыни, Церковь и Бога. Кроме того, мне кажется, нам не надо искать такой защиты у государства, тем более требовать от законодателей ужесточения наказания за нападки на Церковь. Что может быть страшнее для нас, верующих, чем слова Христа о тьме кромешной, об огне неугасаемом, о плаче и скрежете зубовном, уготованных грешникам?

Все эти болезни становятся реальным препятствием на путях к церковному миру и единству верующих, собранных у одной Чаши.

И если мы сами не сможем обеспечить это единство, то за нас это сделают вся мощь антихристианской идеологии, господствующей в мире, кощунники и святотатцы, пляшущие на амвоне, террористы, рвущие Евангелие, сатанисты, оставляющие свои зловещие знаки на стенах храмов, вандалы, рубящие поклонные кресты.

Надеждой хоть на какое-то исправление всеобщей кривизны остается источник, таящийся в глубине души всякого человека, – это безудержная, никем не контролируемая и не управляемая жажда любви, без которой никто, даже представитель «генетического отребья», не может существовать на земле. И если мы, православные христиане, твердо знающие, что только Господь, Который и есть Любовь, может этот источник очистить и напитать, не приложим никаких усилий для свидетельства этой Любви, то не станем ли мы солью, потерявшей свой вкус?

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Смотри также
Самообманщики Самообманщики
Сергей Худиев
Недавно появилась колонка Юлии Латыниной в “Новой Газете”, в которой она, среди других открытий дивных, указывает на то, что “это сейчас Рим извиняется за сожженного Коперника и признает свободу совести, — когда церковь ослабела. Как там сказал Атос? «А теперь, гадина, когда я у тебя вырвал зубы, кусайся, если можешь»”
«Нетолерантная» истина «Нетолерантная» истина
Свящ. Димитрий Шишкин
«Нетолерантная» истина «Нетолерантная» истина
Священник Димитрий Шишкин
Истина и следование ей именно противно идее «широкой и вольной жизни». В «Добротолюбии» даже говорится о грехе «ширения», о таком состоянии духа, которое не желает терпеть никаких стеснений и ограничений. Как же это актуально для нас! Проблема только в том, что этот грех не только не осознается у нас грехом, но считается единственной нормой, непременным условием сохранения человеческого достоинства.
Секта познеритов Секта познеритов
Сергей Худиев
Недавно в сети появилась статья телеведущего Владимира Познера, в которой он повторяет ряд своих уже известных тезисов. “Россия пошла по пути православия, тем самым обрекая себя на отсталость и оторванность от остального иудейско-христианского мира” и тому подобные.
И во единую демократическую церковь И во единую демократическую церковь
Максим Соколов
То, к чему спокойно относятся инославные, иудеи и мусульмане — «у вас свое собрание, у нас свое собрание, у вас своя духовная власть, у нас своя», — то невозможно снести прогрессивному человеку, которому до всего есть дело.
Православный россиянин в зеркале либерального медиадискурса Православный россиянин в зеркале либерального медиадискурса
Наталия Дьячкова
ПР – это отсталый, невоспитанный человек, гомофоб, он забыл о главной добродетели христианина – смирении, напр.: …оголтелые «православные» громят не понравившиеся им выставки, устраивают походы против сексуальных меньшинств, провоцируют нападения на людей неславянской внешности (К. Л., журналист, блогер); …православный гомофоб ударил Лену Костюченко по голове (В. П., сценарист, журналист, блогер); …смирение, о котором наши воинствующие «верующие» вообще забыли («Грани. ру»).
Современный враг христианства Современный враг христианства
Архимандрит Рафаил (Карелин)
Слово «либерализм» означает свободу. Это особая демоническая свобода убивать свой дух, извращать силы души и осквернять тело, это свобода от стыда, как от предрассудка, это свобода издеваться над тем, что свято для человека, это свобода бешеного пса, который бросается на своего хозяина. Уже в античное время либерализм пошел по двум путям, внешне не похожим друг на друга, но имеющим одну цель: освободить человека от Бога.
Церковь должна быть смелой в своих поступках Церковь должна быть смелой в своих поступках
Беседа с митрополитом Месогейским и Лавреотикийским Николаем
Оставаясь верной своей сущности, своим основам, своей традиции, Церковь должна быть открыта в своей проповеди, открыта в своем служении. Слово Церкви должно быть взвешенным и выверенным. Церковь должна быть более смелой в своих предложениях и в своих поступках. И более современной в способах несения своего служения. Таким образом она сможет достучаться до сердца современного человека и дать ему то, в чем современный человек, безусловно, имеет большую нужду.
Антитриада для России Антитриада для России
Олег Беляков
Антитриада для России Антитриада для России
Олег Беляков
Этот трехчлен по, конечно же, неслучайному совпадению выстроен на четкой антитезе уваровской триаде: «Православие, самодержавие, народность», и его можно обозначить как «атеизм, либерализм, русофобия». Разумеется, каждое из звеньев должно трактоваться применительно непосредственно к нашим условиям, поскольку общепринятый смысл политических терминов в российской действительности подвергается целенаправленным или ситуационным искажениям.
Куда идет Христианство Куда идет Христианство
Алексей Осипов
Всю историю в христианстве борются две тенденции. Одна - освящающая мир, другая - обмирщающая Церковь. Эта борьба идет с переменным успехом и если исходить из откровения Божия, из слов самого Спасителя, то, как это ни печально, следует ожидать победы второй из них.
Комментарии
Н.В.18 сентября 2012, 03:00
По всей видимости, нападки на Церковь, начавшиеся сразу после антипутинских митингов, тесно связаны с разрастающимся мировым кризисом и желанием определенных кругов на Западе выйти из него за счет России. Сделать это можно только устранив Президента, олицетворяющего государственность, и Церкви как ее охранительницы в историческом плане. Только этим можно объяснить непрерывную череду антиправославных провокаций с соответствующей медийной поддержкой как внутри, так и извне, тем более, что у иностранных СМИ в течение последнего времени есть только два варианта новостей из России: антипутинские митинги "оппозиции" и антицерковные провокации, ни о чем другом они фактически не пишут, что свидетельствует об их заинтересованности именно в этом направлении...
Платалий Иконов15 сентября 2012, 19:00
Свидетельство Любви... Очевидно к врагам. Своих иноверные и атеисты тоже любят - эмоциональной любовью. Как,к примеру,мусульмане- там основа покорность. Или большевистское братство,развязавшее террор против Церкви. Белые(верующие) попытались ответить тем же и потерпели поражение. Новомученики и исповедники российские "союзом любви связуемые - немокренно кровных мук пучину прошли" и сохранили нам веру и Церковь. Для них любовь была и есть фундаментальная основа бытия. Они шли на свою Голгофу,молясь за всех. А мы?..
Лариса Грачева14 сентября 2012, 21:00
Спасибо! Здесь есть главное, непротивление злу насилием и злом. Как вскинулись мои молодые выпускники и студенты в защите дурных девчонок. Они не знают, что чаще нужно промолчать и ждать справедливости, которая обязательно свершится. То же самое относится к другим истинам, озвученным здесь. По вере и воздасться!
Владимир11 сентября 2012, 22:00
Сергею. Цитата: "Их слегка покритиковали они уже про гонения пишут..." Сергей, Вы, кажется, не прочитали статьи... Критика, обличение там и не рассматривается вовсе. В отличие от "крестоповала" и осквернения храмов... Хотя, если для Вас "крестоповал" и осквернение храмов всего диш "критика", то, боюсь Вы ошиблись ВЭБ-адресом и попали не на тот сайт... Извините
Сергею11 сентября 2012, 21:00
Если Вы вообще читали статью, то речь не о "их покритиковали", а о том, что вообще называется разбой и грабеж - если слово "кощунство" Вам неизвестно
Сергей10 сентября 2012, 17:00
Господи Боже! Их слегка покритиковали они уже про гонения пишут. Расслабились за последние годы, обмирщились, забронзовели, обжились дорогими машинами и особняками. Общество и Господь вопрошают - А как же это так - народ русский погибает, а духовенство как сыр в масле катается? Правильно ли это?
Н.Н.10 сентября 2012, 14:00
Архимандрит Трифон (Плотников)- руководитель церковного штаба в Крымске. "А совсем недавно ко мне обратилась журналистка, автор статьи в «НГ-Религии», и просила еще раз прокомментировать ход событий. Ждем публикации. Мне кажется, она это сделала своевременно, поскольку некоторые общественные организации, принимавшие участие в работе церковного штаба, высказывали готовность привлечь редакцию «НГ-Религии» к ответственности за клевету в судебном порядке." А вот это, на мой взгляд, вариант! Обязательно надо взять на вооружение! Повторяюсь: не дело церкви "вести дискуссии" со всякими доренками, собчачками и т.п. и призывать их к ответу за клевету и разжигание ненависти, а ИМЕННО ОБЩЕСТВЕННЫМ ОРГАНИЗАЦИЯМ, в судах,и только в судах, а не в СМИ, можно и нужно дать им отпор!
Людмила 9 сентября 2012, 00:00
Здравствуйте! Всего 4 дня статье, а ск. высказываний. Приятно читать продуманные слова единомышленников. Я думаю дискуссии нужны. Ведь как приятно было слушать разговор о. Тихона с 2 оппонентами.Спокойно, умно ,доказательно.Я горжусь ,многими нашими батюшками- - какие цельные,глубокие люди. Высокообразованные,владеющие и собой и речью и в любой ситуации находящие достойный ответ. А статьи и о. Владимира и много других авторов вызывают глубокий интерес и желание говорить.Мы пришли в церковь многие без знаний и твердой веры ,мои ровесники-это те кого напитали идеалы коммунизма так , что всякое поучение и из книг и из статей о православии дорого . Спасибо о. Владимир.
Н.Н. 8 сентября 2012, 21:00
НИКОЛАЙ, полностью согласна с Вами: филиал галереи М. Гельмана в притворе православног храма - НЕДОПУСТИМО! Это следующий шаг после танца Волочковой под "Отче наш" во Дворце съездов на концерте "Рождественных чтений" при полном зале православных! И ведь проглотили! Челове 10 вышли из зала, а остальные аплодировали! Какое "новшество" на очереди? Священник Андрей Волков: "Актуальная стаья, спасибо! Причина наших проблем в нас самих"... Всё верно, но и не надо нам, маловерным и грешным, подбрасывать искушения, сотворённые пастырями или по недомыслию, или по убеждениям, которые заведомо не разделяются ортодоксальной паствой. Простите.
Николай 8 сентября 2012, 15:00
Дорогой отец Владимир, спаси Господь за спокойную статью, но вот все из ума не идет воспоминание о том, что было в притворе Вашего храма под названием "двоесловие". Может быть, стоит вспомнить о том, какую реакцию у простых верующих людей вызвала передача притвора храма под это, по мнению многих, издевательство над христианскими символами под видом современного искусства. Тогда настоятель Вашего храма протоиерей и богослов Максим отвечал на письма и отклики, полившиеся на сайт, достаточно жестко. И отец архимандрит Тихон завершил дискуссию на сайте, предложив всем больше думать о своих грехах, а не обсуждать новации священства. Да, с поклонения Поясу Пресвятой все началось, но и за двоесловие кто - то должен ответить - что это было, Божье ли дело или то самое лжемиссионерство, о котором Вы так проникновенно говорите в статье. Кстати, главным миссионером до сих пор в нашей Церкви выступает (как, наверное, и должен) Святейший Патриарх, под рукою которого в последнее время создано множество новых епархий, куда поставлены молодые архиереи - почти в каждом номере ЖМП материалы о новых хиротониях. Но это тихое миссионерство, на которое не много внимания в статьях обращается, плоды которого видны будут лет через 50, наверное...
Никита Дубровин 7 сентября 2012, 20:00
Меняться к лучшему и подстраиваться - это разное. Мы ни в коем случае не должны подстраиваться, вести с ними диалог на их языке, равно как и заражаться их агрессией... Здесь согласен с человеком под именем Н. Н. Ведь если мы будем подстраиваться, оправдываться - это философия католичества, такого подвижного христианства, которое в разные эпохи имеет своё лицо. Не осуждая католиков, хочу подчеркнуть, мы православные, мы хотим верить точно так же как христиане в первые века, как верили наши предки 300 лет назад. Мне кажется любые игры в либерализм - это стремление служить сразу двум господам, быть хорошим для всех. Но так не бывает, вы же знаете...
Никита Дубровин 7 сентября 2012, 20:00
Марина, спасибо за разговор. Конечно, нужно прежде всего думать о своих грехах, а не грехах Церкви, которая сквозь века - святая. Как говорится, "благими намерениями"... Но тем не менее, мы, и другие посетители сайта ведут под статьями беседы и споры - потому что мы не безразличны друг другу, разве это плохо? Не бывает личного спасения, все мы стараемся носить тяготы друг друга, через любовь к людям - наша любовь к себе. Почему я особо много написал о богатстве? Не потому что мне это бросается в глаза, а потому что это главное (и чуть ли не единственное обвинение) к Церкви в этой информационной-войне. Я никто, отцы и без меня разберутся, как реагировать, и реагировать ли, как вести паству за собой, как обустраивать храмы. Может, я слишком серьезно отнесся к приглашению в начале статьи обсудить проблему, как бы подготовил домашнее задание... :) Всегда в любых общих делах надо начинать с себя - тогда и общее дело выйдет, это азбука. Но ведь могут быть и какие-то внешние предпосылки, или точнее сказать - "пинки под зад", которые каждому из нас и всем вместе помогают расти (я подразумеваю и агрессивное отношение к православным, и нашу реакцию на эту агрессию). Отсутствие реакции - тоже часто эффективная позиция, здесь с вами согласен.
Н.Н. 7 сентября 2012, 16:00
Сергей Сидоров: "Во многом согласен с о. Владимиром. Но... Считаю, что необходимо, чтобы такие авторитетные священники, как он, как о. Димитрий Смирнов и др. ставили зарвавшихся представителей либеральной ориентации (типа Собчак, Понасенкова, Познера, Доренко) на место." Сергей, при всём уважении (а особенно к А.С. Панарину) - не могу с Вами согласиться! Такой пассаж: стоите Вы под пальмой, а на ней сидят обезьяны, жрут бананы, а кожурой в Вас кидаются. Не будете же Вы им говорить, что они плохо поступают, не поймут они, они ведь даже ещё с пальмы не спустились! Даже здесь, на православном форуме, есть Геннадий-либерал, считающий себя православным христианином: попробуйте, докажите ему, что такое невозможно! Многие из нас считают себя православными, а живут и делают как хотят и что хотят (и я в том числе!). Надо признать, что ИНФОРМАЦИОННУЮ ВОЙНУ НАМ НИКОГДА НЕ ВЫИГРАТЬ, так и ввязываться в неё не надо! Исус Христос молился Богу о тех, которых Господь дал Ему, соблюдал и сохранял их, чтобы никто из них не погиб. Пастыри добрые, пасите СВОИХ овец, храните и соблюдайте нас, что бы никто из данных Вам Богом не погиб! Повторяюсь. ПРОСТИТЕ.
Владимир 7 сентября 2012, 12:00
о. Владимир, Вы правы - "комфортного" православия больше не будет. Всем нам придется быть моральным, соблюдать на совесть законы Божии и человеческие и чистить себя от всего наносного. Иначе хулители наши съедят нас с потрохами и будут в чем-то правы. Помоги нам, Господи
Марина 7 сентября 2012, 11:00
Ответ Тамаре.Пускай вас это не смущает. По большей части люди начинающие воцерковляться тащат с собой в церковь своё греховное сознание. Осуждать священника всё равно,что осуждать самого Христа.Дорогая Тамара,читайте больше Святых Отцов. Смотреть и осуждать надо только СЕБЯ и СВОИ грехи.Помоги вам,Господи на вашем пути! А всем нам усиленной молитвы!
Сергей Сидоров 6 сентября 2012, 22:00
Перечитываю сейчас книгу моего покойного преподавателя Александра Сергеевича Панарина ( 2003) "Православная цивилизация в глобальном мире" и вижу его правоту, его блестящий философский ум, способный предвидеть развитие событий в современной России. О грядущих гонениях на Православие в глобальном мире он и предупреждал в этой замечательной книге. Жаль только, что товарищи Путин и Медведев не читают современных философов и политологов. Может, тогда они бы поняли, что нельзя быть правителем России и поддерживать тех, кто называет ее "эта страна" или, того хуже, "Рашка" (оч-чень популярное наименование для нашей страны в среде белоленточного серпентария). Может, господам либералам, ненавистникам нашей страны, лучше уехать из столь нелюбимой ими России? И им, и нам легче будет.
Сергей Сидоров 6 сентября 2012, 22:00
Во многом согласен с о. Владимиром. Но... Считаю, что необходимо, чтобы такие авторитетные священники, как он, как о. Димитрий Смирнов и др. ставили зарвавшихся представителей либеральной ориентации (типа Собчак, Понасенкова, Познера, Доренко) на место. Поскольку большая часть этих представителей флоры и фауны - люди малообразованные и невоспитанные. Только делать это надо не через постоянное цитирование Священного Писания, не являющегося авторитетом для внешних (как это делают Дмитрий Энтео, Дугин и другие "вроде-бы-защитники" Церкви, а на деле оказывающие ей медвежью услугу, помогающие дискредитации Церкви, Православия и верующих). Говорить надо, на мой взгляд, просто и понятно, на современном литературном русском языке с правильной лексикой, морфологией и синтаксисом (без нецензурных выражений). Чтобы еще и простые невоцерковленные люди понимали аргументацию защитников Церкви и Православия. У нас есть что предложить миру. И наши аргументы в пользу Истины гораздо более сильны, чем все нападки на Церковь и Христа. Одно в этих гонениях не может не радовать настоящих православных христиан. То, что ТАК, как сейчас ненавидят Церковь и Христа, ненавидеть можно только что-то живое, настоящее. Вечную и Непреходящую Истину.
Евгений 6 сентября 2012, 22:00
Да, это время испытаний и время выбора. Когда каждый должен сделать выбор со Христом ли он, а значит и с Церковью Его, либо нет. Время, когда православные должны сплотиться. Время, когда остро стоит необходимость самоочищения православных рядов (и, видимо, в данном случае речь не только о прихожанах)от людей случайных, стыдящихся своей веры, толкующих и понимающих жту веру и отношения с Богом по-своему, часто далеко от того, что говорит нам Писание. Время, когда наступает нужно исповедывать веру, совместно терпеть поношения, говорить Слово Правды и, что очень важно, действовать согласно ему. Время, когда крещение становится осознанным продуманным решением человека (или родителей ребенка), когда для его принятие необходимо пройти испытание, понять важность и последствия своего решения. Господи, храни ТВою Святую Соборную и Апостольскую Церковь!
Марина 6 сентября 2012, 15:00
Никите Дубровину: Я очень вас понимаю, что вы душой болеете за происходящее, и никоим образом не хотела вас расстроить, безусловно каждый выражает свое мнение - но вы столько говорите о богатстве, как будто вас это тревожит. А я хочу сказать, что достаток в Церкви - это хорошо, и это когда без ложной скромности... Другое дело - наверное об этом вы и хотите сказать, когда умы и сердца в том числе и духовных людей заняты обустройством внешнего, а не внутреннего мира. Именно здесь, я согласна надо что-то менять. Мирское очень вьелось в нас и прорастает изнутри. Просто мы люди нового ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО общества, где можно не творить, не созидать, за нас уже все сделано и изобретено, только успевай зарабатывать деньги и обустраивать быт. Но ведь и священники - они из нашей среды, их нам не из космоса присылают, они также не лишены каких-то слабостей. Знаете, где-то прочитала на сайте (жаль, забыла кто автор) о том, что самое страшное - если человек начинает пытаться спасать мир, а не думать о своем спасении. Хотя конечно накипевшим тоже надо делиться)) С уважением.
Никита Дубровин 6 сентября 2012, 14:00
Батюшка на хаммере, а Христос на ослице... Неправильно это! Но суть не в этом, ведь это утрированные, крайние случаи. Лично я горжусь нашими батюшками, они действительно имеют какую-то большую мощь, чем обычные люди. Наверное, потому что и сами трудятся, и благодать на них особая.
Никита Дубровин 6 сентября 2012, 14:00
Кто-то написал ниже, что нам не надо превращаться в гетто. Подписываюсь под этими словами! Типа ходим по воскресеньям в свой храм, исполняем-читаем-постимся - нас не трогуют и мы не трогаем. Путь убьются об стену со своей критикой, а мы себе живём дальше... Нельзя так! Ведь вера это не стиль жизни, это сама наша жизнь! Нельзя отгораживаться от мира ни богатством кафедральных соборов, ни мерседесами, и в то же время - ни излишним самобичеванием, ни агрессивным самоизобличением. Мы должны быть свет миру. И я считаю что проблемы в Церкви - это проблемы общества, и наоборот проблемы общества - проблемы Церкви. Если критика в адрес Церкви на самом деле - ложь, то сама эта ложь проблема не только наших критиков, но и нас. Совершенно точно, мы не должны оправдываться в том, чего нет. Я пишу о том, что мы должны быть добрым примером. О том, что у народа нет веры ни во что, и вот взгляды масс обращены на Церковь, и есть силы, которые пытаются оклеветать Церковь. И теперь слово за земной церковью - сможет ли она быть светочем? Сможем ли мы, я? И я согласен с теми, кто благодарит Бога за это испытание. Только преодолевая барьеры, можно двигаться вперед. Мне только не нравится мысль "ерунда, были времена в 1000 раз страшней" - потому что надо сейчас исправлять положение, а то эти времена незаметно настанут снова...
Никита Дубровин 6 сентября 2012, 14:00
Марина, спасибо за ответ. Я понимаю, что мои предложения не выдерживают критики, и не держусь за них, лишь надеюсь что здравое зерно в них есть. Не прав, в каком тоне их написал. Но кроме общих слов, мне хотелось придумать что-то конкретное, а не переливать из пустого в порожнее. Речь не о личной вере... да, судим будешь по той же мерке, что предъявляешь к другим... да, если не нравятся батюшки - иди сам в батюшки... да, смирение. Но боль то о Церкви, а не о себе, и здесь как раз в кругу православных можно поспорить о чем-то, ведь среди неверующих я Церковь только защищаю.
Мария 6 сентября 2012, 08:00
Замечательная статья, спасибо, отец Владимир. В советское время нам были понятны слова "Меня гнали, и вас будут гнать", а за последние 20 лет создалось впечатление, что гонения уже в прошлом. Вы правы, ни в коем случае не следует в этом принимать участие и говорить с ними на их языке. У меня тоже было чувство, что за Пояс Пресвятой Богородицы будет нападение. И,боюсь, это еще не конец. "Отмените честь - и за вами пойдут тысячи". Вот они и устремились...
Артем 6 сентября 2012, 02:00
Священноначалие должно помнить что они поставлены служить Богу, но и людям - заблудшим овцам. Христос день и ночь работал, проповедовал, молился, ходил из города в город. Цель всей Его Проповеди была попытка освободить как можно больше грешных душ от уз греха, так как эти чистые души потом принесли больше плодов в геометрической прогрессии. Вместо того что бы направить все усилия на свою поству, занимаются непонятно чем, телевидение, шоу. При сильном духовенстве и Церковь сильная. Рыба гниет с головы. Когда они поймут что на их плечах зиждется Истина, а не на мирянах, тогда будет единство и сила в Церкви. Миряне подтянутся вслед. Если пастырь не знает дороги, виноваты ли в этом овцы? Духовенство обмирщено, а на нем зиждется Церковь. Если отец(духовенство) в семье не молится, то и мамы(Церковь/приход) не надолго хватает, заботы затягивают так что и не до молитвы... А когда отец как мужчина помнит свой долг, то даже если мама и проспала, отец подстрахует и детишки улягутся спать с молитвой. Пускай есдиет хоть на Хамере, лишь бы душам дана была Христова Очищающая Любовь и пример Самопожертвования во Славу Божию. Мир Всем!
Н.Н. 6 сентября 2012, 00:00
Дорогие братья и сестры, зададим себе один вопрос: ДЛЯ ЧЕГО я пришел в церкрвь? Себя изменить или в церкви изменить то, что мне не нравится? Большинство из нас начали воцерковляться в зрелом возрасте, уже со сложившимися убеждениями и жизненными позициями; привыкшими во всём искать здравый смысл, логику и правду. Но смотрите: люди грешили, а Христос взял все грехи на себя и добровольно принял позорную смерть на кресте! Единственного безгрешного распяли за всех грешных. Ну и где же здесь правда, логика и здравый смысл?! А правда для нас, православных, в том, чтобы держать своё сердце чистым перед Богом; отдавать свою десятину церкви, "любить врагов своих, сокрушать врагов Отечества и гнушаться врагами Божиими", соблюдать заповеди и ВЕРИТЬ Богу! Вражина нападает - значит мы на верном пути, будем радоваться и веселиться - С нами Бог!
Сергей 5 сентября 2012, 23:00
Инне К.: Иоанн Златоуст писал, что и Иуда (Искариот)тоже причастился, и с этим причастием в него вошел сатана. ...мы все меньше обращаем внимание на ДУХОВНУЮ СТОРОНУ жизни, что наше христианство сводится к исполнению лишь внешних церковных предписаний: праздник - поприсутствуем за богослужением, пост - как-нибудь попостимся, положено исповедаться, причаститься - и это сделаем, подадим и поминание, закажем и молебен, панихиду...(А.И.Осипов "Куда идет христианство"). Мне кажется надо более точно разъяснять священнослужителям о правильной духовной жизни по творениям святых отцов. Всем радости в Духе Святом!
В Потапов 5 сентября 2012, 22:00
Дорогой о. Владимир, Болеющие за Россию чада РПЦ за границей молятся с Вами о вразумлении всех. Помогай нам Бог. Прот. Виктор Потапов Вашингтон, США
Марина 5 сентября 2012, 21:00
Никите Дубровину: Вы вот говорите, что церковным людям нужно публично покаяться, самобичевать, показать финансы и т.д. - а может быть наоборот ХВАТИТ ВСЕМ ВСЁ ОБЪЯСНЯТЬ! Открытость Православной Церкви должна касаться ее проповеди, а не ее финансов или внутрисемейных дрязг! Может потому и стала ситуация настолько критичной, что без конца все все пытаются объяснить. Почему мечети расписывают чистым золотом, и никто не хватается за сердце? Почему у нас не могут батюшки ездить на хороших машинах? Да пожертвовали им богатые люди, и пусть ездят себе на здоровье. Когда людей у Храма Христа Спасителя в очереди поили горячим чаем - недовольные возмущались, почему дескать мэрия это оплатила, пусть Церковь и платит... Куда мы вообще катимся в осуждении Церкви и ее служителей. И ведь у нас в стране нет церковного налога, хотя по внутреннему долгу мы должны отдавать в Храм десятину. Вы говорите убрать цены на записки, а разве у нас очень сознательные граждане, убрать цены на требы - и на что батюшкам жить? Им - которые не бояться рожать много детей. Да в дальних Храмах тяжело финасово, но почему бы не создать единый портал помощи деревенским храмам, куда будут перечислять и распределять нуждающимся... И еще нас много, а батюшек и Храмах так мало... мы успеваем только подойти на исповедь на минутку-другую. Пусть Церковь наша процветает, пусть в золоте вся будет и служители ее тоже, чтоб злопыхатели наконец дулись-дулись и лопнули от зависти.
Никита Дубровин 5 сентября 2012, 16:00
Статья, действительно, незаконченная - какие же выводы, как с этим всем бороться? И это приглашение для читателей - обсудить проблему. Одна из недавних статей на этом сайте называется "Делайте хоть чуть-чуть" - мне кажется это самый верный ответ всем критикам. Начиная с честного выполнения своего ежедневного труда и заканчивая чем-то для общества, ну пусть хоть самым малым, ну пусть хоть подъезд подмести - если каждый из нас, христиан, будет вносить свою крупицу - это и будет тем, что нас отличает от тех, кто только "потребляет" и "удовлетворяет". Впрочем, это не призыв, это личное дело каждого.
Никита Дубровин 5 сентября 2012, 16:00
Так как ответить на критику? На мой взгляд, пока нас неверующие не обвинили во всех смертных грехах, надо самим в них покаяться. Увидев публичное самобичевание, реальные шаги, народ задумается - а правы ли критики Церкви? И что эти критики сделали для народа, и что Церковь? Нам нужно крепко держаться за святость вечной ЦЕРКВИ, а не за то, чтобы НАС здесь любили и почитали, дать понять людям, что для нас непогрешимо свят только Христос, а не патриарх, что в Церковь мы ходим за общением с Богом, а не как в некий подвид политической партии, что мы стремимся к святости, но сами не себя смотрим как на грешников. Что избранный Христов – не значит правильный святоша, а значит кающийся грешник. И что вся наша боль в том, что они Христа распинают, а не в том, что нас гонят… Ведь распиная Христа, они сами себя убивают, делают несчастными... Вот в этом боль - что нам их жалко, и больно за наших детей и других, кого они запутывают. Критики должны натыкаться не на отпор - будь то физический или идеально выстроенная линия словесной защиты, как в суде - их критика должна разбиваться о наше милосердие, любовь к ним. Мы сильнее чем они, поэтому надо их жалеть (жалеть, а не сострадать им). И опять же: как ИМЕННО избежать новых физических, а не только "информационных" гонений? Как отреагировать?
Никита Дубровин 5 сентября 2012, 16:00
Предлагаю своё даже не мнение, а скорее мысли вслух. Пока не обнаружили золотые сундуки в закромах, не "экспроприировали", нужно самим стать беднее. Я не понимаю, почему храмы в глубинке стоят заброшенные, а те, что по известным паломническим маршрутам - все в золоте и серебре, почему нельзя уравновесить, чтобы и в глубинке, и в условном Радонеже всё было без золота, но добротно сделано? Зачем торжество материи там, где должен главенствовать дух? Дальше. Раз уж "батюшка на мерседесе" набил оскомину, почему нужно ездить на этих мерседесах, сидеть иерархам в роскошных офисах? Нам говорят - они люди официальные, им статус не позволяет... Но соответствуя некому высшему официально-деловому статусу, условные батюшки на мерседесах теряют соответствие своему духовному статусу. Да и перед глазами примеры миллионеров, что ездят на малолитражках и пользуется дешевыми китайскими телефонами - они могут, а мы нет? Почему нельзя ввести конкретные ограничения на роскошь внутри Церкви - к примеру, нельзя ездить на автомобиле дороже ххх рублей. Я бы даже сказал именно ездить, а не "иметь" - можно же и на родственников записать, или держать в гараже и любоваться - только бы не соблазнять маловерных.
Никита Дубровин 5 сентября 2012, 16:00
Почему нельзя ввести жесткие правила в отношении крещения – чтобы, например, священник был обязан провести беседы и несколько раз причастить крещаемого или восприемников (что одно и то же) перед Таинством? Мне представляется со своих мирских позиций, что за время такого оглашения даже неопытный батюшка почувствует, можно ли доверять такому человеку ту самую "Тайну", о которой пишет о. Владимир, или нужно работать с ним дальше, до тех пор пока он не отпадет сам или не исцелится... Вы скажете - да просто крещаемый перебежит в другой храм, где это не будет соблюдаться. Вот поэтому это должен быть общий закон. Почему нельзя выгнать торговцев из храма в прямом смысле? В сельских приходах это незаметно, а в людных городских храмах - всю службу за спиной раздаётся звон монет, идёт торговля. Мне кажется это было нормально в 90-х, когда всё было в кучу и не было времени на всё. Теперь же можно близ каждого храмика сделать пристроечку, к примеру, пусть в притворе-пристройке - торговля и требы, а в храме - ничего кроме Бога. Попутная проблема - зачем назначать цены на требы? Сколько говорил с людьми, им трудно доказать, что если они не могут заплатить за какую-то там записочку, то они могут бесплатно её подать - но бесплатно люди стыдятся, или обвиняют в алчности Церковь, или... какой-то бесконечный клубок оправданий с этими ценами на требы! - почему же нельзя, как во многих столичных храмах, просто отменить цены, пусть каждый жертвует сколько хочет?
Никита Дубровин 5 сентября 2012, 16:00
Наконец, почему нельзя сделать открытой финансовую отчётность Церкви, как делают многие общественные организации? Люди, видя как власть их обманывает и обворовывают, тоже самое думают и в отношении Церкви (при этом не смущает следующее: обвиняют Церковь в роскоши, зляться на постоянное возведение новых храмов, школ, семинарий – и одновременно обвиняют власть Церкви в воровстве и наживе!) Штука в том, что если бы мы отчитывались – приобретено столько, потрачено столько-то на то-то и то-то - Обвинения в воровстве никуда не денутся - но люди увидят какие огромные средства тратятся на благотворительность и прочее! И сравнят эти ДЕЛА с ОБЕЩАНИЯМИ власти. Это я к тому, что и земной Церкви (а не только собственно Христу) по-прежнему можно верить – а ведь в нашей стране так мало, во что у народа осталась вера.
Никита Дубровин 5 сентября 2012, 16:00
Здесь получается такое переплетение: последнее время в СМИ людям навязывают отождествление нашей власти с нашей Церковью. Хотелось бы, чтобы Церковь всеми возможными способами дистанцировалась от власти. Я не исключаю, что это власти сейчас выгодна травля на Церковь – это первейший закон политологии, что общий враг гораздо больше сближает и владеет умами людей, чем благие намерения. После фальшивых выборов умы были обращены на якобы фальшивость патриарха, дескать Церковью правит не тот, кто должен, а вот истинная фальшивость президента, которого уже никто давно не поддерживает за этим скрылась. Клин - клином. Власть уже 10 лет кормила нас обещаниями, уже не работает это, осталось последнее: занять людей общим врагом, и пока что ещё таким врагом названы «иностранные агенты», «революционеры-разрушители», «Запад, где сплошные кризисы в отличие от нас». И нам навязывают что как будто Церковь на стороне власти, и власть на стороне Церкви (мы до хрипоты спорим с тестем, агитировал ли патриарх за Путина, я прошу его привести цитату, а он говорит что повсюду во всех новостях патриарх призывал за него голосовать) (сюда же относится как раз инцидент с панк-группой)...
Никита Дубровин 5 сентября 2012, 16:00
Моё личное подозрение, я не уверен, но я боюсь, что текущая диспозиция "власть-церковь против оппозиции" – промежуточная. Что когда оппозиция будет сильно напирать и сильно владеть умами людей – это неизбежно, все знают, как мы живём (исключая 2 столицы) – вот тогда власть может просто взять и повернуться к Церкви другим местом. Отдать её на растерзание толпе, вскрыть те самые факты, о которых говорит о. Владимир, что они заготовлены. И вот тут главный вопрос: какой же, какой предстанет Церковь перед толпой? Живой или прогнившей? А, может сильной и мужественной, но больной, как раз такой, что будет вызывать сочувствие? Я ничего этого не знаю, знаю только кучу грехов за собой. И пишу не из права учить, а из-за одного из грехов – малодушия и равнодушия к тому, что происходит, может быть мои слова хоть что-то стоящее значат, а иначе – в топку. Можно продолжить список «жалоб и предложений», я лишь для того их написал, чтобы проиллюстрировать идею: пусть нас будет меньше, но лучше; пусть мы станем беднее – но, так сказать, православнее. Что бы там ни было, Господь сказал: «Не бойтесь, Я победил мир». Я вижу эти победы ежедневно – в добрых людях, к которым не липнет вся эта грязь. Просто не липнет, не примеряется, категорически. Пока жива Церковь и святые люди в ней – жива Россия и русские. А если не будет ни Церкви, ни России, то и грустить некому и не о чем будет. С нами Бог.
Александр 5 сентября 2012, 15:00
"в процессе воцерковления огромного числа наших сограждан за последние 20 лет в церковную ограду вошли миллионы людей, не впитавших с молоком матери традиции церковного благочестия, привнесших в Церковь мирскую систему отношений, политические страсти, духовные недуги века сего." А священников всего 16 тысяч. Это показательно.И что тут поделать? Идет процесс выздоровления после тяжких мук. При коммунистах уничтожали Церковь, но произошло чудо - она не погибла, она поднялась и пошла.Как если бы какой -нибудь чемпион попал в руки к злодеям - те бы били, били, не убили. И вот он встал с колен и побежал. А вокруг "Неровно бежит.Криво. Шатается" И того не хотят заметить, что всех красиво бегущих обогнал, давно позади оставил. А заметили- сразу давай доски под ноги бросать,канавы рыть, камнями, чтобы по темечку попасть, швыряться... Так и Церковь. Надо молится. И "врата ада не одолеют ее"
Афанасий 5 сентября 2012, 14:00
Геннадию-либералу. Вы что-то сильно путаете. За веру пострадать мы готовы, но никогда не будем «готовы» позволить осквернять наши святыни, оскорблять нашу веру и хулить святую Церковь.
Н.Н. 5 сентября 2012, 14:00
Геннадий - либерал: "Все разговоры о самозащите чести и достоинства от лукавого, этому Иисус Христос не учил. И судить не учил, даже осуждать запрещал. Если кому-то не нравиться, то Бог попустил сектантство, ислам, буддизм,... атеизм. Попробуйте может быть это Ваше". Геннадий, свободомыслие в одной голове до хорошего не доведёт: очень опасная тенденция,обычно заканчивается шизофренией. Так что Вы уж определитесь: православие или либерализм? Разговоры идут, прежде всего, о защите от поругания христианских ценностей, как-то: Христа, Божией Матери, храмов, икон. Христиан везде и всегда гнали, гонят и гнать будут, но это ведь не значит, что у нас должно напрочь отсутствовать чувство самосохранения. Конечно, на всё ВОЛЯ БОЖИЯ, но и у нас должна быть наша воля к жизни и спасению, ведь насильно Господь не спасает. Или я ошибаюсь? А о том, как Господь поступал с продающими, меновщиками и как обличал книжников, фарисеев и саддукеев - и напоминать-то неловко.
Владимир Шавёлкин 5 сентября 2012, 12:00
Мне кажется, нам всем, православным, надо подумать, как эффективно бороться и разрушать ту пропагандисткую антицерковную либеральную машину, которая запущена вновь, как это было и перед революцией семнадцатого года. Подумать соборно, чтобы не повторилось то, что уже было - новомученичество и изгнание церкви из жизни общества. Помолиться нашим угодникам-делателям Николаю Чудотворцу, Митрофану Воронежскому, Спиридону Тримифунтскому, и взяться за это дело. От света рассеивается ложь, но надо чтобы этого света было много, как можно больше, везде. С той стороны действуют профессионалы, журналисты, политтехнологи, есть и среди нас профессионалы-журналисты, юристы и т.д. Надо объединяться и пользоваться их талантами на благо церкви.
Николай С. 5 сентября 2012, 11:00
Либералу Геннадию, который во всех своих комментариях ко многим статьям воспевает либерализм, как учение якобы отстаивающее свободу. Об антиправославном и антирусском по своей сути либерализме лучше всех (и уже очень давно) сказал наш «жемчужноустый», как его называли современники, поэт Фёдор Тютчев: – Все богохульные умы, Все богомерзкие народы Со дна воздвиглись царства тьмы Во имя света и свободы. По-моему лучше не скажешь об истерике у нас в стране и на Западе по поводу осуждения трёх нераскаявшихся панк-бесовок.
Тамара 5 сентября 2012, 11:00
Цитата:"Но как-то незаметно стало обыденным в церковных кругах – и в «кухонных» беседах, и на страницах блогов – обсуждать и осуждать жизнь священников, настоятелей, церковных чиновников, иерархов, Патриарха." Меня, как человека делающего первые шаги в церкви , это очень смутило.
Николай С. 5 сентября 2012, 10:00
Повторюсь: хорошая в целом статья и хорошие комментарии к ней. Честно говоря, уже надоело смиренное нытьё на многих православных сайтах по поводу всего этого шабаша ведьм. Надо, дескать, смиряться, Бог попустил, не судите да не судимы будете, не злите, а то будет хуже, силу применять нельзя, словесно нападать нельзя, искать защиты у государства и требовать уголовного наказания тоже нельзя (как пишет отец Владимир), чересчур толерантным к кощунникам пастырям прекословить – ни-ни… Чтобы быть последовательными, сторонникам такого милосердно-псевдоправославного подхода к бесам и бесовкам нужно смиренно сказать всей этой нечисти: простите нас, вы – наши отцы и пастыри, а мы – ваши дети, из вашей воли впредь ни в чём не выйдем, будем у вас в послушании, что повелите, то и будем творить без гордыни и рассуждения, сделаем богохульные тату и срамные панк-молебны воспоем, чтобы вам понравиться, а прикажете – завтра все как один удавимся на Лысой горе, лишь бы вас не обидеть. Тогда и все проблемы взаимоотношений Церкви и общества сами собой исчезнут вместе с Церковью.
Наталья 5 сентября 2012, 09:00
Господи! Укрепи нас в вере. Не дай испугаться,отвернуться, предать. Дай,Господи, сил, смирения, мудрости всем христианам!
Владимир 5 сентября 2012, 00:00
Спасибо за статью, она заставила задуматься о том, что делать именно мне в этой обстановке, чем я могу быть полезен? Дай Господи нам мудрости, сил и смирения с достоинством исполнить свой долг и свою роль в Господнем замысле. Вовремя исполнить свой христианский долг.
Священник Андрей Волков 5 сентября 2012, 00:00
Актуальная стаья, спасибо! Причина наших проблем в нас самих. Мало молимся, неправильно ставим цели и задачи, не имеем смирения и послушания, ищем виноватых. Как-то мало и незаметно в нас стало выстраданной " духовной соли"- одна бурная мирская вода.
Валентин 5 сентября 2012, 00:00
Православные, не будьте воронами ! Все происходящее - всего лишь куст. И не надо его бояться и не надо истерик и ссылок на зверя. Церковь и мы живем в нынешнем мире и в нашем больном обществе. В обществе неравных возможностей. И недовоспитанная молодежь видит это расслоение и ищет себя в протестах и радикализме. "Язычество ? Классно !" "Дьявольщина , Круто !" "Свастики малевать ? Легко !" А запудрить пустые головы всегда найдутся охочие охмурялы... И еще: "СМИ ! СМИ !" А чего же вы хотите от желтенькой компании ? Этим ребятам нужен рейтинг и побольше "жареного". А те, кто создают весь этот информационный мутняк, ведь они же все либо воинствующие атеисты, либо сектанты-протестанты, либо католики-греко-католики. Для таких "речистых" специалистов все наши православные ценности, наше благоговение и наша вера, наш патриарх и наша Церковь - пустой звук и объект для насмешек. Так что, еще раз - не надо истерик. Время работает на нас: пильщики и малевальщики жизнью оботрутся и, дай Бог, вразумятся. Как говорит Андрей Ткачев "Бог долго терпит, но больно бьет". А с нами Истина, наша вера, наше достоинство.
Инна К. 4 сентября 2012, 23:00
Сергею: Участие в Евхаристии - значит, что люди причащаются. И Причастие из одной чаши делает нас братьями. Невидимое духовное лекарство, исцеляющее, просвещающее и объединяющее.
Геннадий - либерал 4 сентября 2012, 23:00
Все от Бога, разве кто-то сомневается в этом? Тогда к чему недовольство? К чему критика внешних? Не хотим и немножко пострадать, все ищем виноватых? Где смирение? Давайте утроим чистку рядов: кто впитал веру с молоком матери направо, кто не с молоком налево. У русских говорят: "назвался груздем - полезай в кузов". Кто может сказать про себя: "я настоящий православный христианин?". Нет смелых? Вспомните как умирал Иисус Христос - Он сказал: "Это Я" и пошел на Крест. Надо радоваться и тому, что гонят и проклинают: есть за кого молиться, кроме себя. Все разговоры о самозащите чести и достоинства от лукавого, этому Иисус Христос не учил. И судить не учил, даже осуждать запрещал. Если кому-то не нравиться, то Бог попустил сектантство, ислам, буддизм,... атеизм. Попробуйте может быть это Ваше.
Ольга 4 сентября 2012, 22:00
Огромное уважение от меня, о.Владимир! Я такой взвешенной и верной статьи еще не читала, как начались эти наезды. Такое ощущение, что он почти один. Ну с ним еще о.Тихон конечно.
гость 4 сентября 2012, 21:00
Цитата: Господь посетил нас для того, чтобы мы все поняли, что «комфортного» Православия не бывает, что мы оказались в положении евангельского расслабленного и нам требуется исцеление... Отец Владаимир, может нам Бог даёт понять, что "комфортное православие" УЖЕ закончилось? Все эти случаи - это ростки дурного и гнилого семени. И моё мнение согласно с мнением отписавшихся по теме о том, что "сейчас гораздо позже чем мы думаем". Но помним о выборе своём: Обидяй да обидит еще: и скверный да осквернится еще, и праведный правду да творит еще: и святый да святится еще. И се, гряду скоро, и мзда Моя со Мною, воздати коемуждо по делом его. Цитата: И если мы сами не сможем обеспечить это единство, то за нас это сделают вся мощь антихристианской идеологии господствующей в мире... Отец Владимир, когда это овцы находили дорогу без пастырей?! Даже в горах Кавказа, при сильном буране, если пастух убежит в укрытие и овцы его не будут видеть, они разбредутся и погибнут. Хотя Бог уже сейчас отделяет козлищь от овец. Выбераем хлеб или Крест страданий Христовых? Время на исходе... Господи, помоги нам немощным!
Елена 4 сентября 2012, 21:00
Грамотная, взвешенная и хорошо аргументированная статья. Читала и понимала, что подобные мысли и чувства приходили и в мою голову. Спасибо о. Владимиру.
Инна 4 сентября 2012, 21:00
Очень хорошая статья. Жалко, что не все священники придерживаются такого очевидно правильного взгляда на все происходящее. Нет единства... Понравились слова о том, что не надо стараться понравиться, не надо ходить по передачам, спорить. Надо знать и делать свое. Нас много и объединились мы для другой цели.
Сергей 4 сентября 2012, 20:00
Болезни указаны, а лекарства - нет.) - согласен с Николаем С., ....а в том, чтобы привести человека к сознательному участию в Евхаристии, в которой есть вся полнота Церкви, исполнение всех миссионерских задач. - извините пожалуйста о. Владимир, данная фраза не понятна.Что значит участие в Евхаристии? Зачем смотреть на католиков, у православных много своих примеров (Святоотеческое наследие)! Лучше приводить примеры от Православия. Всем радости!
Н.Н. 4 сентября 2012, 19:00
"Мы много говорим о миссионерстве среди, условно говоря, байкеров-рокеров, но о самом насущном миссионерстве среди прихожан молчим." Спасибо, о.Владимир, наконе-то хоть что-то вразумительное по этим животрепещущим проблемам. Мне непонятно, зачем мы ввязались в дискуссию с людьми, которым православие, мягко говоря, поперёк горла стоит и доказать им по-определению ничего не возможно? Зачем наши уважаемые пастыри СОГЛАШАЮТСЯ на участие во всевозможных передачах, хотя заранее известно, что ничего хорошего из этого не получится? Зачем тратить драгоценное невосполнимое время на "метание биссера перед свиньями"? Постоянное мелькание на экранах известных священников, к месту и не к мксту охаивание советского времени, метание между властью и народим (чего уж греха таить!) - всё это, на мой взгляд, добавляет активности нашим хулителям (а Бог поругаем не бывает!). Наше МАЛОВЕРИЕ и порождает такую бурную реакцию. Оскудела любовь - окаменели сердца. ПАСТЫРИ ДОБРЫЕ, ПАСИТЕ СВОИХ ОВЕЦ, а Ксения Собчак прекрасно и так проживет (а если возникнут у неё вопросы - она прямиком к митрополиту обратится - ей-то не откажут). Пасите тех, кого Господь Вам дал. Вам много дано - много и спросится (за тех, кого дал Вам). ПРОСТИТЕ.
Наталия 4 сентября 2012, 17:00
И ещё: Мы не защитим своих святынь не только потому, что это почти невозможно, враг хитёр и лет ему больше, чем нам. Нам бы силы с самими собой справится. У иудеев запрещено миссионерство, не знаю почему, но, думаю потому, что Господь уже всё всем сказал, только надо захотеть услышать. Не надо идти с Его словом к тем, кто Его не хочет слышать, к тем, кто впадает в злобу, берёт пилу и пилит...Это же нам всем расплата за нашу общую жизнь во лжи, без Бога. Захотели тельца - получили. Такие страшные удары пережили мы, русские, что уже силы иссякли. Но есть Бог и Он нас не оставит.Только надо к Нему идти самим, своими ногами, никто не сможет притащить в храм того, кто изо всех сил сопротивляется. Мне думается, что совместные молебные стояния в городах, сёлах очень помогли бы нам всем. А не постоянные оправдания Церкви перед миром и заигрывания с ним. Как перестанем заигрывать, так придём в себя и станем сильнее.
Наталия 4 сентября 2012, 17:00
Текст действительно у отца Владимира взвешенный, спокойный. И правда в нём есть. Но если мы будем только молиться и молчать, если наше духовенство будет говорить: одни - попить чаю с баранками с кощунниками, другие - обратное, то как быть нам, мирянам? Как понимать наше священноначалие? Ведь есть одно Да-да, Нет-нет. У нас в Церкви главные всегда -духовенство, а миряне в стороне, выслушивают проповеди с амвона, помогают восстанавливать храмы, жертвуют, сейчас нам говорят молчите, не злите...Да мы молчим, мы не злим...Кто мы такие, миряне? Никто. Но к нам всё равно лезут и насмехаются. Можно сделать вид, что ничего не происходит. У нас есть священнноначалие.. Кто из телевизионных начальников откажет митрополиту, епископу обратиться к народу со словом на каналах ТВ? Просили? Отдуваются один отец Всеволод с отцом Димитрием. Ничьё выступление, ни одного иерарха не слышала с экранов ТВ. Князь этого мира известно кто, и нам с ним нашими немощными силами не справиться. Мы разъединены, потому что нет чёткой "команды" священноначалия, много разномыслия церковного в иНтернете в том числе. Известные священники демонстрируют миру как можно счастливо и весело жить в этой страшной системе. Священноначалие молчит. Всё это приводит в замешательство.
Наталия 4 сентября 2012, 16:00
Спасибо, отец Владимир и Православие.ru! Ну наконец-то появилась оценка происходящего с точки зрения Писания. Уважаемые администраторы сайта, почему-то дата всех комментариев стоит 16 августа?
Владимир 4 сентября 2012, 16:00
Наш патриарх говорит что основа православия это покояние. И это неправильно.Так как основная заповед-Возлюби Господа своего всем сердцем,всей душою и разумением своим.И кто возлюбит ближнего нежели Господа,то недостоен Его!. Так же в наше время прцветает царсво Зверя. И здесь можно сказать,что Вера без дел мертва! Тоесть должна быть борба со всей системой Зверя.Только надо понять всем кто есть кто.И триумф Победы за нами!
Василий 4 сентября 2012, 16:00
Спаси вас Господь! Не в бровь , а в глаз! Как точно! А как было удобно на джипе на Голгофу подъехать и со стороны переживать, хоть и с умилением, но на безопасном расстоянии... Это про меня.
Димитрий 4 сентября 2012, 16:00
Очень важные и нужные слова, как мне кажется, согласные с духом Священного Писания. Некоторое сомнение вызывает только фраза о том, что не следует требовать ужесточения наказания за нападки на Церковь. Здесь требуется больше рассуждения. Как о. Владимир заметил, православных в России значительно больше, чем кощунников. Все православные граждане, Россия - наш дом. почему нельзя устраивать порядок в своем доме, тем более что это отвечает общим интересам? Ясно и то, что акты вандализма и кощунства по своим негативным последствиям угражают единству общества, то есть общественно опасны. Думаю, что православные гражданами могут легальными методами действовать в свою защиту и на (это связано между собой) на благо всего общества.Нужно помнить и о детях, которые нуждаются в нашей защите. Спаси Господи о. Владимира
Николай С. 4 сентября 2012, 15:00
Очень хорошая и правильная статья с непонятной и беспомощной концовкой. Болезни указаны, а лечение - нет.
Лидия 4 сентября 2012, 15:00
Мы, люди, только начали себя считать людьми и вот опять кто- то впадает в скотское состояние: оскверняет святые места , ведет борьбу с Богом. Мне очень жаль этих язычников- не ведают, что творят. Ведь у них тоже , наверное , есть дети или будут. И им придется страдать за своих родителей и духовно и физически. Бог смилостился над нами: снова можно сходить в храм, помолиться, попросить, чтобы детки не болели, чтобы не были моральными уродами. Как было хорошо! Господь дает все, чего не попросим.
Виктор 4 сентября 2012, 15:00
Спасибо за взвешенные и ответственные слова. И слова эти об ответственности. И главный грех наш безответственность.Не надо отвечать за кого-то, только за себя. Например, всем православным научиться осенять себя крестным знамением, тем самым исповедуя христианскую веру и беря на себя ответственность за свои поступки и слова. Мы воочию увидим друг друга и уже этим станем сильней. Радует, что сейчас со всех сторон нас учат каким должен быть настоящий православный. Значит - знают. Осталось малое - соответствовать:)
Зоя 4 сентября 2012, 15:00
Спасибо о.Владимир ! Очень хорошая статья .
Лариса 4 сентября 2012, 14:00
Замечательная статья. Побольше бы таких своевременных и трезвых рассуждений.
Марина 4 сентября 2012, 14:00
о. Владимир, спасибо Вам за статью, что вы подняли темы, которые терзают многих... Если позволите, я выражу свое мнение по одной из них. Вы в статье затронули самую волнующую меня тему про то, что спиливают кресты, вот в частности:"25 августа в Архангельске и в Челябинской области вандалами спилены 4 поклонных креста. Пришло время открытого террора против Церкви". Почему же нет новости, что 26 или 27 августа православные христиане этого города вышли на крестный ход или на молитвенное стояние, потому что священнослужители этого города забили в колокола и в прямом и переносном смысле, и призвали прихожан выразить свое отношение к этому кощунству. А раз никто не возмутился, значит безнаказанность и вседозволенность для подобных актов. Может я ошибаюсь, может все-таки был какой-то ответ, но я в новостях не видела? Разве все эти случаи - не показатели того, что мы все "боимся высунуться", сделать не так, надо же быть толерантными или как там терпимыми. НЕ ТЕРПИМЫМИ а ТЕРПЕЛИВЫМИ. Ведь Господь торговцев и менял из Храма с плетью гнал, а тут кощунникам сказать боимся что-нибудь не то. А вообще наша главная беда, что любовь в нас действительно иссякла, вот и заходимся злобой. Если бы была в нас любовь и сострадание, и молитва - было бы вообще не до личных жизней наших пастырей...
Татьяна16 августа 2012, 11:00
Мне 53 года и я "не впитала с молоком матери традиций церковного благочестия" и, следовательно, не смогла передать этого своим детям, что считаю трагедией в своей и их жизни,но с Вами абсолютно согласна. И, ведь нас, таких,миллионы!
Денис16 августа 2012, 10:00
очень правильная статья. через некоторое время можно будет оглянуться и увидеть, как несколько маленьких событий стали точкой отсчета огромных последствий. маховик уже запущен. в шторм нужно не суетиться, а слушать и четко выполнять распоряжения капитана. Будешь бегать, паниковать, критиковать соседа, что он не правильно ставит паруса - утонешь 100%. как было сказано "сейчас гораздо позже чем мы думаем". важно помнить, что каждому отмеряют ИНДИВИДУАЛЬНО, пенять будет не накого.
Михаил16 августа 2012, 10:00
Спасибо.
Константин16 августа 2012, 09:00
Замечательная статья. Спасибо, о. Владимир! РПЦ расслабилась, превратилась в комбинат бытовых услуг. Ушла в бизнес, а о душах людских забыла. Востанавливать и украшать храмы это, конечно, очень хорошо, но о душах людских тоже заботиться надо. Недалеко то время, когда мы снова будем слышать крики в свой адрес Christianos ad leones - "Христиан ко львам!". Помоги и вразуми нас, Господи!
Николай16 августа 2012, 08:00
Спасибо!
Константин16 августа 2012, 08:00
Очень своевременно! Трезвит и укрепляет. Спаси Вас Господи отец Владимир!
Ольга16 августа 2012, 08:00
Спаси Господи! О. Владимир, Вы безусловно правы. У меня сейчас на многое стали раскрываться глаза. Почему люди, именующие себя православными, допускают в ЖЖ употребление нецензурной брани, говорят о том, что если бы они оказались в тот момент в храме Христа Спасителя, то они бы "с ноги", выплескивают столько злобы и ненависти? Это не православные.
гость16 августа 2012, 08:00
Скажу одно - Бог поругаем не бывает. Рыба гниёт с головы. Мне просто интересно, почему так долго ждали эти антихристовы силы? Хотя одни священники так и говорили, что после окончания выборов в России жди продолжения нападок на Церковь и православных. Причём, судя по происходящему, мы миряне и наше священство сами подготовили, своим нерадением, обильную пищу для СМИ и грязь, которую на нас и выливают. Отдельные одиозные поступки отдельных личностей уже не скрыть (интернет не позволит), так что будем пожинать горькие плоды ОБЛИЧЕНИЙ. Есть мнение, что далеко не всё в СМИ будет придумано и переврано: наглядно покажут поступки личностей (если священства, то просто ужас), предоставят документы, видео, счета и пр записи - в наш век это несложно. Всему народу, т.е. и верующим и неверующим покажут чем живёт наша Церковь. Это только начало масштабной компании, она будет проводится постепенно. Сознание народа будут травить сначала дозированно, а потом всё сильнее - самый смак приготовят напоследок. Начало этой травли уже свидетельствует о том, что нужные материалы собраны. Беда в другом: очень много людей будет введено в соблазн дурным примером и ложью, тех людей, что могли придти в Церковь.
Сергей Вл16 августа 2012, 07:00
Хорошая статья. Мне, как мирянину, хотелось бы четко понимать как правильно реагировать на нападки на церковь. К сожалению, смотря на священноначалие, известных священников я не могу понять как правильно себя вести- нет какого-то русла единства действий
Александр16 августа 2012, 07:00
"Весь мир насилья сломаем до основанья, а затем - мы свой, мы новый мир построим, кто был ничем, тот будет всем.." Не надо забывать эту программную песню.Ломали, уничтожали... Разве этому дана честная оценка? Пока еще нет. Реабилитировали палачей с партбилетами. Реабилитировали как частных лиц кое-кого, кто был основаньем старого мира, но оценка людоедской сущности происшедшего не дана. До сих пор кое-где предоставляется трибуна лицам, говорящим о неизбежности коллективизации.Когда ничто, ставшее всем, поняло, что не по нему шапка, оно сдало страну.И хлынула к нам всякая грязь - секты, проповедь разврата. Но произошло чудо - народ не разбежался по сектам и толкам,возродилась Православная Церковь.Возродилась, как действующий институт русской жизни.Есть ли недостатки - есть, ведь 70 лет нас отравляли атеистически-языческим марксизмом-ленинизмом. Надо ли их изживать? Надо. Но тот, кто глумится над ними, стал ли бы глумиться над каким-нибудь олимпийским чемпионом, который попал в руки разбойников, чудом, с переломанными костями,остался жив,и несмотря на это,вышел на соревнования?Не думаю. Тут не сакральное, тут мирское. Все боится снова стать ничем. Ведь если быть честным, то русский -это православный империалист, а патриарх -духовный лидер ( к сожалению, не вождь из-за разобщенности народа) руских и всех народов, РПЦ окормляемой. Но "Врата ада не одолеют ея"
Здесь Вы можете оставить свой комментарий к данной статье. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке