Лебедь, или Вечер Сен-Санса

Мишка был крепкий парень и не робкого десятка. Отжимания на кулаках, пробежки в любую погоду, спарринги и всё такое. Но те двое, которым он попался «на зубок» поздно вечером у ларька с сигаретами, оказались крепче. Вот уже несколько лет прошло, как Мишка на кулаках не отжимается, по мешку не бьёт и в парах не стоит. Вместо этого Мишка всем улыбается и через каждые секунд тридцать странно подёргивает головой. Работает он, ввиду полной своей безопасности, в детском садике дворником.

Зато Григорий как занимался любимым делом, так и занимается. Хотя он и не здоровый вовсе, и его, как и всех в нашем городе, рано или поздно встречали вечером такие люди, после общения с которыми тоже можно начать всем улыбаться.

Гриша — представитель самой немужественной в глазах нашего нордического населения профессии. Гриша — скрипач. Ни разводной ключ, ни молот, ни тугая баранка старого грузовика мозолей на Гришиных руках не оставили. Весь спектр своих чувств он, в отличие от нормальных пацанов и мужиков, одними только матами выразить не способен. И в плечах он не широк, и смотрит на мир открытым взглядом, а не из-под неандертальских надбровных дуг. Даже плюнуть сквозь зубы у него получается только на метр, а не на три, как у любого нормального в нашем городе человека. И, тем не менее, какая-то сила в нём есть. А иначе как бы он до сих пор играл на своей скрипке, если даже такие парни, как Мишка, уже несколько лет всем улыбаются?

* * *

С какой-то репетиции в один из ветреных, холодных вечеров Гриша шёл однажды домой. Шёл, срезая углы и петляя по дворам, в которых шутки ради малолетками выбиты все лампочки у фонарей; шёл по дворам, в которые заходят только знатоки маршрута, например, пьяные, возвращающиеся после получки домой в состоянии глубокого алкогольного обморока. Через такие дворы быстрым шагом петлял с репетиции домой и Гриша, подняв воротник плаща, мурлыча обрывки мелодий, мечтая о горячем чае с лимоном.

Сиплый густой баритон неожиданно отвлёк Григория от уютных мыслей.

— Сюда иди.

Несколько окон без занавесок лили жидкий свет на мокрый лабиринт двора, на поломанную детскую площадку. Из полного мрака в относительную полутьму по направлению к нему выступили две фигуры.

— Деньги давай.

Когда бежать некуда, а драться бесполезно, просьбы, произнесённые сиплым голосом, нужно выполнять. Если, конечно, эти просьбы в принципе выполнимы. Если, то есть, у человека есть принципы, соблюдая которые, ему скорее придётся попрощаться с жизнью, чем исполнить неисполнимое. «Деньги — дело наживное, — так всегда говорила Григорию мама. — Нужно отдать — отдавай не жалея. Потом ещё заработаешь». «Деньги — не принцип», — всегда думал Григорий. Он достал из кармана все бумажки и все копейки, которые там были.

— Это всё?

— Да.

— А это что?

Рука обладателя сиплого баритона коснулась футляра за спиной.

— Скрипка.

— Ты чё — скрипач?

— Да.

— А она дорогая? — спросил второй надтреснутым голосом.

— Я её не отдам, — сказал Григорий, — да она вам и не нужна. Вы её нигде не продадите.

— А сыграть сможешь?

— Смогу, конечно.

— Пойдём.

Они зашли в ближайший подъезд и поднялись на площадку между первым и вторым этажами. Граффити на тему половой жизни обитателей дома, окурки, выбитое стекло — всё как везде. Григорий с минуту дышал на пальцы и тёр ладони друг о друга, разглядывая попутно неожиданных слушателей. А те с насмешкой в хищном взгляде, в свою очередь, рассматривали этого Паганини, который снимал с щуплых плеч футляр и готовился играть.

— Нам чего-нибудь нашего, — сказал баритон.

— «Мурку», что ли? — спросил, осмелев, Григорий.

— Типа того.

— «Мурку» я не играю. Я играю серьёзную музыку. Вот сейчас мы репетируем ораторию Сен-Санса.

— Слушай, Чиполлино, нам это… как тебе сказать? Нам непонятно будет, въезжаешь?

— Это вам так кажется. — Григорий уже изрядно осмелел и почувствовал себя не в лапах чудовища, а в диалоге с людьми. Он почувствовал, что больше непрошеных слушателей начинает владеть ситуацией. — Серьёзная музыка понятна всем. Вы когда-нибудь лебедя видели?

— Ты что, издеваешься?

— Ну вот представьте себе лебедя. Представьте, как он плавает по тихому озеру и вода мягко расходится за ним едва заметным шлейфом. Закройте глаза и представьте. А я сыграю произведение, которое называется «Лебедь». Это тоже Сен-Санс, ораторию которого мы сейчас репетируем.

Два человека зажмурились, а третий, взяв несколько нот для пробы, начал играть. Нужен был фотоаппарат, чтобы заснять эту «встречу на Эльбе»! Это было похоже на столкновение двух цивилизаций. Одна цивилизация была сурова. Она выжила в снегах ледникового периода, вырастив на сердце и на всём кожном покрове грубую защитную броню. А вторая, наоборот, долго обрезывала и очищала сердце, делая его чутким и восприимчивым к любому прикосновению. Два представителя первой цивилизации стояли непривычно для себя самих — закрыв глаза, а представитель другой водил смычком по струнам и сам в это время был похож на струну натянутую и звенящую. А между ними, в согревшемся от игры воздухе, царственно плыл по тихому озеру лебедь Сен-Санса. Он иногда окунал голову в воду, иногда прятал её под крыло. Но он всё время плыл, не останавливаясь, и озеру, казалось, не было конца.

Через несколько минут игры надтреснутый голос вскрикнул.

— Стой! Стой! Вот здесь теплее надо!

Григорий улыбнулся в ответ и стал играть «теплее», а кричавший, закрыв глаза, продолжил слушать. Он действительно понял эту музыку, и радость понимания грела его не меньше, чем звуки скрипки.

Дом резонировал. Звуки уходили вверх, усиливались, заставляли подрагивать невыбитые стёкла. Музыка без стука заходила в дома, сначала раздражая непривычностью, а затем совершая умиротворяющее помазание. Люди открывали двери квартир, чтобы закричать «Уйдите!» или «Перестаньте!», но не кричали, а оставались у открытых дверей и слушали. После «Лебедя» из «Карнавала животных» Гриша сыграл ещё Рондо Каприччиозо, и когда он заканчивал, из-под закрытых век баритона вытекла скупая и жгучая слеза, какими плачут люди, пережившие ледниковый период.

* * *

Они, конечно, отдали Григорию все его деньги, а может, и додали своих. Они проводили его домой, чтобы никто пальцем не тронул Паганини («Сам знаешь, что у нас по вечерам случиться может»). Они бы и поблагодарили его на все лады, но слов в лексиконе было маловато, и большую часть своего восторга они, размахивая руками, выражали матюками и междометиями.

Все трое в ту ночь засыпали улыбаясь. Но это была не та улыбка, которой встречает незнакомых прохожих некогда крепкий парень Мишка.

Обычно бес стоит незримо между людьми, нашёптывая помыслы, провоцируя вражду, подталкивая на злодеяния. А между этими тремя людьми в сей вечер тихо и неторопливо проплыл лебедь. Он проплыл, перед глазами одних открывая красивую и неизведанную жизнь, а в глазах другого подтверждая ту истину, что люди изначально хороши, и если плохи, то лишь потому, что сами не знают себя настоящих.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Комментарии
Натали 5 декабря 2016, 22:41
Рассказ понравился, правда, есть какая то недосказанность на тему встречи 2 цивилизаций... Ветхого Завета и Нового Завета? Или грубого спившегося и цивилизованного культурного? Хотелось бы ясности. По этой причине более интересно было читать комментарий Наталии и ее встречи в ночном переулке ("Ты брат мой во Христе") У нее и мессендж яснее, и к жизни ближе. У меня была похожая встреча, тоже ночью, тоже с подвыпившей шпаной, причем, они за мной бежали всей толпой, окружили, и здесь было главное не превратиться в добычу. Поговорили по душам, они извинились, проводили меня по темным закоулкам, чтобы, не дай Бог, никто не напал....Оказалось, и не шпана это, а ребята, которым в жизни не додали ни любви ни тепла ни уважения.
Сергий27 февраля 2015, 23:40
Немного не так про Михаила,что-то не так...
Алиса В-Стране-Чудес 9 октября 2014, 03:56
Интересный рассказ о людях без масок.
Юлия Буланова 2 марта 2014, 23:55
Потрясающе! Читала эту историю, слушая "Лебедя". Я уверена, что такое бывает, потому что душа каждого человека - христианка. Как бы люди ни убеждали себя в обратном, всё равно это так. Мы тянемся к прекрасному, а значит, и к Богу. В каждом человеке действует Бог: Отец - разум, Сын - Слово, Дух Святой - дух, который в человеке. Христос есть - вкусите и видите.
Наталья18 октября 2013, 16:26
Какой хорошей рассказ! И он правдивый, это не сказка. На силу всегда найдется большая сила, а беззащитность и посыл любви и приятия другого как равного, как брата, вызывает ответное чувство, даже в сердце, закованном в панцирь. Со мною произошла история, чуточку напоминающая рассказ. Пустынная улица, ни машин, ни людей, деревья с одной стороны, забор с другой. На дороге несколько мужчин, на разбойников похожих, увидели меня и стоят, ждут, дорогу перегородив. А я на каблучках, в длинном пальто, в сумочке полугодовая моя зарплата. И уже бежать бесполезно, выросли из–за деревьев нежданно те люди. Подумала про них, да бомжеватые, может и разбойники, но тоже люди, братья мои во Христе, быть может. Выделила из них главного и глазами встретилась, не боялась я, «ты мой брат» сказала глазами. И «разбойники» молча расступились, давая мне дорогу. Пройдя немного, обнаружила, что перчатку я обронила, перед встречей с незнакомцами сняла ее. Повернула обратно, а навстречу главный «разбойник» идет с моей перчаткой, говорит «вот, вы потеряли, вы ведь на станцию шли, я бы вас там нашел». «Спасибо» ответила, а сама подумала «ты брат мой».
Светлана Карасёва16 сентября 2013, 17:27
Эта история написана так, как нам хотелось бы чтобы она произошла... В жизни всё гораздо прозаичней и неприглядней. Но всё равно, спасибо за неё, о. Андрей, ведь и сказки существуют для того, чтобы нас чему-нибудь научить. Я, к примеру, поняла, что не нужно в опасный момент воевать за кошелёк))).
Елена 4 сентября 2013, 16:02
Сама заплакала
Саша Вятский20 августа 2013, 11:02
Совершенно надуманно и банально... Кто живёт в таких районах, знает, что история, выражаясь дворовым языком, полная туфта. Начиная с языка, которым у автора говорят обитатели, заканчивая ситуативным развитием. Полная чушь.
виктор30 июня 2013, 12:38
Благодарю, отлично!
Костя18 апреля 2013, 00:06
из всех доступных на этом сайте рассказов Ткачева - этот наиболее приближен к сути - ЛЮБВИ именно этот герой рассказа проявил ее - открыл свое сердце (в других же рассказах люди как бы ищут свой путь - понимание любви) его победа над потенциальным злом - это его любовь: к людям и музыке
Юлия 3 марта 2013, 20:24
Как говориться в фильме "В бой идут одни старики", война - преходящее, а музыка вечна)))))))
Светлана Константиновна 24 февраля 2013, 19:37
Я тоже прослезилась. Дай Бог Вам батюшка много, много сил, крепкого здоровья и помощи Божьей !
Михаил21 февраля 2013, 13:02
Слава Богу за всё! Прекрасная история! Пусть люди становятся добрее!
Александр21 ноября 2012, 21:35
Не в бровь а в глаз - и так любой рассказ. Всех Благ Вам Отец Андрей.
Александр Владимирович16 ноября 2012, 10:40
Вот,.. спасибо, отец Андрей!
надежда11 сентября 2012, 23:07
таких людей,как гриша, надо показывать по телевизору и почаще. он настоящий герой.
Наталия Минкофф26 августа 2012, 03:47
Пожалуйста, продолжайте писать, выпустите книгу, если можете, вы так нужны миру, что Господь дал Вам талант редкий и направляет на это. Да поможет Вам Господи!!!
Галина, Магадан22 августа 2012, 17:30
Отец Андрей, много Вашего читала, но тут уже не удерживаюсь от многословия! СПАСИБО! Эти же слова или наподобие, но о том, что ЛЮБИ, И ТЕБЯ ПОЙМУТ - говорит нам в проповедях и наш иерей Евгений, о здравии которого я прошу Вас помолиться... еще раз большое спасибо за такой замечательный рассказ!
Ольга20 августа 2012, 19:44
Ольга Редкая концовка. Спасибо.
Любовь Волкова20 августа 2012, 13:54
Спасибо, батюшка за пример преображения. С праздником!
Р.Б. Елена19 августа 2012, 16:42
С праздником Преображения Господня! Спасибо Вам, о. Андрей, за этот замечательный рассказ. Храни Вас Господь!
Кирилл18 августа 2012, 22:27
Мой старший сын,в начале 2000-х,разучивал эту вещь,но только на флейте.Я не любитель классики,но "Лебедь" Сен Санса,действительно тревожит сердце.
Вера Алексеевна18 августа 2012, 13:01
Полярность всегда страшна. В любом ее проявлении.( Аргунов и Малевич, например).Когда люди начинают свой путь в разные стороны? В 7 лет,в три года, в момент рождения, в момент зачатия? Кто полюса разводит? Когда и где начинается деформация надбровных дуг? В семье, в школе, в душе? Кто и что влияет на начало этого процесса? Такой короткий рассказ, а столько много вопросов...И однозначного ответа нет. Задумаешься, однако. Спасибо, отец Андрей.
Виктор17 августа 2012, 21:44
Спаси Господи Вас О.Андрей
Леван17 августа 2012, 19:22
Спаси Господи за интересный рассказ!
Наталия17 августа 2012, 16:20
Благодарю Вас батюшка, за поучительный рассказ.
р.б. Иулия17 августа 2012, 15:23
Прослезилась... Спасибо, батюшка за замечательный рассказ!
Александр17 августа 2012, 13:25
Спаси, Господи!
Татьяна17 августа 2012, 13:16
Это настоящее откровение, отец Андрей,храни Вас Господь!!!
Маргарита17 августа 2012, 10:42
Замечательный рассказ! Спасибо, отец Андрей.
Лариса17 августа 2012, 09:29
Слава любви твоей к нам, Господи! Храни тебя Бог, батюшка.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
×