1 % воцерковленных? Комментарий епископа Пантелеимона (Шатова)

Источник: Фома.Ru

Недавно на своей странице в соцсети Facebook епископ Смоленский и Вяземский Пантелеимон (Шатов) рассказал о том, что по его наблюдениям по воскресеньям в Смоленске в храм приходит не более 1% смолян. В связи с этим “Фома” решил спросить владыку о том, возможно ли вообще всеобщее воцерковление.

- Во-первых, я думаю, что воцерковленных людей, конечно же, больше одного процента. Просто не у всех есть возможность каждое воскресенье ходить в храм.

Во-вторых, давайте вспомним, что когда Господь первый раз явил Себя миру, тогда далеко не все люди пошли за Ним. Когда Он проповедовал о Таинстве Евхаристии, когда Он говорил о необходимости есть плоть и пить кровь Его, то многие от Него отошли. Богатый юноша, который хотел вечной жизни и совершенства, также не пошел за Ним, хотя был призван Христом. Вспомним, что и Понтий Пилат лично видел Христа и тоже не стал христианином. После того, как Господь умер на кресте, крестились три тысячи, пять тысяч, но все равно это не все из тех, кто были свидетелями того, что совершал Христос.

И даже когда Господь придет второй раз во всей Своей славе, то даже тогда не все примут Его. Человек вообще может прожить свою жизнь, добровольно отвергая Христа. Поэтому наше дело - свидетельствовать о Христе, а уж кто пойдет за Христом, а кто - нет – это свободный выбор каждого. Мы не можем лишить человека свободы и насильно взять его с собой в Царствие Небесное. Тем более, еще не известно, попадем ли мы туда сами.     

Учитывая семьдесят лет небывалых гонений, и тех мер, которые были предприняты безбожниками для уничтожения Церкви, слава Богу, что люди, вообще еще сохраняют веру и называют себя православными. Ведь в XX веке были предприняты меры, которые повредили больше, чем открытые гонения, была сделана попытка исказить всю церковную структуру. Безбожная власть поддерживала людей, которые шли с ней на компромисс. Церковная жизнь ограничивались совершением богослужений в стенах немногих храмов, даже внутри храма она отчасти регламентировалась безбожной властью. Например, нельзя было исповедовать вечером, повсеместно предпринимались попытки контролировать совершение Таинства Крещения. Нельзя было открыто заниматься миссией, воспитывать детей в вере.

Когда Церковь стала свободной, я думал, что храмы наполнятся множеством людей. То, что сегодня большинство православных приходит в храм только один или несколько раз в году, конечно, вызывает боль, и мне очень трудно бывает с этим смириться.

Я хорошо помню время, когда я сам был неверующим, поэтому понимаю, как человеку трудно прийти к вере. Ведь прийти к ней - это непросто сказать: я теперь христианин или, как говорил Алеша Карамазов у Достоевского, ходить к обедне по воскресеньям, и ставить свечку. Прежде всего, надо отдать Богу свое сердце, а ведь это сложно. Даже мне, хотя я и архиерей и знал много святых людей, это тоже сложно. Моя жизнь также не является легкой и простой, каждый раз приходится в чем-то себя преодолевать. Поэтому я понимаю, что и другим людям тоже сложно. Кроме того, я не знаю, кто спасется – тот, кто ходит в храм или тот, кто искренне верит во Христа, но по каким-либо причинам храм не посещает. Может быть, не посещает потому, что его соблазнил пример кого-то из так называемых воцерковленных людей. Надо любить людей такими, какие они есть, и стараться помочь им на их жизненном пути.

Понимаете, мы очень часто называем церковной жизнью - посещение храма по воскресеньям, формальное участие в таинствах, еще что-то, но ведь церковная жизнь – это жизнь, отданная Христу, жизнь по Его заповедям. Я вполне допускаю, что есть люди, которые живут такой жизнью, но по каким-то причинам в храм не ходят. Если же, наоборот, человек просто ходит в храм, это еще не означает, что он уже христианин. Для этого не достаточно надеть облачения, выучить молитвы, носить крестик или знать догматику. Прежде всего, необходимо отдать свою жизнь Христу, искать Его волю и эту волю исполнять. И кто из нас христианин, а кто - нет, знает, конечно, только Бог.

Мы сами должны идти навстречу тем людям, которые не ходят в храм, и помогать им делами любви. Люди отзываются на любовь - любовь, которую ты являешь непосредственно им и тем, кто в ней нуждается. Тогда и они присоединяются к тем делам, которые совершает Церковь. Вот в этом сейчас задача Церкви, ее главная проповедь – дела милосердия, сострадания и любви. Помогать же людям мы должны не для того, чтобы кого-то поймать на удочку или обратить в «свою веру», а просто для того, чтобы самим жить той любовью, которую заповедал нам Господь.  

Сергей Милов

Источник: Фома.Ru

15 сентября 2012 г.

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
САНТЕХНИК. 13 октября 2012, 09:51
В чем состоит мужество священника - может и в том, чтобы хоть изредка говорить людям правду?

А если из этого процента еще исключить случайных прохожих, провокаторов, фанатиков, дураков и тех, кто кормится при Храмах..?

Трудная у Вас задача, батюшка...

Примите искреннюю благодарность от старика - даже открыто рассказать о симптомах заболевания - не диагноз, не лечение... - уже подвиг, т. к. хотя бы раскрывает глаза на проблему, а, следовательно, и на возможность поиска реальных методов ее решения...

Успехов Вам... И наполнения Церкви людьми...

13.1012 САНТЕХНИК.

Виктор22 сентября 2012, 08:25
А может оно и к лучшему, что всего один процент? Лучше меньше да лучше!
Владимир Анатольевич17 сентября 2012, 16:25
В мемуарах один из священников, окормлявших православных русских солдат, попавших в плен писал, что до февральских событий 1917 года на богослужения ходили все военнопленные. После объявления свобод, в храм стало ходить около 10% процентов православных солдат. Из этих 10% только 10% ходили не по привычке или обязанности, а были настоящими верующими, т.е. сознательно принимали учатие в богослужении. Получается, что и до февральской революции, при объявлении свободы и без гонений, верующих воцерковленных был тотже 1%. Скорее всего 1% воцерковленных - величина постоянная, и не зависит от времени и существующей системы управления государством.

иерей Николай16 сентября 2012, 22:27
Как тяжело молиться в пустом Храме. Стараться добрыми помыслами оправдать своих прихожан. Но как мы-священники оправдаемся пред Богом в том, что храмы пусты...
Максим16 сентября 2012, 15:14
Приснился как то сон, стою в храме на службе и вижу над молящимися свет яркий и все кто в храме молится поднимаются вверх по лестнице к свету как будто поднимает их что то туда, а у меня как бы большой мешок за спиной начинаю подиматься по этой лестнице, а мешок чувствую тянет к земле и не удержался я на лестнице и упал, вот такой сон. Так что зря мы не ходим в храм.
р.б. Иулия16 сентября 2012, 00:43
Anastasaija,
как только такие "невозможные" обстоятельства возникают - старайтесь вопреки им прийти на службу. Такое бывает - это, в том числе, и испытание Вашего благого произволения - насколько оно сильно.
А еще есть одна вещь, которая нам мешает ходить в храм (и вообще жить по-христиански) - самооправдание и саможаление. И выдавить это себя крайне затруднительно, но всенепременно надо!

Я придерживаюсь мнения, что в храм надо ходить по воскресным и праздничным дням. Пусть это в какой-то момент станет просто привычкой. Но эта же привычка потом не раз выручит нас, дорогие братья и сестры, особенно, в тяжелые моменты духовной жизни, так же - как и молитвенное правило.
Гордий15 сентября 2012, 18:52
Слава Богу за то, что Он сделал отца Аркадия владыкой Пантелеимоном! Вот архиерей Церкви Христовой. Слава Богу!
.15 сентября 2012, 12:46
Я думаю чтобы тянуло в храм надо читать Евангелие - слышать слово Божие, тогда ноги сами в храм понесут. Меня несколько лет назад привел апостол Петр, он посеял семя веры, горести и жизненные перепетии вспахали мою душу, Господь орасил своей благодатию и вера моя дала малюсенький росточек. Именно судьба Петра потрясла меня до глубины души, я увидел себя на его месте в тот момент когда он трижды отрекся от Христа и я испытал такое горе... Ведь все мы за жизнь столько раз отрекались от Бога под разными предлогами... "И выдя вон плакал горько". Вот и я тогда заплакал горькими, горючими слезами.
Слава Богу за все!
людмила15 сентября 2012, 12:44
Спаси Вас Господи, Владыко Пантелеимон, мы такие ленивые, так привязаны к этому материальному миру, и Веры нашей не то, что горы переставлять, едва хватает, что бы донести себя до ближайшей церкви, вот точно "рабы неключимии"... Слава Богу, что все же не оставляет нас, нет не оставляет.
Anastasija15 сентября 2012, 11:42
Батюшка так прав. Я сейчас пытаюсь приблизится к Богу, но столько препятствий. Только соберёшься на исповедь и причастие, то одно случится, то другое, что никакой возможности нет пойти. Но я стараюсь...
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×