У истоков личной и народной трезвости: что такое общины трезвости и зачем они организуются в наши дни?

С 26 по 28 октября 2012 года в селе Татево Тверской области пройдет первый Межрегиональный фестиваль православных обществ трезвости имени С.А.Рачинского «Татевские чтения – 2012». Предлагаем вам материал из газеты «Илиинский вестник» храма Илии пророка в Черкизове.

Маленькие открытия

Когда впервые я услышала, что существует община трезвости, ничего, кроме кривой усмешки, это у меня не вызвало. «Не пьют ребята, потому что пить не умеют, и еще кичатся этим – смешно!», – примерно так подумала я.

Почти сразу же мне довелось попасть на ежегодный пикник в подмосковном селе Ромашково, организованный теми самыми «не умеющими пить» общинниками. «Трезвые шашлыки» для меня, как и для большинства наших современников, представлялись чем-то маловероятным. И действительно, это было крайне необычное для современной действительности мероприятие. В этот день я для себя сделала множество небольших, но удивительных и очень важных открытий об общине.

Во-первых, праздник проходил без единого грамма алкоголя и, что удивительно, никотина. Если кто-то и курил, то делал это вдалеке от общего места отдыха, чтобы не только не «задымлять» праздник, но и не подавать детям общинников, которых в ромашковском лесу было довольно много, дурной пример.

Во-вторых, мероприятие сопровождалось чудесными песнями – как народными, так и современными. Исполнялись они общинниками на различных инструментах – гитарах, баяне и даже на экзотической колесной лире. При этом пел не только исполнитель, все вокруг тоже старались подхватывать мелодию, делали это искренне, от души, с заразительным удовольствием. От этого даже мне, впервые попавшей в общину и практически никого там не знавшей, захотелось вместе с ними спеть. И даже сплясать, хотя такая мысль, откровенно говоря, на трезвую голову мне не приходила уже долгие годы.

Наконец, в-третьих, я вдруг почувствовала, казалось бы, безвозвратно утраченное ощущение большой семьи, в которой ты окружен заботой и теплотой. Уверенность в защищенности, которой буквально наполнен воздух в трезвом сообществе, придала мне удивительное спокойствие, внутреннюю тишину, которые так редко удается почувствовать в современном мире.

Спутники в трезвости

Это было в начале лета 2011 года. Теперь, когда мы с мужем стали частью общины трезвости, я понимаю – у такой большой семьи, как и у любой настоящей семьи, есть не только праздники, не только радости, но и свои будни. Прежде всего это еженедельные беседы, которые проводятся на приходах в храме Всех святых на Соколе и в храме Девяти мучеников Кизических на Арбате. Духовно-ориентированный диалог, направленный на решение проблемы каждого страждущего, – основа этих встреч. Помимо специалистов психиатров-наркологов и психологов помощь оказывают те, кто сам еще вчера имел трагический опыт пьянства, наркомании или игромании. Говорить о проблемах искренне, пытаться совместно найти пути их решений, казалось бы, нет ничего проще. Но в реальности нет ничего сложнее. Потому что нет одинаковых проблем, как и нет одинаковых людей. Поэтому каждая беседа уникальна.

Этот еженедельный «будничный» труд страждущих и их близких – значительная часть жизни общины. Можно сказать, что в таких буднях возрастает единство людей, которые с помощью Божией совместно стараются избавиться от страстей. Но не только в беседах проявляется взаимная помощь и поддержка, присутствует она и во всех аспектах жизни семей, входящих в общину.

Ведь сложно одной перенести двухъярусную кровать, а когда у тебя есть два помощника, это уже вполне посильная задача. Сложно проводить семью в аэропорт, если надо везти пудовый чемодан и крошечного ребенка – но, когда есть, кому проводить в аэропорт на машине, то это не составит труда. Наконец, сложно бороться со своей страстью, если ты с нею один на один и со всех рекламных плакатов и ТВ на тебя смотрят выпивающие и задорно поднимающие бокалы киноактеры. Но значительно легче не погибнуть от страсти, когда вокруг тебя единомышленники, пропитанные единым духом, поддерживающие тебя по мере необходимости.

Если посмотреть на этих людей, не принимая в расчет проблему пьянства и одержимость другими страстями (такими как наркомания и игромания), то кажется, что их ничто не может между собой связывать. На вид многие из них и преуспевающие бизнесмены, и талантливые артисты, и ловкие журналисты, и всезнающие педагоги, и выносливые спортсмены, и смелые юристы поддались влиянию страсти, разрушавшей не только их самих, но и их карьеры, семьи, да и вообще все вокруг. Люди эти дошли, если не до дна, то до той черты, за которой уже просто нет возврата, и, вовремя почувствовав беду, приняли решение – бороться за свою жизнь.

Есть здесь и так называемые созависимые – члены семей страждущих, которые тоже являются активными участниками общины. Потому что часто бывает, что близкие – не виновники, конечно, но катализаторы проблем своих родственников. Оказывается им так же, как и страждущим, нужно многое менять в жизни, в поведении, в общении, чтобы решить проблему алкоголизма или иного не менее пагубного пристрастия. Как правило, оно является проблемой не одного человека, а всей семьи. Все общинники стараются помогать новичкам.

Здесь не просто внимательно и терпеливо выслушивают тех, кто пришел поделиться своей проблемой, но и сопереживают горю человека, и искренне стараются помочь. Но не советом, который может человека «на грани» задеть и даже обидеть, а тем, что делятся собственным опытом. Сам по себе такой опыт может быть неприемлем и неприменим в иной ситуации, но выводы, рожденные его анализом, наглядны и потому могут быть чрезвычайно полезны.

Подспорье тем, кто хочет измениться

Чудесных историй исцеления в общине множество. Статистика, собранная за два десятилетия деятельности говорит, что около 70% зависимых, регулярно посещающих ее встречи, приобрели устойчивую ремиссию (в переводе с медицинского языка – исцелились от своих пристрастий). Нет, это не означает, что они научились культурно пить. Скорее, наоборот, поняли, что, отказавшись от алкоголя, они совершенно ничего не теряют, а наоборот приобретают много иного, что человеку пьющему вовсе недоступно.

Честно признаюсь, впервые поучаствовав в беседах общинников как слушатель, я поняла: и в моей жизни были такие «темные пятна», которые я даже и не считала проблемой. Ведь среди моих знакомых это было если не нормой, то профессиональной необходимостью. Отметить событие «как все», снять стресс минимум раз в неделю «как все», а уж корпоратив отгулять – так тут надо не то, что «как все», а каким-то особенным выдающимся образом. Однако, еще раз проанализировав собственный опыт, обнаружила: все эти события у меня были неразрывно связаны с употреблением алкоголя, с которым ассоциировался и праздник, и горе. Но разве я, девушка не замужняя и не имеющая детей, вправе так поступать со своим организмом, который должен быть основой для рождения нового человека? Разве честно это и правильно, если рассуждать не «как все», а по совести?

Придя в общину, я впервые осталась наедине с этими вопросами. И, честно ответив на них и увидев поддержку людей, бросивших хмельные развлечения даже после десяти-пятнадцати лет пьянства, поняла – жить трезво действительно интересно! И, самое главное, полезно для тела и души. Например, вдруг нашлось время на давно заброшенное кулинарное хобби. Появились свободные вечера для чтения книг, посещения театра и даже для обучения, вместо обычных посиделок в кафе или баре за рюмкой-бокалом-кружечкой «чего-нибудь хмельного-согревающего». Моя жизнь, мир вокруг меня изменился. Потому что изменилась я сама – не только протрезвела физиологически, но более осмысленно стала подходить к вопросам своей жизни. На собственном опыте могу свидетельствовать: община трезвости – большое подспорье тому, кто решился переменить свою жизнь, настроив ее на трезвый лад.

Кстати, в декабре общине или семейным клубам трезвости, как они официально называются, исполнится 20 лет. Ее основатель, протоиерей Алексий Бабурин, клирик московского храма Ризоположения на Донской улице, врач-психиатр, старший научный сотрудник Научный центр психического здоровья Российской академии медицинских наук, председатель Совета межрегионального общественного движения в поддержку семейных клубов трезвости, уверен, что возродить традиции народной трезвости насущно необходимо. И, конечно, активно поддерживает творческую инициативу и энергию, которая кипит в общинниках.

Среди таких инициатив – первый Межрегиональный фестиваль православных обществ трезвости имени С.А. Рачинского «Татевские чтения – 2012», который пройдет в конце октября этого года в селе Татево Тверской области. Выбор места проведения такого фестиваля неслучаен. Дело в том, что в России проблема трезвости волновала не только наших современников. Так, на Тверской земле к концу XIX – началу XX веков профессор Московского государственного университета С.А. Рачинский основал первые общества трезвости, а также установил традицию дачи обетов трезвости в Троицкой церкви села Татево. Сергей Александрович был уникальным человеком, выдающимся педагогом и гражданином. Его вклад в трезвенническое движение дореволюционной России переоценить сложно. В память о нем, а также в развитие его идей, было решено провести такой фестиваль.

Мы искренне надеемся, что идея народной трезвости найдет отклик в сердцах многих неравнодушных к судьбе России людей. Будем рады видеть всех желающих среди участников фестиваля 26-28 октября.

Татьянин День

25 сентября 2012 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Смотри также
«Трезвая деревня вовсе не идиллия» «Трезвая деревня вовсе не идиллия»
Беседа со священником Виктором Салтыковым
Сегодня в деревнях жизнь порой теплится только вокруг храмов. Но это та добрая закваска, которая поднимает все тесто. Ведь наличие храма в деревне – это ключевой момент в возрождении ее жизни и искоренении пьянства. Потому что воцерковление восстанавливает искренность в семейной жизни, а это исправляет и другие дела. Для деревни категорически нужна следующая триада: церковь, школа, крепкая власть.
Что нового в Новом году? Что нового в Новом году?
Протоиерей Андрей Ткачев
Нужен какой-то креатив, какая-то истинная новизна, по которой стосковались очень многие. Чем не нов такой, к примеру, лозунг: «Встреть Новый год трезвым и без телевизора»? Это же настоящее новое слово, и я уже вижу его на рекламных плакатах больших городов.
Комментарии
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
×