Проект «Положения о монастырях и монашествующих»

Данный проект направляется в епархии Русской Православной Церкви для получения отзывов, публикуется с целью дискуссии на Официальном сайте Межсоборного присутствия, на портале «Богослов.ru» и в официальном блоге Межсоборного присутствия. Возможность оставлять свои комментарии предоставляется всем желающим. Первоначальный проект данного документа был составлен комиссией Межсоборного присутствияпо вопросам организации жизни монастырей и монашества, а затем был переработан редакционной комиссией Межсоборного присутствия под председательством Святейшего Патриарха.

Настоящее Положение составлено на основании Устава Русской Православной Церкви (глава XII, §8): «Монастыри управляются и живут согласно положениям настоящего Устава, гражданского Устава, “Положения о монастырях и монашествующих” и своего собственного Устава, который должен быть утвержден епархиальным архиереем».

Целью Положения является определение основных положений монашеской (иноческой) жизни в монастырях Русской Православной Церкви в современных условиях.

I. Монашество

а. Общие понятия

Монашество является существенной и неотъемлемой частью Священного Предания. Монашеству, как особому виду христианского подвига, было положено начало трудами преподобных Павла Фивейского, Антония Великого, Пахомия Великого, Макария Египетского и других отцов-пустынников. Основоположниками монашества на Руси стали преподобные Антоний и Феодосий Киево-Печерские.

Святые отцы и учители Церкви согласно указывали, что монашество есть исполнение слов Спасителя, обращенных к Его ученикам: «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною, ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее» (Мф. 16, 24-25).

Необходимым условием выбора монашеской жизни является особое призвание, понимаемое как глубокая ответная любовь человека ко Господу Иисусу Христу, побуждающая к решительному и всецелому подвигу отвержения себя и мира. «Истинный монах, - говорит блаженный Симеон Фессалоникийский, - и здесь Христа любит так, что ничто не может его разлучить от любви ко Христу (Рим. 8, 35) и разрешитися желает и со Христом быти (Фил. 1, 23), что показывает и в делах, убегая ради Христа в пустыни и горы, и уединенные обители, и старается быть едино со Христом, чтобы обитал в нем Христос со Отцем и Духом»[1].

Монашество – служение всей жизни. Отрекаясь от мира, монах дает обеты послушания, целомудрия и нестяжания. Никто не вправе освободить человека от данных им монашеских обетов. Оставление монастыря и монашества лицом, давшим монашеские обеты, является тяжким преступлением перед Богом, Которому давались обеты.

Монашеская жизнь — сокровенна внутри человека, но ее признаки видны из дел, которые, помимо послушания, целомудрия и нестяжания, состоят в отречении от мира, понимаемого, по слову преподобного Исаака Сирина[2], как совокупность страстей, в покаянии, в усиленном посте и молитве, в трезвении и безмолвии, в братолюбии и страннолюбии, в смирении и кротости, в стремлении к нравственному совершенству.

b. Формы монашеского жительства

С IV века существуют две основные формы монашеской жизни: отшельничество (анахорество, пустынножительство), скитское житие (келиотство) и общежитие.

Отшельничество – это форма индивидуального монашеского подвига. Его основателями являются преподобные Павел Фивейский и Антоний Великий. Не все монахи способны к отшельничеству в собственном смысле слова. Решение покинуть монашеское общежитие и приступить к подвигам отшельничества нельзя принимать поспешно и своевольно без благословения игумена.

Скитское житие — это такая форма организации монашеской жизни, при которой монахи имеют индивидуальные, как правило, обособленно расположенные кельи и совершают каждый особое монашеское правило, собираясь вместе только на богослужение. Основателем скитского жития является преподобный Макарий Великий.

Общежитие – это способ организации быта монашеской общины, при котором иноки имеют общие богослужения, общий распорядок дня, общую трапезу, общее имущество. Основателем общежития является преподобный Пахомий Великий.

II. Монастыри

а. Общие положения

«Монастырь — это церковное учреждение, в котором проживает и осуществляет свою деятельность мужская или женская община, состоящая из православных христиан, добровольно избравших монашеский образ жизни для духовного и нравственного совершенствования и совместного исповедания православной веры» (Устав Русской Православной Церкви, гл. XII, §1).

Открытие монастыря происходит по решению Патриарха и Священного Синода при соблюдении следующих условий:

  • ходатайства перед Патриархом и Священным Синодом со стороны епархиального архиерея;
  • наличие устава монастыря, утвержденного епархиальным архиереем;
  • наличие места и условий для жительства монашеской общины;
  • наличие существующей как минимум в течение года общины монашествующих.

Препятствием к открытию монастыря может являться нахождение в частной собственности объектов недвижимости и земель, на которых предполагается открытие монастыря.

Принятие решения о прекращении деятельности монастыря находится в компетенции епархиального архиерея и Священного Синода.

Монастыри имеют право по согласованию с епархиальным архиереем учреждать скиты и подворья.

Скит является подразделением монастыря с особым статусом, внутренним и богослужебным уставом; имеет обособленную территорию, с ограниченным и строго контролируемым доступом паломников. Скит создается для проживания монашествующих, стремящихся вести более уединенный образ жизни. Скит управляется скитоначальником, который подчиняется непосредственно игумену (игумении) монастыря.

Подворье монастыря является подразделением монастыря, создаваемым за его пределами с миссионерскими, хозяйственными, представительскими целями. Подворье управляется настоятелем, находящимся в непосредственном подчинении игумену (игумении) монастыря.

Открытие скита или подворья монастыря на территории иной епархии происходит по благословению Патриарха в ответ на просьбу епархиального архиерея монастыря, письменно согласованную с епархиальным архиереем той епархии, где предполагается открыть скит или подворье.

b. Деление монастырей по типу подчинения

По подчинению монастыри делятся на ставропигиальные, епархиальные, приписные.

Ставропигиальные монастыри находятся под управлением Патриарха Московского и всея Руси (в пределах Украины ставропигиальными монастырями могут также именоваться монастыри, находящиеся под управлением Митрополита Киевского и всея Украины).

Епархиальные монастыри находятся под каноническим управлением епархиального архиерея.

Приписные монастыри создаются при монастырях, отличающихся многочисленностью братии, благочинием, успешной хозяйственной деятельностью.

Открытие приписного монастыря на территории иной епархии происходит по решению Патриарха и Священного Синода в ответ на просьбу епархиального архиерея основного монастыря, письменно согласованную с епархиальным архиереем той епархии, где предлагается открыть приписной монастырь. При этом архиереями представляются на усмотрение Патриарха и Священного Синода предложения по урегулированию вопроса о каноническом подчинении приписного монастыря.

Полноту ответственности за фактическое управление приписным монастырем, исправную жизнь монашеской общины, соблюдение устава несет игумен основного монастыря. Игумен приписного монастыря во всех вопросах управления монастырем действует под руководством игумена основного монастыря.

c. Регламентация деятельности монастырей

Деятельность монастырей определяют следующие документы:

  • Устав Русской Православной Церкви;
  • настоящее Положение;
  • внутренний устав монастыря, регламентирующий деятельность монастыря согласно Церковному преданию, каноническому праву, церковному Преданию, традициям монастыря, современным условиям, — принимается Духовным собором монастыря и утверждается епархиальным архиереем;
  • гражданский устав монастыря, регламентирующий деятельность монастыря согласно действующему законодательству страны пребывания.

Общую координацию деятельности монастырей осуществляет Синодальный отдел по монастырям и монашеству.

III. Управление монастырем

а. Игумен

Монастырем руководит игумен (игумения) в должности настоятеля (настоятельницы). Настоятелем исторически значимых или крупнейших мужских монастырей епархии может быть назначен епархиальный архиерей, именуемый священноархимандритом монастыря. В таком случае монастырем руководит игумен в должности наместника. Игумен (игумения) назначается Патриархом Московским и всея Руси и Священным Синодом по представлению епархиального архиерея по возможности из числа насельников монастыря[3].

Игумен отвечает за соблюдение внутреннего и гражданского уставов монастыря и несет всю полноту ответственности за духовную и материальную жизнь монастыря.

Игумен письменными распоряжениями назначает и освобождает от послушания основных должностных лиц монастыря. Перечень таких лиц и их обязанности определяются внутренним и гражданским уставами монастыря.

b. Духовный собор

Помощь игумену в управлении монастырем оказывает Духовный собор, созываемый игуменом из числа основных должностных лиц монастыря и опытных монахов. Духовный собор является совещательным органом при игумене монастыря. Перечень вопросов, подлежащих обсуждению Духовным собором, а также периодичность его заседаний определяются внутренним и гражданским уставом монастыря.

IV. Внутренняя жизнь монастыря

Внутренняя жизнь монастыря регламентируется внутренним и гражданским уставами монастыря. Каждый насельник независимо от сана, должности, возраста, положения обязан строго соблюдать эти уставы.

Монастырь является общежитием, построенным на высоких принципах христианской общины, и поэтому все насельники должны с уважением, почтением и любовью относиться друг ко другу, видя в ближнем прежде всего образ Божий. Старшие насельники должны создавать и поддерживать в обители атмосферу братолюбия и взаимного доверия.

Монастырь берет на себя заботу обо всех насельниках: обеспечивает их жильем, питанием, медицинским обслуживанием, одеждой, обувью и другими необходимыми вещами. В случае потери насельником трудоспособности, в частности при наступлении старости, обитель несет о нем попечение пожизненно.

а. Поступление в монастырь

К поступлению в монастырь допускаются лица православного вероисповедания. Недопустимо принятие в монастырь лиц несовершеннолетних, психически нездоровых, лиц без удостоверения личности, а также лиц, обремененных долговыми, семейными или иными обязательствами перед третьими лицами.

Желающий начать монашескую жизнь должен обратиться к игумену, представив следующие документы: удостоверение личности, рекомендации священнослужителей, документы об образовании и квалификации, военный билет. Игумен лично или совместно с Духовным собором решает вопрос о характере и продолжительности испытательного срока, длительность которого должна быть не менее одного года. Для лиц, получивших или получающих духовное образование на дневном отделении духовных учебных заведений, этот срок может быть сокращен. В течение испытательного срока прибывшие в монастырь находятся на положении трудников.

b. Подготовка к монашеству

Трудничество. Все миряне, прибывающие в монастырь на срок более месяца (если иное не определено внутренним уставом монастыря), поступают в число трудников. Отношения монастыря и трудника определяются внутренним и гражданским уставами, а также распоряжениями руководства монастыря. Пребывание в обители трудников возможно только на добровольной основе. Работа трудников в монастыре является формой добровольного пожертвования в пользу монастыря. На время пребывания в монастыре трудники обеспечиваются бесплатным проживанием и питанием. Руководство монастыря определяет правила проживания трудников в обители. Руководство монастыря в любой момент вправе потребовать от трудника покинуть обитель, в частности в случае нарушение установленных для трудников правил.

Послушничество. По завершении испытательного срока игумен может принять решение о принятии трудника в число братии монастыря в качестве послушника, либо о продлении испытательного срока. Послушник является кандидатом на принятие монашеского пострига, к которому он должен усердно готовиться под руководством игумена и определенного последним духовного наставника. Послушник обязан во всей полноте соблюдать устав монастыря. Длительность подготовки к принятию пострига должна составлять не менее трех лет с момента прибытия в обитель, но может быть сокращена до одного года для лиц, получивших или получающих духовное образование на дневном отделении духовных учебных заведений. В случае тяжелой болезни послушника срок подготовки к постригу также может быть сокращен.

Игумен монастыря обязан проявлять особое попечение о духовном окормлении послушников. В случае недостойного поведения, нарушения устава монастыря, духовных недугов игумен и старшие насельники монастыря принимают меры для надлежащего вразумления. В случае повторяющихся грубых нарушений внутреннего или гражданского устава монастыря послушник может быть удален из монастыря решением игумена.

Послушники покидают монастырь — добровольно или по решению игумена — без каких-либо церковных канонических или дисциплинарных последствий, так как послушничество установлено для надлежащей проверки внутреннего устроения и воли кандидатов в монашество. При этом, в тех случаях, когда послушник сообщает игумену о намерении покинуть монастырь, игумен обязан выяснить, не связано ли это намерение с возникновением обстоятельств, которые могут быть устранены самим игуменом. В последнем случае, игумен должен принять необходимые меры. Покидая монастырь, послушник теряет право ношения особых одежд, если он в таковые был облачен во время пребывания в монастыре.

Иночество (рясофорное послушничество, рясофор). Если это предусматривает внутренний устав монастыря, по благословению епархиального архиерея и при добровольном письменном согласии послушника может быть совершен особый чин облачения последнего в рясу и клобук с возможным изменением имени. Оставление монастыря рясофорными иноками является каноническим преступлением и наказывается епитимией, определяемой епархиальным архиереем по представлению игумена.

c. Монашеский постриг

Испытательный срок, через который проходят послушники, не ограничивается упомянутым выше трехлетним периодом и может быть продлен по единоличному или совместному с Духовным собором решению игумена монастыря.

Решение о совершении над послушником монашеского пострига принимается епархиальным архиереем по письменному представлению игумена или игумена совместном с Духовным собором. Прежде обращения к епархиальному архиерею игумен лично удостоверяется в отсутствии у кандидата к постригу следующих препятствий:

  • несовершеннолетний возраст;
  • документально подтвержденное серьезное психическое заболевание;
  • обремененность долговыми, семейными и прочими подобными гражданскими обязательствами;
  • нахождение под предварительным или судебным следствием по уголовному делу.

Кроме того игумен монастыря лично удостоверяется в свободном изволении послушника на принятие пострига. В случае выявления факта принуждения к постригу каким-либо лицом, постриг не может быть совершен. Если уже после пострига станет достоверно известно, что постригаемый был принуждаем к постригу, не давал добровольного согласия или не находился в полной ясности ума, то такой постриг признается недействительным. Виновные в принуждении к постригу несут каноническое наказание, определяемое епархиальным архиереем.

Игумен испытывает кандидата на знание содержания монашеских обетов и основ монашеской жизни, а также чинопоследования пострига, настоящего положения, внутреннего устава монастыря. Приступающему к постригу объясняется, что монашество принимается пожизненно и оставление монастыря и монашества является тяжким преступление перед Богом, Которому даются монашеские обеты. В случае каких-либо сомнений, колебаний или неадекватного поведения кандидата постриг необходимо отложить

В мужских обителях монашеский постриг совершается в монастыре епархиальным архиереем или игуменом монастыря в присутствии братии с участием духовного наставника, который станет восприемником новопостриженного. В женских обителях постриг совершается таким же образом епархиальным архиереем или уполномоченным им викарным архиереем, либо монашествующим лицом в иерейском сане.

Монашеские постриги вне монастырей (так называемое монашество в миру) являются исключением из общего правила и могут быть совершены только по особому благословению епархиального архиерея при наличии достаточных оснований. К таковым, в частности, относится несение особых форм церковного служения, требующих нахождения в миру. Данные о лицах, постриженных вне монастырей, ежегодно направляются в Синодальный отдел по монастырям и монашеству с разъяснением причин.

Монахи, непорочно живущие в малой схиме, могут быть пострижены в великую схиму. Решение о том принимается епархиальным архиереем по представлению игумена или игумена совместно с Духовным собором. Великая схима предполагает несение усиленного молитвенного правила и особых видов духовного подвига.

d. Священнослужители в монастырях

Священнослужение в монастырях является формой церковного послушания. Священнослужители монастырей должны ревностно выполнять требования церковных канонов, устава монастыря, блюсти традиции обители, подавать благой пример всем насельникам. Необходимое для монастыря количество священнослужителей определяется епархиальным архиереем по представлению игумена.

В мужских монастырях кандидаты для рукоположения подбираются из числа насельников. Если обитель малочисленна, к служению могут быть допущены клирики епархии, не являющиеся насельниками данного монастыря. Все кандидаты для рукоположения в мужских монастырях должны быть из числа принявших постриг монахов и соответствовать общим требованиям, предъявляемым Русской Православной Церковью к кандидатам в священный сан, включая требования к образовательному цензу. Игумену следует заблаговременно озаботиться вопросом получения духовного образования монахами, которых предполагается представлять к рукоположению в священный сан.

В случае согласия монаха к руположению в священный сан игумен письменно представляет его кандидатуру епархиальному архиерею, который рассматривает это представление согласно общей практики в отношении кандидатов в священный сан. Хиротонии монашествующих должны преимущественно совершаться в их обители в присутствии большинства братии.

Следуя древней церковной традиции, запечатленной в постановлениях многочисленных Соборов[4], не допускается служение монахов в женских обителях. Согласно определению Юбилейного Архиерейского Собора 2000 года «исключения могут делаться только для пастырей, имеющих богатый духовный опыт и находящихся в преклонных годах» (пункт 14 определения «О вопросах внутренней жизни и внешней деятельности Русской Православной Церкви»). Священнослужители, несущие послушание в женских монастырях, определяются епархиальным архиереем.

e. Богослужение. Участие в Таинствах. Иноческое правило

Совершение богослужения находится в центре жизни монастыря. Братия, свободная от несения неотложных послушаний, должна присутствовать на общемонастырских богослужениях. Усердное посещение богослужений является одним из показателей духовного преуспеяния монаха. Пропуск богослужений без благословения руководства монастыря или уважительной причины является серьезным нарушением монастырской дисциплины, прещение за которое определяет внутренний устав монастыря.

Насельники монастыря призваны регулярно исповедоваться и причащаться Святых Христовых Таин, сообразовываясь указаниям игумена и духовника.

Уклад монастырской жизни предусматривает иноческое молитвенное правило, выполняемое во внебогослужебное время. Возможны различные варианты такого правила, в том числе для различных категорий насельников. Игумен, или по его поручению — духовник, может назначать индивидуальное правило для отдельных насельников сообразно их внутреннему устроению и несомым послушаниям. Все насельники монастыря должны усердно и ревностно исполнять молитвенное правило, осознавая, что без ежедневной личной молитвы невозможно очистить сердце от страстей и приблизиться к Богу. Одним из элементов иноческого правила является чтение Священного Писания и аскетической литературы.

f. Духовное руководство

Духовное руководство в монастыре осуществляет игумен. В мужских монастырях, для помощи в духовном руководстве братией игумен имеет право назначить духовника из числа опытных монахов, имеющих пресвитерский сан. Духовник утверждается в этой должности епархиальным архиереем. В женских монастырях духовник назначается епархиальным архиереем из числа священнослужителей, совершающих богослужения в обители.

Назначение духовника не освобождает игумена от личной ответственности за духовное состояние каждого насельника. Игумен и духовник обязаны выделять время для регулярных индивидуальных бесед с насельниками.

Взаимное согласие игумена и духовника является условием успешного духовного руководства насельниками.

g. Послушания и труд в монастыре

Совместный труд на благо обители избавляет насельников от праздности, уныния и при правильном отношении способствует духовному преуспеянию монаха. Каждый насельник несет послушания, определенные игуменом или другими должностными лицами монастыря по поручению последнего. Несение послушаний является одной из форм исполнения монашеских обетов. К послушаниям необходимо относиться с ответственностью, смирением и разумной инициативой. Недовольство монаха назначенным послушанием не освобождает его от необходимости выполнять послушание со всей тщательностью. Несение послушаний, какова бы ни была их сложность, не может служить оправданием неисправной духовной жизни.

h. Имущество и источники доходов монастыря

Все монастыри Русской Православной Церкви являются ее каноническими подразделениями и на них в полной мере распространяются соответствующие положения главы XV Устава Русской Православной Церкви.

Распорядителем финансовых средств и имущества монастыря, на основе подотчетности епархиальному архиерею является игумен монастыря.

Виды хозяйственной деятельности, которые осуществляет обитель, отражены в ее внутреннем и гражданском уставах. Эти виды деятельности не должны противоречить смыслу монашеской жизни.

Монах получает от монастыря во временное личное пользование необходимое имущество: келью, мебель, одежду и тому подобное. Все монахи должны бережно относиться к вверенному им имуществу обители. Сознательное повреждение монастырского имущества есть грех перед Богом и братией.

Покидая монастырь, монах не имеет прав на какую-либо часть монастырского имущества.

i. Монастырская дисциплина

Монастыри имеют иерархическое устройство.

Переход монашествующего в другой монастырь возможен в порядке исключения с письменного согласия игуменов обоих монастырей и благословения епархиального архиерея.

В случае нарушения дисциплины игумен или уполномоченные им лица увещают и вразумляют виновного. В случае систематического нарушения дисциплины к виновному применяются меры прещения согласно церковным канонам и внутреннему уставу монастыря. Значительные дисциплинарные проступки монашествующих рассматриваются на Духовном соборе монастыря, за исключением подлежащих компетенции церковного суда.

Удаление из монастыря применяется в качестве исключительной формы наказания, когда другие меры воздействия не принесли результата и дальнейшее пребывание нарушителя дисциплины в обители наносит значительный вред всей братии. Решение об удалении принимается игуменом с одобрения Духовного собора и вступает в силу после утверждения епархиальным архиереем. Если исключаемый из монастыря имеет священный сан, епархиальный архиерей может принять решение о его запрете в священнослужении. Исключаемому из монастыря выдаются копии документов о пострижении, о рукоположении и об отчислении из обители. Сведения о насельниках, исключенных из епархиальных монастырей, ежегодно подаются епархиальным архиереем в Синодальный отдел по монастырям и монашествующим.

Прием в обитель монаха, исключенного из ее братии, или из братии другого монастыря, происходит по решению епархиального архиерея на основании представления игумена. В таких случаях назначается испытательный срок, в течение которого игумен особо наблюдает за кандидатом к возвращению в обитель. По окончании этого срока может быть принято решение о его продлении или о зачислении испытуемого в братию монастыря. В случае выявления грубых нарушений устава, монашеских обетов пребывание в обители испытуемого может быть прекращено и во время испытательного срока. В случае несогласия с решением игумена исключенный может обратиться к епархиальному архиерею с прошением о пересмотре решения.

Самовольное оставление монастыря и монашества (уход в мир) является тяжким преступлением перед Богом. Ни при каких обстоятельствах постриженный монах не может быть освобожден кем-либо от данных Богу обетов. С монахом, принявшим решение об оставлении монастыря и монашества, игумен проводит увещательные беседы, убеждая его отказаться от пагубного поступка. В случае безуспешности этих бесед игумен извещает о том епархиального архиерея, который издает указ об отчислении указанного лица из числа насельников обители и лишении его права ношения монашеских одежд, а также именования себя монахом и монашеским именем. В случае, если насельник состоит в священном сане, епархиальный архиерей принимает решение о его запрещении в священнослужении либо о передаче дела на рассмотрение церковного суда для изучения вопроса о лишения его священного сана. Оставляющему монастырь может быть выдана справка о пребывании в обители. Сведения о самовольно покинувших епархиальные монастыри ежегодно направляются епархиальным архиереем в Синодальный отдел по монастырям и монашеству.

Вступление в законный церковный брак лиц, оставивших монастырь и монашество, невозможно. Вопрос о причащении Святых Таин лиц, оставивших монастырь и монашество, может быть решен по усмотрению епархиального архиерея. В случае смерти оставивших монастырь и монашество вопрос о возможности их отпевания решает епархиальный архиерей.

В случае покаяния лица, оставившие монастырь и монашество, могут быть приняты в монастырь в порядке, предусмотренном для лиц, исключенных из монастырей по решению Священноначалия. Вернувшихся в монастырь после принесения покаяния называют по их монашескому имени. После успешного прохождения испытательного срока им возвращается право ношения монашеских одежд.

В случае если лицо, исключенное из монастыря или оставившее монашество, не может возвратиться в свой монастырь, к примеру, если монастырь закрыт или территориально удален от места его пребывания, в порядке исключения он может обратиться в любой другой монастырь. Вопрос о принятии его в эту обитель решается епархиальным архиереем по представлению игумена обители после запроса по месту предыдущего пребывания.

V. Взаимоотношения монастыря и внешнего мира

а. Служение монастыря миру

С давних времен монастыри служили духовными центрами и оплотом веры православного народа.

Особое служение монашества по отношению к человечеству - это молитва за весь мир.

Опытные монахи с благословения игумена могут становиться духовными наставниками для мирян, посещающих монастырь. Священноначалие монастыря должно, по мере возможности, создавать условия для беспрепятственного окормления мирян. Вместе с тем, это служение не должно разрушать внутреннее устроение и благочиние обители.

В меру своих сил и возможностей монастыри призваны участвовать сами и оказывать содействие другим церковным учреждениям в миссионерской, духовно-просветительской деятельности, чтобы сделать слово истинной веры доступным каждому, желающему его услышать и воспринять. Монастыри могут оказывать духовную и материальную помощь больницам, детским домам и приютам, воинским частям и пенитенциарным учреждениями; организовывать православные негосударственные образовательные учреждения, приюты для сирот, библиотеки, издательства; оказывать содействие православным молодежным организациям.

Монастырская благотворительность должна в первую очередь выражаться в заботе о паломниках и богомольцах. Желательно при обителях устраивать гостиницы и трапезные для паломников. В то время, когда монастырь открыт для посещения, в нем в обязательном порядке следует организовывать дежурство насельников, способных ответить на возникающие вопросы приходящих в обитель, знакомить гостей с историей и жизнью монастыря.

Во время народных бедствий монастыри обязаны приходить на помощь местному населению.

b. Служение монашествующих вне монастыря

В ряде случаев Русская Православная Церковь благословляет служение монашествующих вне монастыря (в духовных школах, в синодальных и епархиальных учреждениях, в миссиях, в заграничных учреждениях, в архиерейских домах). Вместе с тем, для монаха неполезно постоянно нести свое служение в миру. Еще в 2004 году Освященный Архиерейский Собор выразил пожелание «вернуться к имевшимся ранее разумным ограничениям в служении монашествующих на приходах» (пункт 25 определения «О внутренней жизни Русской Православной Церкви»).

* * *

Верность идеалам монашества, строгое соблюдение канонов, неукоснительное исполнение решений церковной власти, и твердое следование традициям является условием сохранения монашествующими неповрежденного православного вероучения и истинно евангельского образа жизни, приводящего к неразрывному единству с Богом и Спасителем, Господом Иисусом Христом.

[1] Symeon Thessalonicensis Archiepiscopus, De sacramentis. PG 155, col. 197.

[2] «Слово мир - есть имя собирательное, обнимающее собою так называемые страсти»: BEDJAN, P. (ed.), Marlsaacus Ninivita. De perfectione religiosa. Parisiis-Lipsiae: Harrassowitz, 1909, p. 18.

[3] Далее по тексту, за исключением особо оговоренных случаев, все описанное в отношении игуменов и братии мужских монастырей также относится к игумениям и сестрам женских монастырей.

[4] К примеру Стоглавый Собор определил, что «В монастыре, в котором живут монахини, должны служить женатые священники, а монахам в таком монастыре жить нельзя» (гл. 82).

Богослов.Ru

30 мая 2012 г.

Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Смотри также
Ответ порталу "Богослов.Ru" в связи с обсуждением проекта документа "Положение о монастырях и монашествующих" Ответ порталу "Богослов.Ru" в связи с обсуждением проекта документа "Положение о монастырях и монашествующих" Архимандрит Ефрем Учитывая особую значимость дискуссии вокруг проекта "Положения о монастырях и монашестве", мы обратились к настоятелю Ватопедского монастыря Святой Горы Афон игумену Ефрему с просьбой поделиться своими размышлениями как об актуальных проблемах российского монашества в целом, так и в связи с вышеупомянутым документом. Отзыв о проекте «Положения о монастырях и монашествующих» Отзыв о проекте «Положения о монастырях и монашествующих» Епископ Борисовский Вениамин (Тупеко) Предлагаем вниманию читателей еще один отзыв на проект «Положения о монастырях и монашествующих», принадлежащий епископу Борисовскому Вениамину. Публикуется в авторской редакции. О некоторых проблемах монашеского права: в связи с дискуссией вокруг проекта «Положения о монастырях и монашествующих» О некоторых проблемах монашеского права: в связи с дискуссией вокруг проекта «Положения о монастырях и монашествующих» Мон. Диодор (Ларионов) О некоторых проблемах монашеского права: в связи с дискуссией вокруг проекта «Положения о монастырях и монашествующих» О некоторых проблемах монашеского права: в связи с дискуссией вокруг проекта «Положения о монастырях и монашествующих» Монах Диодор (Ларионов) Какими правилами и какими документами, согласно церковному праву и древней монашеской традиции, следует руководствоваться в разработке проекта, призванного быть каноническим критерием для монашеской жизни? На что следует ориентироваться в первую очередь? Дискуссии вокруг «Проекта» показывают, что ни составители самого «Проекта», ни зачастую его защитники или критики не обратили должного внимания на проблему источников монашеского права. Отзыв на проект «Положения о монастырях и монашествующих» Отзыв на проект «Положения о монастырях и монашествующих» Протоиерей Валентин Асмус Известный в Греции переводчик и издатель русской духовной литературы архим. Тимофей (Саккас), человек сдержанный и «дипломатичный», говорил мне тоном высочайшей убежденности: «У вас в России ничего не получится с монашеством, если монахи не будут сами выбирать себе игуменов», (каковые у греков являются и духовниками). Записка о монастырях и монашестве Записка о монастырях и монашестве Архиман. Симеон (Гагатик) Записка о монастырях и монашестве Записка о монастырях и монашестве Архимандрит Симеон (Гагатик) Меня поразила мысль, осознанная в тот момент: есть на земле места, где все обычные наши несуразицы просто немыслимы. И при этом никто из живущих там не считает свой образ жизни каким-то подвигом только из-за соблюдения общежительного монастырского устава. Отсутствие всего того, что для нас обычно, — это там минимально необходимое условие, дающее человеку право называться монахом, и месту, где он живет — монастырем.
Комментарии
Виктория16 октября 2012, 16:00
Хотелось бы, чтобы боле подробно было прописано положение об иночестве.Оставление иноком монастыря - каноническое преступление. Пусть так, но тем не менее, кто он после оставления монастыря? Он навсегда инок, как монах - навсегда монах, или просто христианин, совершивший церковный проступок? В миру огромное число иноков, ушедших из монастырей, и их статус часто неясен им самим. Одни священники/архиереи им говорят, что они обетов не приносили и потому свободны. Другие, что они все равно уже никогда не станут просто мирянами. Прояснить бы.
Сергей Карпов 3 октября 2012, 16:00
На мой взгляд, существует опасность появления некоего самочинства при решении тех или иных вопросов, когда настоятели будут руководствоваться только буквой закона (юридического)без учета конкретных реалий и требований Божьего Промысла. Либо наоборот, когда обстоятельства будут позволять принять решение раньше определенного срока, а требования, содержащиеся в Положение не допустят этого. В любом случае, попытки урегулировать данные отношения правовыми рамками могут иметь отрицательные последствия, например, когда отношения между братиями и настоятелем будут строиться не на духовной основе и послушании, а на нормах права. Так не далеко и до судебных разбирательств. Целесообразно, вероятно, было бы дополнить нормы положения тем, что по вопросам в нем не урегулированным, следует руководствоваться сложившимися традициями и нормами Церковного устава и правил. Возможно было бы также рассмотреть замечания о том, что нормы Положения не являются окончательными, а в исключительных случаях, по решению правящего Архиерея и т.д. может быть принято какое-то иное решение в целом не противоречащее общей позиции. С учетом изложенного, может быть было бы правильнее назвать данный документ не Положением, а Методическими или правовыми рекомендациями о монастырях и монашествующих, дабы избежать возможных перегибов при выполнении Положения отдельными лицами на практике. Прошу прощения, я во многих вещах не разбираюсь и не понимаю, но это мой мирской взгляд человека с юридическим образованием
Максимов Дмитрий 2 октября 2012, 20:00
"Никто не вправе освободить человека от данных им монашеских обетов. Оставление монастыря и монашества лицом, давшим монашеские обеты, является тяжким преступлением перед Богом, Которому давались обеты." - разные бывают обстоятельства в жизни и надо, чтобы возврат в мир из монастыря не был для человека церковной катастрофой. Так известно, что граф Литте, рыцарь мальтийского ордена (с его именем связана известная картина Леонардо да Винчи), по просьбе императора Павла, был разрешен Папой от монашеских обетов. Так что, такая практика известна, по крайней мере в западной Церкви. Может быть имеет смысл подумать о временном характере монашеских обетов вообще, на определенный срок, с последующим продлением или разрешением. Молю Бога, чтобы в патриархии была создана комиссия, по возвращению из монастырей людей, которые были туда отправлены ложными духовными руководителями беззаконно,пользуясь неадекватностью состояния новообращенных, особенно, когда в миру оставались их близкие, которым некому было оказать попечение.
Здесь Вы можете оставить свой комментарий к данной статье. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке