Произвольная слепота

Ничего не вижу (маска). Художник: Анна Полубояринова
Ничего не вижу (маска). Художник: Анна Полубояринова
«Играя в прятки, маленькие дети нередко закрывают руками глаза, думая при этом, что они невидимы. Ученые под руководством Джеймса Расселла из Кембриджского университета выяснили, что стоит за этим феноменом», – пишет «DNA India». Феномен, нет слов, занятный. Но объектом исследований стали главным образом малыши трех-четырехлетнего возраста. Они еще очень мало знают об окружающем мире, друг о друге и даже о самих себе. У них много различных иллюзий, с которыми постепенно придется расставаться – иногда это будет носить болезненный характер, иногда же, напротив, радовать.

А меня это случайно выловленное в Сети сообщение заставило задуматься о другом феномене. Он гораздо более примечателен, или, повторяясь, феноменален, однако изучением его сегодня никто из ученых, судя по всему, заниматься не склонен. Речь уже не о детях, а о людях взрослых, более того – сознательно верующих.

Совершенно справедливо одним из признаков таковых людей считается регулярное посещение богослужений и столь же регулярная исповедь и Причастие. Если же человек исповедуется, то очевидно, что он знает свои грехи, видит их. Может быть, не до конца знает, не до конца видит, конечно, но, по крайней мере, в соответствии с тем, какова мера его духовного преуспеяния. Это своего рода норма. Впрочем, есть и отклонение от нее.

Как священник, я регулярно сталкиваюсь с проявлениями одной странной для христиан болезни. Странной и весьма распространенной. Главный ее симптом заключается в стремлении человека не замечать своих греховных привычек и страстей, делать вид, что их попросту нет. Я не говорю о так называемых «безгрешных людях», которые «искренне» не знают, что им сказать на исповеди, и либо с трудом выдавливают из себя привычное «грешен, как все», либо вообще молчат. Я о самых обычных людях. Они стараются жить по-христиански, с большей частью присущих им грехов борются, но некоторых – сознательно «не видят». Точнее не некоторых, а самых любимых, самых дорогих, тех, с которыми не то что трудно расстаться – вообще расставаться не хочется.

Такое впечатление, будто человек закрывает глаза и говорит себе: «Я этого не вижу – значит, этого нет!» Точь-в-точь как те самые дети…

Но невидимкой старающийся не смотреть на себя человек не становится. Окружающие его видят. И те страсти, на которые он сознательно внимания не обращает, словно острые углы, их задевают, причиняя дискомфорт, а нередко и боль. Как их спрячешь?

И Господь видит – от Которого вообще ничто не может укрыться, для Которого все тайное неизменно явно.

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • В четверг — лучшие тематические подборки, истории читателей портала, новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Смотри также
Право на грех Право на грех
Игум. Нектарий (Морозов)
Право на грех Право на грех
Игумен Нектарий (Морозов)
Сначала мысль о том, что очень устал, что сил так жить, так работать больше нет, что надо наконец отдохнуть, расслабиться… Нет, не помолиться, не почитать, ведь это тоже труд, о котором даже думать не хочется...
О забвении О забвении
Архим. Клеопа (Илие)
О забвении О забвении
Архимандрит Клеопа (Илие)
Бывает иногда, что ты знаешь, что ты грешник, и хочешь молиться, но у тебя нет состояния умиления, то есть ты ощущаешь ожесточение сердца. Что тогда нужно делать?
Ступени греха Ступени греха
Архим. Клеопа (Илие)
Ступени греха Ступени греха
Архимандрит Клеопа (Илие)
Грех, когда входит в ум наш, мал, как муравей.
Нет отдельных грехов и отдельных добродетелей Нет отдельных грехов и отдельных добродетелей
Прот. Андрей Ткачев
Нет отдельных грехов и отдельных добродетелей Нет отдельных грехов и отдельных добродетелей
Протоиерей Андрей Ткачев
Есть тысячи важных вещей, которые по отдельности столь малы, что мы склонны не придавать им значения. Но собранные вместе, они приобретают силу. И если мы пренебрежем этой простой истиной, враг победит нас, поскольку он этими истинами не пренебрегает. Он прекрасно знает, что человек не станет творить большое зло, пока не оплетется по рукам и ногам мелкой ложью и «повседневными» грехами.
Комментарии
р.б.Сергий30 ноября 2012, 16:00
Григорию_2012-11-15: "Господь Бог может рассудить..." Рассудить может и человек, а вот осудить может только Бог... Вы правы, что недостаточно попоститься недельку и т.п., чтобы Господь нас "услышал", разве БОГ нам что то должен?! Ведь и у Адама была возможность покаяться, но он в своем грехопадении обвинил Господа, после чего и был изгнан из Рая... "Идеже хочет БОГ нарушается естества чин" (Андрей Критский, Покаянный канон).
р.б.Сергий28 ноября 2012, 16:00
Николаю_2012-11-22: Спаси Господи Вас за призыв мя грешного к покаянию, ибо не имею не только дел, коими оправдаюсь перед Ним, но и слов, и помыслов достойных, но верую... во Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь...которая есть тело Христово, "полнота Наполняющего все во всем". Русская Православная Церковь не принимала унии с Римско-католической церковью, и в отличие от Константинопольской, не имеет с ней евхаристического общения... Николай, Церковь это НЕ есть явление Царства Божия, Царствие Небесное внутри Вас есть! Как человеку неравнодушному, желаю Мира и Благочестия Душе Вашей в сердце Вашем! Только помните, что исповедь без покаяния, не избавляет нас от "произвольной слепоты" и др. духовных недугов... СЛАВА БОГУ ЗА ВСЕ!
Павел23 ноября 2012, 08:00
Осуждение, вот самый распространеный сейчас грех. Прошло уже около пяти лет с момента воцерковления и только сейчас стал замечать такое за собой. При чем если понаблюдать все мысли имеют корень тщеславия или осуждения. Надо быть очень внимательным к себе и жестко контролировать свои слова
Николай22 ноября 2012, 22:00
Р.Б. Сергий! Р.Б. - это,очевидно,раб Божий. Последнее слово следует писать с большой буквы. Так правильнее и смиренней. В Греческой Церкви Исповедь перед Причастием не является обязательной,более того исповедовать могут только опытные духовники,имеющие на это епископское благословение. Это продолжение традиции древней Церкви,в которой практиковалась также исповедь перед всей общиной,когда каждый ее член считал,что это и его грехи! Формула: "Аз, властью мне данной, прощаю и разрешаю..." - является католической. Раньше была: "Прости и соедини святей Твоей и апостольстей Церкви..." Дискуссия по этому вопросу в Русской Церкви идет давно. Сердце должно искать Царства Божия и правды его,а Церковь это и есть его явление в истории человечества. Из-за которой оно может еще и болеть. А насчет клеветы и хулы - это как раз повод для исповеди!..
р.б.Сергий21 ноября 2012, 13:00
Николаю: "Но крепостное право давно отменили... Или мы до сих пор в ГУЛАГе" - Вы там, где сердце ваше... "Оскорбляет человека не то, что входит в него (в Вашем случае обязательность Исповеди перед Причастием), а то, что выходит из него"... - Ваше "продуцирование психической неполноценности ведущее к раздвоению личности". Как невозможно изучать алгебру не освоив математики, так и невозможно воспринять в себя Тело и Кровь Христову без покаяния на исповеди!!! Ваше: "Подобная профанация Таинства...Некий священнический "нацизм" - духовная лень, самомнение и клевета! Если Вы исповедуете католицизм или какое-либо другое "раздирание Ризы Христовой", то "обвиняя" в этом Православие Вы возводите хулу на Духа Святаго! А это не прощается ни в этом веке, ни в будущем! Берегитесь, - никому не миновать Суда Божьего! Аминь.
читатель для Наталии17 ноября 2012, 23:00
Мне кажется, что Вы придумываете для себя оправдание. Думаю, что Вы перед священником не "забыли" свои грехи, а не смогли их сказать. Чем же плохо писать грехи на бумаге? Может, Вам не нравится записывать грехи, так как для Вас не будет возможности сказать самой себе, что "забыла"? Правильно ли Вы понимаете покаяние? Суть не в истерике перед священником, а в изменении своей жизни. Нужно перестать грешить, возненавидеть грех. P.S. высказываю личное мнение, могу ошибаться.
Николай17 ноября 2012, 03:00
Одна из причин самоубийства несчастного Иуды - это его убеждение в том,что он такой один,в чем его уверили и заказчики(синедрион). После 20-го века и того,что к нему привело,а именно - разрушение общины,каждому представляется и уже давно,что во внутреннем позоре живет лишь он один. Это внутренний иудаизм,которому представляется,что Бог любит лишь его и простит ему по-блату. Утрата переживания тайны Триединства,образом которой является человечество ведет к иудейскому пониманию Бога,которое в разных культурах преломляется по-своему. На Западе это союз европейских самолюбий-индивидуализмов,на Ближнем Востоке - ислам,в России был коммунизм. Теперь у нас - каша из всего вышеперечисленного. Только достижение личностного уровня бытия позволяет надеяться на ответственный подход,когда свободу подчиняют любви к ближнему. Но свободными и ответственными людьми очень трудно управлять - не поманипулируешь!.. И еще. Не разрешена до сих пор проблема обязательной Исповеди перед Причастием. Подобная профанация Таинства ведет к раздвоению личности,наподобие гражданского брака,это продуцирование психической неполноценности,удобной для манипуляций или коммунистического панибратства. Некий священнический "нацизм". Но крепостное право давно отменили... Или мы до сих пор в ГУЛАГе. Отмена обязательности могла бы помочь в восстановлении общины(появилось бы желание ходить в один и тот же храм и соответствовать святым канонам жизни).
Елена.Украина16 ноября 2012, 22:00
А у меня возникло такое чувство,что на этой картинке не сам человек закрывает себе глаза,а лукавый,который специализируется на таких вещах. Бог человеку открывает глаза,а он наоборот,закрывает. Если глаза(духовные) хоть немного открыты,то конечно же замечаешь свои грехи,Бог показывает. Тогда стараешься исправляться с Божьей помощью,иначе вперед не пойдешь и вверх не поднимешься,будешь топтаться на месте,а значит идти назад. А если глаза(духовные)закрыты,как у слепого котенка,что делать тогда? Выход один,молить Бога о помощи,хотя бы словами вечерней молитвы святого Иоанна Дамаскина:"ПРОСВЕТИ ОЧИ МОИ,ХРИСТЕ БОЖЕ,ДА НЕ КОГДА УСНУ В СМЕРТЬ,ДА НЕ КОГДА РЕЧЕТ ВРАГ МОЙ : УКРЕПИХСЯ НА НЕГО". Без Господа тут никак не обойтись,потому что "СВЕТ ХРИСТОВ ПРОСВЕЩАЕТ ВСЕХ!"
Григорий15 ноября 2012, 22:00
Каждый человек - это индивидуальность. Наверное, нельзя всех грести под одну гребёнку. Поэтому и исповедь у каждого своя. Только Господь Бог может рассудить... Иной раз сама мысль о необходимости исповеди и первый шаг спасительны, а иной раз десять страниц бумаги формата А 4 своих грехов испишешь, все каноны и правила прочитаешь,на службы походишь, попостишься с недельку, а Господь "не слышит". Простите, грешного! Может всё и не так...
р.б. Сергий15 ноября 2012, 22:00
«Как священник, я регулярно сталкиваюсь с проявлениями одной странной для христиан болезни. Странной и весьма распространенной…» Ныне самой распространенной болезнью для христиан, и особенно для новоначальных, которые в основном и наполняют православные храмы по праздникам, является грех осуждения других. Лечение этой болезни (избавление от греха), впрочем, как и любой другой, не сразу и не всегда бывает успешным. Помимо искусного лекаря (духовно опытного пастыря) требуется еще и желание «больного» лечиться (духовно совершенствоваться - постоянно устремляясь к Богу достигать Его подобия). Именно тогда, когда лечение, которое осуществляется через исповедание греха, неэффективно (не дает видимого результата), и возникает осложнение («странная для христиан болезнь") - привыкание ко греху ("произвольная слепота"). В этом, ставшем уже «регулярным», случае больному необходимо выяснить причину «неэффективности» и продолжить лечение! «Ибо мы отчасти знаем, и отчасти пророчествуем; когда же настанет совершенное, тогда то, что отчасти, прекратится" (1Кор.,XIII,9-10).
р.б.Иулия15 ноября 2012, 18:00
Да, батюшка. Именно дорогих и любимых. Они же приросли так сильно, что стали частью нас, потому и невидимые - мы же себя не видим без зеркала. Вот и тут то же получается. Мучаешься из-за них, конечно, но как их отодрать от себя? Как себя заставить их ненавидеть и захотеть от всей души с ними расстаться?
р.б. Сергий15 ноября 2012, 17:00
Наталье:"Простите, но как быть тем, которые знают свои грехи..." - исповедуйте только то, что действительно мучает Вашу совесть, что омыто слезами Вашего покаяния... "Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я - медь звенящая или кимвал звучащий. Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви,- то я ничто. И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы."(1Кор.,XIII,1-3) Елене:"Да-да. Как раз про меня. Особенно, когда близкие люди говорят..." - это как раз про всех нас, про нашу привычку ко греху, про теплохладность, про неумение любить... "Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится."(1Кор.,XIII,4-8)
Наталия15 ноября 2012, 15:00
Простите, но как быть тем, которые знают свои грехи и всю ночь перед исповедью мучаются воспоминаниями. Но перед батюшкой стоят с "пустой" головой, и как на экзамене "Учил, учил, но забыл". Читать по бумажке пробовала, не могу сказать, что при этом испытываю раскаяние, Вроде как написано не про меня. Каюсь мысленно перед иконами, плачу искренне о грехах, но дома. Как перенести покаяение на исповедь не знаю. Может я не одна такая. Помогите советом. Господь с вами.
Н.Н.15 ноября 2012, 11:00
"Как священник, я регулярно сталкиваюсь с проявлениями одной странной для христиан болезни. Странной и весьма распространенной. Главный ее симптом заключается в стремлении человека не замечать своих греховных привычек и страстей, делать вид, что их попросту нет. Я не говорю о так называемых «безгрешных людях», которые «искренне» не знают, что им сказать на исповеди"... Хорошо помню свою первую исповедь (было это в храме Ильи Пророка в Обыденском пер, где и когда ещё за свечным ящиком сидела будущая игуменья Серафима (Чичагова), а исповедь принимал старый священник о. Александр) - насчитала и записала на бемажке я тогда аж 7 (семь!) грехов - о.Александр глубоко вздохнул и начал из меня вытягивать грехи за всю мою жизнь. Я думала, что со стыда сгорю. Только спустя какое-то время поняла, какое благо сделал для меня этот старый священник! А потом моим духовным отцом мне было сказано: если на исповеди священник тебя утешает и "гладит по головке" - беги от него со всех ног. Я тогда это только приняла, а спустя какое-то время - поняла, почему это надо делать! Дорогие отцы, помогайте нам на исповеди избавиться от грехов наших, а не будьте просто наблюдателями! Когда "всыпите" нам по-первое число, чтоб сквозь землю провалиться хотелось - только после этого можно и по головке погладить! ПРОСТИТЕ.
Елена15 ноября 2012, 09:00
Да-да. Как раз про меня. Особенно, когда близкие люди говорят: Ну что ты опять обидилась? А я (упорно): "я не обидилась!" обида, упорство...и пр...
Здесь Вы можете оставить свой комментарий к данной статье. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке