Святоотеческое зеркало

Я не очень часто захожу в светские книжные магазины. Но все же захожу. И какой бы необходимостью или же просто интересом ни было это вызвано, каждый раз удивляюсь: что за макулатура стоит на стеллаже (или лежит на столике) с самыми ходовыми изданиями? Самое ходовое — самое «раскрученное», а по содержанию — самое острое, самое «жареное» и нередко — самое примитивное. Читать классику, тем более русскую, не то чтобы немодно, это вроде бы даже как-то чудно сегодня. До того чудно, что любящие ее представляются окружающим чудаками… А я, размышляя об этом, думаю о другом: не выглядят ли в наши дни такими же чудаками в глазах своих братьев и сестер верующие люди, излюбленное чтение которых — святые отцы?

Святоотеческое наследие — чтение в современной церковной среде не самое распространенное. Для того чтобы в этом убедиться, достаточно сравнить тиражи отеческих книг и всевозможных «Урожай растим с молитвой» или «Молитвослов православной женщины». Нет, святоотеческие творения нередко приобретаются, занимают свое место на книжных полках… Но далеко не всегда место на полке обеспечивает место в жизни и место в сердце. Даже среди читающих, стремящихся к познанию своей веры прихожан мало кто по-настоящему начитан в отцах. Наиболее ревностные знают «Лествицу», «Душеполезные поучения» преподобного аввы Дорофея, почитывают святителя Игнатия и святителя Феофана. Но обширнейшее море аскетической литературы остается и для них неисследованным, таинственным и… бесконечно далеким.

И мне кажется, что это и симптом, очень печальный, и беда, крайне серьезная. О чем писали отцы-подвижники, чему учили? Писали о едином на потребу: о том, как найти дорогу к Царствию, сокровенному, по слову Спасителя, в нас. Учили, как преодолеть, победить все то, что идти по этой дороге мешает. Что есть важнее сего в жизни христианской? И христианская ли она, когда в ней это все отсутствует или хотя бы просто отходит на второй, на третий, на четвертый план?

Не буду спорить: во многом это и наша, пастырская вина. Священник должен прививать своим чадам любовь к духовному чтению, учить их находить в этом чтении утешение, радость, а для этого он сам, в свою очередь, должен любить читать духовных авторов, хорошо знать их. Однако это по нынешним временам тоже редкость. Горько, но факт. А пускаться в одиночку в путешествие по миру аскетических творений — без совета, без руководства — тоже не всегда хорошо: требуется своя логика, своя постепенность. Ведь серьезная духовная книга — это пища, лекарство, которое нужно принимать в определенное время, в определенных условиях, в определенных дозах.

И все же повторюсь: то, что и священники зачастую не весьма начитаны в святых отцах, не только и не столько вина, сколько симптом и беда. Я вижу, насколько непросто бывает убедить вчерашних школьников, сегодняшних семинаристов в том, что чтение святых отцов — самое важное и самое нужное.

Задаю на четвертом курсе вопрос:

— Кто ответит, что такое духовная жизнь и в чем она заключается?

Ответы крайне неопределенные.

Спрашиваю:

— А святителя Феофана «Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться» читали?

Один или двое читали, а остальные смотрят на меня с обидой: чего это я их обличаю? Договариваемся, что прочтут. Многие договор выполняют, и о духовной жизни говорить становится проще — хотя бы уж говорить… Но в конце концов, это нормально: они учатся, и наша задача — помочь им уяснить, чему учиться в первую очередь.

Бывает хуже. Тоже в семинарии, на экзамене у заочников, отвечает уже не первый год служащий на приходе священник, настоятель. Вопрос, как мне кажется, простой, но очень существенный: что посоветовать почитать человеку, который хочет узнать, как бороться со страстями и очищаться по благодати Божией от них?

Священник думает. Долго и трудно.

— «В помощь кающемуся», — наконец отвечает он.

— Да?.. А еще?

— Еще?

— Ну, например, такого автора, как преподобный Иоанн Лествичник, знаете?

— Конечно!

— А что он написал?

— …

— Хорошо, а почему его Лествичником назвали?

— По месту жительства.

И даже еще хуже бывает. Помню крупного православного книготорговца, которого один очень точно подбирающий определения архимандрит, а ныне архиерей, называл «книгопрод`авцем». Называл в шутку, любя. А тот без шуток, совершенно всерьез, говоря о святых отцах, именовал их «эти товарищи»… С некоторой досадой именовал: «товарищи» не так хорошо расходились со склада, как хотелось бы. Кто-то из его сотрудников ворчал с еще большей досадой:

— Да куда их издавать-то, кому они нужны!

И правда, с коммерческой точки зрения абсурд: зачем издавать какого-нибудь Петра Дамаскина, когда можно календарь подготовить «Мысли о воспитании детей в православной семье на каждый день года»? Или сборник «Готовим вкусно и с молитвой».

А не абсурд, когда это все говорит и так думает крещеный, верующий человек, который, к тому же, регулярно ходит в храм, исповедуется и причащается?

Самый важный труд в жизни христианина — это труд над собственным сердцем. Он и самый мучительный. И первоначально — самый непонятный. Это своего рода искусство, художество, как называли его святые отцы. И требует научения — или непосредственного, от наставника, или по крайней мере через книгу, которая есть выражение опыта того или иного преуспевшего на стезе духовной брани подвижника. Наставники, опытные и искусные, редки. А в книгах недостатка нет, только читай.

И пользу от этого чтения преувеличить трудно. Читая отцов, мы познаем законы борьбы со страстями, научаемся видеть их действие в себе, начинаем угадывать козни нечистых духов, злоухищряющихся обмануть, прельстить, погубить нас. Получаем утешение, успокоение, как после беседы со старым, бесконечно мудрым и добрым другом, и сами становимся мудрее и добрее. Благодаря этому чтению мы хотя бы ненадолго выныриваем из омута повседневных забот, дел, нужных, но увлекающих в суету, которая выматывает душу. Истрезвляемся, вспоминаем о Боге, об ответе перед Ним, о Суде и воздаянии. Душа оживает, и в ней раз за разом обновляется и укрепляется расположение и влечение к добру.

Почему трудно это чтение, почему порой не хочется читать святых отцов — понять несложно. Их книги — словно зеркало, в котором мы видим себя без прикрас, такими, какие есть. Зрелище не всегда приятное, так что устает от него человек, от чтения устает, от труда над собой. И подчас бежит от отцов, как мальчишка от добрых, но требовательных учителей. Хотя требуют на самом деле не они, а наша собственная совесть. И это от нее мы бежим, когда закрываем книгу, ставим на полку и неуверенно обещаем — то ли себе, то ли святому автору: «Потом, в другой раз, попозже…».

Как часто можно слышать: «Куда нам до святых! Мы никогда так жить не будем… Зачем нам об этом читать! Душу только травить…». В монастыре одном довелось мне даже как-то столкнуться с братом, который сетовал на то, что за трапезой какого-то «плачевного» святого отца читают:

— Поесть хочется, а он все о плаче и о плаче… Не могу это слушать!

Но нельзя нам бежать от совести и с отцами нельзя расставаться надолго. «С кем поведешься, от того и наберешься». Точно! А с кем нам по большей части водиться приходится? Пусть и с неплохими, может быть, людьми, но ведь с грешными, немощными, такими же, как мы. И грехов, и немощей от них набираемся, словно своих не хватает. А от кого святости так набраться, или не святости, а добрых расположений хотя бы, духа покаянного, сердца сокрушенного, как от святых отцов? Необходимо нам общение с ними — постоянное, полноценное, сердечное.

Чтение святоотеческих творений должно быть регулярным, как чтение молитвенного правила и Священного Писания. В нем необходима также мера и зависящая от нашего духовного возраста правильная избирательность. На этот счет лучше, конечно, как я уже сказал, посоветоваться со священником, знающим жизнь и, до какой-то степени, внутреннее устроение обратившегося к нему человека. Но если такового нет, то общий принцип следующий: от более простого к более сложному, от книг о деятельной жизни к книгам о жизни созерцательной.

Надо, впрочем, сделать очень важную оговорку. Нередко бывает так, что мы начинаем читать святых отцов, находим в этом вкус, чувствуем воодушевление, подъем, полны энтузиазма. Нам радостно, интересно… А потом вдруг все это пропадает, читать становится скучно, неохота и возникает ощущение, что все пишут об одном и том же и читай не читай… «Вдруг» — это когда мы читаем, а живем так же, как и прежде, когда не читали, ничего в нас не меняется. Это и в отношениях с духовником бывает: ходит человек на исповедь и ждет от священника «слова» — совета, наставления, даже откровения какого-то. И… и ничего из того, что слышит, не исполняет. А через какое-то время обязательно происходит такой диалог:

— Батюшка, скажите мне что-нибудь.

А батюшка уже все, что можно было, сказал. Несколько раз по кругу прошел — об одном и том же максимально разнообразно говоря. По преподобному Амвросию Оптинскому: «Ты гусям: “Тежа, тежа”, а они все те же, те же». И нечего ему больше сказать, кроме как: «Иди и трудись, внимая себе, чадо. Ты уже все знаешь».

И чадо идет — искать нового духовника и совершать новые круги. А потом, пройдя уже не одного, не от одного отказавшись, уверяется: «Нечего священников слушать, никакой пользы нет, надо просто жить, как живется».

То же и с чтением отцов происходит. Поэтому надо усвоить одно простое правило: читать святых отцов нужно делами. Как это? А примерно так. Читаешь немного, затем останавливаешься и говоришь себе:

— Вот пишет этот святой отец… А как у меня в жизни с тем, о чем он пишет? В какой мере подвержен я сей страсти, насколько порабощен ею? Вот советует он, как с ней бороться. А я борюсь ли так? Нет? Что же мне мешает?

И за таким размышлением должны следовать дела. Они могут быть очень несовершенными, могут быть неуспешными, но они должны быть! Тогда, при неисправности, родится по крайней мере сокрушение сердечное, которое будет ходатайствовать о милости к нам Божией, по слову псалма: сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит (Пс. 50, 19), и не даст душе очерстветь. А пока не очерствела душа, пока сокрушенна и смиренна она, слова отеческие сеются в нее, словно семена в землю удобренную, плодоносную. И плод приносят во время свое. Точнее, мы приносим — по благодати Божией и по молитвам отцов.

Журнал "Православие и современность", №23 (39), 2012 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Смотри также
Николай Бреев, директор издательства «Никея»: наш ответ Стиву Джобсу Николай Бреев, директор издательства «Никея»: наш ответ Стиву Джобсу
Андрей Кульба
Новые технологии потеснили традиционную книгу. Но генеральный директор молодого издательства «Никея» Николай Бреев не видит в этом большой проблемы.
Нужна ли книга в современном мире? Нужна ли книга в современном мире?
Иеромонах Симеон (Томачинский)
Современный стиль жизни неизбежно порождает поверхностность в восприятии явлений, постоянную спешку, неумение слушать и слышать другого. Книга же помогает «остановить мир», вырваться из круговерти, внимательно выслушать собеседника-писателя, подумать. По-другому и невозможно разговаривать с блаженным Августином или аввой Дорофеем, подвижниками или философами. Это то самое богословие свидетельства, о котором много говорят в последнее время.
Православная книга сегодня Православная книга сегодня
Антонина Мага
Главная наша цель – донести книгу до молодого человека. К сожалению, сейчас резко сокращается количество читающей молодежи. Телевизор, компьютер и прочие технические новшества вытесняют книгу. Но если, например, компьютер, просто «загружает» информацией, то книга – развивает, заставляет работать воображение. Читайте хорошие книги – и вы научитесь правильно жить!
Святые отцы Церкви о войне и воинском служении. Часть 2 Святые отцы Церкви о войне и воинском служении. Часть 2
Протоиерей Александр Григорьев
«Отправляясь на бой с супостатами, подобает остерегаться всех недобрых слов и дел, направить мысль свою к Богу и молитву сотворить и сражаться в ясном сознании, ибо помощь дается от Бога светлым сердцам. Не от большей силы победа в бою, а в Боге крепость», – так учили святые отцы.
Святые отцы Церкви о войне и воинском служении. Часть 1 Святые отцы Церкви о войне и воинском служении. Часть 1
Протоиерей Александр Григорьев
Святитель Феофан Затворник пишет, что «на воинах и войнах часто видимое Бог являл благословение… И у нас сколько князей прославлены мощами, кои воевали. В Киево-Печерской лавре в пещерах есть мощи воинов. Воюют по любви к своим, чтобы они не подвергались плену и насилиям вражеским». А священномученик Иоанн Восторгов говорил о необходимости «проникнуться благодарною любовью к нашим героям-воинам, умирающим за нас на полях брани, к раненым, больным и прийти к ним с посильной помощью».
Комментарии
Мария18 декабря 2012, 14:36
Всё правильно, но для многих проблема в том, чтобы правильно выбрать из святоотеческого изобилия. К примеру, некоторых святых отцов, которые писали о Богосозерцании, о практике сердечной молитвы, о пустынножительстве и т.д., не советуют читать, чтобы не впасть в мечтательность. Люди просто не ориентируются, и часто кроме Аввы Дорофея и Иоанна Лествичника не знают святых отцов "рекомендованных" к чтению. Хорошо, если бы был какой-то каталог по святым отцам для обычных христиан (да и для богословов не помешает), где содержались бы рекомендации, краткое содержание и информация о том, для какой категории была написана книга. В большинстве случаев, не имея богословского образования, людям приходится выбирать почти наобум, кого читать. Конкретной рекомендательной информации очень-очень мало. В общем, необходимо руководство. К сожалению, и в семинариях почти не учат ориентироваться в практической духовной литературе. Поэтому даже священники редко советуют читать святых отцов.
Игумен Нектарий18 декабря 2012, 00:55
Святых отцов трудно читать... Сердце смиряется и дух сокрушается, когда мы видим высоту их жизни и мудрования и низость и убожество собственные. Но смирение и сокрушение это спасительно...
Виталий Я-ЗА16 декабря 2012, 00:02
р.Б. Александр писал: "А в чём заключется духовная жизнь подобает спрашивать у тех кто уподобился Духу, а не у семинаристов." А говорить о смерти с теми, кто помер :-) Поразили, чесслово! Отцу Нектарию спасибо за статью. Мало мы читаем и изучаем отцов, да и не только. Мало, и в смысле чтения, и в смысле опытного приложения прочитанного в жизни. Оттого в суетливый наш век, несомненная и сугубая похвала тем богословам, которые преподают нам, мирским христианам, сокровищницу святоотеческой мысли в системном и сконцентрированном виде, но без опрощения, без утраты красоты, высоты, изящества отеческих творений. И своей примером, что важно, показывают то же. Очень удачен, на мой взгляд, в этом плане цикл лекций профессора МДАиС, представленный Учебным комитетом Русской Православной Церкви.
Заур15 декабря 2012, 19:34
р.Б. Александр Перед тем, как умничать и давать автору свои советы, вы бы "маненко" почитали святых отцов(о чем и пишет автор)...тогда бы и поняли, что разницы между духовной и христианской жизни нет
р.Б. Александр14 декабря 2012, 22:29
"Задаю на четвертом курсе вопрос: — Кто ответит, что такое духовная жизнь и в чем она заключается? " А вы попробуйте не семинаристов спросить этот вопрос, а себя. Только вопрос маненько поменяйте. Так и спрашивайте себя: Что такое христианская жизнь и в чем она заключается? А ответы найдёте в первоисточнике - Евангелии Господа нашего. А в чём заключется духовная жизнь подобает спрашивать у тех кто уподобился Духу, а не у семинаристов.
р.б.Сергий14 декабря 2012, 17:08
"Священник должен прививать своим чадам любовь к духовному чтению...", а родители своим детям... СЛАВА БОГУ ЗА ВСЕ!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
×