Искушение

Чтение Евангелия можно сравнить с восхождением на Эверест: издалека белоснежные вершины вызывают восхищение, но по мере приближения к ним непривыкший человек начинает испытывать нарастающую тревогу и дискомфорт. Тому, кто слышал о Христе краем уха, Его учение кажется романтическим рассказом о свободе, любви и всепрощении. Но тот, кто честно попытается построить свою жизнь по Евангелию, скоро убедится: этот «маршрут» относится к высшей категории сложности. В словах Спасителя можно встретить такие истины, принять которые оказывается крайне трудно.

В работе под названием «Сумерки идолов» Ницше писал: «Некогда из-за глупости, заключающейся в страсти, объявляли войну самой страсти: давали клятву уничтожить её... Самая знаменитая формула на этот счёт находится в Новом Завете: “если око твоё соблазняет тебя, вырви его” – к счастью, ни один христианин не поступает по этому предписанию... Церковь побеждает страсть вырезыванием во всех смыслах: её практика, её “лечение” есть кастрация».

Логика немецкого философа проста: христианское учение враждебно жизни, но его носители продолжают жить, ибо они лицемеры.

В действительности все гораздо сложнее. Быть может, Ницше не знал этого, но слова «вырви и отбрось от себя» буквально исполняли те, кто входил в секту скопцов, основанную Кондратием Селивановым в XVIII веке. И вот какое дело: практика именно этой секты показала, что так называемая «первая печать», или оскопление, не приводит к подлинному целомудрию. Человек, лишенный физической возможности блудить лично, очень скоро убеждается в том, что можно разжигаться, наблюдая за тем, как это делают другие. И вот уже глаз – совсем другая часть тела – становится причиной все того же соблазна. Его, конечно, тоже можно удалить, но и это не отнимет возможности грешить, предаваясь сладострастным фантазиям и воспоминаниям.

Первыми слушателями Нагорной проповеди были жители древнего Израиля, то есть религиозно просвещенные люди, которым был знаком опыт воздержания. А потому, слушая о «глазе и руке», соблазняющих человека, они прекрасно понимали, что причину соблазна следует искать совсем не в теле. Может быть, «соблазняющим глазом» аллегорически называется душа? Но душу невозможно вырвать и отбросить от себя. Так о чем все-таки говорит Христос?

Тому, кто изучал экономическую теорию, известно два латинских термина: «инфляция» и «девальвация». По сути, оба слова с разных сторон описывают один и тот же процесс обесценивания денег. В культуре время от времени тоже происходит подобное обесценивание – только вместо денег девальвируются человеческие поступки. Если какой-либо грех становится массовым и распространенным, то в глазах людей он «теряет вес», начинает воприниматься как безобидная шалость. Как и в экономике, девальвация здесь может быть скрытой или официальной. В последнем случае грех допускается уже на уровне традиции или закона.

Человек действительно способен убедить себя в том, что грех – это не страшно. Ложная культура помогает нам забыться. Однако оптимизм страуса не способствует выживанию и не содействует спасению. Поэтому в Евангелии появляются суровые слова: «Если глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя: лучше тебе с одним глазом войти в жизнь, нежели с двумя глазами быть ввержену в геенну огненную» (Мф.18:9). Здесь Спаситель указывает нам на подлинную, а не спекулятивную цену греха. Он словно говорит легкомысленным людям: «Не обманывайтесь: грех – это катастрофа. Мир устроен так, что лучше лишиться глаза или руки, чем поддаться искушению».

В житиях святых есть рассказ о Зое, девушке «без комплексов», которая жила в конце IV века в Кесарии. Однажды она пировала с приятелями. Речь зашла о христианах. Между прочим вспомнили монаха Мартиниана, подвизающегося неподалеку в палестинской пустыне. «А что, он, должно быть очень стар, этот ваш Мартиниан?» – спросила Зоя. «Какое там! Ему нет еще сорока лет!» – отвечал кто-то. «Хотите пари? Я низложу вашего подвижника!» – смеясь, предложила Зоя.

Ночью под видом странницы девушка пришла к Мартиниану, прося ночлега. Монах впустил ее, так как погода была ненастная. Под утро гостья переоделась в дорогую одежду и приступила к исполнению своего плана. Посмотрев на нее, Мартиниан вышел из келлии, зажег костер и встал босыми ногами на пылающие угли. Какое-то время он терпел молча, но потом не выдержал и закричал: «Трудно тебе, Мартиниан, терпеть этот временный огонь, как же ты будешь терпеть вечный огонь, приготовленный тебе диаволом?» Этот вопль потряс Зою до глубины души. Она раскаялась и позже удалилась в монастырь в Вифлееме.

Исцелившись от ожогов, святой Мартиниан поселился на необитаемом скалистом острове, где его изредка навещал друг-корабельщик. Однажды во время сильной бури неподалеку от острова разбился корабль и волны выбросили на берег девицу. Святой Мартиниан помог ей выбраться на остров. «Оставайся здесь. Вот хлеб и вода, а через два месяца приедет корабельщик» – с этими словами Мартиниан бросился в море и поплыл прочь.

Для того, чтобы прочувствовать страх подвижника перед грехом, который многие из нас совершают легко и привычно, стоит отчетливо представить себе этот эпизод: человек говорит со спасенной им женщиной, затем просто поворачивается и уходит в бушующую почину – как мы, попрощавшись с приятелем, спускаемся в метро.

«Лучше умереть, чем согрешить». Так оценивали грех святые. Средневековый человек боялся Бога больше, чем князя. Современник, наоборот, полагается уже на социальные силы и власти, именно их считая подлинной реальностью. Зло в представлении гуманиста – это не более, чем вред ближнему. «А потому, – считает он, – я могу делать все, что мне угодно до тех пор, пока это не мешает другим». Само понятие «грех» в гуманистическом мире кажется архаичным и перестает что-либо обозначать; место «покаяния» в лексиконе занимает «извинение» или «возмещение ущерба».

В этом мире живет и Церковь. Человек, входящий в Нее, задается вопросом: «Освободился ли я от мира? Как узнать, стал ли я вполне христианином?» Узнать это проще, чем кажется: мир сам ежедневно дает нам не один повод решить этот вопрос со всей определенностью. Он и сейчас вкрадчиво вопрошает из глубины своих удовольствий: «Что тебе лучше – умереть или согрешить?»

Сергей Мазаев

14 февраля 2013 г.

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • В четверг — лучшие тематические подборки, истории читателей портала, новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Смотри также
Право на грех Право на грех
Игум. Нектарий (Морозов)
Право на грех Право на грех
Игумен Нектарий (Морозов)
Сначала мысль о том, что очень устал, что сил так жить, так работать больше нет, что надо наконец отдохнуть, расслабиться… Нет, не помолиться, не почитать, ведь это тоже труд, о котором даже думать не хочется...
Ступени греха Ступени греха
Архим. Клеопа (Илие)
Ступени греха Ступени греха
Архимандрит Клеопа (Илие)
Грех, когда входит в ум наш, мал, как муравей.
Искушения, находящие на гордых Искушения, находящие на гордых
Архимандрит Клеопа (Илие)
Искушений, которым попускает Бог, брат Иоанн, найти на гордых, намного больше, и они намного тяжелее, чем искушения, находящие на смиренных. Потому мы должны непрестанно молить Благого Бога, да удостоит Он и нас дара смирения, чтобы нам до последнего дыхания идти путем смиренномудрых.
Как Святые Отцы толкуют слова из молитвы Отче наш «…и не введи нас во искушение»? Как Святые Отцы толкуют слова из молитвы Отче наш «…и не введи нас во искушение»?
Иеромонах Иов (Гумеров)
Слова из молитвы Отче наш «…и не введи нас во искушение» что подразумевают? Есть ли толкование отцов Церкви на это? Спасибо.
«Уготови душу твою во искушение» «Уготови душу твою во искушение»
Слово на Соборе Японской Православной Церкви (июль 1887 года)
Святитель Николай Японский
Искушения, посылаемые Свыше, определяют качество добродетелей человека. Бог с самого начала знает сердце человека, поэтому искушения посылаются не для того, чтобы Бог узнал, каковы наши добродетели: делается это для самого человека — чтобы тот, если увидит в них примесь лжи и подделки, покаялся и обратился к добру.
Комментарии
Светлана Мельникова26 февраля 2015, 18:00
СПАСИ, ГОСПОДИ, НАС МНОГОГРЕШНЫХ.
Елена31 августа 2013, 12:00
Да поможет нам Господь жить по правилу: лучше умереть, чем согрешить!!!!
Лариса 8 мая 2013, 22:00
Сильная статья! Тяжело жить в обществе, где "всё это правильно, но жизнь есть жизнь". Порядочные с виду родители советуют своим детям не расписываться сразу, а пожить пока "так".
Андрей 7 апреля 2013, 23:00
Михаил, имеется в виду греховное совокупление вне брака.
Михаил 1 апреля 2013, 11:00
Но если все мужчины будут как этот Мартириан ? Человечество должно совсем исчезнуть ? Каждый будет думать о спасении своей души и воздержанием лишать жизни других. нерождённых по его подвигу детей ?
Е.П.29 марта 2013, 16:00
Е.П. Статья до глубины души трогающая своей искренностью, верой христианской.Спаси, Господи, всех!
Лариса Побеленская 17 февраля 2013, 20:00
Спасибо за доброе назидание!!!!Сегодня православие как глоток свежего воздуха который поможет подняться и идти за БОГОМ!!!!! Слава БОГУ за все!!!!!!!!!!! р.б.Лариса
Валентин17 февраля 2013, 17:00
Человеку невозможно. Богу всё возможно!Только не опускайте руки в борьбе с грехом.Спаси Господи!
Елена17 февраля 2013, 02:00
Спасибо за вразумляющую статью. Спаси Вас Господи!
Светлана16 февраля 2013, 08:00
Спасибо
Татьяна16 февраля 2013, 00:00
Метеор под Челябинском повод задуматься? Он почему-то не упал на Грузию, а в Челябинскую область и пострадало население - может быть нам тоже следовало выйти на улицу с вениками после очень схожих разоблачений тюремных порядков? Спаси Бог.
Нина15 февраля 2013, 11:00
Спасибо за реальную поддержку.
р.б.Сергий15 февраля 2013, 00:00
Слава Богу за Все! Великолепный временной срез... Статья "понуждает" к духовному труду, - спаси, Господи, за это автора, Сергея Мазаева. Благословен Грядущий во Имя Господне!
Ганна14 февраля 2013, 17:00
Господи Иисусе Христе, помилуй мя грешную...
р.Б. Иулия14 февраля 2013, 17:00
Чтение жития святых - укор нам нынешним христианам. Они действительно не хотели грешить - от всего сердца! Помоги нам немощным и грешным, Господи!
Федор14 февраля 2013, 12:00
Очень сильная статья. Пробирает "До костей"!
Вера14 февраля 2013, 12:00
Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий! Помилуй мя грешную!
Здесь Вы можете оставить свой комментарий к данной статье. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке