японска€

Ђ”готови душу твою во искушениеї

—лово на —оборе японской ѕравославной ÷еркви (июль 1887 года)

ƒанна€ проповедь была произнесена на €понском €зыке и вошла в сборник проповедей св€тител€ Ќикола€ японского, изданный в японии. –анее на русский €зык сборник не переводилс€. ¬ашему внимению предлагаетс€ перевод живого слова великого апостол€ японии Ц св€тител€ Ќикола€.

—в€титель Ќиколай среди участников —обора
—в€титель Ќиколай среди участников —обора
¬ —в€щенном ѕисании сказано: “„адо, аще приступаеши работати √осподеви Ѕогу, уготови душу твою во искушение: управи сердце твое, и потерпи. » не скор буди во врем€ наведени€: прилепис€ ≈му, и не отступи, да возрастеши напоследок твой.” ¬се мы, наход€щиес€ здесь, конечно, приступили работать Ѕогу и, таким образом, хорошо знаем, что служить Ѕогу Ц значит понуждать себ€ на труд. Ќо мы знаем также, что в этом служении заключаетс€ и велика€ радость. »бо Ѕог ¬севид€щий не только видит работающих ≈му, но и помогает им и как ћилостивый любит их. ќднако путь работани€ Ѕогу исполнен опасностей и преткновений, немощей и падений, поэтому и учит нас —в€щенное ѕисание, что если кто хочет служить √осподу Ѕогу, тот должен приготовить душу свою к искушени€м.

»скушени€ бывают двух видов: первый Ц испытани€, посылаемые —выше; второй Ц соблазны снизу. ќб искушени€х —выше ѕисание говорит нам следующее: “ ак огнем искушаетс€ золото и серебро, так Ѕог искушает сердце человека.” «олото бывает чистое, бывает с примесью, а бывает и поддельное. ѕри испытании огнем чистое золото не терпит никакого ущерба Ч напротив, становитс€ еще прекраснее; от золота с чуждыми примес€ми отдел€етс€ его чиста€ часть; а поддельное золото в конце концов обращаетс€ в нечто, не имеющее никакой цены. ѕодобным образом и добродетели человека могут быть подлинными, могут быть смешаны с самомнением, гордостью или другими страст€ми, а могут быть и вовсе поддельными, ненасто€щими, как это было у лицемерных фарисеев. “аким образом, искушени€, посылаемые —выше, определ€ют качество добродетелей человека. Ѕог с самого начала знает сердце человека, поэтому искушени€ посылаютс€ не дл€ того, чтобы Ѕог узнал, каковы наши добродетели: делаетс€ это дл€ самого человека Ч чтобы тот, если увидит в них примесь лжи и подделки, пока€лс€ и обратилс€ к добру. ƒа не лишимс€ и мы таких искушений, посылаемых нам —выше.

 роме этого, однако, существует еще один род искушений, а именно соблазны, приход€щие от диавола, который влагает тьму в мысли человека, вливает различного рода нечистоту в его сердце, приводит его в см€тение и, таким образом, ввергает человека в злые дела Ч с целью отвратить от Ѕога души людей, работающих ≈му.

ѕриступив работать Ѕогу, мы должны помнить, что посто€нно находимс€ посреди этих искушений и соблазнов. ¬ ѕисании сказано: ““резвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища кого поглотить.” ¬се катехизаторы и св€щенники наход€тс€ под пристальным вниманием диавола, который, жела€ низложить их, выпускает множество огненных стрел. —ама€ опасна€ из них Ц самодовольство и гордость, ибо многие из катехизиторов выход€т на проповедь еще совсем молодыми, а люди уже называют их учител€ми и наставниками. Ќет ничего удивительного в том, что диавол, пользу€сь этим, с легкостью влагает в них гордость; и сколько уже служителей ÷еркви было сражено этой стрелой!  аждый год мы готовим много катехизаторов, но немало из них падает. ¬ чем же причина? ѕроисходит это от самодовольства и гордости. ≈сли кто-то из христиан пытаетс€ увещевать их, они наоборот приход€т от этого в гнев. ћного еще и других огненных стрел у диавола, которыми он сражает не могущих противитьс€ ему. “аковы без исключени€ все, кто был исключен их списка катехизаторов. » сколько, брати€, таких, приступивших работать Ѕогу, но не сумевших преодолеть искушений и павших.  ак же это прискорбно!

ѕоэтому очень важно, чтобы мы всегда готовили себ€ к искушени€м, ибо это €вл€етс€ основанием нашей крепости. ≈сли же мы не будем этого делать, то посто€нно будем побеждатьс€ соблазнами. “аковых диавол будет поражать своими стрелами и убивать. —ейчас, перед началом —обора, €, воспомина€ прошедшее и представл€€ перед собой гр€дущее, решил, что все это необходимо сказать вам как наиглавнейшее и наиважнейшее.

ќ том, какие способы необходимо употребл€ть нам дл€ того, чтобы приготовить себ€ к искушени€м, €сно говорит нам —в€щенное ѕисание.

¬о-первых, “управи сердце твое,” то есть храни сердце твое, исправь дела твои и приобрети добродетели, и таким образом избежишь впадени€ в соблазн. ѕодобно тому, как кораблю, если за ним хорошо следить и хорошо управл€ть им, не будут страшны ни бури, ни бушующие волны, но если не следить за ним хорошо, есть опасность, что он потерпит крушение; и подобно тому, как лошадь, если ею не управл€ть как следует, может понести и она в конце концов перевернетс€ или упадет в €му, так и сердце человека: если не управл€ть им хорошо, что с ним произойдет? “олько то, что диавол, подойд€ к нам, станет влагать в наши мысли разные злые замыслы и приведет в беспор€док наше сердце и наши дела.

¬о-вторых, “потерпи.” „еловек изначально удобопреклонен ко злу, поэтому дл€ того, чтобы победить искушени€, необходимо с готовностью терпеть разного рода труды и скорби, сдерживать себ€ и направл€ть свое сердце к истине. ≈сли мы не претерпим трудов и скорбей, то мы не сможем преодолеть ничего, ибо без трудов и скорбей кто может победить врага?

¬-третьих, “прилепис€ Ѕогу и не отступи.” ѕрилепившись к Ѕогу, мы будем безопасны в любых искушени€х, подобно тому, как кораблю, достигшему гавани, уже нестрашны бури.

“акое слово € пожелал сказать вам, брати€, перед началом —обора и хочу, чтобы вы положили это слово в сердцах ваших и хранили его.

Святитель Николай Японский
Перевёл с японского Алексей Потапов

31 ма€ 2004 года