Об исповеди и частоте Причащения

Архимандрит Клеопа (Илие)

Данная беседа румынского старца Клеопы (Илие) посвящена тому, как часто можно причащаться святых Христовых Тайн и что является необходимым условием для Причащения.

Архимандрит Клеопа (Илие)
Архимандрит Клеопа (Илие)
Брат: Благословите, преподобный отец настоятель!

Старец: Бог да благословит тебя, брат Иоанн. Ты пришел, чтобы мы продолжили прошлую беседу?

Брат: Действительно, преподобный отче. И прошу, простите меня, что я так запоздал с приходом. Я несколько раз пытался войти к вам, но видел, что вы все время заняты множеством дел, и не решался; а сегодня мне показалось, что вы свободнее, и я подумал, что было бы удобно прийти, если только я не ошибся.

Старец: Не ошибся, брат Иоанн, потому что сейчас я действительно свободней, и мы можем продолжить, с помощью Божией, разговор, прерванный в прошлый раз. Ну, а теперь о чем ты хочешь спросить?

Брат: Из сказанного вами, преподобный отче, я понял, что обычай причащаться Святых Таин не был одинаковым ни во все времена, ни во всех краях христианского мира. Потому мне хотелось бы теперь попросить вашего совета и узнать ваше мнение о том, как будет лучше причащаться Святых Таин: чаще или реже, и какие условия должен выполнить желающий причаститься?

Старец: Брат Иоанн, часто ли, редко ли будет причащаться кто Святых Таин, но если он не будет стараться причащаться с должным приготовлением и выполняя условия, необходимые в виду этого Таинства, таковой причащается в осуждение себе, а не на пользу.

Так что если у христианина будет жизнь чистая и непорочная до того, что у него не будет ни единого пятнышка на совести (что весьма нелегко), то таковой может причащаться и почаще, даже каждый день, и великую пользу может получать от этого причащения. А если у него не будет чистой жизни и чистой совести, то таковой, даже если он будет причащаться очень редко, всё равно в осуждение себе будет причащаться.

Святой Иоанн Златоуст не хвалит ни тех, кто причащается редко, ни тех, кто причащается часто, а хвалит тех, кто причащается «с невинной совестью, с чистым сердцем и непорочной жизнью». Он говорит так: «Кто таковы, те да приступают всегда, а те, кто не таковы, да не приходят никогда. Почему? Потому что они принимают суд себе, осуждение и муку»[1].

Более того, у него даже есть слова, обличающие тех, кто полагает, будто достойность и недостойность кого-либо принять Святые и Пречистые Тайны связана с большим или меньшим промежутком между причащениями. Послушай, что он говорит: «Удивительно, что ты определяешь достойность приступать к Святым Тайнам не по чистоте совести, а по интервалу времени, и считаешь, будто это благоговение – не причащаться часто, не отдавая себе отчета в том, что причащение с недостоинством пятнает тебя, даже если ты сделаешь это один раз, тогда как причащение в достойном состоянии спасает тебя, даже если оно будет совершаться часто. Дерзость – не причащаться много раз, а причащаться недостойно, даже если кто причастится один раз за всю свою жизнь»[2].

Этот святой отец и великий учитель Церкви и в другом месте укоряет тех, кто имеет обыкновение причащаться Святых Таин только на Крещение Господне и в Великий пост, поскольку считают, что это подходящее время для причащения Святых Таин. Таким образом, объясняя, что такое мнение ошибочно, он говорит им: «Ни Богоявление, ни Четыредесятница не делают нас достойными приступать к Святым Тайнам, но только чистота и непорочность души. С этими качествами, приступай непрестанно, без них же — ни разу»[3].

И Патриарх Анастасий Антиохийский (VI в.), следуя поучениям божественного Златоуста, на вопрос: «Как лучше причащаться, чаще или реже?», – взяв в свидетельство текст из Первого Послания к Коринфянам (11, 28–32)[4], говорит: «Совершенно ясно, что прежде всего нам необходимо очиститься и освободиться от всякого дела вражьего и так приступать к Таинственному Богослужению, чтобы оно не послужило нам на погибель души и тела»[5].

А Вселенский Патриарх Феодосий, который был вынужден вмешаться для примирения монахов Святой Горы Афонской, споривших между собой о редком и частом причащении, в 1772 году дал разъяснения на этот счет, сказав: «Что касается более частого и более редкого приступания к причащению Пречистых Таин, говорю, что не назначено определенного времени, но обязательно необходимо приготовление через покаяние и исповедь»[6].

И Вселенский Патриарх Гавриил, будучи официально извещен письмом правления Святой Горы о недоразумениях и смутах, появляющихся там между практикующими частое причащение и теми, кто отстаивал более редкое с должным приготовлением, издал соборный томос в апреле 1785 года, в котором обращает их внимание на то, что «в том, что касается времени причащения Божественных и Пречистых Таин, признано, что частое причащение полезно, только если оно будет совершаться достойно; а чтобы оно было достойным, обязательно необходимая безупречная чистота сердца нашего. Ибо время причащения, говорит великий отец святой Иоанн Златоуст, определяют не праздник и торжество, но чистая совесть и непорочная жизнь».

И еще далее говорит тот же божественный отец: «Если кто хочет участвовать в этой Жертве, тот должен много дней до этого очищаться через покаяние, молитву, милостыню и размышление о духовном и более не возвращаться [к злу], как пес на свою блевотину. Так что, по святому Иоанну Златоусту и по божественному апостолу, да испытывает себя каждый из нас и так да ест от Хлеба и да пьет из Чаши (см.: 1 Кор. 11, 28)»[7].

Впоследствии понадобилось закрепить это в более подробном виде синодальным томосом Патриарха Григория от августа 1807 года, в виду тех двух направлений, которые продолжали сталкиваться в среде этих монахов, из коих «одни говорили, что лучше причащаться часто и без исповеди, тогда как другие говорили, что лучше делать это в определенный срок и без осуждения». Обе стороны не получили, однако, одобрения в решениях Синода, который, как и прежде, подчеркнул, что «причащение Пречистых Таин должно совершаться непременно после испытания каждого верующего, по божественному апостолу, который говорит: да искушает же человек себе… Однако это испытание не может совершаться им самим, но священниками-духовниками, уполномоченными от архиереев церковными грамотами, напутствующими их в том, как нужно исследовать и испытывать глубины сердечные тех, кто исповедуется, их помыслы, дела и обыкновения и как подавать им врачевство, накладывая на них епитимии по правилам святых и богоносных отцов, а после их исправления – дозволять достойным причащаться Святых и Пречистых Таин, как учит и божественный Златоустый отец Церкви…

Итак, каждый верующий… подчиняясь этому порядку, да испытывает себя через своего священника-духовника и так да приступает со страхом Божиим и любовию к Причащению Пречистых и Страшных Таин»[8].

А ввиду тех, кто продолжал подпитывать брожение умов, говоря, будто «существует догмат и неизменное решение Церкви – раз в сорок дней совершать Святое Причащение Пречистых и нетленных Тела и Крови Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, – и будто бы неоправдано и непростительно Причащение, совершаемое ранее или позднее сорока дней», издан был наконец синодальный томос от августа 1819 года того же Патриарха Григория, гласящий:

«Будьте уверены и познайте, что благоговеющие должны приступать и причащаться Животворящего Тела за каждой Литургией, для того их призывает священник: “Со страхом Божиим, с верою и любовию приступите”. Но по причине удобопоползновенности и невозможности для человека причащаться каждый день Церковь решила, чтобы каждый приступал к Святому Причастию тогда, когда исповедавшись духовнику своему, он будет найден достойным Божественного Причастия и получит разрешение на то от духовника.

Если, будучи найден виновным, он будет подвергнут епитимии, то в покаянии и слезах прежде да выполнит епитимию, данную ему, а затем, снова придя к духовнику, да примет от него разрешение и так да сподобится Божественного Причащения, для которого не существует никакого определенного срока дней. Но не обязательно должно пройти сначала сорок дней после того, как он приступал к Божественному, ибо это не запрещено и не возбраняется, так что тому, кто хочет и получает согласие своего духовника, как непорочный, ему дозволено причащаться и еженедельно. Касательно этого нет ни постановления, ни правила апостольского[9]».

С решением, приведенным выше, согласуется и свидетельство Митрофана Критопула, который объявляет: «Церковь не причащает всех этого Божественного Таинства как попало и без испытания, но тех, кто готов и подготовлен к этому Причащению».

И «Православное исповедание» Петра Мовилэ ясно научает в ответе на вопрос 107 части 1, что «к принятию Страшных Таин нам нужно готовиться по чину нашей Православной Церкви – чистой исповедью, постом, сокрушением сердца, совершенным примирением со всеми и тому подобным»[10].

А Николай Кавасила, указывая, что тому, кто желает причаститься Святых Таин, очень нужно сначала подготовить себя искренним покаянием, трудами и выполнением епитимии, наложенной духовником, говорит так: «Подобает в поте лица добывать нам этот Хлеб (Святую Евхаристию), который был преломлен за нас и только словесным тварям был предназначен. Ибо сказал Господь, чтобы мы старались о пище пребывающей (см.: Ин. 6, 27). Велено было то есть, чтобы мы приступали к этой Вечере не без всякой заботы и ничего не делая, но трудясь»[11].

Итак, вот, брат Иоанн, из сказанного доселе ты четко услышал достаточно свидетельств и пояснений в связи с частым и редким причащением, равно как и условия, которые требуются от того, кто желает причащаться реже или чаще Святых и Пречистых Таин.

Таким образом, как видишь, и поучение святого Иоанна Златоуста, и все прочие поучения, которые ты услышал, ясно указывают, что всякому, кто пожелает причаститься Святых и Пречистых Таин, чаще ли то, реже ли, непременно нужно прежде всего подготовить себя чистым покаянием, исповедью и выполнением епитимии, данной ему его духовником. А если кто не постарается совершить прежде всего надлежащее приготовление к Божественному Причащению, тогда чаще ли он, реже ли будет причащаться Святых Таин, всё в осуждение и муку причащается, как я сказал тебе вначале.

А если и можно говорить о каких-нибудь сроках и временных промежутках, больших или меньших, между причащениями, то эти сроки может назначать только духовный отец, в соответствии с духовным состоянием каждого, от раза к разу, по указаниям священных канонов, церковных правил и по учению Церкви.

[1] Ср.: Свт. Иоанн Златоуст. Толкование на Послание к Евреям. Гл. 17. § 4. С. 153; Его же. Слово 9. О том, что не должно пренебрегать Церковью Божией и Святыми Таинствами // Свт. Иоанн Златоуст. Творения: В 12 т. СПб., 1906 (репр.: М., 2004). Т. 12. Кн. 2. С. 544.

[2] Ср.: Свт. Иоанн Златоуст. Толкование на Первое Послание к Тимофею. Беседа 5. § 3 // Свт. Иоанн Златоуст. Творения: В 12 т. СПб., 1905 (репр.: М., 2006). Т. 11. Кн. 2. С. 656.

[3] Ср.: Свт. Иоанн Златоуст. Беседы на Послание к Ефесянам. Беседа 3. § 4. С. 29.

[4] Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от Хлеба сего и пьет из Чаши сей. Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает. Ибо если бы мы судили сами себя, то не были бы судимы. Будучи же судимы, наказываемся от Господа, чтобы не быть осужденными с миром.

[5] Ср.: Правила Православной Церкви с толкованиями Никодима, еп. Далматинско-Истрийского [Милаша]: В 2 т. СПб., 1912 (репр.: М., 2001). Т. 2. С. 617. Различные канонические предписания. 7.

[6] Sf. Atanasie de Paros. Istoria Athosului [Св. Афанасий Парийский. История Афона] // Pr. P. Vintilescu. Despre deasa ori rara împărtăşire. Р. 390. Ср.: Еп. Порфирий (Успенский). История Афона: В 2 т. М., 2007. Т. 1. Ч. 3. Гл. 21. С. 912.

[7] Manuel Ghedeon. Kanonikai diataxeis [Мануил Гедеон. Канонические постановления]. Constantinopol, 1888. T. 1. P. 269–270, 272–274 // Pr. P. Vintilescu. Despre deasa ori rara împărtăşire. Р. 399. См.: Свт. Иоанн Златоуст. Беседы на Первое Послание к Коринфянам. Беседа 28. § 1. С. 277.

[8] Manuel Ghedeon. Kanonikai diataxeis. Р. 400.

[9] См.: Там же. См. также: Постановления апостольские. Кн. 7. 26. СПб., 2002. С. 156.

[10] Ср.: Православное исповедание веры Кафолической и Апостольской Церкви Восточной. С. 72–73.

[11] Ср.: Николай Кавасила. Семь слов о жизни во Христе. Кн. 4 // Николай Кавасила. Христос. Церковь. Богородица. М., 2007. С. 100.

Архимандрит Клеопа (Илие)
Перевод с румынского Зинаида Пейкова

Arhimandrit Ilie Cleopa. Despre vise şi vedenii şi despre Sfânta Împărtăşanie. Editura Mănăstirea Sihăstria, 2011

26 февраля 2013 г.

Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Смотри также
Об исповеди и причащении, языке богослужения и монашестве Об исповеди и причащении, языке богослужения и монашестве Архиеп. Марк (Арндт) Об исповеди и причащении, языке богослужения и монашестве Об исповеди и причащении, языке богослужения и монашестве Беседа с архиепископом Марком (Арндтом) Ольга Кирьянова Причастие должно быть проявлением духовной зрелости верующего. Человек может возрастать духовно если он регулярно приходит на откровение помыслов или приступает к исповеди, поэтому совершенно разделить эти таинства – исповедь и причастие – нельзя. Без исповеди нет спасения Без исповеди нет спасения Архим. Иустин (Пырву) Без исповеди нет спасения Без исповеди нет спасения Архимандрит Иустин (Пырву) Ключом к нашему спасению является таинство святой исповеди. Это одно из семи святых таинств нашей Православной христианской Церкви. Без этого таинства нет спасения. Мы можем совершать всевозможные подвиги, пост, молитву, бдения, милостыню, пожертвования, но без исповеди никак нельзя. Исповедь: что лечить — симптомы или болезнь? Исповедь: что лечить — симптомы или болезнь? Игумен Нектарий (Морозов) Игумен Нектарий (Морозов) не согласен с мыслью протоиерея Алексия Уминского, высказанной в его статье "Исповедь - проходной билет ко Причастию?", о том, что многим людям стоит исповедоваться реже, чем они причащаются. Исповедь и Причастие — вместе или врозь? Исповедь и Причастие — вместе или врозь? Прот. Вадим Леонов Исповедь и Причастие — вместе или врозь? Исповедь и Причастие — вместе или врозь?
Беседа со священником Вадимом Леоновым
Мы не умеем молиться и не проявляем старания, не проявляем усердия к посту, легко поддаемся греховным соблазнам. Если мы еще вытолкнем и Исповедь на периферию нашей духовной жизни, то тогда нас можно брать голыми руками.
Иеромонах Иов Гумеров: В каком случае причастие в свое осуждение? Иеромонах Иов Гумеров: В каком случае причастие в свое осуждение? Иеромонах Иов Гумеров: В каком случае причастие в свое осуждение? В каком случае принимают причастие в свое осуждение? Иеромонах Иов (Гумеров) В каком случае причащающийся может принять причастие в свое осуждение, и в чем оно может выражаться? Где есть указания на осуждение в Священном Писании? Значение таинства причащения в жизни православного христианина. Происхождение литургии Значение таинства причащения в жизни православного христианина. Происхождение литургии Свящ. Павел Гумеров Значение таинства причащения в жизни православного христианина. Происхождение литургии Таинство причащения.
Часть 1. Значение таинства причащения в жизни православного христианина. Происхождение литургии
Священник Павел Гумеров Таинство причащения занимает центральное место в церковном богослужебном круге и в жизни Православной Церкви. Православными людьми нас делает не ношение нательного креста и даже не то, что над нами когда-то было совершено святое крещение (тем более что в наше время это не является особым подвигом; сейчас, слава Богу, можно свободно исповедовать свою веру), но православными христианами мы становимся, когда начинаем жить во Христе и участвовать в жизни Церкви, в ее таинствах.
Комментарии
р.Божия Ирина23 ноября 2013, 15:00
Какая хорошая статья! Спасибо!
Георгий21 октября 2013, 17:00
Данное интервью полностью уничтожает начавшуюся, было, глупейшую дискуссию о том, что "необязательна исповедь перед Причастием". Участвовать в "дискуссии", отвечать на вопросы не следует, дабы не унижать участников и самую Церковь - вечную, как Вселенная.
наталья 6 сентября 2013, 22:00
спасибо за наставления
Сюзанна17 августа 2013, 18:00
ТАКАЯ СВЯТОСТЬ,СЛАВА БОГУ ЗА ВСЕ!
Лариса 3 июня 2013, 12:00
Спасибо ГОСПОДИ.
Алексей 3 марта 2013, 16:00
Спаси Господи за наставление!
Амвросий 28 февраля 2013, 22:00
То, что принимать Тело и Кровь Спасителя и иметь православное апостольское представлении о Евхаристии. Господи укрепи православную веру.
Виктор27 февраля 2013, 20:00
Я не знаю, и для себя не решил: часто или редко причащаться, - осознаю свое недостоинство лишь, но еще более сознаю и трепещу слов: "кто не вкушает тела Моего и не пиет крови Моей, тот не наследует жизни вечной". Прошу заметить: не: кто не вкушал или не вкусил, но "кто не вкушает.. и не пиет..". Вот думайте: часто причащаться или редко?
Храмко Григорий27 февраля 2013, 15:00
Златауст Он и есть Златауст! Причастие умесно у "воина "карабкающегося из болота и отбивающегося от стрел демона, а ни яко расслабленого лежащего в болоте лилеющего и опрадывающего свою расслабленность и спихивающего "СВОЁ СПАСЕНИЕ" на плечи Бога:-"Вынеси меня Спаситель, яко я слаб и отдыхаю, устал-изранен " Александру: Очень осторожно-мудро поступает ваш Священник яко делает благо для вас, не причещая согласием к Большому Причастию, причисчает к ЧАШЕ Смирения. "НО БЕЗ СОЕДИНЕНИЯ СО ХРИСТОМ БЕССМЫСЛЕННЫ ВСЕ МОИ ДОБРЫЕ ДЕЛА" -простите такое впечатление, что ЭтУ пагубную мысль нашептал бес-не-мение. НЕ ПОМНЮ Фамилию Батюшки он сказал: Есть ЧЕТЫРЕ "способа" получения БЛАГОДАТИ и перечислил их, ясное дело Чаша ПРИЧАСТИЯ не самый начальный. "Благое дело-БЕСПОЛЕЗНО" бес-сов-щина чистой воды. Благая мысль зачтётся, яко БОГ наш ЕСЬМ ЛЮБОВЬ. Бог зрит в ДУХ, а не на НА ТО ПРАВОСЛАВНЫЙ ИЛИ НЕТ. Православный значит на ПРАВО ,а все остальные на ЛЕВО, Православие не проездной, а глубокая ответственость и РАДОСТЬ-ЕВАНГЕЛИЯ.
Николай27 февраля 2013, 09:00
Может быть, что я сильно ошибаюсь, но чем больше человек будет стараться быть "достойным" Причастия, тем больше должен видеть свое "недостоинство". Насколько я понимаю, мы причащаемся во здравие души и тела, ясно понимая, что без Божественного врачевания это невозможно. И состояние души человека, приступающего к Причащению, на мой взгляд, должно выражаться примерно так: "Господи, НИЧЕГО не могу без Тебя, помилуй и спаси!". Согласен, что перед тем, как принять лекарство, больной должен быть готов и духовно, и физически, но кто знает эту меру, кроме Господа?
тамара26 февраля 2013, 20:00
я стараюсь по силе моей возможности исповедоваться и причащаться чере 2недели а по греховности и каждую неделю мой дух опыт около10лет истала замечать какую то привычку при этом таинстве несколько раз пыталась пропустить исповедь отложть но все без полезно неделю ещё могу отодвинуть но не больше и закралась мысль не от лукавого ли это стремление ч частой исповеди уже подходит немощь старость и меня бере страх что не смогу не посилам будет для меня такое причастие и исповедь как правильно настроить душу и ум и ссердце
Александр26 февраля 2013, 19:00
Зачастую духовник даёт нам самим решать, готовы мы к причащению, или нет. Тогда тяжело становится, ведь я никогда тогда не смогу причаститься из-за своего недостоинства. Но и без соединения со Христом бессмысленны все мои добрые дела. Приходится идти к Чаше, как бы по своей воле. И даже после приобщения остаюсь в раздумье: недостоин, а решился, нет ли здесь ещё большего греха? Но само причащение настолько положительно действует, что хочется почаще причащаться, создавать меньший разрыв между усиленными состояниями покаяния.
Дочка Стаменкова26 февраля 2013, 16:00
Здравствуйте! Меня зовут Стаменковой Дочки . Мое имя покажетдся вам странным ,но у нас в Болгарии оно имеет свое место с некоторым пояснениям. Я Дочка крещена моей бабушке ,которой звали Донкой –это у нас сокращено от Антонии.А еще Дочкой называем умилительно Евдокию. Прошу прощения за долгое введение. По поводу беседы старца Клеопа (Илия) хочу поделиться следующем. У нас в Болгарии тоже актуален этот вопрос.Имне не понятно отчего православные християне как бы болтаютстя вокруг да около ,когда в Писаниях точно сказано. И сейчас ,когда прочла беседу старца Клеопы , осознала как мы - и я в том числе - иногда не хотим увидет правду, из за своего хотения ! Вот почему и благодарю за эту беседу ,которую я смогла прочитать в вашем сайте. Всего доброго!
Вера26 февраля 2013, 15:00
Если в поте лица по заповеди Божей мы должны добывать хлеб для тела, то тем более Святой Хлеб (Евхаристию) мы не должны вкушать не потрудившись над очищением души своей постом и молитвой, но и даже потрудившись, вряд ли кто дерзнет сказать, что он достоин Причастия, а надеемся на милость Божию.
Здесь Вы можете оставить свой комментарий к данной статье. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке