В сердце источники жизни и смерти

Архимандрит Рафаил (Карелин)

Современное человечество поражено тяжелой болезнью, которую можно условно назвать «хронической усталостью души». Проявления этого недуга многообразны, но у него есть один общий симптом: человек несчастен, он устал от жизни, он живет по инерции, ему кажется, что он бредет по мертвой лунной долине, не зная, куда и зачем. В чем причина этой болезни, которая переходит в эпидемию и грозит поразить духовным СПИДом нашу планету?

Большинство людей сознают, что они несчастны, но не могут понять почему. Одни ссылаются на тоскливое одиночество и эмоциональную холодность общества; другие – на бессовестность и лживость окружающих людей, не исключая родных; третьи – на неразрешимые проблемы, тяжелое материальное положение и постоянный страх перед будущим. Однако несчастны не только бедные, но и богатые, не только прикованные болезнью к постели, но и те, кто обладают телесным здоровьем, кто объездили все страны, заглянули во все уголки земли, поднялись на вершины гор, и опустились в глубины моря. Слезы льются и в убогих хижинах бедняков и в домах богачей. Даже неизвестно, кто более несчастны: те, кто изнывают в тисках нищеты или те, кто получили все, что только можно купить за деньги, уже с юности познали изнанку жизни и пресытились всеми пороками.

Современные люди несчастны и растерянны, в этом можно убедиться даже визуально. Откройте альбом со старыми фотографиями, и там увидите лица спокойные, как бы просветленные, на которых лежит печать благородства и достоинства, не гордости, а именно душевного достоинства, синоним которого – честь. Эти выцветшие от времени фотографии как будто пронизаны лучами зашедшего солнца и излучают тепло, которое согревает и умиротворяет душу. Затем посмотрите на современных людей, и вы увидите другие лица: померкшие, тревожные, напряженные, постоянно озабоченные и недовольные, как будто эти люди не нашли свое место в мире холодном и равнодушном, как и сами они.

Огромная тень тоски легла на человечество. Люди уходят от жестокой действительности и от самих себя в виртуальный мир компьютеров и телевизоров, ищут забвения в алкоголе и наркотиках; они бросаются в круговорот демонических представлений и иллюзий, тонут в бездне метафизической тьмы и безумия; кажется, что ад они предпочитают земле, но живут, потому что боятся умереть. Некоторые стараются подавить чувство глухой тоски и играют, как артисты, водевиль счастья; такие лица – с пустыми глазами и приклеенными к лицу улыбками – можно видеть на рекламах и страницах модных журналов. Многие ищут забвения в разврате и извращениях – в теплоте навоза и в сладости гноя: они упорно роются в грязи, будто хотят найти в ней золотоносную жилу.

Почему современные люди несчастны? Потому что грех, с которым они свыклись и сроднились, отнял у них самое драгоценное и незаменимое – чистоту и целомудрие сердца. В чистоте – великая радость и свет, а в грехе – мрак и скорбь. Даже мысленные грехи и страстные мечтания вносят в душу метафизический холод и пустоту. У душевной усталости имеются свои нематериальные бациллы и вирусы, которые живут и размножаются в нравственной грязи, как мухи и черви – в куче мусора и гниющих отбросах. Эту грязь ежедневно поглощает человеческая душа.

Как стать счастливым? Как стяжать действительное, а не иллюзорное счастье? Как сохранить радость, которая не обманет как ночная тень и не улетит как птица? Для этого надо бороться с грехом, зарождающимся в сердце, как с лютым врагом. Человеческое сердце – великая тайна. В сердце суммируется вся жизнь человека и переживания его души. Ничего в жизни не проходит бесследно, все отпечатлевается в памяти сердца невидимыми письменами. Царь Соломон писал: «Всяким хранением храни сердце свое, ибо от него источники жизни». Поэтому надо постоянно очищать сердце от греха покаянием и молитвой, чтобы мертвые воды, текущие из ада, не нашли в нем своего водоема.

Бог – огонь, который согревает сердце, а диавол холоден, как труп. Сердце, отданное через грехи демону, источает из себя какой-то мертвящий холод и тонкий смрад тления, которые интуитивно чувствуют окружающие люди. Трагедия современных христиан в том, что они забывают о главном в духовной жизни – о хранении сердца, о необходимости ограждать его от мутных потоков греха, которые превращают землю в духовную пустыню и топкое болото страстей.

Современные христиане, поглощенные заботой о внешнем, забыли о собственном сердце – центре жизни, акрополе души, царской сокровищнице, где должны храниться нетленные богатства – дары благодати. А диавол ни на миг не забывает о человеке: он постоянно стремится овладеть сердцем, обольстить, поработить, сделать его своим престолом. Если рассмотреть помыслы, которые возникают в сердце, то мы увидим в нем не образ Божества, а безобразие греха.

Проклятие нашего века в том, что мы забыли, что благодать Божия свята и чиста, и не может соединиться с грехом. Поэтому, несмотря на посещения храмов и святых мест, домашние молитвы и чтение духовных книг, наше сердце остается пустым, как продырявленный сосуд, которым черпают воду. Сердце, отданное страстям и грехам, не может стяжать и удержать благодати. Такое сердце похоже на запущенный сад без ограды или на заброшенный дом, без дверей и окон, куда входит каждый, кто только захочет. Страстное сердце сопротивляется словам молитвы, отталкивает их от себя, и молитва теряет жизненность и силу, она становится поверхностной и мертвой. От такой молитвы человек не получает духовного утешения, и поэтому с нетерпением ждет ее конца.

Истинная молитва невозможна без благодати, а благодать – без чистоты сердца. Господь сказал: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят». Поэтому человек, не заботящийся о чистоте сердца, не борющийся с грехами и страстями, оказывается духовно слепым, хотя бы обладал мирскими талантами и душевными достоинствами, занимался благотворительностью, говорил красноречивые проповеди, и даже писал бы научные апологии в защиту христианства. Неграмотный простец, сохранивший чистоту сердца, – более мудр, чем теолог, который не победил своих страстей.

Наше время можно назвать безблагодатным не в том смысле, что Церковь оскудела благодатью, а потому что человеческое сердце, отравленное грехом, теряет способность воспринимать и удерживать благодать. Древние христиане отличались от современных, прежде всего тем, что они находились в благодати, жили и дышали благодатью, явно ощущали ее действия, переживали, как бы осязали благодать сердцем и слышали ее неизреченные безмолвные глаголы. Для них благодать была не только надеждой на будущие блага в Небесном Царстве, но и радостью, которая наполняла их земную жизнь, несмотря на скорби и гонения.

Благодать делала христиан самыми счастливыми людьми на земле, а христианские общины – островами света в темном море языческого мира. Человек чувствовал реальное присутствие благодати, а ее потерю воспринимал как самое большое несчастье, и переживал как мрак и боль души, как отлучение от Бога – Источника жизни. Поэтому христиане хранили благодать как пламя светильника от дыхания ветра, хранили свое сердце от нечистых помыслов, как глаза – от песчинок и пыли.

В настоящее время, когда целью и содержанием христианской жизни перестало быть стяжание благодати, ее потеря почти не ощущается. Современные христиане не понимают что они теряют от грехов, не видят что происходит в их сердцах, какие гады гнездятся там; поэтому их жизнь как бы окрашена в серый цвет, наподобие сумерек, их души похожи на небо, затянутое густыми облаками: блеснет на мгновенье в просветах облаков солнечный луч и погаснет снова.

Без чистоты помыслов душа не может отразить в себе свет благодати. Что нужно сделать, чтобы стяжать и сохранить благодать? Прежде всего, надо очистить душу покаянием и исповедью, как бы соскребать железной щеткой ржавчину, въевшуюся в металл. Надо положить контроль ума и воли над пятью органами чувств, особенно над зрением и слухом. Надо следить, чтобы грех не проникал в душу через чтение страстных книг, пустые беседы, зрелища и картины разврата.

Надо удаляться от начала греха – соблазнов, как пчелы улетают от дыма, даже избегать тех лиц и мест, которые напоминают о прошлых грехопадениях, тогда, при сокращении внешних греховных впечатлений, внутренние импульсы греха начинают ослабевать, как мелеет река в бездождье. Надо знать и о следующей хитрости демона: иногда он на время отступает от человека и тот начинает воображать, что страсти изгнаны, духовная опасность миновала и считает себя победителем.

Такое ложное бесстрастие на самом деле – это ловушка демона, чтобы притупить бдительность человека и захватить его врасплох, когда тот не ожидает; особенно часто в эту ловушку попадают гордые и самонадеянные люди, которые без послушания и советов проводят духовную жизнь. Поэтому надо всегда соблюдать осторожность и помнить, что демон не покидает человека, как его тень, и будет бороться с ним до самой его смерти.

Христос нашел нас на Кресте через муки распятия, а мы должны найти Его в своем сердце через слезы покаяния. Эта встреча с Богом подобна новому рождению. Тогда благодать осияет человека своим незримым светом, выпрямит согбенную грехами душу, даст крылья молитве, откроет в сердце источник живой воды, обновит детскую чистоту, возвратит потерянную радость, как весну души, и человек увидит свое воскресение из мертвых еще при жизни.

Архимандрит Рафаил (Карелин)

Карелин-Р.Ru

27 февраля 2013 г.

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • В четверг — лучшие тематические подборки, истории читателей портала, новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Смотри также
«Не имея ни сил, ни желания что-либо делать» «Не имея ни сил, ни желания что-либо делать»
Елена Наследышева
Еще Гиппократ знал, что есть болезнь, когда человека настойчиво преследует уныние, чувство вины, разочарование в жизни, и назвал ее «меланхолией». Латинское «депрессия» нынче употребляют все, кому не лень, или у кого плохое настроение. Но всегда ли уныние, подавленное состояние - это депрессия? Об этом беседуем с врачом-психиатром из Минска Андреем Бутько.
Ч. 10. Уныние<br>Восемь смертных грехов и борьба с ними Ч. 10. Уныние
Восемь смертных грехов и борьба с ними

Свящ. Павел Гумеров
Ч. 10. Уныние<br>Восемь смертных грехов и борьба с ними Часть 10. Уныние
Восемь смертных грехов и борьба с ними
Священник Павел Гумеров
Так как охлаждение, порожденное унынием и леностью, часто сопряжено с забвением благодеяний Божиих и утратой интереса к духовной жизни, необходимо научиться видеть во всех повседневных событиях присутствие Бога и благодарить Его за те дары, которые Он нам посылает. И если нас борет уныние, первое, что нужно сделать, – это подготовившись, подробно исповедаться и причаститься.
Что такое ацедия и чем она отличается от уныния? Что такое ацедия и чем она отличается от уныния?
Иеромонах Иов (Гумеров)
Помогите, пожалуйста, разобраться с понятием «ацедия» («акедия»). Вопрос, который меня интересует, можно сформулировать следующим образом: если действительно есть ацедия как концепт, то насколько адекватно и точно он передается русским словом «уныние»? Или же то, что подразумевается под русским словом «уныние», может отражать различные концепты? Или переводчик книги Свендсена просто не знаком со святоотеческой традицией и традицией перевода на русский язык и пошел по самому легкому пути: не стал искать аналога, а ввел просто кальку? Юлия.
Комментарии
Марина 5 апреля 2016, 09:00
Многая лета Владыке Рафаилу!
Мария 8 ноября 2013, 13:00
Спаси вас Господи. Молитесь о нас.
Георгий 4 марта 2013, 22:00
Статья хорошая, актуальная. Полагаю, то и в обозримом прошлом состояния, именуемые усталостью души, хорошо были известны и хорошо описаны в классической литературе. Меняются обстоятельства, скорее даже - фабула, а суть остается. Дело скорее всего в "тоске по Богу" как это отмечено у старца Силуана, о тоске души по утраченному и до сей поры не обретенному. Можно осознано стремиться к обретению утраченного, и это дает смысл и терпение, можно жить в страхе и отчаянии. Дается то благодать, то искушения, отчаиваться не следует. Царство Божье носим в себе.
Виталий Я-ЗА 1 марта 2013, 04:00
Татьяна писала: "... проблема поднята, а практичных советов, что делать человеку, не дано. Это как придти к врачу и сказать: помогите, доктор, я болен. А он в ответ - если болеете, надо выздороветь. ... Одни пустые слова. Кто же спорит? Конечно нужно!!! А как? ... - будьте безгрешны аки ангелы небесные. Для кого статья написана? Если для глубоко верующих людей, так и нет у них в большинстве своем таких проблем. А если для людей, от веры далеких - так ничего они для себя из этой статьи не извлекут." Татьяна, а не подскажите, для какого возраста (физического и духовного) написано следующее: "Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое. Наипаче омый мя от беззакония моего, и от греха моего очисти мя; яко беззаконие мое аз знаю, и грех мой предо мною есть выну. Тебе Единому согреших и лукавое пред Тобою сотворйих; яко да оправдишися во словесйх Твоих, и победиши, внегда судити Ти..."? А здоровые (те, кто не видят себя больными) во враче не нуждаются. Или нуждаются (как Вы думаете, может насильно нужно подлечить?)?
Татьяна28 февраля 2013, 18:00
Не в том дело что есть "благодать" или почему люди в монастырь уходили. А в том, что проблема поднята, а практичных советов, что делать человеку, не дано. Это как придти к врачу и сказать: помогите, доктор, я болен. А он в ответ - если болеете, надо выздороветь. Или придти к психологу: не могу мужа простить. А он в ответ - ну простите. Ему и говорят - не могу, а он свое -возьмите да простите. Так и здесь. Нужно хранить в сердце чистоту, нужно стяжать благодать, нужно удаляться от греха.... Одни пустые слова. Кто же спорит? Конечно нужно!!! А как? Ну не может человек, болен он, сами же написали - тяжелая болезнь, хроническая усталость души. Не может он в таком состоянии ни чистоту сердца хранить, ни каяться, ни исповедываться. а вы ему - будьте безгрешны аки ангелы небесные. Для кого статья написана? Если для глубоко верующих людей, так и нет у них в большинстве своем таких проблем. А если для людей, от веры далеких - так ничего они для себя из этой статьи не извлекут.
Мария28 февраля 2013, 18:00
Отец Рафаил, истинный светильник веры Православной.Все его труды дышат благодатью, составлены на многолетнем опыте духовной жизни, и помогают заблудшим обрести истинный путь. Господи, продли годы его жизни, ради нас грешных.
Роман28 февраля 2013, 16:00
о.Рафаил подвизался в грузии, но сам НЕ ГРУЗИН!
Ирина28 февраля 2013, 13:00
Каждое слово, как буква из азбуки! не понятно только из комментариев -"Надо удаляться от начала греха – соблазнов, ...." т.е. в горы, монастыри, затвор... Какая прям-таки грузинская многозначительность, при отсутствии смысла. Какой иной можно вложить смысл, если ни тот, и только тот , как - отсранять, удалять самого себя!, добровольно при чём, от неугодного Господу, от всего того, что Господь учит нас не делать, и от всего того плохого, что нам самим же во вред, как на сей земле и в этой жизни , так и в Вечности. При чём,Господь только ведь предлагает людям Своё учение и Свои заповеди, а нам, каждому, дал как право, так и обязанность СВОБОДНО! выбирать как поступить, а Отец подсказал - устранись, даже от начала! А при чём здесь горы и монастыри? Подумал сделать плохое - удали себя от этого действа, и эту мысль от себя и не согрешишь. Христа не прогневишь,и бед сам себе не наживёшь. А в монастыре от себя не удалиться(((
читатель для Татьяны28 февраля 2013, 13:00
Уважаемая Татьяна, может быть, Вы задумаетесь, зачем подвижники уходили в пустыни и жили в безмолвии. Может быть, Вы задумаетесь, почему православные каждый день произносят: "Сердце чисто созижди во мне, Боже..."
иеромонах Игорь (Васильев)28 февраля 2013, 13:00
Михаилу. Желчь и ни слова правды. Жаль Вас.
ласточка28 февраля 2013, 12:00
Спаси Христос!Архимандрит Рафаил!От всего сердца!Сохранила и буду перечитывать и бабушке почитаю!
Михаил28 февраля 2013, 02:00
Экс архимандрит, без монастыря, без монахов, без епископа над собой, священник который более 20 лет не служит... Просто полуслепой писатель. Еще один грузин решивший что именно он должен научить русских православию. Почему он грузин православию не учит??? Если бы я был грузином я бы в первую очередь помогал своим соотечественникам! Статья НИ О ЧЕМ. Масло намазанное маслом. пустословие с использованием нужной тематики. "Надо удаляться от начала греха – соблазнов, ...." т.е. в горы, монастыри, затвор... Какая прям-таки грузинская многозначительность, при отсутствии смысла. ...должно прийти искушению... и чего стоит Вера без искушения?!!
Виталий Я-ЗА27 февраля 2013, 23:00
Татьяна писала: "Так много умных и непонятных слов - стяжание благодати, источник живой воды в сердце. Что стоит за этими словами? Читаешь такое и понимаешь, что далек человек от истинного понимания ..." Татьяна, прям удивительно, как Вы точно воспроизводите своими словами недоуменные вопросы Мантурова М.В. к о. Серафиму Саровскому. Он тоже недоумевал: как жеж так, что неужто вот святые праотцы, пророки так непосредственно и очевидно ощущали благодать и соприбывание Духа Божия с ними, не иносказательно ли все это говорится? На что отец Серафим все хорошенько ему объяснил, но слова его не вместились в сердце Мишеньки (Мантурова). Прям как у Вас - "Что стоит за этими словами?". Но все же какая необычная, неожиданная и великая милость была тогда явлена Богом через Своего угодника! - в ответ на это искреннее недоумение прям перед ним преподобный Серафим просиял Фаворским светом от полноты благодати Божией, которая не приминула почить в то время не только на святом духоносце, но и на самом Михаиле. Впрочем, прибавляет он, позже описывая произошедшее, все это было явлено не только для него, но и для нас всех недоумевающих. Почитайте - слова станут яснее.
Валентин27 февраля 2013, 22:00
Наверное и в древности были дырявые сосуды? А сейчас есть недырявые?
Андрей27 февраля 2013, 21:00
Спаси Господи отца Рафаила, умного человека и воина Христова! Все про меня - "софт христианина", пытающего служить двум господам..
Светлана Николаевна27 февраля 2013, 19:00
Спаси, Господи, отца архимандрита Рафаила и нас, грешных, за его молитвы! Как удивительно точно и ясно поставлен диагноз, насколько это лично обо мне! (не буду говорить "о нас", этого я не могу знать, но обо мне, о моей "хронической" усталости бытия) Как легко читается - Любовь автора к тем, для кого он пишет, чувствуется в каждой строке, в каждом слове! И средство лечения - не наполнять душу грехами "через чтение страстных книг, пустые беседы, зрелища и картины разврата" - тоже лично для меня. Сколько раз бывало - на исповеди очистишь душу, такая радость, свет, а уже через два-три дня - опять темнеет всё, опять "ни в чём нет смысла..." А сама и не замечаю, что успела "нахвататься" - где-то телевизор, где-то интернет, пустой треп и т.д., и т.п.. Спаси, Господи, и о.Рафаила, и о.Тихона с братией! Помоги вам Бог во всём благом за вашу помощь духовную!
Анатолий27 февраля 2013, 17:00
Прекрасная статья. О. Рафаил строит связку: состояние ощущения счастья человеком зависит от повреждения грехом. В подтверждение факты внешнего облика людей которые проживали ранее. Все должно быть так. Меня продолжает волновать этот вопрос. Вспоминая своих уже ушедших дедушек и бабушек. У них было как раз вот то о чем говорит О. Рафаил во внешнем облике. Но вот в основе лежала не борьба со страстями, хотя они в сравнении с сегодняшним поколением были намного более целомудренны. А первое - целостная идеология и ощущение того, что они прожили правильную и полезную жизнь и второе - размеренная жизнь без постоянного стресса, желания везде успеть, переварить гору информации, попасть на работу, к детям, в спортзал, в храм и еще много чего другого. Также у них была уверенность в завтрашнем дне и обеспеченной старости и защите. Я и сегодня знаю людей, считающих себя счастливыми без активной веры. Тем или иным способом они смогли построить свою повседневную жизнь без надрыва и делать дело в которое или верят и хотят его делать, обеспечив параллельно финансовую сторону для семьи, родителей. Быть может я считаю счастьем не то о чем говорит О Рафаил?
иеромонах Игорь (Васильев)27 февраля 2013, 14:00
Себе и уважаемому Муразову: ...сказал им: порождения ехиднины! кто внушил вам бежать от будущего гнева? (Мф.3:7)
Татьяна27 февраля 2013, 13:00
Так много умных и непонятных слов - стяжание благодати, источник живой воды в сердце. Что стоит за этими словами? Читаешь такое и понимаешь, что далек человек от истинного понимания вещей. Проблема то простая - потеряли люди цель, к которой следует стремиться. И никто им глаза не откроет, не научит как правильно жить. ЭГОИЗМ - главный наш враг с ним и надо бороться. Когда человек начинает жить не для себя, а для других, когда его ум воодушевлен высокой идеей, когда он ничего не хочет здесь, а ищет только возможности служения Богу и людям - тогда и не испытывает он описанного состояния, названного хронической усталостью души. Ему просто некогда. Он становится дорог всем и все дороги ему.
Анна27 февраля 2013, 13:00
Спасибо отцу Рафаилу.
Муразов27 февраля 2013, 12:00
Тяжелая болезнь, усталость, недуг, болезнь, эпидемия, СПИД. Одиночество, бессовестность, лживость, проблемы, страх, болезнь, слезы, нищета, порок. Лица: померкшие, тревожные, напряженные, озабоченные,недовольные. Тоска, тьма и безумие, ад, тоска, пустые глаза, разврат и извращения, навоз и гной, грязь. Грех, мрак и скорбь. Холод и пустота. Усталость, бациллы и вирусы, грязь, мухи и черви, мусор и отбросы, грязь. Тень тоски, грех, лютый враг, грех, мертвые воды, ад. Диавол, труп, демон, мертвящий холод и тонкий смрад, тление, трагедия, мутные потоки греха, пустыня,болото. Диавол,безобразие, грех. Проклятие, грех, страсть, грех, запущенный сад, заброшенный дом. Молитва невозможна... Наше время безблагодатно... Мы - не древние христиане... ... Покаемся и вернется тогда ...детская чистота, потерянная радость, весна души.
инок Владимир27 февраля 2013, 12:00
Как всегда, прекрасная статья.
Здесь Вы можете оставить свой комментарий к данной статье. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке