Божьи богатства. Часть 2

Начало

Как только встретишь какого-нибудь Божьего человека, сразу отступают все сомнения. Все само собой решается.

Этот молодой человек, боксер, уехал на Святую Гору Афон, я помог ему поступить в монастырь Дионисиат; позже я позвонил ему и спросил:

– Что ты думаешь о Святой Горе Афон?

Он мне ответил:

– Ничего не думаю. Я пришел сюда, чтобы рассеять сомнения, спросить, как говорить с Богом. Но когда я оказался здесь, я почувствовал, что моя душа преисполнена, а все сомнения ушли. Мой ум очистился, но не напитался чем-то, а опустел. И чем больше он пустел, тем больше я чувствовал себя преисполненным. Я очистился от идей, глупостей, мыслей, фантазий, похоти, грехов и успокоился. И теперь, успокоенный, я чувствую себя очень счастливым. В миру я не нашел бы этого.

Это богатство. Там пребывает Пресвятая Богородица. Видел ли ты Пресвятую Богородицу? Нет. Это Святая Гора, она входит в душу, согревает сердце и успокаивает его. Это красота, это богатство нашей веры, которое Бог хочет сделать и твоим богатством, чтобы стали мы совершенно счастливыми.

И говорит старец послушнику:

– Чадо мое, сделай это!

И он сразу же это делает, без лишних слов. Как было бы хорошо, если бы муж и жена дома говорили бы друг с другом простыми словами – как сразу бы все изменилось. И чтобы мы не говорили: «Нет, сначала я хочу это обсудить. Я не возражаю, но я хочу, чтобы ты меня убедил. Мы демократичны, и потому давай это обсудим», – и дискутируют, дискутируют, а ребенок говорит: «Мои родители очень демократичны, батюшка, они все обсуждали – и расстались: после долгих дискуссий они пришли к разводу». Между тем в прошлые годы муж говорил своей жене коротко: «Твой поступок причиняет мне боль!»

И сразу же, услышав, что мужу больно, его жена умягчалась. Сегодня никто не умягчается, каждый живет в своем собственном мире и не ищет того богатства, которое может тронуть сердце другого. Нам не хватает благодати Божией, а мы добиваемся тысячи иных вещей.

Как хорошо быть богатым, свободным от страстей, пристрастий, недовольства, претензий – таким людям очень завидуют. И я завидовал таким людей, я им удивлялся. Я завидовал другу. Я рассказывал о нем много раз в своих радиопередачах. Ему 70 лет. И вот, услышав, что я рассказывал о нем, потому что он слушает мою радиопередачу, он, когда я снова приехал на Святую Гору Афон, три дня со мной не разговаривал.

– Поговори со мной!

– До свидания, убирайся отсюда! Я с тобой не разговариваю.

Он три дня со мной не разговаривал, и его не интересовало, что я скажу о нем, что он «может упасть» в моих глазах. А в один прекрасный день он привел меня к себе в келью, а там был ужасный беспорядок, но это его мало беспокоило. Я ему позавидовал, ведь его не интересовало мирское мнение – хорошо ли он выглядит, не волновало, что скажут о нем другие люди, – похоже, он был выше всего этого. Он был одет в рубашку – не знаю, сколько времени он носил ее. Он мне сказал:

– Долго.

– Как именно долго?

Он носит ее не снимая уже несколько месяцев, и это его нимало не волнует – такие вот богатые люди, я им завидую, они не переживают, не тревожатся, когда опаздывают на катер, плывущий на Афон, говоря:

– Нечего страшного! Что же, я куплю билет на следующий катер.

А ты его спрашиваешь:

– Через сколько минут он будет?

– Завтра!

– Завтра?!

– А что волноваться?

Я схожу с ума, когда у меня в жизни что-то не получается. Я бедный, я нетерпеливый, несдержанный, не уповаю на Бога, у меня слабая вера. Я очень беден, но богат, скажем, в финансовом отношении. У меня есть автомобиль, есть дом, но я очень беден духом. Другой ничего не имеет – даешь ему денег для Святой Четыредесятницы, говоря:

– Батюшка, такая-то женщина передает 5 евро.

– Что мне с ними делать? Я же никуда не езжу. Забери их!

– Нет, батюшка, возьмите вы их! Поедете в Карею!

– Но мне не надо в Карею, мне не нужны эти деньги!

Другой смотрит на это и говорит себе: «Да, я бы их взял, а этот – не берет. Хочет быть свободным от денег, от имущества – от всего».

Мы гневаемся, живем распущенно, осуждаем и говорим: «Я такой и не могу быть другим! Я это признаю!» Недостаточно того, что ты это признаешь. Почему не завидуешь тем людям, которые все это преодолели?

Знаете ли вы, что некоторые святые, духовному богатству которых мы сегодня удивляемся, когда-то были как и мы – бедными? И жизнь их была трудной. Они не родились совершенными, они тоже родились в бедности собственных грехов, страстей и слабостей. Но однажды они себе сказали:

– Я изменюсь! Я изменюсь! Божия жизнь для меня! Мало только смотреть на иконы. Я изменю свою жизнь – хотя бы ненамного, но я это сделаю. Я не останусь там, где я сейчас.

И ты пожелай себе стать таким же богатым, как богаты святые, пожелай им подражать!

Я читал, что святой Аммон восемь лет боролся с гневом. Он имел этот недостаток, эту нищету внутри себя и не мог сдерживаться, общаясь с другими. Восемь лет он боролся – и в восьмой год страсть полностью исчезла: Господь подарил ему богатство бесстрастия. После, что бы ему ни говорили, даже если это его и волновало, он никогда не гневался. Он был очень кротким, очень тихим. Но в последний раз, прежде чем исчезла полностью эта страсть, кто-то его попытался разозлить, но он не поддался. Когда тот человек ушел, его спросили:

– Молодец, батюшка! Как ты смог сдержаться?

И тогда он сплюнул кровь на землю и ответил:

Во время богослужения на Афоне
Во время богослужения на Афоне
– Вот как! Видите это? Я прикусил себе язык и чрез это обогатился спокойствием!

Ты не можешь так легко добиться спокойствия. Вот говорила одна женщина:

– Во всем виноват мой муж! Когда его нет, я чувствую себя очень хорошо. Так что это только он во всем виноват!

Но ты не сможешь изменить себя без мужа. Он сделает тебя богатой терпением. Ты сделаешься богатой терпением через проблемы, которые один создает другому, и через борьбу их преодоления. Было бы ошибкой думать, что, изменив свою жизнь, мы и сами изменимся. Мы носим в себе свои страсти повсюду.

Это вопрос не о месте, а о состоянии: спокоен ли ты всюду, где бы ни находился? Оставайтесь всегда спокойными.

Я удивляюсь некоторым людям – девушкам и юношам. Смотришь на них и думаешь:

– Этот парень мог бы подойти каждой девушке – по характеру он такой сердечный, такой простодушный, такой покладистый, а у других такой трудный характер, потому что не имеют богатства простой и благочестивой жизни.

Но начинаются претензии: «Батюшка, я хочу остаться таким – не в этом проблема, но из-за тех вот черт характера мы не сможем жить вместе».

И выбирает юноша из 15–20 девушек, и всё ему что-то не нравится, а ведь в том, что не находится подходящая, виноваты не девушки – виноват юноша. Ему не за что ухватиться, потому что его душа очень бедна, в его характере нет тех черт, о которых мы сегодня говорим. Подумайте об этом. Когда ты говоришь: «Здесь мне не нравится, кругом одни проблемы», – подумай: может быть, проблема в тебе? Почему все жалуются на тебя? Не могут же все быть недовольными тобой и только потому, что это они одни виноваты. Так редко бывает. Нужно найти в себе и свою ошибку, и вину.

Старец Иосиф с сподвижниками
Старец Иосиф с сподвижниками
Старец Иосиф сказал отцу Ефрему:

– Поедешь в Дафни и купишь 20 килограмм хурмы, но в пути рта не раскроешь. Ни с кем не будешь говорить. И если тебя станут спрашивать, кто ты, как тебя зовут, кто твой старец, из какого ты монастыря, – ничего не отвечай, молчи.

Ефрем говорит ему:

– Батюшка, а если меня много раз будут спрашивать? Что мне делать?

– Молчать!

– А если будут настаивать?

– Нечего не говори!

Сможешь ли ты так сделать?

Он это сделал. Поехал в Дафни:

– Мне нужно 20 килограмм хурмы!

– Хорошо. Кто ты?

– Взвесьте, пожалуйста, 20 килограмм хурмы!

– Конечно. Взвешу. Ты хороший монах. Ты откуда? Из какого скита?

– Когда мне зайти за хурмой?

– Да кто ты? Скажешь ли наконец?

Сколько ни пытался продавец выспросить монаха, тот не отвечал. Я удивился этому. Почему? Потому что я сказал раз одной женщине, которая пришла ко мне на исповедь: «Тем, что ты мне рассказала, – не делись ни с кем!»

Но она поделилась. Рассказала. Где сила у этой женщины? Где богатство ее души? Что это за нищета? Тот бедняга не сказал, как его зовут. Ведь не грех сказать, что имя мое Ефрем и старец мой отец Иосиф. Таковы мы. Разве это страшно? Он не сказал своего имени – почему же? Потому что имел послушание любви, он доверял, любил, верил в Бога и сказал себе: «Старец мне так наказал, а я не усомнюсь в моем духовном наставнике».

Говоришь другой женщине: «Не делай этого, ведь разрушишь свою семью! Держи рот на замке!»

Она не имеет душевной силы и богатства добродетели, чтобы этого сделать, она не может сделать даже такую малость.

У старца Иосифа были гнойники на спине, его рубашка прилипала к телу. Он прислонялся к стене и, чтобы облегчить боль, терся спиной об нее. И чем больше он терся спиной о стену, тем больше выступал гной, и рубашка прилипала еще больше, но он не надевал другой, терпел. У меня иногда болит голова, и я схожу с ума от боли. Не могу вытерпеть только одну лишь головную боль, а он мог столько времени терпеть и болезнь, и гной.

Вчера женщина мне написала: «Батюшка, помолитесь обо мне, по утрам меня мучает мигрень! Я схожу с ума, нет мочи терпеть эту головную боль!»

Мы не имеем богатства святых – стерпеть одно малое искушение, как же тогда стерпим большие искушения? Некоторые говорят, что наступает конец мира, и я дрожу, когда подумаю об этом: я боюсь от своего бессилия. А некоторые говорят об этом просто так и радуются: есть пророчества, чтобы пойти туда, там это увидеть. Это хорошо, но что мы будем делать, если не можем перенести и малое искушение?

Кто-то мне сказал одно слово, и я его неправильно понял и обиделся. Как же перенесу грядущие большие искушения, как говорят; успею ли перетерпеть скорби мирового масштаба?

Однажды вечером ты не можешь получить заказанную пиццу из-за того, что нечто случилось: на улице льет дождь как из ведра. Тебе звонят по телефону и сообщают:

– Вы знаете, разносчик не сможет сейчас прийти: на улице ужасная погода. Он придет через час!

А ты отвечаешь:

– Через час?! До свидания!

И нервничаешь: «Весь вечер испортили!»

Выключают электричество – и твоя жизнь рушится. И как ты переживешь большие проблемы, когда не можешь перетерпеть даже маленькие?

А вот те люди были так счастливы, так утешены, что отец Ефрем говорит об этом вот что:

«Мы были очень радостные и очень бедные. Очень бедные и очень счастливые. Когда старец Иосиф умер, то нечего было взять из его кельи. Он нам ничего не оставил, потому что у него ничего не было, но мы были очень богаты, потому что у нас все было».

Теперь и у нас все есть, но, вопреки этому, мы чувствуем, что в нашем сердце чего-то не хватает.

Как-то раз я подивился красивому дому, который стоит недалеко от школы, где я преподаю, и я сказал про себя: «О, если бы мне квартиру с таким видом!»

А перед домом, я видел, был цветник, деревья в саду.

И вот однажды в десять часов утра дверь на балкон открылась и появилась женщина с инвалидной коляской, в который сидел ее парализованный ребенок. И я сказал себе: «Можно быть богатым, но при этом иметь свою боль».

И у них есть боль и скорбь – как они их переживают? В состоянии ли они это сделать? Прославляют ли они Бога? Имеют ли они терпение? Этим секретам учит нас святая Церковь, а мир не сможет нам их открыть. Наш мир сошел с ума. Мир нам говорит: «Сделайте то, сделайте это!»

И в конце концов человек, чтобы уснуть, пьет горстями снотворное и не может успокоиться. Стресс. Недостает нам божественного покоя, Христовой радости. Почему мы не имеем этого богатства – спокойствия сердца? Чтобы сесть дома вечером и сказать себе:

– Слава Богу, все в порядке, все хорошо. Разве мне чего-то не хватает, разве я чего-то лишен? Надо возблагодарить Бога!

Господи Иисусе Христе, благодарю Тебя за все! Как говорит матушка Гавриила – иногда она молится с четками, произнося: «Благодарю! Иисусе, благодарю Тебя!»

Не находишь причин, чтобы поблагодарить Бога, а чтобы пожаловаться – всегда найдешь причину.

На исповеди я спрашиваю у некоторых людей: «Есть ли у тебя жалобы Богу? Скажи мне о них, пока мы только вдвоем». И он начинает жаловаться:

– Ну что сказать… да вроде нечего сказать, но… если бы мой ребенок послушался меня и не сделал бы вот этого в своей жизни, то я чувствовала бы себя счастливее… Если бы мой муж не купил это место, про которое я ему говорила, что не надо покупать, то сейчас я так бы не злилась… Если бы мой зять не умер от рака в 35 лет, если бы Господь не взял его таким молодым, я бы так не страдала…

Жалобы, жалобы, жалобы, и нет покоя в душе. Какое великое богатство – быть спокойным, счастливым и радостным человеком.

Афонская келья
Афонская келья
Христос сказал: «В миру будете иметь скорби, но дерзайте! Я победил мир». В миру будете иметь проблемы, притеснения, но вы дерзайте, потому что Я победил все проблемы, и если вы будете со Мной, то и вы их преодолеете. Можешь ли преодолеть проблемы и стресс? Я не могу. Однажды на похоронах меня увидел один человек и сказал мне:

– Ты очень поседел!

– Ну, были кое-какие события…

Какие события? Глупости! Я болею от глупости, то есть теряю свое спокойствие, то богатство, которое во мне, о котором все святые говорят: что бы ни случилось в твоей жизни, будь внимательным, чтобы лукавый не украл у тебя это сокровище – мир и покой. Он хочет нарушить твой покой, так будь внимательным: да не потеряешь покой, потому что лукавый на это делает ставку – нарушить твой покой, заставить тебя нервничать, гневаться, чтобы началось сверхнапряжение, чтобы к тебе пришли врачи, чтобы ты начал пить лекарства, а затем он сделает с тобой все что хочет. Будь осторожен с такими вещами. И со мной это происходило много раз.

Один христианин говорил: «Хочу рассказать, как сильно я люблю Бога. Вот что бы мне ни сказали, даже самое неприятное, у меня такая любовь к Богу, что дайте мне только пять минут помолиться – и все пройдет!»

Сколько тебе понадобится времени, чтобы ты пришел в себя? А другой человек говорит: «Я не могу молиться, когда у меня есть проблемы. У меня такое душевное смятение, что я не могу молиться. Даже когда я молюсь, не нахожу покоя».

Я был в православном монастыре в Аризоне, так там весь день монахи читали молитву: «Господи Иисусе Христе, помилуй меня». Работают и произносят эту молитву, и ты слышишь, как монахи шепотом молятся. Пробыли там пять дней. Хочешь не хочешь – но будь ты даже стеной – эта молитва входит в тебя. Я тоже начал молиться, как они, и думал, что приобрел покой – в течение пяти дней, и произошло великое чудо… как некоторые думают, что возьмут четки и: «Сегодня вечером я начну молиться и увижу Бога. В течение одной ночи я хочу все увидеть!»

Но это не случится за один вечер или за один год, а иногда даже и за десять лет, если не произойдет чудо. И я про себя говорил: «О Боже, как же прекрасно, за пять дней я приобрел внутренний мир, и теперь всегда будет так». Я был счастливым и эгоистичным, так как думал, что постиг в некоторой степени спокойствие. Было около двух часов дня. Мы выехали из Аризонской пустыни, двигались к аэропорту в Фениксе, нам надо было в Чикаго на конференцию. По пути все мы шепотом молились. Водитель автомобиля имел большие, как лассо, четки. Он молчал, молился, я наблюдал за ним и думал: «Ты молчишь, и я молчу – молюсь, не только ты, но и я молюсь! Вот здорово! Какие мы все духовые люди!» Я был счастлив. Приезжаем в аэропорт; попрощался с нами водитель-монах и сказал:

– Батюшка, я рад, что мы встретились!

Со мной было несколько духовных чад.

– Приезжайте еще!

– С удовольствием!

Зашли в здание аэропорта и пошли на регистрацию – для проверки билетов. Я и еще один парень из нашей группы отдали на проверку свои билеты. Другой юноша пошарил по карманам, и оказалось, что билета у него нет. А я все время шепотом молился, был спокоен, и мне казалось, что я летаю в облаках.

Юноша искал свой билет. Я у него спросил:

– Так где твой билет?

– …Канул в Лету!

– Это плохо! Как же так?

У меня сдали нервы. Я возмутился, вспотел и сказал ему:

– Ну… – и у меня отнялся язык.

Не стало молитвы! Ничего не осталось. Забыл, что Бог существует, что на все Божия воля, и сказал я ему:

– Так как же быть?

На нас смотрели и иностранцы.

А юноша, который потерял билет, был совершенно невозмутим. Он мне ответил:

– Батюшка, что будем делать?

– Что будем делать?! Здесь останемся!

– Батюшка, найдется решение.

– Скажи мне, что будем делать! Скажи мне, что будем делать!

– Батюшка, пожалуйста, не кричи!

Он достал из кармана листок и проговорил:

– Тут у меня записка! Кажется, это номер телефона монаха, который нас привез в аэропорт.

– А если у него телефон выключен? Звони ему быстрее!

Между тем служащие за стойкой ждали, собралась очередь. Я был так сильно расстроен, что забыл, где нахожусь. Чемоданы, тревога. Юноша позвонил монаху, тот ему сказал, что находится недалеко от аэропорта. Юноша ему говорит:

– Батюшка, посмотри, пожалуйста, на заднем сиденье… Может быть, там мой билет.

– Да, он тут.

Он привез его через 30 минут, и мы улетели. Я успокоился, мне стало так стыдно, я почувствовал отвращение к себе, по-настоящему понял себя, обрадовался и огорчился одновременно, и сказал себе: «В конце концов, такой я. Думал, что молюсь, думал, что духовно богат, но все это было лишь в теории на короткое время. Когда пришло искушение, я потерял все и оказался в искушении таким жалким». Это правда, потому и не хочу разговаривать с людьми, чтобы они не разглядели, каков я, – лучше меня слушать, чем меня знать. Я не обманываю вас. Бог и мой духовный наставник это знают. Когда ты знаком с кем-то, говоришь себе: «А я думал о нем по-другому, сейчас, когда я познакомился с ним, встречаюсь каждый день…» Так с мужем, которого ты полюбила, и с женщиной, которую ты полюбил. Сначала ты говоришь: «Я чувствую себя таким богатым, мне так хорошо с ним». А потом сидите, смотрите друг на друга и говоришь себе:

– Я не чувствую полноты в своей жизни, что мне теперь делать?

А в доме у тебя все есть. Когда-то ты ей говорил: «Только посмотрю на тебя – и душа моя полна».

Сейчас у тебя дома есть все, а тебя ничто не удовлетворяет. Куда ушло это счастье? Сколько нищеты среди кондиционеров, красивых ковров, пультов управления и сколько несчастных? Нас охватывает безумная тревога, мы теряем наше спокойствие, душевное богатство, и в результате единственно, кто богатеет, так это психологи, фармацевтические компании, психиатры, психоаналитики.

Сказали одному человеку, который хотел поступать в университет:

– Только две профессии всегда обеспечат тебя работой!

– Отлично! Хотелось бы услышать, что ты предлагаешь.

– Но это не то, что я хотел бы тебе порекомендовать, разве что только для того, чтобы чему-то учиться… Первая профессия – психолог, психиатр, с ней ты всегда будешь иметь работу, а другая – диетолог.

Мы не отказываем себе в еде… Я читал, что когда чувствуешь в себе пустоту, чего-то не хватает и желаешь какого-то богатства, то тогда еда приносит успокоение, а полнота становится для нас крепостью, придающей нам уверенность. Многие с этим согласны. Один мой друг сказал мне:

– Когда ты увидишь, что мой живот растет, то знай: у меня стресс!

Я ему ответил:

– Я вижу, в последнее время у тебя очень часто стресс!

– Да, батюшка! Я говорю правду! Я уже не выдерживаю! Житейские проблемы меня задушили. Я хочу опереться на что-нибудь, хочу насытиться и ем, и чувствую себя хорошо. Но это ненадолго. Затем я впадаю в меланхолию, потому и толстею. И из-за меланхолии я иду кушать, и снова меня охватывает тревога. Получается порочный круг – не могу найти спокойствие и не могу остановиться.

Прошу Бога, чтобы Он подал нам необъятное богатство Своих даров, Своей любви, Своей милости, каждому дал то, в чем он нуждается, чего он просит. Что хотите – то просите у Бога, и Он вас сделает богатыми. В конце скажите следующую молитву: «Господи, дай мне не только то, что я прошу, но и условия для того, чтобы это удержать и не потерять», – потому что много раз Бог нам угождает и посылает нам дары, а мы снова их теряем. Мы их не использовали должным образом.

Итак: «Господи, подай жизни мне на этом свете столько лет, сколько Ты мне отмеришь, не оставь меня в моих проблемах, в моих радостях и печалях и да попаду я в рай, где мы все будем богатыми, где исчезнет вся неопределенность, пустота, проблемы, плач и где мы всегда будем радостными, богатыми у богатых святых и у Нашего пребогатого Бога!»

Архимандрит Андрей (Конанос)
Перевел с болгарского магистр богословия Виталий Чеботар

Двери.Бг

1 марта 2013 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Смотри также
Божьи богатства. Часть 1 Божьи богатства. Часть 1
Архим. Андрей (Конанос)
Божьи богатства. Часть 1 Божьи богатства. Часть 1
Архимандрит Андрей (Конанос)
Бог может дать нам многое, но мы этого не принимаем.
Лики Афона. Ч. 4. Старцы Паисий и Емилиан Лики Афона. Ч. 4. Старцы Паисий и Емилиан
Павле Рак
Лики Афона. Ч. 4. Старцы Паисий и Емилиан Лики Афона
Часть 4 (окончание). Старцы Паисий и Емилиан
Павле Рак
Когда старец Паисий замечал, что со мной что-то неладно, он просто спрашивал: «Почему ты грустишь?» И всегда находил такое слово… а иногда даже без многих слов… посмотрит на тебя таким добрым взглядом, и все твои проблемы исчезают.
«Слово с благодатью, приправленное солью» «Слово с благодатью, приправленное солью»
Митрополит Месогейский и Лавреотикийский Николай
Мы идем по тропе вместе со старцем Паисием. По дороге встречаем отца Каллиника из скита Кутлумуш. Вместе подходим к деревянному мостику возле каливы отца Паисия. Вокруг обнаженные фундуковые деревья без листьев. Одни ветви. «Ба, кто это нам принес мандарины?» – удивленно спрашивает старец.
Комментарии
Олег 4 мая 2013, 23:10
Очень хорошие, просветленные и просто проникающие в душу слова. Спасибо, да хранит вас Господь.
Сергей16 марта 2013, 03:27
Большое спасибо!
Аня 6 марта 2013, 01:25
Очень светлое чувство осталось после прочтения. Спасибо,Виталий,за возможность "познакомиться" с архимандритом Андреем.
Андрей 5 марта 2013, 00:56
Отлично, спасибо, публекуйтесь- это надо доносить людям.
Андрей_01 4 марта 2013, 13:36
Интересная статья. Много поучительного. Спаси Господь.
олег 2 марта 2013, 11:51
настоящий, мощный поток искренних, живых слов! ничего подобного не читал на Вашем сайте. Спаси Господи за ваш труд. Спасибо огромное отцу Андрею и переводчику Виталию.
Галина 2 марта 2013, 09:40
Прекрасная статья. Вот что надо печатать в утренних газетах и на тв экранах.Но...
Ольга 1 марта 2013, 16:05
Очень интересная статья. Спасибо вам за нее. К сожалению духовный труд долгий путь и не всегда мы готовы отрешиться от земных оков которые нас удерживают. Плохо то, не всегда на твоем жизненном пути встретиться такой мудрый старец или вообще нет возможности хотя бы побывать в таких святых местах. Спаси нас Господи.
Антонина51 1 марта 2013, 15:55
Очень здорово! Прочитала на одном дыхании. Спаси бо Вам и Господу за дар слова.
Natalia 1 марта 2013, 13:46
Спаси Господи за статью!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
×