Как не согрешить при изучении Писания

Отрадно, что во многих приходах сейчас возрождается изучение Библии. Ведь, как говорит святой Иоанн Златоуст, «Священное Писание приводит нас к Богу и открывает путь Богопознания»[1], и «из всех недугов, обременяющих человеческую природу, нет ни одного – ни душевного, ни телесного, который не мог бы получить исцеления из Писания»[2].

Протестантский библейский кружок в Америке
Протестантский библейский кружок в Америке
Целый ряд соборных документов нашей Церкви предписывает введение библейских занятий на приходах. Например документ «О религиозно-образовательном и катехизическом служении в Русской Православной Церкви» говорит, что «просветительская работа на приходском уровне» должна включать «библейские (евангельские) беседы» (п. I. 4), а документ «Об организации молодежной работы в Русской Православной Церкви» в числе форм работы с молодежью указывает создание «групп по изучению Священного Писания» (п. 2).

Однако возрождение практики библейских бесед или кружков происходит несколько хаотично, так что предлагаются порой совершенно разные формы, и относительно некоторых уже возникли смущения. Об этом свидетельствует, в частности, статья Софьи Пучковой «Запрещает ли 19-е правило Трулльского Собора евангельские кружки?»[3].

Автор описывает такую новую форму, как «чтение и размышление над Священным Писанием в группах» мирян, когда все участники, зачитав отрывок Писания, «делятся своим опытом, мыслями и чувствами, которые вызвал евангельский текст», причем в этих кружках действует «правило “не проповедовать”, которое запрещает кому-либо из участников поучать других, как они должны видеть тот или иной отрывок». В Интернете имеется описание этой методики, которая, помимо правила «не проповедовать», включает еще и такие: «Без ссылок и цитат… Говорить все, что приходит на сердце… Все размышляющие равны вне зависимости от статуса, звания или образования размышляющего… Не критиковать высказывания других даже внутренне».

Эта методика уже вызвала критику со стороны многих православных людей, замечавших, что такой принцип самостоятельного и произвольного истолкования Писания нарушает 19-е правило V–VI Вселенского Собора, называемого также Трулльским, которое гласит: «Аще будет изследуемо слово Писания, то не инако да изъясняют оное, разве как изложили светила и учители Церкви в своих писаниях, и сими более да удовлетворяются, нежели составлением собственных слов». И вот в упомянутой статье автор как раз пытается защитить от этих обвинений новую форму евангельских кружков.

Основной аргумент сводится к следующему. Обратив внимание на то, что в начале правила приводится указание «предстоятелям Церкви во вся дни, наипаче же воскресные, поучати весь клир и народ словесам благочестия», г-жа Пучкова делает вывод, что действие 19-го правила и должно ограничиваться епископами, «у которых может не хватить умения сочинять собственные поучения (проповеди)». Мирянские же кружки по изучению Библии в тексте не упоминаются, следовательно, по мысли автора, и не подпадают под действия указанного правила.

Но они не упоминаются по той простой причине, что предание древней Церкви не знает такой формы. В Православии сложились свои формы изучения Писания в храме. Основная форма – это когда один говорит, а остальные слушают. Тот, кто говорит – как правило, епископ или человек, которому епископ поручил, – говорит не от себя, не от своих измышлений, а от того, что Господь открыл Церкви и что передается по преемству от одного поколения верующих к другому. Если мы посмотрим на богатейшее святоотеческое наследие, посвященное изучению Библии, то увидим там либо толкования, «написанные в келье», либо записи бесед в храме по указанной выше форме. Эта традиционная церковная форма изучения Писания восходит непосредственно к Господу Иисусу Христу. Общаясь с апостолами, Он, Сам «начав от Моисея, из всех пророков изъяснял им сказанное о Нем во всем Писании» (Лк. 24: 27), также и о значении Своих притч Господь «ученикам наедине изъяснял все» (Мк. 4: 34). Он не сажал апостолов в круг и не говорил: поделитесь мыслями и чувствами, которые вызвала у вас эта притча или этот вот пророческий текст. Он один, как знающий, передавал это знание об истинном понимании Откровения тем, кто еще не знал его.

Так же поступали и святые отцы. И святитель Иоанн Златоуст, и святитель Кирилл Александрийский, и святой Афанасий Великий, и святой Григорий Палама, и множество других святых практиковали именно такую форму храмового изучения Писания. За все 20 веков существования Церкви мы не найдем среди святоотеческого наследия текстов, которые родились бы в результате работы мирянских кружков, где участники «делятся своим опытом, мыслями и чувствами, которые вызвал евангельский текст».

Итак, отсутствие упоминания в 19-м правиле, как и вообще в церковном Предании, обсуждаемых евангельских кружков, в действительности скорее плохая новость для подобных кружков, чем хорошая. Поскольку свидетельствует о чуждости такой формы для Православия.

Хотя на самом деле и в древние времена немало мирян пытались толковать Писание по собственному разумению. Вот как об этом рассказывает блаженный Иероним: «Как много людей в настоящее время воображают себя знающими письмена… В Деяниях апостольских святой евнух при чтении пророка Исаии на вопрос Филиппа: “Разумеешь ли, что читаешь?” – отвечал: “Как могу разуметь, если кто не наставит меня?” (Деян. 8: 30–31). Я не святее и не прилежнее этого евнуха… Я коротко написал об этом, чтобы ты уразумел, что в рассуждении о Священных Писаниях нельзя идти без предшественника и путеводителя… Земледельцы, каменщики, ремесленники, дровосеки и прочие изготовители домашней утвари и различных дешевых вещиц не могут обойтись без учителя… Только знание Писаний присваивают себе все повсюду. И болтливая старуха, и сумасбродный старик, и многоречивый софист – одним словом, все приписывают себе знание Писаний, терзают их и учат других прежде, чем бы самим научиться»[4].

Как видим, задолго до Трулльского Собора святые отцы предупреждали от опасности самочинного толкования Писания, и блаженный Иероним был не один такой. Также и преподобный Викентий Лиринский говорил, что из Писания можно извлечь столько же смыслов, сколько существует голов, и как раз этим обстоятельством объяснял необходимость ориентироваться на Предание Церкви при понимании Писания. Можно вспомнить, как Господь строго отчитал апостолов, когда они неверно истолковали Его слова «берегитесь закваски саддукейской и фарисейской», и дал им правильное толкование (см.: Мф. 6: 6–12). Также и апостол Иоанн в конце Евангелия специально предостерег от неправильного толкования слов Спасителя о нем – «если Я хочу, чтобы он пребыл, пока приду, что тебе до того?» (Ин. 21: 23).

Итак, не все равно, как толковать Слово Божие! Далеко не всякое понимание священного текста является верным, а неверное понимание вовсе не безобидно. Например, то неверное понимание слов Спасителя об апостоле Иоанне – как якобы предречение ему бессмертия – после смерти апостола вызвало бы немалое смущение среди верующих и заронило бы сомнение в словах Спасителя.

И не только древние, но и близкие к нам по времени святые говорят об этом. Так, священномученик Иларион (Троицкий) объясняет: «Если толкование Священного Писания предоставим каждому отдельному человеку, то окажется столько же пониманий слова Божия, сколько людей и сколько у всех их вместе будет капризов, то есть совсем не окажется Священного Писания с определенным смыслом… Не ясно ли, что сколько людей и сколько у них настроений, столько и смыслов окажется в Священном Писании… Оставьте человека с Писанием одного – и Писание потеряет всякий определенный смысл и значение. Останется собственно только один человек, который капризы и причуды своего ума будет прикрывать авторитетом Слова Божия… Становится вполне понятным грозное слово Поликарпа Смирнского, который в своем Послании к филиппийцам первенцем сатаны называет того, кто будет толковать слова Господни по собственным похотям (гл. 7). Мало того. Предоставленный в отношении Священного Писания самому себе рассудок может идти и дальше в деле насилия над Писанием, оправдывая мудрые слова Климента Александрийского: “Люди, предавшиеся страстям, насилуют и Писание сообразно со своими пожеланиями”»[5].

Вызывают недоумение такие логические построения: это, дескать, епископам 19-е правило предписывает опираться на святоотеческие толкования, чтобы не ошибиться, а нас, мирян, оно не касается. Неужели только епископы могут ошибиться в толковании, а миряне нет? В комментарии на это правило епископа Никодима (Милоша), которое г-жа Пучкова частично приводит в своей статье, объяснено, почему оно начинается с обращения к епископам, – потому что «епископы суть верховные учители в Церкви» и они ответственны в том числе и за то, как изучается Писание в вверенных им Церквах.

В действительности, конечно, 19-е правило относится не только к епископам, а к любому берущемуся говорить о Писании. Об этом прямо пишет святитель Феофан Затворник, адресуя свои слова мирянам: «Шестого Собора 19-е правило гласит, что Божественное Откровение должно быть изъясняемо не иначе, как по изложению учителей Церкви, и довольствоваться ими более, чем составлением своих собственных толкований – из опасения уклониться от истины. Следовательно, если кто вносит в область Божественной истины свое личное мудрование, тот подвергается клятве, изреченной вообще на несоблюдающих соборные определения»[6].

К мирянам пишет и святитель Игнатий (Брянчанинов): «Не дерзай сам истолковывать Евангелие и прочие книги Священного Писания. Писание произнесено святыми пророками и апостолами, произнесено не произвольно, но по внушению Святого Духа. Как же не безумно истолковывать его произвольно? Святой Дух, произнесший чрез пророков и апостолов слово Божие, истолковал его чрез святых отцов. И слово Божие, и толкование его – дар Святого Духа. Только это одно истолкование принимает святая Православная Церковь и ее истинные чада! Кто объясняет Писание произвольно, тот этим самым отвергает истолкование его святыми отцами, Святым Духом. Кто отвергает истолкование Писания Святым Духом, тот, без всякого сомнения, отвергает и само Священное Писание. И бывает слово Божие, слово спасения, для дерзких толкователей его мечем обоюдоострым, которыми они закалают сами себя в вечную погибель»[7].

В защиту упомянутого типа евангельских кружков автор пишет: «Если изучаются догматические отрывки, то ведущий, как правило, зачитывает святоотеческое толкование на них. Чаще же всего обсуждение в таких группах касается того, как ту или иную заповедь применить в жизни каждого конкретного участника».

На счет этого хотелось бы высказать три вещи. Во-первых, далеко не всегда в кружках такого типа вообще вспоминают святых отцов. Нести отсебятину кое-где становится главным принципом, и участники при упоминании святых отцов недоумевают: «А зачем они нам? Мы сами как святые отцы». Это реальный случай.

Во-вторых, для того чтобы определить, какой стих Писания является «догматическим», а какой нет, нужно сначала вынести о нем суждение, то есть истолковать его. А откуда вы можете знать, что правильно вынесли такое суждение? Святые отцы видели догматическое значение во многих стихах, в которых мы видим лишь историческое, – в этом нетрудно убедиться, если посмотреть, например, как преподобный Максим Исповедник толкует книгу Чисел.

Наконец, в-третьих, непонятно, откуда берется мысль о том, что самостоятельно выносить толкование на тему «Как ту или иную заповедь применить в жизни каждого конкретного участника» – дело безопасное? Может быть, мы не впадем в ересь, но жизни своей повредить можем весьма сильно. И для меня лично это не просто предположение. Был в моей церковной жизни эпизод, когда я, находясь в затруднительной ситуации, вдруг прочел отрывок Писания, и он меня потряс – казалось, это прямое указание, касающееся моей ситуации, как надо поступить. Все выглядело настолько очевидным, что у меня даже тени сомнения не закралось. Я поступил так, как, мне казалось, подсказывает Писание – и в результате впал в такие беды, что больше года пришлось расхлебывать последствия, и я едва выпутался из них. Когда я позднее спросил духовного отца, почему так произошло, он сказал: «Так бывает, когда относишься к Писанию по-протестантски. Прочитал – и сразу: «О, Господь открыл мне!» – и пошел за своей мыслью, ни с кем не сверившись, не спросив совета».

Откуда организаторы упомянутых кружков знают, что толкование их участниками стихов Писания в применении к своей жизни не является ложным и не навредит их жизни? Разве они пророки или прозорливые старцы? Могут ли они гарантировать, что с участниками их кружков не случится того же, что случилось со мной, когда я последовал за своим произвольным пониманием Писания в отношении моей жизни?

Странной является сама ситуация, когда человек приходит в храм, чтобы узнать, что имеется в виду под тем или иным стихом Писания, а ему говорят: а ты сам истолкуй, что здесь говорится, ты расскажи нам, что имеется в виду. Вспоминаются слова святого Николая Японского: «Ко мне иногда приходят японцы-протестанты, просят объяснить какое-либо место Священного Писания. “Да у вас же есть свои учителя-миссионеры – их спросите, – говорю я им. – Что они отвечают?” – “Мы у них спрашивали, говорят: понимай, как знаешь; но мне нужно знать подлинную мысль Божию, а не мое личное мнение”… У нас не так, все светло и надежно, ясно и прочно – потому что мы кроме Священного Писания принимаем еще Священное Предание, а Священное Предание – это живой непрерывающийся голос… нашей Церкви со времен Христа и Его апостолов доныне, который будет до скончания мира. На нем-то утверждается всё в целом Священное Писание»[8].

Предлагаемая методика евангельских кружков как раз ставит православных в положение этих японцев-протестантов. Ведь их тоже призывают относиться к сказанному в слове Божием по принципу «понимай, как знаешь». Это все равно что врач на приеме просил бы пациента самого поставить себе диагноз и прописать лечение, а также предлагал бы высказаться на этот счет другим пациентам. Своим близким я бы рекомендовал держаться подальше от такого врача.

Как лечение, если назначено правильно, исцеляет, а если назначено неправильно, может повредить, так и Священное Писание, когда понимается верно, возводит нас к Богу, а когда понимается неправильно, становится, как говорит святитель Игнатий, мечом, которым заблуждающиеся умерщвляют себя.

Авва Исаия говорит: «Кто вдается в объяснение Писания, не стяжав предварительно духовной свободы, тот порабощен страстью любопытства и мысленным пленением… Кто понимает и исполняет слова Писания по своему разуму, упорно настаивая, что именно так должно понимать и исполнять их, тот не знает славы и богатства Божиих»[9].

А преподобный Исидор Пелусиот высказывается еще резче: «Толкующие Божественные Писания по собственному своему произволу грешат непростительно. Они не смогут оправдаться обольщением и заблуждением, потому что пали по злонамеренности, а не по простоте»[10]. «Осмелившиеся искажать или превратно истолковывать Божественные глаголы впали в грех, не искупаемый никаким оправданием или извинением. Думая, что измыслили нечто более мудрое, они ввергли себя самих и поверивших им в пучину невежества»[11]. «Тому, кто… покушается истолковать смысл Священных Писаний, не только нужно иметь язык достойный и чистый, но и сердце благочестивое и благоговейное. Нужно следовать за Писаниями, а не указывать им путь и не по собственному произволу навязывать им смысл. Ибо осмеливающимся искажать и перетолковывать их угрожает великая опасность»[12].

Зачем же ввергать людей в эту великую опасность и пучину невежества? Зачем порабощать их страсти любопытства и вводить в непростительный грех?

Святитель Иоанн Златоуст свидетельствует, что «для понимания Священного Писания нужна не человеческая мудрость, но откровение Духа, чтобы мы, узнав истинный смысл написанного, могли получить великую пользу»[13]. В церковном Предании есть рассказ про одного старца высокой духовной жизни, который, несмотря на то, что не имел образования, мог удивительно глубоко толковать Писание. Однажды любопытствующие посетители, задав ему вопрос о стихе из книги Бытия, подсмотрели за ним и увидели, что старец, удалившись, стал молиться, и Бог дал ему возможность у самого пророка Моисея прояснить интересовавший вопрос.

В древние времена монахи-отшельники оставляли свои кельи и отправлялись в далекое путешествие по пустыне, страдая днем от зноя, а ночью от холода, подвергая свою жизнь немалой опасности от диких зверей и разбойников, – и все ради того, чтобы навестить просвещенного Богом человека и спросить у него, как понимать то или иное место Писания. Даже ради толкования всего одного стиха предпринимали монахи такие путешествия! А благочестивые миряне отправляли письма тем же святым отцам, чтобы только спросить толкование того или иного стиха. В то время написать и отправить письмо было делом не столь простым, как сейчас: нужно было потратить немало денег и ждать ответа весьма долго. Но люди все равно писали, и многие из сохранившихся писем-ответов преподобных Исидора Пелусиота, Нила Синайского, Варсонофия Великого представляют собой как раз ответы с толкованиями разных библейских мест. Как же не догадались эти монахи, что и сидя у себя в келье они могли бы запросто сами истолковать заинтересовавший их отрывок? Как не догадались эти миряне сэкономить на писцах и гонцах и, сев в круг, поделиться «своим опытом, мыслями и чувствами, которые вызвал евангельский текст»?

Три тысячи лет назад два человека посетовали святому: «Нам виделись сны, а истолковать их некому. Иосиф сказал им: не от Бога ли истолкования?» (Быт. 40: 8). Не диво ли, как изменились люди? Эти древние египтяне даже собственные сны не решались толковать самостоятельно, а ныне люди не то что сны – а само слово Божие не стесняются толковать произвольно и других учить тому же, позабыв, «что никакого пророчества в Писании нельзя разрешить самому собою. Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым» (2 Пет. 1: 20–21).

И ведь не только в глубокой древности благочестивые христиане имели правило не доверять своим мыслям при чтении Писания, но обращаться за толкованием к богомудрым отцам, движимым Духом Святым. Один из новых русских святых, святитель Феофан Затворник пишет, что «надо найти человека, который стоял бы на той ступени жизни и ведения, о которой идет речь в трудном для нас Писании, и он растолкует все без усилий, потому что духовный кругозор на каждой ступени свой. Стоящий на низшей ступени не все видит, что видит стоящий на высшей, и может только гадать о том. Если непонятное для нас Писание касается предметов высшей ступени, а встреченный нами толкователь стоит на низшей, он не разъяснит всего как следует, а будет все применять к своему кругозору, и мысль останется для нас по-прежнему темной. Надо удивляться, как берутся толковать о предметах Писания люди, совсем чуждые той области, к которой принадлежит тема. И выходит у них все не как следует, хотя возноситься своими толкованиями они не забывают»[14].

Много ли в наше время известно людей, которые достигли такой высокой ступени богообщения, что могут вопросить у Бога, и Он непосредственно ответит им? Поскольку найти такого человека среди ныне живущих нелегко, Церковь в том самом 19-м правиле и предписывает нам держаться толкований древних святых, которые уже стали частью Священного Предания. Таким образом, они оказываются для нас «предшественниками и путеводителями» в понимании истинного смысла Писания.

В свете всего этого разве не очевидно, что предлагаемая методика, которая сводится к принципу: «понимай Писание как вздумается, и никто тебе не указ», прямо противна православному святоотеческому подходу? Разве не от протестантского «sola scriptura» эта методика идет и не к нему ли приводит?

Защитники указанной методики говорят, помимо прочего, что традиционная церковная форма изучения Писания «один говорит – другие слушают» для современного человека является скучной, а такая форма кружка, где каждому дают высказаться и поучаствовать «на равных», гораздо больше привлекает людей. Действительно, лекционная манера ведения более трудна для восприятия, чем формы, построенные на диалоге и участии каждого присутствующего. Но эта проблема решаема и без того, чтобы отказываться от церковного понимания Писания.

С одной стороны, есть способы оживить традиционную форму библейских бесед; так, кто-то поощряет вопросы из зала во время беседы, а кто-то, как отец Даниил Сысоев, сам задает слушателям вопросы по ходу беседы. Через все это вносится элемент диалога и удерживается внимание слушателей. Еще один священник широко использует разнообразные материалы; например, при толковании мест Писания о страдании Христа пускает по рядам шип от терновника того типа, из которого, по преданию, сплели мучители венец для Христа, и люди, получив возможность лично осязать этот шип, гораздо глубже переживают обсуждаемый текст. Этот же священник показывает и отрывки документальных фильмов о тех местах, в которых происходили события в толкуемом стихе Писания.

С другой стороны, есть и такие формы ведения библейских кружков, где все построено на святоотеческом толковании Писания. Например, участники – как правило, самые активные – заранее распределяют между собой те стихи, которые будут изучать на следующей встрече, и каждый готовится по святым отцам, а уже во время собрания группы рассказывает другим участникам то, что узнал от святых. Поэтому, собственно, вопрос, вынесенный в заголовок статьи г-жи Пучковой, некорректен. «Запрещает ли 19-е правило Трулльского Собора евангельские кружки?» Правило запрещает произвольно толковать Писание и предписывает следовать толкованиям святых. Те евангельские кружки, которые построены на принципе произвольного толкования, безусловно, подпадают под это правило и, по слову святителя Феофана, подпадают под анафемы, адресованные нарушителям церковных правил. А те кружки, где Писание изучается на основании святых отцов, нарушением этого правила не являются.

Хотелось бы подчеркнуть: я не против самих по себе кружков для мирян, во время которых участники «делятся своим опытом, мыслями и чувствами». Думаю, такие кружки могли бы принести пользу, если бы на них, например, каждый участник рассказывал о своем пути к вере, о душеполезных встречах и назидательных историях из жизни. Пусть каждый выскажется и будет услышан. Но не надо такие посиделки маскировать под изучение Библии. Потому что слово Божие – это не набор пластилина с надписью «Лепи что хочешь».

Протестантский библейский кружок
Протестантский библейский кружок
Есть и еще одно немаловажное обстоятельство. Обсуждаемая методика евангельских кружков предписывает участникам вслушиваться в то, что говорят другие с целью «вслушиваться в то, что Бог говорит через этого человека». А поскольку на этих кружках «все равны», то это предписание означает предложение каждому участнику поверить: когда доходит до него очередь «говорить все, что приходит на сердце», то через него вещает Сам Бог. Если мы вспомним, что эти кружки предлагаются как форма миссионерской и катехизической работы, то есть нацелены на людей, только делающих первые шаги к Церкви, то приходится признать, что данная методика развивает в них гордость и подталкивает к прелести. Грешно учить людей воспринимать Священное Писание как сырье для творческого самовыражения, и грешно людям новоначальным, еще не очистившимся от страстей, внушать мысль, что Бог говорит через них, тогда как в действительности из их уст выходят лишь суетные мудрования помраченного грехами ума.

Как человек, имеющий опыт ведения библейских бесед, добавлю еще, что грешно людей, интересующихся Писанием, лишать глубины премудрости, сокрытой в святоотеческих толкованиях. Всякий раз, готовясь к беседе и вчитываясь в творения святых, я изумлялся, насколько глубоко понимали они интересующий меня текст Писания! Сам бы я не додумался до того, что они писали, даже если бы сто лет размышлял над этим текстом. Святоотеческие толкования не сковывают нас, а открывают истину и возносят наш ум к Богу. А в обсуждаемой методике, к сожалению, святые отцы не просто не используются, но даже запрещены. Поскольку если кто-то из участников захочет зачитать то, что про разбираемый отрывок говорил кто-либо из святых, то ему сразу напомнят правило: «Без ссылок и цитат».

Г-жа Пучкова приводит в своей работе толкование епископа Никодима (Милоша) на 19-е правило V–VI Вселенского Собора, но почему-то опускает из него как раз то, что непосредственно относится к обсуждаемой теме. А именно слова: «Пункт, согласно которому проповедник должен толковать Священное Писание в духе святых отцов, то есть Вселенской Церкви, есть одно из основных предписаний Православной Церкви. “Веруем, – говорится во 2-м члене послания восточных патриархов, – что Божественное и Священное Писание внушено Богом, посему мы должны верить ему беспрекословно, и притом не как-нибудь по-своему, но именно так, как изъяснила и передала оное Кафолическая Церковь… Иначе, если бы всякий ежедневно стал изъяснять Писание по-своему, то Кафолическая Церковь не пребыла бы, по благодати Христовой, доныне такою Церковью, которая, будучи единомысленна по вере, верует всегда одинаково и непоколебимо, но разделилась бы на бесчисленные части, подверглась бы ересям, а вместе с тем перестала бы быть Церковью святою, столпом и утверждением истины”».

Собственно, пример протестантов и свидетельствует об истинности этих слов. Все они толкуют слово Божие «без ссылок и цитат», основываясь лишь на «своем опыте, мыслях и чувствах», и в результате не перестают дробиться на все новые «деноминации».

Святой Николай Японский говорил протестантам: «Вы понимаете слово Божие так, другой иначе, третий, четвертый – еще иначе и т. д. Все вы видите в слове Божием уже не Господа Бога, а ваше собственное разумение, и все тем более стоите за свое… свое роднее. Вот вам и секты. У нас не так. Кроме Священного Писания мы имеем еще Священное Предание, то есть живой глас Церкви от времен апостольских доныне и во все века… Если мы чего не понимаем в Писании, мы спрашиваем у Церкви, как это должно понимать, то есть как это понимают ученики апостолов, ученики учеников их и т. д. Это и делает нас свободными от заблуждений, по слову Спасителя: “Истина свободит вы”. Вы же, напротив, в оковах самомнений или сомнений, недоумений, исканий… несчастное состояние!»[15]

Остается совершенно непонятным, зачем в это несчастное состояние ввергать тех, кто приходит в Православную Церковь для изучения слова Божия? И притом делать это под видом миссионерской и катехизаторской работы? Ведь задача и миссионера, и катехизатора – помочь человеку подчинить свой ум истине, а не научить его плыть по волнам собственного мудрования. С таким душевредным плаванием всякий человек неплохо справляется и сам, безо всяких кружков.

Можно надеяться, что обсуждаемая методика «евангельских кружков» возникла не по злонамеренности, а от незнания сокровищницы святоотеческих толкований. Дай Бог, чтобы, познакомившись с этим драгоценным наследием, сами авторы этой методики обратились бы к традиционным для Церкви формам изучения Писания, а обсуждаемая методика не навязывалась бы в приходской деятельности, поскольку идет вразрез с православной традицией.

[1] Иоанн Златоуст, святитель. Беседы на Евангелие от Иоанна. 59, 2.

[2] Иоанн Златоуст, святитель. Беседы на книгу Бытия. 29, 1.

[3] http://www.bogoslov.ru/text/2860214.html.

[4] См.: Иероним Стридонский, блаженный. Письмо к Павлину об изучении Священного Писания.

[5] См.: Иларион (Троицкий), священномученик. Священное Писание и Церковь.

[6] Феофан Затворник, святитель. Ум православный и ум немецкий // Домашняя беседа. 1869. Вып. 40. С. 1023–1024.

[7] См.: Игнатий (Брянчанинов), святитель. Аскетические опыты. Т. 1. О чтении Евангелия.

[8] См.: Николай Японский, святитель. Дневники. Запись от 15 января 1897 г.

[9] Отечник, собранный епископом Игнатием (Брянчаниновым). СПб., 1903. С. 184.

[10] Исидор Пелусиот, святой. Творения. М., 1860. Ч. 2. С. 39.

[11] Там же. Ч. 3. С. 336.

[12] Там же. Ч. 2. С. 309.

[13] Иоанн Златоуст, святитель. Творения. СПб., 1898. Т. 4. С. 188.

[14] Феофан Говоров, епископ. Мысли на каждый день года по церковным чтениям из слова Божия. М., 1890. С. 121–122.

[15] См.: Николай Японский, святитель. Дневники. Запись от 12 сентября 1895 г.

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • В четверг — лучшие тематические подборки, истории читателей портала, новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Смотри также
Исследуйте Писание Исследуйте Писание
Протоиерей Андрей Ткачев
Мы ежедневно прочитываем изрядное количество текстов. Реклама, объявления, телеафиши, поваренные рецепты… Даже не читая собственно книг, мы все равно многое читаем на протяжении дня. Так почему же крещеные люди, умеющие читать, не читают ежедневно Писание? Я этим хочу сказать о том, что у нас нет оправдания. Наше невежество в Законе Господнем, наша временами совершенная отчужденность от жизни в Завете есть плод только нашей вины и нашего неразумия.
О Священном Писании и Священном Предании О Священном Писании и Священном Предании
Юрий Максимов
О Священном Писании и Священном Предании О Священном Писании и Священном Предании
Юрий Максимов
Чтобы не подвергнуться заблуждению и ошибкам при чтении Священного Писания, хорошо, кроме молитвы, также следовать совету блаженного Иеронима, говорившего, что «в рассуждении о Священных Писаниях нельзя идти без предшественника и путеводителя». Такого путеводителя православные находят, обращаясь к Священному Преданию.
Допустимо ли толковать Священное Писание, не имея специального образования? Допустимо ли толковать Священное Писание, не имея специального образования?
Иеромонах Иов (Гумеров)
Посещая религиозные сайты, сталкиваюсь с тем, что многие бойко толкуют Библию и занимаются богословскими объяснениями, не имея никакого специального образования. Насколько это допустимо?
Может ли Священное Предание Православной Церкви ошибаться? Может ли Священное Предание Православной Церкви ошибаться?
Иеромонах Иов (Гумеров)
Могут ли в Священное Предание Православной Церкви вкрасться ошибки? Может ли оно противоречить Библии? Должно ли Священное Предание являться таким же авторитетом для нас, как и сама Библия? Почему?
Комментарии
Владимир 3 ноября 2015, 10:00
Спаси нас всех Христос!!!
Alexander Lelekov 5 марта 2015, 07:00
Тут есть нюанс. На Писании мы должны научаться. Чтобы научение прошло эффективно, надо заставить человека как минимум повторить ту идею, что ему пытаются донести, как максимум - заставить его сделать упражнения на освоение темы. Иначе - не освоит, идея не войдет в его жизнь. Автор говорит верно, что надо обучаться на комментариях (Иоанн Златоуст!) и читать первоисточники - Библию. Но - надо чтобы люди как-то попытались приложить идею к своей жизни, смоделировали ситуации, нашли их аналоги. Здесь, в этой части (освоение) разговор, высказывание мнений ИМХО необходимо. ИМХО порядок проведеняи кружка может выглядеть так: 0. Молитва 1. Чтение Библии 2. Изучение комментариев 3. Освоение 4. Еще раз чтение Библии 5. Чай. Пп. 1 и 2 могут меняться местами, п.5 - обязателен.
Татьяна 5 апреля 2013, 11:00
Хочется здесь, в комментариях, напомнить про статью отца Андрея Ткачука "Все ли сказали святые отцы?", опубликованной на этом же сайте полгода назад: http://www.pravoslavie.ru/put/54737.htm Если Софья Пучкова заблуждается, то и отец Андрей заблуждается, потому что тоже говорит о том, что надо различать догматику и этос. Может быть, тогда лучше полемизировать с ним, как с человеком более известным?
Анна30 марта 2013, 15:00
Братья и сестры, что же это мы и правда все друг друга "по рукам бьём"... Увидел, что брат твой споткнулся на своем пути - помоги подняться и подскажи как лучше продолжить путь. Но с любовью, а не с розгами. Спаси всех Господь!
диакон Георгий Максимов29 марта 2013, 20:00
Марине: Вы пишете: "в нашей православной общине есть такой кружок. хочу сразу сказать,что никто своевольно ничего не толкует. Все молятся,во время встречи, потом делятся переживаниями,пониманием того отрывка из Евангелия,который читался на Литургии" Вы даже не замечаете при этом, что утверждаете две взаимоисключающих вещи. Если все "делятся своим пониманием евангельского отрывка", то это и означает, что каждый своевольно толкует. Марии и Вячеславу: Ответ на указанную Вами критику В. Стрелова Вы можете почитать здесь: http://orthojournal.ru/ru/biblioteka/item/77-otvet-v-strelovu-o-tolkovanii-pisaniya-i-evangelskikh-kruzhkakh А ответ патролога Киприана Шахбазяна на высказывания А. Десницкого (которые, впрочем, опровергаются и материалами той статьи, к которой Вы оставили этот комментарий) можете прочитать здесь: http://kiprian-sh.livejournal.com/160112.html http://kiprian-sh.livejournal.com/161606.html
диакон Георгий Максимов29 марта 2013, 20:00
Вадиму Бондаренко: Вы пишете: "А что можно ответить на возражение "А ведь посреди нас Христос!" вот таких людей?" Можно напомнить им Мф. 16:6-12. Апостолов было даже больше, чем двое или трое, и Христос был посреди них, однако когда они стали толковать Его слова, то допустили ошибочное толкование. Если даже с апостолами это произошло, то что говорить про таких людей? Марии: Вы утрируете: "Самое лучшее - это вообще запретить мирянам чтение Писания... - ишь что развели. Библию они тут, видите ли, изучают, мнения свои смеют высказывать - неправославно". Вам хочется представить, будто эти кружки "растолкуй сам" - луч света в темном царстве, что будто только их устроители изучают Писание, и никакой альтернативы нет. Ничего подобного! Во многих храмах изучают Писание с опорой на святых отцов, и люди там очень рады и гораздо лучше знают и Писание и Предание Церкви, чем на кружках-туосквах, где не слово Божие стараются понять, а свои "мысли и чувства" излить по этому поводу, чтобы "себя показать и других посмотреть".
диакон Георгий Максимов29 марта 2013, 19:00
Дмитрию (2013-03-13 10:25): Жаль, что на своих братьев и сестер Вы смотрите свысока. Глядя на них, Вы видите "вместо веры-суеверие, вместо жизни-канон или обряд, вместо живого интереса и осмысления-слепое подражание кому-то". Это Вас на кружке так научили? На Ваш вопрос: "а как быть со всем этим?" отвечу: вспомните притчу про пчелу и муху, что они увидели на поле, и будьте пчелой, а не мухой. И к чему все эти штампы двадцатилетней давности про злых бабок, которые дескать выгоняют за брюки и помаду? Кто и где выгоняет? Максимум, замечание сделает кто-то. Один мой знакомый как-то пожаловался старцу на бабок, которые его раздражали своими замечаниями, а старец сказал: "Если бы не эти бабки, ты бы никогда не понял, каков ты на самом деле". И этот человек себя стал исправлять, и больше никто замечаний ему не делал. Вы противопоставляете жизни - канон и обряд, хотя обряд - это то, в чем выражается религиозная жизнь, а канон - русло, проложенное для нее Богом. Вы говорите, что Церковь неким "инициативным верующим" "бьет по рукам правилами". Но Церковь - это "столп и утверждение истины" (1Тим 3:15), "Тело Христово" (Кол. 1:24), если она и впрямь кому-то "бьет по рукам", то, может быть, руки этих верующих заняты не тем, чем надо? Вы бы тоже задумалсь над этим и над тем, "в вере ли вы?" (2Кор. 13:5).
Мак Сим20 марта 2013, 16:00
Согласен. Писание - бездонный источник, как Вы и сказали. Но! И меч обоюдоострый. "Проповедовать по Писанию и толковать в его пределах" должны кто? Чижики-неофиты вроде меня? Нет! Священники. На которых через таинство возложена власть и главное - Ответственность за каждое слово. Отсюда и вытекает форма кружка - урок, лекция. Пусть с элементами диалога, живыми примерами, рассуждениями, но в русле, направляемом ответственным и компетентным наставником. Не просто знающим, а обладающим достаточным жизненным и духовным опытом. А использование Писания в качестве вешалки для своих измышлений - прямой путь к сектантству (увы, наелся, говорю по опыту). Извиняюсь, конечно, но уж больно мне эти новшества насаждаемую в школах систему 2000 напоминает. Второклассник Петя только узнал, что трижды три девять, а его уже просят высказывать своё "просвещённое" мнение о математике в целом..
Вячеслав19 марта 2013, 20:00
Продолжение цитаты : "Наконец, это правило совершенно справедливо ставит толкование Писания в зависимость от цели, контекста, аудитории: здесь речь идет о проповеди в храме, соответственно, о духовном и нравственном толковании. Оно, действительно, не меняется с течением времени – но разве возможно только оно? Разве Писание – не бездонный источник, из которого каждое новое поколение черпает ответы на свои собственные вопросы? Сказать, что любые ответы даны были десять-пятнадцать веков назад, и с тех пор ничего не добавилось и добавиться не могло, означает, по сути, заявить: Православие было живо когда-то, а теперь перед нами его мумия, которую мы должны тщательно оберегать, да и только.Сегодня часто можно услышать ссылки на consensus patrum, единогласное мнение отцов… но только говорят о нем в основном те, кто с отцами знакомился по краткому сборнику цитат. Если собрать все вопросы, по которым все отцы высказывались единогласно, у нас получится примерно Символ веры. Всё дальнейшее уже будет предметом спора..." http://www.nsad.ru/articles/zapretil-li-6-j-vselenskij-sobor-issledovat-pisanie
Вячеслав19 марта 2013, 20:00
"Запретил ли 6-й Вселенский собор исследовать Писание?"Все, что нужно, о Писании уже сказали отцы Церкви, а мы, православные, обязаны просто повторять за ними, чтобы не впасть в ересь. Такое мнение встречается часто. Можно ли исследовать Писания и как, размышляет библеист Андрей ДЕСНИЦКИЙ. 19 е правило ? - Что же здесь сказано? Да очень просто: священники должны постоянно проповедовать в храмах, особенно по воскресным дням, и проповедовать по Писанию, и толковать его в пределах, положенных отцами, чтобы никакой «отсебятины». Не видел, кстати, что об этом правиле напоминали тем, к кому оно обращено, к священникам, которые или вовсе не проповедуют, или избирают совсем иные сюжеты – а жаль. В то же время из этого правила никак не следует ни запрет на самостоятельный анализ текста, ни предписание ограничиться повтором или пересказом того, что уже было сказано отцами (хотя нередко так это правило и толкуют), хотя бы уже потому, что отцы – понятие широкое и расплывчатое; далеко не все вопросы ими были рассмотрены и далеко не все из рассмотренных решались единогласно. Сколько раз мне доводилось убеждаться, что на ключевые, казалось бы, вопросы (например, что такое «дерево познания добра и зла» из книги Бытия) у отцов нет общепринятого мнения, да и вообще они нередко выражаются они с крайней степенью неуверенности, добавляя: «одни считают так, другие – иначе, но не это тут главное» http://www.nsad.ru/articles/zapretil-li-6-j-vselenskij-sobor-issledovat-pisanie
Мак Сим19 марта 2013, 05:00
Вячеслав, ее опыт скорее свидетельствует о преднамеренности подобной либерализации. Православию чужды такие формы обучения. Одно правило "без цитат и проповедей" чего стоит. Это же чистой воды квакерское "общение в духе молитвы" получается. Сидят и размышляют о Писании в кружочке, что кому на ум пришло. Автор абсолютно прав. И тот факт, что г-жа Пучкова обладает обширным багажом знаний святоотеческих трудов, говорит не в ее пользу. Не может грамотный в этом вопросе человек не знать, чем для православия оборачивались вольности трактовок и либерализм от начала Церкви и до наших дней. Очень опасна подмена духовного душевным...
Алексей19 марта 2013, 03:00
Стрелов и Компания продолжают свою черную работу. Мало того прикрываясь учеными степенями и дисертациями! Не дает все таки покоя Православная Вера модернистам! Так и тянет их "модеруть её по своему чину". Все это не так безобидно как кажется некотрым новоначальным о чем и пишет о. Георгий! Кто сомневается что это не шутки сходите сюда http://mission-center.com/ru/pravoslavnie-novosti/3-mission-news/9351-news-o-somnitel-metod-na-epar-miss-kursah почитайте "показания очевидцев"
Владислав16 марта 2013, 09:00
"Можно надеяться, что обсуждаемая методика «евангельских кружков» возникла не по злонамеренности, а от незнания сокровищницы святоотеческих толкований." Надеяться конечно можно, но наверное неплохо бы и разобраться кто за этим стоит и какие цели преследует.
Вячеслав15 марта 2013, 20:00
Из статьи Владимира Стрелова (цитата): "1. Автор считает себя вправе говорить о своих оппонентах как о детях, которые из пластилина "лепят, что хочешь", которые воспринимают Писание как "сырье для творческого самовыражения". Что он скажет на то, что г-жа Пучкова, которую он критикует, являлась одной их самых одаренных выпускниц кафедры теологии РГСУ, писала диплом у преподавателя патрологии священника Андрея Рахновского, и отцов читать действительно любит, и к Писанию относится с благоговением (это, конечно, мое суждение, оно просто основано на личном знакомстве с Софьей и не может быть подтверждено святоотеческими цитатами, увы...)? (...) 2. Поскольку автор игнорирует целые пласты опыта, он с легкостью позволяет себе фантазировать (или, выражаясь языком свт. Игнатия, иметь мнение) о том, что все, кто с ним не согласны, будут ввергнуты в опасность и пучину невежества. Нагнетание страхов - типичный сектантский прием, хотя некоторые православные вполне ввели его в свой обиход. Но, как легко убедиться, невежество демонстрируют как раз те, кто Писание не читает и никак не размышляет над ним, а те, кто читали Писание в РСХД, становились святыми, да и у владыки Антония в епархии люди отнюдь не невежественны. 3. Все фотографии подписаны - протестантский кружок. Таким образом сознательно бросается тень на тех, с кем автор полемизирует. Насколько это нравственно - судить читателям."
Мак сим15 марта 2013, 13:00
Не в бровь, а в глаз! Все верно. Разруха не в кружках, разруха в головах людей. И правильно, что катехизацию надо начинать не с рассусоливаний, а с азов. Установить сначала камень в основание. Пока до каждого не дойдет, что вера и религия как лекарство от смертельной болезни должны быть СПАСИТЕЛЬНЫМИ, а не удобными, полезными или приятными, цена ошибки при выборе - смерть, не зубную пасту ж выбираете. Объснить, что в храм приходят к Богу, покаяться и в таинстве причастия стать с Ним и всей Церковью единым телом Христовым, которое Он призовет и воскресит. Страшно должно быть отпасть и не услышать: "Лазарь, выйди вон". И с толкованями то же! Готовясь к суду, где решится ваша жизнь, кто рискнет отвергнуть комментарии и возьмется сам толковать УК РФ без юриста? И сильное лекарство от смертельной болезни кто рискнет назначать себе сам? Не надо изобретать велосипед, православие - это сокровищница, жизни не хватит постичь глубину и удивительную целостность всех толкований. Просто придите и пейте из источника... нет, самость, гордыня...
Александр15 марта 2013, 12:00
"участники, зачитав отрывок Писания, «делятся своим опытом, мыслями и чувствами, которые вызвал евангельский текст», причем в этих кружках действует «правило “не проповедовать”, которое запрещает кому-либо из участников поучать других, как они должны видеть тот или иной отрывок»" Вот уж поле деятельности для бесов, которые хотят ввести в заблуждение новоначальных: "Глубоко море Писания и не безбедственно носится по нему ум безмолвника: опасно плавать в одежде, и касаться Богословия страстному", "Между нечистыми духами есть и такие, которые в начале нашей духовной жизни толкуют нам Божественные Писания. Они обыкновенно делают это в сердцах тщеславных, и еще более, в обученных внешним наука, чтобы, обольщая их мало-помалу, ввергнуть наконец в ереси и хулы. Мы можем узнавать сие бесовское богословие, или, лучше сказать, богоборство, по смущению, по нестройной и нечистой радости, которая бывает в душе во время сих толкований" (св. Иоанн "Лествица" 26-151).
Юлия15 марта 2013, 11:00
Спаси Господи! Правильная статья и очень своевременная
Олег15 марта 2013, 09:00
Вспомнились слова Господа..."Но Сын Человеческий ,придя,найдет ли веру на земле?"
Света14 марта 2013, 17:00
Спасибо за статью и за комментарии! Я хочу поделиться историей своей жизни. В свое время я отчаянно искала верующих людей, пыталась понять смысл церковных служб. И через несколько месяцев после того, как я поездила в монастырь и побывала в разных храмах Москвы, попала на группу изучения Евангелия при храме. Для меня открылась новая глубокая жизнь. Именно на этой группе я прошла глубокую катехизацию. Я перестала считать грехом красить ресницы, я стала не просто бубнить утренние и вечерние молитвы, но вдумываться в смысл молитв. Пост для меня стал не просто отказом от мяса, но временем борьбы со своими слабостями, страстями, со своей необузданной гневной реакцией, обвинениями и самомнением. Именно читая Евангелие в группе я наставлялась, Слово меня обличало и поддерживало. Люди в группе вдохновляли и помогали мне служить талантами Богу и людям. Я ходила в детские дома, к студентам, в тюрьму, помогала бездомным. Мое отношение к родителем стало теплее. И сама я стала терпимее с близкими. Я бы не делала всего этого, если бы не читала Евангелие в группе. Спасибо, что уделили внимание моему комментарию! Божией помощи всем!
Максим14 марта 2013, 16:00
Слава Богу.Благодарю Вас отец Георгий.Все кто хочет помолитесь о здравии и спасении раба Божьего Максима.
Мария14 марта 2013, 13:00
http://nasledie-college.ru/forum/viewtopic.php?f=10&t=107&p=271#p270
Василий14 марта 2013, 10:00
Полностью согласен с Дмитрием (2013-03-13, 10:25).
Евгений14 марта 2013, 09:00
хотел оставить какой-то умный комментарий на эту публикацию, а в голову приходят только слова благодарности диакону Георгию за своевременное изучение и пояснения существующей проблемы при чтении и толкования Святого Писания мною (мирянином) Спаси Господи
Рустик14 марта 2013, 09:00
Правильная статья. Тот способ, что критикует автор, распространен в разного рода протестантских кругах. У нас же есть великий опыт Святых Отцов по толкованию Св. Писания (например, творение блаж. Феофилакта Болгарского). Изучение Св.Писания на приходах можно было бы проводить в такой форме. Священник зачитывает мирянам отрывок из Священного Писания, объясняет его с позиций Церкви, затем миряне могут задать вопросы о непонятных им местах. После занятий можно было бы организовывать чаепитие, где миряне получали от духовенства ответы на интересующие их вопросы. Это и общение, и катехизация, и сплочение прихода. Не надо придумывать велосипед. Есть уже такой опыт на приходах, в виде воскресных школ для взрослых и т.д. Вот его и надо использовать
Елена М14 марта 2013, 06:00
Не так давно на мой домашний телефон мне позвонила некая дама. Сначала я подумала, что это некий социалогический опрос, но по мере продолжения разговора я усомнилась в этом и на прямую задала вопрос кто она и с какой целью звонит и она раскрылась, что она из секты свидетелей Иговых и уже начала открыто восхволять свою секту, уверяя что у них самая добрая и самая милосердная (именно по-настоящему милосердная!) религия. Но я ей сказала, что я не признаю никаких компаний, которые пытаются объединить вокруг себя людей и преподавать им свое учение, у меня есть церковь - захотела услышать слово Божие - пошла в церковь, постояла на службе, послушала чтения из Писаний, проповедь, а дальше домой переваривать услышанное. Но она мне возразила, мол, даже Христос собирал вокруг себя учеников, вот , мол, и мы следуя ему, собираем вокруг себя людей, чтобы нести им доброе, светлое, вечное. На что я заявила ей,что их попытка сравнивать себя с Христом просто изумляет меня по своей наглости. После чего дама просто повесила трубку.Каждый из нас, действительно, находится на своем уровне духовного развития и сам должен пройти определенный путь, чтобы подняться и Бог ему в помощь - каждому из нас.
Елена М14 марта 2013, 06:00
"Был в моей церковной жизни эпизод, когда я, находясь в затруднительной ситуации, вдруг прочел отрывок Писания, и он меня потряс – казалось, это прямое указание, касающееся моей ситуации, как надо поступить. Все выглядело настолько очевидным, что у меня даже тени сомнения не закралось. Я поступил так, как, мне казалось, подсказывает Писание – и в результате впал в такие беды, что больше года пришлось расхлебывать последствия, и я едва выпутался из них." Простите пожалуйста, но Вы здесь о бедах земной жизни говорите?Я так понимаю, что о последствиях и бедах Вашей земной жизни? А, может быть, просто Вам было необходимо получить именно данный опыт земной жизни, потому Вас и направили на тот путь, который Вы, считаете, что выбрали по ошибочно понятому Вами написанному в Писании? Вы сделали свой выбор согласно Писанию, как Вы пишите.Но, если это так, то, я думаю, что это неспроста, этот жизненный опыт был дан Вам с определенным смыслом.Я ни коим образом не навязываю Вам свое мнение, просто решила поделиться с Вами своими мыслями по этому поводу.А для высказывания своего мнения, на мой взглад, достаточно возможности писать вот так в интернете, без всяких кружков, тем более сект.
Марина14 марта 2013, 04:00
в нашей православной общине есть такой кружок. хочу сразу сказать,что никто своевольно ничего не толкует. Все молятся,во время встречи, потом делятся переживаниями,пониманием того отрывка из Евангелия,который читался на Литургии. Опытный ведущий -катехизатор,останавливает ,объясняет,если есть "кривизна какая" или возникает базар и.т.д. все молятся опять. искренность побуждает к открытию сердец. На таких встречах я стала лучше знать Евангелие. я возвращаюсь снова и снова к некоторым притчам,к примеру, отрывкам из Евангелия, раскрывая более глубокий смысл. Понимание и изучение Евангелия меняет мою духовную жизнь помогает видеть новые проблемы моего характера, ведет к изменению моих греховных черт. Допускаю ,что перекосы бывают во всех начинаниях, и может где-то это проходит не так как у нас. Но ,такие Евангельские, молитвенные встречи надо развивать, лни помогают быть активным христианином,идущим по Пути к Богу, а не захожанином в Храм или каким обрядоверцем.
Димитрий14 марта 2013, 01:00
В этих кружках такой междусобойчик. Как здорово что все мы здесь сегодня собрались...душевненько
Татьяна13 марта 2013, 23:00
"Потому что такие люди ищут легкого пути, а не истину! Каждый сам выбирает, к чему стремиться: ко Христу или к дьяволу. Те, кто идут в секты, руководствуются лишь своими земными желаниями: ищут какую-то абстрактную любовь, свободу - в головах полная мешанина. Хотят быстро стать верующими, правильными, не прикладывая ни умственных, ни душевных усилий" Когда я читаю такие комментарии, я задумываюсь, не осуждение ли это? Кто дал нам право судить, почему тот или иной человек пошел в секту? Разве мы Бог-Сердцеведец? Макарий Египетский даже яыческого жреца назвал трудолюбцем. И тот обратился к Богу, увидев его любовь и неосуждение. А тут мы говорим о людях, которые принимают христианство, принимают Христа - но не в Православии, а у протестантов - и говорим с таким осуждением. Чего мы ищем в других - мёда или чего-то другого?
Елена13 марта 2013, 23:00
На мой взгляд, 19 правило подразумевает, что в толкованиях нельзя заходить за границы догматики, очерченные святыми отцами. Это было время борьбы с ересями. Были толкования, которые уводили в сторону от православия (отрицающие реальность Боговоплощения, Троицу). Сейчас уже другая ситуация, догматика определилась, все православные исповедуют веру отцов. Если ты внутри традиции, то Писание тебе открывает и озвучивает голос именно традиции, тех же святых отцов применительно к твоему насущному состоянию. У меня есть опыт чтения Писания в евангельских группах. Изучаю святых отцов, учусь в православном институте. Одно другое дополняет. Это изначально разное но тут не альтернатива, а согласие. Все ценно. У святых отцов духовное вИдение, у них именно толкования. Это не значит, что Писание не может лично тебе открыть что-то, нужное именно для тебя. Пусть ты пока и находишься в ограниченных границах буквального понимания Христовых заповедей, но это очень ценно и важно - слышать Слово, обращенное лично к тебе, размышлять о смыслах... Простите.
Валерий Ефимов13 марта 2013, 22:00
Дмитрий! А Вы задумайтесь, почему в солидных компаниях есть и подчинение с субординацией, и корпоративная этика, и дресс-код? И ещё много чего! И уж коли в в созданной человеком системе (фирме)- масса правил, различных ограничений и условностей, то тем паче в установленной самим Господом системе (Церкви) просто обязаны быть определённые правила и ограничения! Наше "сложное время" и "сложное общество" разумеется должны учитываться и священниками и самими нами - именно в неукоснительном соблюдении Православных догматов и Богоустановленных правил, указанных как в Священном Писании, так и в Священном Предании! А то что люди "пачками бегут" к протестантам - громадное огорчение для всех Православных о погибающих братьях. Вывод из этого должен быть один - нельзя не то что на букву, ни на одну точку нельзя отступать от Правил и Канонов! Будьте здоровы.
Ирина Буддо13 марта 2013, 22:00
Согласна с о.Георгием в том методологическом аспекте, что хорошо, когда несколько членов кружка готовятся по святоотеческим толкованиям, у основного докладчика - священника могут быть со-докладчики, и, так сказать со-беседники, например, из числа обучающихся в различных духовных школах(их сейчас много), я думаю, и проповеди на Евангелия, например, вл.Антония Сурожского или свт.Иоанна Шаховского, известных современных миссионеров, священников можно использовать. И даже свой личный духовный опыт можно попытаться высказать, но все править святыми отцами и признанными авторитетами. Важно: уровень обсуждения. А что живое все должно быть, так это верно. Но если есть живая вера в сердцах участвующих, или хотя бы части, то все получится. Я из опыта говорю.
Лариса13 марта 2013, 21:00
Странно даже, что возникла такая проблема. Наши преподобные отцы - Сергий Радонежский, Серафим Саровский, оптинские старцы - все те, к кому народ валом валил - кружки организовывали? Да просто жили так, что люди после общения с ними становились ревностными христианами. К сожалению, все мы ищем легких путей, сладострастия даже в храме - чтобы все время по головке гладили, чтобы все было так... душевно. И еще. Наши святые прямо предупреждают, что обязательно нужно руководство в духовной жизни, что это путь трудный и опасный. А тут на тебе... вот вам горные вершины и смело вперед без проводника...
Мария из Москвы13 марта 2013, 20:00
Ну вот, ... тяп-ляп катехизация в одну беседу, кружки со скрытым протестантизмом, а некоторые почему-то считают, что "устарела" ектенья об оглашенных. В которой есть более чем актуальное прошение о них - диакон сам молится и призывает всех верных просить Бога,Который "огласит их словом истины, открыет им Евангелие правды..." Не праздные эти слова, а всем желающим чего-нибудь выкинуть - лучше оглашать нормально все приходящих, чтоб они тоже на службы ходили.
Наталия13 марта 2013, 20:00
Очень солидарна с основными положениями статьи. Прежде чем брать в руки Писание и пытаться понять тексты, важно послушать и почитать, как минимум проповеди на Евангельские отрывки. Это целая сокровищница. Потом важно знать и толькования. Слава богу, сейчас изданы основные токования: Феофилакт Болгарский, арх. аверкий и могие другие. Однако после всего прочитанного и прослушанного для меня совершенно необходимо ответить на вопрос: а меня лично, к чему призывает этот текст? Как я исполняю именно эту заповедь Евангелия в своей жизни? И тогда есть возможность осознать и понять ЧТО именно меня отделяет от жизни со Христом и в чем собственно мне каяться...
Кирилл13 марта 2013, 19:00
Хорошая статья, но немного мимо цели. Цель кружка - актуализация прочитанного в своей жизни, а не толкование взамен святоотеческого. Посмотрите, например, на портале "Азбука веры" - Содружество чтущих Священное Писание. Если возможно, то вот ссылка: http://azbyka.ru/forum/blog.php?u=14476 Сначала участники читают воскресное зачало с толкованиями святых отцов, а потом стараются применить прочитанное к своей жизни. Затем священник выкладывает видео со своим комментарием.
Мария13 марта 2013, 19:00
Самое лучшее - это вообще запретить мирянам чтение Писания. Хватит с них плохо слышимых и малопонятных отрывков на ЦСЯ ,которые читаются за богослужением. Вот тогда и наступит настоящее благочестие, а то - ишь что развели. Библию они тут, видите ли, изучают, мнения свои смеют высказывать - неправославно.
Андрей Васин13 марта 2013, 19:00
Это действительная проблема. С одной стороны не хватает общения прихожанам, а с другой вот такое, упомянутое общение, ведущее к возможно извращённому пониманию Святого Писания. Но, честно говоря, всё-таки очень хочется, чтобы Господь коснулся твоего сердца на молитве или когда читаешь Библию. Хочется живого общения с Ним, хотя конечно, кто мы такие, чтобы вот так, запросто. Да и кто похвалится чистотою своего сердца, чтобы Бога узрить? Спаси Господи!
Георгий13 марта 2013, 17:00
Вадиму. На подобные возражения можно предложить почитать о прелести у святителя Игнатия Брянчанинова. Очень впечатляюще написано. Т.к. подобные кружки и практики ведут именно к прелести. Но это можно посоветовать только тем, кто еще способен думать. Т.к. если человек уже "подсел" - разговры бесполезны, об этом знают все кто общался с сектантами, например.
Храмко Григорий13 марта 2013, 15:00
Вадиму Бондаренко "А ведь посреди нас Христос" -какая красивая прелесная к самому себе мысль, только ещё добавить просится " и в нас Христос" ай красота, сколько СЛАДОСТИ и РАДОСТИ. Где дух сокрушен? Где осознание своей греховности и вопль к СПАСИТЕЛЮ Христу. Вы уже спаслись?- КРАСОТА. Протестанство во всей своей КРАСЕ. "А ведь посреди нас Христос", учение Его ,Дух ЕГО в учении Его и на совести нашей,ВЫБОР ЗА НАМИ. Совесть-советует. Если кто обличает твою неправду "ударет-обличает по левой щеке, не отвернись от истины, подставь ему правую щёку под праведное порицание". Без притензий , просто по чести. А то такова можно натолковать: "и увечные и мёртвые ,воскреснит и будут радостна прыгать по земле, райский сад по всей земле" толкование от СВИДЕТЕЛЕЙ ИЕГОВЫ, ничего конечно что Бог "повторится" -зато СВОЁ толкавание, СВАЯ ПРАВДА, иш ты будем комута кланятся-заимствовать ,Сами растолкуем. Всяк кулик СВОЮ правду хвалит.
Анна13 марта 2013, 15:00
Почему ... люди бегут пачками в протестантские кружки и различные секты,т.к. там их принимают с радостью,и любовью,там им показывают простоту и доброту,а к большому сожалению из Православных Храмов выгоняют за брюки или помаду? Потому что такие люди ищут легкого пути, а не истину! Каждый сам выбирает, к чему стремиться: ко Христу или к дьяволу. Те, кто идут в секты, руководствуются лишь своими земными желаниями: ищут какую-то абстрактную любовь, свободу - в головах полная мешанина. Хотят быстро стать верующими, правильными, не прикладывая ни умственных, ни душевных усилий. Такие приходят в Православный храм и сталкиваются там с трудностями духовной брани, их это сразу же отпугивает. Ведь в наше время все привыкли пользоваться экспресс-методами, так сказать "в Царствие небесное за три урока"! А так не бывает. Кто из Святых смог достичь духовной высоты за день? Только избранные Апостолы по воле Бога. Остальным пришлось трудиться, терпеть и смиряться всю жизнь. Только благодаря ревностному хранению традиций, наше Церковь последняя еще сохраняет верность Христу и продолжает нестив мир истинное Слово Божье. Важно не количество верующих, а их качество. Задача священников не пачками народ в храм заманивать как в Пятерочку на распродажу, а спасать души. Те, кому нужно лишь внешнее проявление любви, которое им предлагает секта, остаются в итоге без квартиры и без штанов. Вот вам и любовь с добротой!
Марина13 марта 2013, 14:00
Статья своевременна. А Дмитрию хочу сказать одно - служба не вечеринка или весёлое собрание друзей в секте. И я раньше так рассуждала, пока не состоялось моё знакомство с трудами святых отцов. Только теперь я точно знаю, что вера нудится, каждый должен сам стремиться к этому. Замечательно, когда есть грамотные наставники, которые могут помочь и наставить на путь истинный. А в сектах пустота, натянутые и фальшивые улыбки, можно тусоваться с друзьями, но для души требуется больше. Ради интереса посетила несколько встреч со свидетелями Иеговы и мормонами (разница минимальна). Там нет того душевного спокойствия и умиротворения, которое получаешь от посещения храма. Вы просто попробуйте несколько минут тихо постоять, когда ещё не началась или закончилась служб, прислушайтесь к своим чувствам, это незабываемо…
Храмко Григорий13 марта 2013, 14:00
Толкование по всоей воле, вот вам плоды: Правосллавие-толкование святооттеческое, Каталичество,Протестантизм, и прочие Библейско-своенравные отпочкование. Каждый может выбрать по мере своей, хотя все говорят :- "Мы толкуем истинно" ,но истина она ОДНА и чем дальше от неё тем больше искожение. Кто-то стимулирует и финансова, изучение ПИСАНИЯ вкладывается в агитацию, для чего?,доверие тоже товар. На свободе своевольстве можно очень хорошо зарабатывать ,внедряют в общество идею талерантности к СТАСТЯМ: пьянству, разврату, насилию, безделию ,празности, ачнасти, намного легче производить и продавать непотребства, получать быструю прибыль, в больном страстном обществе, на Острой-страсти желания легко зарабатывать. Телевиденье оболванивает- мы продаём болванам, просто и эфективно, также в "бесплатных" кружках по изучению Библии. Пока стоим на Святоотеческом толковании СТОИМ НА КАМНЕ, на камне ПОКАЯНИЯ, камень который отвергли строители, и который Господь положил в фундамент спасения.
Сергей из Ростова13 марта 2013, 13:00
Спасибо за прекрасный текст! Вопрос действительно, очень сложный и неоднозначный. С одной стороны, кружки дают православным почувсвовать себя общиной, лучше узнать друг-друга. При этом, на собственном опыте изведано, что у новоначального есть жгучее и постоянное желание говорить о Боге! По с кем? На работе? С близкими? Например о себе - Глаза горят, суждения категоричны, хочется всех осуждать и поучать. Добро ли это и для себя и для ближних? Соответственно - кружки, в значительной степени - возможность выговориться в кругу людей, близких по интересам и, главное под руководством священника. Это очень важно, дабы не впасть в ересь. Но есть и другая сторона медали. Допустим занятие проходит полность в соответствии с рекомендациями автора статьи. Члены кружка готовятся и выступают с опорой наа Святых Отцов. Полагаю, что человек, а в особенности, новоначальный, выступивший хорошо ждет поощрения и одобрения совего выступления. И он, скорее всего его получит. А эдак, как себя сам не сдерживай, можно себя гордыней вознести в знатные комментаторы Священного Писания. Т.е. - это прямая дорога к духовной прелести. Добро ли это? В общем, одни вопросы...
Вадим Бондаренко13 марта 2013, 12:00
А что можно ответить на возражение "А ведь посреди нас Христос!" вот таких людей??
Илья13 марта 2013, 11:00
Такие статьи надо распространять как можно шире. Возможно пришло время громко высказаться по поводу подобной практики своевольного толкования Св. Писания и не ждать пока ситуация зайдет слишком далеко, когда из этих кружков будут выходить все новые и новые "лидеры", вроде обсуждаемых не так давно на портале pravoslavie.ru, ведущие за собой людей в погибель. Сейчас подобная практика произвольного толкования Писания весьма широко распространяется и внедряется в разных молодежных проектах, в том числе и официальных. Подобные методы свободного толкования внедряются под крылом церковных курсов или курсов по подготовке молодежных работников. В некоторых случаях на конкретных приходах сама молодежь противится навязыванию такой практики, желая услышать от священника или образованного катехизатора именно святоотеческое толкование. Но много ли таких сознательных душ? Поэтому хотелось, чтобы высказывания по данному вопросу в духе святоотеческих творений звучали как можно громче и шире.
Дмитрий13 марта 2013, 10:00
очень трогательно,что о.Георгий так печется о чистоте толкования Священного Писания,хочется пожелать,чтобы также трогательно заботился о людях,которые приходят в храм,чтобы в сердцах их горела живая вера,и Слово Божье было для них живым,и необходимым.К великому сожалению зачастую видишь вместо веры-суеверие,вместо жизни-канон или обряд,вместо живого интереса и осмысления-слепое подражание кому-то.Хочется воскликнуть:отче,а как быть со всем этим?Почему Церковь не подхватывает творческую инициативу верующих людей и не напрвляет ее в правильное,верное русло,а просто бьет по рукам правилами,предписаниями?Почему не учитываются особенности нашего сложного времени,сложного общества,тяжелых проблем от которых люди бегут пачками в протестантские кружки и различные секты,т.к. там их принимают с радостью,и любовью,там им показывают простоту и доброту,а к большому сожалению из Православных Храмов выгоняют за брюки или помаду?Вы не задумывались над этими вопросами о.Георгий?
Здесь Вы можете оставить свой комментарий к данной статье. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке