Наследие трех святителей

"Три
Три святителя. Икона XVI в.
Православная Церковь особым образом чтит память трех святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста, – чествуя их вместе в один день – 30 января/12 февраля.

Почитание их единым днем введено в Церкви в связи с тем, что среди христиан возникли раздоры, кого из ипех святителей более почитать: Василия, Иоанна или Григория? Вне зависимости от того, кому какой святой наиболее близок и дорог, Церковь молится им вкупе, как послуживших прежде всего Единому в Троице Богу.

"Календарь
Календарь на 2006 год под названием «Год со святителем Иоанном Златоустом».
Отдавая дань традиции сугубого почитания трех святителей, Сретенский монастырь подготовил ряд посвященных им изданий.  Выпущен календарь на 2006 год под названием «Год со святителем Иоанном Златоустом». В нем на каждый день церковного года помещены сведения о святителе, его слова и наставления. Современному человеку, обремененному житейскими заботами, затруднительно читать объемные творения святых отцов, да и во времена самих святителей для многих христиан духовной пищей была живая проповедь, звучащая в храмах, – несколько слов на каждый день. По такому принципу и построен календарь. День за днем в начале дня или перед сном, открывая календарь, читатель получает духовную пользу от слов свт. Иоанна: «Есть богатство истинное, есть и ложное. Ложное состоит в имуществе, а истинное – в добрых делах».

Отдельным томом изданы «Избранные творения» свт. Григория Богослова, а в конце года выйдут аналогичные сборники свт. Василия Великого и Иоанна Златоуста (в 2-х томах).  Сборники помогут читателю ознакомиться с основными творениями великих учителей, и возможно, заинтересовавшись, читатель найдет среди них дорогого наставника и продолжит знакомство уже с полными собраниями творений того или иного святого.

Во времена духовного оскудения особенно важными становятся для всякого, ищущего спасения, слова из письма свт. Иоанна: «…я думаю, что ты страдаешь не только по указанным причинам, но и вследствие того, что разлучена с нашим ничтожеством <…> и чем Бог угрожал некогда евреям, теперь терпим мы – не алкание хлеба и не жажду воды, но голод Божественного учения (Ам. 8, 11). Что же мы на это скажем? А то, что тебе вполне возможно и при нашем отсутствии беседовать с нами письмами».

Нечто подобное говорит и Григорий Богослов: «Очень удалились мы друг от друга, не имея ни личных свиданий, ни письменных сношений. Впрочем, надеюсь, что разлучены мы между собою телом, а не духом».

И в наше время возможно беседовать со святыми – знакомясь с их эпистолярным наследием, читая письма о духовном и вечном. Именно с такой целью и была задумана серия «Письма о духовной жизни», позволяющая узнать поближе святых, чьи имена столь часто поминаются на богослужении и которых Церковь именует вселенскими учителями.

Первый сборник серии посвящен святителю Иоанну Златоусту (347–407), чья исповедническая жизнь и вдохновенные творения уже много столетий являются для христиан руководством в деле спасения. Предлагаемый сборник включает в себя письма, которые святитель Иоанн Златоуст писал в горестные дни своего изгнания в 404–407 годах.

Письма приведены в хронологической последовательности и в необходимых случаях сопровождены комментариями, иконографическими и историческими материалами.

Из письма к пресвитеру Руфину:

«Дошло до нас, что в Финикии опять возгорелось зло и усилилось бешенство язычников: много монахов частью ранено, частью даже убито. Тем поэтому настоятельнее убеждаю тебя ехать туда с возможной скоростью и стать в боевой порядок. Я уверен, что с помощью молитвы, кротости, терпения и своего обычного мужества, ты одним появлением своим обратишь неприятелей в бегство, рассеешь их ярость, возвратишь на нашу сторону сочувствующих нам и вообще сделаешь много добра. Не медли же и не откладывай; поторопись с возможной скоростью, и пусть настоящие известия возбудят в тебе все твое усердие.

Если бы ты увидел загорающийся дом, то, конечно, не отступил бы назад, но поспешил бы, в таком случае, к нему с особенной скоростью, чтобы предупредить пламя, и как собственными усилиями, так и при содействии других, постарался бы всеми мерами погасить огонь.

Во время мира и тишины, при отсутствии врагов, всякий может учить требующих огласительного наставления в вере; но противостать мужественно, когда диавол беснуется и демоны вооружаются, вырывать людей из его рядов и не допускать других впасть в его руки – это уже дело мужа доблестного, души бодрственной, это уже дело твоего высокого и недремлющего духа, это дело, достойное бесчисленных венцов и неизреченных наград, – это уже апостольское дело…»

"Святитель
Святитель Василий Великий — «Примите слово мое»: Сборник писем. (Сост. иерод. Никон (Париманчук)). — М.: Изд. Сретенского монастыря, 2005. — 384 с.: ил. — (серия «Письма о духовной жизни»). ISBN 5-7533-0362-5
Сборник «Примите слово мое» содержит эпистолярное наследие Василия Великого (329–379), архиепископа Кесарии Каппадокийской. Переписка охватывает весь период его церковного служения в бытность священником, а затем и епископом на Каппадокийской кафедре.

Избранные письма, вошедшие в сборник, адресованы Богоспасаемой пастве, монашествующим и великим архиереям того времени: свт. Амфилохию Иконийскому, Петру Александрийскому, Римскому Папе Дамасу, свт. Епифанию Кипрскому, свт. Амвросию Медиоланскому и многим другим. Особо следует отметить послания святителя, которые в виду своей богословской глубины и точности решения исследуемых проблем в дальнейшем вошли в собрание церковных канонических правил. Между тем, из писем мы видим, что святые были подвержены различным волнениям и несчастьям, и тем дороже для нас их опыт бытия и борьбы с грехом.

Письмо свт. Василия великому Арматию

    (просит не гневаться на сына, который стал христианином):

   «Общий для всех людей закон старших возрастом признает общими для всех отцами, а собственно наш христианский закон нас, старцев, для таковых ставит в чине родителей. Потому не думай, что делаю лишнее дело и домогаюсь ненужного, когда ходатайствую перед тобою о твоем же сыне. Признаю справедливым, чтобы требовал ты от него послушания во всем ином, потому что и по закону естественному, по закону гражданскому, каким управляемся, тебе подчинен он телесно. А о душе надобно думать, что она, будучи от Бога, подчинена иному и Богу обязана воздавать долг, предпочтительнейший всякому другому долгу. Итак, поскольку нашего христианского, истинного Бога предпочел он вашим богам, многим и чтимым в вещественных образах, то не гневайся на него, а лучше подивись благородству души, которая выше страха и угождения отцу поставила то, чтобы искать единения с Богом в истинном Его познании и в добродетельной жизни. Пусть тронут тебя сама природа, приветливость ко всем и кротость его нрава, и ты нимало не огорчайся его поступком. Конечно же, не презришь и моей просьбы, или, лучше сказать, мною предлагаемой просьбы твоего города, который и по любви к тебе, и по тому, что желает тебе всего прекрасного, представляет себе, что тебя самого видит христианином. Так обрадовал их слух, внезапно разнесшийся в городе!»

Сборник писем «За страдания обещана награда» состоит из писем Григория Богослова разным лицам. Изящество слога непревзойденного каппадокийского ритора IV века отличает каждое письмо святого – будь то духовное наставление, богословская полемика, выражение преданности и любви к друзьям или обличение порока. Среди писем есть между прочим и те, которые обращены к Василию Великому.

 Из письма к Евсевию, епископу Самосатскому:

«Когда твое богочестие проезжал через наше отечество, не мог я выглянуть из горницы, находясь в высшей степени болезни. но не столько огорчила меня болезнь, приводившая в страх смертный, сколько то, что я лишился втоей священной и доброй беседы. Такое имею желание видеть твое почтенное лицо, какое свойственно человеку, которому нужно исцеление душевных ран и который надеется получить его от твоего совершенства. Но если следствием грехов моих было то, что не мог я тогда иметь свидания с тобой, ныне же по твоей доброте может быть мне некоторое утешение в горести. Ибо если удостоишь и о мне творить поминовение в твоих доступных к Богу молитвах, то сие будет для меня напутствием ко всякому благословению Божию, как в этой моей жизни, так и в будущем веке. То, что такой муж, столько подвизавшийся за веру евангельскую, претерпевший столько гонений и терпением в скорбях уготовивший себе такое дерзновение перед Правосудным Богом, удостаивает быть и моим представителем в молитвах, имеет, уверен я, такую же для меня силу, как и предстательсто кого-нибудь из святых мучеников. Почему молю: непрестанно поминать твоего Григория тем, чем сам желаю стать достойным твоей памяти».

Издавая творения трех великих святителей, Сретенский монастырь надеется внести свою посильную лепту в общецерковное почитание избранных Божиих, а также доставить немалую пользу благочестивым читателям, по слову апостола Павла: «Поминайте наставников ваших, которые проповедывали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их» (Евр. 13,7).

 

 

Ирина Шахматова

11 ноября 2005 г.

Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту