О подражании чужой добродетели

Избрание нового Папы вызвало предсказуемо живое обсуждение во всем мире — вызвало и у нас. При том, что к самому институту папства православные относятся критически, новоизбранный Папа, насколько нам может быть известно, весьма достойный человек, за которым и его друзья, и его противники признают «личную скромность, доктринальный консерватизм и преданность делу социальной справедливости». Говорят, что у себя дома, в Буэнос-Айресе, он жил в простой квартире и ездил на городском автобусе. Правда вряд ли он продолжит ездить на автобусе. Хотя бы потому, что иначе какой-нибудь террорист или просто сумасшедший, ищущий геростратовой славы, может его убить с очень печальными последствиями для общего мира. Джона Леннона убили не потому, что он кому-то сильно досаждал — а просто потому, что он был знаменитостью. А Папа неизбежно досаждает многим. На Иоанна-Павла II, как мы помним, покушались.

Кроме того, само служение руководителя такого уровня предполагает загруженность, при которой простые радости простых людей — такие как поездка в автобусе — становятся непозволительной роскошью. Он должен ездить на машине с личным шофером не для того, чтобы роскошествовать — а для того, чтобы успевать.

Но искреннее стремление кардинала Бергольо, ставшего нынешним Папой, жить простой и воздержанной жизнью, конечно, налицо. Это может вызвать почтение, восхищение, желание подражать — но, увы, у некоторых это ничего подобного не вызывает. У некоторых это вызывает обострение ненависти — не к Папе, к Патриарху Кириллу, которому ставится в вину, что он-то ездит не на автобусе, а на машине. Само это обострение довольно интересно с точки зрения коллективной психологии. Оно еще раз проявляет основную черту нашей либеральной интеллигенции — негативизм. Люди выказывают симпатии к Католичеству (или Протестантизму) исключительно затем, чтобы пнуть Православие, хвалят другие страны исключительно затем, чтобы уничижать свою, отмечают чью-то добродетель исключительно затем, чтобы укорить тех, кто на их взгляд, недостаточно добродетелен.

В самом деле, со стороны глядя, можно подумать, что многие наши блоггеры и журналисты так умилились скромностью Папы, что сделались добрыми католиками — регулярно ходят к мессе, исповедуются в грехах, привели свою личную жизнь в соответствие со строгими требованиями Ватикана, так что Католическая Церковь вот-вот украсится многочисленным сонмом своих святых, просиявших в наших снегах.

Но увы — наше местное филокатоличество имеет очень мало отношения к, собственно, Католичеству. Люди не собираются присоединяться к РКЦ, не питают ни малейшего интереса к ее вере, истории или культуре, ни за какие коврижки не отличат Фому Аквинского от Фомы Кемпийского, и уж в страшном сне не собираются повиноваться ее нравственному учению. Более того, они настолько мало о нем осведомлены, что им кажется, что католики «либеральнее» и «современнее» православных. На самом деле РКЦ, по ряду вопросов, отличается даже большей жесткостью и строгостью, чем Русская Православная Церковь, и вызывает у прогрессивной общественности западных стран еще более бурную неприязнь, чем РПЦ — у нашей. Католичеством интересуются лишь постольку, поскольку его можно противопоставить Православию, его хвалят только затем, чтобы бранить Русскую Церковь. Это точно также и с людьми вроде Познера, рассуждающим про «протестантскую этику», не прочитав ни единой строчки из Кальвина — да не интересна им никакая протестанская этика и никакой протестантизм; все, что их интересует — это возможность пнуть Православие.

С «прозападностью» нашей прогрессивной общественности ситуация примерно та же — она не имеет отношения к реальному Западу, да и не интересуется Западом. Иначе она бы тут же обнаружила капелланов в армиях западных стран, кафедры теологии в западных ВУЗах, президентов, клянущихся на Библиях и другие ужасы клерикализма, которым она так решительно противостоит дома. Представления наших прозападников об истории и культуре Запада вообще отличаются крайней фантастичностью — как о предметах им незнакомых и неинтересных. Единственное, зачем им нужен Запад — так это затем, чтобы бранить свою страну.

Это же верно и в отношении добродетели. Считают ли эти люди преступлением ездить на машине? Ничуть. Многие из них — автовладельцы и ничего зазорного в этом не видят. В сетевых их дневниках обличения «роскоши РПЦ» могут запросто соседствовать с радостными фотоотчетами о шопинге в лондонских бутиках. Никому из них в голову не приходит предаваться францисканской бедности, препоясываться вервием и питаться подаянием. Реальная добродетель интересует их также мало, реальное Католичество или реальный Запад. Ссылки на добродетель других нужны только и исключительно затем, чтобы нападать на РПЦ (или еще кого-нибудь) за предполагаемый недостаток добродетели.

Что же, если Вы любите добродетель — последуйте ей; если Вас восхищает кардинал в автобусе — что же, добро пожаловать в метро, оставьте вашу машину в гараже, а то Ваш сетевой дневник полон горьких жалоб на пробки. Если Вы считаете, что у Вас есть уважительные причины ездить на автомобиле, питаться не акридами, и препоясываться не вервием — что же, допустите, что такие уважительные причины могут быть и у служителей Церкви.

Впрочем, католиков (и лично пап) много упрекают за то, что они не желают продать сокровища Ватикана, выставить на аукцион множество хранящихся там произведений искусства, и раздать деньги бедным. Ватикан — весьма роскошное место, если Вы не знали. Едва ли новый новый Папа от всего этого избавится — да по правде сказать, и не должен.

Если Вас восхищает новый Папа — прекрасно; восхищаться чужой добродетелью есть начало смирения. Попробуйте обратиться к чужой добродетели не для того, чтобы подкормить ею Вашу ненависть — а для того, чтобы подражать ей. Считаете, что надлежит расточить имущество бедным? Прекрасно, найдите заслуживающее доверия благотворительное служение и расточите ему, для начала, хотя бы рублей пятьсот — Ваших рублей, не чужих. Вы обнаружите интересную духовную и психологическую закономерность — чем спокойнее будет Ваша совесть относительно того, как Вы распоряжаетесь Вашим достатком, тем меньше у Вас будет желания нападать на РПЦ. Более того, чужая добродетель станет для Вас предметом искренней радости и желания подражать — а не желания кого-нибудь пнуть.

Сергей Худиев

Источник: Радонеж

16 марта 2013 г.

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
«Нетолерантная» истина «Нетолерантная» истина
Свящ. Димитрий Шишкин
«Нетолерантная» истина «Нетолерантная» истина
Священник Димитрий Шишкин
Истина и следование ей именно противно идее «широкой и вольной жизни». В «Добротолюбии» даже говорится о грехе «ширения», о таком состоянии духа, которое не желает терпеть никаких стеснений и ограничений. Как же это актуально для нас! Проблема только в том, что этот грех не только не осознается у нас грехом, но считается единственной нормой, непременным условием сохранения человеческого достоинства.
Об идентичности креативного класса Об идентичности креативного класса
Сергей Худиев
Об идентичности креативного класса Об идентичности креативного класса
Сергей Худиев
Известная хамская выходка «Серебрянного Дождя» произвела некоторую расстановку точек над I. Людям, которые метались между Церковью и «креативным классом», внятно объяснили, что метаться не надо. Людям, которые говорили, что Церковь должна ориентироваться на «новое просвещенное общество, которое себя так странно определило: креативный класс» это самое «общество» дало внятный ответ. Если раньше православному - да и просто верующему - человеку в этой тусовке было некомфортно находиться, то теперь это просто невозможно.
Секта познеритов Секта познеритов
Сергей Худиев
Недавно в сети появилась статья телеведущего Владимира Познера, в которой он повторяет ряд своих уже известных тезисов. “Россия пошла по пути православия, тем самым обрекая себя на отсталость и оторванность от остального иудейско-христианского мира” и тому подобные.
Комментарии
Evfrosinija26 августа 2013, 21:38
Многая лета нашему Патриарху Кириллу! Дай Бог ему здоровья.
Серега 9 апреля 2013, 13:26
Знаете, Евгений, когда слова: "если мы сами не показываем пример, если ничем не отличаемся от "светских" людей, то мы хуже них! " -- говорит один священник другим священникам, то это -- призвание к святости. Когда же это говорится кем-то другим, ставится "на вид", что вот: смотрите какими вы все должны быть... -- это уже не проповедь, а попытка отвратить людей. Здесь уже просматривается не желание создать и укрепить, а разрушить или, просто попытка оправдать свою личную несвятость в глазах людей (Богу такие оправдания скорее всего безразличны).
Я повторяю свой вопрос: Христос в земной жизни был образцом нестяжания, что Вам в свете этого, мешает стать христианином (т.е. кроме прочего, человеком, которому настолько важен и интересен Христос, что чужие лексусы -- мелочь) ?
p.s. Спасибо Вам за еще один случай мысленно сопоставить 2 величины: Бог и Lexus.
Василий22 марта 2013, 15:33
Димитрию (2013-03-20, 14:44).

Православие, наверное, нельзя скомпрометировать. А вот церковь (разумеется, не Церковь в высоком смысле слова, а конкретную поместную церковь) - очень даже можно.
Василий21 марта 2013, 01:35
Дмитрию (013-03-20, 14:44).

Скомпрометировать православие, может быть, и нельзя, но вот оттолкнуть от него других - запросто.
Димтрий20 марта 2013, 14:44
Сергию.
Одно уточнение. Православие - это ведь не мирская организация. Его, Православие, нельзя скомпрометировать. Тот кто грешит, а грешат все, отрезает себя от Церкви, и есть возможность соединиться с Ней, Церковью, вновь в таинстве покаяния.
Как повторяли когда-то слова Господа православные Римские Папы: Et ego dico tibi: Tu es Petrus, et super hanc petram aedi­fi­cabo Ecclesiam meam; et portae­ inferi non prae­valebunt adversum eam. Так и нам надо верить.
Анатолий19 марта 2013, 14:35
Изложено хорошо! Действительно, антицерковная компания в СМИ ведется в первую очередь против Церкви. Автор показал изощренные приемы, к которым прибегают журналисты зарабатывая свои гонорары. При этом большинство из них настроено антиправославно и, как правило, антирусски и работает в соответствии со своими убеждениями. Это понятно, поскольку целью для нападок является и Россия и Православие. Очень хорошая статья. Спасибо!
Сергий19 марта 2013, 12:27
Цитата из статьи: "Люди выказывают симпатии к Католичеству (или Протестантизму) исключительно затем, чтобы пнуть Православие...".
Вы, уважаемый автор статьи, что-то перепутали. Ваше слово "исключительно" тут не уместно.
И не Православие вовсе пинают, а тех кто компрометирует Православие, тех, кто по долгу службы должен подавать положительный пример, быть образцом благочестия, но не делает этого.
После прощеного воскресения все это уже не актуально. Патриарх, клирики и все православные просили прощения друг у друга. Насколько искренне? Время покажет.
Димитрий19 марта 2013, 11:57
Меня смущает активное освещение средствами массовой информации перепетий с уходом одного Папы и избранием другого. Просто какой-то очередной информационный повод для телевидения, которому наверное всё равно что показывать: избрание Папы, нелегкую жизнь Элтона Джона или концерт леди Гаги. Всё это похоже на одурманивание и своего рода безудержное потребление, но не гамбургеров, а такой же по полезности информации. Все уже проинформированы кто такой Франциск Ассизский, и чуть ли не начали ему подражать. Зачем нам все эти еретики и их Папа?
Людмила19 марта 2013, 11:31
Андрей Кураев: "Православный аналог Франциска это преподобный Нил Сорский, критик монастырских имений и проповедник нестяжательства. Среди епископов нашей Церкви его имя носит только епископ Муромский Нил.
Именно у него 12 марта угнали Lexus." http://diak-kuraev.livejournal.com/
Евгений18 марта 2013, 19:20
Серега, информированы об этом все, и особенно, уж поверьте, недоброжелатели церкви. Еще до революции была такая поговорка: "священник живет в доме стеклянном". Еще есть такая точка зрения в отношении верующих людей и особенно тех, кто взял на себя ношу и право называться пастырем: если мы сами не показываем пример, если ничем не отличаемся от "светских" людей(отличие-это не хождение в храм по воскресеньям и не вид одежды), то мы хуже них! Многие современные священники говорят, что роскошь священник не должен иметь(напр. прот. Георгий Митрофанов).
Мы много читаем, слушаем душеполезного, но не применяем по отношению к себе. Неужели не понятно, что мы никого не призовем в церковь в столь нищей стране, если у иеромонаха в гараже такой автопарк.
SERGYI18 марта 2013, 12:57
Вообще не понимаю, что плохого в том, что батюшка ездит на автомобиле, пусть и на дорогом, в храм и на требы? А вообще про богатства священников я в жизни не сталкивался никогда- бедных видел. Наш приходской батюшка свои кровные раздает: часть в воскресной школе, часть на помощь нуждающимся, часть на разные паломничества и праздники для прихожан и еще Бог знает куда... Деньги священников считать- это дело Божье, ну и может быть архиерея (митрополита), а не наше. И вообще это большой грех!!! Думаю некоторые комментарии, про богатства священников- дело провокаторов!!!
Серега18 марта 2013, 09:41
1) Уж не знаю, вспомнит ли кто еще один эпизод: Ельцин в общественном транспорте. Если для кого-то поездки в общественном транспорте -- единственный признак хорошего человека, то спешу предупредить об ошибке. Вспомните: что говорили про Ельцина, когда он ездил в общественном транспорте и через несколько лет после этого.

2) Видел я такие надписи, где на основании личной скромности кардинала Бергольо, высказывалась готовность срочно стать католиком.
Ко всем согласным с этим, вопрос.
Христос не ездил на мерседесе, плавал на совсем не "яхте Абрамовича", был лично очень скромен -- на основании этого надо стать христианином, согласны?
Серега18 марта 2013, 09:26
Евгений, какой Вы у нас информированный -- про 15 млн руб знаете точно чьи они! Ну если врете...! А даже если это его личная техника, даже если и богат священник -- имеет право, я так вообще не сомневаюсь в этом. Вы, чем других судить -- свой пример подайте. Я свою жизнь попробовал рассмотреть на предмет скромности и нестяжания -- трудно это, могу и не потянуть на пример для подражания, даже если очень постараюсь. Мне от других требовать почему-то легче, а Вам как? Я рад, что для кого-то появился живой пример личной скромности. У нас таковые тоже есть -- Вы их знаете?

И, не сомневайтесь: у него еще будет тяжелый разговор с охраной. Здесь шутки в сторону: проглядеть идиота-одиночку и дать ему возможность убить человека, любимого многими (даже с учетом того, что Бог попустил это по каким-то нам неизвестным соображениям) -- люди этого могут и не простить.

Патриарха, конечно можно поправить для его же пользы, особенно можно Геннадию-либералу, а толкователем пользы будет Геннадий-либерал -- никто не сомневается. А еще Познер, а еще... длинный список одних только толкователей пользы -- этак пользы не останется от изобилия толкователей. :)

Друзья, вне сомнений Ваше стремление к благу, но в Вашей полной правоте сомневаюсь вот по этим причинам.
Анна18 марта 2013, 01:43
Сергей вы молодец! Спасибо вам ).Еще очень понравилась ваша статья на радонеже о фрондерстве.
А еще Господь сказал что нужно творить дела добродетели в тайне...(это я не о поездке на общественном транспорте если что). Поэтому настораживает такой мощный PR...
Вика18 марта 2013, 00:31
спасибо за статью, очень своевременно! может я слишком узколобая, но понять не могу, а почему мы на папу ровняться должны и подстраиваться под него, он что большой авторитет для Православия?!
Принципы у него конечно хорошие, заслуживают уважения бесспорно, но зачем при этом Патриарха и РПЦ обижать, и что самое неприятное, свои же.
Катерина18 марта 2013, 00:16
Многая лета нашему Патриарху Кириллу! Дай Бог ему здоровья, сил и терпения.
SERGYI17 марта 2013, 19:41
Самое отвратительное анархическое радио- эхо Москвы! Попробуйте прочитать комментарии на различные темы, будете просто поражены хамством, враньем эховских псевдолиберальных комментаторов. Например вырывают из блога А. Кураева его публикации, размещают на своем радио без согласования и затем глумятся. Этой публике есть название- анархисты.
Дмитрий17 марта 2013, 18:31
Чтобы успевать?! А чего мы боимся?: СМЕРТИ?? Предлагаю пересадить всех священников на Ланосы, чтобы в любую погоду, ночью, днем, в дождь, в лучах рассвета было видно, что едет священник (иерей Божий). Тогда каждый Человек сможет остановить служителя Божия и обратиться к нему с насущным вопросом. Будь-то отпевание усопшего либо иная житейская потребность. Обратитесь к человекам, а не к чреву! Нестяжание, вот путь к спасению!
Галина17 марта 2013, 17:55
Уважаемый Сергей! Простите,но зачем же столь грубо! Такая запальчивость при слабой аргументации только вредят нашему Патриарху, это все равно, что масло в огонь подливать. Ведь люди все прекрасно понимают, о чем идет речь. И наш Патриарх Кирилл,которого мы любим и молимся о его здравии, сам ответит на вызовы времени. Ответит не словами, но делами...
Валентиа17 марта 2013, 17:52
Нападки нА РПЦ стали недавно наблюдаться, еще каких-то лет 10 и и слыхом не слыхивали о некоторых вещах в лоне Церкви, а что сейчас? Общество разделилось на богатых и бедныыых не только в миру, но и в Церки, к сожалению.Если священник в Болгарии может продать дорогие часы и покрыть долги нуждающихся, то у нас таких примеров, что-то не слышно. Читала недавно о свт. Луке Войно-Ясенецком, что после его смерти было найдено много квитанций о переводе денег в помощь нуждающимся и это было совсем недавно, и это так естественно, когда человек жертвует свои личные сбережения, а не общественные. Как живет рядовой прихожанин?- в основнм на скромный оклад или еще скромнее пенсию, и знает ли священник какая эта сумма и как на эти деньги можно жить? Когда я сказала об этом знакомому свящ., то он удивился, а я в свою очередь, что они не знают, как живет их паства. Россия большая страна и нельзя сравнивать, как живет человек, тот же священник, в Москве или за Уралом, или вообще в глухой деревушке, -вот это и является бедой нашего времени-сытый голодному не верит, поэтому, когда появляется информация такого порядка,как о новом Папе, то народ начинает сравнивать невольно, как у нас, как у них и все-ничего личного, как говорят...
И.17 марта 2013, 17:30

С. Худиев: «иначе какой-нибудь террорист или просто сумасшедший, ищущий геростратовой славы, может его убить с очень печальными последствиями для общего мира».


«В то же время Папа Франциск с первых дней своего понтифика не слишком следует правилам безопасности, к которым привыкли в Святом престоле. Нынешнему Angelus предшествовала утренняя месса во внутренней ватиканской церкви Святой Анны, отслужив которую понтифик вышел к окружившим церковь людям, пожимая руки и приветствуя которых он, в обход правил, направился за пределы ватиканской территории, чем поразил всех и в первую очередь собственную охрану» (новости).

Геннадий-либерал17 марта 2013, 15:13
Пока не доказано обратное, фактическое необходимо принимать за представляемое истинно. Если поступает человек как должно, и при этом подобное никто не может делать, то давайте признаем, что единственный правильный среди нас.
Если же понимаем, что видим ставшее необычным должное, то зачем ищем причины этого действия среди плохого? Типа: так ведет себя, потому что "горя не знает" или просто глупец. Может лучше предположить, что верит - "волос не упадет без воли Бога", потому и не пользуется услугами охраны и не приобретает, пуленепробиваемый от ближних, легковой бронетанковый лимузин с мигалкой. Неужели нам завидно, что верит, пусть и католик, Богу и людям?
Доводы автора: "поездка в автобусе — становятся непозволительной роскошью" и "он должен ездить на машине с личным шофером не для того, чтобы роскошествовать — а для того, чтобы успевать", нелепы и дают право на критику, причем самую примитивную. В самом деле, например, Апостол Павел, исходил пешком всю Малую Азию и пол-Европы по бездорожью, насыщенным всяким лихим и не очень людом и зверьем, и ничего везде успевал: и благовествовать, и учительствовать, и наставлять, и обличать, и работать. Такой вот пример трудов только одного пешехода.
А если кто и сравнивает, то что в этом плохого? И родитель сравнивает своего ребенка с чужими, и найдя примерное, может и своего поправить к его же пользе.
Татьяна17 марта 2013, 15:08
Прекрасная статья!
Дмитрий17 марта 2013, 14:01
Заключение великолепное! Так и есть.
Евгений17 марта 2013, 11:58
"В сетевых их дневниках обличения «роскоши РПЦ» могут запросто соседствовать с радостными фотоотчетами о шопинге в лондонских бутиках. Никому из них в голову не приходит предаваться францисканской бедности, препоясываться вервием и питаться подаянием."
Ну вообще-то священник и монах должен быть примером для большинства людей. Обычный человек не брал на себя обетов нестяжания и его никто не рукополагал, он не является и не называется пастырем. А иеромонах, сбивший насмерть двух человек, как выяснилось, имел автопарк общей стоимостью около 15 миллионов рублей; так какой он подает пример? И какое право он имеет кого-то "учить жить по Евангелию"?
Лариса17 марта 2013, 04:07
Все совершенно верно сказано. Каждый раз в этом убеждаешься как в России, так и среди русскоязычных зарубежом, которых и не назвать ни либеральной интеллигенцией, ни интеллигенцией вообще. Грустно.
Игорь. Германия, Мюнстер16 марта 2013, 23:56
Спасибо за хорошую и содержательную статью.
Vladimir16 марта 2013, 20:28
Спасибо автору за очень острую и меткую статью.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×