Образ неверия. Доброго

Уверение апостола Фомы
Уверение апостола Фомы
Евангелие не таит от своего читателя немощей и несовершенств тех, о ком, наряду со Христом Спасителем, повествуют его строки. Причем не исключительно в тех случаях, когда речь идет о врагах Божиих. Поэтому прочесть в нем можно не только о властолюбии, зависти, лукавстве и злобе начальников иудейских, но и о предрассудках, во власти которых во многом находились еще не просвещенные Святым Духом апостолы. Можно увидеть, как они спорили о первенстве, проявляли маловерие, малодушие, не могли бодрствовать с Учителем своим тогда, когда в этом более всего настояла нужда. Евангелие рассказывает о предательстве Иуды, но не умалчивает и об отступничестве Петра.

Зачем нам это знать? Для чего это нужно? Почему в Евангелии обо всем этом говорится?

Почему... Да потому, прежде всего, что это правда. И не могло слово Божие, слово Истины ее, столь важную, столь необходимую, сокрыть от нас. Нам действительно не просто важно, но и необходимо знать, что апостолы были такими же людьми, как и мы, с «нашими» недостатками, страстями, слабостями. Иначе, не сознавая этого, как мы поверим, что способны стать такими, как они? Теоретически, конечно... Мы все будем говорить: «Ну, это же апостолы...» А так, ведая, как оно было все с ними, проще им подражать — должно быть.

Но что порой получается в действительности? Словно забывая о том, какими апостолы соделались потом (и не только по благодати Духа Святого, но и по силе своего произволения), как жизнь свою прожили, как завершили ее, мы начинаем относиться к ним как-то чрезмерно фамильярно, «на равных». И звучат такие смелые словосочетания: «предательство Петра», «неверие Фомы»... А права-то на них, мне кажется, нет у нас. Во-первых, потому что не нашей это меры дело — так вот быть за панибрата с учениками и самовидцами Христовыми. А во-вторых, слишком многое понимаем мы неполно, неглубоко и оттого неверно.

Вот то же «неверие Фомы», то же уничижительное: «ну ты, Фома неверующий!» или и вовсе: «неверный»! Откуда такое высокомерие, откуда такая близорукость?

Разве кому-то из учеников, кто не увидел еще Христа Воскресшим, просто было поверить в то, что это непостижимое для ума человеческого чудо совершилось? Разве не упрекал Господь их всех за «неверие» и «жестокосердие» (Мк.16:14)? Чем же Фома их хуже? Или нас? Мы-то ведь приняли веру в воскресение как дар, как данность, как опыт Церкви — Той, в Которой все наполнено Духом Святым, открывающим человеку истину и утверждающим в ней.

Что узнаем мы из Евангелия об апостоле Фоме до этого, такого яркого момента, до этого, такого драматичного заявления: «Если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю» (Ин.20:25)?

Такой вот, например, эпизод. Господь хочет идти в Вифанию к занемогшему, а в действительности уже умершему Лазарю. Ученики отговаривают Его: «Равви! давно ли Иудеи искали побить Тебя камнями, и Ты опять идешь туда?» (Ин.11:8). Они боятся за Него. Боятся, что вполне естественно, и за себя. Становится понятно, что Христос поступит так, как Он решил. И что же? Раздается голос Фомы: «Пойдем и мы умрем с Ним» (Ин.11:16).

Господь так дорог для апостола, что он и смысла не видит в жизни без Него — настолько, что готов без страха с ней расстаться. Но все же он пережил смерть Наставника. Что происходит в его душе? Можно только догадываться. И тут ему говорят, что Господь воскрес. Мудрено ли, что он заявляет: «Не поверю, пока не увижу!»? Он просто понимает, что если обманется, ему этого не вынести...

А как Господь относится к его «требованию»? Осуждает, гневается? Нет — удовлетворяет его: «Подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои» (Ин.20:27). Потому как знает: слова «неверия» рождены любовью и исторглись из уязвленного скорбью о Нем сердца.

У нас есть такая любовь — до готовности за нее умереть? Есть такая боль — от удаленности, отлученности от Христа (редко ли мы себя от Него своей жизнью отлучаем?)? Чем же мы тогда «лучше»? Как же можем «осуждать»? «Свысока» смотреть?

Или... Или есть все-таки для гордости нашей основание, для самооценки оправдание, от Фомы в лучшую сторону отличие?

«Ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие» (Ин.20:29).

Мы блаженны! А не кто-то, не он в том числе! Ведь это мы невидевшие! Мы! Мы... Мы?

А чего мы на самом деле не видели? Разве не видели, не испытывали, как оживают раз за разом наши собственные грехом и суетой убитые сердца после исповеди и Причастия? Не сподоблялись дивных, нечаянных, невероятных милостей от Господа? Не поражались тому, как и в нашей предельной немощи совершается сила Божия? Если все это было и есть, а мы себя все так же «невидевшими» считаем, то плохи наши дела. А если не считаем, то «блаженны», получается, не о нас, в данном, по крайней мере, случае.

Нечем, нечем гордиться. И не за что, разумеется, апостола осуждать. И бездумно, по инерции, по обычаю «неверующим» его именовать грех.

Особенно — если вспомнить, как жил он дальше, после того, как уверился однажды и навсегда. И как живем мы, без конца уверяемые и разуверяющиеся.

Впору только каяться перед «неверным» и молиться ему: может и нам хоть малая доля его «неверия» перепадет? Того, которое Церковь не как-то иначе называет, а непременно добрым...

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
На мощах апостола Фомы На мощах апостола Фомы
Наталья Гусева
8 июля 2007 года в городе Ортона (область Абруццо) в Италии состоялось торжественное православное богослужение на мощах апостола Фомы. Апостола Фому называют еще «апостолом веры» – в память о его сомнениях при встрече с воскресшим Господом Иисусом Христом и обретенной вере. И в сегодняшнем мире безверия его пример как никогда актуален.
Почему апостолу Фоме посвящено особое воскресение? Почему апостолу Фоме посвящено особое воскресение?
Иеромонах Иов (Гумеров)
Почему апостолу Фоме посвящено особое воскресение?
Слово в неделю о Фоме Слово в неделю о Фоме
Архимандрит Иоанн (Крестьянкин)
Приветствуем вас с нынешним первым воскресным днем после праздника Святой Пасхи, который именуется по уставу Церкви днем Антипасхи, или воспоминание сошествия Господа Иисуса Христа во ад, или осязание святым апостолом Фомою пяти язв Господа нашего Иисуса Христа.
Комментарии
Инесса22 октября 2019, 20:49
Хорошая статья, спасибо!!! Для меня Ваш взгляд на жизнь стал совершенно особенным! Искренне благодарю Вас, Вы меня окрылили! Поклон от всего сердца!
Татьяна19 октября 2019, 09:25
Доброе неверие, как глубоко. А я как-то с иронией раньше воспринимала момент с неверием Апостола Фомы, аж стыдно теперь. Спасибо, о.Нектарий.
евгений 8 мая 2016, 15:23
Спаси,Бог,отче! На одном дыхании прочитал и большую пользу получил на Праздник. С Праздником Антипасхи,Православные!!!!!!!!!!
тамара19 октября 2015, 17:33
спаси Бог ,батюшка,за Ваши труды по окормлению нас, грешных.
мария19 октября 2013, 08:44
Батюшка, пишите, нам нужны ваши вразумления. Нет духовников, только через интернет православный и руководимся.
Татьяна12 июня 2013, 02:31
Когда умерла моя мама внезапно, без покаяния, я очень испугалась за нее и приникла к церкви. Молилась дома каждый день за нее, ходила в церковь с какими-то обновленными чувствами. Я не воцерквленная, а как-то сама по себе. Но с годами почему-то утихли все чувства, сама не знаю, верю ли я в Господа бога нашего Христа. Смотрю на этот наш с ума сшедший мир и думаю - может, это тоже был чей-то проект по обману людей?
Даже поговорить о вере не с кем, не веришь никому.
Виктория 3 июня 2013, 20:15
Для меня образ доброго неверия - тема новая. Спасибо
Елена М13 мая 2013, 12:17
А что Вы, батюшка, на людей нападаете? Почему Вы решили, что если мы неоднократно, читая Акафист Сладчайшему Господу Нашему Иисусу Христу в икосе 11 и кондаке 12, согласно текста, постоянно, читая, вспоминаем о совершенном Петром и Павлом их осуждаем? Да нет же, просто констатируем факт той самой Божественной истины, что Бог един в Троице и, следуя упоминанию Христа, не пытаемся сотворить себе кумира. В то же время, это напоминание нам о том, что никогда не поздно встать на путь истинный и покрыть грехи свои не просто покаянием, но действием, своею дальнейшей жизнью.И никакой гордости в этом нет. Апостолы заблуждались вплоть до момента, когда сошел на них Дух Святый. Сошел ли на кого из нас этот Святый Дух? Так что нам свойственно заблуждаться, как любому смертному, не удостоившемуся Святого Духа.Но Вы верно заметили, что " не только по благодати Духа Святого, но и по силе своего произволения" Петр и Павел - святые апостолы.Вот я и говорю: используйте силу своего произволения и лишь это может приблизить человека к Царствию Небесному.В притчи о разумных и неразумных девах, нам даже о их грехах прошлых ничего не сказано, да только Господь пред неразумными врата затворил...., знать не всё прощается даже Господом.
Елена М12 мая 2013, 16:35
"Особенно — если вспомнить, как жил он дальше, после того, как уверился однажды и навсегда. И как живем мы, без конца уверяемые и разуверяющиеся." - вот-вот, отличная фраза!Главное, жить так - как следует, как после уверования жили апостолы, ЖИТЬ, а не делать видимость!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×