Английское и русское влияние на христианизацию Швеции

Святой Ботольф
Святой Ботольф
Немногие английские святые почитались и почитаются за пределами Англии. Среди них можно назвать святых Албана Веруламского, Кутберта Линдисфарнского, Освальда Нортумбрийского, Беду Достопочтенного, Виллиброрда Утрехтского и Бонифация Майнцского (эти двое святых были миссионерами и большую часть своей жизни провели вне Англии), Вилфрида Йоркского, Эдмунда Восточноанглийского, короля Эдуарда-мученика (его почитание сегодня растет в России), преподобного Сигфрида, апостола Швеции. Однако есть еще один английский святой, которого любили и чтили по всей Скандинавии, а особенно в Швеции. Это святой Ботольф Икенский.

Святой Ботольф

В честь святого Ботольфа освящены храмы в Швеции, Норвегии и Дании, и в средние века его почитали в этих странах так же глубоко, как и на родине, в Англии. В Швеции народное почитание святого Ботольфа не прекратилось даже после Реформации, и имя святого не было забыто.

Преподобный Ботольф в 654 году основал монастырь в Икене в Восточной Англии. Позже, во время набегов викингов, монастырь был разрушен, а мощи святого разделили между собой обители Торни, Бери-Сент-Эдмундс и Вестминстер. В XI веке неким Фолкардом было написано житие святого Ботольфа. В средние века в Англии 64 церкви были освящены в честь этого святого, больше всего их было на юго-востоке страны и в тех районах восточной Англии, на которые оказали наибольшее влияние викинги. День памяти святого Ботольфа, 17/30 июня, отмечался во многих областях, прежде всего – в восточной Англии. В Дании святому Ботольфу было посвящено 12 церквей, две – в Норвегии и Швеции. Известны также «Гильдия святого Ботольфа», ярмарки и базарные дни в честь преподобного Ботольфа, сохранились надписи «святой Ботольф» на двух церковных колоколах. Вероятно, в Броддеторпе (Швеция) когда-то находилась часть мощей святого, так как золотой престол храма имеет надпись, содержащую информацию о том, что здесь хранились мощи трех святых, в частности, святого Ботольфа. Во всех этих странах встречаются и изображения святого Ботольфа. В средневековых календарях Скандинавии 17 июня считалось днем памяти святого Ботольфа. В настоящее время известно 69 таких календарей, и 26 из них отмечают Ботольфа, как очень значимого святого. Святой Ботольф почитался во всех скандинавских епархиях и почти во всех молитвах этот святой называется духовником. Когда мы обращаемся к служебникам, то больше всего упоминаний о святом Ботольфе мы находим в Швеции. Недавно выяснилось, что существовала и отдельная служба преподобному, содержащая неизвестные ранее гимны и песнопения. Также известно, что англичане тоже совершали отдельную службу святому в день его памяти.

Святой Сигфрид, просветитель Швеции
Святой Сигфрид, просветитель Швеции

Чем же объясняется всеобщее почитание Скандинавией древнего английского святого, продолжавшееся такое долгое время? В первую очередь, это связано с принятием христианства жителями Скандинавии в X – XI веках. Это было время, когда английские священнослужители, особенно из восточной Англии, отправлялись в Скандинавию с проповедью Благой Вести. Во многом их миссионерскими трудами и была просвещена Скандинавия в XI и XII веках. В дальнейшем, почитание святого усилилось благодаря тому, что его стали считать покровителем мореплавателей и тех, кто занимался торговлей на берегах Северного моря. Несколько церквей в честь святого Ботольфа расположены как раз на рыночных площадях и на пристанях приморских городов. Но это еще не все. В более поздний период почитание святого Ботольфа еще более возросло и укрепилось, поскольку день его памяти приходится на вторую половину июня. Это время, когда обычно начинают поспевать корнеплоды, и имя святого в народном сознании было накрепко связано с обильным урожаем этих овощей. В некоторых районах Швеции святой Ботольф был даже известен как «Rov grobben», то есть «реповый человек». Поэтому, еще долгое время после Реформации, мальчиков называли именем «Ботульф», а в некоторых городах вплоть до XVIII века проходили ярмарки в честь святого Ботольфа.

Феномен почитания святого Ботольфа в Скандинавии является одним из самых убедительных доводов в пользу того, что Англия внесла значительный вклад в христианизацию скандинавских земель.

Русское православие в Швеции

Говоря о факторах, повлиявших на христианизацию Швеции, нельзя не упомянуть и о связях, существовавших между скандинавскими странами и древним русским государством. Главный торговый путь из Балтики на континент проходил через Хедеби в южной Дании и от прибрежного юго-запада вглубь к Дорестаду, который принадлежал фризам. Путь же на восток, не менее важный для скандинавов, с IX века, а возможно и раньше, проходил через русские земли. Шведские, датские торговцы и викинги пересекали Балтику и Финский залив и двигались дальше вглубь по русским рекам к Старой Ладоге и Волжской Булгарии, которые были крупными торговыми центрами. Основными предметами торговли были меха и янтарь, за которые северные торговцы получали арабские серебряные монеты. До сих пор в скандинавских странах, особенно на острове Готланд, принадлежащем Швеции, при раскопках археологи находят эти монеты в большом количестве. Сохранилось письменное свидетельство начала X века арабского путешественника Ибн-Фадлана, описавшего свою встречу с торговцами-мореходами с Севера, которая подтверждает существование активной торговли в этот период. Многие из мореплавателей в поисках лучшей доли добирались до Константинополя, где нанимались в состав императорской варяжской стражи.

Тесные славяно-скандинавские отношения привели к тому, что в 862 году на княжение в Новгород был призван скандинавский конунг Рюрик. Об этом свидетельствует «Повесть временных лет», написанная монахом Киево-Печерской Лавры Нестором в начале XII века. Когда Рюрик умер, оставив малолетнего сына Игоря, власть в Новгороде перешла к его родственнику Олегу. Олег объединил под своей властью Северную (Новгород) и Южную (Киев) Русь, положив начало созданию русского государства. Имена Олег (Хельги) и Игорь (Ингвар) имеют скандинавское происхождение, да и название «Русь», позднее превратившееся в «Россию», происходит, по мнению большинства лингвистов, от названия южного берега Швеции – «Roslagen».

Но уже правнук Рюрика, первый христианский правитель Руси, крестившийся в 988 году, носил славянское имя Владимир. Известность князя в скандинавских землях подтверждает то, что это имя, произносимое как «Валдимар», позже носили несколько датских королей, хотя до времени княжения Владимира в скандинавских источниках оно не встречается. Один из сыновей святого Владимира, святой князь Ярослав Мудрый, женился на Ингегерде, дочери короля Швеции Олафа Эриксона. Прибыв в Новгород, Ингегерда приняла Православие с именем Ирина (в честь святой великомученицы Ирины), построила в Киеве первый женский монастырь, а после смерти мужа постриглась в монахини с именем Анна. С этого пострига на Руси появляется традиция пострижения русских князей и княгинь после исполнения ими долга управления народом. Ингегерду-Ирину почитают в России как святую благоверную княгиню Анну Новгородскую (+ 1050, память совершается 10/23 февраля).

Прп. Анна Новгородская
Прп. Анна Новгородская

Очевидно, что русское влияние в Скандинавии усиливалось. Это подтверждает и множество археологических находок византийского и русского происхождения. Особенно много их было сделано вдоль восточного побережья Швеции и в городе Сигтуна близ озера Малар. Среди них, например, значительное число русских нательных крестов из драгоценных металлов или из бронзы, а также переносных реликвариев (обнаруженных также в Польше). В шведских христианских захоронениях были найдены покрытые глазурью керамические яйца, изготовленные на Руси. На острове Готланд найдено рельефное изображение Божией Матери с начертанием на греческом языке. Были также обнаружены оловянные ложки, вероятно, имевшие литургическое назначение, и расчески из слоновой кости. Еще больший интерес представляют сохранившиеся остатки настенной живописи в церквях XII века в Каллунге и Гарде на острове Готланд, а также в других церквях острова, построенных в это время. По стилю росписей можно предположить, что их создавали иконописцы Древней Руси. Замечательно, что в одной из церквей Гарды фигуры двух святых (возможно, убиенных святых князей Бориса и Глеба), написанные в древнерусском стиле, сохранились достаточно хорошо. С XIII века на Готланде начинают возводиться русские православные церкви (остатки одной из них находятся в городе Висбю). В этих церквях, вероятно, молились русские купцы, приплывавшие в Швецию по торговым делам. Таким образом, несомненно, что русское присутствие и влияние в этой части Швеции было весьма значительным.

Предполагается, что слово «Богородица», встречающееся в некоторых старинных надписях на шведском, имеет православное происхождение, но нельзя утверждать это точно, так как, возможно, это прямой перевод с латыни выражения «Dei Genetrix». Изображения некоторых крестов на рунических камнях явно повторяют форму русских нательных крестов того времени. В целом, можно сказать, что в скандинавском искусстве периода христианизации присутствуют многочисленные православные элементы, особенно заметно это в украшении крещальных купелей.

Однако на восточное побережье Балтики: Финляндию, Эстонию и Латвию русское православное влияние практически не распространялось. Конечно, в финском и эстонском языках можно найти несколько заимствований из русского. Например, финское слово «Raamattu» (Библия), происходит от древнерусского слова «грамота» или греческого «grammata». Слово «risti»(«крест») – от древнерусского «кресту», а «pappi» («священник») – от древнерусского «попу». Но на основании этого нельзя делать выводы о существовании русской православной миссии в этих странах. Единственное, о чем можно говорить с уверенностью, что контакты с русской Церковью, безусловно, существовали.

Подводя итоги, следует сказать, что, находясь между Востоком и Западом, Швеция испытала на себе не только влияние западного английского, но и восточного русского христианства. Нигде это не выражено так заметно, как на острове Готланд. Однако английское влияние было осознанно-миссионерским, другими словами – активным. Ярким примером этого является деятельность преподобного Сигфрида (Зигфрида), просветителя Швеции (+ около 1045, память 15/28 февраля). Святой Сигфрид считается одним из апостолов Швеции, его почитание распространено также в Дании и Норвегии. Он прибыл в Швецию, предположительно, из Гластонбери в Англии. В некоторых источниках говорится, что сначала святой проповедовал в Норвегии и Дании, а потом прибыл в Швецию, где обратил в христианство короля Олафа Шведского (+1022) и его дочь Ингегерду, будущую жену Ярослава Мудрого. В Швеции святой Сигфрид проповедовал около 30 лет, им же на Готланде в Сакара (северо-восточнее Гетеборга) было основано первое шведское епископство. Святой Сигфрид был погребен в южной Швеции, мощи его были уничтожены в XVI веке во время Реформации.

Русское же влияние было связано с постоянными торговыми контактами между землями Скандинавии и Древней Руси. Учиться у русских вере и благочестию шведы могли на личном примере тех, кто прибывал в Скандинавию по торговым делам. Но препятствием к свободному общению было языковое различие. В то время как в Англии говорили на языке, очень близком к шведскому. К тому же, основная часть английских миссионеров была из восточной Англии, то есть, по происхождению, они были англо-викингами. И, конечно, им было гораздо легче найти общий язык со шведами, чем русским, которым для свободного общения требовался переводчик.

Протоиерей Андрей Филлипс
Перевел с английского Дмитрий Лапа

«Orthodox England», 11.3

28 июня 2013 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Два православных английских новомученика Два православных английских новомученика
прот. Андрей Филлипс
Два православных английских новомученика Два православных английских новомученика
Протоиерей Андрей Филлипс
Николай Джонсон, личный секретарь великого князя Михаила Александровича, вместе с ним принял мученическую кончину в Перми в мае 1918 года.
Православный островок в Стокгольме Православный островок в Стокгольме
О том, что в Стокгольме уже почти четыреста лет действует русский православный храм, вряд ли знают те многочисленные российские туристы, которые сходят с парома «Принцесса Анастасия» в гавани Фрихамн. Приход Святого преподобного Сергия Радонежского был принят в юрисдикцию Московского патриархата 15 лет назад, но ещё в 1617 году, согласно Столбовскому мирному договору, русские купцы в Стокгольме получили право на участие в православных богослужениях.
Православие в стране викингов Православие в стране викингов
Беседа с протоиереем Владимиром Александровым, настоятелем Сергиевского прихода Московского Патриархата в Стокгольме
Алексасмндра Никифорова, Протоиерей Владимир Александров
Православие в Швеции начало активно развиваться в последние десять лет во многом из-за того, что Шведская Лютеранская Церковь стала проявлять безграничный либерализм. Это многих людей строгих убеждений заставило задуматься. Игумен Дорофей, швед, настоятель единственного в Швеции монастыря, рассказывал, что когда он начал изучать богословие, то увидел, что лютеранство ведет свою историю с XVI века, а Православие – с первых веков, после чего перешел в Православную Церковь.
Святые Англии Святые Англии
Протоиерей Андрей Филлипс
Святые Англии Святые Англии
Протоиерей Андрей Филлипс
Церковь на Британских островах в I тысячелетии была частью единой, святой, соборной и апостольской Церкви. За всю историю Православия на Британских островах было явлено немало святых. Почитание всех святых, просиявших на Британских островах и в Ирландии, Священный Синод Русской Православной Церкви официально утвердил 21 августа 2007 года, благословив соборное ежегодное празднование дня этих святых отмечать в третью неделю по Пятидесятнице.
Комментарии
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
×