Американская тетрадь

Перед поездкой необычная плотность событий: праздник за праздником, до радостного изнурения, до перехода на «автопилот». Вчера – храмовый праздник – Агапита. А накануне – Вознесение, совпавшее с памятью мученика Философа. Хорошо помню из Житий его страдание. Его, обнаженного, привязали к дереву и оставили на волю блудницы. Известно ведь, что ничто так не погашает благодать, как блуд, даже невольный. Но он откусил себе язык, выплюнул его женщине в лицо, чем ужаснул ее и привел в бегство, а сам болью погасил похоть. Невообразимо по нынешним временам и нравам! Впрочем, всегда невообразимо. Среди этих мыслей – сборы в Америку.

Человека можно купить, обмануть, развратить, запугать. Если все это не действует, то только тогда возможно мученичество. Петра на время запугали, Иуду купили. Мученика Философа не купили и не запугали. Потому его хотели развратить. А когда не получилось, пришлось убить. Нам не быть мучениками (говорил об этом в церкви). Даже мечтать не надо. Эта высота почти недосягаема. Мы просто не способны на этот подвиг до тех пор, пока нас обманывают, покупают, развращают и запугивают. Можно догадываться о специфической «гуманности» врага, который не хочет крови, если можно обойтись развратом и деньгами, ложью и страхом. Герой Аль Пачино так и говорит в «Адвокате дьявола», произнося последний зажигательный спич: «Я – Гуманист!». Он – гуманист, а мы живем под знаком обмана, подкупа и испуга. Стыдно. Святые будут судить мир, говорит апостол Павел. Они и уже его судят. В аэропорт – ночью. Сон – в полглаза.

Чикаго
Чикаго
Мой путь - в Чикаго, на южный берег, но не Крыма, а Озера Мичиган (Скажи мне «Южный берег», и я тут же представлю Ласточкино гнездо). Чикаго – город ветров, windy city. Это все, что я о нем пока знаю, если не считать Аль Капоне и мрачную историю с транзитом алкоголя из Канады во времена «сухого закона». Да, еще – само имя означает «гнилое место» на языке местных индейцев. Никогда не получается мало-мальски приготовиться к поездке, почитать что-то о том, куда востришь лыжи. Вот так едешь, словно в полную неизвестность, как «с моста в воду», что, видимо и правильно.

Если условно считать Боинг «железной птицей», то я видел сегодня Амстердам с высоты птичьего полета. Самолет долго летел над городом и погода была ясная, как счастливое детство. Красиво. Венецианское сочетание воды и камня. Есть и разница. Венецианские каналы хаотичны, как московские дворики, а амстердамские – разлинеены на плане, как петербургские улицы и проспекты. Все кажется четче, темнее, холоднее, аккуратнее, что ли. Хотя что можно разглядеть с высоты за несколько минут, чтобы потом выносить суждения?

Аэропорт столицы, торгующей тюльпанами и алмазами. Здесь пересадка. Вот это Вавилон! Вернее – восточный базар, помноженный на европейскую северную аккуратность. Еще только соприкоснулся с этим многолюдством, а уже чувствуешь, что одно только сохранение веры (не говоря о распространении ее) в таких условиях требует чрезвычайной свободы от греха, благодатности, любви ко Христу. Где у нас все это? И если честно признаться в личной и общей слабости, то что мыслить о будущем, в котором нас ожидает только разрастание некоего всемирного города и поглощение им всего и вся, что есть «не от мира сего»?

Стоп! Среди значков и указателей – фигурка коленопреклоненного человека. Надпись – «meditation centre». Может это молитвенная комната, названная ради толерантности местом для размышлений? Вот будет очередной упрек нам, не имеющим в Борисполе ни храма, ни часовни. Пошел на стрелку (мимо СПА салона и душевых!) и нашел обычное лежбище пассажиров, в полной тишине на лежаках ожидающих своего рейса. Молитвой не пахнет, храпят арабы и китайцы, но хоть не так стыдно, что у нас в аэропорту молитвой тоже не пахнет. Но поучиться все же есть чему. Прямо в аэропотру – музей голландской живописи. При долгом ожидании шансы познакомиться с миром прекрасного увеличиваются. Я снимаю несуществующую шляпу перед местным населением. С потретов глядят клирики и бюргеры, крестьянки и пейзажи с мельницами, все то, во что однажды влюбился Петр. И время среди картин проходит мягко, спокойно, не торопясь, но и не притормаживая.

Рядом с музеем – библиотека, одновременно электронная и обычная – книжная. Ну когда же и мы научимся с этой простейшей и необходимейшей стороны подходить к Европе в очереди за теми сокровищами, что от нее остались? А с другой стороны, откройте библиотеку в Жулянах или Борисполе, будут ли там читатели? Не знаю. Говорят: «Посторой храм – люди прийдут». Возможно и здесь так: «Разложи книжки на полках, поставь столы и стулья, размести зарядные гнезда для ноутбуков и люди начнут читать книги в ожидании своих «железных птиц». Короче, я еще домом пахну и совсем немного налетал, но уже кое-что достойное увидел.

Пролетев над озером Мичиган, которое намного больше Азовского моря, мы таки сели и я выдохнул. Ощущение – одно из двух: либо я сплю, либо я – Гагарин, или около того (Чкалов?). Чтобы не бояться бегать один километр, нужно бегать три. После перелета над океаном любое путешествие теперь рискует показаться мелочью. Собственно это евангельский принцип: идти два поприща, когда заставляют идти всего лишь одно, и отдавать больше, чем просят. Уставал от полета в Европу, слетай-ка в Америку. Ленился поехать в Житомир, посети Новую Англию. Легкость на подъем многих западных людей объясняется неизбежностью для них частых и дальних перездов и перелетов. На их фоне мы – затворники и «сидельцы» на месте.

Впечатления от полета: конечно усталость. Потом: великолепие Гренландии при ясной погоде. Не понятно, как можно было назвать это гордое соединение камня и льдов «Зеленой землей», а вполне сносную для жизни Исландию – как раз «Землей льда». Еще – статья в «Гардиан» о спорах среди епископов Англии о гомосексуализме. Светская пресса язвит клириков, хватает их за язык, требует отчета в нетолерантности, и у тех буквально нет слов, нет умного оружия, чтобы защищаться. Как будто контракт подписан на работу только внутри западной парадигмы, а парадигма, оказывается, вполне уживчива с безразличием к греху, и даже требует его (греха) амнистии. И вот западные исповедания не знают как с этим бороться, ибо они и есть – исторические творцы западной школы мышления. Все это очень похоже на конец цивилизации и попахивает неотвратимостью краха.

Выход из аэровокзала похож на заход в мароканский хамам. Душно. Влажно. Я на ногах уже скоро сутки. Но глаз раскрыт и жаден до первых впечатлений. Сегодня в Чикаго пуэрториканский праздник. Вечером, говорят, будет гульба, по причине которой над некоторыми районами уже кружит полицейский вертолет. А пока по улицам проносятся машины с открытыми окнами, из которых высунуты флаги Пуэрто-Рико, и и девушки мясистой комплекции сидят в этих открытых автомобильных окнах, свисают с них, что-то задорно крича и показывая руками. Праздник, одним словом.

Что мы едим в милом доме у милейших хозяев в тихом районе, по слухам похожем на Белфаст или Дублин? Мы едим борщ (чтобы смягчить культурный перепад). А куда мы потом идем, то есть – едем? Мы едем в храм. Завтра память отцов Первого Вселенского собора. «Но собор, иже в Никее, Сына Божия Тя проповеда, Господи, Отцу и Духу сопрестольна». Чудная служба, чудная смесь английских возгласов и стихир, пропетых по-славянски. Уже непривычное для меня малолюдство молящихся в храме. Но глаза предательски слипаются и требуют спичек, а рот кривится в неудержимой зевоте. День заканчивается борьбой со сном, в которой сон одерживает убедительную и безоговорочную победу.

Биологический будильник поднял меня на ноги в то время, когда за окном было еще темно. Сегодня моя первая в жизни Литургия на Американском континенте. А у нас дома уже стрелки перебежали за полдень и служба отслужена. Очевидно происходит то, о чем когда-то говорил и писал статью: эстафета молитвы передается по часовым поясам, и по мере вращения Земли преемственно тухнут одни и зажигаются другие лампадки.

Зарубежная Церковь хранит Святую Русь в землях рассеяния; хранит то, что от нее осталось, то, что можно сохранить от того, что осталось. А много ли осталось? Временами почти ничего. Нужно начинать все заново и объяснять людям азы. «Вы читали каноны?», – спрашивает епископ у причастницы. «А что такое каноны?», – спрашивает она в ответ. И так во всем. Мы что-то спрашиваем и требуем от людей, подразумевая, что они что-то знают и кем-то научены. Но кем? Кто учил? У них не только нет ответов, а им даже вопросы не понятны. Мы же привычно, заканчивая службу, не соизволяем ничего произнести на пользу, кроме объявления о времени ближайшего богослужения. Что за тотальное безумие, наряженое в одежки хранения традиций? И долго ли это продлится?

Но все равно ощущение от храма и службы глубокое, светлое. А вот в целом от Америки – нет. Мне грустно, и это не просто ностальгия. Американская цивилизация велика и притягательна. У нее не только бульдожья хватка успешного бизнесмена, но и широкая улыбка простого парня, зарабатывающего на хлеб простым трудом. В этой цивилизации есть нечто от евангельской глубины и широты, есть открытость и смелость. Не понимать этого означает пребывать в плену идеологических предрассудков и иметь черствую душу. Но вот я втягиваю носом воздух этой цивилизации и чувствую, что на отрывном календаре осталось не так много листков. Америка вступила в полосу заката, падения, развала. Конечно, ее падание может быть долгим, как тормозной путь поезда, но она больна. Доказательства? У меня их нет. Они есть у тех, кто здесь живет и знает нюансы народной психологии, динамику нарастания сложностей, накопление изменений в повседневной жизни. А у меня только «чуйка». Еще небоскребы мешают облакам плыть по небу, а в Бостоне болеют за «Брюинс», еще авианосцы пенят воду в Мировом океане, а в национальных парках стоят доисторические дубы в десять обхватов. Все еще есть, включая хайвэи, великую литературу и национальное многообразие. Но есть и стойкое чувство, навязчивое, как запах. Чувство того, что город в кольце и кольцо сжимается.

Кровавая слава Аль Капоне связана с Чикаго. А бесславное падение и последующая «гибель с шумом» связаны уже с Сан-Франциско. Там, в островной тюрьме Алькатрас окончились его дни. Мое путешествие пролегает по маршруту его заката: сначала Чикаго, потом – Сан-Франциско. И это не сознательный план. Просто так получилось. Боже! До чего же долго опять лететь! Шесть часов! Если представить Штаты в виде человеческого манекена, то лететь приходится по диагонали – от правого плеча до левого бедра. Все таки я сухопутный человек и странно, как это я вообще дерзнул на такие перемещения в пространстве.

Рака с мощами свт.Иоанна Шанхайского. Фото: Православие.ru
Рака с мощами свт.Иоанна Шанхайского. Фото: Православие.ru
Вечером служба в соборе. Подошел к мощам Иоанна Шанхайского и … должен был быстрее отойти, чтобы не забиться в истерике. Сердце само подкатывает к горлу и слезы льются, как из опрокинутого стакана. Ради этого стоило терпеть любой перелет. До чего же благодатен этот человек! О, Господи! У меня нет слов. Научи меня молчать и плакать. После службы встреча с местной русской общиной. Очень тепло и радостно. Куда-то девалась усталость. Говорили много и о смешном, и о грустном.

Мой биологический будильник продолжает поднимать меня в четыре часа по местному времени, и значит сплю по два-три часа в сутки вот уже который день. От недосыпания совсем не хочется есть, что лишь доказывает то, что переесть лучше, чем недоспать. Служил Литургию в соборе. Причащались несколько американцев, молодая пара македонцев и несколько перешедших в православие пожилых коптских женщин (чернокожие, одетые в белые балахоны, поднимающие руки на молитве – чудо!). Реальная Вселенская Церковь, не знающая разделения на этносы. После службы завтрак у одного из клириков собора. Есть не хочу и много говорим. Опять таки о чувстве заката. Батюшка подтверждает мои догадки. Он говорит: Америка 60-х и 70-х все еще была страной семейных ценностей, молитвы и упорного труда. В последние же десятилетия все стремительно меняется. Рушится семья, усиливаеться отчуждение между поколениями, ведется агрессивная проповедь антихристианских «ценностей». Против геев говорить не смей, против абортов говорить не смей, и так далее. Единственное место свободы – богослужение. В него пока не залезли. Пока. Получается, что в Америку ехали и плыли за свободой, а оказалось, что у нас теперь свободы больше. Американская же действительность угрожает превращением в некий концлагерь очень больших размеров и с очень либеральной риторикой. К тому же «наши» очень не активны, и сознание у них какое-то эмигрантское, «чемоданное». При такой ситуации обычно бывает глубокая бесплодность. Спасает Владыка Иоанн, и при его мощах собор живет в режиме паломнического центра.

Форт Росс. Фото: academiamarginalia.wordpress.com
Форт Росс. Фото: academiamarginalia.wordpress.com
Сан-Франциско – холмы и ветер. Форт Росс – крайняя точка русского присутствия в Америке. Дорога – через провинциальную Америку, красивую в своей простоте и очень похожую на наши широты и пейзажи. Думаю о том, что основа сильного государства – устойчивый психологический тип гражданина. Если какая-то мораль родила большую страну и потом изменилась, мутировала – стране не устоять. Экономика не спасает изменения в психотипе. Так, среди тягостных раздумий на великом и могучем, по серпантину наконец добрались до деревянного частокола русской колонии. Здесь была любовная история (Юнона и Авось), здесь алеутов и кешая (такое племя) крестил и венчал митр. Иннокентий (Вениаминов), здесь русских любят, в отличие от большинства мест на планете. Любят за то, что наши предки были милостивы к местным индейцам, не в пример испанцам или англичанам. Мы стреляли из пушки, пели тропарь Вознесению в часовне, молились на кладбище, and so on. Чувство слезное, глубокое и где-то схожее с чувством на кладбище Сен-Женевьев –Дюбуа. Возвращаемся поздно. Так поздно, что слов нет, а вместе с тем я совсем сбился с графика сна и вполне подражаю Владыке Иоанну, спавшему урывками и сидя в дороге.

Наутро обратный полет в Чикаго. Облака за окном, отсиженная «пятая точка», выдача багажа, многолюдство, сложный траффик на дороге в город, вечером – гости и разговоры обо всем на свете. У местных наших людей страшный дифицит качественного общения. И сами люди очень интересны, ярки, но лепить из них живые приходы никто не научился ни здесь, ни на исторической Родине.

Поутру беседа на местном русском радио. Тема – гомосексуализм. Вместо запланированных 20-ти минут говорим в эфире час! Звонки разрываются и телефоны в студии нагреты! Попадание стопроцентное. Эта тема – местный бич, свистящий в воздухе и находящийся в неизвестно чьих руках. На эту тему пришлось говорить еще весь день в разных местах. Мне говорят: это личное дело каждого, и не лезьте. Стихийные противники извращений говорят, что это гнусь, но это не аргумент. Я же говорю, что ярко увидел умом, и пытаюсь объяснить, что это – изменение нравственного кода коренного американца. И если это так, то страна, построенная на одном моральном законе, неизбежно рухнет при перемене его на другой. Христианская цивилизация (а Америка – яркий ее представитель, хоть это и не всем нашим по нраву слышать) стоит среди прочего на римском праве. А там сказано, что брак есть «добровольный союз мужчины и женщины, и равное участие в правах Божественных и земных». Сегодня код изменен. Брак это уже союз не мужчины и женщины, а двух людей. Таким образом в сложных инженерных рассчетах заменили несколько важных величин. Как теперь зданию не упасть? Из фундамента Западной христианской цивилизации вынули несколько плит, и это здание накренилось а-ля Пизанская башня. Радоваться не надо, потому что такие шкафы громко падают. Так громко, что падение Союза будет «цветочками» типа ромашек и лютиков. Так вот в чем наше призвание, господин Чаадаев! Русь может сохранить классическую мораль, как основу выживания христианского мира, и стать тем маячком нравственной свободы для «западных», каким были передачи «Голоса Америки» для нас во время оно. И это – лишь одно из наших слов, которые до сих пор не звучали. А вообще чувство смутное и грустное. Чувство пребываения в тюрьме, где по утрам нужно воодушевленно петь гимн исправительному заведению. Вечером – ужин у интересных людей. Как всегда хочу спать, значит – не могу есть, чем, вероятно, оскорбляю хозяек.

Наконец сплю по-местному и не просыпаюсь в 4 утра. Сегодня наш путь в Новую Грачаницу. Я очень хочу домой. Просто очень. Мысль, что здесь можно задержаться надолго или остаться насовсем – подлинный кошмар для ума. Но три последних дня обещают быть весьма насыщенными.

Монастырь Новая Грачаница
Монастырь Новая Грачаница
Мы в монастыре. Сербы строят так широко и основательно, что диву даешься. У них тоже был свій раскол на Зарубежную свободную Церковь и Церковь на Родине, не совсем свободную от комунистов во время оно. При Патриархе Павле раскол был уврачеван. Слава Богу! Сразу по приезде у нас лекция. Рассказываю о смысле молитв обручения и венчания, чтобы через них открыть взгляд Церкви на брак. Есть не могу (что-то с желудком). Сербы как один в качестве лекарства рекомендуют сливовицу. Наши люди! Поздним вечером у костра беседа о том, что я люблю больше всего – о Литургии. Один минус – на улице нужно усиливать голос, а он у меня далеко не шаляпинский. Боюсь сорвать связки.

Иногда на меня накатывает тоска, которую невозможно перенести, если бы она задержалась. Я вообще склонен к печали и мучаюсь даже от коротких разлук. Но благо – сегодня Задушная суббота накануне Троицы. Служим у сербов. Ко времени канона я уже дерзаю читать возгласы по сербски. Отец Серафим одобрительно улыбается и после службы с любовью говорит, что я стал сербом. Я и не против. Вообще они милейшие люди – владыка Лонгин, отец Серафим и остальные. А еще очень красивые: статные, сильные, крупной кости, с выразительными лицами. Ничего общего или бесцветного. Положительно – прекрасный народ. Днем еще две лекции, а вечером – наскоком в Либертивилль, где лежало тело Николая Велемировича. При переносе мощей часть осталась в могиле, то есть Владыка пожелал не до конца расставаться с Американской землей и сербами, здесь живущими. Пропели величание и смахнули слезу. Слава Тебе, Сладчайший Иисусе!

Передо мной вырастают в значении и духовной красоте три святителя 20-го века: Лука Крымский, Иоанн Шанхайский и Николай Жичский. Все разные и все удивительные. Доктор, аскет и поэт. Исповедник, молитвенник и певец Бога. Все трое терпеливы, все трое биты и терты как чужими, так и своими. Все трое близки к нам по времени, так что и в самолетах летали, и по телефону разговаривали, и драконово дыхание современности отражали крестным знамением. Хорошо бы написать их совместную икону, как братское подобие Трех Вселенских учителей. Кто из них кому бы соответствовал? Лука похож на Василия, поскольку строг и адаманту подобен. А вот Иоанн и Григорий одновременно похожи на Максимовича и Велемировича. Велемирович сладкогласен, как Иоанн, но и возвышен, как Григорий. А Максимович – такой же уединенный молитвенник, как Назианзин, но и такой же народный вождь, как Златоуст. Все это нужно додумать и соборно обсудить. Но сама мысль мне кажется яркой и достойной внимания. И уже не сербы только, и не русские должны просить у Святителей молитв, но вся Церковь Вселенская должна взывать к ним: «Молите Бога о нас, чудные Христовы архипастыри времен предпоследних!»

Завтра домой! Это так же весело, как идти в школу накануне летних каникул. Правда сегодня еще служба Троицы, и лекции, и встречи. И Владыка просит (требует) служить с ним. Я не против. Я всегда рад, лишь бы сил хватило.

Сил хватило. Послужили, облобызались, попрощались и обязались молиться друг за друга. Уже в аэропорту я понимаю, как важно мое сюда пришествие. Важно для меня самого. Я совсем по иному чувствую и вижу нашу измученную и дезориентированную Родину. Она свободна и прекрасна, как ни одна страна в мире. И об этом я скоро буду говорить на каждом перекрестке, на тех «распутиях», о которых говорит Евангелие. Если Бог благословит…

Иллинойс 2013 г. от Р. Х.

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • В четверг — лучшие тематические подборки, истории читателей портала, новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Смотри также
Венеция Венеция
Прот. Андрей Ткачев
Венеция Венеция
Протоиерей Андрей Ткачев
Вы телом приходите туда, куда прежде тела уходил ваш ум. Это важно! В стихах, в науке, в молитве мы предпосылаем ум, как соглядатая Земли Обетованной, вперед, туда, куда не может сразу прийти основное войско. Потом, вслед за умом, хоть и не сразу, туда подтягивается вся жизнь: и тело, и занятия, и родственники.
Париж Париж
Протоиерей Андрей Ткачев
Живет Париж жизнью многоуровневой и сложной. И в ежедневной газете есть ежедневные слова о вере, а не только сводки с полей политических баталий. Люди едут в этот город за легкостью и ищут этой самой легкости, а ее либо нет, либо она оплачена чьей-то серьезностью. Отнестись к Парижу легкомысленно – значит проявить себя самого как человека легкомысленного.
Константинополь Константинополь
Протоиерей Андрей Ткачев
Люди уезжают и возвращаются. Самолеты в аэропортах, как мухи в летний день над разрезанной дыней, взлетают, снижаются, выруливают на взлет, набирают высоту. Чемоданы и сумки набиты подарками и сувенирами. Карточки цифровых фотоаппаратов хранят вырванные из жизни кадры воспоминаний. Человечество кочует в поисках работы, безопасности, свежих впечатлений. Человек ищет себя и ныряет в воздух чужих стран за новыми ощущениями.
Комментарии
Евгения Томашевская 3 июня 2014, 00:00
кто ныне будет нам писать, кто будет внимать, украинцы, мы теряем дары Бога...
Василий14 августа 2013, 15:00
Елене. Но ведь точно также и многих соотечественников устраиваетвсе в России - в том числе разрушение науки, культуры и образования, разложение армии.
Елена13 июля 2013, 19:00
ЛАРЕ, да согласна с Вами, мы поэтому еще и живы, что вся наша жизнь с церковью, мой сын с 4 лет прислуживает алтарником.Те "русскоговорящие", которые живут без церкви, как правило не любят Россию, и их все здесь устраивает, в том числе и секспросвет в школе.
Нина12 июля 2013, 23:00
Слушать проповеди на КРТ и читать статьи отца Андрея одно удовольствие, Живое слово, которое цепляет душу, и ох как не права Валентина (от 01.07.13), которая во всей статье увидела только естественное желание батюшки - выспаться.
Анна10 июля 2013, 12:00
"у нас в аэропорту молитвой тоже не пахнет" для сравнения: в аэропорту Чары (Забайкалье) в простенке окон икона Спасителя и ниже текст молитвы перед воздушным путешествием! Спаси Господи!
Екатерина 9 июля 2013, 16:00
Отец Андрей, спасибо, как всегда, интересно, и, как всегда, в точку. С Вашей тягой к путешествиям, - наверное, Вам будет интересно когда-нибудь поглубже познакомиться с Голландией, - тут много всего интересного, кроме "северной Венеции", геев, алмазов и тюльпанов, в том числе, трудолюбивый и здавомыслящий народ, русские и греческие православные приходы, женский греческий монастырь, бывший актер, а ныне православный голландец-отшельник...
Лара 8 июля 2013, 10:00
ЕЛЕНЕ: "в шлолах пропаганда педерастии и секспросвет... здравомислящие люди надеются только на РОССИЮ!!!" и МАРИИ, написавшей "Всё им чудится, что у нас тут ад, а рай начинается прямо за границей." --- Здравомыслящие люди надеются на Христа, в какой бы стране они ни жили, ибо и в России, и в Украине хватает грязи, и уже и в школах. У здравомыслящих нет иллюзий насчет запада, что будто бы там рай. Живя за границей, они объединяются вокруг Церкви Христовой, хоть и бывают сложности. А живущие на Родине всё изображают из себя борцов с "непонимающими" соотечественниками, что вызывает удивление.
Николай 8 июля 2013, 00:00
Путевые заметки о. Андрея по Америке весьма точные, оригинальные, достаточно обьективные и с юмором. Про ситуацию и перспективы США все правильно. Не надо быть прорицателем, достаточно посмотреть в гугле динамику госдолга США, чтобы понять куда едет эта страна, других аргументов не надо. "Ну это нормально..."- как говорил герой Машкова в фильме "Охота на пиранью". Это про США, но меня несколько удивляет такой же непредвзятый отстраненно "туристический" взгляд о. Андрея на РПЦЗ. "Наши" упоминаются почему-то в кавычках, хотя разделения МП и РПЦЗ уже нет и речь идет о едином целом. Сознание эмигрантское, чемоданное, с подозрением на глубокую бесплодность. Диагноз. Как говорится- "Кстати, о Западе. С удовлетворением могу отметить, что Запад успешно загнивает. Но не будем на этом останавливаться, это, в конце концов, их нравы."
Василий Украниец 6 июля 2013, 23:00
Валентине ""слишком много о себе, любимом"" Предтставьте себе,Валентина, мне о. Андрей и то как ему было в Штатах намного интереснее чем сама Америка. Спасибо о. Андрею за кусочек своей жизни отданой нам! Не совсем только по душе его восторг от молящихся с поднятыми вверх руками женщин...у нас этого хоть отбавляй - уже и противно...литургисантки...
Валентина 6 июля 2013, 14:00
Всегда с интересом читаю статьи о. Андрея о путешествиях и не только. И на этот раз до слез почувствовала русскую душу! Спаси, Господи, Вас отец Андрей! Что касается комментария Валентины-тезки моей-стыдно! Если можете, Вы- напишите, что-нибудь лучше, грамотнее, интереснее. Не у всех есть возможность правильно орфографически писать; кто-уставший, кто-то, живущий на стороне далече забывает свой язык и грамматику, да разве это важно! Вот тебе и "не осуди"! Простите нас честный Отче!
ЕЛЕНА 6 июля 2013, 07:00
Благодарю ВАС, батюшка. Все очень правильно подметили и быстро разобрались во всем. 22 пода как живу в Канаде, в АМерике была несколько раз и то только в Jordanvill монастыре. Очень не люблю эту страну, хотя Канада ее доганяет.Да ни одну страну мира нельзя сравнит с Русью Святой, но Это понимают в основном православые, Эх бить бы 22 года назад воцерковленным человеком... Только безумные могут добровольно покинуть Святую Русь!!! О какой свободе говорить здесь, я чтобы сохранить своего ребенка в чистоте, забрала его из шлолы и учу дома сама, трудно, но Господь помогает, в шлолах пропаганда педерастии и секспросвет. Толькоб что била в России и как Вы пишете, я тоже где могла говорила людям о том , что лучше России нетстраны на планете Земля,приводила им примеры из западной жизни, свои примеры, очивидца совытий и сравнивала все ето с Россией. И что удивительно люди отходили окрыленные, с надеждой, что Русь жива!!! Русским людям постоянно 24 часа в сутки навязыввают негатив о стране и рисуют рай на Западе. Но они не учитывают нас Русских, кто живет на Западе и видит всю мерзость и ложь. А молчать ми не будем и даже на Западе- здравомислящие люди надеются только на РОССИЮ!!!
Мария 5 июля 2013, 02:00
"Она свободна и прекрасна, как ни одна страна в мире. И об этом я скоро буду говорить на каждом перекрестке" Так!!! Мне тоже довелось немало поездить по миру, и я всё больше убеждаюсь, что наша истерзанная врагами внутренними и внешними Родина - самая прекрасная в мире. Люди наши удивляются, когда им об этом говоришь. Всё им чудится, что у нас тут ад, а рай начинается прямо за границей. И я теперь не оставляю таких разговоров, пока не внесу хотя бы сомнение в этом странном и вредном убеждении. И Церковь наша - единственная сейчас хранительница нашей чистоты. Об этом говорить совсем сложно, некоторые просто пропускают мимо ушей, но большинство начинает мягко или агрессивно протестовать. Мало кто понимает истинную роль Церкви, Православия в нашем спасении в этой жизни, не говоря уж про вечную. Спаси нас всех, Иисусе Христе. Спасибо Вам, отец Андрей, за замечательные записки.
Марина 4 июля 2013, 21:00
Спасибо батюшке за возможность, хоть его глазами, но побывать в Америке. Вряд ли когда решусь сама поехать туда, да не особо и хочу... Но не об этом. Я про три канона. Да, возможно да и скорее чаще всего читаем мы их автоматом, редко, очень редко молитвенно по-настоящему. Но.... я сейчас в Болгарии отдыхаю и что больше всего меня неприятно удивило и угнетает - отсутствие местных прихожан в храмах. На службе 95% русские, которые приехали на отдых. А местных нет... можно без платков, можно сидеть в храме на службе, везде есть стулья, можно не исповедываться .. но вот возможно идя на поводу слабостей человеческих, мы и теряем вообще возможность верить? И может быть три канона прочитанных автоматом тоже действенны, да я даже уверена, что действенны.
Taitana Wilson 4 июля 2013, 15:00
Я живу во Франции, и, как правильно заметил отец Андрей, как и у всех за рубежом, "страшный дефицит качественного общения". Очень помогает этот сайт, Спаси, Господи, всех, кто в нём участвует. И, конечно, статьи о. Андрея о его поездках за рубеж читаем с огромным интересом. Поразительно, как этот молодой ещё человек, живущий "дома", не только понимает, а ещё чувствует и "гнилость", и хорошее, что от него осталось. Дай Вам Бог здоровья! Мы всегда с нетерпением открываем Ваши статьи и перечитываем их. Уверены, что они близки и понятны самым разным читателям. Спаси Господи! р.б. Татьяна
Fr. Eugene Grushetsky 4 июля 2013, 00:00
Американские впечатления о. Андрея, сделанные с высоты российского полета, легки , но симптоматичны. В одном месте у него проскользнуло замечание о канонах, о которых так любят спрашивать российские батюшки своих прихожан на исповеди. Видно, считается, что прочитавший три канона, принял Духа Божия и готов к приобщению. Беда в том, что за канонами не обязательно открывается Дух, потому, думается, о. Андрей и не спрашивает своих верных: "приняли ли вы Духа, прочитав правило ?". Прихожанин может ответить, как уверовавшие в Деяниях: Мол, мы и не знаем ничего о Духе. (Деян, 19, 1-3). Чтение канонов и правил давно заменило собой действительную духовную жизнь, как здесь в Америке, так и там у вас в России. Поэтому для меня упоминание о. Андреем вопроса о канонах является симптомом o подменe реальной жизни в Духе, которые совершились в церковной жизни современных христиан. Прочтение канонов заменило, увы, стяжание Духа Божия.
Александр А. 3 июля 2013, 16:00
"Америка 60-х и 70-х все еще была страной семейных ценностей, молитвы и упорного труда". Вообще-то на упомянутые годы как раз пришёлся разгар движения хиппи. Про "загнивающий Запад" я вроде уже где-то слышал. В далёком пионерском детстве. Сгнил вот только не Запад.
Юлия 3 июля 2013, 14:00
Спасибо! очень интересно!
раба Божия Тамара 3 июля 2013, 00:00
Проблема церкви за границей - очень большая! На Пасху была в нашей Московского Патриархата церкви в Йорке - народу прихожан около 30, некоторые приехали только снедь освятить! большинство - с соседних городов. Служба -1 раз в месяц!!! Церковь - арендованный протестанский храм! Но люди рады и счастливы быть на службе - это глоток Святого Духа! и едут и идут. Хотя, тоже отмечу - большинство прихожан - с Украины, Белорусии и Прибалтики. есть поляки, сербы и т.д. Именно с России - очень мало. мне показалось, что только батюшка был россиянин. Такая церковь держится на энтузиазме нескольких человек. Без поддержки с Патриархата церковь бы не просуществовала. Но она очень нужна! Спасибо всем! Благословение Господа нашего на всех!
Александр 2 июля 2013, 17:00
Хорошо сравнение Америки с Пизанской башней. Нам бы самим устоять. Прочитал - и ещё больше утвердился, что Святая Русь всё ещё святая.
Лара 2 июля 2013, 13:00
ЕВГЕНИЮ: "Священник активно приглашает всех, кто может и не может, приходить на службу (в Нью-Йорке). - Вам везёт ) А вот наши в Шанхае... там по-другому.
Лара 2 июля 2013, 13:00
"Она свободна и прекрасна, как ни одна страна в мире. И об этом я скоро буду говорить" Да-а?? свободна? а, ну хорошо, интересно будет послушать об этом. Надеюсь и здесь новые статьи будут.
Светлана 2 июля 2013, 12:00
Спасибо, отец Андрей! Ваши статьи - чудо. Ждем новых!
Иоанн 2 июля 2013, 09:00
Валентине. И это всё, что Вы увидели в этом замечательном эссе? Если так, то мне искренне жалко Вас. Думаю, что не ошибусь, если предположу, что многие читали это со слезами на глазах...
Брат 2 2 июля 2013, 04:00
ну вообще то про то, что Чикаго это гнилое место, я не соглашусь.... больше как дикий лук, или вонючее место, "skunk place" вот ссылка: http://www.upchicago.com/shikaakwa-shikako-checagou-chicago-the-origins-of-the-name-chicago
Василий 1 июля 2013, 23:00
Евгению из Нью-Йорка. Проходите в Св. Николаевский Собор на 15 East 97th Street, New York, NY 10029 http://ruschurchusa.org/ru/ там как в России службы.
ирина 1 июля 2013, 19:00
нижайший поклон за труды! Благодати Вам Божией!
Евгений 1 июля 2013, 18:00
Где тут будет славянский язык? Господи, помоги. Имигранты из России в основном на Брайтоне живут, "чужих" (мексиканцев и прочих) к себе не пускают. Там есть русские церкви тоже. А наша - ПЦА. Американская церковь. И вот сколько проблем. Еще одна проблема - это в церквях одни пенсионеры. В хоре - пенсионеры (за 60 уже многим, а кому-то и больше). В основном это те люди, которые приехали в США 30 лет назад - в 80-х. Их дети пока ходят в храм - потому что воскресная школа, помогают священнику. А что дальше? Дальше университет где-нибудь в Бостоне. И прощай, церковь. А "новых" людей нет. Благодаря детям, родители приезжают в храм на службу. Так что благодарите Бога, кто в России, в Беларуси или на Украине, что у вы не сталкиваетесь с проблемами, как организовать и привлечь людей, ведь люди приходят в храм сами! А тут, мы как пятидесятники, вынуждены привлекать людей, после службы с прихожанами чай и кофе, сэндвичи. Насильно, конечно, никого не загонишь, но стараемся. В молодежь надо вкладывать, иначе нет будущего у церкви в США. А как это сделать? Извините, что так сумбурно написал. Всем успехов и помощи Божией! Просим ваших святых молитв.
Евгений 1 июля 2013, 18:00
Хорошо, что часть прихожан поет в хоре, а так бы и эти не приезжали. Профессиональных певчих у нас нет. Все прихожане -выходцы из восточной Польши (большинство), кто-то из Беларуси и Украины. Из России нет почти никого! Есть немного американцев. Почему? Многие живут в разных концах города, и добираться на машине кому-то 40 минут, кому-то час. Многие оправдывают себя тем, что работают, и хочется в субботу отдохнуть, ведь в воскресенье нужно быть в храме. Я не знаю, какая должна быть миссия в церкви, чтобы привлечь людей. Служба у нас по-церковно-славянски и по-английски. Иммигранты не знают английского. Многие поляки не знают славянского и русского, а американцы и подавно. Я сам английским владею не в совершенстве. Мне иногда тяжело и приходится готовиться, заранее текст английский просматривать. И вот такой замкнутый круг. Ни хор невозможно подготовить (я регент в храме), ни людей как-то привлечь. Молодое поколение говорит только по-английски и очень мало на языке родителей, если они с Польши, то на польском. И все. Как привлечь, как обучить? Директор школы - американка, и преподаватели тоже с детьми по-английски.
Евгений 1 июля 2013, 18:00
Спасибо за статью! Сам сейчас в Нью-Йорке. Конечно, другая культура, другой подход к службе, к работе с людьми. Выпускников воскресной школы - 3 человека (2 молодых паренька и девушка). И не знаешь, ни то радоваться, ни то плакать. Священник активно приглашает всех, кто может и не может, приходить на службу. Даже если приезжают в храм туристы - американцы или еще кто-то - батюшка обязательно побеседует, пригласит посетить нас. В субботу на Вечерне -5 человек(полное бдение не служится, потому что и так мало людей - так говорит священник). По мне, так я привык нормальную службу служить, Вечерня, Утреня, 1 час. Бдение служат только на двунадесятые праздники, и то, сокращают псалтирь (кафизмы вообще не читаются, стразу Хвалие имя Господне).
ольга 1 июля 2013, 17:00
Боже! Какое счастье слышать добрые слова о РОДИНЕ! А то всё больше впечатление что живем не на Родине ,а на чужбине. Через средства массовой информации столько идет "чужого",что хочется вернуться домой...
Андрей 1 июля 2013, 15:00
"....И об этом я скоро буду говорить на каждом перекрестке, на тех «распутиях», о которых говорит Евангелие. Если Бог благословит…" Пусть Господь Бог благословит Вас на новые проповеди, которые Вы стараетесь донести до нас грешных, а мы с нетерпением будем их ждать. Храни Вас Господь от.Андрей.
Алексей 1 июля 2013, 15:00
Спасибо, отец Андрей за новую и как всегда интересную статью - читается на одном дыхании, сопереживая вашим трудностям и обстоятельствам в столь далеком путешествии.
Марина 1 июля 2013, 15:00
СпасиБог! Это был коротенький эссе по горячим следам путешествующего, будем ждать другого, более подробного и более осмысленного на Родине, отчёта о поездке. Помоги Вам Боже, батюшка!
Галина 1 июля 2013, 15:00
Спасибо, отец Андрей! Пожалуйста, пишите еще. Ждем ваших статей как глотка чистого воздуха! Вы говорите то, о чем другие думают, но так сказать не умеют.
валентина 1 июля 2013, 12:00
слишком много о себе, любимом и грамматических ошибок
Евгений 1 июля 2013, 12:00
Спасибо отец Андрей, прямо в точку.
Светлана 1 июля 2013, 12:00
Спаси Господи, сердца наши бьются в унисон и мысли об одном, но смутные мои - вы ясно и просто воплощаете в хрустальную чистоту пастырского слова. Пишите, отче!
Маргарита 1 июля 2013, 09:00
Спасибо, отец Андрей!
lyudmila toll 1 июля 2013, 06:00
Спасибо отче Андрей , прочитала стремглав как будто в жаркий полдень воды из лесного ручья напилась. Не только Америка но все страны мира изменяются ..... но все же в Америке можно встретить добрых настоящих истинно верующих Христиан среди коренных Американцев-- так что не все потеряно СЛАВА БОГУ ЗА ВСЕ
Здесь Вы можете оставить свой комментарий к данной статье. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке