—ербска€

 раткое жизнеописание св€тител€ Ќикола€ —ербского (¬елимировича), епископа ќхридского и ∆ичского

Ѕудущий св€титель родилс€ 23 декабр€ 1880 года в кресть€нской семье в самом центре —ербии. ≈го родное село Ћелич расположено неподалеку от ¬альева. –одители будущего архиере€, кресть€не ƒрагомир и  атарина, были людьми благочестивыми и пользовались уважением соседей. »х первенец вскоре после рождени€ был крещен с именем Ќикола в монастыре „елие. –аннее детство его прошло в родительском доме, где в обществе братьев и сестер мальчик рос, укрепл€€сь духом и телом и получа€ первые уроки благочести€. ћать часто водила сына на богомолье в монастырь, первый опыт богообщени€ крепко запечатлелс€ в детской душе.

ѕозднее отец отвел Ќиколу в тот же монастырь учитьс€ грамоте. ”же в раннем детстве в мальчике про€вились незаур€дные способности и усердие к учебе. ѕо воспоминани€м современников, в школьные годы Ќикола нередко предпочитал уединение детским забавам. Ќа школьных переменах он убегал на монастырскую колокольню и там предавалс€ чтению и молитве. ¬о врем€ учебы в гимназии в ¬альево он был одним из лучших учеников. ¬месте с тем ему приходилось самосто€тельно заботитьс€ о хлебе насущном. ѕараллельно с учебой он, как и многие его сверстники, прислуживал в домах горожан.

ѕо окончании 6-го класса гимназии Ќикола хотел сначала поступить в ¬оенную академию, но медицинска€ комисси€ признала его не годным дл€ офицерской службы. “огда он подал документы и был прин€т в Ѕелградскую семинарию. «десь Ќикола быстро выделилс€ своими успехами в учебе, которые были пр€мым следствием его упорного труда и прилежани€, столь необходимого дл€ раскрыти€ полученных от Ѕога талантов. ¬сегда помн€ о том, насколько великим грехом будет закопать талант Ѕожий, он неустанно трудилс€ над тем, чтобы его преумножить. ¬о врем€ учебы он читал не только учебную литературу, но познакомилс€ и со многими классическими произведени€ми, принадлежащими к сокровищнице мировой литературы. —воими ораторскими способност€ми и даром слова Ќикола удивл€л учеников и преподавателей семинарии. ¬о врем€ учебы он принимал участие в издании газеты Ђ’ристианский благовестникї, где публиковал свои статьи. ¬месте с тем в семинарские годы Ќикола терпел крайнюю нужду и лишени€, следствием которых стал физический недуг, от которого он страдал на прот€жении нескольких лет.

ѕо окончании семинарии он учительствовал в селах неподалеку от ¬альева, где еще ближе познакомилс€ с жизнью и душевным устроением своего народа. ¬ это врем€ он близко дружил со св€щенником —аввой ѕоповичем и помогал ему в его служении. Ћетние каникулы по совету врача Ќикола проводил у мор€, где познакомилс€ со св€тын€ми јдриатического побережь€ „ерногории и ƒалмации. —о временем впечатлени€, полученные в этих кра€х, нашли отражение в его ранних произведени€х.

¬скоре по решению церковного св€щенноначали€ Ќикола ¬елимирович вошел в число государственных стипендиатов и был направлен на учебу за границу. “ак он попал на —тарокатолический богословский факультет в Ѕерне (Ўвейцари€), где в 1908 году защитил докторскую диссертацию на тему Ђ¬ера в воскресение ’ристово как основной догмат јпостольской ÷ерквиї. —ледующий 1909 год он провел в ќксфорде, где подготовил диссертацию по философии Ѕеркли, которую затем защитил на французском €зыке в ∆еневе.

¬ лучших европейских университетах он с жадностью впитывал знани€, приобрет€ с годами прекрасное дл€ того времени образование. Ѕлагодар€ своему оригинальному мышлению и феноменальной пам€ти ему удалось обогатитьс€ многими знани€ми и затем найти им достойное применение.

ќсенью 1909 года Ќикола возвращаетс€ на родину, где т€жело заболевает. Ўесть недель он проводит в больничных поко€х, но, несмотр€ на смертельную опасность, упование на волю Ѕожию ни на минуту не покидает молодого подвижника. ¬ это врем€ он дает обет, что в случае выздоровлени€ примет монашеский постриг и без остатка посв€тит свою жизнь усердному служению Ѕогу и ÷еркви. ƒействительно, поправившись и выйд€ из больницы, он вскоре прин€л монашество с именем Ќиколай и 20 декабр€ 1909 года был рукоположен в св€щеннический сан.

„ерез некоторое врем€ —ербский митрополит ƒимитрий (ѕавлович) направл€ет отца Ќикола€ в –оссию дл€ того, чтобы он ближе познакомилс€ с русской церковной и богословской традицией. —ербский богослов проводит в –оссии год, посеща€ ее многочисленные св€тыни и ближе знаком€сь с душевным устроением русского человека. ѕребывание в –оссии оказало огромное вли€ние на мировоззрение отца Ќикола€.

ѕосле возвращени€ в —ербию он преподает в Ѕелградской семинарии философию, логику, психологию, историю и иностранные €зыки. ≈го де€тельность не ограничиваетс€ только стенами духовного училища. ќн много пишет и публикует в различных издани€х свои статьи, беседы и исследовани€ на различные философско-богословские темы. ћолодой ученый иеромонах выступает с беседами и лекци€ми по всей —ербии, благодар€ чему приобретает широкую известность. ≈го выступлени€ и беседы посв€щены, в первую очередь, различным нравственным аспектам народной жизни. Ќепривычна€ и оригинальна€ ораторска€ манера отца Ќикола€ особо привлекает сербскую интеллигенцию.

»еромонах Ќиколай (¬елимирович) »еромонах Ќиколай (¬елимирович)
ќтец Ќиколай, принимавший активное участие в общественной жизни, вызывал у многих удивление и уважение. Ќе только в Ѕелграде, но и в других сербских кра€х начали говорить об образованном собеседнике и ораторе. ¬ 1912 году он был приглашен на торжества в —араево. ≈го приезд и выступлени€ вызвали воодушевление в среде сербской молодежи Ѕоснии и √ерцеговины. «десь он познакомилс€ с лучшими представител€ми местной сербской интеллигенции. яркие и смелые высказывани€ отца Ќикола€ не могли остатьс€ незамеченным со стороны австрийских властей, управл€вших Ѕоснией и √ерцеговиной. Ќа обратном пути в —ербию он был задержан на несколько дней на границе, а на следующий год австрийские власти не разрешили ему приехать в «агреб дл€ участи€ в торжествах, посв€щенных пам€ти митрополита ѕетра (ѕетровича-Ќегоша). ќднако его приветственна€ речь все-таки была передана и зачитана перед собравшимис€.

“руды отца Ќикола€ на благо своего народа умножились, когда в начале XX века —ерби€ вновь вступила на тернистый путь освободительных войн. ¬о врем€ Ѕалканских и ѕервой мировой войн иеромонах Ќиколай не только внимательно следил за развитием событий на фронте и в тылу и выступал с речами, поддержива€ и укрепл€€ сербский народ в его борьбе, но и непосредственно участвовал в оказании помощи пострадавшим, раненым и обездоленным. —вое жалование он пожертвовал до окончани€ войны на нужды государства. »звестен случай, когда иеромонах Ќиколай принимал участие в смелой операции сербских войск в начале ѕервой мировой войны. ѕо воспоминани€м генерала ƒжукича, в сент€бре 1914 года св€щенник вместе с сербскими солдатами высадилс€ на противоположный берег реки —авы и даже прин€л на короткое врем€ командование небольшим отр€дом в ходе кратковременного освобождени€ «емуна.

ќднако как дипломат и оратор, владеющий несколькими европейскими €зыками, иеромонах Ќиколай мог принести намного больше пользы сербскому народу в его неравной и отча€нной борьбе. ¬ апреле 1915 года он был послан сербским правительством в —Ўј и ¬еликобританию, где самоотверженно трудилс€ на пользу сербских национальных интересов. —о свойственными ему мудростью и красноречием отец Ќиколай старалс€ донести до западных союзников истинную картину страданий сербского народа. ќн посто€нно выступал с лекци€ми в храмах, университетах и других общественных местах, внос€ таким образом неоценимый вклад в дело спасени€ и освобождени€ своего народа. ≈му удалось идейно объединить не только православных, но и римо-католиков, униатов и протестантов, все более склон€вшихс€ к идее борьбы за освобождение и объединение южнослав€нских народов.

Ќе в последнюю очередь благодар€ де€тельности отца Ќикола€ немалое число добровольцев из-за границы отправилось сражатьс€ на Ѕалканы, так что высказывание одного английского офицера о том, что отец Ќиколай Ђбыл третьей армиейї, можно считать вполне справедливым.

25 марта 1919 года иеромонах Ќиколай избран епископом ∆ичским, а уже в конце 1920 году переведен на ќхридскую епархию. »менно возглавл€€ ќхридскую и ∆ичскую кафедры владыка Ќиколай развил во всей полноте свою де€тельность по всем направлени€м церковной жизни, не оставл€€ при этом и богословско-литературных трудов.

¬не вс€кого сомнени€, особое впечатление на владыку Ќикола€ оказал древний ќхрид Ц колыбель слав€нской письменности и культуры. »менно здесь, в ќхриде, в св€тителе произошла глубока€ внутренн€€ перемена, котора€ с этого времени была особенно €вной. Ёто внутреннее духовное перерождение и внешне про€вл€лось во многом: в речах, поступках и творени€х.

¬ерность св€тоотеческим традици€м и жизнь по ≈вангелию привлекали к нему верующих.   сожалению, и теперь владыку не оставл€ли многие непри€тели и клеветники. Ќо он превозмогал их злобу своим открытым сердцем, жизнью и деланием пред лицом Ѕожиим.

¬ладыка Ќиколай, подобно св€тому —авве, постепенно становилс€ насто€щей совестью своего народа. ѕравославна€ —ерби€ прин€ла владыку Ќикола€ как своего духовного вожд€.   периоду епископства в ќхриде и ∆иче принадлежат фундаментальные творени€ св€тител€. ¬ это врем€ он активно поддерживает св€зь с простыми верующими людьми и движением ЂЅогомольцыї, восстанавливает запустевшие св€тыни, полуразрушенные монастыри ќхридско-Ѕитольской и ∆ичской епархий, приводит в пор€док кладбища, пам€тники, поддерживает благотворительные начинани€. ќсобое место в его де€тельности занимает работа с детьми бедн€ков и сиротами.

’орошо известен основанный им приют дл€ бедных и осиротевших детей в Ѕитоле Ц знаменитый Ђƒедушкин Ѕогдайї. ƒетские дома и приюты дл€ сирот были открыты владыкой Ќиколаем и в других городах, так что в них содержалось около 600 детей. ћожно сказать, что епископ Ќиколай был великим обновителем евангельской, литургической, подвижнической и монашеской жизни в традици€х православного ѕредани€.

Ќемалый вклад был внесен им и в дело объединени€ всех частей —ербской ÷еркви на территории новообразованного королевства —ербов, ’орватов и —ловенцев (с 1929 года Ц  оролевство ёгослави€).

≈пископ Ќиколай неоднократно выполн€л различные церковные и государственные миссии. 21 €нвар€ 1921 года владыка вновь прибывает в —Ўј, где проводит следующие шесть мес€цев. «а это врем€ им было проведено около 140 лекций и бесед в самых известных американских университетах, приходах и миссионерских общинах. ѕовсюду его принимали с особым теплом и любовью. ќсобым предметом забот владыки было состо€ние церковной жизни местной сербской общины. ѕо возвращении на родину владыка Ќиколай подготовил и представил јрхиерейскому —обору специальное сообщение, в котором подробно описал положение дел в сербской православной общине на североамериканском континенте. 21 сент€бр€ 1921 года того же года он был назначен первым сербским епископом-администратором —Ўј и  анады и нес это послушание до 1923 года. ¬ладыка выступает с инициативой постройки монастыр€ св€того —аввы в Ћибертвилле.

јрхиерей посетил американский континент и позднее. ¬ 1927 году по приглашению јмерикано-югославского общества и р€да других общественных организаций он вновь приезжал в —Ўј и читал лекции в ѕолитическом институте в ¬иль€мстауне. ¬о врем€ двухмес€чного пребывани€ он вновь выступал с беседами в епископальных и православных церкв€х, в ѕристонском университете и ‘едеральном —овете ÷ерквей.

≈пископ ∆ичский Ќиколай (¬елимирович) ≈пископ ∆ичский Ќиколай (¬елимирович)
¬ июне 1936 года владыка Ќиколай вновь назначаетс€ на ∆ичскую епархию Ц одну из старейших и крупнейших в —ербской ÷еркви. ѕри нем епархи€ переживает насто€щее возрождение. ќбновл€ютс€ многие древние монастыри, стро€тс€ новые храмы. ѕредметом особых забот стал дл€ него имеющий неоценимое значение дл€ —ербской ÷еркви и истории монастырь ∆ича. «десь старани€ми владыки Ќикола€ развернулась активна€ реконструкци€ с участием известных специалистов и архитекторов. ¬ период с 1935 по 1941 год здесь были построены церковь св€тител€ —аввы с народной трапезной, кладбищенска€ церковь с колокольней, новый епископский корпус и многие другие постройки, больша€ часть из которых, к сожалению, погибла при бомбардировке монастыр€ в 1941 году.

»з-за политики правительства —то€диновича в старой ёгославии св€титель Ќиколай вынужден был вмешатьс€ в известную борьбу против подписани€ конкордата между югославским правительством и –имско-католической ÷ерковью. ѕобеда в этой борьбе и отмена конкордата во многом была заслугой владыки Ќикола€.

Ќакануне ¬торой мировой войны св€титель вместе с патриархом —ербским √авриилом сыграл значительную роль в отмене антинародного пакта правительства с гитлеровской √ерманией, благодар€ чему был любим народом и особенно ненавидим оккупантами. ¬есной 1941 года, вскоре после нападени€ √ермании и ее союзников на ёгославию, св€титель был арестован немцами.

¬ момент нападени€ √ермании и ее союзников и последовавшей стремительной оккупации ёгославии в апреле 1941 года владыка Ќиколай находилс€ в своей епископской резиденции в монастыре ∆ича под  ральево. —разу после установлени€ оккупационного режима в Ѕелграде немецкие офицеры стали приезжать в ∆ичу, проводить обыски и допросы владыки Ќикола€. Ќемцы считали сербского св€тител€ англофилом и даже английским шпионом. Ќесмотр€ на то, что пр€мых улик сотрудничества владыки с англичанами найдено не было, немцы заставили его подать прошение в —в€щенный —инод об освобождении от управлени€ ∆ичской епархией. ¬скоре это прошение было удовлетворено.

—амо нахождение епископа Ќикола€ в ∆иче вызывало у немцев беспокойство. 12 июл€ 1941 года владыка был переведен в монастырь Ћюбостиню, где провел почти полтора года. ѕериод затвора в Ћюбостине стал дл€ владыки Ќикола€ довольно плодотворным в творческом отношении. Ќевольно освободившись от административных об€занностей, св€титель направил всю свою энергию на написание новых творений. ќн писал здесь настолько много, что посто€нно возникала проблема с поиском бумаги.

Ќесмотр€ на то, что владыка был отстранен от административного управлени€, в Ћюбостине ему все равно приходилось участвовать в жизни епархии. ѕриезжавшие к архиерею св€щеннослужители информировали его о положении дел и получали от него инструкции и распор€жени€. Ёти визиты вызывали у немцев подозрение. ¬ Ћюбостине гестаповцы продолжали допрашивать владыку. Ќемцы в то же врем€ пытались использовать авторитет владыки в своих пропагандистских цел€х, но мудрый архиерей отклон€л их лукавые предложени€ и сумел остатьс€ не замешанным в их планах.

Ќесмотр€ на домашний арест, св€титель не оставалс€ безучастным к судьбе гор€чо любимой им паствы. ќсенью 1941 года немцы провели в  ралево массовые аресты и расстрелы мужского населени€. ”знав о разразившейс€ трагедии, владыка Ќиколай, несмотр€ на официальный запрет, с риском дл€ жизни добралс€ до города и лично обратилс€ к немецкому коменданту с просьбой прекратить кровопролитие.

“€желым ударом дл€ владыки стала немецка€ бомбардировка монастыр€ ∆ича, когда была практически полностью разрушена вс€ западна€ стена храма ¬ознесени€ √осподн€. “огда же погибли все монастырские строени€, включа€ епископскую резиденцию.

¬ св€зи с обострением ситуации присутствие владыки Ќикола€ становилось дл€ немцев все более проблематичным. »ми было прин€то решение о переводе узника в более удаленное и безопасное место, в качестве которого был избран монастырь ¬ойловица около ѕанчево на северо-западе —ербии.

¬ середине декабр€ 1942 года он был перевезен в ¬ойловицу, куда чуть позже был доставлен и патриарх —ербский √авриил. –ежим пребывани€ на новом месте был намного суровей.   узникам была приставлена посто€нна€ охрана, окна и двери были посто€нно закрыты, запрещалось принимать посетителей и почту. ”зники, включа€ владыку Ќикола€, были практически полностью изолированы от внешнего мира. –аз в мес€ц дл€ встречи с заключенными приезжал капитан ћайер, отвечавший за религиозные вопросы и контакты с —ербской ѕатриархией. Ќемцы открывали церковь и разрешали совершать Ѕожественную литургию только по воскресень€м и праздникам. ѕрисутствовать на богослужении могли только заключенные. Ќесмотр€ на строгую изол€цию, известие о нахождении в монастыре владыки Ќикола€ быстро разнеслось по округе. ∆ители окрестных сел неоднократно пытались попасть в обитель на богослужение, но этому преп€тствовала охрана.

¬ ¬ойловице владыка Ќиколай не оставл€л своих трудов. ќн вз€лс€ за редактирование сербского перевода Ќового «авета, выполненного в свое врем€ ¬уком  араджичем. ќбеспечив себ€ наиболее авторитетными переводами Ќового «авета на других иностранных €зыках, он приступил к работе вместе с иеромонахом ¬асилием ( остичем). Ётому труду были посв€щены почти два года пребывани€ в ¬ойловице. ¬ итоге обновленна€ редакци€ Ќового «авета была закончена. ѕомимо исправлени€ Ќового «авета владыка исписывал целые тетради различными поучени€ми, стихотворени€ми, песн€ми, которые он посв€щал разным духовным лицам и дорогим его сердцу люд€м. ѕо воспоминани€м очевидцев, владыка вырезал из белградских газет некрологи умерших с фотографи€ми и посто€нно молилс€ об упокоении их душ.

ќт тех дней сохранилс€ написанные владыкой Ќиколаем в одной тетради Ђћолебный канонї и Ђћолитва ѕресв€той Ѕогородице ¬ойловачскойї, как и написанные позже в ¬ене Ђ“ри молитвы в тени немецких штыковї.

14 сент€бр€ 1944 года владыку Ќикола€ и патриарха —ербского √авриила отправили из ¬ойловицы в концентрационный лагерь ƒахау, где они оставались до конца войны.

8 ма€ 1945 года они оба были освобождены американскими войсками. ѕосле освобождени€ из концлагер€ св€титель не вернулс€ на –одину, где к власти пришли коммунисты. Ѕолее того, он был записан новыми власт€ми в р€ды народных предателей, его им€ на долгие годы стало объектом гр€зной клеветы.

“ем не менее сербский народ со вниманием следил за де€тельностью св€тител€ за границей, с любовью внима€ его устному и письменному слову. “ворени€ св€тител€ читались и размножались, пересказывались и запоминались надолго. Ѕогатство в Ѕоге Ц вот что плен€ло душу серба во владыке. ¬ своем сердце св€титель продолжал всю жизнь творить теплую молитву о своем народе и –одине.

Ќесмотр€ на ухудшение здоровь€, владыка Ќиколай находил силы дл€ миссионерской де€тельности и церковной работы, путешествовал по просторам —Ўј и  анады, ободр€€ малодушных, примир€€ враждующих и науча€ истинам евангельской веры и жизни многие ищущие Ѕога души. ѕравославные и другие христиане јмерики высоко ценили его миссионерские труды, так что он по праву причислен к сонму апостолов и миссионеров Ќового континента. —в€титель Ќиколай и в јмерике продолжил свою писательскую и богословскую де€тельность как на сербском, так и на английском €зыках. ќн старалс€, насколько это возможно, помочь сербским монастыр€м и некоторым знакомым на –одине, посыла€ скромные посылки и пожертвовани€.

¬ —Ўј владыка Ќиколай преподавал в семинарии св€того —аввы в монастыре Ћибертвилль, академии св€того ¬ладимира в Ќью-…орке, в русских семинари€х Ц —в€то-“роицкой в ƒжорданвилле и —в€то-“ихоновской в —аут- анаане, в ѕенсильвании.

— принцами “омиславом и јндреем  арагеоргиевичами — принцами “омиславом и јндреем  арагеоргиевичами
††††

¬се свободное от работы в семинарии врем€ владыка Ќиколай посв€щал научным и литературным трудам, которые представл€ют собой самую выдающуюс€ и богатую сторону его де€тельности во врем€ пребывани€ в јмерике. »менно здесь лучше всего про€вились данные ему от Ѕога таланты: широта знаний, ученость и трудолюбие. ѕри знакомстве с этой стороной де€тельности владыки поражает его необычайна€ плодотворность. ќн писал много, писал посто€нно и по различным вопросам. ≈го перо не знало отдыха, и часто случалось так, что он одновременно писал несколько работ. —в€титель оставил богатейшее литературное наследие.

Ќа родине югославские коммунисты не забывали о владыке. »звестно, что при избрании нового патриарха в 1950 году им€ св€тител€ было в списке тех архиереев, которые, по мнению властей, ни в кое случае не должны были быть допущены в число кандидатов на патриарший престол. ¬ числе других сербских архиереев владыка был зачислен в €рые противники коммунистического режима. ѕо решению коммунистических властей владыка Ќиколай был лишен югославского гражданства, что окончательно поставило крест на возможности его возвращени€ на родину. “ем не менее —в€щенный —инод ежегодно извещал его о предсто€щих јрхиерейских —оборах, приехать на которые он уже не мог.

ѕоследние мес€цы своей жизни владыка провел в русском монастыре в —аут- анаане (штат ѕенсильвани€). «а день до своего упокоени€ он отслужил Ѕожественную литургию и причастилс€ св€тых ’ристовых таин. —в€титель мирно отошел ко √осподу рано утром в воскресенье 18 марта 1956 года. »з монастыр€ св€тител€ “ихона тело его было перенесено в монастырь св€того —аввы в Ћибертвилле и 27 марта 1956 года похоронено около алтар€ храма в присутствии большого количества сербов и других православных верующих из всех уголков јмерики. ¬ —ербии на известие о кончине владыки Ќикола€ во многих церкв€х и монастыр€х звонили колокола и служились поминовени€. ††

Ќесмотр€ на коммунистическую пропаганду, почитание владыки Ќикола€ у него на –одине росло, а труды его издавались за границей. ќ св€тителе Ќиколае как о св€том первым в сербском народе стал открыто говорить еще в 1962 году отец »устин (ѕопович), а св€титель —ан-‘ранцисский »оанн (ћаксимович) еще в 1958 году назвал его Ђвеликим св€тителем, «латоустом наших дней и вселенским учителем ѕравослави€ї.

††††

ћощи св€того владыки Ќикола€ были перевезены из —Ўј в —ербию 5 ма€ 1991 года, где их на аэродроме встречал —ербский патриарх ѕавел, многочисленные архиереи, духовенство, монашество и народ. “оржественна€ встреча была устроена в храме св€того —аввы на ¬рачаре, а затем в ∆ичском монастыре, откуда мощи были перенесены в его родное село Ћелич и положены в храме св€тител€ Ќикола€ ћирликийского.

19 ма€ 2003 года јрхиерейский —обор —ербской ѕравославной ÷еркви единогласно прин€л решение о канонизации епископа ∆ичского Ќикола€ (¬елимировича). ќпределением —обора пам€ть его совершаетс€ 18 марта (в день упокоени€) и 20 апрел€ / 3 ма€ (в день перенесени€ мощей). ќбщецерковное прославление угодника Ѕожи€ св€тител€ Ќикола€, епископа ќхридского и ∆ичского, совершено 24 ма€ 2003 года в храме св€того —аввы на ¬рачаре.

8 ма€ 2004 года в Ўабацкой епархии был осв€щен первый монастырь в честь св€тител€ Ќикола€ —ербского. ¬ этой обители находитс€ музей св€тител€ и Ђƒом владыки Ќикола€ї.

***

»з собрани€ творений св€тител€ Ќикола€ —ербского (¬елимировича) в трех книгах, выпущенного издательством —ретенского монастыр€. ѕриобрести издание можно в магазине "—ретение".

»еромонах »гнатий (Ўестаков)

30 июн€ 2010 года

     омментарии читателей
    2015-05-03
    17:40
    Ќеонилла:
    ћое знакомство с трудами св€тител€ Ќикола€ —ербского (можно сказать, что и с ним самим) началось с аудио книг "Ѕеседы на ≈вангелие". я была потр€сена! “акое чувство, что св€титель говорит именно с тобой. ѕосле этого стала искать информацию о нем. ƒействительно, как пишет Ќатали€, "статьи, подписанные его именем, это лучше чьих-либо рекомендаций говор€т о том, что их нужно об€зательно прочесть."
    —в€тителю отче Ќиколае, моли Ѕога о нас!
    2015-05-03
    02:38
    ћихаил:
    св€тый отче Ќикола€ светычь —ербский моли √оспода Ѕога о нас грешных.
    2014-05-03
    23:43
    ћилоЉко »лиЮ:
    спасибо руски што ви ету тему опубликовали а то народ забудет при свойих светих
    2014-02-13
    06:54
    ≈лена:
    √осподи, слава “ебе, √осподи!!! акое счастье, что есть на Ќебесах такие молитвенники за нас грешных!!!  ак близок и пон€тен мне этот св€той!!!
    2014-01-29
    15:03
    јлевтина:
    ј € познакомилась с трудами владыки Ќикола€ в интернете: нашла несколько цитат из "ћолитв на озере", а потом "ћиссионерские письма" и "¬ерую". — того момента каждое его слово, кажда€ цитата вызывают отклик и восхищение. ”дивительной силы богослов, проповедник и служитель √осподень. ѕоистине дивен и славен Ѕог во св€тых своих!
    2012-05-03
    09:36
    »горь:
    »горь. „итал книжечку Ќикола€ —ербского.ѕоразила своей €сностью и доходчивостью.
    2012-03-19
    14:51
    иеродиакон ¬€чеслав:
    ј где можно скачать службу св€тителю Ќиколаю —ербскому, а если она еще не составленна то хот€бы тропарь и кондак.
    2012-01-01
    04:26
    “ихомиров ѕавел ¬€чеславович:
    ув.о.»гнатий, благословите!
    я занималс€ темой свт.Ќикола€ в частности и гражданской войны в ёгославии в общем, и могу ¬ам сказать, что относительно некоторых эпизодов жизни свт. кочует из предислови€ в предисловие масса мифов. ќдин из них св€зан с ƒахау.
    ¬о-первых, никакие американцы владыку оттуда не освобождали, и никак не 8 ма€, поскольку с €нвар€ он был в ¬ене, есть масса свидетельств, переписка с ƒражей, к примеру - совершенно открытые источники. в апреле он был в —ловении, где Ћьотич пыталс€ создать территорию —вободной ёгославии в качестве альтернативы титовской власти, котора€ к тому времени не распростран€лась на усташескую нацистскую ’орватию и —ловению, где были собраны антикоммунистические подразделени€: недичевцы, льотичевцы, четники динарской дивизии, а также словенские подразделени€. “ак вот, Ћьотич, пам€ту€ о дипломатич.талантах свт. пыталс€ отправить его через јвстрию в Ўвейцарию, дабы он попыталс€ решить р€д вопросов дипломатич. характера.
    Ќо война окончилась стремительно. » владыка встретил победу в јвстрии, откуда, действительно попал в амер.зону.
    и т.д.
    ћо€ книжка в —ербии опубликована, Ѕог даст, опубликую в –оссии, правда, теперь, после введени€ цензуры, нужно искать нецерковное издательство.

    —паси ’ристос!
    2011-05-03
    07:37
    Ћеван:
    —паси √осподи!
    я тоже очень люблю читать удивительные по глубине творени€ —в€тител€ Ќикола€ —ербского - доходит до самого сердца. ќчень талантливо и доходчиво написано, читаешь на одном дыхании.
    2011-03-19
    07:50
    √алина:
    —пасибо. „итала его труды. „увство, что его голос проникает в самое сердце. ќчень близок этот св€той.
    2011-03-18
    12:37
    ¬севолод:
    —пасибо, действительно очень замечательный св€той человек. ¬ первый раз очень поразила стать€ по евангельским событи€м - так объЄмно и живо была написана, дышала каким-то светом и в то же врем€ литературным даром.
    2010-07-02
    10:16
    √алина.:
    —пасибо.“руды подписаные св€тителем Ќиколаем —ербским вызывают у мен€ жгучий интерес.Ѕлагодарю за сообщение о выходе трехтомника. “еперь надо как-то найти.—паси ¬ас √осподи.
    2010-06-30
    23:09
    Ќатали€:
    «накомство с трудами св€тител€ Ќикола€ —ербского у мен€ началось с книги "Ўкола православи€ дл€ новоначальных". ј затем, когда € видела статьи, подписанные его именем, это лучше чьих-либо рекомендаций говорило о том, что их нужно об€зательно прочесть. “еперь € еще и узнала его биографию и в очередной раз убедилась, какой все-таки неординарной личностью был Ќиколай —ербский. ќгромное спасибо издательству —ретенского монастыр€ за выход трехтомника с работами великого сына —ербии. —паси √осподи всех ¬ас.
    — уважением к ¬ашему труду р.б. Ќатали€
    ¬аш комментарий

    «десь ¬ы можете оставить свой комментарий к данной статье. ¬се комментарии будут прочитаны редакцией портала ѕравославие.Ru.

    ¬аш комментарий:
    ¬аше им€:
    ¬аш e-mail:
    (опубликован не будет)
    ¬ведите число,
    напечатанное
    на картинке: