Воскресное Евангелие: как исцелить расслабленного слугу-тело?

Мало у кого сейчас есть болящие слуги, но все мы обладаем бессмертными душами, заключенными до поры в смертных телах. По замыслу Бога, телу предписано быть слугой своего господина – души. Но каждый знает, как часто не «господин» - душа, а «слуга» — тело отдает душе приказы.

— Безусловно, существует смысловая связь между читаемыми за этой воскресной литургией отрывками из Евангелия и Посланий апостольских. Сегодняшние евангельское чтение говорит об исцелении слуги сотника, отрывок из Послания к Римлянам, — об избавлении от рабства греху и о «порабощении праведности» (Рим.6.18). Но что же может быть общего между чудесным, но частным, двухтысячелетней давности случаем исцеления слуги римского офицера, и целью, поставленной здесь и сейчас каждому из нас: «Но ныне, когда вы освободились от греха и стали рабами Богу, плод ваш есть святость, а конец – жизнь вечная» (Рим.6.22)?

Если относиться к Священному Писанию как к памятнику древней письменности, думая: ну, жил в незапамятные времена в тридевятом царстве римский сотник, имел он болящего денщика…, — при таком взгляде трудно соотнести свою собственную жизнь и евангельское повествование. Но если верить, что Христос обращается к людям всех времен и народов, что апостол Павел обращается не только к римлянам, чьи кости давно истлели, а к каждому из нас, тогда понятным становится, что в сегодняшнем евангельском чтении речь идет о деле, прямо касающемся каждого.

Да, ни у кого из нас нет болящего слуги, зато все мы обладаем бессмертными душами, заключенными до поры «в глиняных сосудах» (2.Кор.4.7), в немощных и смертных телах, которым после грехопадения праотцев Бог судил быть прахом и в прах возвратиться (Быт.3.19). По премудрому замыслу Творца телу было предписано стать всего лишь слугой богоподобной души, однако произвол Адама, возмечтавшего сделаться, «как боги, знающие добро и зло» (Быт.3.5), исказил гармонию мироздания, изменив прежде всего отношения между «слугой» и «господином», между телом и душой.

Каждый из нас по собственному печальному опыту знает, что слишком часто в нашей жизни «денщик» помыкает своим «командиром», и, подчинив бессмертную душу тленной плоти, все силы души полагает ей на служение. Каждому из нас не понаслышке ведомо, сколь трудно следовать простому, казалось бы, предписанию апостола Павла: «Облекитесь в Господа нашего Иисуса Христа, и попечения о плоти не превращайте в похоти» (Рим.13.14).

Не римскому сотнику, а нам, тем, которые вроде бы «во Христа крестившиеся, во Христа облеклись» (Гал.3.27), доподлинно известно, как мучительнотрудно изменить греховную дисгармонию, воцарившуюся в нашем падшем существе, и сподвигнуть, наконец, лежащую в расслаблении плоть служить своей вечной госпоже – душе.

Не римский сотник, а мы, вслед за апостолом Павлом молитвенно взывающие к своему Господу: «Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти?» (Рим.7.24), – это мы сами готовы остановить Спасителя, идущего к нам в дом, потому что страшно и представить себе, какой суд ждет каждого из нас, когда пред Христом предстанут все беззакония наши, когда откроются Ему все наши грехи! Воистину «там будет плач и скрежет зубов» (Мф.8.12)! Вот почему так уместно звучали сегодня за богослужением слова апостола, обращенные не только к его римским современникам, но и к нам с вами: «Говорю по рассуждению человеческому, ради немощи плоти вашей. Как предавали вы члены ваши в рабы нечистоте и беззаконию на дела беззаконные, так ныне представьте члены ваши в рабы праведности на дела святые» (Рим.6.19).

Поэтому не римский сотник, а каждый из нас просит сегодня нашего Спасителя: «скажи только слово, и выздоровеет слуга мой» (Мф.8.8).

Римлянам, гл. 6, ст. 18-33

«Освободившись же от греха, вы стали рабами праведности.
Говорю по рассуждению человеческому, ради немощи плоти вашей. Как предавали вы члены ваши в рабы нечистоте и беззаконию на дела беззаконные, так ныне представьте члены ваши в рабы праведности на дела святые.
Ибо, когда вы были рабами греха, тогда были свободны от праведности.
Какой же плод вы имели тогда? Такие дела, каких ныне сами стыдитесь, потому что конец их — смерть.
Но ныне, когда вы освободились от греха и стали рабами Богу, плод ваш есть святость, а конец — жизнь вечная.
Ибо возмездие за грех — смерть, а дар Божий — жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем.

Евангелие от Матфея, 8:5-13:

«Когда же вошел Иисус в Капернаум, к Нему подошел сотник и просил Его: Господи! слуга мой лежит дома в расслаблении и жестоко страдает. Иисус говорит ему: Я приду и исцелю его. Сотник же, отвечая, сказал: Господи! я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой, но скажи только слово, и выздоровеет слуга мой; ибо я и подвластный человек, но, имея у себя в подчинении воинов, говорю одному: «пойди», и идет; и другому: «приди», и приходит; и слуге моему: «сделай то», и делает. Услышав сие, Иисус удивился и сказал идущим за Ним: истинно говорю вам, и в Израиле не нашел Я такой веры. Говорю же вам, что многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном; а сыны царства извержены будут во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов. И сказал Иисус сотнику: иди, и, как ты веровал, да будет тебе. И выздоровел слуга его в тот час».

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×