Семейная жизнь и аскеза

Диакон Павел Сержантов

Всё началось с наших праотцев – Адама и Евы. Они получили в раю заповедь: не вкушать от древа познания добра и зла (см.: Быт. 2: 17). Заповедь «не вкушать того-то и того» прекрасно знакома любому православному человеку. Это заповедь о посте – самый древний росток семейной аскезы.

Святые Петр и Феврония. Художник: Александр Простев Святые Петр и Феврония. Художник: Александр Простев
    

Как мы знаем, первую семью искушал сатана – родоначальник всяческого зла: завистник не мог спокойно видеть их счастливую жизнь. Адам и Ева нарушили заповедь о невкушении. Господь призвал их к ответу. В тот момент они постарались переложить свою личную вину на кого-то другого, будто бы сами они вовсе не были виноваты. Причем Адам обвинил жену, которую, он подчеркнул, получил от Бога. Вот и свершилось грехопадение, каяться в нем люди не стали. Господь лишил их рая и наложил на людей епитимью.

Кратко припомним слова епитимьи от Бога. Жене было сказано: «Умножу скорбь в беременности твоей, в болезни будешь рождать детей; и к мужу влечение твое, и он будет господствовать над тобой» (Быт. 3: 16). Мужу Господь предрек: «В поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю» (Быт. 3: 19).

Скорби вошли в жизнь людей. Стойкое перенесение скорбей составляет важную часть аскезы.

Наша задача – помнить, что скорби пришли как следствие грехов. Нести их надо без озлобления, без ропота на Бога. Скорбно болеть, скорбно нам умирать (возвращаться в землю). Надо это ощущение скорби переплавить в покаяние. Тогда угнетающие мысли о смерти могут стать возвышеннее – стать памятью смертной.

После грехопадения Адам вынужден не просто работать, а тяжко работать. Так было в его жизни, так есть и в нашей. Всякому мужчине надо думать о том, как прокормить себя и свою семью. Приходится делать работу и трудную, и занудную.

Архимандрит Сергий (Шевич) много сталкивался с тем, что прихожанам порой в тягость та работа, на которую им приходится ходить каждый день. Отец Сергий обращал внимание, что работа для семейного человека – то же, что послушание для монаха. Как известно, монахи не выбирают послушание по своему вкусу, кому что нравится. Какое послушание благословили, такое и выполняется. Пусть оно будет непривлекательным и скучным – послушание приучает монаха отсекать свою волю и, соответственно, творить волю Божию. Для Адама и его потомков воля Божия – жить после грехопадения в нерайских условиях, не роптать на это и каяться. А еще надеяться на Бога, Который ведет людей в Свое Царствие.

Для женщин временем особых испытаний является беременность. Нужно думать не столько о себе, сколько о ребенке, усиленно следить за здоровьем, соблюдать режим и, может быть, – ради ребенка расстаться с выгодной работой, отказаться от намечающегося карьерного роста. Такая аскеза-воздержание. А что уж говорить о перенесении родовых мук, о беспрерывных хлопотах с новорожденным младенцем.

Родителям младенца приходится отказывать себе в элементарном отдыхе, недосыпать. Волноваться за малыша. И молиться в тревожных случаях о благополучии ребенка: «Господи, Ты знаешь всё, и любовь Твоя совершенна. Возьми же душу (имярек) и сделай то, что я хочу сделать, но не могу».

А если ребенок родился инвалидом… сколько нужно веры в Промысл Божий, чтобы нести такой тяжкий крест!

Практически сразу после рождения ребенка начинается и великий труд – воспитание ребенка. Даже если брать нецерковную сторону дела – без помощи Божией не обойтись. Прав был отец Глеб Каледа, настаивая на том, что воспитание и образование закладываются в семье, а средняя и высшая школа служат лишь дополнением к тому, что сделано в семье. Дополнение важное, но это лишь дополнение к главному.

Часто мы видим, что в школе требуют много запоминать и мало учат самостоятельно думать. Еще меньше учат нравственности. Что же делать в этой ситуации? Семья может восполнить недостатки казенного и коммерческого образования и воспитания – если родители всерьез заботятся о ребенке. Не только о его телесных потребностях, но и о потребностях душевных. И всё это терпеливо, годами.

И еще родители призваны заботиться о духовных потребностях ребенка. Маленького человечка хорошо бы научить молитве (в школе и университете его не научат молиться Богу). А для этого надо самим уметь внимательно молиться, самим понимать церковнославянские слова, уметь доходчиво рассказать ребенку о сути храмовых служб. Ближе к школе ребенка готовят на первую исповедь. Как ему объяснить, что такое грех и зачем надо о своих грехах при батюшке говорить? Здесь очень важен личный пример, личные усилия родителей на духовном пути. Если мама приводит ребенка причащаться, а сама к Чаше не приступает, на исповедь не подходит, если папа и в храм-то редко заходит, то ребенку трудно внушить, что церковные таинства всем нам необходимы.

В доме, где нет понятия о завтраке, обеде, ужине, где принято есть, когда хочешь (и когда не хочешь тоже), ребенку трудно усвоить понятие о посте. «Нельзя подвести детей к посту, если можно есть, когда хочется, если можно бегать по дому с куском хлеба и колбасы или пирожного. Регулярность питания – это, если хотите, начало христианской аскетики… Молитвой перед едой человек научается каждое дело предварять молитвой. Если в доме имеются посторонние и общая молитва невозможна, важно, чтобы каждый член семьи мысленно перекрестился… необходимо культивировать и явные, и тайные формы христианского быта», – замечал отец Глеб. Домашний быт может стать неплохим подспорьем для духовной жизни, а может стать и заметной помехой.

***

Страсть себялюбия выступает как главный враг семьи. Эгоизм – опасный враг.

Когда супруги не хотят ни в чем друг другу уступить, болезненно оберегают свою гордость, постоянно считаются, кто из них что для семьи сделал, – то семья мало-помалу разрушается. Если супруги легко дают волю гневу, ссорятся по пустякам, не могут мирно уживаться с ближайшими родственниками, то им и самим плохо, и дети впитывают их плохой пример. Как трудно воспитывать детей своим личным примером!

От родителей требуется настоящий подвиг, чтобы не отдать детей на воспитание телевизору, интернет-сообществам, улице. Это с одной стороны. А с другой – нельзя мучить детей излишней опекой. Ведь суперопека ведет к инфантилизму, замкнутости и подчас к бунту против родителей.

Мы привыкли слышать о подвиге монашеской жизни. Он есть, что и говорить. А наряду с ним есть подвиг материнства, подвиг отцовства, подвиг почтения к родителям. Не будем об этом забывать.

Семья – это школа любви.

Вся аскеза христианская направлена к тому, чтобы стяжать любовь. Христос Спаситель все заповеди свел к двум: любовь к Богу и любовь к ближнему. Святитель Феофан Затворник уподобляет любовь огню: если в костер не подкладывать дрова, он потухнет; если любовь между супругами не возгревать делами любви, она со временем угаснет. А какие дела любви? Это элементарная забота друг о друге, явные и неявные знаки внимания. Это умение во время ссоры преодолеть вспышку гнева и первым пойти на примирение. Способность приструнить свои эгоистические наклонности, корректировать свои действия, вспоминая о семье: «Я не один».

Об аскетической жизни в семье хорошо и подробно написано в книге протоиерея Глеба «Домашняя Церковь». Его книга прочно опирается на уходящую в века православную традицию и в то же время не закрывает глаза на особенности христианской жизни в наше непростое время.

Диакон Павел Сержантов

17 сентября 2013 г.

Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Смотри также
«Брак — идеальная школа любви» «Брак — идеальная школа любви» Свящ. Илия Провада «Брак — идеальная школа любви» «Брак в церковном понимании — идеальная школа любви» Священник Илия Провада О светском и церковном понимании брака, семейном счастье, кризисе мужского воспитания и многом другом. Аскеза в современной православной семье Аскеза в современной православной семье Свящ. Константин Петраке Аскеза в современной православной семье Аскеза в современной православной семье Священник Константин Петраке Мы наблюдаем нарастающую тенденцию к ограничению и умалению роли подвижничества в духовной жизни современной православной семьи: нынешние христиане прибегают к разным хитростям и уловкам — и богословским, и гастрономическим, — чтобы ослабить аскезу или даже «освободиться» от ее обязательности. Апология брака Апология брака Свящ. Павел Гумеров Апология брака Апология брака Священник Павел Гумеров «Мы входим в мир, где психологическое одиночество станет настоящей эпидемией. И только в браке остается возможность найти ту душевную близость, которая не позволит нам чувствовать себя одинокими». Эти слова принадлежат не священнику, не православному семьянину, для которых понятия семья и брак освящены Самим Богом, а человеку, весьма далекому от вопросов веры и духовности, известному психотерапевту А.В. Курпатову. Даже светские психологи осознают, что отрицание брака – путь тупика. Грехопадение, кожаные ризы. Часть 1 Грехопадение, кожаные ризы. Часть 1 Иером. Адриан (Пашин) Грехопадение, кожаные ризы. Часть 1 Грехопадение, кожаные ризы. Часть 1 Иеромонах Адриан (Пашин) Слова: Вот, Адам стал — после преступления [заповеди] — как один из Нас (Быт. 3, 22) ясно и недвусмысленно представляют телесную плотяность Воплощения Бога Слова, Одного от [Святой] Троицы. Следует отметить, что [лишь] тогда, когда [Адам] стал вещественным и тленным, ему было сказано: как один из Нас. Утверждающие, что Бог изрек это, насмехаясь над ним, обманутым змием, пусть обратят внимание на то, что глас Божий не созвучен совету змия.
Комментарии
р.б. Владимир16 января 2014, 15:00
Спаси Господи за проповедь о семейной жизни . Как мы мало знаем о семейной жизни и отношении к ближнему в семье. Очень полезно для молодых пар хотящих начать супружескую жизнь. Помоги Господи всем людям обрести Любовь к Богу и ближнему не только внешнюю но и внутреннюю, душевную.
Дионисий20 сентября 2013, 17:00
Господи спаси семьи России от блуда и растления.
Ирина19 сентября 2013, 01:00
Ирина - Николаю: Спаси Вас Господи! Как Вы хорошо сказали! Просто созвучно моим мыслям, только у меня был сумбур и сомнения, а Вы поставили все на свои места. Мне самой такие выводы казались парадоксальными, казалось, что я сама себе чего-то напридумывала, но после Вашего комментария успокоилась. Значит, все правильно. Не надо метаться и суетиться, а просто тихонько, по возможности безропотно, нести крест семейной жизни. Храни Вас Господь и Пресвятая Богородица! Божией Вам помощи!
Николай18 сентября 2013, 13:00
"Сбежать в монастырь"... Монахов все меньше! Настоящих. Это,видимо,объективная тенденция,т.к.люди стали очень эгоистичны,самолюбивы, избалованы. И не готовы вести борьбу за евангельскую любовь к ближнему - основная задача монашества. И раньше было и теперь есть лукавое отношение,которое действительно,кроме как эгоистическим побегом от обязанностей в монастырь,не назовешь. Но это базовый конфликт всего современного общества... Теперь,зато,понятно почему Церковь ввела брачные венцы - ныне это подвиг,подобный подвигу древних отцов - отшельников. Ибо тогда семья и брак были естественными для них,вследствие прочных традиций и многодетности,а они шли на высший подвиг,дабы явить торжество Духа и христианской Истины. А теперь наоборот; торжество христианской веры должно являться через самоотречение в семье и браке,утраченных во многом ценностях человеческой жизни.
Николай18 сентября 2013, 13:00
\Несправедливо...\ Сударыня,жизнь так устроена,что одного сильного и успешного мужчины может быть достаточно для нескольких женщин и их детей. В Ветхом Завете,исламе - этого много. Однако,это справедливо если рассматривать жизнь только как реализацию естественных,во-многом животных,потребностей... Но в этом крайне мало христианства... А вот если смотреть на семейную жизнь,как на возможность ипостасного(личностного) становления в Боге,то здесь становятся понятными православные истины о браке,что это не только для чадородия,что это таинственно-благодатное восполнение одного другим,соответственно с райским установлением! Когда двое брачных друзей помогают себе обрести друг друга.
Таня Сем18 сентября 2013, 09:00
Вот уж и правда,что семья это труд и он должен быть взаимным,и аскеза тоже не в одних руках,а у нас получается,что женщина и в муках рожает,и мужу должна подчиняться,и быт тянуть,и еще на работу сходить,а что же мужчина?Тем более наш современный сейчас мужчина,который больше всех любит себя любимого,и не дай Бог указать ему на это,сразу гонор и гордыня на всех и вся,..Не в обиду будет сказано настоящим мужчинам,а таких семьянинов истинных очень мало,к сожалению...Вот и получается,что игра в семье в одних воротах,а в других-диван и пиво,а так бы хотелось иметь полноценную СЧАСТЛИВУЮ семью и прожить как святые Петр и Февроньюшка,во взаимной любви!!!Мне кажется,что любой мужчина и любая женщина не отказались бы от этого счастья!!!Помоги нам Господи и прости!!!
Дмитрий18 сентября 2013, 06:00
Отец ПАВЕЛ! Спаси Вас Бог за эту замечательную статью! Вы помогаете своим Словом! Мы ждем Ваши новые мысли вслух и молимся за Вас! Буняковы Дмитрий и Марина.
Владимир18 сентября 2013, 01:00
Хорошая статья, спасибо! Действительно семья - это труд на всем пути жизни человека, во все времена. И если идти по этому пути честно, то не легче он монашества и аскезы. Спаси Господи!
Ольга17 сентября 2013, 23:00
Вот думаю, жена как и прежде рожает в болезни... А что же муж, который должен тяжко работать и думать как прокормить семью? А на деле женщины работают не меньше, а то и больше, и зарабатывают часто больше, а приходя с работы, должны переделать всю домашнюю работу, которая тоже получается женская, и воспитывать детей... По-моему, несправедливо...
Светлана17 сентября 2013, 13:00
Отец Павел, как Вы правильно написали столько нужных нам слов, сейчас людей приучили к свободной любви и семейные ценности забыты. Часто задаются вопросом новоначальные: А можно ли спастись в миру? И порой готовы сбежать в монастырь, забывая о семье и детях, а значит о главном послушании своей жизни. Помоги Вам Господь!
Здесь Вы можете оставить свой комментарий к данной статье. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке