Планку надо подымать выше

Епископ Пахомий о подготовке ко Святому Причащению и духовном расслаблении

11 сентября 2013 года Межсоборное присутствие Русской Православной Церкви вынесло на всеобщее обсуждение Проект документа «О подготовке ко Святому Причащению». Корреспондент портала Православие.Ru попросил епископа Покровского и Николаевского Пахомия прокомментировать этот проект и поделиться своими мыслями по сопутствующим вопросам приходской жизни.

Епископ Покровский и Николаевский Пахомий (Брусков) Епископ Покровский и Николаевский Пахомий (Брусков)
– Владыка, прежде чем мы поговорим о Проекте документа «О подготовке ко Святому Причащению», позвольте спросить вас о дискуссии, ему предшествовавшей и после его публикации разгоревшейся вновь: в московских СМИ активно высказывается мнение о необходимости разделения исповеди и причастия. Что вы думаете об этом?

– Если посмотреть на причастие и исповедь с точки зрения литургической практики, с точки зрения Церкви, православной традиции, то, конечно, это два совершенно друг от друга не зависящих таинства. В то же время, благодаря сложившейся у нас практике, у многих складывается впечатление, что они связаны неразрывно: раз ты исповедуешься, то обязательно надо причащаться, и наоборот – категорически нельзя причащаться без исповеди. Так что возникновение такой дискуссии вполне закономерно.

Но с другой стороны, эта практика сложилась в нашей Церкви за последние столетия тоже ведь не случайно – и в первую очередь, на мой взгляд, она связана с общим упадком, охлаждением духовного рвения, горения. И в советское время, и сегодня огромная часть пополняющих Церковь – это люди, приходящие со стороны. Ничего не знающие, не умеющие, часто даже не представляющие, что такое таинство исповеди, что такое причастие. И вот для того, чтобы они имели возможность разобраться, мы можем, соединив два таинства, не допустить, по крайней мере, самых нелепых случаев.

Я думаю, что каждый приходской священник – особенно если это глубинка, а не центральный московский приход, где церковная жизнь даже в советское время была достаточно хорошо развита, – может привести массу примеров, когда к Чаше подходят люди словно из другого мира: они совершенно не понимают, зачем и куда они пришли. Подходят порой с такими ощущениями и мыслями, которые недопустимы для совершения этого таинства, для вкушения Тела и Крови Христовых. Опытный пастырь даже по внешнему виду может это заметить. И приходится спрашивать: а исповедовались ли вы, первый ли раз причащаетесь, что вас сподвигло это сделать?

Так что соединение этих таинств появилось неслучайно, и сегодня было бы неправильно взять и указом их разделить. Это приведет, мне кажется, к достаточно тяжелым последствиям, когда люди вообще могут забыть, что такое исповедь.

Но с другой стороны, есть люди, которые ходят в храм довольно часто, часто причащаются, исповедуются. И порой священники благословляют их причащаться без исповеди (например, на Пасху, если человек ходил в храм всю Страстную неделю, причащался). Так что такая практика тоже есть.

– А что вы можете сказать о Проекте документа?

– То, что он появился, – очень правильно и своевременно. И он мне очень понравился. Проект написан в достаточно мягкой форме, дан прекрасный исторический обзор – насколько это вообще возможно в таком коротком документе. Все основные моменты – говение, исповедь, причастие, например в Светлую седмицу, Евхаристический пост – в нем отражены, но не в категоричных формах. Он и не фиксирует, и не запрещает ни одну из традиций, но дает каждому возможность задуматься о том, что церковная жизнь достаточно многогранна и многообразна и у каждого человека есть своя духовная мера.

Как Господь говорит в Евангелии, «кто может вместить, да вместит» (Мф. 19: 12): один человек способен жить напряженной внутренней жизнью, регулярно ходить в храм, постоянно испытывать свою совесть – как святитель Игнатий (Брянчанинов) говорит: чтобы ум всё время плавал в Евангелии, в учении Христа. А другой по своему внутреннему устроению таков, что для него, может быть, подвигом является раз в полгода причаститься.

И конечно, для этих двух людей должна быть разная форма и подготовки, и говения. Для первого, если он причащается раз в неделю или два-три (а такие случаи тоже есть), наверное, не обязательно так часто исповедоваться. А для того, кто это делает редко, – обязательно и необходимо. Иначе он может просто окаменеть сердцем.

Но главное – и в документе об этом тоже говорится, – что и в первом, и во втором случае человек должен руководствоваться всё-таки советом духовника, если он есть, или просто священника. Ведь проблема, из-за которой вообще возникают подобные споры в Церкви, – это отсутствие серьезных духовных авторитетов, на которые обращали бы внимание, к которым прибегали бы. Наше время действительно такое… Можно сказать: бездуховное.

– Владыка, тут в Фейсбуке случилось читать дискуссию. Некий мужчина – он представился просто по имени и фамилии, – писал, что мы из учебника по биологии за 7-й класс знаем, что младенец в чреве вскричать не может, что чем ближе к нашему времени, тем меньше в житиях таких «несообразных» чудес, что Благодатный огонь – вовсе не Благодатный. А некая женщина ему возражала. Оказалось, что мужчина – московский священник, пишущий статьи в СМИ, а женщина – уборщица в храме.

– Это типично русский случай. Мы – люди крайностей. У нас – либо старообрядчество и буквоедство или даже не знаю, как это назвать, либо – обновленчество. Если говорят, что не надо буквы закона во всем въедливо придерживаться, а следует по-христиански ко всему относиться, – значит, всё: уже и исповедь не нужна, и монашество – это какие-то придумки, и Благодатный огонь, естественно, тоже не Благодатный. У нас всё время какие-то крайности: либо красные, либо белые.

И в церковной жизни, к сожалению, это тоже имеет место. Да, есть такие священники, которые категорически не приемлют, скажем так, чудесную сторону христианской жизни, скептически относятся к монашеству, к уставному богослужению: дескать, это всё не так важно.

Конечно, дух на первом месте, но мы же все прекрасно понимаем, что Бог создал нас из души и тела, и для того, чтобы душа начала работать, надо тело сподвигнуть, заставить его потрудиться. Мы видим, что, если человек трудится над собой, у него и плоды какие-то стяжеваются. Тот же святитель Игнатий (Брянчанинов), прежде чем говорить о серьезном монашеском делании и идеалах, пишет, что надо сперва свое тело образовать, и помещает в начале своего «Приношения современному монашеству» главу о том, как послушник должен себя вести в монастыре. Начинать надо с понуждения своего ветхого человека, с тела. Потом, естественно, и душа начинает подстраиваться.

К чему я всё это говорю: если мы подобное мнение священника услышим, то надо понимать, что в Москве ведь огромное количество батюшек – и либерально настроенных, и консервативно, и каждый человек может по своему сердцу выбрать себе духовника. Другое дело – в глубинке, на приходе, где один священник и у человека нет выбора, – тогда нужно молиться Богу, потерпеть. Я думаю, ищущему человеку всё равно Господь пошлет и наставника, и единомышленного человека.

А потом – ведь сколько у нас сегодня духовной литературы, возможности общаться через интернет, сколько передач, видео-, аудиопродукции! За все времена христианства такого количества информации и возможностей не было. Так что ищущий человек всегда найдет для себя правильный ответ.

– Многие противники изложенных в Документе рекомендаций говорят, что, дескать, зачем заставлять мирян поститься перед причастием, когда сами священники не постятся.

– Начнем с того, что священники тоже когда-то были мирянами. И потом – если священник служит один на приходе и часто, а иногда и каждый день, совершает Литургию? Что же, он будет бесконечно поститься? Иногда же и ему надо что-то кушать.

Да, есть такая традиция – это нигде не прописано, это именно традиция, – что священник не совершает пост в полной мере, как мирянин, перед подготовкой к Литургии. Но есть благочестивые, по-монашески настроенные священники (даже и среди белого духовенства), которые соблюдают пост перед служением Литургии.

Мне кажется, что, когда подобные вопросы обсуждаются и делаются какие-то заявления, никогда не надо судить поспешно: «вот, священники в принципе не постятся». Это не совсем так. Я знаю много батюшек, которые стараются жить внимательной жизнью. Да и вообще – есть некоторая разница между клириком и мирянином, в том числе и в подготовке к богослужению.

И неужели так это трудно – попоститься три дня, если человек причащается не очень регулярно? В Документе об этом говорится: есть традиция поститься три дня, есть – один, на усмотрение духовника. Всё зависит от положения человека, от его духовного устроения, от его развития, от обстоятельств и т. д.

И нужно вот еще о чем сказать. Конечно, споры, идущие в Москве по поводу говения, причастия, исповеди, – это замечательно. Но надо понимать, что Москва и не Москва – это два разных мира. Может быть, это странно немножко прозвучит, но всё-таки церковная жизнь в Москве и крупных городах развита намного сильнее, чем в провинции. И нужно понимать, что если мы категорично примем то или иное решение по тому или иному вопросу, то в Москве оно будет воспринято одним образом, а в отдаленных районах – совершенно по-другому.

Я люблю монашество и поэтому всегда о нем говорю… Так вот, всё-таки в центральном регионе России, несмотря на все гонения и трудности, монашеская традиция сохранилась. Много хороших пастырей и было, и есть, и почивших, и ныне здравствующих, которые являются образцами для подражания.

А в регионах Сибири, Дальнего Востока, Поволжья ничего этого нет. И здесь людям намного сложнее. Поэтому не стоит принимать однозначных решений – отныне так и никак по-другому. Это кого-то оттолкнет, кого-то обидит, а кого-то и вовсе соблазнит. Нельзя всё решить одной бумагой. Ведь Бог требует от нас сердце. Говорит: «Сыне, даждь Мне сердце твое». А дела сердечные – это тонкая материя.

В Документе прописаны сложившиеся на сегодняшний день традиции. Они прямо друг другу не противоречат. Говорится, что нужно руководствоваться советом священника, прислушиваться к мнению Церкви. Безусловно, в него можно было бы внести дополнения. Например, о сплошных седмицах – пока в Проекте говорится о Светлой, а ведь еще есть Святки, Неделя о мытаре и фарисее, Троичная.

Но в целом это очень хороший документ – и что самое главное: он не является обязательным к исполнению, а носит рекомендательный характер – в этом, мне кажется, главная его ценность. Он не закрепляет одну из практик, а предлагает их на рассмотрение. Крайние формы в нем не прописаны – для того, чтобы человек держался среднего пути. Это же не юридический документ, это не закон, который будет приниматься всеобщим голосованием.

– А вот, например, молитвенное правило перед причастием. Мы привыкли, что обычно оно включает не только Последование, но еще и три канона, а в Проекте это немножко расплывчато прописано. Нужно ли более четко такие вещи формулировать?

– Думаю, что не стоит. Другое дело, что лучше всегда сделать немножко больше, чем меньше. Это и в работе так, и в молитвенном правиле. Разве плохо, если, готовясь к причастию, человек прочитает, например, три канона с акафистом, попостится три дня, почитает святых отцов, будет ходить на службы? Это ведь даст ему возможность внутренне укрепиться, развиться.

Не думаю, что кого-то это сильно оттолкнет: ведь опытный пастырь всегда увидит – мало ли, какие обстоятельства бывают, – что человек не в состоянии то или иное послушание выполнить, а раз так, можно правило и сократить. Всё, конечно, зависит от священника. Нам нужно растить добрых, сердечных пастырей, нам нужно воспитывать новое поколение священства. Вот это – главный вопрос. Никакими распоряжениями этого не исполнить. На это нужны годы.

– И последний вопрос. Сужу, конечно, по Москве: налицо – расслабление. Человек очень много работает, много времени проводит в пробках, и вот он утреннее правило слушает в машине, по дороге в офис – и хорошо, что хотя бы так. У него нет времени попасть на вечернее богослужение и так далее. А кончится это всё тем – я, наверное, тоже человек крайностей, – что люди будут на полчасика в храм забегать, причащаться и убегать. Как изменить этот настрой? Как сделать, чтобы люди, подходя к Чаше, имели страх Божий? Может ли Документ в этом помочь?

– Нет, я думаю, что Документ в таком серьезном деле вряд ли может помочь. Но он может создать некую атмосферу: например, архиерей, воспитывая духовенство, может сослаться на рекомендации Священного Синода. А это очень важно.

Что же касается того, о чем вы говорите, – это действительно факт. В городах есть такая тенденция. Поэтому мы, прежде чем решаться на какие-то изменения, должны посмотреть: а есть ли похожий опыт в других Церквах и к чему он привел? Обратиться к опыту Греческой Церкви, посмотреть на западных христиан – на католиков.

Ведь не секрет, что в 1960-е годы Римско-католическая церковь, понимая, что нужно привлекать прихожан, пошла, что называется, в народ, и так далеко в этот народ они углубились, что потеряли самих себя.

Если говорить о богослужении – утреня должна совершаться по Уставу утром, так она у греков и совершается. Оправданно? Да, с точки зрения литургики так и должно быть. А что вышло на практике? Понятно, что человек, обремененный работой и семьей, не может в пять или шесть утра прийти на богослужение, которое закончится через четыре часа, а потом отправиться на работу. И что же получилось в итоге? Утреня служится утром, только от нее… почти ничего не осталось. И утреня сокращена, и никто на нее всё равно не ходит, и она остается не знаема для большинства прихожан.

У нас в Церкви утреня служится вечером. С точки зрения Устава – какая-то ерунда. Один семинарист спросил меня в свое время: почему в Русской Церкви утреня служится вечером, а вечерня утром? Вроде бы даже комично. Но эта ситуация – опыт Церкви, сложившийся не за один год. Наверное, это тот самый важный и нужный компромисс, который был найден. И мы должны прислушаться к этому опыту.

А потом – сколько сегодня людей, которые, не войдя в традицию Церкви, не особо сильно воцерковясь и не потрудясь, говорят: это плохо, то тяжело, давайте поменяем, сократим – и будет лучше. Но простите – я, например, знаю огромное количество людей, которые, напротив, хотели бы обратного.

У меня был такой случай. Я уставщиком был в монастыре. Обычно думают, что людям тяжело стоять в храме, слушая кафизмы… И вот как-то зашел среди братии спор: а надо ли в городском монастыре читать две кафизмы? Может быть, сократить и читать по псалму на «Славе», как на обычном приходе? И как-то наши настроения дошли до прихожан. Какое же количество людей выразило с этим свое категорическое несогласие! Говорили: как же вы так можете? ведь для нас эти две кафизмы – величайшее утешение, мы стоим, молимся, мы Иисусову молитву читаем, Псалтирь слушаем… пожалуйста, не сокращайте! Для многих людей богослужение – это величайший дар. Просто они об этом не кричат на каждом углу.

Опять же, когда я был уставщиком, у нас Великим постом богослужение растянулось, и пришлось канон на повечерии сократить. А мы – и священники, и высокообразованные миряне, – к сожалению, почему-то считаем, что люди в большинстве своем не знают богослужения и не любят его. И вот, я помню, подходит женщина и с такой болью говорит: «Батюшка, ну как же вы убрали канон в четверг шестой седмицы, я специально пришла в храм, чтобы услышать его, для меня это так нужно, так важно!» Для многих людей это большое утешение. Пусть их меньше, чем людей расслабленных, но мы не должны о них забывать.

Мы должны планочку поднимать выше – может быть, мы и не дотянемся до нее, но, по крайней мере, будем стараться. И хоть что-то сделаем. Я всегда в таких случаях вспоминаю замечательный рассказ митрополита Вениамина (Федченкова) в книге «Божьи люди». Когда он отступал с Белой армией, в Крыму, приехал в монастырь где-то под Херсонесом. Вот идет богослужение, он молится на клиросе с братией, начинается чтение кафизм, и тут братия вся садится, а старенький игумен остается стоять. Владыка Вениамин его и спрашивает: «Отче, вы пожилой человек и опытный старец, скажите, почему вся братия села, а вы стоите?» А игумен в ответ: «Владыка! Если я сяду, они – лягут».

Нельзя теплохладно относиться к богослужению. Пастырь должен быть примером – в том числе и напряженной молитвенной жизни – и быть строгим к себе. Потому что расслабленный человек всё равно найдет лазейку. А тот, кто мог бы потерпеть и потрудиться, вполне вероятно, не увидев такого примера, не будет этого делать.

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • В четверг — лучшие тематические подборки, истории читателей портала, новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Смотри также
Проект документа «О подготовке ко Святому Причащению» Проект документа «О подготовке ко Святому Причащению» Проект документа «О подготовке ко Святому Причащению» Проект документа «О подготовке ко Святому Причащению»
Данный проект направляется в епархии Русской Православной Церкви для получения отзывов, публикуется с целью дискуссии на официальном сайте Межсоборного присутствия, на портале Богослов.ru и в официальном блоге Межсоборного присутствия. Возможность оставлять свои комментарии предоставляется всем желающим.
Убивает не частая исповедь, убивает примирение с грехом Убивает не частая исповедь, убивает примирение с грехом
Игум. Нектарий (Морозов)
Убивает не частая исповедь, убивает примирение с грехом Убивает не частая исповедь, убивает примирение с грехом
Игумен Нектарий (Морозов)
Ответ игумена Нектария (Морозова) на «Пластмассовые глаза конформизма, или о вреде частой исповеди».
Архиеп. Максимилиан об исповеди и Причастии Архиеп. Максимилиан об исповеди и Причастии Архиеп. Максимилиан об исповеди и Причастии «Нужно всеми силами избегать “механического участия” в таинствах»
Архиепископ Вологодский и Великоустюжский Максимилиан
Душа, замедляющая с исповедью, перестает чувствовать боль от греха. Не чувствуя боли от греха, такая душа и дальше не спешит с исповедью, болезнь усугубляется, и человек все более приближается к аду.
«Церберы Святого Потира» или хранители Причастия? «Церберы Святого Потира» или хранители Причастия?
Свящ. Георгий Калчу
«Церберы Святого Потира» или хранители Причастия? «Церберы Святого Потира» или хранители Причастия?
Священник Георгий Калчу
Если Спаситель учит нас не бросать жемчуга нашего перед свиньями, то можем ли мы, священники, подавать Святое Причастие любому человеку?
Об исповеди и частоте Причащения Об исповеди и частоте Причащения
Архим. Клеопа (Илие)
Об исповеди и частоте Причащения Об исповеди и частоте Причащения
Архимандрит Клеопа (Илие)
Святой Иоанн Златоуст не хвалит ни тех, кто причащается редко, ни тех, кто причащается часто, а хвалит тех, кто причащается «с невинной совестью, с чистым сердцем и непорочной жизнью».
Об исповеди и причащении, языке богослужения и монашестве Об исповеди и причащении, языке богослужения и монашестве
Архиеп. Марк (Арндт)
Об исповеди и причащении, языке богослужения и монашестве Об исповеди и причащении, языке богослужения и монашестве
Беседа с архиепископом Марком (Арндтом)
Ольга Кирьянова
Причастие должно быть проявлением духовной зрелости верующего. Человек может возрастать духовно если он регулярно приходит на откровение помыслов или приступает к исповеди, поэтому совершенно разделить эти таинства – исповедь и причастие – нельзя.
«Не будем откладывать исповедь» «Не будем откладывать исповедь»
Иером. Дионисий (Игнат)
«Не будем откладывать исповедь» «Не будем откладывать исповедь»
Из бесед со старцем Дионисием (Игнатом)
Никто не достоин причащаться Святых Таин, ибо там Бог, Иисус Христос, но, насколько это в человеческих силах и насколько священные каноны Церкви позволяют нам это, будем стараться быть близ. Не будем откладывать исповедь, ведь всякий раз, когда человек, весь в грехах, идет к духовнику, то как бы он ни был далек от Бога, но, когда он выходит от духовника, ему так легко, словно он летит на крыльях.
В круге света В круге света
Свящ. Александр Дьяченко
В круге света В круге света
Рассказ
Священник Александр Дьяченко
Молодой батюшка-индонезиец заволновался: «Я не так хорошо знаю русский, чтобы понять в чём люди будут исповедоваться». Но наши отцы его научили: «Ты вот как делай. Понимаешь что тебе говорят, кивай головой и повторяй: «Помоги, Господи». А когда не будешь понимать – качай головой и делай так: «О – ё – ё – ё – ёй».
Исповедь и Причастие — вместе или врозь? Исповедь и Причастие — вместе или врозь?
Прот. Вадим Леонов
Исповедь и Причастие — вместе или врозь? Исповедь и Причастие — вместе или врозь?
Беседа со священником Вадимом Леоновым

Мы не умеем молиться и не проявляем старания, не проявляем усердия к посту, легко поддаемся греховным соблазнам. Если мы еще вытолкнем и Исповедь на периферию нашей духовной жизни, то тогда нас можно брать голыми руками.
Комментарии
Диакон Антоний29 января 2014, 12:00
Благодарю. Вас Владыка!
любовь11 ноября 2013, 22:00
Сслава Богу, что у нас есть такие владыки!!!
Марина29 октября 2013, 16:00
Слава Богу у нас в глубинке(в Казахстане) настоящие пастыри, духовные, хорошо знающие творения святых отцов, соблюдающие церковный устав. Никакого зуда обновленчества у них нет, потому, что нет времени, заняты своим прямым делом-спасением душ человеческих! Спаси Господи наших дорогих Костанайских пастырей!
иоанна22 октября 2013, 01:00
Да,я тоже согласна с Галиной. Откуда, все-таки берутся эти дискуссии? Действительно,создают проблемы искусственно. Люди добрые!! Не слушайте никаких нововведений! Читайте святых отцов нашей Церкви. Все они говорят об обязательной исповеди перед причастием. Ведь,когда человек искренне и часто исповедует свои грехи он благодатию Божию очищается от заразы,тем самым приближаясь к Богу. Не смотрите на священников постятся они в субботу или не постятся,внимайте себе,как говорил святой человек.
Галина16 октября 2013, 13:00
Общее настроение по этому вопросу понятно: ни в коем случае не занижать планку. Не понятно откуда берутся эти дискуссии. То о замене церковнославянского на русский; то о "дресскоде".Такое впечатление, что искусственные. Может плохо, что сейчас нет периода оглашения, когда человек готовится к крещению. А сейчас как происходит? Идет человек мимо церкви: а дай-ка я покрещусь на всякий случай. А через неделю придет причащаться. А готовиться нет ни времени, ни сил, ни навыка, да и понятия особого нет. Этим людям и церковнославянский в тягость, и "дресскод" церковный не обязателен. Вот и "забрасывают" в интернет дискуссии. Зачем идти у них на поводу? Все знают, что "Царство Божие силой берется". Ну вот и давайте трудиться. "Рад бы в рай, да грехи не пускают" - очень верно подмечено в народе. А в чем наш главный грех - стремление к комфорту. Боюсь ошибиться, но, кажется, Паисий Святогорец сказал, что мы появились на земле совсем не для того, чтобы комфортно здесь устроиться. А нам во всех сферах нашей жизни хочется подушечки подложить.
Екатерина10 октября 2013, 09:00
Запомнилась статья, совпали основные мысли Епископа Пахомия с моими, о чем я думала, большое спасибо авторам! Я простая мирянка среднего возраста, из пригородного села, здесь церковь есть за 5 километров отсюда.Вообще хочется в храме часто бывать, a из-за билетов на автобус- 25 рублей в одну сторону - откладываю посещение храма, так как дорого ездить. А Богослужение мне тоже нравится неспешное, полное, и я тоже не люблю излишних послаблений. Ведь Бог сотворил нас! К Богу с любовью и страхом поклоняемся!.. Радость тоже несказанная в храме, очень люблю Полиелей, Литургию. К вере в Бога пришла постепенно. А вот микрофоны в некоторых храмах меня раздражают. и- например, приезжал Патриарх, поставили на улице экран и транслировали ,но я в церковь вошла, не стала смотреть просто так на экран как кино. Но, кстати, журналисты СМИ сообщали местные,что не попасть внутрь. Но, увы, народ собрался не в таком количестве, чтобы не вместиться внутри. В церковь поместились и еще в церкви у стен внутри свободно ходили. A на улице тоже стояли - но, я думаю, это и есть расслабление духом - поглазеть на экранное , а не пойти тут же в храм молиться вместе с Патриархом.Упустили такую благодатную возможность.
Василий Украиненц 6 октября 2013, 22:00
Татьяне: """Излишнее количество энергичных киевских и греческих «просветителей» Северо-Восточной Руси """ А почему просветители, ну ладно Малоросcии, а Греции-то... в кавычках? Что было достаточно просветителей собственных и из других краев? Назовите хоть одного альтернативного, пожалуйста.
Василий Украинец 5 октября 2013, 23:00
> действительно....посмотрите: http://www.traditioninaction.org/RevolutionPhotos/A541-Bruno.htm или вот это http://www.traditioninaction.org/RevolutionPhotos/A529-Fabio.htm или вот это http://www.traditioninaction.org/RevolutionPhotos/A524-Solideo.htm или http://www.traditioninaction.org/RevolutionPhotos/A526-Hat.htm http://www.traditioninaction.org/RevolutionPhotos/A519-ToniFaber.htm http://www.traditioninaction.org/RevolutionPhotos/A512-Dervishes.htm или вот такое http://www.traditioninaction.org/RevolutionPhotos/A510-Tango.htm http://www.traditioninaction.org/RevolutionPhotos/A505-Dominican.htm смотрите....может пригодится,,,,
mamatata 5 октября 2013, 19:00
Согласна с Галиной: "А мне нравится поститься и исповедаться, и не представляю себе, как подойду к Чаше, если этого не сделаю". Чудесно, что все мы разные, составляем единство, Тело Христово. Друг друга поддерживаем в этом созидании, каждый делая свой кусочек работы. И, думается, есть монахи, которые бы "легли" если бы не миряне. Также и мы в свою очередь воодушевляемся их примером и стойкостью: поживешь в монастыре, войдешь в это все, приезжаешь домой и заряда хватает надолго. Навсегда. И еще про мудрый перенос Утрени на вечернюю: именно благодаря этому у меня есть ощущение того, что церковные сутки начинаются с вечера. Идешь домой - кругом темень, в кармане хлебец с вином для домашних (если они не смогли), на лбу - елей, на сердце - РАДОСТЬ:) Будем Жить!
Марина 4 октября 2013, 14:00
Спаси Господи владыку Пахомия, полностью с ним согласна, что "Для многих людей богослужение – это величайший дар". Являюсь прихожанкой одного из московских храмов и больно слушать, когда дьякон возглашает ектенью и хор одновременно с ним поет "Господи помилуй" и т.д., хорошо, если не громко, можно хоть что-то разобрать, а если хор воскресный, праздничный, то гремит так, что разбираешь с трудом о чем молитвенное прошение. "Символ Веры" возглашают с такой скоростью,что едва поспеваешь произносить слова. Простите, но еще про хоры в наших храмах хочется сказать: иногда непонятно, то ли ты на службе в храме, то ли в концертном зале. Вот-вот должны вынести чашу к причастию, хочется сосредоточиться, а хор выучил новый распев праздничного кондака и гремит "партесом" так, что впору аплодировать... Поэтому, когда выпадает возможность езжу на службу в Зачатьевский, или в Сретенский монастыри и именно из-за продолжительности, неспешности, благоговейности службы.
Алексей 3 октября 2013, 23:00
Самое обидное мне показалась мысль, что скоро мы, миряне, будем в храм ходить к консервативному батюшке, а к либеральном не пойдем, или наоборот. Мы же в храм ходим молиться Богу, вот об этом все забывают. А в реалии так и ходим в храм к тому батюшке, который по нашему разумению нам лучше подходит.
Марија 1 октября 2013, 23:00
Если церков лечебница для души, тогда храм должен постянно бит откритим, а терапии не сокрашчат, так что би тот кто чувствует себя очен болним, мог получит полное исцеление, а тот кто не чувствует, мог би там постоят немношко и уити для своеи работи, пока он духовно не возрастет. В противном случае все станем протестантам! Марија (Сербиа)
К* 1 октября 2013, 21:00
Вот и почитайте Святых Отцов, у них как раз согласия нет. И не ругайтесь словом " либерал", не берите с них пример, а учите языки. Либерти- свобода. Моя Свобода, дана мне Господом, и отдавать ее по принуждению никому не собираюсь и Вам не советую. Главный православный либерал - апостол Павел сказал "все мне позволительно!", при этом он же сказал "но не все полезно". И в этом тоже есть свобода. Свобода отказаться от дозволенного. Посему строгий запрет на причастие при однодневном посте, и даже вовсе без поста был бы бременем неудобоносимым в определенных ситуациях- болезнь, другая неожиданная потребность в причастие, хотя все же должно благословение получить. А говорить, что все будут ломиться без подготовки на причастие - бред в русском стиле, о неразумном народишке, коиму в кандалах спокойнее. Да и вот еще, знаю иерея, который в пору своего неофитства, в миру еще, так и делал, забегал в церковь на причастие, без исповедания даже - ну не знал тогда! А Господь все управит во благо, что с любовью и верой человек сделает. Не путайте либерализм с толерантностью! Последнее есть " ошибка" латинян, нам это ни к чему, конечно.
Н.Н. 1 октября 2013, 14:00
"...в Москве ведь огромное количество батюшек – и либерально настроенных, и консервативно, и каждый человек может по своему сердцу выбрать себе духовника"... Ну и к чему нас приведут либералы в церкви? Мало того, что стала возможна ДИСКУССИЯ о ИСПОВЕДИ и ПРИЧАСТИИ? Согласна, что планку надо ПОДНИМАТЬ, а не угождать тем, кто требует послаблений (неопрвданных). Как показывет опыт - либералы не остановятся, пока не разрушат то, что они не созидали... Спасение души - ОГРОМНЫЙ ТРУД, а не приятное времяпровождение в храме... Петр: "Можно и мне слово сказать?"... Да можно... Только лучше бы Вы внимательно ещё раза 2-3 перечитали материал, может, тогда и не говорили бы. Или Вы из кочетковцев? Тогда перечитывать бесполезно... Муханова ирина.: "Уставы церковные нужно соблюдать строго. А вот Батюшка должен быть добрым!" Согласна, только добавлю: и ОБЯЗАТЕЛЬНО СТРОГИМ!
Лидия Владимировна, г. Киев 1 октября 2013, 13:00
Все мы должны в первую очередь помнить, что живем в страшное время — преддверие конца человеческой истории, а потому и внимание нужно уделять вопросам спасения. «Новое русское» духовенство как раз об этом подзабыло и пытается пропагандировать свое понимание веры и богослужебных особенностей, часто не опираясь на святоотеческое предание и святоотеческое вероучение. Именно старцы говорили,что в последние времена нужно причащаться почаще. И как же, находясь в такой греховной яме,в которой валяется общество, причащаться без исповеди? мне говорил священник на исповеди, есть грехи, в которых можно каяться каждый день, но есть и иные... Самая главная проблема — это воспитание достойной смены тому духовенству, которое безвременно ушло, сохранив для нас веру во времена советских гонений. Ведь в целом городе, таком, как наш, не найдешь никого похожего на отца Иоанна Никитенко, отца Георгия Едлинского, отца Михаила Бойко...
Елена, Саратовская область 1 октября 2013, 13:00
Сокращение служб есть человекоугодничество. А мы призваны быть Боголюбивыми и угождать только Господу!!! Простите меня, грешную.
Rik 1 октября 2013, 09:00
Практика увязывания исповеди и причастия сложилась не в России, а в Греции. Странно, что епископ этого не знает. А вообще многое выглядит вообще смешно. Миряне - поститесь, а священники тяжко трудятся (литургия каждый день) и поэтому поститься не могут. А шахтер как? Он хоть и не служит литургию каждый день, но работает почище иных священнослужителей. И вообще главный принцип - каков поп, таков и приход. Не будете поститься - мы тоже не будем. И все ваши рекомендации останутся бумагой.
Петр 1 октября 2013, 04:00
Можно и мне слово сказать? Историческая практика разрушения хорошего. С чего начинается? В начале искусственено создают проблему. Затем эти же творцы проблемы заявляют: надо решить эту проблему и дайте нам право разрешить эту проблему. Вернемся к традиции Церкви. В последние столетия традиция причащения была от 1-го до 3-4 раз в год. Правильно? За то требования были очень строгие, я сам застал эту строгость и знаю что это такое. Но в последние годы сами священнослужители стал призывать как можно чаще причащаться. Правильно? Кто сломал традиции? Народ послушался и попер. Чуть ли не в каждую неделю. А как каждую неделю причащаться? Это было в силу только монахам -пустынникам. И самим священнослужителям причащать столько людей за один раз- это тоже очень тяжело. Все, проблема готова всецерковном уровне. Теперь вновь очередь действовать творцам проблемы. Они заявляют: старые традиции пришли в негодность, их надо либеризовать. Все, круг замкнулся. Что будет? Как пишет епископ Пахомий: то что случилось с Католической церковью. Их храмы опустели, ныне там молятся мусульмане и другие.
Валерий 1 октября 2013, 03:00
Не сказано о посте в субботу. Один день супружеского возержания - не опечатка?
гость 1 октября 2013, 00:00
К большому сожалению епископ ни разу не сослался на Святых Отцов по поводу частоты Причастия,опирался на свой личный пастырский опыт,который не так уж и богат у него.
Елена.Украина30 сентября 2013, 23:00
Замечательная беседа. Особенно вот это понравилось: " «Отче, вы пожилой человек и опытный старец, скажите, почему вся братия села, а вы стоите?» А игумен в ответ: «Владыка! Если я сяду, они – лягут».
Галина30 сентября 2013, 22:00
Слава Богу, что у нас есть святые отцы, которые не задаются вопросом - обидит ли вера в Бога кого-то или нет, а дают четкие ответы на вопросы, в том числе и о том, как надо готовиться к таинствам. Так и непонятно, чего ради написана эта статья. Чтобы заставить меня не поститься перед причастием и не исповедаться или наоборот? А мне нравится поститься и исповедаться, и не представляю себе, как подойду к Чаше, если этого не сделаю. Даже если весь Священный Синод придет убеждать меня в обратном. Спаси их Господи.
иеромонах Игорь (Васильев)30 сентября 2013, 18:00
"Достойно причащающиеся ныне встретят тогда (Господа) грядущего с небес; а (причащающиеся) недостойно подвергнутся погибели..." Иоанн Златоуст
Муханова ирина.30 сентября 2013, 17:00
Уставы церковные нужно соблюдать строго. А вот Батюшка должен быть добрым!
Сергий. Кострома.30 сентября 2013, 17:00
Перевод службы на современный русский, Причастие без Исповеди... что там еще придумают затейники всяческаго роду? Набить брюхо колбасой в канун Причастия? Посмотреть любимую передачу наших властителей - КВН?.. Лет десять назад священник отчитал меня очень громко и внятно перед всем приходом - я плохо подготовился к Таинству Исповеди. Только благодарен отцу Александру за это.
Татьяна30 сентября 2013, 17:00
Старообрядчество и обновленчество вряд ли можно назвать русским религиозным максимализмом. У любого явления имеются причины, порой самые простые. Чуть-чуть внимания к историческим событиям в России – и все или почти все проясняется. Излишнее количество энергичных киевских и греческих «просветителей» Северо-Восточной Руси после присоединения Украины в 17 веке и церковная реформа Александра Второго, позволившая принимать сан всем, в 19 веке – попробуй тут устоять, не соблазнившись. 20 век – век геноцида русского народа и век богоборчества – дают «свои» плоды. Но все же у русской церкви 1025 лет христианского опыта. Неужто ответа не найдется?
Ольга30 сентября 2013, 17:00
А может надо было стульчиками прихожан обеспечить, тогда бы и вопроса о сокращении кафизм не возникло. Я часто невнимательно стою на кафизмах, потому что мне уже тяжело стоять. Только не надо говорить "пусть кому надо стульчики сами приносят". В Греции все как то больше по любви..
Олег Арбузов Вятский30 сентября 2013, 13:00
Мне бывает особенно БОЛЬНО приезжая из за границы сталкиваться с подобными сокращениями или поспешностью или небрежностью со стороны священства особенно в таких местах как Москва!! После бездушия запада (о бездуховности УЖЕ нет речи даже) ТАК жаждешь нашей службы именно от души и надолго... Статья - прекрасная! СПАСИБОг! Есть ещё люди понимающие и чувствующие Слава Богу!
Татьяна30 сентября 2013, 12:00
Очень понравился материал. И особенно порадовало, что наконец, хоть кто-то обратил внимание на то, что сокращение богослужения не является благом для всех. К сожалению, сейчас эта тенденция повсеместна, сокращают даже в монастырях. При этом ссылаются на то, что люди "устанут" и т.п. Но полнота богослужения ни с чем не сравнима! Действительно, очень много дает душе Псалтирь. А канон, от которого обычно вообще почти ничего не оставляют, является центральной смысловой частью Утрени. А его сокращают так, что иногда диву даешься... Между тем, в этих канонах - такая глубина и красота, что бывает крайне обидно, что людей этого лишают. Сама давно уже дочитываю все полностью (благо, сейчас легко найти все богослужебные тексты), если бываю в тех храмах, где служба сокращена.
р.б. Александр30 сентября 2013, 11:00
Слава Богу за всё!!!
игумен Всеволод30 сентября 2013, 10:00
Статья понравилась. Только у нас теперь епископов стало так много и ставят их в такие малоизвестные населенные пункты, что ПОРА указывать, в какой области или митрополии находится их епархия. Пример: епископ Таврический служит где-то за Уралом.
Здесь Вы можете оставить свой комментарий к данной статье. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке