Развод: взгляд церковного канониста

При сотворении людей брачный союз Бог установил для неразрывного соединения супругов в одну плоть, так что христианский закон провозглашает святость семейного союза и его нерасторжимость. Это поддерживает достоинство человеческой природы, с одной стороны, и с другой, дает благо нашей жизни: Церковь дает нам правила счастливой семейной жизни.

Именно с этой точки зрения необходимо рассматривать канонические основания для развода, существующие сегодня, что является лишь его юридической, формальной стороной, логика которой такова: он допускается, когда брак фактически утратил свой смысл. Это не инструкция о том, как разводиться «по-церковному», а всего лишь указания на то, что делать, если брак уже распался. Недаром в Церкви нет никакого чина «развенчания» или «церковного» развода. Есть только благословение на второй брак, которое необходимо получить у епископа, если человек после распада брака решил вновь создать семью.

Основной вопрос темы нашей беседы должен был бы звучать иначе: «При каких обстоятельствах можно говорить о том, что брак утратил смысл?» Сам Господь в Евангелии вполне определенно указывает на одно единственное основание для расторжения брака – это вина прелюбодеяния: «кто разводится с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, тот прелюбодействует; и женившийся на разведенной прелюбодействует" (Мф. 19:9).

Исповедуя этот взгляд на брак, Церковь, однако, не могла не считаться с человеческими слабостями, со злой волей людей, находящихся внутри Церкви. Исходя из принципа икономии снисхождения и милости к немощам людей, но основываясь на двух первоначальных причинах развода (смерти одного из супругов и измены одного из них) она сформулировала целый ряд других. Как например, к смерти супруга приравнивается его безвестное отсутствие в течение долгого времени: в таком случае оставшаяся сторона признается вдовствующей и не обязана томиться далее в безнадежном ожидании.

Развод, как наказание

Церковное брачное право, в том числе нормы, касающиеся расторжения брака, формировалось на протяжении столетий. При этом канонисты опирались на евангельские заповеди, хотя им приходилось учитывать особенности светского законодательства. Основные условия заключения и расторжения брака, запечатленные в канонах Русской Православной Церкви, заимствованы из Византии, однако со временем они претерпели некоторые изменения, впрочем, не очень существенные.

Когда развод на основании лишь взаимного согласия супругов был исключен из византийской правовой практики, сохранилось несколько причин, дававших законное основание для расторжения брака: прежде всего, измена, а также те случаи, которые можно было рассматривать как аналогию супружеской неверности или смерти.

Измена одного из супругов доказывалась в суде с помощью свидетельских показаний, либо фактом рождения ребенка или беременностью, при условии долговременного отсутствия мужа. К измене приравнивалось и добрачное распутство жены, в том случае если муж не знал о нем до свадьбы. Измена переставала быть причиной для развода, если обе стороны оказывались виновны в ней, а также, если пострадавшая сторона уже простила супругу его преступление прямо или косвенно, т.е. продолжая с ним жить семейной жизнью. Государственный преступник лишался гражданских прав, поэтому супруга была обязана прекратить брак. В России до 1917 года не требовалось обязательно разводиться с политическим преступником (всем известен случай с женами декабристов), однако лишение свободы на длительный срок или ссылка на вечное поселение в Сибирь давало право другой стороне требовать развода.

Расторжение брака не по вине супругов

Причинами безусловного расторжения семейного союза, не связанного с проступком одного из супругов, являлась, например, неспособность к супружескому сожитию, приобретенная до вступления в брак (жена могла искать развода по этой причине лишь через 2 года с момента начала семейной жизни). Бесплодие жены, в отличие от языческого римского права, не признавалось основанием для развода. Сумасшествие супруга, будучи препятствием к браку, не могло служить основанием для его расторжения, если проявлялось уже после создания семьи. По византийским нормам безвестное отсутствие одного из супругов в течение 5 лет для гражданского лица и 10 лет для воина, пропавшего на войне, приравнивалось к смерти, и оставшийся супруг был волен заключить новый союз. В том случае, если после вступления жены во второй брак первый муж возвращался, он имел право вернуть свою супругу. Однако, пленение воина не являлось основанием для развода с ним. Брачный союз также расторгался при обоюдном произнесении супругами монашеских обетов, равно как и в силу монашеского пострига одного из них, с согласия другого. При этом гражданские законы Византии, приравнивая монашество к естественной смерти, не лишали оставшегося в миру возможности вступления во второй брак.

Возрастные ограничения

Если браку предшествовали обстоятельства, делавшие его заключение невозможным, это также было основанием для расторжения семейного союза. В частности, это касалось возраста вступления в брак. В византийском праве он составлял 12-13 лет для женщины и 14-15 для мужчины. В России в начале XIX века было введено так называемое гражданское брачное совершеннолетие: 16 лет для женщины и 18 лет для мужчины соответственно (византийские нормы остались действительными для Кавказа). Если супруги по факту оказывались моложе, брак немедленно должен был быть прекращен принудительно, если только не родился ребенок или не наступила беременность. По достижении брачного совершеннолетия семейные отношения могли быть возобновлены без повторного венчания. Если муж и жена отказывались от этого, семейный союз считался расторгнутым. При вступлении во второй брак такие лица считались второбрачными и на них канонами налагались соответствующие ограничения.

Возрастные ограничения касались и вдовствующих, и старых дев, и старых женихов в равной степени. Предельным возрастом для вступления в брак для женщин считалось 60 лет, для мужчин предельный возраст канонами не был определен.

Вопросы, связанные с расторжением брака, рассматривались на Поместном Соборе Русской Православной Церкви в 1917 году. Перечень оснований для развода в итоговых документах Собора был значительно расширен. К их числу отнесено подтвержденное отпадение одного из супругов от Православной Церкви, систематическое издевательство одного супруга над другим либо тяжелая, неизлечимая душевная болезнь одно из них, причем приобретенная в браке. Причиной расторжения семейного союза признавалось также неизлечимая тяжкая заразная болезнь, в частности, сифилис и проказа.

О второбрачии

Церковь неодобрительно относится к повторным бракам и допускает их только по снисхождению к человеческим немощам. По каноническому праву повторно вступить в церковный брак может только тот супруг, который при расторжении брачного союза оказался пострадавшей стороной. Виновник развода мог вновь создать семью только в случае покаяния и готовности понести определенное Церковью наказание на это. Намеренное оставление супруга со времен Византии также рассматривалось, как основание для развода. При расторжении брака сторона, признанная виновной, лишалась права на создание новой семьи, невиновная сторона это право получала. С начала ХХ века было разрешено вступать во второй брак и тому, кто совершил супружескую измену, ставшую причиной развода. Однако, это было возможно не ранее срока окончания церковной епитимии, определяемого в 3,5-7 лет. Данная норма действует по сей день.

Как правило, вопрос о церковном разводе встает в тот момент, когда один из расторгнувших семейный союз супругов – как правило тот, который не был виновником распада семьи, избирает нового спутника жизни и решает обвенчаться с ним. Однако после отделения Церкви от государства гражданско-правовые последствия имеют только акты, совершенные в ЗАГСе, либо через суды, поэтому церковное признание факта прекращения брачных отношений ничего не значит при отсутствии государственной регистрации развода. Церковь может только учитывать сложившиеся семейные отношения. Если распад семьи – это объективная данность, в частности, если супруги уже давно не живут вместе, и восстановление семьи невозможно, церковный развод допускается по пастырскому снисхождению.

Церковное право, допуская повторный церковный брак (венчание), третий брак разрешает лишь в порядке исключения, при обязательном выполнении двух требований: лицо, вступающее в новый семейный союз, должно быть в возрасте не старше 40 лет и не иметь детей. Если после двух браков, даже в случае раннего вдовства, человек имеет ребенка, церковный брак не дозволяется. Если детей нет, но миновал сорокалетний возраст, брак также не дозволяется. Возможность четвертого брака церковными канонами вообще не рассматривается.

Беседовали Савельева A. и Кирьянова О.

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • В четверг — лучшие тематические подборки, истории читателей портала, новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Комментарии
Леонид23 мая 2016, 14:00
Ситуация следующая: я сам ушёл из семьи, вернулся, опять ушёл, прилюбодействовал, когда жена ушла к другому и подала на развод, понял, что не могу без неё, попался, молился, но она лишь играла, живя со своим новым человеком, два раза приезжала ко мне.. Я был чист перед ней, до последнего момента, платилась девушка, которая для меня ничего не значит! Вопрос: мы оба прилюбодействовали, но я не хочу терять жену! Но если, не дай Господь, мы разведёмся, на ком будет этот грех?
елена 7 декабря 2015, 20:00
спасибо за статью
Мария23 июля 2015, 00:00
Добрый день! Все случаи уникальны, и у меня тоже такой вопрос: я бы развелась с мужем - но у меня нет в строгом смысле вышеупомянутых "уважительных причин", но, возможно, подходит косвенно. Дело в том, что у нас 4-хлетний больной ("особенный", что сейчас называется) ребенок, но муж третий год отказывается рожать еще или брать из приюта. А мне, сами, понимаете, это необходимо, как воздух. Помимо этого, мы друг друга в жизни только мучаем: сказывается разница в возрасте и устремлениях. Мы можем претендовать на развод? И - мне бы хотелось, конечно, надеяться на новый брак, с детьми. Это было бы возможно в случае развода?
Елена 7 января 2014, 02:00
Подскажите что делать и какие молитвы читать и как вообще жить дальше и на что настрагивать свои мысли, если собственный сын, хотя и не понимая значения этого слова, проклял родную мать? Признаюсь искренне, очень больно, полная разбитость, потерянность, вообще необъяснимые чувства... Муж, оправдывая сына, говорит, что он мал еще и не знает значения этого слова ( я должна согласиться с тем, что ребенок действительно не знал значения этого слова, но знал, что слово плохое) и что не имеет оно последствий. А я не разделяю ход мыслей супруга относительно того, что слова, сказанные по незнанию, не имеют силы. Подскажите пожалуйста, кто прав? Как теперь быть? Что делать? Заранее благодарю
Svetlana 6 декабря 2013, 11:00
А как быть с таким вопиющим случаем, когда семилетний(!) церковный(!!) брак моей близкой подруги с выпускником семинари(!!!) вообще был признан недействительным, - на непонятных основаниях, просто потому что мужу захотелось снова обвенчаться первым браком (ну, и у него видимо были связи в митрополии УПЦ). Причем, с ее стороны не было измены, ни до брака, ни во время брака... Так случилось, что во время кризиса их семейной жизни муж начал встречаться с ее подругой (которая, кстати, в свое время держала венец на их венчании!). Гражданский брак муж расторг через суд, т.к. она была против развода. Вобщем, ужасное теперь положение, т.к. подруга считала возможным и хотела сохранить брак, да и до сих пор считает свой церковный брак действительным... Почему церковные власти принимают такие решения, за спиной другой стороны, даже не втретившись, не выяснив все обстоятельства?? Все наши общие православные друзья очень сильно разочарованы таким поворотом событий. Неужели не страшно потом будет отвечать перед Богом за такие несправедливые решения?
Анастасия28 ноября 2013, 18:00
Виталик, я искренне сочувствую Вам по поводу такого страшного положения дел в Вашей семье... Хотя, судя по тому ужасу, который Вы описали это не семья, а какое-то издевательство над самим этим понятием и семейными ценностями. Лично мое мнение таково, что Вы абсолютно правильно поступаете, что разводитесь с этой женщиной. Хотя, на развод (также как и на любой очень серьезный поступок) нужно взять благословение Вашего духовника или, если у Вас его нет, то у любого священника, которому Вы опишете Вашу ситуацию. И еще мне кажется, что поведение Вашей пока еще жены очень похоже на поведение бесноватого. В любом случае, развод - это очень тяжелое испытание для человека и пройти его без Божьей помощи и молитвы невероятно трудно. Поэтому, отвечая на Ваш вопрос что Вам делать - конечно молитесь, и за себя и за Вашу пока еще супругу и за то, чтобы Господь даровал Вам силы пережить это все и не проклинать ее, и простить. Как можно чаще ходите в храм, исповедуйтесь и причащайтесь, а иначе где же Вам взять силы пережить это все и уйти от этой пустоты в душе? Попробуйте читать Акафист Святителю Николаю Чудотворцу или Акафист Божией Матери или любому святому, который, может быть, особенно Вами любим. Главное - МОЛИТЕСЬ! И Господь обязательно Вас услышит и поможет Вам! Храни Вас Господь!
Ева22 ноября 2013, 22:00
Андрею: Я не хочу быть "сосудом чистоты" для современного обывательского мужчины. Бесповоротно. Честно говоря я и есть -сосуд чистоты. Признаюсь.Но мой сосуд чистоты бунтует против сосуда бесчестья, коим является современный мужчина. Недавно я столкнулась с тем, что во внешне порядочном скромном мужчине обнаружила скрываемый для мужчины обывательский порок. Как обнаружила? Пожалуйста-результаты в студию. Я год ощущала душой сигналы нечистоты исходящие от человека, мне трудно было брать даже за руку (на духовном уровне), а потом он сам признался. Так что, поверьте, сосуд чистоты в виде женщине не готов будет разменять себя на ваши "грешки".Чем чище человек тем острее у него духовный взор. Чистая наследовать должна чистого.
Виталик15 ноября 2013, 20:00
Что мне делать сейчас и что будет с моей пока ещё женой? Я сейчас развожусь с женой, прожив с ней 3 года. Развод предложил я и она согласилась. У нас были часто скандалы, на тему что она мне изменяет, вопросы к ней начались через 4 месяца. Но жена постоянно плакала, целовала икону, клялась своей мамой, дочерью, что мне всегда была верна. В итоге я узнал, что она мне начала изменять через 1,5 месяца, как мы стали вместе жить. Нам обоим давно за 40 и она работает в школе преподавателем. Нельзя сказать, что это измена это был просто разврат, блудство в извращённо форме, даже со своим зятем молодым мужчиной она мне изменяла. Узнал всё случайно, есть видео и рассказ бывших моих коллег по работе.. Мы были венчаны, но её это не смущало. Как то мне высказала «Где же твой Бог я стаю и не провалилась и нечего со мной не случится» обидно до слёз. Сам я был и остаюсь ей верен. Что мне делать? проклинать её или молитву читать, если молитву то какую? в душе пустота!
Алексей Гришкин11 ноября 2013, 21:00
Галкин признался,что вообще не крещен,поэтому какое там венчание!
Андрей30 октября 2013, 14:00
Дорогие женщины, я понимаю, что вам сильно не нравится неравноправие в отношении добрачных половых отношений. То что на рассмотрении находится только женщина. Немного подумав вы сами, думаю, придете к простому выводу. Женщина является "сосудом" детородности, сосудом продолжения жизни. И естественно, что этот сосуд должен быть чистым, что является важным как и для ее здоровья, так и для здоровья будущего поколения. А мужчина, в силу своей физиологии, не является сим носителем (хотя это нисколько не развязывает руки на распутство). По этому и спрос намного строже. Вас же не возмущает, что обязанность мужчины защищать Родину, семью, полагая при этом не только свои силы, но и голову. Это же считается естественным. Так и обязанность женщины, хранить свой "сосуд", как некую обязанность перед собой и обществом. По сути, как жизненно важно для социальной общности иметь армию, для внешней защиты, так и иметь чистых женщин, для внутренней защиты общества. (Ну как то так!)
Людмила29 октября 2013, 15:00
А всем известная Алла Борисовна ,возможно и не вступала повторно в церковный брак.
Лада29 октября 2013, 12:00
"Интересно, а небезизвестную Аллу Борисовну по каким канонам в церкви венчали с Максимкой?" Она венчана только второй раз. Хотя возраст конечно уже...
Руслан28 октября 2013, 17:00
"К измене приравнивалось и добрачное распутство жены, в том случае если муж не знал о нем до свадьбы." Кхм-кхм, а что говорили византийцы о добрачном распутстве мужа? "Причиной расторжения семейного союза признавалось также неизлечимая тяжкая заразная болезнь, в частности, сифилис и проказа." А сифилис-то лечится теперь )))
Stempka28 октября 2013, 16:00
Интересно, а небезизвестную Аллу Борисовну по каким канонам в церкви венчали с Максимкой?
Здесь Вы можете оставить свой комментарий к данной статье. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке