“Посему принимайте друг друга…”

“Посему принимайте друг друга, как и Христос принял вас в славу Божию. (Рим.15:7)” Эта короткая фраза, если мы ее усвоим, изменит нашу жизнь — и наши отношения с ближними до основания. Что здесь говорит Апостол? Во-первых, Христос нас принял. В Таинстве Святого Крещения, в Святом Причастии мы получаем свидетельство того, что мы приняты. Нас тепло приветствовали, впустили в дом, усадили за стол. Пребывая в общении с Церковью, мы пребываем в общении с Богом и Его святыми — как говорит Писание, “Итак вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу (Еф.2:19)” Мы восприняты в число Его овец, каждую из которых Он узнает по имени (Иоан.10:3); мы теперь возлюбленные дети Божии (1Иоан.3:2), которым уготована вечная радость — если мы только не свернем с пути спасения. У нас есть семья, глава которой — Христос; и призывая имена святых, мы обращаемся к нашим отцам, матерям, братьям и сестрам, которые, вместе со святыми ангелами, помнят и пекутся о нас. Мы любимы, приняты и окружены самой теплой и жертвенной заботой — и когда мы чувствуем это, и, особенно, когда не чувствуем.

Как Христос принял нас — и как, соответственно, мы должны принимать друг друга? На каком основании? Как мы соделались своими Богу и соучастниками святым? Как мы получили гражданство Небесного Иерусалима? За то, что мы (в отличие от других) приличные люди? Право верующие? Нравственные? Нет. И правая вера, и исправление жизни — это плод благодати, проявление того, что Он нас принял, а не предварительное условие, на котором Он нас принимает. Христос принимает дурных людей — и делает их хорошими, как пишет Апостол:

“Ибо и мы были некогда несмысленны, непокорны, заблуждшие, были рабы похотей и различных удовольствий, жили в злобе и зависти, были гнусны, ненавидели друг друга. Когда же явилась благодать и человеколюбие Спасителя нашего, Бога, Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом, Которого излил на нас обильно через Иисуса Христа, Спасителя нашего (Тит.3:3-6)”

Если бы Бог ставил нашу хорошесть предварительным условием — никто из нас не был бы принят. Никогда. Даже после того, как мы приняты, мы продолжаем много спотыкаться — делом, словом, помышлением и неисполнением долга. Но во всех этих случаях Бог ищет не отвергнуть нас, а восставить — “Бог не желает погубить душу и помышляет, как бы не отвергнуть от Себя и отверженного. (2Цар.14:14)”

Легко ли это? В какою цену это обходится? Цена нашего приятия — Голгофа. В очах всесвятого Бога грех гнусен, отвратителен и заслуживает безоговорочного осуждения. Мы приняты не потому, что Бог согласился закрыть глаза на наши грехи — а потому, что за нас умер Невиновный.

Что это означает для наших отношений с другими членами Церкви? Прежде всего, это означает отказ от роли “адвоката дьявола”. “Адвокат дьявола” — неофициальное название должности человека в Римо-Католической Церкви, в обязанности которого входит собрать все сведения, которые могли бы помешать возможному прославлению того или иного кандидата на канонизацию. Накопать, так сказать, компромата — чтобы исключить поспешное и необдуманное прославление.

Фото AGB in AR, www.flickr.com Фото AGB in AR, www.flickr.com
    

У нас очень много желающих на эту должность — даже если речь не идет ни о какой канонизации, а просто о признании человека своим, собратом, наследником той же надежды. Люди чаще обращают внимание на компромат — что-то действительно дурное, или, по крайней мере, дурное в глазах критика. И обращают затем, чтобы отвергнуть от себя — термин “нерукопожатность” тут хорошо описывает суть дела. Идеологическая и моральная правильность должна проявляться в решительном отверждении “неправильных”. Это явление процветает в чисто светском варианте — морализм современной интеллигенции это именно морализм отвержения. У него, однако, есть глубокие религиозные корни, и мы видим именно это отношение у евангельских фарисеев — как Иисус может общаться с таким отребьем! С насквозь коррумпированными сборщиками налогов, с прислужниками оккупантов, с проститутками, которые верятся вокруг таких типов... И это — долгожданный Мессия? Да быть того не может! То же отношение очень легко возрождается и в религиозной среде.

Тенденция проявлять свою правильность в отвержении неправильных людей приводит к желанию того, чтобы люди были неправильны — и выискиванию этих неправильностей. А как иначе я покажу, какой я правильный? Неправильности, конечно, есть. Люди приходят в Церковь с тем багажом, который они собрали в миру — и мир продолжает оказывать на них влияние. У них есть политические пристрастия (которые не совпадают с нашими), художественные вкусы (которые тоже не совпадают), их греховные привычки легко находят себе благочестивые упаковки.

Но Христос дал им веру в Него. Если они исповедуют общую с нами веру и участвуют в литургической жизни Церкви, они приняты — как и мы. Их грехи — как и наши — прощены и беззакония покрыты. То, что они — как и мы — много спотыкаются, не повод для отвержения — это причина для терпеливых усилий по восстановлению и выстраиванию отношений, которые нарушает грех.

Однако принятие Христово очень сильно отличается от того, приятия, которое требует мир — мир, собственно, не требует принятия как такового, он требует, чтобы Церковь перестала обличать грех. Но принятие (в библейском контексте) как раз и означает обличение греха. Как Господь говорит в Откровении, “Кого Я люблю, тех обличаю и наказываю. Итак будь ревностен и покайся. (Откр.3:19)” Обличение — не знак отвержения, это знак именно любви. Послание к Евреям обращается к хорошо известному в то время различению между законными детьми знатного римлянина и побочными — от рабынь. Законным детям предстояло быть наследниками — и принять на себя серьезную ответственность, поэтому их воспитывали в строгости. Незаконные дети не наследовали ничего; поэтому их могли баловать.

Комфортное пребывание во грехе — это не признак того, что Вас приняли. Увы, это признак обратного. Обличение греха, исправление невежества и заблуждений — это важное проявление братской любви. Мы не возимся с чужими — только с родными.

Как говорит Апостол, “Братия! если и впадет человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости, наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушенным. (Гал.6:1)”

Эта братская забота резко отличается от фарисейства именно тем, что фарисей (религиозный или светский) ищет отбросить, христианин ищет привлечь. Ложь и зло в человеке побеждается не тем, что его постоянно пинают, указывая на эту ложь и зло, а тем, что ему помогают обрести подлинные отношения со Христом и Церковью. По мере духовного роста и исцеления старая короста грехов и заблуждений будет отваливаться. Христос принял этого человека и медленно — в том темпе, который определяет Он, а не мы — меняет его. Нам важно не мешать этому таинственному Божьему труду, а помогать ему.

Сергей Худиев

Источник: Фома.Ru

30 октября 2013 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Смотри также
Закон любви Закон любви
Свящ. Димитрий Шишкин
Закон любви Закон любви
Священник Димитрий Шишкин
Легко сказать: надо любить. А как? Вот как это – взять и полюбить того, кого любить вроде бы и надо, но не хочется…
«Духовный настрой заразителен» «Духовный настрой заразителен»
Схиархим. Иоаким (Парр)
«Духовный настрой заразителен» «Духовный настрой заразителен»
Беседа на Русской земле
Схиархимандрит Иоаким (Парр)
Если в течение дня вы заняты тем, чтобы показать Богу, что вы любите Его, и сердце ваше непрестанно беседует с Ним, молясь о том, чтобы остаться с Ним наедине, сделать это вечером вряд ли покажется вам сложным.
Евангелие о совершенном милосердии Евангелие о совершенном милосердии
Свт. Николай (Велимирович)
Евангелие о совершенном милосердии Евангелие о совершенном милосердии
Святитель Николай (Велимирович)
Ничто не делает человека столь немилосердным, как уверенность, что никто не милосерден к нему. Никто? А где же Бог? Не вознаграждает ли нас Бог каждый день и каждую ночь Своим милосердием за немилосердие людей?
Комментарии
Татьяна22 декабря 2013, 12:07
Низкий поклон. Замечательная статья.
Светлана16 декабря 2013, 18:20
Статья замечательная.Спасибо.
Лариса31 октября 2013, 13:07
/...человек в Римо-Католической Церкви, в обязанности которого входит собрать все сведения, которые могли бы помешать возможному прославлению того или иного кандидата на канонизацию/ Жаль, что эти сведения никакой роли не играют, т.к. канонизируют всякого желающего "стать святым" (как, например, Терезу Маленькую). Должность-то есть, только серьезно к ней не относятся. Но торжествовать рано - в Православии уже наметилась подобная тенденция, увы...
Мария31 октября 2013, 01:20
Спасибо автору за то, что он так бесстрашно касается страшного. "Люди чаще обращают внимание на компромат — что-то действительно дурное, или, по крайней мере, дурное в глазах критика." Не только обращают внимание, но и "творчески" добывают (и додумывают). Рационализация замечательна. Одни делают это для "обличения зла" и "защиты друга", другие тоньше - для "обличения согрешившего, во имя любви", однако с демонстрацией расширенных возможностей доступа к информации. Последние проявляют при этом незаурядный "такт" и "чувство юмора", цитируя куски чужих домашних разговоров, а также поражая "прозорливостью" интерпретации чужих поступков в статьях (например, на темы на темы "неосуждения") и в "готических" сказках. Некоторые полагают это началом пути в православной публицистике. И даже имеют успех...
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
×