О терпении и обезьяньих играх

Есть известная благочестивая шутка: «Что происходит, когда у монаха кончается терпение? Начинается долготерпение!». В самом деле, долготерпение — одна из важнейших христианских добродетелей, которая перечисляется среди плодов Святого Духа: «любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (Гал.5:22,23). Однако в современном мирском словоупотреблении «терпение» носит, скорее, негативный оттенок. Почему? Рассмотрим это подробнее.

Слово «терпение» может описывать три вещи: во-первых, готовность упорно трудиться, когда это не приносит быстрого — материального или эмоционального — вознаграждения. В этом смысле святой апостол Иаков сравнивает жизнь христианина с трудом земледельца: «Итак, братия, будьте долготерпеливы до пришествия Господня. Вот, земледелец ждет драгоценного плода от земли и для него терпит долго, пока получит дождь ранний и поздний. Долготерпите и вы, укрепите сердца ваши, потому что пришествие Господне приближается» (Иак.5:7,8). В самом деле, выращивание урожая — долгий и изматывающе трудоемкий процесс, который требует видеть перспективу — по крайне мере, на год.

Во-вторых, терпение — это способность твердо придерживаться веры в Бога и хранения Его заповедей перед лицом враждебности или преследований. «Предаст же брат брата на смерть, и отец — сына; и восстанут дети на родителей, и умертвят их; и будете ненавидимы всеми за имя Мое; претерпевший же до конца спасется» (Матф.10:21,22).

В-третьих, терпение — это способность благодушно, не гневаясь и не раздражаясь, переносить огорчения со стороны других людей. «Со всяким смиренномудрием и кротостью и долготерпением, снисходя друг ко другу любовью, стараясь сохранять единство духа в союзе мира» (Еф.4:2,3).

Терпеливый человек упорно делает свою работу и держится того, что принял держаться, несмотря на все давление, которое на него оказывается как извне — со стороны людей, которые его преследуют, оскорбляют, провоцируют или соблазняют, — так и изнутри — со стороны его собственной лени, уныния, гнева или страха. Если привести чисто светский пример, то можно вспомнить знаменитый английский плакат времен страшных нацистских бомбежек Британии: «Keep Calm and Carry On» («Сохраняй спокойствие и продолжай [делать свое дело]»).

Терпение предполагает, что у человека есть какое-то дело, которое он считает важным, и которое он намерен совершать, несмотря ни на что. Святой апостол Павел проявлял глубочайшее терпение (во всех трех аспектах), потому, что сознавал, что ему вверено самое важное дело на свете: «Но я ни на что не взираю и не дорожу своею жизнью, только бы с радостью совершить поприще мое и служение, которое я принял от Господа Иисуса, проповедать Евангелие благодати Божией» (Деян.20:24).

Но в наши дни слово «терпение» звучит скорее плохо. «Терпила» — презрительное именование человека, который по неосторожности или слабости стал жертвой преступников. «Потерпеть» можно только поражение, и вообще «терпеть» — удел слабых и проигравших. «Я не намерен этого терпеть!» — слова человека решительного, способного за себя постоять. «Не потерплю!» — еще и обладающего властью. «Нетерпение» — не порок, а счастливое личное качество человека, который способен надавить, заставить и вообще добиться своего. Почему это так?

Падший мир — это жестко конкурентный мир, напоминающий стаю обезьян, в которой всегда есть альфа-самец, который получает все, бета, который получает объедки после альфа-самца, гамма, который получает объедки после беты, и так далее. В любой обезьяньей стае нижестоящие внимательно смотрят на тех, кто выше — не ослабеют ли они? Не получится ли сбросить их на ступеньку ниже, чтобы занять их место? В игре, которая преследует две цели — «не быть сброшенным», и «сбросить другого», важно показывать качества, обратные терпению — гневливость, вспыльчивость, готовность к насилию. Причем уже у животных мы видим, что до прямого насилия не всегда доходит — животные решительно показывают зубы, угрожающе рычат, делают пугающие жесты в расчете на то, что противник испугается и уступит.

Увы, люди в миру часто — не всегда, не будем обобщать, но часто — ведут себя как в стае обезьян. При препирательствах в интернете очень часто людям важно не убедить в чем-то оппонента — как если бы он был разумным человеком, способным воспринимать доводы, а именно показать зубы и когти, зарычать, побить себя кулаками в грудь и вообще выказать гнев и ярость, чтобы заявить «Я тут альфа-самец! Не потерплю!»

Конечно, такое поведение очень глупо. Если вы хотите, чтобы ваш оппонент изменил свою точку зрения, Вам надо говорить с ним терпеливо и с уважением. Однако виртуальное «быкование» является почти всеобщим. Увы, даже и в православной среде. Человек хочет быть православным альфа-самцом — гневным, яростным, демонстративно готовым к насилию. И, конечно, в принципе неспособным принять чью-то критику и исправить свое поведение — ведь это означало бы поставить себя в иерархии на ступеньку ниже. Но Православие вообще означает полный разрыв с этими обезьяньими играми.

Верующий видит в ближних не конкурентов за место в обезьяньей иерархии — он вообще видит в ближних не безволосых обезьян, а людей, созданных по образу Божию. У него есть дело, которое не оставляет времени и сил для участия в обезьяньих играх, — служить Богу, со страхом и трепетом совершать свое спасение и содействовать спасению других. В частности, содействовать выстраиванию таких межчеловеческих отношений, которые отражали бы любовь, доверие и признание друг в друге образа Божия. Это нелегкий и часто неблагодарный труд, когда кажется, что терпение скоро кончится. Вот тут-то и понадобится один из плодов Святого Духа — долготерпение.

Сергей Худиев

24 декабря 2013 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Терпение – одна из основных добродетелей Терпение – одна из основных добродетелей
Архимандрит Филофей
Agionoros.ru публикует продолжение беседы с игуменом монастыря Каракал, учеником старца Ефрема Филофейского архимандритом Филофеем.
Кто не обуздает своей клавиатуры... Кто не обуздает своей клавиатуры...
Сергей Худиев
Многие станут искренне недоумевать, о чем тут вообще можно говорить с человеком, который (как это уже известно всему Интернету), тырит ложки, ворует бумажники и к тому же угоняет автомобили. Новостные ленты также вскоре украсятся сообщениями о том, что «кражи, которые, как сообщается, совершил имярек, вызвали оживленную реакцию в блогосфере... имярек, оправдываясь, явно нервничает». Нет, это будет подаваться не как доказанный факт — вдруг у Вас найдется время и деньги, чтобы судиться — но как «то, о чем все говорят».
Поспорим? Поспорим?
Диакон Павел Сержантов
Поспорим? Поспорим?
Диакон Павел Сержантов
Если другие разновидности спора в Интернете – в режиме скандала и в режиме ток-шоу – провоцируют игру страстей, вспышки гнева и празднословия, то спор в режиме методичного исследования обсуждаемого вопроса может стать аскетическим упражнением. Странновато звучит, но, тем не менее, попробуем и это себе представить.
Комментарии
Виталий 31 декабря 2013, 00:48
Слава Богу мы говорим об этом! Слава Богу мы стараемся жить по заповедям Божиим! Господи благослови Наше Отечество, наш народ и Нашу Святую Церковь стойко перенести тяготы сей земной жизни! Спаси Вас Господи - Святые Отцы наши!
Илья27 декабря 2013, 13:41
Юлия, молитвы написаны на церковнославянском языке. И часто истинное значение слов в них отличается от того, как Вы буквально их поняли, перевели на русский. А может быть в корне противоположным современному значению. Слово "поспешение", согласно толковому словарю русского языка Д.Н.Ушакова, означает: успех, удача. Поэтому в 3-ей молитве Макария Великого фраза: "... избави мя от ... диавольского поспешения" означает мольбу избавить от успеха диавольского в делах, данного не от Бога, а совсем не от дьявольской спешки в делах.

Спаси Господи Вас
Николай27 декабря 2013, 00:23
Очень хорошо. Но надо заметить,что необходимо не только терпение,но и смирение,т.е.познание своей меры,хотя на данном этапе жизни и рассудительность. Что-бы не лезть на рожон,получая потом неоправданные травмы,которые придется терпеть,вплоть до психических искажений. А если оказался в непростой ситуации смочь постоять за себя,ближних,веру - если агрессия превосходит меру достигнутого совершенства,что-бы опять-же - не стать больным человеком. Думаю,такое терпение Богу не угодно.
Михаил25 декабря 2013, 15:14
СПАСИБО
МАРИЯ25 декабря 2013, 13:43
СПАСИБО!!!
Юлия25 декабря 2013, 12:19
В одной из утренних молитв есть выражение «диавольское поспешение», мне кажется что все нетерпение можно отнести к этим словам. Казалось бы потерпи немного, пережди гнев и все будет по другому, нет надо быстрее вылить внутреннее зло пока оно кипит, пока не остыло.
Если учить псалмы и молитвы наизусть - откроешь для себя очень многое, о котором не имел никогда понятия.
Андрей25 декабря 2013, 11:49
Очень замечательное сравнение с обезьянами. Тонко подмечено.И ни куда не српятаться , всё правда.
Ирина Ти.25 декабря 2013, 11:16
Автор статьи привел достаточно аргументов в пользу терпения и долготерпения для нас - православных христиан, ищущих спасения в Господе. Последуем же Истине! Спасибо, Сергий!
millia25 декабря 2013, 07:27
спаси БОГ святой отец
полностью согласна
Тепением вашим спасйте души ваши--- великие слова
из Евангелия
стараюсь жить по этим словам ГОСПОДА ИИСУСА ХРИСТА
хочу возразить кому то или поспорить и сразу в помощь мне
слова эти -- это мое оружие против всякого негатива что в голову лезет
и снова отцов святых вспоминаю .....мысли ненужные
как псы цепные рвутся с языка......
а я держу их дай ГОСПОДИ терпения!
ведь из терпения все благодетели рождаются одна за другой как по цепочке
так хотя бы одну --терпение--сделать привычкой!!!!!
Аминь
Наталия24 декабря 2013, 23:19
Не очень принимаю направленность мыслей Сергия Худиева. По некоторым причинам: 1.Очень часто публикуется,и с явной любовью к своим текстам, особенно на либеральном сайте/ Православие и мир. 2. Много пишет об актуально информационном с непременными выводами " а мы-то православные, какие ужасные". ТипМ девочки в Храме Христа Спасителя нехорошо поступили, но мы-то какие ужасные. 3. см. 2. Обращаться в текстах одному мирянину, даже и Худиеву, к другим в виде косвенных укоров к православным - не полезно. И даже иногда читать неприятно, какое-то лукавство. Благочестивый Худиев рассказывает православному миру, как надо терпеть и долготерпеть. Малость, переборщил, брат. Мы-то знаем, какая мука нас корежит, какая борьба идёт внутри, а тут тебе ещё на раны соль сыпет товарищ Худиев. Меня лично пугает, что такой автор везде публикуется. Вот даже и на данном, уважаемом православном народом, сайте. Ведь какая же гордыня выросла в рабе Божием Сергии.Жалко человека.
Наталья24 декабря 2013, 23:12
Спаси Господи, Сергей! Хорошая статья.
Татьяна24 декабря 2013, 17:03
Сельское хозяйство никак не может быть коммерческим (человек не может постоянно питаться антибиотиками и гормонами?), но без него никак нельзя (деньги даже золотые грызть не будешь?)? Это признано всеми высоко экономически развитыми странами - все дотируют с/х-во?

Второй съезд сельских хозяев при Имп. Московсокм Обществе сельского хозяйства... М, 1871:
ДокладЯковлева А.В. на Веч. заседании 27 декабря 1870 г. О важности краткосрочного кредита и мерах к развитию его в РОссии:

"Невыгодность земледелия в настоящее время, в особенности мелких сельских хозяйств всем известна. Недостаточность дохода с земли, выручаемого крестьянами, признана податной комиссией, которая нашла, что количество платежей, лежащих в настоящее время на крестьянских землях почти превосходит доходность с этих земель. Таким образом, оказывается, что крестьяне, по занятию своему, преимущественно, земледельцы, землею жить не могут" - это результат реформ? А чем должны жить люди? Как решали этот вопрос руководители? И фамилии все те же у руководителей? Чем дело кончится на этот раз? Кто-то хочет восстановления монархии и еще раз попробовать решить проблемы? Спаси Бог.

Олег24 декабря 2013, 15:25
"При препирательствах в интернете очень часто людям важно не убедить в чем-то оппонента — как если бы он был разумным человеком, способным воспринимать доводы, а именно показать зубы и когти, зарычать, побить себя кулаками в грудь и вообще выказать гнев и ярость"

Как будто Сергей Худиев не знает, что такое человек!
Если есть на земле идеальный железобетон,базальт,непробиваемый гранит - это человек!
С терпением можно пробить железобетон, но убедить человека.
И не зубы показывать и рычать, а прямо ,открыто называть и вещи и людей своими именами. Вот и все.
Руслан24 декабря 2013, 13:58
Спасибо, как всегда в точку
Валентина24 декабря 2013, 13:14
Спасибо автору.Такие ствтьи дают силы терпеть и просто оставаться нормальным человеком.
Нина24 декабря 2013, 13:00
Интересные мысли. Я с ними согласна. Тяжело отстать от этой обезьяньей привычки и от общественного давления. Дай нам всем Бог терпения и великодушия!
наталия24 декабря 2013, 12:21
Прекрасная и замечательная статья ! Все эти препирательства на православных страницах недопустимы!
Если видишь, что человек ожесточен и пишет ужасные вещи, то лучше это не комментировать. Зачем? Человек выплеснет еще больше грязи и злости на тебя.
Как дать понять атеистам, что БОГ ИХ ЛЮБИТ?
Самому почувствовать любовь к ним, перестать ненавидеть и осуждать людей, а ОСУЖДАТЬ И НЕНАВИДЕТЬ ТОЛЬКО ГРЕХ.
Прежде всего В СЕБЕ, а потом гляди по сторонам.
С уважением и надеждой, что мой взгляд никого не задел и не оскорбил!
Надежда24 декабря 2013, 12:08
Хорошая статья, спасибо. По моему мнению тут еще главное утратить страх перед людьми. Как много такой агрессии основано на страхе!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
×