И воплотился и вочеловечился

Сергей Худиев

В эти рождественские дни мы обращаемся к главной тайне нашей веры — Боговоплощению. Это слово означает, что Бог стал Человеком, Одним из нас, во всем Подобным нам, кроме греха. Тот, Кто создал пространство и время, галактики и туманности, стал Младенцем на руках Свой Пречистой Матери.

Рождество Христово Рождество Христово
    

У язычников было представление о богах — могучих, таинственных надчеловеческих существах, присутствие которых повергало в трепет. С ними было связано слово numen — «священный» (буквально «тот, перед кем склоняются»). Их просили о помощи, им воскуряли фимиам. Но эти боги были мелкими — иногда даже просто мелочными, они отражали вполне человеческие недостатки. Эти «боги» могли конфликтовать между собой и устраивать кровавые битвы за лидерство. Они не были ни всеведущими, ни всемогущими, ни благими — но лишь усиленной версией человеческой знати. Более того, многие считали, что иногда «продвинутый» маг, знакомый с соответствующими заклинаниями, мог заставить богов исполнить его волю. Боги могли буквально оголодать, если люди долгое время не приносили им жертв.

У ветхозаветного народа Божия, Израиля, было совсем другое представление о священном. Они верили в Единого и Единственного Бога. Не «одного из» богов — но Единственного Бога, Который существует на самом деле. Бог, Который ни с кем не борется за власть над мирозданием — и менее всего с безгласными идолами, которым поклоняются язычники. Весь мир принадлежит Ему. Он сотворил небо и землю — то есть все существующее — Своим Словом. Идея, что Он может нуждаться в мясе жертв, что Его можно подкупить, в Библии просто высмеивается: «ибо Мои все звери в лесу, и скот на тысяче гор, знаю всех птиц на горах, и животные на полях предо Мною. Если бы Я взалкал, то не сказал бы тебе, ибо Моя вселенная и все, что наполняет ее» (Пс.49:10–12).

Бог является абсолютным Владыкой мироздания и человеческой истории. Даже бедствия, которые постигают народ Божий, отражают не слабость «нашего» Бога в сравнении с «их» богами — как подумали бы язычники — а суд Божий по отношению к Его неверному народу. И этот суд — еще одно отличие Бога Библии. В отличие от языческих божеств, Он Праведен. Он любит правду и ненавидит беззаконие. Для Него очень важно, чтобы люди поступали друг с другом справедливо. Чтобы с самыми слабыми и уязвимыми членами общества — бедными, пришельцами, сиротами и вдовами — обращались по-человечески. Чтобы у работников не удерживали плату. Чтобы муж не поступал вероломно против жены юности своей. Грех не просто омрачает отношения между людьми, он глубоко оскорбляет Бога, создавшего человека по Своему образу.

И еще одно было открыто древнему Израилю: Бог пошлет Спасителя. Первоначально слово «спаситель» означало сильного лидера, народного вождя, которого Бог наделял силой и смелостью, чтобы спасти народ Божий от тех или иных врагов. Но со временем стало приходить понимание, что люди нуждаются в избавлении от чего-то гораздо более глубокого и зловещего — от греха. Как говорит псалмопевец, «Да уповает Израиль на Господа, ибо у Господа милость и многое у Него избавление, и Он избавит Израиля от всех беззаконий его» (Пс.129:7–8).

В самом деле, если Бог — Тот, Кто создал весь мир и нас самих, Тот, в чьих руках наша временная и вечная участь, то самое важное, что только есть — это отношения с Богом. А эти отношения глубоко разрушены грехом. Как еще в глубине Ветхозаветной истории говорит Моисей, «Имя Господа прославляю; воздайте славу Богу нашему. Он твердыня; совершенны дела Его, и все пути Его праведны; Бог верен, и нет неправды [в Нем]; Он праведен и истинен; но они развратились пред Ним, они не дети Его по своим порокам, род строптивый и развращенный» (Втор.32:3–5).

Вся история человеческого рода — это история трагического конфликта между грешным человеком и Святым и Праведным Богом. Конечно, человек не может причинить вреда Богу — но он может причинить страшный вред себе. Бог сражается, чтобы спасти Свое мятежное творение от окончательной гибели — как, например, родители могут сражаться, чтобы спасти сына-наркомана. Один бывший рок-музыкант и наркоман, обратившийся к Богу, написал книгу с характерным названием — «Спаси меня от меня самого». Человек, виновный и испорченный, выбирает пути, ведущие его к еще большей вине и еще большей порче и, наконец, к окончательной гибели.

И вот Бог приходит спасти человека. Он делает это, входя в человеческую ситуацию изнутри. Он становится Человеком для того, чтобы ответить на все человеческие нужды. Господь наш Иисус Христос, как свидетельствует Писание и как учит Церковь, есть одновременно и Совершенный Бог и Совершенный Человек. Как человек, Он проживает жизнь в полном послушании Отцу — Он молится там, где мы сквернословим, ищет Божьего там, где мы ищем своего, любит и прощает, где мы ненавидим и злобствуем, свидетельствует об истине там, где нам кажется более удобной ложь, и, наконец, смиренно отдает Свою жизнь на Кресте, чтобы опять принять ее в Воскресении. Если мы обратимся к Нему в покаянии и вере, наши грехи будут омыты Его кровью и наша неправедность будет поглощена Его праведностью. Как сказал об этом святой Иоанн Златоуст, «Христос заплатил гораздо больше того, что мы были должны, и настолько больше, насколько море бесконечно в сравнении с малою каплею». Христос создает Церковь — не просто собрание единоверцев, но Живое Тело, Организм, в Котором через время и пространство струится Его жизнь. Это прощение и эту жизнь мы воспринимаем в установленных Им Таинствах.

Потому что спасение и жизнь вечная, которую приносит в наш мир Христос, предназначены не для какого-то абстрактного человечества — они предназначены для конкретных людей, вас и меня. От нас зависит принять этот дар — а для этого нужно в покаянии и вере приступить к Таинствам созданной Им Церкви.

Рождество Христово — очень подходящее время для того, чтобы это сделать.

Сергей Худиев

6 января 2014 г.

Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Смотри также
Рождество Христово Рождество Христово ПОДБОРКА материалов Рождество Христово Рождество Христово О Рождестве. Святоотеческое наследие. Проповеди. Богослужение. Книги, стихи, рассказы. Поздравления. Традиции. Вопросы священнику. Иконография. Храмы. Рождество Христово: как ощутить радость праздника Рождество Христово: как ощутить радость праздника Прот. Валериан Кречетов Рождество Христово: как ощутить радость праздника Рождество Христово: как ощутить радость праздника Беседа с протоиереем Валерианом Кречетовым К сожалению, радость грядущего Рождества Христова в суете жизни иногда забывается, люди забывают о ней. А вот кто особенно чувствует Рождество Христово, так это дети. Ты пришел! Ты пришел! Прот. Андрей Ткачев Ты пришел! Ты пришел! Протоиерей Андрей Ткачев Я Тебе честно скажу, без Тебя очень плохо. Есть хлеб на столе, есть друг, пришедший в гости, есть свежесваренное пиво. Трещит в камине сухое полено, младшая дочка играет на полу и сыновья рисуют акварелью парусные корабли. Идет за окнами снег, и, ёлки зеленые, чего еще может не хватать человеку для счастья?! Но я Тебе честно скажу: без Тебя так грустно!
Комментарии
Дарья12 февраля 2014, 14:00
Спасибо за статью.
Ксения Мерещенкова 9 января 2014, 11:00
Спасибо! что пришел к нам Господь ! Слава Богу за все! Благодарим и славим Боженьку!
Татьяна 9 января 2014, 07:00
Колхоз - это тоже спорная система организации. Только реформаторы-воротилы разорили всю страну и погубили не мало душ? Не каждый способен проводить всю жизнь в борьбе - до обеда с голодом, а после обеда со сном, кому-то нужно и в райском саду? божьем цветнике трудиться? Спаси Бог.
раба божья зоя 8 января 2014, 13:00
спасибо
нажежда 7 января 2014, 08:00
ОЧЕНЬ поучительная статья С РОЖДЕСТВОМ ХРИСТОВЫМ
Денис Басов 6 января 2014, 09:00
Очень точно,просто,понятно и самое главное истинно, и не чего лишнего! Спасибо. Да благословит вас Господь!
Никита 6 января 2014, 07:00
Замечательная статья, написана легкоусваиваемым языком.Спаси Господи!
Здесь Вы можете оставить свой комментарий к данной статье. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке