На старт! Внимание! С Богом!

Беседа с протоиереем Николаем Соколовым, духовником Олимпийской сборной команды России

Отец Николай – олимпиец со стажем. Афины, Турин, Пекин, Ванкувер… А началось всё в далеком 1980-м, когда Олимпиаду принимала Москва. Не у каждого спортсмена такой «послужной список». О священническом служении на Олимпийских играх, окормлении спортсменов, духовной помощи им – беседа с духовником Олимпийской сборной команды России, настоятелем храма святителя Николая в Толчачах протоиереем Николаем Соколовым.

Протоиерей Николай Соколов с членами олимпийской сборной. Сочи. 7 февраля 2014 г. Протоиерей Николай Соколов с членами олимпийской сборной. Сочи. 7 февраля 2014 г.
    

– Отец Николай, расскажите, пожалуйста, как сложилось, что вы стали духовником Олимпийской сборной? Может быть, вы сами занимались каким-то видом спорта?

– Я занимался спортом, но любительским. Гребля, плавание, стрельба, лыжи. Такой своего рода триатлон. Но без разряда. Как вся молодежь тогда занималась – «для себя». В армии – на лыжах бегали, стреляли.

А духовником Олимпийской сборной я стал благодаря благословению священноначалия – Святейшего Патриарха, который благословил меня участвовать в подготовке первых у нас Олимпийских игр – в Москве. Еще в 1980 году, когда я был у него референтом, я принимал участие в подготовке Игр в чисто техническом плане: организовывал молельную комнату, покупал оборудование и т.д. Потом, начиная с Афин, на мне лежала ответственность уже духовника Олимпийской сборной. И всё духовное окормление нашей команды, со всеми религиозными запросами спортсменов, выполнялось мною на протяжении последующих игр: Афины, Турин, Ванкувер, Пекин…

– Даже не верится, что в восьмидесятых, во время Московской Олимпиады, у нашей сборной был духовник! Это кажется немыслимым.

– Нет-нет, в то время духовником я, конечно, не был. Я был представителем Патриархии и организовывал молельную комнату в Олимпийской деревне. Потому что Олимпийская хартия предусматривает наличие молитвенного помещения для исполнения молитвенных обрядов всех конфессий. А иначе бы Олимпийские игры у нас не состоялись. Советское правительство, несмотря на свои атеистические убеждения и уверения, что у нас все спортсмены атеисты, для заграничных спортсменов должно было сделать исключение, и поэтому организовали этот конфессиональный центр, где было помещение для христиан, для мусульман, для иудеев и т.д.

Перед молебном в храме Нерукотворного Образа Спасителя в Сочи 5 февраля 2014 г. Перед молебном в храме Нерукотворного Образа Спасителя в Сочи 5 февраля 2014 г.
    

– Кто из наших спортсменов приходил туда молиться в период Олимпиады-80?

– Думаю, во время тех игр из советских спортсменов никто не приходил. Как они могли прийти, если они были направлены по путевке комсомола и партии, а там вообще графа «религиозные убеждения» отсутствует? Хотя всё может быть… Возможно, и приходили, я не знаю. Никто же не следил, никто это не контролировал, и никто не может подтвердить. Наших священников там не было. Слава Богу, в Москве на тот момент было открыто 48 храмов – кто хотел, мог туда прийти; там батюшки, конечно, были. Священники, Патриарх, члены Синода приходили на открытие и закрытие Олимпиады, на какие-то торжественные мероприятия, но дежурства и духовного окормления наших советских спортсменов во время тех игр не было. А сейчас, когда мы, уже во второй раз, принимаем Олимпиаду – принимаем как страна свободная и многоконфессиональная, мы смотрим на эти игры как на один из удачных проектов, который может поднять престиж нашей страны, нашего народа и нашего спорта, поэтому мы должны обеспечить всем религиозным конфессиям в равных условиях возможность помолиться на Олимпиаде. Для этого в Сочи в Олимпийской деревне устроены три религиозных центра, в которых присутствуют четыре направления: христианство со всеми христианскими конфессиями, буддизм, иудаизм и ислам. И каждый имеет свою комнату, своего представителя, не одного даже, которые будут в течение Олимпийских и Параолимпийских игр сопровождать спортсменов.

Каждый спортсмен молится своему святому, в честь которого он назван. А еще часто молятся апостолу Павлу.

– Есть ли у спортсменов особенные небесные покровители?

– Во-первых, каждый спортсмен молится своему святому, в честь которого он назван. Если Александр, то Александру Невскому например, Даниил – князю Даниилу. Девушки: Ольга – равноапостольной княгине Ольге, Наталия – мученикам Адриану и Наталии… А еще часто молятся апостолу Павлу, потому что он упоминает в своих сочинениях «ристалище». То есть Олимпийские игры. Тогда их так называли – «ристалища». Он писал, что знает об этих играх, знает, что люди соревнуются, и приводил их как пример для подражания в духовной борьбе: как стараются побеждать там, так нужно стараться и в духовной борьбе побеждать. Поэтому апостол Павел тоже поминается. Еще служат молебны о всяком добром деле, обращаясь к Господу Иисусу Христу.

Протоиерей Николай Соколов Протоиерей Николай Соколов
    

– Батюшка, вы сказали, что служат молебны, значит, уже сложились какие-то традиции?

– Да, перед началом Олимпийских игр обязательно служат молебен. И в этот раз его будет возглавлять патриарх Кирилл, и служить его будут не в Москве, как раньше, а в Сочи. Туда съезжаются все команды, и перед началом игр там будет присутствовать на торжественных мероприятиях Святейший Патриарх, он и будет возглавлять этот торжественный молебен, служа для всех православных команд. Имеются в виду и Россия, и Белоруссия, и Украина. Для всех, где есть православные спортсмены.

– Во времена апостола Павла приветствовались занятия спортом, поэтому апостол и приводил их в пример как образец усердия, долготерпения, самопожертвования, но ведь изначально игры были посвящены самому «влиятельному» из пантеона олимпийских богов – Зевсу. Это же были языческие игры…

– Современные Олимпийские игры к этому культу никакого отношения не имеют. Просто осталась какая-то атрибутика с античных времен – зажигание огня, например. Но никакого поклонения религиозного тут уже нет. И, конечно, никакой веры в богов – Зевса или каких-то других покровителей тех или иных видов спорта – уже нет. Игры сейчас воспринимаются как действо, которое пришло к нам из глубины веков и на период действия которого по условиям тех лет заканчивались все войны. Вы знаете, что это было одним из условий Олимпийских игр в древности? Вот если бы сейчас так было, чтобы, когда люди собираются на эти игры, по всему земному шару воцарялся мир! Хотя бы на это время. Было бы уже хорошо. Несколько дней без войны. Радость!

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл обращается к спортсменам после молебна в храме Нерукотворного Образа Спасителя в Сочи. 5 февраля 2014 г. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл обращается к спортсменам после молебна в храме Нерукотворного Образа Спасителя в Сочи. 5 февраля 2014 г.
    

– Но сейчас это условие не соблюдается, к сожалению.

– К сожалению. Но мы будем стараться. Вот поэтому мы и прилагаем все силы к тому, чтобы во время Олимпийских игр был сохранен мир, спокойствие, порядок, благополучие, радость и сопутствовали успехи.

– А в чем еще заключается ваше служение, послушание как духовника Олимпийской сборной?

– Во-первых, это налаживание духовной жизни в Олимпийской деревне. Мы извещаем спортсменов через объявления, в личных встречах, о том, что они имеют возможность, кто желает, помолиться на богослужении, которое совершается в определенное время для них в олимпийских часовнях. Они могут прийти туда, могут побеседовать со священником, заказать молебен, участвовать в других богослужениях, вплоть до панихид и отпеваний. Такие случаи тоже бывали.

– Неужели?

– Да, если гибнут спортсмены или журналисты. Иногда участники по разным причинам погибали – и от сердечных приступов, и от несчастных случаев. А в Пекине Олимпиада вообще началась со всеобщей панихиды. Помните, какой был день? Страшное дело. Начало войны в Абхазии. Как специально было сделано. Вот мы говорим: Олимпиада – мир, а тут – наоборот. И первое действие, которое совершали священники, и лично я тоже, – панихида для всего Олимпийского комитета и для всех наших представителей, включая Президента. Вот такая была ситуация.

Протоиерей Николай Соколов с членами олимпийской сборной, собирающейся отправляться в Ванкувер Протоиерей Николай Соколов с членами олимпийской сборной, собирающейся отправляться в Ванкувер
    

– Отец Николай, вы рассказали о том, что касается служения во время соревнований, во время проведения Олимпийских игр. Интервал между Олимпиадами – четыре года. Каким образом строится ваша работа со спортсменами в это время?

– К сожалению, у нас есть только отдельные связи, только с малым количеством спортсменов, потому что все они в основном разъезжаются по своим регионам. Очень мало остается людей в Москве. Они тренируются на базах и в разных уголках мира – кто в Южной Америке, кто в Австралии, кто в Европе, кто-то у нас в Сибири. Поэтому мы можем встретить их как нашу команду Олимпийскую только тогда, когда они все съезжаются перед началом соревнований.

– Может быть, с кем-то из спортсменов у вас успели за это время сложиться прочные отношения? Стал кто-нибудь прихожанином вашего храма?

– Некоторые крестились. Некоторые крестили своих родственников. Разные были люди. Я не могу называть фамилии. Может быть, они не хотят, чтобы о них говорили, – их надо спрашивать. Я могу назвать тех, кто в России сейчас не живет. Например, известные мои духовные чада – это Катя Гордеева и Сережа Гриньков, олимпийские чемпионы, с которыми я познакомился, когда был уже священником. Они ко мне приходили, и мы с ними много проводили времени, потом я даже хоронил Сережу, который трагически погиб. А Катя – моя прихожанка, хотя она сейчас живет в Америке.

Есть и другие спортсмены, тоже приходят. Но мало: почти все, как я сказал, живут в своих регионах – у них там есть свои духовники.

Приезжаем, а полицейские: «Нет-нет!» Но мы ведь едем не для себя, а ради нашей сборной. Тогда мы в сторонку чуть отъехали, думаем, что делать…

– А можно, не называя фамилий, рассказать интересные истории, которые происходили за время вашего такого необычного послушания?

– Пожалуйста, можно, есть такие истории. Вот, к примеру, Олимпиада в Турине. Тогда нужно было срочно перед началом соревнований освятить базу Сестриер в горах на границе Швейцарии и Франции, где проходили соревнования. Это от Турина километров 150, наверное, в горы. Нас попросили туда приехать и освятить весь лыжный инвентарь: палки, лыжи, форму – абсолютно всё, что есть у нашей лыжной команды. Мы туда отправились, и, представьте себе, забыли взять с собой аккредитацию – то есть нет у нас пропуска. А без пропуска кто же нас пустит туда? Конечно, приезжаем, а полицейские: «Нет-нет!» Мы поняли, что не пропустят они нас, а развернуться и уехать ну никак не можем: мы ведь едем не для себя, а ради нашей сборной. Тогда мы в сторонку чуть отъехали, думаем, что делать. А у меня с собой была иконочка, и я говорю: «Давайте полицейскому иконочку дадим». Вынул иконку, опять подъезжаем к пункту, и вдруг в этот самый момент полиция отворачивается и смотрит совершенно в другую сторону. И мне водитель говорит: «Слушайте, а ведь нас никто не останавливает. И посмотрите, куда он глядит: там ведь вообще ничего нет». А я всё это время держу икону в руках, чтобы дать полицейскому: вдруг пропустит. И мы ка-ак рванули! – через пять минут были на базе. Освятили мы всю амуницию, и получили наши спортсмены «бронзу». Конечно, были очень благодарны. Так что разные бывали ситуации.

Расселись спортсмены на массажные коврики, а я на столике для массажа разложил Евангелие, поставил святую воду…

– Расскажите, пожалуйста, еще, ведь эти примеры очень укрепляют людей.

– Как-то во время Олимпиады в Ванкувере нас попросили сделать общее собрание для всех команд, которые принимали участие в соревнованиях. Было там такое местечко Уинстер, в горах, куда они приезжали. Отправились мы туда. А сборная-то наша большая! Где встречу проводить? В итоге пришли все целыми командами в зал, где массаж делали. Расселись спортсмены на массажные коврики, а я на столике для массажа разложил Евангелие, поставил святую воду, и тут почти все стали просить, чтобы я освятил им крестики, иконочки. И вот подходят, кладут иконки на стол, и каждый свою историю рассказывает: «этой иконочкой благословила меня бабушка», «это мне дал отец, он тоже спортсмен был»… То есть вот она, духовная жизнь – она продолжается и во время занятий спортом, человек не сам по себе, а с Богом проходит через эти испытания. И особенно хотел бы подчеркнуть, что мы помогаем тем, кто по разным причинам неудачно выступил. У человека ведь начинается трагедия: ломается человек, бывает, что просто до истерик доходит. Где найти утешение? В таком состоянии приходят в храм, и мы находим слова утешения, мира. Объясняем, что уже само участие в таких играх свидетельствует о том, что ты достиг своим упорным трудом очень высокого уровня.

На молебне перед Ванкуверской Олимпиадой. Храм Христа Спасителя, Москва. 28 января 2010 г. На молебне перед Ванкуверской Олимпиадой. Храм Христа Спасителя, Москва. 28 января 2010 г.
    

Мы помогаем тем, кто по разным причинам неудачно выступил. У человека ведь начинается трагедия: ломается человек, бывает, что просто до истерик доходит.

– Батюшка, а разве это может утешить? Ведь каждый из этих людей рвется к победе. Ведь именно ради этого он всю свою жизнь подчиняет такому жесткому распорядку. Это ежедневный бой, это постоянное преодоление себя. И вот в итоге…

– Спорт есть спорт. И каждый побеждает в ту меру, в какую он может победить. И если ты даже неудачно выступил, а мог лучше, значит, это был какой-то урок – наказание или вразумление. И никогда не нужно отчаиваться и расстраиваться. Только было бы здоровье. Поэтому говорю: «Всегда радуйтесь, непрестанно молитесь, за всё благодарите!». Это слова апостола Павла.

– Отец Николай, как вы считаете: такой ежедневный, каторжный, можно сказать, труд и то, что человек всю жизнь свою кладет на алтарь спорта…

– Да, вся жизнь ради одного прыжка…

– …так вот, имеет ли всё это смысл?

– Знаете, смысл есть в том, чтобы показать, напомнить, что человек наделен громадным потенциалом энергии! И физической, и духовной энергии. Которую мы по своей греховности и по своему неразумию за эти тысячелетия растеряли. И вот, все-таки показываем, что в каждом из нас существует эта искра, которая может открыть ту высоту, на какую человек подниматься способен. Он может летать как птица на лыжах, он может преодолевать расстояния, которые другим не под силу, он может поднимать вес, который другим просто невероятно поднять, а он эти полтонны поднимает спокойно. Понимаете, спортсмены показывают, что неисчерпаемы возможности человека, что человек – образ и подобие Божие. И я считаю, что человек до греха мог всё это в реальности. А сегодня это только отдельные малые точечки, как звездочки. Но всё это нужно. И если человек правильно настроит себя, то это не мешает его духовной жизни и не отворачивает от Бога. Главное – чтобы не было гордыни.

Святейший Патриарх Кирилл со спортсменами Олимпийских сборных России, Украины, Белоруссии и Молдавии после молебна в храме Нерукотворного Образа Спасителя в Сочи. 5 февраля 2014 г. Святейший Патриарх Кирилл со спортсменами Олимпийских сборных России, Украины, Белоруссии и Молдавии после молебна в храме Нерукотворного Образа Спасителя в Сочи. 5 февраля 2014 г.
    

– Да, вы затронули очень важный момент. Тренер чаще всего как настраивает? «Покажи им, что ты лучший!» Но ведь этот лозунг призван разжигать тщеславие в человеке. А еще есть такое выражение красноречивое: «спортивная злость». Получается, мы всё время апеллируем к греховным чувствам.

– Безусловно.

– Как с этим быть?

– Как? Каяться. Для того и существует священник – духовник или духовный руководитель, чтобы правильно настроить человека – так, чтобы он и при победах, и при поражениях видел, что это есть воля Божия, благая и совершенная.

– А соперничество? Как с этим обходиться человеку?

– Никак. Оно везде у нас есть. И везде есть возможность порадоваться за другого, если ты правильно настроен. Если ты в команде – то команда побеждает; если не ты – то рядом победил твой товарищ по команде. И у тебя есть возможность еще лучше выступить. Я считаю, что здоровый дух соперничества – не злой, здоровый дух – он помогает. Только при условии, чтобы не было злости, чтобы не было отторжения от другого человека и презрения, и тогда соперничество – нормально.

Протоиерей Николай Соколов с членами олимпийской сборной. Сочи. 7 февраля 2014 г. Протоиерей Николай Соколов с членами олимпийской сборной. Сочи. 7 февраля 2014 г.
    

– А непосредственно перед тем, как спортсмен приступит к соревнованиям, как вы его напутствуете?

– Чаще все-таки напутствует тренер. За всю историю «моих» Олимпиад, за все эти пять или шесть игр спортсмены ко мне всего два раза подходили: «Батюшка, благословите, сейчас будет ответственное выступление». Я благословлял, крестик давал целовать, и всё. По-моему, это были фигуристы – танцоры на льду. А в основном тренер дает наставления.

– Вы высказали очень интересную мысль, что невероятные физические возможности, которые сейчас демонстрируют спортсмены, изначально – до грехопадения – были присущи человеку…

– Это мое предположение…

– Но дело в том, что современные Олимпийские игры – это уже давно демонстрация не просто физических способностей человека, а его способностей, помноженных на употребление каких-то химических вспомогательных препаратов. Это не всегда даже допинг… Как это расценивать?

Протоиерей Николай Соколов Протоиерей Николай Соколов
– Как дань определенному уровню жизни человека на земле. Потому что все эти препараты, если они не запрещенные, не какой-то допинг, призваны укреплять человека во время тяжелых нагрузок. Если почитаете книгу «О вкусной и здоровой пище», там всё об этом написано. Спортсмену для поддержания себя в определенной форме надо жестко ограничиваться в еде, но вместе с тем, чтобы не терять свою квалификацию и так далее, он должен принимать определенные витамины, лекарства – вот и всё. Это все делают, если это не запрещено какими-то определенными правилами. Если это допущенные препараты, то их прием – это нормально. Если неразрешенные – дисквалификация.

– Но ведь иногда эти препараты могут оказывать влияние на гормональный фон, например…

– Я не врач и компетентно рассуждать на эту тему не могу. Да, слышал, что меняется гормональный фон. Всё бывает, появляются признаки нехарактерные, но, с моей точки зрения, это издержки, извините, спорта. Ведь когда люди перестают интенсивно заниматься, тогда они или полнеют, или худеют – вообще бывают всякие изменения.

– Батюшка, а как вы относитесь к тому, что спортсмен перед соревнованиями должен иногда свой пол идентифицировать, чтобы быть допущенным к участию?

– Дело в том, что наше время такое. Сейчас очень много вещей, которые раньше не были известны. Теперь люди делают себе операции – пластические, еще какие-то, а потом это вдруг открывается… Поэтому, я считаю, проверяться, сдавать тесты – это допустимо.

– Чем спортсмены отличаются от обычных прихожан?

– В церковной жизни? Да ничем! Может, только большим усердием и настойчивостью.

– То есть они сильнее духом, чем большинство обычных людей?

– Да, в основном.

– А участники Параолимпийских игр?

– Параолимпийские игры – невероятное мероприятие, которое призвано показать всё величие человеческого духа. Когда люди, которые и в обычной-то жизни сталкиваются с трудностями, о коих мы даже понятия не имеем, демонстрируют нам, здоровым, на что способен человек… Это люди колоссального физического и творческого потенциала!

– Отец Николай, большое спасибо, что смогли уделить нам внимание и нашли для беседы время буквально перед отъездом в Сочи. Что бы вы хотели пожелать нашим спортсменам сейчас, в преддверии Олимпийских игр?

– Спокойствия, терпения, помощи Божией.

Протоиерей Николай Соколов с членами олимпийской сборной. Сочи. 7 февраля 2014 г. Протоиерей Николай Соколов с членами олимпийской сборной. Сочи. 7 февраля 2014 г.
    

С протоиереем Николаем Соколовым
беседовала Марина Лев

7 февраля 2014 г.

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Спорт: нравственно нейтральная возможность Спорт: нравственно нейтральная возможность
Игум. Нектарий (Морозов)
Спорт: нравственно нейтральная возможность Спорт: нравственно нейтральная возможность
Игумен Нектарий (Морозов)
Я, как священник, сам порой советую отдать ребенка в ту или иную спортивную секцию. Объяснить, чем я руководствуюсь при этом, достаточно просто.
Священнослужители о спорте и Олимпиаде-2014 Священнослужители о спорте и Олимпиаде-2014 Священнослужители о спорте и Олимпиаде-2014 Священнослужители о спорте и Олимпиаде-2014
Можно ли христианину смотреть Олимпийские игры? Как относиться к церемонии зажжения Олимпийского огня? Важен ли спорт для христианина?
Игры в Олимпиады Игры в Олимпиады
Павел Кузенков
Игры в Олимпиады Игры в Олимпиады
Павел Кузенков
Прекращение Олимпийских игр, ставшее закономерным следствием повсеместного запрета публичных языческих культов, настолько мало интересовало современников, что о нем не дошло ясных свидетельств. Казалось, Олимпийские игры, как и иные языческие обычаи, навсегда канули в лету. Но им была уготована иная судьба.
Спорт должен знать свое место Спорт должен знать свое место
Игумен Никон (Поляков)
Спорт должен знать свое место Спорт должен знать свое место
Это случилось на тренировке. Мне, мастеру спорта, выпало бороться с перворазрядником. Чтоб победить, я должен был выполнить свой коронный бросок через бедро. Но я сознавал: если возьму соперника, так, как он по своей малоопытности позволял мне себя взять, его голова войдет в ковер вместе со мной: два тела на одну шею, а это смерть.
От здорового духа к здоровому телу От здорового духа к здоровому телу
Интервью со спортивной легендой Югославии тренером футбольного клуба «Црвена звезда» Душаном Дулетом Савичем
У нас есть прекраснейшие монастыри, у нас есть столько умных и преуспевших людей во всех областях и на этих примерах необходимо воспитывать детей. Необходимо их воспитывать, чтобы они любили свою землю, веру, культуру и народ и гордились этим. Необходимо вдохновлять молодежь в стремлении что-то постичь. У нас много злобы и ненависти. Нам необходимо больше веры, взаимной поддержки и уважения.
Если ты сильный Если ты сильный
Дмитрий Бобров
Если ты сильный Если ты сильный
Интервью с пятикратным победителем соревнований тяжелоатлетов, борцов и других спортсменов-силачей на звание «Сильнейший мужчина России» Дмитрием Бобровым
Дмитрий Бобров
Физическая сила как развитие двигательного аппарата – это одно, но еще есть сила духа, которой славились и богатыри, и святые. Очень много примеров, когда физически человек очень силен, но слаб духом, и не может оказать достойного сопротивления даже уличному хулигану. А бывало, что человек немощен, физически слаб, но настолько силен духом, что перед ним отступали полчища воинов.
Комментарии
Иоанна_ 7 августа 2016, 18:50
inna-kir1@yandex.ru /кстати, многие ли знают, что один из убиенных в Оптиной монахов был до монастыря профессинальным спортсменом?// Иеромонах Василий (в миру Игорь Росляков) не был профессиональным спортсменом. Будучи студентом журфака МГУ, он играл в университетской команде по водному поло, был одним из лучших, но это никакой не профессиональный спорт. Это был самый настоящий любительский спорт, тогда многие занимались в секциях, участвовали в студенческих первенствах, выступали на универсиадах. Того безумия, что представляет из себя современный профессиональный спорт, не было и близко. Но всё равно будущий отец Василий тяготился самим спортивным духом с тех пор, как уверовал, об этом в воспоминаниях о нём говорится неоднократно.
Алла 20 марта 2014, 16:44
Очень понравилась статья, и удивили комментарии людей, совершенно далеких от спорта. Если бы вы знали, что дорога к олимпийским наградам занимает долгий и тяжелый путь: с раннего детства ежедневные многочасовые тренировки, отсутствие выходных, т.к. постоянные старты, жесткий режим, постоянное преодолевание себя: своих немощей, усталости, травм, отсутствия свободного времени и т.д и т.п., и это все не в угоду славе и деньгам, а потому, что есть любовь к своей стране. Очень горжусь нашим спортсменами, желаю все помощи Божией.
Юлия13 февраля 2014, 17:22
Алла пишет:
Юлия пишет: "Про какие храмы вы сейчас говорите! даже если 100 миллионов идут одной дорогой, но она ведет в ад, вы пойдете?"
"Юлия, если цитируете - цитируйте полностью. Я привела пример - как безбожники считают ненужными траты на храмы, так равнодушные к спорту - траты на спорт.
Я два дня с огромным удовольствием смотрю фигурное катание"

Уважаемая Алла, мои восклицательные знаки и возмущение можно не цитировать полностью, а коротко: сравнивать строительство храма и спорт, пусть и зрелищный - БЕЗБОЖНО. А по вашему, равнодушные к спорту высших достижений - сравни безбожникам. К сведению: олимпиаду не смотрю. равно как и телевизор принципиально не имею : )
Елена Т.13 февраля 2014, 00:28
Не важно, что Волосожар и Траньков катаются под музыку богохульной рок-оперы "Иисус Христос-суперзвезда", не важно, что он изображает Христа, а она Марию Магдалину. Главное, как написала Ева, что это - миссионерская площадка, да еще одна медалька у нас есть, а Алла, вероятно, так же наслаждалась их выступлением, как полотнами великих мастеров. Ну и что теперь вы скажете в их оправдание? Ведь наверняка что-то скажете! Ведь при желании можно оправдать любое богохульство.
Ева11 февраля 2014, 11:16
Прочитала все коменты и поняла, нас даже завоевывать не надо! Мы сами распнем свое духовенство и пойдем кто куда, кто за елейным благочестием, где нет игр, кто за передовой медициной и образованием! Сами себя канонизируем и будем учить! Что нам до избранников Бога, мы и сами справимся!
Жаль что лишь не многие понимают, что это очень важная миссионерская площадка, через которую Господь ведет к себе! А задача нас христиан не отворачиваться от них, а на против -быть рядом, проявлять свою христианскую любовь.
Eva11 февраля 2014, 10:29
Ребята, думайте что вы пишите! Вы пишите и судите и наставляете как будто вы святые отца, и матушки, и церковь вас уже канонизировала и нимб одела! Священники людям даны, что бы народ наставлять, а не для того что бы их учить, как и что делать! В таинстве священства им дается непостижимая для человека благодать! Радуйтесь, что Господь вам дает возможность читать слово таких великих людей, поистине хранителей наших душ! Ни кто не знает промысел Божий, и уж тем более не может от Его имени утверждать свои мысли! Помните первый в Царствие Божие вошел разбойник, по смирению своему, а не фарисей -учитель закона!
Виталий11 февраля 2014, 01:52
Алла, всего лишь посмотрите что стало с участницами олимпиады-80, сборной Германии по плаванию. Физическая подготовка,оздоровление, а так же воспитание здорового поколения, защитников отечества, патриотов своей страны и большой спорт в том числе и олимпийские игры боюсь вещи прямо противоположные. Не надо путать искусство, достижение мастерства в каком-то деле или профессии с состязаниями, где все принесено в жертву результату ради состязания. Что остается от человека после таких нагрузок и ради чего это все делается? Неужели ради Бога, или ради еще чего-то? Не слишком ли большая жертва, а главное кому и ради чего? Только ради Бога труд имеет награду от Него! Кроме того что-то не очень сейчас принято говорить про потерявших работу по причине проведения "большого спортивного праздника". Есть у меня такие знакомые. А это кому жертва и кто ее приносит? У тех людей, что теперь без работы согласия спросили? Да и сам спорт превратился в оторванное от жизни соревнование технологий, финансов, методик выжать из человеческого организма все возможное, пусть даже несколько это все и ограниченно придуманными правилами. Тренеров, игроков покупают, а не воспитывают своих как это было в Союзе. Все это превратилось в коммерческо-политическое шоу. И самое главное я осуждаю не патриарха, священнослужителей или спортсменов, а затею с возрождением языческого игрища! Приношу свои извинения, думал тут неугодные авторам сайта комментарии не публикуются. Я в этом ошибся.
Анна10 февраля 2014, 18:30
Судить спортсмена, который оказался на данной ему стезе, все равно что судить, например, руководителя на должности. Руководить коллективом: сокращать, поощрять, приказывать - огромное пространство для греха. Так что же теперь всех руководителей упразднить?
Для чего же тогда мы работаем, зарплату получаем, ходим в новой одежде и закупаем продукты в магазине покачественнее? Давно бы уже оставили все... и в лес, в скит, подальше от страстей и искушений.
Здесь на портале пишут, что у нас свой путь мирян: подвиг мирянина отличен от подвига монаха. И Бог, заботясь о нас, дает каждому свою стезю к подвигу.
Своя, видимо, и у спортсменов стезя.

Дай Бог терпения и смирения нашим спортсменам! Спаси Господи всех нас!
Олег10 февраля 2014, 17:16
Спасибо Михаилу, Владимиру, Виталию и Валерию за традиционную точку зрения. Действительно, с каким-то недоумением читаю подобные статьи.

А ведь только совсем недавно было все понятно:
http://www.pravoslavie.ru/jurnal/55082.htm
Елена10 февраля 2014, 15:40
Хватит нападать на спортсменов и на священников, их благословляющих, повторюсь еще раз - кто мы такие , чтобы судить священство ?
Неужели просто так,не думая, не молясь - благословил о.Тихон хор Сретенского монастыря- спеть гимн нашей великой страны?
Удивительно, но неужели не понятны истины любви,неужели во всем видны только деньги, слава и прочая, что в избытке написано у людей, не умеющих радоваться за свою страну.
Вспомните, как в открытую перекрестилась наша фигуристка перед выступдением в танцах - перед всем миром...
Делаете ссылки, мудрствуете лукаво - порадуйтесь наконец-то - можем мы делать праздники, выступать достойно.
Валерий10 февраля 2014, 09:54
Алла:
"Отлично - а что, кроме гордыни, толкает писать книги, заниматься наукой, сочинять музыку, рисовать картины, ваять скульптуры? Ведь очень велик "риск" ненароком прославиться. А тут и возгордится можно, понимаешь."

То что человек творец по образу и подобию Божию!


"А вы спросите у профессиональных спортсменов - православных христиан. Таких много. Им делаются в пост послабления, насколько я знаю. Как и военнослужащим, например."

Речь идет не о приобретении "билета" в царство Божие по постился, по молился -заходи. Это прямое искажение сущности Христианства.Ни какое послабление не позволит Вам приобрести то состояние тела которое позволяет молиться, познать это можно только на опыте.Отцы нас учат:"Утончай плоть"!

Бог сказал: "Оставь все и иди за мной". Нужно понимать , что неся в руках гантели, штанги, гири, лыжи и прочее, далеко не уйдешь, слишком дальняя и не простая дорога. И если человек хочет иметь общение с Богом во всей полноте насколько это возможно, необходимо делать соответствующие упражнения(как в спорте), начать поститься по настоящему(не о голодовке речь), а о всеобщем воздержании, найти пару часов в день на молитву.Это очень сложно, похлеще тренировок будет.Там есть тренер и результат, зрители, болельщики, а здесь только сражение с главным врагом -самим собой!

В конце концов подумайте о награде в конце жизни.Ради чего человек отдает себя спорту?И что в конце его ждет?
Алла 9 февраля 2014, 18:33
Валерий:
"Что кроме гордыни толкает спортсмена на такие муки как профессиональный спорт?"

Отлично - а что, кроме гордыни, толкает писать книги, заниматься наукой, сочинять музыку, рисовать картины, ваять скульптуры? Ведь очень велик "риск" ненароком прославиться. А тут и возгордится можно, понимаешь.

"А у отдельных комментаторов статьи хочу спросить.
Как можно молиться поститься и заниматься спортом? Кто в этом убежден, тот никогда не молился и уж тем более не постился. Да и уж точно не занимался спортом."

А вы спросите у профессиональных спортсменов - православных христиан. Таких много. Им делаются в пост послабления, насколько я знаю. Как и военнослужащим, например.
Андрей Гаврилов 9 февраля 2014, 15:24
Я понял прочитав Иоанна Златоуста что негоже оставлять церковь и вместо этого ходить на ристалище- суть развлечение. Но для людей выступающих в данных состязаниях это труд. Такой-же как любой другой который приходится нести многим в выходные и праздничные дни. Так-же как не надо клеймить солдата за службу на посту в воскресение. В поддержку спортсменов уже привели слова Апостола, но нужно знать ещё одно, что люди которых Господь избирал для совершения своей воли и которые отмечались при этом силой и ловкостью развивали эти таланты здесь на земле в постоянных тренировках, занимаясь определенным видом состязаний. В пример можно привести Давида который постоянно тренировался в метании пращей и был отличным стрелком, владел лучше всех этим снарядом и спокойно вышел против великана. Вспомним Александра Пересвета который был одним из сильнейших людей в физическом плане и владеющих боевым искусством того времени. По этому не надо смущать людей в их стремлении совершенства талантов данных Богом, а будем радоваться что у спортсменов есть понимание... У святых нигде вы конечно не увидите воспоминания этих игр по тому-что они были упразднены в третьем веке а возродились в современном виде только в 1896 году. И не надо притягивать за уши языческую идеологию к нынешним соревнованиям. Читая эту статью понимаем что стало на оборот, церковь пришла на ристалище для разъяснения как использовать данные людям таланты, взяла под окормление и освящает этот труд.
Лиза 9 февраля 2014, 14:30
Дорогие! Вот почему мы считаем себя умнее Патриарха? И почему спорт обязательно является почвой для тщеславия и гордыни? Только потому, что целью является пьедестал? Так можно привести целый ряд различных занятий и профессий, где целью является достижение самого высокого уровня мастерства ( вплоть до написания икон). Сам по себе спорт как и интернет, например, нейтрален, а тщеславие и гордость владеют конкретным человеком. Так и богатство само по себе не грех, а лишь сребролюбие, стремление к обогащению. А как распорядится человек вверенным ему богатством ( силой, ловкостью, выносливостью), за то он даст ответ Богу. И не нам судить спортсменов. Особенно смешно про сластолюбие. Подъем в 6 утра ежедневно, много часовые тренировки на пределе - да, конечно, это почва именно для сластолюбия...
Валерий 9 февраля 2014, 11:01
Скорбно читать такие статьи!
Написано не соревнуй!
Что кроме гордыни толкает спортсмена на такие муки как профессиональный спорт? Какая роль церкви во всем этом?
А у отдельных комментаторов статьи хочу спросить.
Как можно молиться поститься и заниматься спортом? Кто в этом убежден, тот никогда не молился и уж тем более не постился. Да и уж точно не занимался спортом.
Мила 9 февраля 2014, 08:22
Слава Богу за все!
Ну что Вы все про деньги,зрелища, тщеславие и прочее. Все таки самое главное это - Человек.
По вашему наши спортсмены не люди, им не нужно Божие благословение и поддержка, еще как нужны! Думаю, что любой православный спортсмен должен посвящать свою победу Богу. Да поможет им Господь в этом! Удачи ребятам!
Алла 9 февраля 2014, 02:55
Юлия пишет: "Про какие храмы вы сейчас говорите! даже если 100 миллионов идут одной дорогой, но она ведет в ад, вы пойдете?"

Юлия, если цитируете - цитируйте полностью. Я привела пример - как безбожники считают ненужными траты на храмы, так равнодушные к спорту - траты на спорт.

Я два дня с огромным удовольствием смотрю фигурное катание - самый красивый вид спорта. Получаемое от этого эстетическое удовольствие может сравниться с созерцанием полотен великих мастеров. Это искусство! Люди трудятся на пределе возможностей всю жизнь, живут в просто невероятном для обычного человека ритме, чтобы мы могли насладиться их выступлением. Честь и хвала им за это!
Ирина 8 февраля 2014, 23:30
Александр2014-02-08
21:11

И причем здесь воины-христиане? Я вот никак не могу себе представить славного христианского воина святого Александра Невского бегущего в эстафете с языческим символом - олимпийским огнем, да и сорок Севастийских мучеников — воинов-христиан из города Севастии, как-то тоже не могу представить бегающими стометровку на Олимпиаде.
Так что не путайте светское со святым. Олимпиада это чисто светское развлечение с элементами язычества. Спортсмены как могут зарабатывают деньги себе на старость, власть имущие тешут свою гордыню, народ получает зрелища.
А истинный воин-христианин быстрее умрет, чем будет участвовать в языческих играх.



Александр 8 февраля 2014, 21:11
Лучшие воины,это-христиане.И православные-могут быть самыми лучшими спортсменами...Если,Святейший Патриарх Кирилл-благословил выступление наших спортсменов-восхвалим Господа!Россия- удивительная Страна!Когда я слышу гимн и слова:"Слався Отечество наше Свободное..."-я,благодарю Бога.А мир-пусть узнает,Россия приносит в соревнования между странами-взаимопомощь,уважение,силу и красоту Духа- и христианскую любовь,потому-что Россия,многонациональная,многоконфессиальная,но,и Великая спортивная страна.
р,Б Александр 8 февраля 2014, 19:32
Михаилу:
Полностью с Вами, Михаил, согласен! Вы высказали также и мои мысли. Понял бы, если бы боролись просто ради красоты спорта, ради здоровья. Так ведь нет, им подавай высший пьедестал!Это ли не гордыня? М.быть спортсмены выступают бесплатно? И здесь не так. Ими руководят три С - Славолюбие, Сребролюбие и Сластолюбие, которые им вручил, как руководство к действию князь мира сего. Поэтому совершенно не понимаю священников, благословляющих эту бесовщину. И еще: взгляните на беснующиеся трибуны! И не надо путать физкультуру и СПОРТ. Это разные понятия!
Сантехник 8 февраля 2014, 15:00
Ув. о. Николай!
Еще один вопрос позволите: что означают два слова в названии статьи: - «С Богом»?
Поясню. Военачальник, тренер, священник... перед каким-то важным событием произносит эту фразу… Для чего? Чтобы призвать помощь Божию и тем самым несколько успокоить спортсменов перед стартом; или все чуть глубже – эта молитва священника, а может и участника/ов/ соревнований, есть искренняя /или не очень/ просьба, обращенная к Богу находиться в душе, в сердце спортсмена во время выступления – т. е. действительно «быть с Богом»?
А результат – «Да будет воля Твоя»…

Я хоть понятно сформулировал вопрос? Если он глупый – ну, для всех ответ очевиден – пожалуйста, не публикуйте… И не отвечайте…
Успехов и побед нашим ребятам С БОГОМ в душе!!!
Сантехник. 8.2.14
Владимир 8 февраля 2014, 10:48
Лично мне скорбно читать такие статьи. Конечно, нужно окормлять спотрсменов, но для чего возводить ристалища в нечто значимое для спасения души и для России? я не мог вспомнить ни одного слова Православных святых, в поддержку, или в оправдание подобным мероприятиям.((( Есть прекрасное слово в тему, святителя Иоанна Златоуста, егоже ныне память совершаем:" против оставивших Церковь и ушедших на конские ристалища и зрелища"- это обличение всем нам! Ведь именно за подмену понятий и ценностей, приходит гнев Божий на сынов противления! Не там мы ищем величия! Печально все это.(((

Юлия 7 февраля 2014, 23:44
Да не пришла олимпиада как способ избежать войны!!! вы хоть задумайтесь на миг прежде, чем писать такое!!! "враги Церкви чаще всего любят говорить о том, что лучше вкладывать деньги в медицину и образование, чем строить храмы". Про какие храмы вы сейчас говорите! даже если 100 миллионов идут одной дорогой, но она ведет в ад, вы пойдете?
Господи, спаси и этих комментаторов тоже!
Лиза 7 февраля 2014, 23:00
Я извинюсь, но спорт - это колоссальный ежедневный труд и самодисциплина. Только за этим он уже и нужен спортсмену. А результат - он следует за этим, как нитка за иголкой. Смотря что держать на мысленном пьедестале . Уверена, что настоящие спортсмены трудятся не ради одного прыжка, а потому что это их жизнь - труд и преодоление себя. Иначе что, после ухода из спорта все бы вешались? Конечно, бывают разные спортсмены ровно как и разные учителя, врачи и т. д. Помощи Божией нашим и всем спортсменам!!!
Василий Н. 7 февраля 2014, 22:59
Да, спорт - это замечательно. И развитие спорта нужно.
Но вот что касается олимпиады - Россия сейчас не в том состоянии, чтобы позволить себе такое дорогое удовольствие. Сколько на организацию олимпиады истрачено денег - в то время как во многих регионов не хватает врачей. Нередко эти затраты делались в том числе и путем задержки выплат пенсий и пособий. Короче, за наш счет... И дома в Сочи сносили при строительстве олимпийских объектов, а людей выселяли на улицу. Во всем этом - цинизм мероприятия и тех, кто его организовывал.
Поэтому не могу смотреть - больно становится.
АЛЕКСАНДР 7 февраля 2014, 22:38
СЛАВА БОГУ Я ДОЖИЛ ДО СОЧИНСКОЙ ЗИМНЕЙ ОЛИМПИАДЫ 2014. Я ПОМНЮ ЛЕТНЮЮ ОЛИМПИАДУ 1980. СМОТРЮ ОТКРЫТИЕ ОЛИМПИАДЫ ВМЕСТЕ С ВНУКОМ АРТЁМОМ. Я ГОРД, ЧТО ЖИВУ В РОССИИ И ГОВОРЮ ОБ ЭТО СВОЕМУ ВНУКУ. СЛАВА БОГУ, ЧТО В МОЕЙ СТРАНЕ ВСЁ БОЛЬШЕ УДЕЛЯЕТСЯ ВНИМАНИЕ СПОРТУ И ДУХОВЕНСТВО РОССИИ, СЛАВА БОГУ, ПОДДЕРЖИВАЕТ НАШИХ АТЛЕТОВ.
Алла 7 февраля 2014, 21:21
Виталий, да, людям нужны зрелища. И кино, и концерты, и театры, и спорт тоже! Спортсмены трудятся не только ради себя, но и ради нас! Если вам это не интересно - так и не смотрите. Кстати, как большой спорт людей уродует, не расскажите ли? Только не байки-страшилки, а реальные примеры.
inna-kir1@yandex.ru 7 февраля 2014, 20:21
Мы живем в миру...(кстати, многие ли знают, что один из убиенных в Оптиной монахов был до монастыря профессинальным спортсменом? - и постился, и молился и в соревнованиях участвовал) и потому должны быть разумны - есть и спорт в жизни, и искусство, лишь бы не грешить, не тщеславиться, не забывать Бога.

Буду переживать и болеть за наших!
Ирина 7 февраля 2014, 18:32
Олимпийские игры это, прежде всего язычество. Хотя многие православные не понимают, что олимпиада это язычество чистой воды, и очень жаль, что не понимают.
Алла 7 февраля 2014, 16:48
Ксения, спасибо вам за такие слова, вы молодец! Храни вас Христос!
Людмила 7 февраля 2014, 16:25
Согласна с Михаилом! При патриархе Алексии такого культа спорта не было! Да и в житии Св. Василия Нового говорилось, что он отправлял на исповедь своего ученика, который посещал ристалище(конские бега)! И, действительно, олимпийский огонь- языческий культ, т.к. (цитата из детской энциклопедии):" ...победитель в беге в Древней Греции становился Главным героем Игр и зажигал огонь на алтаре Зевса." Там же:" Считалось, что победителю помог сам Зевс, а иногда даже думали, что и сам спортсмен-победитель - тоже бог! Когда Древняя Греция была завоевана Римом, значение Олимпийских игр уменьшилось, а с приходом христианства они БЫЛИ ВООБЩЕ ЗАПРЕЩЕНЫ.!!! (цитаты из книги "Шпаргалки для родителей" автор Л.Михайлова).
Виталий 7 февраля 2014, 15:37
Ни что не ново под Луной. "Хлеба и зрелищ..." Языческий культ уже не культ. Большой спорт уродует людей, но это ничего. Без противоестественного приема специальных препаратов результата не показать, ну и что с того, раз они разрешены кем-то там...Спорт давно отдалился от обычного человека, ему не воспользоваться современными технологиями. И слава Богу! За то такая возможность политикам сыграть в свои игры, а за одно и деньжат кому-то срубить, расплачиваться все равно ведь простым людям... Куда катится этот мир?! Да известно куда...
Ксения 7 февраля 2014, 14:49
Россия вперед! не путайте и не смешивайте краски, Олимпиада пришла к людям как способо избежать войны, каждый народ имеет возможность показать свои таланты, данные да-да Богом и укрепленные силой воли, духа и тела в положительно ключе! Спорт- это возможность сохранить подрастающее поколение, передать эстафету, отвлечь детей от компьютеров (вот вам пример в Московской школе, что с детьми творится). Энергия, которую дает нам Бог нужно направлять в нужное русло, мы живем в Голландии, как тут всячески пытались унизить всякие отброски общества, достоинство нашей страны, и им не удастся испортить наш праздник! Россия- мы с вами! мы вас любим и верим в то, что народ, который восхваляет Бога, бережет свои вековые традиции будет той самой соломинкой для утопающего мира! А то сколько денег на это затратили- это же красота, здоровье, патриотизм, лучше подумать сколько тратят на войны и в казино и спускают на водку. Я - за Олимпиаду и за Россию и за Православие, которое не противостоит спорту, а наоборот, честь и достоинство это не гордыня, спортивные победы- это самодисциплина, служение Родине и ответственность! Господи помоги, чтобы эта Олимпиада прошла мирно, красиво, и чтобы Россию зауважали! Мы ведь так устали слышать, что мы отсталые и т.д. Это не правда!
Алла 7 февраля 2014, 13:01
Да поможет Господь нашей команде! Я буду смотреть фигурное катание - с детства обожаю!
Алла 7 февраля 2014, 13:00
Михаил, а вы в курсе, что враги Церкви чаще всего любят говорить о том, что лучше вкладывать деньги в медицину и образование, чем строить храмы? И вы вот подхватили их аргумент, и теперь вопрошаете - зачем вкладывать в спорт, если можно в медицину, образование... И что, нам жить одними медициной и образованием, больше ничего не нужно?! И спорт тоже нужен, и соперничество нужно, и достижения нужны! Если вы лично от этого далеки - нечего упрекать других, кому Бог дал таланты в этой сфере. А то может и писать книги не нужно - а то станешь популярным и возгордишься ещё ненароком?
Елена 7 февраля 2014, 12:29
Божией помощи нашей команде!
Нормальная, взвешенная статья, спаси Господь, о.Николай.

Михаил, слишком однобоко и категорично, да еще и в отношении священника... Вспомните , кто дал нам примеры иерархии - Господь. А Вы сразу - не заигрывайте с властью... Поучать священство - какое мы на это имеем право?Не очень хорошо видеть во всем только негатив.
Какой гламур и какая роскошь на уме, что Вы такое говорите, Михаил?
Михаил 7 февраля 2014, 10:44
Этак можно и эккуминизм объяснить, что это благо, а не пропасть!

Патриарх Алексий II, когда был живой, не благословлял ехать на олимпиаду т.к. это языческий культ!!! В статье личное тщеславие - победа, выдаётся за какой то духовный подвиг, вся жизнь ради одного прыжка.
Как школьников снимали с занятий и гнали детей на поклонение огню, как жрицы в Греции раздают огонь олимпийский, как его проволокли 65000 км по стране, в кургане доже один факелоносец умер, люди загорались от огня

Сколько денег зарыто в землю ради одного прыжка! В стране медицина что ли идеальная особенно в районах, или мы гордимся самым лучшим образование?!!!.... Одна роскошь да гламур на уме.

Всегда надо помнить слова:"Многие первые будут последними, а последние первыми". Это необходимо помнить особенно духовенству!!! Не заигрывайте с властью!!!
Мир Вам!(И.Х.)
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×