О мести посторонним

Обычным воскресным днем 22 сентября 2013 года в Пакистанском городе Пешавар около церкви всех святых произошло два мощных взрыва. Богослужение только что закончилось, около храма собралось много нуждающихся, которым бесплатно раздавали рис. Как посчитали чуть позже, самое меньшее 85 человек были убиты, (из них, по крайней мере, 34 женщины и семь детей), более 150 ранены, многие из них изувечены на всю жизнь. Ответственность за это злодеяние взяла на себя экстремистская группировка, связанная с Талибаном. Зачем они это сделали? Из религиозных соображений? Нет, мусульманский закон признает за христианами определенные права и не поощряет их убийства. Причина была другая — месть.

После теракта у церкви всех святых. Пешавар, 22 сентября 2013 г. После теракта у церкви всех святых. Пешавар, 22 сентября 2013 г.
    

На форуме пакистанских христиан были выложены фотографии убитых — старцы и отроки, девушки и младенцы... Какими злодеяниями они заслужили такую лютую смерть? Никакими. Террористы решили отомстить им за атаки американских беспилотников. Но какое отношение прихожане церкви всех святых имели к этим беспилотникам? Абсолютно никакого — кроме отдаленной ассоциации, которая возникла в головах террористов: христианство — «западная» религия, следовательно, христиане — подходящий объект мести за атаки со стороны западной державы.

Это безумие и дикость — и нам легко признать это безумием и дикостью. Но тот же принцип не просто коллективной, а «ассоциативной» ответственности действует, увы, в головах многих.

Стоит человеку занять сторону в каком-нибудь конфликте между двумя группами людей, как ненависть и месть «по ассоциации» становится чем-то само собой разумеющимся. Во время всех войн зверства и беззакония «наших» оправдываются ссылками на зверства и беззакония «противника», при этом элементарное соображение, что жертвами зверств становятся вовсе не те, кто сам их совершал, никого не останавливает. Любым представителям «их» стороны считается уместным мстить за страдания, которые они причинили любым «нашим».

Всякие сомнения и тягостные раздумья о том, уместно ли так поступать, сразу снимаются ссылками на то, что «а вот они...». При этом к «ним» человек причисляется очень часто на том же основании, что и в Пешаваре — по смутным ассоциациям, возникшим в головах мстителей.

Чудовищный маховик преступлений и ответных преступлений, ненависти и мести раскручивается все быстрее и быстрее, убивая, калеча, обездоливая в абсолютном большинстве случайных и невинных людей. Так происходит тысячи раз в долгой и кровавой истории падшего человечества.

Некоторые люди не верят в существование ада. Увы, ад реален, и это очевидно. Как вулканы выбрасывают раскаленные камни, дым и лаву, так и ад вырывается на поверхность темным пламенем ненависти и мести, чтобы навсегда затянуть в себя тех, кто поддастся этому пламени.

Как этого избежать? Богословие иногда считают чем-то непрактичным, интеллектуальной игрой для специалистов, однако это не так. Самая практичная наука на свете — это богословие. И православное богословие говорит о первородном грехе — о том, что наша природа повреждена грехом и мы чрезвычайно склонны (есть хорошее слово «удобопоползновенны») ко всякому злу и безумию. В популярных песенках поется: «Слушайся своего сердца». Истина состоит в обратном: сердца не надо слушаться. Как говорит пророк, «лукаво сердце [человеческое] более всего и крайне испорчено; кто узнает его?» (Иер.17:9). Господь Иисус говорит: «Ибо извнутрь, из сердца человеческого, исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства, кражи, лихоимство, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство, — все это зло извнутрь исходит и оскверняет человека» (Мк.7:21–23).

Со дна человеческого сердца — в том числе моего сердца — может подняться такое, что унесет меня прямиком в ад, если я не осознаю этого достаточно быстро, не ужаснусь, не отвергну — и мне следует иметь в виду, что этот греховный помысел может прийти со множеством оправданий.

Талибы, устроившие взрывы в Пешаваре, вовсе не считают себя безумными и кровожадными дикарями. Они «ведут войну», они «мстят за свои тяжкие обиды», за кровь своих людей... Как говорил террорист в каким-то фильме, «я никогда не убивал ни ради денег, ни ради удовольствия... У меня всегда были серьезные причины».

Оплакивание жертв. Фото: Fayaz Aziz / Reuters Оплакивание жертв. Фото: Fayaz Aziz / Reuters
    

Но реальная причина всегда одна — лукавство и испорченность человеческого сердца, которое всегда ищет себе повод для ненависти и насилия. Как говорит святой апостол Павел, повторяя слова пророка Давида: «написано: нет праведного ни одного; нет разумевающего; никто не ищет Бога; все совратились с пути, до одного негодны; нет делающего добро, нет ни одного. Гортань их — открытый гроб; языком своим обманывают; яд аспидов на губах их. Уста их полны злословия и горечи. Ноги их быстры на пролитие крови; разрушение и пагуба на путях их; они не знают пути мира. Нет страха Божия перед глазами их» (Рим. 3:10–18). Отметим, что речь здесь идет не о каких-то особенно дурных людях: слова «нет праведного ни одного» относятся ко всем и ко мне в частности. Мои ноги тоже готовы устремиться на пролитие крови — и мне надо внимательно удерживать их от этого.

А значит, опознавать в голосе, который внушает, что «они» — гады, и «им» надо отомстить, голос врага нашего спасения. Слово Божие воспрещает месть — а также призывы и подстрекательство к мести. Даже по отношению к личным врагам, про которых мы-то точно знаем, что они причинили нам зло. Тем более, по отношению к неким людям, про которых нам ничего не известно — кроме того, что мы по какому-то признаку отнесли «их» в ту же группу, что и обидчиков «наших».

Но там, где, в отличие от Пешавара и других мест, кровопролития нет (или еще нет), очень важно следить за своей речью, тем более что сейчас интернет доносит ее до множества людей. Крики ненависти к «ним» исходят из того же источника — ада. И наша миссия — не давать аду прорваться на поверхность.

Сергей Худиев

27 февраля 2014 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Любовь или ненависть? Любовь или ненависть?
Валерий Духанин
Любовь или ненависть? Любовь или ненависть?
Валерий Духанин
Всю жизнь ненавидеть своего противника, бороться с ним, а после его смерти вдруг увидеть, что ты нисколько не выиграл, а напротив, даже потерял единственный смысл своей жизни. Так нужен ли нам такой смысл?
Кандалы для сердца Кандалы для сердца
Иеромонах Хризостом (Филипеску)
Зависть, тяжелым гнетом ложащаяся на сердце, вначале принимает вид легкого недовольства тем положением, которого ты достиг, в то время как кто-то преуспел больше тебя. Затем это недовольство растет и растет. Одержимый завистью с беспокойством следит за тем, кому он завидует, ища повода осудить его. Можно определить эту болезнь души как неспособность осознать единство бытия всех людей в целом, ибо благо ближнего должно и нас радовать.
Ч. 8. Гнев<br>Восемь смертных грехов и борьба с ними Ч. 8. Гнев
Восемь смертных грехов и борьба с ними

Свящ. Павел Гумеров
Ч. 8. Гнев<br>Восемь смертных грехов и борьба с ними Часть 8. Гнев
Восемь смертных грехов и борьба с ними
Священник Павел Гумеров
Один специалист по вопросам семьи и брака назвал как-то гнев убийцей любви. И это выражение можно отнести и к человеческим взаимоотношениям вообще.
Комментарии
Балда Максимов27 февраля 2014, 20:36
Сергей, огромное Вам Спасибо за Ваши статьи, а правильнее было бы сказать проповеди!!!!
Помогай Вам Бог!
Максим Болдов27 февраля 2014, 15:16
Сергей, огромное Вам Спасибо за Ваши статьи, а правильнее было бы сказать проповеди!!!!
Помогай Вам Бог!
Irina Solovjeva27 февраля 2014, 15:00
Очень своевременные и отрезвляющие слова! Действительно, сердце заполняется возмущением...
Андрей27 февраля 2014, 11:53
Спаси Вас Господь, хорошая статься. Все это относится и ко мне. Узнаю себя в подобных эмоциях, стараюсь бороться.
Ольга27 февраля 2014, 11:27
"Зачем они это сделали? Из религиозных соображений? Нет, мусульманский закон признает за христианами определенные права и не поощряет их убийства".
Н-да, послушайте что ли лекции о мусульманстве мученика отца Даниила Сысоева.

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
×