О прощении и примирении

Сергей Худиев

    

Христианам (особенно священникам) время от времени приходится как-то мирить ссорящихся. Членов одной семьи, прихожан одного храма, соседей, сослуживцев... Выглядят высокие ссорящиеся стороны примерно одинаково — обе они невинно пострадали от крайнего негодяйства другой стороны, людей злонамеренных, крайне бессовестных, платящих злом за добро, и вообще таких черных злодеев, что их и людьми-то трудно назвать. Выслушав одного участника конфликта и испытав глубокую скорбь за то, до какой низости может дойти род человеческий в лице его противника, вы выслушиваете другую сторону... — и с удивлением обнаруживаете не то чудовище, которое вам описали, а наоборот, честного, доброго, бесконечно терпеливого человека, на долю которого выпало непосильное испытание — иметь дело с тем невероятным мерзавцем, с которым вы беседовали до этого.

Здравый смысл подсказывает вам, что почти-абсолютное-зло типа Адольфа Гитлера является в наш мир не так часто, а чаще всего мы имеем дело с обычными грешными людьми, совершающими грехи и ошибки, впадающими в гнев, раздражение и прочие эмоции. И, по-видимому, обе высокие препирающиеся стороны — не черти с рогами, а просто обычные грешные люди, наделавшие взаимных неправд и обид.

И — увы! — люди склонны коллекционировать и тщательно лелеять обиды, раздувать их и раскладывать по удобным полочкам, с которых их потом удобно при случае снять. Зачем? Потому что люди полагают, что в любом конфликте надо добиться своей победы и поражения оппонента. Кто виноват в сложившейся ситуации и кого следует за это наказать? Стороны гневно указывают друг на друга и решительно отказываются признавать хоть какие-то свои ошибки. Ведь признать свою ошибку — значит проявить слабость и открыть брешь в своей обороне, что делать ни в коем случае нельзя.

Поэтому, как уже давно отметили специалисты по переговорам, в любом конфликте — семейном, соседском, служебном, гражданском, международном — каждая из сторон полностью отрицает свою ответственность и возлагает ее на оппонента.

Примирение может быть достигнуто только в результате торжества «правды», причем эта «правда» состоит в том, что я — хороший человек, и все мои поступки полностью оправданны, все мои высказывания — истинны, все мои мотивы — благородны, а вот мой оппонент — законченный мерзавец, абсолютное зло и волк-оборотень. Поскольку оппонент придерживается совершено аналогичных (правда, зеркальных) взглядов в отношении меня, примирение невозможно. Возможно только усиление надрыва и призывание прохожих в свидетели.

Человек, который попробует как-то посодействовать разрешению конфликта, немедленно столкнется с требованием поддержать сторону добра и правды и гневно осудить сторону мирового зла. Принять именно ту интерпретацию ситуаций, слов и событий, которые комфортны для этой стороны — и выставляют ее героической жертвой подлой несправедливости. Естественно, другая сторона требует от него того же — так что, отказываясь сделать это, потенциальный примиритель вызывает немалый гнев у обоих. Ведь есть только сторона добра и правды и те, кто ее безоговорочно поддерживают, остальные — подлые негодяи и враги. У каждой из сторон есть свой список претензий, который все должны признать справедливым.

И тут оказывается, что этот список претензий оказывается совершенно бесполезной вещью. Если я говорю, что вы испортили мое новое пальто и должны мне за это пять тысяч... нет, десять тысяч... нет, пятнадцать... а еще у меня пропала фамильная серебряная ложка, и я знаю, кто ее стырил... а еще я знаю, кто настраивает против меня соседей, — мои шансы (с самого начала невысокие) получить со злодея / злодейки надлежащую моральную и материальную компенсацию стремительно катятся к нулю.

Я расходую свое время и силы, не могу заниматься ничем полезным, страдаю повышенным давлением и язвой желудка, почти не сплю, вид имею бледный и измученный — посмотрите, до чего меня довели эти негодяи! И все это ради чего?! Кто больше всего страдает от моего списка?

Так что прощение — это решение помиловать не только другого, а прежде всего, себя, перестать себя изматывать и мучить, оставить прошлое в прошлом и посмотреть в будущее. Вообще оставить в стороне вопрос «кто виноват и кого надо наказать». Господь Бог разберется на Страшном Суде, кого надо наказать. Это, к счастью, не наша работа.

Чтобы чего-то добиться — мира, справедливости, процветания — нужно ставить вопрос не о вине («кто виноват и кого наказать»), а о потребностях, нуждах: чего вы хотите? Причем не для тех мерзавцев, а для себя. Понятно, что вы хотите, чтобы мерзавцы были наказаны и на коленях приползли бы просить прощения. Закроем этот вопрос по причине его полной ясности. Чего вы хотите для себя: вы хотите провести остаток жизни, требуя выплаты долгов, которых все равно никто не выплатит, или у вас другие планы?

Прощение означает, что вы оставляете прошлое со всеми его «не забудем, не простим» и великими обидами, которые потерпели вы или те, кого вы считаете своими, в прошлом и смотрите в будущее: какое будущее я хочу для себя и тех, кто мне дорог? Какое будущее я мог бы предложить тем моим родным, соседям, сослуживцам и вообще ближним, с которыми у меня сейчас конфликт?

Господь требует, чтобы мы прощали, потому что Он нас любит. Даже принимать тяжелые наркотики не так вредно, как предаваться непрощению — и, наркоман, по крайней мере, имеет свои минуты «кайфа». Про человека, измученного гневом и обидой, этого сказать нельзя. Он мучительно убивает свою душу, загоняет себя в ад своего собственного производства.

И Евангелие дает нам возможность принять прощение там, где мы согрешили, простить ближних там, где согрешили они, и войти в новую, свободную и обновленную жизнь. Великий пост — это как раз время духовного обновления, когда мы вновь открываем для себя и для других Благую весть о милости и прощении.

Сергей Худиев

3 марта 2014 г.

Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Смотри также
Человек и его грех Человек и его грех Архим. Тихон (Шевкунов) Человек и его грех Человек и его грех Слово на чине прощения Архимандрит Тихон (Шевкунов) Человек и его грех – это то, о чем мы будем размышлять, каяться, представать пред Богом во все дни Великого поста. (MP3 файл. Продолжительность 12:25 мин. Размер 9 Mb) Памятозлобие Памятозлобие Из наследия Оптинских старцев Памятозлобие Памятозлобие Из наследия Оптинских старцев Ольга Рожнёва Изгладить из сердца пережитую боль очень трудно. Мучают навязчивые помыслы об обидчиках и обиде, о том зле, которое нам причинили. Оптинские старцы давали советы, как бороться с памятозлобием. Как перетерпеть обиды Как перетерпеть обиды Валерий Духанин Как перетерпеть обиды «Пережевывая их, мы изъедаем сами себя» Как перетерпеть обиды Валерий Духанин Обиды часто провоцируются нашей мнительностью. Мы сами надумываем себе то, что начинает обижать нас в отношении наших ближних. И даже малую оплошность ближнего мы способны раздуть до невероятных размеров.
Комментарии
Татьяна 5 марта 2014, 23:00
Спаси Господи народ Украины, защити от всяких посягательств. Вразуми властьдержащих соседей Украины не нарушать Великий Пост своими деяниями и ложью. Спаси Господи нас всех и помилуй. Всех обижающих нас прости и помилуй.
ТаняСем 5 марта 2014, 12:00
Своевременная статья,особенно сейчас,когда Великий Пост и все обостряется очень сильно,(это я про себя,грешную),когда обиды так и "просятся на шею",при чем по всяким,даже,пустякам,а такие слова о прощении,как раз трезвят нашу душу и не дают копить в себе гнев...Спасибо автору за необременительное напоминание о прощении,поскольку мне,грешной новоначальной тяжеловато читать объемные трактаты,а здесь-то,что нужно!Прости меня,Господи!!!
Сергей 3 марта 2014, 22:00
Спасибо Вам Сергей за полезные размышления. Мое сердце полностью воспринимает данные истины, такие простые для понимания и осознания добра и зла. Душа ликует от слов взламывающих непроходимые стены напирающих проблем. Вот она, высшая награда, медаль для тех, кто жаждет постигать истину. Всё необычно ясно. Но время проповеди неумолимо заканчивается, статья прочитана - необходимо возвращаться в мир, к заботам и проблемам. Вот здесь и начинается обратная сторона медали. Вступают силы, как нам кажется, логики и разума. Да, спорить плохо, копить обиду - саморазрушение, гнев и памятозлобие сжирают плоть и душу. Прощение - главное лекарство. Даже наше врожденное чувство справедливости или порывы в достижение мира и процветания для нас (а может и для всех) совершенны не важны, а иногда даже опасны и враждебны, так как вступают в противоречие с окружающими нас. Ясность растворяется, а в моем понимании только наш мир с миллионами противоречий. Государства, политики, ученые и т. д. все отстаивают свою точку зрения, пологая свою позицию правильной для себя, а иногда и для других. И так, каждый раз. Открываю страничку православия - все предельно ясно. Возвращаюсь в мир - сплошные противоречия. Спасибо за ваши работы, не осуждаю, просто хотелось высказаться. Могу даже предположить какие рецепты прольют целительный бальзам для души. И все же надеюсь обрести применимость проповеданных истин для мира сего. Серафим Саровский жалел тех людей, что живут вне стен монастырей. Сергей.
Здесь Вы можете оставить свой комментарий к данной статье. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке