Не произноси имя Его напрасно

Gott strafe England! Gott strafe England!
Одна из десяти заповедей говорит: «Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно» (Исх. 20:7).

Люди чаще всего думают, что речь идет о запрете на ругательства, в которых имя Божие упоминается непочтительно. И это, конечно, тоже, но главное другое — употребление имени Божьего в своих целях, выдвижение от лица Божия каких-то своих требований. В притчах благочестивый человек просит:

«Двух вещей я прошу у Тебя, не откажи мне, прежде нежели я умру: суету и ложь удали от меня, нищеты и богатства не давай мне, питай меня насущным хлебом, дабы, пресытившись, я не отрекся [Тебя] и не сказал: “кто Господь?” и чтобы, обеднев, не стал красть и употреблять имя Бога моего всуе» (Прит. 30:7–9).

Очевидно, человек страшится того, что бедность подтолкнет его выпрашивать деньги именем Божиим.

Поминание всуе — это и выпрашивание денег «Христа ради» здоровым и трудоспособным человеком, и политическая агитация в стиле «Бог открыл мне голосовать за такого-то кандидата» без явных на то указаний. И объяснение причин чужих бед: «это Бог на вас навел беду, потому что вы меня не слушаетесь!» И, конечно, объявление Господа Бога своим верным союзником в различных конфликтах.

Конфликты, когда люди охвачены гневом, возмущением, обидой, тревогой, резко снижают уровень того, что психиатры называют «критикой» — способности оценивать свои действия со стороны, и с точки зрения их целесообразности, и с точки зрения их нравственности. Увы, способность себе внимать и избегать греха, и так не слишком развитая в людях, во дни смут и волнений окончательно пропадает, и бесстрашное поминание имени Божьего всуе становится обычным. Каждая из конфликтующих сторон заявляет, что Бог на ее стороне — как в известном немецком лозунге времен Первой Мировой Войны «Gott strafe England!» («Боже, покарай Англию!») который высмеивается в «Бравом солдате Швейке».

Люди, переживающие конфликт, охотно обращаются к Богу — но часто не как к Господу, Которому надо повиноваться, отложив все остальное, а как к кому-то, кого можно мобилизовать на свою сторону в перебранке. К Церкви обращаются с гневными требованиями не молчать, но твердо заявить, что Бог, конечно, всецело на правой, то есть на их, обращающихся, стороне. Нежелание прямо выступить за тех или этих вызывает немалый гнев и огорчение.

Однако беспричинно использовать имя Божие в целях агитации — это и значит нарушать заповедь. Это серьезное преступление. В самом деле, если я, не имея законных полномочий, стану выдавать себя за представителя президента, передавать какие-то указания от его имени, чтобы добиться своих целей, меня накажут за мошенничество. Но тут я погрешу против земного правителя, против порядка, установленного в земном государстве. А употребление имени Божьего напрасно — это мошенничество от имени Господа мироздания, Вечного Судии, на суд Которого придем мы все — цари и президенты, крестьяне и нищие, телеведущие и блогеры.

Когда люди приплетают Господа Бога к своим препирательствам, невольно поражаешься силе их атеизма — и у решительных атеистов могут быть минуты сомнения, а вдруг Бог есть? Как говорили советские лекторы: «Если Бога нет — то слава Богу, а если Он есть — то не дай Бог!». А тут какая-то железобетонная уверенность, что Бог никогда не взыщет за подлог от Его имени.

Очень часто конфликт развивается не между святыми с одной стороны и нечестивцами с другой, а между двумя группами грешников, в ходе которого грешники как совершают неправду, так и становятся жертвами неправды; как лгут, так и бывают оболганы; как обижают, так и терпят обиды.

Да, в пылу спора человек тщательно отмечает свои обиды и не видит обид, которые наносит он сам. Но Бог видит и то и другое.

Как нам открывает Священное Писание, Бог прежде всего хочет примирения людей с Ним и друг с другом. Бог не ищет победы одной гордыни и неправды над другой гордыней и неправдой. Он ищет примирения и исцеления разрушенных отношений.

Как говорит Апостол,

«Все же от Бога, Иисусом Христом примирившего нас с Собою и давшего нам служение примирения, потому что Бог во Христе примирил с Собою мир, не вменяя [людям] преступлений их, и дал нам слово примирения. Итак мы — посланники от имени Христова, и как бы Сам Бог увещевает через нас; от имени Христова просим: примиритесь с Богом. Ибо не знавшего греха Он сделал для нас [жертвою за] грех, чтобы мы в Нем сделались праведными пред Богом» (2 Кор. 5:18–21).

Сергей Худиев

31 марта 2014 г.

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • В четверг — лучшие тематические подборки, истории читателей портала, новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Смотри также
Зачем соблюдать заповеди? Зачем соблюдать заповеди?
Митр. Месогейский Николай
Зачем соблюдать заповеди? Зачем соблюдать заповеди?
Митрополит Месогейский и Лавреотикийский Николай
Наш век считает, что соблюдение заповедей — это поверхностная этика, а разговор о соблюдении заповедей — морализаторство, ведущее к ханжеству. Однако на самом деле все не так.
Путь от десяти заповедей к девяти блаженствам Путь от десяти заповедей к девяти блаженствам Путь от десяти заповедей к девяти блаженствам Путь от десяти заповедей к девяти блаженствам
Священник Константин Галериу
Если в мир вошел грех, который повреждает и меня, и ближнего, могу ли я сказать, что в том, чтобы «любить ближнего, как себя самого», заключается полнота моей любви к ближнему?
Библия, изложенная для семейного чтения Моисей законодатель Библия, изложенная для семейного чтения Моисей законодатель
Моисей был и пророком (в значении праведника, который посвятил себя на служение Богу и Его домостроительству), и учителем, и вождем войска, и законодателем, и судьею над исполнением уставов Божиих.
Комментарии
anna zueva 3 апреля 2014, 05:00
Весьма соблазнительно использовать в качестве аргумента Его Имя. Вроде как сказал " Именем .... (или Во Имя ...) и пожалуйта, действуй, твори, что хочешь, прикрывшись Святым Именем. Можно и историю вспомнить (не только Германию). Как с Его Именем совершались казни, преследования, даже грабежи, крестовые походы.
lyudmila t 2 апреля 2014, 21:00
спасибо вам за понятную статью много бывало слышала таких речей раньше в те времена безбожные Слава БОГУ что сейчас не слышно такого. Упаси нас Боже от греха Слава ТЕБЕ ГОСПОДИ!
Толик 2 апреля 2014, 20:00
Лев "Заповеди настолько широки в применении что устанешь перечислять эти самые ситуации где они необходимы..." Согласен с Вами. И статьи даже не касаюсь. Удивительно, - заповеди и притчи Евангельские (уже сколько раз ловил себя на мысли, да и не только на мысли) - всегда правы, во-первых, и постоянно открываются по новому, во-вторых. Удивительно, - написано околао пары тысяч лет назад и до сих пор - правда, и до сих пор - постоянно заново открываются. (простите, это просто мой взгляд грешника) Источник: http://www.pravoslavie.ru/jurnal/69603.htm © Православние.Ru Уважаемые программеро-модеро-админы. Почему здесь, на сайте, в теле коммента возникает адрес после копипаста с этого самого сайта?
Светлана 1 апреля 2014, 00:00
Спасибо, Сергей! Ваши статьи всегда очень глубокие и очень доходчивые. Всегда не в бровь, а в глаз!
Лев31 марта 2014, 21:00
Зачем обкрадывать заповедь,привязывая её к какой то одной ситуации?Заповеди настолько широки в применении что устанешь перечислять эти самые ситуации где они необходимы..Агитация с использованием Имени Божьего может и относиться к лжесвидетельству...Произнесением всуе(то есть НАПРАСНО)мы грешим каждый день,когда встаем на молитву и вместо этого витаем мыслями и думаем о чем и о ком угодно при этом произнося Имя Божие...напрасно!
Василий Н.31 марта 2014, 17:00
Да уж, вспоминаю, как Михалков говорил, что землетрясение в Японии - это Божья кара Японии за Россию (в чем его поддержал священник Александр Шумский). Или как многие аналогично говорят о Холокосте.
Vladimir Ramenskii31 марта 2014, 10:00
О бездна богатства и премудрости и ведения Божия! как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его!(Рим. 11:33) Лучше апостола Павла не скажешь.
Здесь Вы можете оставить свой комментарий к данной статье. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке