Каково быть «зайцем»?

    

Бывают неправильные проступки крупные и мелкие. Однако оказывается, что и за мелкие тоже приходится отвечать.

Мелочь, а неприятно...

Мы приходим на исповедь и каемся в наших больших грехах: мы гневались, обижали других, желали кому-то смерти, желали смерти себе, обижались, клеветали. Каемся и в мелких: раздражались, ворчали на близких, ссорились из-за мелочей. Но есть такие незначительные поступки, о которых никто не вспоминает.

Например, проехали «зайцем» в транспорте. Или «зачитали» чью-то книгу. Хозяин о ней и не вспоминает, она не нужна ему. А нам нужна, мы к ней привязались, она прижилась на нашей книжной полке, и мы ее постоянно перечитываем.

Или получили на десять рублей больше сдачи и поленились вернуться в магазин отдать: это же мелочь, никто до десятки выручку не считает.

Или нашли чужую вещь и не стали искать хозяина, оставили вещь себе.

Все эти поступки не отягощают нашу совесть, они легки для нее. В наши представления о грехе мы часто вкладываем не только то чувство тяжести, угнетенности совершенным, которое приводит нас на исповедь, но и то, что мы привыкли считать «плохим поведением» с детства, то поведение, которое осуждается обществом, не обязательно с точки зрения христианства. Мы быстрее раскаиваемся, когда наше прегрешение сопровождалось «неблаговидным» поведением: мы громко кричали в гневе, мы кого-то ударили, мы не сдержались и ответили злым словом на чьи-то слова, показавшиеся нам обидными. Еще с грехом мы связываем «страсти», сильные чувства, которые толкают нас на грех, или те чувства (ненависть, злоба) испытывать которые грешно само по себе. Иногда грех в нашем представлении – это некие бури внешние или внутренние, которые сотрясают нашу личность, и которые мы не сумели обуздать своей волей, и совершая грех, мы «не владеем собой».

Совершая же не совсем честные, но незначительные, несерьезные поступки, которые и урона-то никому не наносят, мы остаемся, как нам кажется, при полном самообладании, никакой бури страстей не испытываем и ведем себя вполне корректно, не нарушая никаких законов приличия. Поэтому они часто остаются незамеченными нашей совестью. Между тем свой вред они нам наносят. Какой?

Следим за своей совестью

Вот я еду в автобусе, не заплатив. Возможно, я не помню об этом, и тогда я еду спокойно.

Но если помню, то я не спокоен, какая-то часть моей души напряжена, я беспокоюсь, строю планы на случай появления контролера. Ко всем волнениям, которые причиняют мне мирские заботы, я добавляю еще одно. Я выхожу из того состояния душевного покоя, находясь в котором христианин может соотносить свою жизнь с Богом. «Не ищите, что вам есть, или что пить, и не беспокойтесь, – говорит Христос, – потому что всего этого ищут люди мира сего» (Лк. 12, 29). Чтобы апостолы могли постоянно находится вблизи Бога, Христос наставляет их не беспокоится даже по поводу самого насущного. Неужели я готов отдалиться от Бога ради беспокойства о возможной проверке билетов?

Это же касается и других «мелких» проступков. Когда мы обманываем по мелочам, наша душа так же точно погружается в состояние обмана, как и тогда, когда мы обманываем «крупно». Не важно сколько времени я буду чувствовать себя обманщиком:

  • пятнадцать минут бесплатной поездки в транспорте,
  • пять минут, пока я в том же транспорте делаю вид, что дремлю и не замечаю стоящую рядом с моим сиденьем старушку,
  • все те годы, что мне будет принадлежать нечестно оставленная себе книга, другая вещь.

Все это время моя совесть остается не до конца чистой. Разрешая себе совершать мелкие обманы, мы привыкаем, что наша совесть не всегда чиста. Мы приучаемся жить с нечистой совестью и мириться с этим.

Мы подрываем чужое доверие к людям. Человек, у которого мы «зачитали» книгу, возможно, не помнит, кто ему ее не вернул. Но если он если он до этого полагал, что каждый человек способен на кражу и «все они таковы», то это мнение укрепляется в нем.

Наше собственное отношение к людям тоже страдает. Нельзя обмануть живого, близкого нам человека, глядя ему в глаза. Обманывают функцию, роль, которую человек играет в нашей жизни: «учителя», «полицейского», «родителя», «жену». Люди перестают для нас быть живыми людьми, они сливаются для нас со своими ролями, и мы уже живем не среди людей, а в некоем бесчеловечном «обществе», где от каждого можно ждать чего угодно, и где нам в случае беды не помогут: к «полицейскому» за помощью не обратишься, обратишься к человеку. «Говорите истину каждый ближнему своему, потому что мы члены друг другу» (Еф. 4, 25), – призывает апостол Павел христианскую общину Ефеса, объясняя, что только так они останутся друг для друга близкими живыми людьми.

Мы ослабляем нашу волю и поощряем лень. Мы часто удивляемся тому, что поступили не так, как собирались, а так, как получилось. Наши поступки часто расходятся с нашими намерениями. Собирались поработать, а упустили время зря, настраивали себя не раздражаться, а взорвались так, что сами не ожидали от себя. Часто это происходит из-за того, что мы не привыкли отдавать себе полного отчета в том, что на самом деле совершаем, на что способны, плохо знаем себя и позволяем своей воле бездействовать в тех ситуациях, которые нам кажутся незначительными. Мы не принуждаем себя сделать хорошо, а не плохо, например, ленимся вернуться в магазин, чтобы отдать лишнюю сдачу. Поэтому лень мешает нам и в более серьезных ситуациях.

Душа обязана трудиться

    

Наша совесть привыкает помалкивать. Отключая время от времени совесть в «не заслуживающих внимания» случаях, мы можем ожидать, что она отключится и в другой, более серьезной ситуации. Мы привыкаем ориентироваться не на совесть, а на то, как все выглядит со стороны. Кто осмелиться подойти и сказать человеку, прикорнувшему в метро: «Ты на самом деле не спишь, встань, уступи место пожилому человеку»? Никто. Никто не докажет, что я не спал.  

Так никто не докажет, что Давид послал Урию в самое опасное место военных действий специально. Урия военачальник, воевать – это его работа. А что у него жена красивая, так многие военачальники женаты, и жены их хороши, что же царь никого из них теперь и на фронт послать не может?

«Тренируясь» на мелочах, мы настолько привыкаем отмахиваться от знания об истинной причине своих поступков, что сами начинаем верить в те причины, которые показываем другим, верим в свою чистоту и незапятнанность, и считаем, что наша вина не существует, пока не доказана, забывая, что для совести нет презумпции невиновности.

Честно или нечестно мы поступаем видят также наши дети. Обманывая понемногу, мы должны быть готовы к тому, что наш ребенок скажет нам сначала не всю правду, потом к этой части правды прибавиться еще и ложь, потом ее будет становиться все больше, а затем он станет врать нам и не только нам, а мы будем удивляться: «Откуда? Как? Кто научил?»

Получается, что взяв на себя обязанности христианина перед Богом и перед своей душой, мы должны нести их всегда? И не можем «отдохнуть» на мелочах, не можем время от времени отнестись к жизни легкомысленно? Получается, что «не крадите, не лгите и не обманывайте друг друга» (Лев. 19, 11), – это что, каждый день и в любой ситуации? Получается, что так...

У христианина нет перерыва на обед, нет отпуска, нет «заслуженного отдыха». И не существует мелочей, не заслуживающих внимания его совести.  

Как быть «зайцу»

Так что же делать, если мы все-таки совершили мелкие проступки?

Допустим, мы вышли из дома, сели в автобус и обнаружили, что в кармане нет ни копейки, забыли дома кошелек. А ехать нужно, очень нужно. Кондуктор прошел мимо. И хорошо?

Если вам становится не по себе, то можно аккуратно подойти к кондуктору и попросить у него разрешение проехать бесплатно, договорившись вернуть деньги за проезд в следующее дежурство кондуктора.

Конечно, не факт, что наша просьба будет принята с любовью. Может случиться, что кондуктор не оценит наших извинений, откажет в просьбе. Но будем надеяться на его человеческую доброту и сострадание. А также не забудем рассказать о том, что произошло, на исповеди. Ведь даже такие мелочи – очень важны!

Родион Чепалов

9 апреля 2014 г.

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Взрослый разговор Взрослый разговор
Свящ. Димитрий Шишкин
Взрослый разговор Взрослый разговор
Священник Димитрий Шишкин
Итак, послушай, что я тебе хочу сказать – как взрослому человеку, с которым уже можно говорить серьезно. Доченька моя, пойми одну простую вещь: та православная вера, которую исповедает наша семья, – это не игра.
Рука берущего оскудеет Рука берущего оскудеет
Свящ. Дионисий Каменщиков
Рука берущего оскудеет Рука берущего оскудеет
Священник Дионисий Каменщиков
Коррупции объявлена смертельная война. Однако у любого здравомыслящего человека возникает вопрос – кто эту войну будет вести, если обе армии по одну сторону фронта?
Мать пробуждает совесть. Часть 1 Мать пробуждает совесть. Часть 1
Татьяна Шишова
Если попросить родителей перечислить те качества, которые они хотели бы воспитать в своих детях, списки получатся внушительные. Но вот что интересно: в списках этих довольно редко фигурирует совестливость. В чем же дело? Почему развитие в детях такого важнейшего качества ускользает от внимания родителей, когда они размышляют о будущем своих отпрысков?
Комментарии
Ден20 июля 2017, 22:25
Ок. Хорошо было на бумаге, да забыли про овраги. Задача для праведного автора.все за месяц. Есть ипотека в размере 15т.р. в месяц, билет на автобус- 1500 р.абонемент РЖД -4600 карта метро 1700. Коммунальные, телефон интернет - 5500. И зарплата на все 35000. Через сколько месецев ты будешь вынужден сделатьь выбор либо "зайцем" либо в морг
Виктор19 июля 2017, 19:47
Некоторое люди по своим зарплатам не могут оплачивать свой проезд (50+50+50 в обе стороны, а если еще электричкой) с пересадками.
Например, гос. музейные работники с мизерной зарплатой.
Елизавета10 марта 2017, 22:32
"..чувства навыком приучены.." Вот,где оказывается этот навык! В маленьких проступках.
Николай 18 августа 2015, 20:51
Много лет катался "зайцем" по малолетству и экономии
Не было покоя на душе эти 20-30 минут в дороге
Сейчас плачу за проезд и весьма счастлив !!!
Олег27 декабря 2014, 14:27
много можно рассуждать о несовершенстве других,пытаясь оправдать себя,это напоминает молитву мытаря и богача,ее многие помнят из Евангелия.Но каждый несет ответственность за свою душу,и освободиться от бремени материального очень непросто,и в большом и в малом,о себе в первую очередь и думаю,о своих грехах.Спаси нас,милостивый Господь!
Оксана18 апреля 2014, 13:17
Спасибо за статью! Заставляет задуматься, начать строже относиться к себе.
Alena Vecherskaya18 апреля 2014, 10:31
Сколько этих мелочей пачкают нашу душу...Прости, Господи!
Толик13 апреля 2014, 14:55
"На третий день Чингачгук заметил, что у сарая нет стены."))) Только сейчас заметил, что билет на фотке, - "счастливый" (так мы его в детстве называли), это когда сумма первых трех цифр и последних трех цифр совпадали, и, если мне память не изменяет, то - загадывали желание. Как давно это было...) Уже забыл даже, что такое "счастливый" билет...)
Уважаемая редакция, это не случайно?)
Также, прошу сообщить, - стоимость в 13 р. - случайна или не случайна?)
Простите. Грешник. Воспоминания нахлынули.)
Елена10 апреля 2014, 18:33
Как поётся в одной моей любимой песне ВИА "Круиз" :
" Не позволяй душе ленится ,чтоб воду в ступе не талочь.
Душа обязана трудится и день и ночь ,и день ,и ночь..."
Юлия10 апреля 2014, 12:56
Как все верно. Сделаешь что - то малое, а на душе не камень, каменище. А по поводу вынужденного проезда "зайцем", можно милостыней отдать.
ирина10 апреля 2014, 01:20
Все верно,спасибо за статью. Слава Богу,что мне он уже все это открыл! Как важно следить за собой и прислушиваться к Духу обличения. Надобно быть верным в малом,но к сожалению у меня не всегда это получается,одна надежда на милость Божью.
Спаси нас Господи!
Галина 9 апреля 2014, 23:43
Ездила год по социальной карте отца, было стыдно, но ездила.сама отказаться не могла. Все просила, пусть меня остановят и отберут карту. В этот пост меня остановили отругали и взяли штраф. Карту оставили с обещанием!!!! больше не использовать! Так на душе стало легко, езжу вторую неделю и радуюсь. Слава Тебе Господи! Спасибо за статью!
О 9 апреля 2014, 22:20
точно...
все точно!
апокалипсис мелкого греха в действии
Господи, помилуй!
Толик 9 апреля 2014, 19:22
Владимир
Задаю всем аналогичный в какой-то степени вопрос.
Так случилось, что оказался очень ранним утром в метро без копейки. А ехать - надо. Пешком - на пару часов ходу. Подхожу к тетке в будке, мол, так и так, - пропустИте, пожалуйста. Тетка - ни в какую. Нельзя, мол, без денежки. Отошел от нее. А потом просто перепрыгнул через турникет с другой стороны. Никто даже и не свистнул, как они, метровские сиделицы, обычно делают в случае несанкционированного проникновения через турникет.
Конечно, можно было поймать тачку, доехать до друзей, разбудить их с ранья, взять денег, чтобы расплатиться за тачку и добраться куда надо. Но - просто перепрыгнул и поехал. Конечно, может, тетка в метровской будке просто боялась проверки, не знаю.
Резюме:
Люди, будьте добрее, - обстоятельства у окружающих бывают разные. Во-вторых, - ловите кайф от совершения добрых дел.


Владимир 9 апреля 2014, 14:08
Если человек нашел вещь, пытался найти хозяина, не нашел и оставил вещь у себя. Это грех? Как быть дальше, избавиться от этой вещи?
Руслан 9 апреля 2014, 13:40
Думаю здесь присутсвует "воровство" не только со стороны зайцев, но и со стороны лиц государства, которое назначает крупные суммы за билет в метро и наземном транспорте-100-200 р. чтобы сьездить куда-нибудь по делам как минимум уходит, а в это время другие на джипах с мигалками едут по встречке и пересекают сплошную..И до сайта православие ру им очень далеко ехать потому что к ним данная статья не обращена.
р.Б.Иулия 9 апреля 2014, 13:08
Да, мелочи казалось бы, но как они важны! это ведь тот самый морской песок наших грехов.
Каждый раз это наш свободный выбор - проигнорировать эту мелочь или все-таки поступить по-христиански?

Помоги нам, Господи!
Alexey Usimov 9 апреля 2014, 13:08
Очень поучительная статья
Лев 9 апреля 2014, 12:52
Что тут скажешь..Надлежит нам исполнить всякую правду(Матфея 3.15) Верный в малом и во многом верен,а неверный в малом неверен и во многом.Итак,если вы в неправедном богатстве не были верны,кто поверит вам истинное?И если в чужом не были верны,кто даст вам ваше?от Луки 16 ст.10-12..Вся правда нам сказана в Евангелии,оно вечно..Но мы либо не читаем,либо читаем но не понимаем,либо понимаем но не применяем..так и гибнем в грехах..
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×