Не тот, кого ждали

Вход Господень в Иерусалим. Фреска работы Феофана Критского. Метеора, церковь св. Николая Вход Господень в Иерусалим. Фреска работы Феофана Критского. Метеора, церковь св. Николая
Вход Господень в Иерусалим — событие, отмеченное трагическим непониманием. Господь открывается народу, как долгожданный Мессия Израиля, Тот, Кого возвещали пророки. То, что Он въезжает в город на ослёнке — сознательное обращение к пророчеству Захарии:

«Ликуй от радости, дщерь Сиона, торжествуй, дщерь Иерусалима: се Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и на молодом осле, сыне подъяремной» (Зах.9:9)

Нам, по прошествии почти двух тысяч лет, трудно представить себе, что это значило. Но ветхозаветный народ Божий жил ожиданием Мессии — помазанного Богом Царя, Который принесет мессианскую эру, эпоху невиданного мира и процветания, когда силы зла, гнетущие народ Божий, будут сокрушены, и даже языческие народы придут и склонятся перед Богом Израиля. Как пророчествовал Исайя,

«Восстань, светись, [Иерусалим], ибо пришел свет твой, и слава Господня взошла над тобою. Ибо вот, тьма покроет землю, и мрак — народы; а над тобою воссияет Господь, и слава Его явится над тобою. И придут народы к свету твоему, и цари — к восходящему над тобою сиянию... Тогда сыновья иноземцев будут строить стены твои, и цари их — служить тебе; ибо во гневе Моем Я поражал тебя, но в благоволении Моем буду милостив к тебе. И будут всегда отверсты врата твои, не будут затворяться ни днем ни ночью, чтобы приносимо было к тебе достояние народов и приводимы были цари их» (Ис. 60:10–11).

Однако реальность Иудеи I века была бесконечно далека от этой картины всемирного торжества народа Божия — напротив, народ жил под властью язычников-римлян, сурово подавлявших любое недовольство. Большинство людей жили не просто в бедности, а на грани голода: современные археологи, исследовавшие захоронения того времени, установили, что кости погребенных носят явные следы недоедания. Рим безжалостно выкачивал налоги через своих ненавистных прислужников — мытарей. Эти налоги могли сделать из процветающего богача бедняка, едва сводящего концы с концами, из бедняка — должника, вынужденного продать свою землю и дом, из должника — нищего и вора, лишенного надежды хоть как-то выкарабкаться. Блудницы, которые упоминаются в Евангелии, часто были не любительницами разгульной жизни, а дочерьми разоренных, доведенных до полного отчаяния семей.

Смельчакам, которые решались бросить вызов военной машине Рима, очень везло, если они умирали от мечей легионеров; тем, кто попадался живыми, предстояла невыносимо жуткая смерть на кресте.

Но люди помнили, как Бог приходил на помощь Своему народу. Они помнили Гедеона, Варака, Самсона, Давида, помнили восстание против язычников, несколько поколений назад поднятое братьями Маккавеями, когда народ восстал против языческого тирана, пытавшегося искоренить веру в Единого Бога. Тогда Иудеи разбили посланные против них несметные полчища врагов, и Израиль обрел — на какое-то время — политическую независимость.

Люди тщательно изучали древние пророчества о Том, Кому должно прийти, и понимали, что время наступает, Мессия должен вот-вот явиться. И тогда все переменится — времена боли и унижения останутся в прошлом, ненавистные языческие угнетатели будут сокрушены, а Израиль прославится и превознесется за свою верность Единому Богу.

Народ страстно ожидал Спасителя, и когда люди увидели Господа Иисуса, уже Известного Своими чудесами, Въезжающего в Иерусалим на ослике, как предсказано пророком, они взорвались криками восторга и ликования:

«И предшествовавшие и сопровождавшие восклицали: осанна! благословен Грядущий во имя Господне! благословенно грядущее во имя Господа царство отца нашего Давида! осанна в вышних!» (Мк. 11:9–10).

Степень этого ликования, этой бесконечной радости нам трудно представить — это было как провозглашение победы после страшной, изнурительной войны, как ясный рассвет после долгой ночи, полной кошмаров. Грядет Мессия! Сейчас все будет по-другому!

И Единственный, Кто не разделяет этого ликования — Сам Господь Иисус. Напротив, Он плачет:

«И когда приблизился к городу, то, смотря на него, заплакал о нем и сказал: о, если бы и ты хотя в сей твой день узнал, что служит к миру твоему! Но это сокрыто ныне от глаз твоих, ибо придут на тебя дни, когда враги твои обложат тебя окопами и окружат тебя, и стеснят тебя отовсюду, и разорят тебя, и побьют детей твоих в тебе, и не оставят в тебе камня на камне за то, что ты не узнал времени посещения твоего» (Лк. 19:41–44).

Иисус Христос Иисус Христос
Да, Он — Мессия, Предреченный Пророками. Да, Он — Посланный Богом долгожданный Спаситель. Но пройдет всего несколько дней, и толпа, в которой будет немало тех, кто недавно кричал «осанна», будет кричать: «Распни Его!» Почему? Потому что Он не даст толпе того, чего она хочет.

Толпа хочет, чтобы Он основал земное царство и правил подобно другим царям силой меча. Он принес другое, вечное Царство, куда входят только добровольно, верой и любовью. Толпа хочет, чтобы Он уничтожил ненавистных язычников — а Он пришел дать всем — евреям и язычникам — прощение грехов и жизнь вечную. Толпа ждет, чтобы он дал ей земные блага, а Он пришел дать небесные. Люди хотят, чтобы Он избавил их от внешнего угнетения — от тех людей и обстоятельств, которые делают их жизнь тяжелой. А Он пришел спасти людей Своих от грехов их.

Поэтому толпа и кричит: «Не Его, но Варраву!»

Проходит какое-то время, и люди, полные патриотического и религиозного воодушевления, решаются восстать против римлян — и пророчество Господа сбывается. Сначала мятежники одерживают некоторые победы, потом подходят основные силы римлян, и в 70-м году происходит страшная, мучительная осада и штурм Иерусалима, где действительно не остается камня на камне.

Люди не увидели, что служит к их миру — и погибли.

Исполнились и пророчества Ветхого Завета — народы действительно пришли к свету Иерусалима, и действительно поклонились Богу Израилеву. Цари народов действительно с благоговением явились в Иерусалим, чтобы почтить его святые места, и из своих сокровищ возвели в его пределах прекрасные храмы. Но совсем не так, как ожидали люди во времена Господа Иисуса.

На трагическое заблуждение людей того времени можно было бы посмотреть свысока, если бы оно не повторялось в каждом поколении. Крик «не Его, а Варраву!» много раз звучал в истории, звучит и сейчас. Люди готовы поклоняться сильным, страшным людям, которые едут не на ослятах, а на боевых конях, лязгая смертоносным оружием, которые «придут — порядок наведут» так, что никому уже не нужно будет наводить порядок в своей душе и бороться со своим грехом. Снова Господь Иисус оказывается не тем Мессией, которого ждут.

И Вербное Воскресенье — еще одна возможность покаяться, переменить путь, обратиться к истинному Царю и истинному Мессии — Господу нашему Иисусу Христу, Кроткому и Спасающему. К Тому, Кто спасет нас. Прежде всего, от наших собственных грехов.

Сергей Худиев

14 апреля 2014 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Вход Господень в Иерусалим Вход Господень в Иерусалим
Проповеди — Библия о празднике — Статьи — Иконография — Вопросы священнику — Записи богослужений.
Вход Господень в Иерусалим Вход Господень в Иерусалим
Проповеди — Библия о празднике — Статьи — Иконография — Вопросы священнику — Записи богослужений.
Об исполнении пророчеств о Христе и духовной слепоте Об исполнении пророчеств о Христе и духовной слепоте
Архим. Клеопа (Илие)
Об исполнении пророчеств о Христе и духовной слепоте Об исполнении пророчеств о Христе и духовной слепоте
Проповедь на Вход Господень в Иерусалим
Архимандрит Клеопа (Илие)
«Нет иного более лютого греха, который так отдалял бы человека от Бога, чем зависть». Зависти были исполнены фарисеи и книжники, и потому они поспешили погубить Спасителя.
Где в Священном Писании сказано о Втором пришествии Мессии? Где в Священном Писании сказано о Втором пришествии Мессии?
Иеромонах Иов (Гумеров)
Где сказано, что Мессия с первого раза не справится со своей задачей, ведь никто не говорил, да и Ветхом Завете нет такого, где было бы сказано, что Мессия придет и во второй раз? Как же рассматривать то, что Иисус должен прийти уже во второй раз?
Комментарии
Галина И. 1 апреля 2018, 11:54
Спасибо, мудрая статья! Каждый человек- это"дыхание Божие", Божье творение.Встреча любого человека с Богом-Отцом неизбежна.Блажен тот, кто при жизни узнал Христа,принял Его в свое сердце и последовал за Ним по Его пути. Но для этого сначала необходима Лазарева суббота:надо отвалить камень от гроба своей души,запечатанной диаволом. И тогда мертвая душа оживотворится Духом Святым, в нее войдет Свет. Это возможно только через Господа Иисуса Христа.И горького сожаления и плача достоин тот, кто отверг Христа при жизни по своим человеческим амбициям. Он все равно встретится с Богом, но уже на Суде. Ведь Бог безвременный, Он всегда только настоящий,неизменный и истинный. "Я Тот, Кто Я есмь"(Сущий).
Анна 1 апреля 2018, 10:54
Надежда16 мая 2014, 14:21,
поляки бы всех нас перебили? Так как же мы их тогда смогли одолеть?
тамара31 марта 2018, 22:49
Да,это грустный праздник потому,что Господь знал,что эти люди,которые кричам ему ОСАННА,через несколько дней будут призывать к Его распятию.Вот такие мы христиане,что до сих пор своими грехами Господа и до сих пор распинаем,а он милостиво и долго нас всех ждёт к себе,ждёт,чтобы мы пришли к покаянию.Спаси и помилуй всех,Господи.
Надежда16 мая 2014, 14:21
Если бы священномученик Патриарх Ермоген был "нейтрален", и не рассылал свои грамоты народному ополчению, то не собралось бы войско под командованием Минина И Пожарского, и не выбили бы поляков из Москвы. ...И не было бы нас с Вами.
"В борьбе добра со злом невозможно сохранить нейтралитет" - митрополит Волокаламский Иларион.
Инна2115 апреля 2014, 20:49
Лариса, священники должны быть нейтральны. Хотя вот показывают Луганск, там батюшка исповедует и причащает людей, ожидающих штурма.
Александр15 апреля 2014, 00:13
Ларисе Ворониной: Я русский с Юго-Востока Украины (18 лет прожил в Донецке,14 в Одессе) Что значит "священники не окормляют"?Священники призывают не к нейтралитету,а к миру;а это,как говорят в Одессе,две большие разницы.Чтобы батюшка "поисповедовал" и "объяснил что это значит - бороться с грехом" не он должен к Вам идти,а Вы к нему. Никто никого не бросил - Бог со всеми нами всегда. Перестаньте малодушествовать,делайте то,что должен делать православный во время поста вообще и Страстной седмицы в частности - идите в храм,обратитесь к священнику, исповедуйтесь, причаститесь. Бог в помощь!
Любовь, Украина 14 апреля 2014, 21:04
Господи, прости нас грешных, спаси и сохрани. Благодарю

за статью.
Михаил14 апреля 2014, 17:23
Интересно читать! С такими авторами хочется общаться, как на кахетезации
Кафолик14 апреля 2014, 15:48
Лариса Воронина,белые сражались с красными; белый террор против красного... Ничо не помогло,воцарился атеистический режим. И пока Господь не снял эту епитимью за грехи(и без всякой войны),все внешние усилия были тщетны. Украина православная(что русские,что большинство украинцев) - это гражданское противостояние за многолетнею индеферентность к самоидентификации. Греко-католики запада - пассионарны и решили строить свое общество ориентированное на Запад. Для них это естественно. А почему православный Восток индеферентен,ему давно и активно следовало ориетироваться на Третий Рим. Согласен,что и Рима этого толком не было,только сейчас что-то проклевывается. Так проклевывайтесь вместе,начиная с соборной молитвы об устроении Державы. Католическую экспансию мы всегда громили в конечном итоге. Это наш общий крест. И Господь управит! Терпением спасайте души ваши.
Алексей14 апреля 2014, 14:59
Лариса Воронина, не хотел писать, так как сейчас Великий Понедельник и надо быть радом с Христом, а не искать решения житейских проблем.
Скажите, Вас кто-то притесняет на Юго-Востоке, что Вы ищите мятежа? Или может притесняют свящещеников?
Священики призывают к нейтралитету, потому что понимают, что всё что сейчас происходит и происходило в последнее время начиная с майдана в Украине - это были и есть разборки местных олигархов, которые рвутся к власти. К сожалению некоторые страны воспользовались нестабильностью в Украине для продвижения своих интересов в ущерб Украины.
Дело в том, что я тоже русский с Юго-Востока Украины и за все годы независимости не ощутил на себе ни каких религиозных, этнических либо каких-то других притеснений. Эта наша страна, мы тут живём и мы должны радеть о её благостоянии и быть патриотами нашего государства, тем более в такое тяжёлое время. Впротивном случае грош нам цена, как гражданам и как христианам.
Я молюсь, чтобы Господь дал мир и процветание Украине и России, открыл правду всем людям и подал всем спасение. Спаси Вас Гоподи!
Лариса Воронина14 апреля 2014, 12:58
/Проходит какое-то время, и люди, полные патриотического и религиозного воодушевления, решаются восстать против римлян — и пророчество Господа сбывается. Сначала мятежники одерживают некоторые победы, потом подходят основные силы римлян, и в 70-м году происходит страшная, мучительная осада и штурм Иерусалима, где действительно не остается камня на камне./

Хорошо, что конкретно сегодня делать русским на Юго-Востоке Украины? Священники их не окормляют, только призывают к нейтралитету. Многие и рады были бы, если б пришел батюшка, поисповедовал, объяснил что это значит - бороться с грехом. Сейчас лишь поступает информация о том, что "нас бросили, рассчитывать не на кого".

Наталия Усенко14 апреля 2014, 11:57
Спаси вас Господь! Прекрасная статья, очень глубокая!
Галина14 апреля 2014, 11:52
Господи, прости меня грешную, помоги избавиться мне, вдове, от обид.
Христиане, помолитесь за меня, рабу грешную ГАЛИНУ.
ТаняСем14 апреля 2014, 11:37
Господи прости и помилуй меня,грешную,очень впечатлил Лик Господа,аж сердце заныло,какие муки терпел за нас Господь,а мы....Спаси нас,Господи Милосердный!
Инга Маслова14 апреля 2014, 11:10
Ну какой же молодец этот Сергей Худиев! Просто душа успокаивается от его статей.
Мария14 апреля 2014, 10:48
получается это очень грустный праздник? По сути люди приветствовали не Христа?
Igor Fedorov14 апреля 2014, 09:56
Спасибо автору.
Господи, Да будет воля Твоя...
Прости нас грешных...
андрей14 апреля 2014, 09:45
Слава Богу!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
×