Антиохийская Церковь прервала евхаристическое общение с Иерусалимским Патриархатом

Баламанд, 30 апреля 2014 г.

    

Причиной произошедшего стал спор о канонической принадлежности территорий Катара, на которые претендуют обе Поместные Церкви.

«Двадцать девятого апреля сего года, в здании баламандского института св. Иоанна Дамаскина, был экстренно созван Святой Антиохийский Собор под председательством Блаженнейшего Патриарха Иоанна Х. На заседании присутствовали: их высокопреосвященства Георгий (Джабаль Лубнан), Иоанн (Латакия), Ильяс (Бейрут), Илья (Хама), Саба (Хауран), Георгий (Хомс), Василий (Аккар), Ефрем (Триполи), Игнатий (Франция), Исаак (Германия), а также их преосвященства Муса (ал-Хури), Гаттас (Хазим), Коста (Каййаль), Афанасий (Фахд), Димитрий (Шарик), Илья (Тама), Николай (Баальбаки), пресс-секретарь Собора и его блаженства Ефрем Маалюльский и секретарь Собора иерей Джордж (Димас)», – говорится в Заявлении пресс-секретариата Святого Антиохийского Собора.

Собор обсудил развитие конфликта Антиохийской Церкви с Иерусалимским Патриархатом:

«Четвертого марта 2013 года, Иерусалимский Патриархат избрал архимандрита Макария предстоятелем новосозданной Иерусалимом же архиепископии Катара, что территориально находится в юрисдикции Антиохийской Церкви как структурная единица архиепископии Багдада, Кувейта и Аравийского Полуострова. Десятого марта того же года архимандрит Макарий был рукоположен во епископы и возведен в митрополичье звание с титулом "митрополит катарский", несмотря на активный протест Патриарха Антиохийского, выразившего Иерусалимскому и Вселенскому Патриархам свое недовольство во время телефонных переговоров с ними. Вслед за этим, шестого и восьмого марта 2013 года, блаженнейший Патриарх Антиохийский подкрепил свой изустный протест двумя посланиями, направленными к Патриархам Иерусалима и Константинополя. Никакой реакции на эти письма не последовало.

Тринадцатого марта 2013 года Патриархом Антиохийским был экстренно созван Святой Собор, на котором было принято решение считать действия Иерусалима покушением на целостность Антиохийской Церкви; Собор призвал Иерусалимскую кафедру к скорейшему урегулированию конфликта, могущего привести к разрыву евхаристического общения между двумя сестрами-церквами, а также к пересмотру женевских соглашений, выработанных подготовительными комиссия к Великому, Святому, Всеправославному собору. В кратчайшие сроки делегации Антиохийского Патриархата провели переговоры с другими Поместными Православными Церквами, касающиеся, в том числе, вопроса о вышеупомянутых действиях Иерусалимской Церкви, угрожающих целостности Единой, Святой, Соборной и Апостольской Вселенской Церкви.

Заседание Святого Антиохийского Собора в июне 2013 года вновь затронуло проблему т.н. "катарской архиепископии". Отцами было принято решение откликнуться на инициативу Вселенского Патриарха и присутствовать на переговорах с делегацией Иерусалимской Церкви в Министерстве иностранных дел Греции двадцать первого июня 2013 года. Переговоры, состоявшиеся в назначенное время, привели к подписанию соглашения, предписывающего упразднение иерусалимской "катарской" архиепископии, а также к урегулированию присутствия Иерусалимского Патриархата на территории Катара согласно установившейся церковной традиции.

Тем не менее, Иерусалимская кафедра, несмотря на все старания греческого правительства и Вселенского Патриархата, отказалась исполнять установления подписанного соглашения. Потому, в соответствии с каноническим правом Церкви, Святой Собор, созванный в октябре 2013 года, предписал создать специальную комиссию, уполномоченную в течение двух месяцев решить возникшую проблему; в противном случае, Антиохийская Церковь, со своей стороны, обещала прекратить евхаристическое общение с Иерусалимом. Получив приглашение на фанарское собрание предстоятелей Православных Поместных Церквей (6-9 марта сего года), Патриарх Антиохийский отсрочил действие принятого в октябре решения Собора. Однако вышеупомянутая проблема не обсуждалась на Фанаре и не была внесена в повестку дня, невзирая на просьбы Антиохийской делегации, которой Вселенский Патриарх вручил послание Предстоятеля Иерусалимской Церкви от двадцать девятого февраля сего года, в коем последний заявил о вхождении "Сирии и Аравии" в юрисдикцию Иерусалима. Впоследствии, Антиохийская сторона отказалась подписать итоговый документ собрания, равно как и участвовать в совместном праздничном богослужении в День торжества Православия.

Основываясь на вышеупомянутом, при ожесточении епископата Иерусалимской Церкви и бессилии других Поместных Православных Церквей каким-либо образом урегулировать конфликт в соответствии с каноническим правом, Антиохийская Церковь принимает решение о прекращении евхаристического общения с Иерусалимской кафедрой.

Итак, напоминая о том, что архиепископия Багдада, Кувейта и Аравийского Полуострова, окормляющая Иран, Ирак, Кувейт, Бахрейн, Королевство Саудовскую Аравию, Объединенные Арабские Эмираты, Катар, Султанат Оман и Йемен, является юрисдикцией Антиохийской Православной Церкви, и любое иное православное присутствие на этой территории должно быть регламентировано церковными традициями и канонами, Святой Антиохийский Собор постановил:

  1. Испросить Патриарха Антиохийского не поминать в Диптихе Патриарха Иерусалимского.
  2. Отменить второй пункт постановления 2-5/2013, принятого на заседании в октябре 2013 года, за его ненадобностью, в полной мере возобновив антиохийское церковное присутствие во всех странах юрисдикции нашей Церкви.
  3. Просить Блаженнейшего Патриарха обратиться к главам Поместных Православных Церквей для ознакомления их с сим постановлением, а также с просьбой об урегулировании настоящего конфликта, угрожающего Вселенскому Свидетельству о единстве Церкви.
  4. Уполномочить его Блаженство принять все необходимые меры для исполнения настоящих постановлений или же для упразднения оных за ненадобностью в случае решения конфликта.

Вместе с тем, отцы обсудили и иные внутрицерковные проблемы, утвердив, в частности, состав судебной комиссии, куда вошли: митрополиты Бейрутский Ильяс (глава), Германский Исаак (сопредседатель), епископы Афанасий (Фахд), Димитрий (Шарик), Николай (Баальбаки), Илья (Таама), архимандриты Иоанн (Батш) и Авраам (Давуд). Консультантом комиссии назначен Ильяс Никола Муси. Собор утвердил список кандидатов на принятие епископского сана на 2014-й год.

В заключение отцы Собора вознесли свои молитвы о мире в Регионе и во всем мире, обратившись ко всем своим братьям с пасхальным приветствием, испросив у них святых молитв обо всех антиохийских землях, да наполнит их умерший и восставший из мертвых Христос силою Светлого и Славного Своего Воскресения».

Перевел с арабского Фарес Нофал

30 апреля 2014 г.

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • В четверг — лучшие тематические подборки, истории читателей портала, новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Смотри также
Заявление Священного Синода Антиохийской Церкви по поводу участия во Всеправославном Соборе (ПОЛНЫЙ ТЕКСТ) Заявление Священного Синода Антиохийской Церкви по поводу участия во Всеправославном Соборе (ПОЛНЫЙ ТЕКСТ)
Если участие в синодальных сессиях возможно без участия в Евхаристии, то Собор не будет иметь экклезиологического характера.
Антиохийская Церковь не поедет на собор, если к ее голосу не прислушаются Антиохийская Церковь не поедет на собор, если к ее голосу не прислушаются Антиохийская Церковь не поедет на собор, если к ее голосу не прислушаются Антиохийская Церковь не поедет на собор, если к ее голосу не прислушаются
«Антиохийская Церковь не будет участвовать в Святом и Великом Соборе до тех пор, пока не исчезнут причины, мешающие [ее] участию в Святой Евхаристии во время Собора».
Одессу посетил викарий Антиохийского Патриарха епископ Кайс (Садик) Одессу посетил викарий Антиохийского Патриарха епископ Кайс (Садик)
Его Преосвященство встретился с руководством епархии и арабами-христианами, постоянно проживающими на Юге Украины.
Епископ Антиохийской Церкви: «Сирия и Россия объединены в борьбе против зла» Епископ Антиохийской Церкви: «Сирия и Россия объединены в борьбе против зла»
"Сейчас, как и в XIX – XX вв., российский народ, Русская Православная Церковь помогают Антиохийской Церкви и оберегают ее"
Патриарх Иоанн X: В сравнении тем, что происходит сегодня, наша телесная боль – ничто Патриарх Иоанн X: В сравнении тем, что происходит сегодня, наша телесная боль – ничто
В среду двадцать восьмого октября Информационный центр Антиохийской Православной Церкви опубликовал краткое обращение своего Предстоятеля к пастве, в котором иерарх опроверг появившиеся накануне в СМИ сообщения о тяжелом состоянии его здоровья.
Патриарх Иоанн X: Нас поставили на защиту христианства Патриарх Иоанн X: Нас поставили на защиту христианства
Антиохийский Патриархат: «Нам жаль, что Иерусалим потерялся в проблеме, которую сам и создал» Антиохийский Патриархат: «Нам жаль, что Иерусалим потерялся в проблеме, которую сам и создал»
Отвечая на заявление Иерусалимской Православной Церкви об «истинных причинах» ее конфликта с Антиохией, пресс-служба Его Блаженства Иоанна Х выступила в минувшую субботу с обстоятельным опровержением.
Патриарх Иоанн Х: История пишется победителями, но Свет Христов стирает ее ложь Патриарх Иоанн Х: История пишется победителями, но Свет Христов стирает ее ложь
Иерусалимский Патриархат высказал свою позицию в отношении прекращения общения со стороны Антиохийской Церкви Иерусалимский Патриархат высказал свою позицию в отношении прекращения общения со стороны Антиохийской Церкви
Иерусалимский Патриархат остается непреклонным в позиции примирения и диалога, которую он сохранял с самого начала, и ныне предлагает составление Комиссии экспертов по каноническому праву для выражения мнения по этому вопросу, не прерывая поминовение сестры Антиохийской Православной Церкви