О западных духовных недугах и Православии на Западе

Митрополит Восточно-Американский
и Нью-Йоркский Иларион (Капрал)

Митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Иларион, Первоиерарх Русской Зарубежной Церкви, – о том, что волнует православных на Западе, какие духовные недуги уже стоят у границ Православной России, что представляет собой заграничное монашество, чем завидна и сколь трудна доля священника на Западе.

Митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Иларион, Первоиерарх Русской Зарубежной Церкви Митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Иларион, Первоиерарх Русской Зарубежной Церкви
    

– Ваше Высокопреосвященство! Какие духовные проблемы современного Западного мира в ближайшем будущем могут стать актуальными также и для россиян?

– На протяжении всей мировой истории православных не могли не волновать вопросы морали, нравственности, стиля жизни, который предлагало общество современным ему людям, и христианам в том числе. В наше время перед нами стоят еще и такие вопросы, которых ранее не знало ни одно общество, или эти проблемы не касались его в таком объеме, как сейчас.

Прежде всего, это вопросы брака и семьи, сексуального поведения, проблемы здоровья и оказания (или не оказания) медицинской помощи. На Западе они стали особенно актуальными, если не сказать – вопиющими, в последние 20–30 лет.

То, что сейчас наблюдается в странах Запада, вскоре может проявиться и в православной России и других православных странах. Если охарактеризовать эти явления одним словом, то это – обмирщение, попытка секуляризации общества, разрушения влияния Церкви на народ. Особое сожаление мы испытываем, когда видим, как в США о возложенной на них миссии забывают представители самих церквей, как это имеет место быть в протестантских общинах, идущих по пути явного обмирщения и фактически копирующих современное общество, в частности и в вопросе нарушения (и извращения) сексуальных ролей в семье, что играет на руку антихристианским силам.

Статистика приводит ошеломляющие результаты: четверть заключаемых браков в штате Нью-Йорк приходится на однополые пары!

Возьмем самый нашумевший вопрос – однополые «браки», легальность которых в Америке признает штат за штатом. Согласно законодательству США, семейное право относится к юрисдикции штатов, поэтому вопрос о легализации или не легализации однополых «браков» в США решают правительства штатов. По состоянию на январь 2014 года, однополые «браки» легализованы в 21 из 50 американских штатов, включая столицу страны – федеральный округ Колумбия и наиболее крупные штаты: Нью-Йорк и Калифорнию. При этом статистика приводит ошеломляющие результаты: четверть заключаемых браков в штате Нью-Йорк приходится на однополые пары! Около 2 млн. детей в США воспитываются в однополых союзах.

По данным Бюро переписи населения США, по сравнению с 2000 годом отмечается рост числа однополых «браков» на 52%, прежде всего в центре страны, что связано с растущим принятием обществом гомосексуальности. Пугает, что более 50% американцев поддерживают легализацию однополых «браков» по всей стране. Это данные опроса, проведенного агентством «Associated Press». Поэтому я как нельзя своевременным нахожу принятие в России Закона о запрете пропаганды гомосексуализма.

Митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Иларион, Первоиерарх Русской Зарубежной Церкви Митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Иларион, Первоиерарх Русской Зарубежной Церкви
Еще один актуальный для нас вопрос, который идет вразрез с замыслом Божиим о человеке, – эвтаназия. Сегодня в США «квалифицированную помощь» по искусственному прерыванию жизни предлагают на законном (!) основании в штатах Орегон, Вашингтон, Монтана и Вермонт. Волнует и настораживает вот что. На смерть люди идут в большинстве случаев не потому, что не могут справиться с болью, а из-за психологических расстройств. То есть мы видим, что общество и традиционные, господствующие в США протестантские конфессии не могут облегчить духовных страданий человека.

Еще одна проблема, о которой широко заговорили в России, – крещение рожденных от суррогатных матерей младенцев. В США суррогатное материнство было легализовано в 1981 году и на сегодняшний день разрешено в восьми штатах, в том числе в особо популярном среди россиян штате Флорида, правительство которого всячески «продвигает» суррогатное материнство. Процесс приобретения детей от суррогатных матерей во Флориде упрощен и максимально удешевлен, о чем напрямую говорится в тексте законодательства штата.

Так современное общество изобретает новые способы, которые уводят людей от христианской жизни и при этом затрагивают самое святое для христианина – семью и непосредственно дарованную Богом жизнь.

– Священнослужители Русской Зарубежной Церкви почти 100 лет уже проповедуют в западном мире. Есть ли все-таки, на ваш взгляд, какое-то противоядие против этих болезненных явлений общества?

Сила Божия и благодать всегда охраняли и охраняют Церковь и верующих, находящихся в ее ограде. Самым главным, вне зависимости от места жительства, я считаю христианское воспитание ребенка в семье. Изначально ответственность за воспитание и будущее ребенка лежит на родителях (не на школе и учителях), и это их обязанность – воспитывать своих детей в духе преданности Христу, учить Его заповедям и знанию церковных традиций. Большое значение имеет общение семей, детей и молодежи в храме и за его пределами. В русском зарубежье при церквах были и есть не только приходские, но и русские общеобразовательные школы. Развито у нас скаутское движение, летние лагеря, проходят молодежные съезды, раз в три года в разных странах собираются Всезарубежные молодежные съезды (в этом году такой съезд пройдет в Сан-Франциско).

Христианская семья, неразрывно связанная с Церковью, – самая надежная «прививка» для защиты от духа мира сего

Православные, как это было с началом эмиграции, создают общины и сплачиваются вокруг храма. Часто на приходе, во время общецерковных мероприятий, паломничеств верующая молодежь старается находить себе спутников жизни и воспитывать уже следующее поколение в традициях Православной Церкви. Конечно, ассимиляции подрастающему поколению за границей трудно противостоять, но христианская семья, неразрывно связанная с Церковью, по моему мнению, самая надежная «прививка» для защиты от духа мира сего. Кстати, именно так сохраняют в Америке свои традиции и культурное наследие выходцы и из других православных стран – Греции, Сербии, стран Ближнего Востока.

– То есть вы считаете, что можно жить в западном обществе и сохранять свою веру, не входя в контакт с антихристианскими мыслями и настроениями?

Наши общины и в тяжелых условиях инославного – и даже враждебного – окружения строят православные храмы.

– Конечно. Человек православный может жить в любой точке земного шара, сохранять свою веру и, при желании, найдет духовное окормление. Даже если он живет далеко от традиционных центров Православия, например в Пакистане, Индии, Индонезии, Непале, и тогда при помощи интернета узнают о Православии, находят своих единоверцев, поддерживают с ними связь и даже обучаются онлайн. Хотя это, конечно, сложнее, чем если человек живет в близком ему духовном окружении. Наши общины даже в тяжелых условиях инославного – и даже враждебного – окружения строят православные храмы: в Пакистане, например, куда мы не только посылаем своих священников, но и рукополагаем их из местных верующих.

Митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Иларион, Первоиерарх Русской Зарубежной Церкви Митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Иларион, Первоиерарх Русской Зарубежной Церкви
    

Вспоминаю сюжет из «Деяний святых апостолов», где говорится о том, как апостолу Павлу в Троаде явился в ночном видении человек из Македонии и молил его прийти к ним в Македонию для проповеди. Из чего апостол заключил, что сам Промысл Божий призывает его благовествовать там. Так что, если подумать, то и спустя века мы недалеко отстоим от апостолов и можем нести посильный апостольский труд, проповедовать Слово Божие, как это делают и наши священники, отправляясь по зову зарождающихся православных общин в далекие края, где люди узнали о Православии благодаря интернету.

– Владыка, что меняется в жизни Русской Зарубежной Церкви после подписания в 2007 году Акта о каноническом общении?

– Сейчас с уверенностью можно сказать, что мы – единая Русская Церковь не только на бумаге. Но Русская Зарубежная Церковь, тем не менее, сохраняет свое лицо, имеет некоторые особенности миссионерского служения, что объясняется этническим и культурным окружением, в котором живут наши приходы. Находясь вдали от исторической родины, она остается верной Христу и русским церковным традициям; вот уже почти 100 лет духовно окормляет и заботится о нашей пастве, представленной пятью волнами русской эмиграции.

Недавно в США создан Русско-Американский музыкальный институт им. святого Патриарха Тихона

Из года в год мы принимаем в лоно Святой Православной Церкви многочисленных иностранцев, которые узнают о Православии через наши храмы, сайты. За границей любят русское Православие, иностранцам – пусть не покажется это странным – близки наши церковные песнопения, иконопись. Недавно в США создан Русско-Американский музыкальный институт им. Святого Патриарха Тихона и одноименный хор, руководит которым регент московского подворья Троице-Сергиевой лавры Владимир Горбик. Маэстро проводит курсы дистанционного обучения и семинары для певчих и регентов, причем не для профессионалов, а для всех желающих, имеющих минимальные музыкальные знания и слух. Цель занятий – обучение профессиональному церковному пению. Организаторами института стали представители Русской Зарубежной, Американской и Антиохийской Православных Церквей.

Митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Иларион, Первоиерарх Русской Зарубежной Церкви Митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Иларион, Первоиерарх Русской Зарубежной Церкви
Есть среди ценителей нашей веры и такие, кто до поры до времени не принимают Православие или придерживаются своей веры, но всю жизнь остаются влюбленными в Россию.

В Австралии я был знаком с одним англиканским священником швейцарского происхождения – отцом Джоном Кёлером. Он знал историю России, ездил на погребение останков царской семьи, очень любил Санкт-Петербург, думал о возможности перейти в Православие, но болезнь и скорая кончина помешали его намерению.

Известная американская писательница, историк, бывшая неофициальным советником президента Рейгана, познакомившая его с русской историей и культурой, – Сюзан Мэсси и историк Роберт Мэсси написали несколько книг по истории России, в том числе о российских императорах: Петре I, Екатерине Великой, «Николай и Александра» – о жизни российской царской семьи. Сюзан Мэсси приняла Православие и является прихожанкой православной общины в штате Мэн. Множество подобных примеров подтверждают, что если человек ищет истину и следует заповедям Христовым, то никакое общество не станет ему помехой.

– Владыка, могли бы вы назвать особенности зарубежных приходов в настоящее время? Есть ли случаи закрытия приходов?

– Начну со второго вопроса. Приходы если закрываются, то в маленьких городках по причине экономической и демографической ситуации. Нет работы – и молодежь уезжает в другие штаты, остаются только старики – ситуация, знакомая как для России, так и для Зарубежной Церкви и для Православной Церкви в Америке. Сейчас, например, сильно бедствует Пенсильвания. Бывает, что приход «переезжает» на другое место – более населенное и перспективное в плане развития.

Наибольшую активность мы видим в приходах крупных городов разных стран – от Америки до Австралии, с большим притоком населения. В США это штаты Нью-Йорк и Флорида. В Бруклине, где живет самая большая русскоязычная община в США, у нас уже четыре прихода. Новые приходы открываются во Флориде: не всегда многочисленные, но в целом приходская жизнь там вселяет надежду.

В Майами первый приход – Свято-Владимирский – был открыт более 50 лет назад. Нынешний его настоятель протоиерей Даниил Макензи – американец, принявший Православие. Еще один приход – во имя святой Матроны Московской – открылся в Майами два года назад. Только что по приходам Флориды совершила паломничество мироточивая икона Божией Матери «Умягчение злых сердец», а Светлое Христово Воскресение она встретит в Свято-Троицком монастыре в Джорданвилле.

Одна из особенностей последних лет – открытие новых или переход под омофор РПЦЗ испаноязычных приходов.

Появляется у нас немало приходов, богослужения в которых совершаются на английском языке. А одной из особенностей последних лет является открытие новых или переход под омофор РПЦЗ испаноязычных приходов. Совсем недавно с просьбой войти в состав Русской Зарубежной Церкви обратился испаноязычный приход во имя святых апостолов, также в городе Майами. Прихожане – несколько сотен семей латиноамериканского происхождения. Богослужения там совершаются в бывшем лютеранском храме, который одна из семей купила для общины много лет назад. Прихожанами этой миссии открыта общеобразовательная православная школа в городе Коконат-Крик. При школе есть часовня во имя святителя Луки (Войно-Ясенецкого). Там служит и является школьным духовным наставником священник Димитрий Ромео. Сейчас мы посылаем туда еще одного священника, американца, – протоиерея Петра Джексона. Батюшка (по светской своей профессии он адвокат) и матушка говорят по-английски и по-испански и имеют большой опыт миссионерского служения в странах Латинской Америки. В частности в Колумбии отец Петр перевел на местный язык часть Нового Завета. Надеемся, что испанская миссия станет тем центром, откуда нам будет ближе и сподручнее окормлять наши приходы в Карибском бассейне: в Пуэрто-Рико, Гаити, Доминиканской республике, Коста-Рике и Никарагуа.

Митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Иларион, Первоиерарх Русской Зарубежной Церкви Митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Иларион, Первоиерарх Русской Зарубежной Церкви
    

– В чем вы видите главные сложности церковной жизни в русском зарубежье?

– Прежде всего это недостаток средств на строительство новых храмов. Вновь созданные общины арендуют коммерческие помещения, которые приспосабливают под храмы. Процесс, начавшийся в период эмиграции первых волн, продолжается и сегодня. Первые эмигранты прибывали на американскую землю практически без денег, но они были сплоченнее. И для строительства в то время условия были лучше, земля дешевле, и прихожане строили храмы, как правило, силами своей общины и благодетелей. Среди эмигрантов были строители, архитекторы, специалисты-сантехники, иконописцы, которые считали за честь за малую плату потрудиться на строительстве православного храма.

Сегодня мы испытываем еще и сложности личностного характера. Из-за нехватки на местах образованного духовенства мы вынуждены принимать приезжающее духовенство из России и стран бывшего СНГ. Это, с одной стороны, неплохо – есть возможность получить хорошего пастыря. Однако не всегда представляется возможным хорошо узнать нового батюшку. Да и священникам нередко сложно вписаться в местные реалии. Некоторые, например, просто не желают изучать язык страны своего нового служения. Скажу честно, не все приезжающие могут жить той жизнью, как живут священники в зарубежье. Недостаток средств заставляет наше духовенство и матушек работать на светской работе, и не на одной. Работающих священников в Зарубежной Церкви больше половины. Нередко зарплата их идет не только на содержание семьи, оплату образования детей, но и на обустройство храма. Но, несмотря на трудности, приходы живут полноценной жизнью, и это меня, несомненно, радует.

Митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Иларион, Первоиерарх Русской Зарубежной Церкви Митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Иларион, Первоиерарх Русской Зарубежной Церкви
– Как бы вы обозначили роль монастырей и монашества в жизни Русской Зарубежной Церкви?

– В Русской Православной Церкви всегда были монастыри. Само русское зарубежье на Североамериканском континенте зарождалось и крепло под молитвенным покровом Свято-Троицкого монастыря в Джорданвилле, при котором были созданы семинария, издательство и типография. Монастырское братство из Ладомирово (Словакия) прибыло в Америку после Второй мировой войны и присоединилось к отцам-основателям Троицкой обители. В числе братии из Ладомирово был и совсем молодой тогда приснопамятный митрополит Лавр.

В наше время нередко бывает так, что принявшие Православие американцы со временем испытывают тягу к монашескому житию, покупают землю и строят свои монастыри и скиты, образуя немногочисленные монашеские общины. Так начинался и расположенный ныне в горах штата Западная Вирджиния Крестовоздвиженский монастырь. Сейчас в США это самая крупная и динамично развивающаяся мужская обитель Русской Зарубежной Церкви. Монастырь англоязычный, все монахи и послушники – новообращенные американцы, есть даже японец, а дух в обители – русский. За богослужениями братия поет знаменным и греческим распевом. В монастыре свое производство, фермы, ведется строительство. К завершению подходит проект «Келья» – постройка современного братского корпуса на 20 монашеских келий.

Народ на Западе любит русские православные монастыри, ездит туда исповедоваться.

Под омофором Русской Зарубежной Церкви мужские и женские монастыри действуют в Германии, Австралии и США. И, скажу вам, народ на Западе любит русские православные монастыри, ездит туда исповедоваться. Крестовоздвиженский монастырь – излюбленное место паломничества для верующих Антиохийской Церкви, живущих неподалеку.

Ежегодно во время Великого поста мы проводим Великопостные говения для духовенства и матушек в Троицком и Крестовоздвиженском монастырях. Вы бы видели, какую духовную радость испытывают наши батюшки, собираясь на совместные богослужения, как рады встретить своих собратьев из разных штатов, исповедаться друг другу – «почистить перышки», как сказал один из участников.

– Владыка, а когда началось ваше знакомство с клириками и монастырями на исторической родине?

– Это было еще в то время, когда я, будучи монахом в Джорданвилле и позже – епископом в Нью-Йорке, участвовал в издательстве и рассылке духовной литературы в СССР. А мое личное близкое знакомство с церковной жизнью в России и на Украине, русскими, украинскими священнослужителями и святынями стало возможным только с 1990 года, когда я впервые посетил родину своих предков. Уже тогда готовилась почва для воссоединения Русской Церкви. Посещая нашу историческую родину, мы стали лучше понимать те условия, в которых выживала Церковь в России в годы гонений. Людям на Западе трудно было это понять, а в России не понимали наше положение, те условия, в которых жили мы. В 1990 году я целый месяц паломником ездил по монастырям: был в Псково-Печерском, Троице-Сергиевой лавре, в 1992 году впервые приехал в Оптину пустынь, молился в Дивеево.

Уже в те годы мы знали о подворье Псково-Печерского монастыря в Москве, которое возглавил нынешний наместник Сретенского монастыря архимандрит Тихон, а позже стали следить за новинками монастырского книгоиздательства.

В наших приходах в Европе, Америке, Канаде, Австралии Сретенский монастырь стал известен благодаря своему хору, а уже потом православные узнавали и о монастыре. Помню, как в октябре-ноябре 2008 года, во время Дней России в Латинской Америке, мы со Сретенским хором проехали по целому ряду стран Латинской Америки – от Коста-Рики до Парагвая. Год назад отец Тихон с хором и презентацией книги «Несвятые святые» приезжал в Америку. На нас отец Тихон всегда производил впечатление мудрого, энергичного руководителя, духовника, любящего пастыря, человека с тонким чувством прекрасного, который умеет заинтересовать и привлечь к совместной работе талантливых, образованных соработников.

Храм Новомучеников и Исповедников Российских на крови, что на Лубянке Храм Новомучеников и Исповедников Российских на крови, что на Лубянке
    

Когда приезжаю в Москву, всегда стараюсь зайти помолиться в Сретенский монастырь, поклониться святым мощам священномученика Илариона

Когда приезжаю в Москву, всегда стараюсь зайти помолиться в Сретенский монастырь, поклониться святым мощам священномученика Илариона (Троицкого). В феврале этого года имел возможность видеть восстановленное, прекрасно отремонтированное здание, которое было передано монастырю, где располагается Сретенская семинария.

Мы также ждем, как будет продвигаться строительство храма Новомучеников Российских в центре Москвы – живого свидетельства и памяти об их подвиге, страданиях. Мы понимаем, что создание такого храма сопряжено с трудностями, проблемами, но мы уверены, что всё потихоньку устроится и храм вознесется на крыльях молитвы наших новомучеников и исповедников, станет свечой, которая будет видна во всех концах света, как Бутово и Соловки.

– Владыка, с кем еще из священнослужителей, которых можно назвать духовниками, вы встречались?

– Со схиархимандритом Макарием (Болотовым), потомком таких известных в православном мире личностей, как епископ Кадьякский Иоасаф (Болотов), прославленный в лике святых Американской митрополией; профессор Санкт-Петербургской духовной академии, церковный историк Василий Болотов; основательница Шамординской обители схимонахиня София. Познакомились мы, когда отец Макарий приезжал в Америку, я тогда был епископом Манхэттенским.

Отец Макарий пребывал в тесном молитвенном общении со старцами, духовные корни которых происходили из Оптиной пустыни. Он познал сладость монашества, подвизался в Почаеве, Глинской пустыни, но познал и страдания, и нечеловеческие пытки в застенках КГБ. Он очень почитал святителя Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского и был единственным клириком Московского Патриархата, кто присутствовал на прославлении святого в Сан-Франциско. Слышал, что, когда отец Макарий задремал в кресле в алтаре храма, а это было любимое кресло святого, ему явился сам святитель Иоанн и благословил его.

Митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Иларион, Первоиерарх Русской Зарубежной Церкви Митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Иларион, Первоиерарх Русской Зарубежной Церкви
    

  

– Насколько важно для нашего духовного укрепления в нынешнее непростое время само наличие – в России и в зарубежье – таких молитвенников?

– Эти люди подвизаются духовно, и Бог дает им различные дары: молитвы, наставничества, чтобы поддерживать народ в трудностях. Даже прозорливости, когда для них и душа человеческая открывается. Но это не личный их дар. Сам Господь через таких людей ведет верующих ко спасению. Сейчас в России тяжелое время, и, как говорил святитель Игнатий (Брянчанинов), Господь в необходимое время посылает таких людей, которые исполняют служение пророческое.

В июле исполняется 20 лет со времени канонизации святителя Иоанна Шанхайского. Сколько нас, молитвенно прибегающих к святителю Иоанну за помощью! А ведь живы еще люди – и их немало на всех континентах, – которые лично знали святителя, прислуживали ему, принимали его в своих домах, жили в основанном им детском приюте, вместе открывали приходы. Для них он – не история, а современность.

Условия жизни у нас такие, что невозможно служить тщеславия ради. И почивать на лаврах в зарубежье тоже не получится.

В русском зарубежье и в наше время есть пастыри – жертвенные служители, труженики, которые своими молитвами и трудами многие десятилетия поддерживают нашу церковную жизнь. Но я не слышал, чтобы кто-то в Зарубежной Церкви называл себя старцем или какого-то священнослужителя так называли его прихожане. У нас, может быть, нет выдающихся старцев, но все пастыри трудолюбивые, и если кто-то ведет молитвенную жизнь, то не делает это напоказ. Условия жизни у нас такие, что невозможно служить тщеславия ради или для достижения каких-то своих личных целей. И почивать на лаврах в зарубежье тоже не получится. А то, что духовная жизнь у нас идет, видно по нашим приходам, растущим общинам, миссионерской и молодежной деятельности. И я сам, как глава Церкви, преклоняюсь перед моими младшими собратьями и сослужителями.

С митрополитом Восточно-Американским и Нью-Йоркским Иларионом
беседовала Татьяна Веселкина

5 мая 2014 г.

Фото: чт. Петр Лукьянов (Пресс-служба Восточно-Американской епархии)
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Смотри также
Чему у них поучиться Чему у них поучиться Прот. Андрей Ткачев Чему у них поучиться Чему у них поучиться Из американских впечатлений Протоиерей Андрей Ткачев Мы должны бороться, чтобы расти, а они должны бороться, чтобы выжить. Если бы нам употребить их энергию, затраченную на выживание, то мы бы свернули горы в прямом и переносном смысле. «Нам подобает следовать примеру святых отцов» «Нам подобает следовать примеру святых отцов» Митр. Иларион (Капрал) «Нам подобает следовать примеру святых отцов» «Нам подобает следовать примеру святых отцов» Беседа с Митрополитом Восточно-Американским и Нью-Йоркским Иларионом, Первоиерархом Русской Зарубежной Церкви Когда люди хотят присоединиться к Церкви, иметь миссионерскую общину, я всегда стараюсь идти им навстречу, потому что наш долг – исполнять повеление Спасителя: «идти, научить и крестить во имя Отца и Сына и Святого Духа». «Русские православные люди для нас как зеркало» «Русские православные люди для нас как зеркало» Прот. Гавриил Макаров «Русские православные люди для нас как зеркало» «Русские православные люди для нас как зеркало» Беседа с протоиереем Гавриилом Макаровым, настоятелем старейшего русского прихода в Австралии Самое серьезное дело, которое предстоит каждому священнику в Австралии – это сохранить и Православие, и русскость в каждом поколении. Говорят, что, в конце концов, все должны ассимилироваться, но мы постараемся этот процесс задержать. Это главная задача – в наших детях сохранить нашу веру и нашу культуру.
Комментарии
Vitaliy Gurov26 августа 2014, 12:00
Спаси Господи всех истинно и самоотверженно трудящихся на ниве Христовой и возделывающих Его "виноград" как в России, самой крупной православной державе, так и за её пределами.
Галина17 мая 2014, 13:00
Христос Воскресе!И да будем любить человека,как образ Божий.
Елена16 мая 2014, 17:00
Не могу согласиться с Верой. Очень верующие батюшки в РПЦЗ, причем все, кого я встречала. А что касается старцев, то мне кажется, есть особый дар у о. Николая Карыпова из Мельбурна. Мой ребёнок после исповеди у него воскликнул: "Он знает все мои мысли!" У меня сложилось такое же мнение. Да и сам Владыка Иларион - человек очень молитвенный и истинно духовный.
Ольга У.12 мая 2014, 01:00
Василий Н. Я понимаю, о чем Вы говорите. Конечно, много и в Русской церкви на родине проблем, но я имела в виду общую тенденцию.
Василий Н.12 мая 2014, 00:00
Ольга писала: Однако, сейчас Россия - колыбель Православия, а Запад становится все более и более враждебным христианским ценностям. Ольга, в России давно уже идет пропаганда самых "гламурного" образа жизни и самых низменных человеческих инстинктов - через кино, через государственные телеканалы. Православие же для наших элит - не более чем своего рода декорация. Так что не нам противопоставлять свою страну "испорченному" Западу. Что там говорится о сучке и бревне? Простите.
Vladimir 9 мая 2014, 16:00
X.B!Dorogie moi ne zabivaete agromni podvig slujiteli cerkvi zarubejie katorie po vsemu miru akormlili ludei i nine akarmliaut i vedut ko sposeniu. Nado vspomnit chto osnovnaia duxovnaia literatura v godi ganenie v Rossie prisilalas s zarubejii v chasnosti s monastiria Jordanville.pasi vas Xristos!
Ольга У. 7 мая 2014, 20:00
Дорогая Вера. Кто вам давал право или дар измерять веру? Зарубежная Церковь - с любовью и терпетом поддерживала православие в чуждой капиталистической атмосфере, лишившись своей Родины возможно раз и навсегда. Вы не представляете, какой огромный труд оградить детей от влияния окружающего мира и внушить ценности очень чуждые окружающей обстановке. Вы этого знать не можете, но дожны понимать. А в России Церковь мужественно пробиралась через темноту открытого богоборчества - это иное испытание. Однако, сейчас Россия - колыбель Православия, а Запад становится все более и более враждебным христианским ценностям. Поэтому нельзя так огульно охаивать то, что вам по каким-то причинам чуждо или непонятно. Нужно с любовью поддерживать своих братьев и сестер зарубежом. Может быть Вам стоит прочитать житие свт.Ионна Шанхайского - сколько любви и самоотвеженности! Сейчас наши церкви вместе, несмотря на препоны со стороны провокаторов и это - огромное благо для проповеди Православия зарубежом. Христос Воскресе!
Вера 7 мая 2014, 00:00
Была бы у меня возможность выбирать,между РПЦЗ и Московским Патриархатом, я бы без сомнения выбрала, конечно же, православный храм Московского Патриархата! Не знаю, что особенного хранили в РПЦЗ в годы закрытости (о какой-то особенной чистоте православия любят говорят в РПЦЗ), но невооруженным взглядом видно, что вера православная в РПЦЗ слабее, чем сама вера и священники в России! Слишком много мирского духа в церквях РПЦЗ.
Ольга У. 6 мая 2014, 22:00
Христос Воскресе! Очень хорошая статья! Необыкновенно рада была прочитать о батюшке схиархимандрите Макарии - замечательный, необыкновенно любвеобильный он был старец - Царствие ему Небесное!
Ольга 6 мая 2014, 19:00
Как бы хотелось, чтобы приезжающие к нам американские туристы, смотрели и видели не только напыщенную москву, магазинов и отелей, но и провинциальные монастыри, напитанные молитвой. Храни, Господи,православных в Америке.
Здесь Вы можете оставить свой комментарий к данной статье. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке