Моисей и дарование закона

Журнал "Фома" продолжает публикацию размышлений Сергея Худиева об основах веры и отношению христиан к жизни, самим себе и окружающему миру. В сегодняшней колонке автор
рассказывает о том, как евреи вышли из Египта.

Фото Compfight Фото Compfight
    

Взяв в руки Библию, Вы обнаружите, что она состоит из двух частей - сначала идет большая, которая называется Ветхим Заветом, потом меньшая (ее часто печатают чуть более крупным шрифтом), которая называется Новым. Ветхий завет рассказывает о событиях, происшедших до прихода в мир Господа нашего Иисуса Христа, новый - о жизни и спасительных деяниях Христа и служении Его учеников.

Ветхий Завет, таким образом, служит предисловием к самому важному. Нам может показаться странным такое объемное предисловие; но оно было совершенно необходимо.

Ветхозаветные пророки должны были подготовить народ к приходу Спасителя. Первым в ряду пророков Божиих стоит Моисей. Мы привыкли использовать слово “пророк” в значении “предсказатель”. Это не совсем верно. Пророки - люди, которых Бог призвал, чтобы возвещать Его слово, которое далеко не сводилось к предсказаниям. Через Моисея народу Божиему был дан Закон. Но рассмотрим все по порядку.

Потомки Авраама - евреи - оказываются в Египте, где, сначала, к ним относятся очень хорошо. Но потом к власти приходит другая династия, которая смотрит на них как на врагов, и жестоко притесняет. Люди оказываются низведены до уровня рабов, которых всячески тиранят и стремятся уничтожить. Как рассказывает библейская книга Исход,

“..Египтяне с жестокостью принуждали сынов Израилевых к работам и делали жизнь их горькою от тяжкой работы над глиною и кирпичами и от всякой работы полевой, от всякой работы, к которой принуждали их с жестокостью. (Исх.1:13,14)”

Бог призывает Моисея, чтобы вывести народ Божий из Египта в обетованную (то есть обещанную Богом) землю. Моисей приходит к Фараону и говорит ему - “Так говорит Господь, Бог евреев - отпусти мой народ”. Но Фараон встречает это требование с презрением. Египтяне поклоняются своим богам - и живут в могущественной, процветающей империи. Зачем им обращать внимание на Бога каких-то жалких, презренных рабов?

Но Бог, призвавший Моисея, показывает, что все, что египтяне приписывали своим богам - вода в Ниле, изобильные урожаи, приплод скота, сама жизнь - является Его даром. Он насылает на Египет десять грозных и разрушительных знамений - так называемых казней египетских - и, наконец, египтяне соглашаются отпустить своих рабов.

Евреи - и присоединившееся к ним люди из других народов, которые тоже уверовали в Бога Израилева - выходят из “земли Египетской, из дома рабства” навстречу новой жизни.

Бог, чудесным образом, проводит их через расступившиеся воды Красного моря; когда Фараон решает все же вернуть себе ушедших рабов, и гонится за ними со своей армией, воды смыкаются и преследователи тонут.

История Исхода (то есть “выхода” из Египта) - это история о том, что Бог приходит на помощь тем, кого унижают и попирают, жертвам угнетения и несправедливости, и выводит их на свободу. Многие из нас хорошо помнят слова коммунистического гимна “Интернационал” - “никто не даст нам избавления, не Бог, не царь и не герой - добьемся мы освобожденья своею собственной рукой”. Исход рассказывает прямо противоположную историю - люди не в состоянии помочь себе сами. Они нищие и забитые рабы, которые ничего не могли бы поделать против всей славы и мощи Египта. Но за них вступается сам Бог, который помнит о своем Завете и признает их Своим народом.

Это история тех испытаний, которые приходят вместе со свободой. Люди, покинувшие дом рабства, долго идут по пустыне, учатся верить и полагаться на Бога - а тем, кто привык к рабству, это тяжело. Да, надсмотрщики обращались с ними плохо - но, по крайней мере, кормили. Полагаться на видимого надсмотрщика легче, чем на невидимого Бога - и многие ворчат и ропщут.

И - что очень важно - это история дарования Закона; знаменитые Десять Заповедей - о которых мы еще будем говорить подробно - люди получают именно тогда. Заповеди - часть Завета, который Бог заключает со Своим Народом: “итак, если вы будете слушаться гласа Моего и соблюдать завет Мой, то будете Моим уделом из всех народов, ибо Моя вся земля, а вы будете у Меня царством священников и народом святым; вот слова, которые ты скажешь сынам Израилевым” (Исх.19:5,6) Люди отзываются радостной готовностью повиноваться слову Божию: “и сказали они: все, что сказал Господь, сделаем и будем послушны” (Исх.24:7) Так недавние рабы становятся избранным Божиим народом, который живет по Его закону.

Сергей Худиев

Источник: Фома.Ru

20 мая 2014 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Комментарии
Павел19 октября 2015, 21:14
В те времена, слово народ, особенно в древнееврейском языке имело значение РОД! То есть родственники. Вот с этого и пошло, что евреи - семя Авраамово. Но богоизбранность вовсе не только лишь к евреям или потомкам Авраама! Избранным народом, Бог называете тех, кто исполняет взятый на себя обет, верить и славить лишь Единого Бога! И в этом случае богоизбраным народом становятся все те, кто принимает Единого Бога! И вместе с этим становится не просто, каким-то там народом, а Родом самого Господа нашего! То есть единой семьей, в которой мы все Братья и Сестры!
Сергей 2 июня 2014, 14:59
Ларисе- "избранность" не по качествам и способностям, а то что они прямые потомки Авраама ...первого еврея и родоначальника еврейского народа ... Бог обещал ему , что произведёт от него великий народ....(кн Бытия)
Лариса21 мая 2014, 09:58
Илье - так все же народы созданы богом, но Евреи по каким-то своим качествам или способностям смогли стать избранным.
Илья20 мая 2014, 16:08
Евреи все-таки были не сколько избранным, сколько созданным Богом народом.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
×