Мы имеем Ходатая

Почему праздник Вознесения Господня так важен для нашей веры и надежды? Потому что Христос возносится на небо, чтобы приготовить нам место на небесах.

Вознесение Господне. Византийская икона XII в. Синай, монастырь св.Екатерины Вознесение Господне. Византийская икона XII в. Синай, монастырь св.Екатерины
    

Небо в Священном Писании означает как физическое небо, которое мы видим над нашими головами, с которого льется дождь или идет снег, так и небо духовное – место пребывания Бога, ангелов и святых. Это двойное употребление связано с тем, что люди Библии (и многие поколения верующих после них) видели в физическом мире икону мира духовного: небо над головой, с облаками днем и звездами ночью, напоминало о вездеприсутствии Божием. Поэтому совершенно естественно, что Господь возносится – а не просто удаляется. Его скрывает из вида Облако – библейский символ присутствия Божия.

На небе духовном пребывают ангелы, и оттуда они посещают землю (см., напр.: Лк. 2: 15). На небе пребывают спасенные души (см., напр.: Откр. 18: 20). Но самое главное – на небе пребывает Бог. Он есть «Отец, сущий на небесах», как нам заповедано молиться. Нередко в Писании слово «Небо» служит заменой для слова «Бог» – потому что люди опасались произнести имя Божие напрасно.

Небо – это измерение реальности, в котором присутствие Бога явно; туда отправляются души благочестивых христиан после смерти. Как говорит апостол: «Итак мы всегда благодушествуем; и как знаем, что, водворяясь в теле, мы устранены от Господа, – ибо мы ходим верою, а не видением, – то мы благодушествуем и желаем лучше выйти из тела и водвориться у Господа» (2 Кор. 5: 6–8).

Здесь, на земле, мы «устранены от Господа» – в том смысле, что Его бытие для нас является предметом веры, а не очевидности; здесь мы можем унывать или испытывать сомнения. Но наши испытания кончатся, когда, переместившись на небо, мы окажемся в Его несомненном и явном присутствии. Как еще говорит апостол: «Имею желание разрешиться и быть со Христом, потому что это несравненно лучше» (Фил. 1: 23). Это пребывание во свете лица Божия является для спасенных источником бесконечной радости и утешения. Им еще предстоит общее воскресение – но они уже дома, они прибыли на место.

Писание говорит о том, что Христос вошел на небеса «предтечею за нас» (Евр. 6: 20) и что Он стал нашим Ходатаем (см.: 1 Ин. 2: 1; Рим. 8: 34; Евр. 7: 25, 8: 6, 9: 15, 12: 24). Христос взошел на небеса ради нас, чтобы проложить нам путь. Как и все Свои деяния, Христос совершает это «нас ради, человек, и нашего ради спасения».

Почему ходатайство Господа Иисуса необходимо? Мы не можем войти на небеса, явиться пред лицо всесвятого Бога, потому что мы – грешники. Пророк Исаия – нравственный и благочестивый человек – испытывает ужас и глубокое сокрушение, когда он оказывается перед Богом:

«В год смерти царя Озии видел я Господа, сидящего на престоле высоком и превознесенном, и края риз Его наполняли весь храм. Вокруг Него стояли Серафимы; у каждого из них по шести крыл: двумя закрывал каждый лице свое, и двумя закрывал ноги свои, и двумя летал. И взывали они друг ко другу и говорили: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его! И поколебались верхи врат от гласа восклицающих, и дом наполнился курениями. И сказал я: горе мне! погиб я! ибо я человек с нечистыми устами, и живу среди народа также с нечистыми устами, – и глаза мои видели Царя, Господа Саваофа. Тогда прилетел ко мне один из Серафимов, и в руке у него горящий уголь, который он взял клещами с жертвенника, и коснулся уст моих и сказал: вот, это коснулось уст твоих, и беззаконие твое удалено от тебя, и грех твой очищен» (Ис. 6: 1–7).

Это пророчество говорит о Евхаристии – которую прообразует горящий уголь с жертвенника, – но оно еще раз обращает внимание на нашу главную беду – грех. Как мы можем войти на небеса, к Богу? И слово Божие говорит: через Иисуса Христа, нашего Ходатая. Он, как говорит Писание, «совершив Собою очищение грехов наших, воссел одесную престола величия на высоте» (Евр. 1: 3).

Мы не можем искупить наши грехи – но они искуплены Его жертвой. Мы, бедные грешники, не можем быть приняты на небесах ради нашей праведности – но «мы имеем ходатая пред Отцем, Иисуса Христа, праведника» (1 Ин. 2: 1). Люди часто просят о милости «ради Христа» – и милость у Бога ожидает нас тоже «ради Христа».

Мы становимся причастны этим благам, пребывая в союзе со Христом, «во Христе», как говорит Писание, через истинную веру – которая проявляется в Крещении, Евхаристии и хранении заповедей. Тогда – если мы храним наше единство с Церковью Христовой – Христос также и наш Ходатай, и мы тоже пребываем в доброй надежде войти на небеса ради Его праведности. Как говорит святой Иоанн Златоуст: «Потому, если Дух ходатайствует воздыханиями неизглаголанными, если Христос умер и ходатайствует за нас, если Отец не пощадил ради тебя Сына Своего, избрал тебя и оправдал, то чего ты боишься, чего трепещешь, пользуясь такою любовью и таким попечением?»

Поэтому, празднуя Вознесение Господне, мы празднуем нашу твердую надежду, что и мы будем приняты на небесах. Как говорит святой апостол Павел: «Тот, Который Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас, как с Ним не дарует нам и всего? Кто будет обвинять избранных Божиих? Бог оправдывает [их]. Кто осуждает? Христос Иисус умер, но и воскрес: Он и одесную Бога, Он и ходатайствует за нас» (Рим. 8: 32–34).

Сергей Худиев

29 мая 2014 г.

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • В четверг — лучшие тематические подборки, истории читателей портала, новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Смотри также
Вознесение, но не расставание Вознесение, но не расставание
Игум. Нектарий (Морозов)
Вознесение, но не расставание Вознесение, но не расставание
Игумен Нектарий (Морозов)
Господь вознесся, как сказано в Евангелии, «благословляя». И это благословение не отнимется никогда от тех, кто ждет Его Второго Пришествия и всей своей жизнью готовится к нему.
Вертикальная координата Вертикальная координата
Прот. Андрей Ткачев
Вертикальная координата Вертикальная координата
Протоиерей Андрей Ткачев
Вознесение выпрямляет наши согбенные спины. Оно заставляет смотреть вверх. Причем – с радостью. Христос жив и обещал быть с нами до скончания века!
О Священном Писании и Священном Предании О Священном Писании и Священном Предании
Юрий Максимов
О Священном Писании и Священном Предании О Священном Писании и Священном Предании
Юрий Максимов
Чтобы не подвергнуться заблуждению и ошибкам при чтении Священного Писания, хорошо, кроме молитвы, также следовать совету блаженного Иеронима, говорившего, что «в рассуждении о Священных Писаниях нельзя идти без предшественника и путеводителя». Такого путеводителя православные находят, обращаясь к Священному Преданию.
Комментарии
Люжмила21 мая 2015, 10:00
С праздником братья и сестра!Господи пошли мне смирение.Помоги и не оставь нас!
Игорь29 мая 2014, 18:00
С Праздником братья и сестры!!!Храни Господи Веру Православную!!!
Ольга29 мая 2014, 14:00
С Праздником, Друзья! Великий День. День дней. Воспоём хвалу песнями! Аллилуйя!
ТаняСем29 мая 2014, 13:00
Помоги и не оставь нас,Господи!С праздником Вознесения Господня всех!С Радостью!!!
Здесь Вы можете оставить свой комментарий к данной статье. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке