Пророки суда и спасения

Журнал "Фома" продолжает публикацию размышленийСергея Худиева об основах веры и отношению христиан к жизни, самим себе и окружающему миру. В сегодняшней колонке речь идет о том, как ветхозаветные пророки возвращали народ на путь правды

Марк Шагал. Иеремия. 1980 Марк Шагал. Иеремия. 1980
Дарование Закона - великая радость и утешение; Бог открывает людям Свою волю и становится их Богом - Богом, с которым их связывают отношения завета, доверия и сыновней близости. Но очень скоро выясняется, что люди не живут по закону Божиему - не могут, да и не хотят. Как, уже в Новом Завете, скажет святой Апостол Павел, “законом познается грех” (Рим.3:20). Попытка жить по заповедям кончается провалом, и мы видим, как в истории Ветхого Завета разворачивается драма отношений между Богом и Его неверным и “жестоковыйным” ( то есть упорным во грехе и нераскаянии) народом.

При всякой серьезной попытке следовать Богу первородный грех вылезает на поверхность - и показывает, что мы не способны на доверие, любовь и хранение заповедей. Как говорит еще Моисей,

“Имя Господа прославляю; воздайте славу Богу нашему. Он твердыня; совершенны дела Его, и все пути Его праведны; Бог верен, и нет неправды [в Нем]; Он праведен и истинен; но они развратились пред Ним, они не дети Его по своим порокам, род строптивый и развращенный” (Втор.32:3-5)

С израильским народом происходит то же самое, что и с любым другим народом, более того, с каждым отдельным человеком - торжественные декларации “все, что сказал Господь, сделаем и будем послушны” (Исх.24:7) разбиваются о реальность греха.

Люди очень легко отступают от завета, начинают поклоняться идолам, угнетать слабых и совершенно пренебрегать законом. И Бог посылает Пророков, чтобы вернуть свой народ на пути правды.

Они напоминают народу и его вождям о той ответственности, которую на них накладывает их завет с Богом, и обличают идолопоклонство и несправедливость. В пророческих книгах немало резких, тяжелых слов - Бог не намерен терпеть в Своем народе неправды и неверности:

“И Он сказал мне: сын человеческий! Я посылаю тебя к сынам Израилевым, к людям непокорным, которые возмутились против Меня; они и отцы их изменники предо Мною до сего самого дня. И эти сыны с огрубелым лицем и с жестоким сердцем; к ним Я посылаю тебя, и ты скажешь им: "так говорит Господь Бог!" Будут ли они слушать, или не будут, ибо они мятежный дом; но пусть знают, что был пророк среди них” (Иез.2:3-5)

Бог негодует на идолопоклонство, когда люди отворачиваются от Него, чтобы поклоняться ложным и кровожадным божествам: “Тогда скажи им: вот народ, который не слушает гласа Господа Бога своего и не принимает наставления! Не стало у них истины, она отнята от уст их.... Ибо сыновья Иуды делают злое пред очами Моими, говорит Господь; поставили мерзости свои в доме, над которым наречено имя Мое, чтобы осквернить его; и устроили высоты Тофета в долине сыновей Енномовых, чтобы сожигать сыновей своих и дочерей своих в огне, чего Я не повелевал и что Мне на сердце не приходило” (Иер.7:28-31)

Бог скорбит негодует, как обманутый супруг:

“Но поистине, как жена вероломно изменяет другу своему, так вероломно поступили со Мною вы, дом Израилев, говорит Господь” (Иер.3:20)

Вместе с неверностью Богу идет и несправедливость к ближнему; Пророки обрушиваются на богатых и сильных, которые притесняют простой народ:

“Как сделалась блудницею верная столица, исполненная правосудия! Правда обитала в ней, а теперь - убийцы. Серебро твое стало изгарью, вино твое испорчено водою; князья твои - законопреступники и сообщники воров; все они любят подарки и гоняются за мздою; не защищают сироты, и дело вдовы не доходит до них” (Ис.1:21-23)

Пророки предвещают бедствия, которые обрушатся на народ Божий за его грехи; и бедствия приходят - языческие завоеватели разрушают Иерусалим и выселяют народ в чужие страны. Постепенно, через столетия суровых испытаний, падений и покаяния, народ утверждается в вере в единого и единственного Бога, который держит в Своих руках всю человеческую историю.

Этот Бог подверг народ наказанию, но не отвернулся от него и не забыл - когда люди раскаются в своих грехах, Бог явит им спасение.

Пророк Осия приводит удивительный пример, связанный с его личной семейной драмой. Его любимая жена изменяет ему, и, фактически, не живет в его доме. Наконец, она устает от своих любовников, и просится, чтобы он ее выкупил. Муж прощает ее и возвращает домой. Подобно этому - говорит Пророк - грешники ведут себя в отношении Бога. Они тяжко оскорбляют Его, попирают Его любовь, нарушают Его завет - но когда они раскаются, Он явит им спасение.

Сначала это спасение воспринимается на земном и коллективном уровне - народ будет возвращен в обетованную землю (что, в конце концов, и происходит). Но Пророки прозревают и нечто иное - приход Мессии, буквально, “Помазанника”, того, кто принесет победу и спасение на совершенно ином уровне, того, кто утвердит на земле владычество самого Бога, когда прекратится всякая ненависть и вражда и сама смерть будет побеждена. Об этом мы и поговорим дальше.

Сергей Худиев

Источник: Фома.Ru

6 июня 2014 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Смотри также
Зеница ока Всевышнего Зеница ока Всевышнего
Пророк Захария
Зеница ока Всевышнего Зеница ока Всевышнего
Диакон Павел Сержантов
В народе Божьем царило уныние: «Как нам теперь восстановить все утраченное? Как сопротивляться недругам? Откуда взять силы?» В эти тягостные годы от Господа приходит слово ободрения. Господь посылает пророка Захарию.
Волитель милости Волитель милости
О. Павел Сержантов
Волитель милости Волитель милости
Диакон Павел Сержантов
Среднестатистический человек во все времена встречает обличительные речи с чувством неприязни к обличителю. Сколько пророков были за обличения грехов биты, брошены в застенки и казнены! Зачем же Господь побуждает пророка идти к народу с суровыми обличениями? Чтобы помиловать народ.
Там, где пророчествовал пророк Божий Илия Там, где пророчествовал пророк Божий Илия
Анатолий Холодюк
Пророк Божий Илия своим безграничным послушанием слову Божию, своей безупречной чистотой, своей ревностью о славе Божией, подвижническим образом жизни воистину был велик и славен пред Богом и людьми. Люди называли его при жизни человеком Божиим, и, когда встречались с ним, падали ниц перед ним, прозревая великую силу Божию. Вот потому так душеполезны посещения тех мест на Святой Земле, которые связаны с жизнью и служением пророка.
Комментарии
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
×