О доверии к Богу, или Пирог святителя Феофана

Вы заметили, что мы очень любим говорить и писать о доверии к Богу? Мы умеем это куда лучше, чем, собственно, доверять Ему, что не удивительно и отнюдь не только к этому предмету относимо.

    

Любовь же к теме понятна. Доверие – это очень теплое и глубоко трогающее слово. Оно возвращает нас в детство, обещает нам безопасность, согревающую и защищающую нас любовь. Оно обладает психотерапевтическим действием: повторяя его, усиленно относя его к Богу, мы надеемся избавиться от своих болей и страхов...

Надеемся, но не всегда избавляемся, потому что слово это повторяем мы немножко всуе. Потому что доверять Богу – это на самом деле совсем не то, что уютно устроиться на маминых коленях или на папиных плечах. Довериться Создателю – предприятие для взрослых, сильных духом, твердых и решительных людей. Вы таковы? Я – нет, хотя и знаю, что надо.

Мне (как и многим читателям, полагаю) легко «доверять Богу», а точнее, радостно сообщать самой себе о доверии к Нему – когда в моей жизни происходит что-то хорошее, жданное, желанное. И гораздо труднее найти в себе подлинное, без кавычек, доверие, когда не случается того счастливого, о чем многие дни молилась, напротив, все поворачивает к худшему, и кажется, что Он не слышит молитв.

Жертвоприношение Авраама; Греция. XVI в., Феофан Критский Жертвоприношение Авраама; Греция. XVI в., Феофан Критский
    

Темой доверия к Богу пронизано всё Священное Писание: это и Авраам, который поверил Богу, и это вменилось ему в праведность (Быт. 15,6), и Многострадальный Иов, и Давид со своими псалмами, и пророк Илия на горе Кармил... и, наконец, Дева Мария: се, раба Господня; да будет Мне по слову твоему (Лк. 1,38). Но, если мы всмотримся в эти и многие другие эпизоды Священной истории чуть внимательнее, мы увидим, что понятие доверия здесь тесно связано с понятием послушания Богу; что доверявшиеся Ему праведники и пророки исходили отнюдь не из того, что любящий Отец уж наверняка обеспечит им безбедное и безболезненное существование. Они доверялись потому, что имели понятие о благе высшем, о Промысле, для человека непостижимом и о своем долге перед Творцом, наконец. Хотя награда все равно приходила: он (Авраам. – Прим. авт.) сверх надежды поверил с надеждою, через что сделался отцом многих народов (Рим.4,18).

Кроме того, и в Ветхом, и в Новом Завете способность или неспособность человека сразу, не колеблясь довериться Богу – всегда проверка его веры как таковой. Это особенно хорошо видно на «отрицательных» примерах: пророк Иона бежит от лица Господня в Фарсис – как будто там, в Фарсисе, Бога нет (Иона, 1,3); Захария не верит Ангелу (Лк.1,11-25). Да и Симеон Богоприимец, по преданию, не поверил в свое время, что Дева может родить, после чего и ждал 300 лет... Все эти эпизоды обнаруживают слабость и несовершенство веры в людях, которые всегда считали себя верующими, конечно (а какими же еще?!), но которые при том не считали, оказывается, что Богу все возможно, то есть, ограничили Его всемогущество собственными рассудочными понятиями. Зададим себе еще один вопрос: наша вера не страдает ли этой слабостью, этим несовершенством? Моя страдает куда большей слабостью, легко догадаться.

Мы (пишу «мы», не всех имея в виду, но именно мне подобных) повторяем слова о доверии к Богу и бодримся, а на самом деле унываем, потому что наша вера слаба. В нас нет подлинного (не только словесного) доверия к Богу, потому что нет самоотвержения и способности подняться над собственными ограниченными представлениями о нашем благе.

Где есть вера, там, прежде всего, есть благоговение; а нам так не хватает благоговения перед волей Божией о нас! Отсюда – постоянные внутренние попытки сопротивления, спора, которые нас изматывают и потихоньку разрушают. Отсюда хроническая жалость к себе, подобная, как известно, соленой воде: чем больше пьешь, тем сильнее жажда. «Ты зришь нужды, которых я не знаю, зри и сотвори по милости Твоей. Порази и исцели, низложи и подыми мя. Благоговею и безмолвствую пред Твоею Святою волею и непостижимыми для меня Твоими судьбами, приношу себя в жертву Тебе. Нет у меня другого желания, кроме желания исполнить волю Твою», – это слова из ежедневной молитвы святителя Филарета, митрополита Московского, но нам до этого далеко, оказывается.

Плохо еще и то, что словами о доверии к Богу мы нередко маскируем собственную беспомощность, инфантильность, безволие, лень, беспечность. Примеров можно было бы много привести. Ну, хотя бы – неспособность разрешить жилищный вопрос, потому что страшно. Страшно шагнуть из приятного интеллигентного и православного мира в мир хищных риэлторов, подозрительных покупателей, хитрых продавцов и многозначительных нотариусов, перед которыми ты чувствуешь себя уже не доцентом и не публицистом, к примеру, а вертикальной козявкой, статус которой определяется количеством квадратных метров и возрастом твоей хрущобы. Страшно шагнуть в мир, где ты – как бы уже и не ты, где всем правит не духовное, а материальное. Страшно иметь дело с документами, в которых ничего не понимаешь, надеть на себя петлю кредита... Страшно, и вот, мы заводим пластинку: «Я доверяю, пусть Он управит, я сам не буду делать ничего». И не понимаем, что проявляем на самом деле глубокое недоверие и малодушие. Да к тому же еще и гордость: страх унизиться, потерять значение.

Впрочем, это еще не худший случай. Худший был, когда ребенок погиб из-за беспечности молодой мамы, очень верующей, очень воцерковленной, и «доверявшей свое дитя Богу». Обойдемся без подробностей.

Ну так что же делать-то? Как научиться Богу доверять по-настоящему?

Хороший вопрос. Это ведь все равно, что научиться жить. Жить с Ним. У меня не получится. Никогда не смогу довериться по-настоящему и все принимать как исходящее от Него.

Но кому писал свои письма святитель Феофан Затворник, если не таким же, как я?

«Хозяйка сажает в печку пирог и не вынимает его оттуда, пока не удостоверится, что он испекся. Владыка мира посадил и вас в печь и держит в ней, ожидая, пока испечетесь. Терпите же и ждите. Как только испечетесь, и минуты не будете долее сидеть в печи. Тотчас вынут вас вон. Если рванетесь сами вон, будете то же, что недопеченный пирог. Вооружитесь же терпением. Еще скажу: по вере нашей, кто переносит благодушно все встречающиеся неприятности, тот причастником бывает мученичества...».

Причастником мученичества – неужели так? Да. А мученик причастен Христу. «Какое счастье и какая бесконечная и неизживаемая радость быть хоть отчасти участником тех язв, которыми все исцелены...», – писал в одном из светлых своих писем священномученик епископ Герман (Ряшенцев) расстрелянный в сентябре 1937 года после долгой череды арестов, тюрем и ссылок. Нам того, что он нес, не вынести, пожалуй, а вот немножко причастными себя почувствовать – почему бы нет?  

Только надо помнить – о чем, собственно, и пишет святитель Феофан – что для этого недостаточно просто страдать. Для этого надо переносить страдания благодушно (для чего современный язык так принижает слова, прежде высокие?). А если я не могу, значит, я недостойна собственного страдания, даже небольшого. Бог мне его посылает, а я, оказывается, не такова, чтобы его принять.

«Господи, дай мне с душевным спокойствием встретить все, что принесет мне наступающий день. Дай мне всецело предаться воле Твоей Святой. На всякий час этого дня наставь и поддержи меня так, чтобы видеть волю Твою для меня и окружающих меня. Какие бы я не получил известия в течение этого дня, научи меня принять их со спокойной душею и с твердым упованием, что на все Святая воля Твоя». Это слова из молитвы Оптинских старцев. Изначально каждый из них был обычным человеком, таким же, как любой из нас. Нас подстерегает опасность ложного смирения: мы читаем святых авторов и про себя говорим: «Ну, это ж были такие люди, не чета нам! Куда нам, жалким до них!» А это не они были – не чета нам, это мы теперь – не чета им, а возможности-то у нас те же, что и у них, как ни странно это звучит.

Чтобы научиться доверять Богу, нужно… учиться. Благо, уроки – каждый день, и учителей прекрасных предостаточно. И даже и самый неуспешный ученик – он все же ученик, и может когда-то помочь соседу по парте, делясь тем, что сумел-таки усвоить.

Марина Бирюкова

18 июня 2014 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Юля 2 декабря 2014, 11:19
Спасибо, Марина!
Людмила23 июня 2014, 12:30
Спасибо, за статью.
Светлана, держитесь! Мы с Вами! Знайте только одно, что Господь не оставит, Он любит. А кого больше любит, тому больше и достается.
Марина Бирюкова21 июня 2014, 21:56
Светлана, мы молимся о вас все. Держитесь!
Светлана21 июня 2014, 14:08
Чисто интуитивно и честно скорее не по большой своей вере в перерывах между артобстрелами (под Луганском) прочитала на даче Канон ко Пресвятой Богородице. А потом с мужем пошли пешком (не ходили уже маршрутки) домой 20км. И знаете, о ЧУДО: домой нас подвез совершенно бесплатно такой же возвращавшийся дачник. Мира и благополучия всем. И ВЕРЫ настоящей. Простите меня грешную, и да хранит нас всех Господь.
Алевтина21 июня 2014, 11:42
Согласна с Вами,и всё таки, каждый человек проживает свою жизнь до определенного времени пока не получит "подзатыльник" и тогда он приходит к Господу,вернее к вере в Господа, но для этого надо научиться по настоящему покаится со слезами в содеянных грехах...
Виталий21 июня 2014, 08:04
Да,я и сам проходил проверку на доверие неоднократно и продолжаю проходить.
Лариса Гундорова19 июня 2014, 22:16
Спасибо огромное за статью! Сама постоянно борюсь с этой проблемой - полное доверие Богу. Да, как это ни странно для вроде бы верующих людей( в частности меня и не один год!), но на поверку оказывается идет большое сопротивление этой воли Божией. Прямо ,я бы сказала, борьба своей воли с Промыслительными действиями Бога.На пятнадцатом году церковной жизни пришлось кардинально менять место жительства и еще много разных обстоятельств на валилось выше крыши. Все мы знаем ,что надо терпеть , терпеть и еще раз терпеть и благо дарить Бога. Все это есть но через неимоверные усилия над собой. Прямо ломка такая себя и своего эго. Вот уж как не нравятся нам неожиданности и неприятности... И как трудно с этим мириться.хоть и знаем что без скорбей не спастись. Если сравнить как сейчас приходится людям на Украине, то вобщем
то и скорбей то еще и нет никаких! Слава Богу за все!!!
Ирина19 июня 2014, 18:02
Не согласна с Игорем (читателем). Чтобы чему-то по-настоящему научиться, нужно проходить материал много и много раз. Спасибо за статью!
София19 июня 2014, 10:56
Благодарю за статью. Очень многое для себя почерпнула. Помоги мне Господи жить и учиться по твоей воле.
Феодор18 июня 2014, 23:21
Спаси Господь, очень полезная статья!
мишка-я18 июня 2014, 20:16
Спасибо за статью! Очень интересно изложено...За 15 лет моего присутствия в Церкви,я встречал много людей у которых вера была намного больше моей, она у меня слабая чуть меньше горчичного зерна. Думаю, что для таких как я очень полезно прочесть статью и начать работать над собой в этом направлении.Еще раз благодарю)
Вероника18 июня 2014, 15:04
Спасибо за статью. Сильно, верно и призывно!
Господи, хочу или нет, спаси меня!!!
Марина18 июня 2014, 14:39
Хорошая статья! Мне действительно не хватает сил полностью довериться Богу, не настолько я зрелый и самоотверженный человек... И я понимаю, что лишаюсь многого, но не получается пока... Как хорошо, что автор никого не обвиняет, а садится сам с такими как я на скамейку обвиняемых. Я мало видела примеров терпения и упования на Бога в жизни... И когда человек, не переживший того, что переживаю я, говорит: подумаешь, проблема, терпи, Бог не даст выше сил! - это так тяжело.
Anastasija Kukushkina (LAMPA)18 июня 2014, 13:31
мне понравилась статья Марины о доверии Богу.Большое Вам спасибо.Здоровья Вам и храни Вас Господь
Геннадий18 июня 2014, 12:23
Если полностью понять, что Бог все равно знает и устроит, как лучше, по Своему проведению, то вопрос доверия логически решается сам по себе. Потому что глупо было бы не доверять лучшему. Дай, Господи, нам силы это понять.
Илья18 июня 2014, 12:11
Да и правда, у нас есть желание получать только то что мы сами хотим, а то что нам действительно полезно мы отвергаем да еще и возмущаемся, зачем мне это (примерно как горькое и противное лекарство) Бог промыслительно нам посылает и скорби и радости, так дай нам Бог все принимать с благодарностью и смирением. Спаси Господи, Марина, за статью.
Татьяна18 июня 2014, 11:53
спасибо!
Игорь18 июня 2014, 11:52
Зачем была написана эта статья?...Не понятно...Ещё раз сказать,что не хватает в нас крепости и ума в восприятии Бога?..Так это и так известно любому, более или менее адекватному православному христианину...За пятнадцать лет сознательного пребывания в лоне русской православной церкви, я ни разу не встретил человека который бы обладал верой "с горчичное зерно..."...Так зачем же её раз писать об этом? Что бы напомнить? ..Я думаю и так все помнят об этом......... Простите ради Бога, если обидел...
Татьяна18 июня 2014, 11:51
Вроде-много и понятно,а ответа не нахожу. Дело, видно, во мне.
Ирина18 июня 2014, 10:10
Марина, спасибо Вам огромное! Читала и кивала головой постоянно! Я на "соседней парте" - мне точно помогаете!!!! Спаси Вас Господи!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
×