О (само)критическом мышлении

Атеизм постоянно восхваляет критическое мышление. Вот недавно мне попалась реклама некоего фильма, который должен показать, что «не всё в мире погрязло в болоте “духовности” и отсутствия критического мышления, что есть замечательные умные люди, не лишенные чувства юмора и отстаивающие науку и разум».

    

Есть что-то глубоко трогательное в том, что в то время как Кеплер, Паскаль, Ньютон, Бойль, создатель теории расширяющейся Вселенной бельгийский священник Жорж Леметр, биологи Феодосий Добржанский и Френсис Коллинз и многие другие погрязли в болоте духовности, находятся люди, смело отстаивающие науку от этих несчастных мракобесов.

Но, так или иначе, критическое мышление, способность оценивать истинность тех или иных утверждений действительно добродетель, и добродетель необходимая. Мир полон как злонамеренных обманщиков, так и искренне заблуждающихся людей, готовых охотно поделиться с вами своими заблуждениями.

Легковерие – не добродетель, а порок; нам ясно заповедано беречься лжепророков и испытывать духов, от Бога ли они. Мы живем в мире, полном лжеучений, манипулятивной пропаганды и недобросовестной рекламы.

Легковерие – явление, обычное во времена апостольские и тем более распространенное сейчас – когда на нас обрушиваются потоки информации, немыслимые для людей прошлого.

Люди верят во что угодно: в инопланетян, посещавших землю во времена древних цивилизаций, да и сейчас заглядывающих на огонек; в африканских колдунов, дистанционно исцеляющих москвичей за умеренную мзду; в родовые проклятия, которые надо снимать магическими манипуляциями; в методы лечения всех болезней, которые приводят медиков в ужас и содрогание.

Легковерным быть плохо, глупо и опасно – в этом христианин согласится с атеистом. Но христианин знает еще об одной проблеме.

Вся аскетическая традиция христианства говорит о том, что нельзя приписывать себе добродетель. К кротости, честности или милосердию надо стремиться, но не надо объявлять себя кротким, честным или милосердным. «Братья, я не почитаю себя достигшим», – говорит святой апостол Павел.

Это не столько вопрос хороших манер, сколько вопрос реальности. На самом деле, как говорит пророк, «лукаво сердце [человеческое] более всего и крайне испорчено; кто узнает его?» (Иер. 17: 9). Люди склонны ко греху – и более всего люди склонны к самообману.

Люди жадно поглощают пропаганду и не верят хорошо установленным фактам

Люди верят тому, чему хотят верить, а чему не хотят – отказываются. Собирают по кирпичику те данные, которые хорошо укладываются в их картину мира, а то, что не укладывается, – игнорируют или отвергают. Жадно поглощают пропаганду и не верят хорошо установленным фактам. Поговорите с участниками любого конфликта – и вы услышите версии настолько разные, что вам будет трудно поверить, будто речь идет об одних и тех же событиях.

И вот христианство – особенно православное христианство – говорит о том, что нам стоит оборотиться на себя и признать: и мы сами – люди. Мы принадлежим к тому же роду с теми же проблемами. Довольно легко восклицать: «И как эти несчастные глупцы могут верить в такую чушь!» Они могут быть не то что бы глупцами – просто верить в то, во что им комфортнее верить. Но нужно серьезное усилие, чтобы признать: и я могу быть глупцом, верящим в чушь. Я тоже человек, у меня могут быть те же проблемы.

Человек, претендующий на то, что уж он-то мыслит критически, – это как человек, считающий себя праведником.

Для христианина человек, претендующий на то, что уж он-то, в отличие от некоторых, обладает критическим мышлением, – это как человек, претендующий на то, что уж он-то праведен и всегда поступает по совести.

Скорее всего, сей праведник просто имеет довольно сонную совесть, а сей критически мыслящий мыслит недостаточно критично, чтобы критически оценивать свою способность мыслить критически.

В реальности любые попытки мыслить критически приводят примерно к тому же, что и попытки жить праведно, – к обнаружению того, что мы к этому в высшей степени не склонны. Самообман включается по умолчанию; интеллектуальная честность требует огромной дисциплины и неослабевающих усилий – и человек, который говорит: «Уж я-то критически мыслю! как нечего делать!» – скорее всего пребывает, говоря аскетическим языком, в прелести.

Попытки следовать путем добродетели (в том числе интеллектуальной) очень быстро приводят к обнаружению того, что мы, в силу нашей падшей природы, не добродетельны.

Могут сказать, что наука способна к самокоррекции, что научное сообщество способно (не абсолютно, но в высокой степени) нивелировать личные пристрастия и ошибки своих членов. Это, конечно, так, но мы тут и не говорим о науке. Мы говорим об атеизме и его притязаниях на добродетель критического мышления.

Парадокс человеческой природы в том, что нельзя одновременно объявлять себя добродетельным и быть им

Парадокс человеческой природы, который хорошо известен христианам и чаще всего игнорируется атеистами, в том и состоит, что нельзя одновременно объявлять себя добродетельным и быть им.

Как и с любым другим грехом, человек, который игнорирует свою склонность к самообману, не будет оказывать ей сопротивления. И это, увы, хорошо заметно: люди, восхваляющие свое критическое мышление и интеллектуальную честность, вскоре демонстрируют нечестность самую гротескную. Причислять себя к тусовке незамутненных интеллектуалов, пребывающих в «оазисе чистого мышления», конечно, можно. Но само это причисление – признак некритического отношения, прежде всего, к самому себе.

Это не особенность именно атеизма – это особенность нашей падшей человеческой природы. Но атеист тут часто оказывается особенно уязвим.

Сергей Худиев

18 июня 2014 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Богословие в микроскопе Богословие в микроскопе
Свящ. Дионисий Каменщиков
Богословие в микроскопе Богословие в микроскопе
Священник Дионисий Каменщиков
Диалог между богословием и светской наукой не только возможен – он необходим. Печально, что многие титулованные представители научного сообщества этого не хотят понимать.
Дар веры и атеистическое мировоззрение Дар веры и атеистическое мировоззрение Дар веры и атеистическое мировоззрение Божественный дар веры и атеистическое мировоззрение
Протоиерей Олег Махнёв
В чем же благо человека, в чем Истина, в чем смысл жизни? Если исходить из того, что Творца нет, то картина совсем мрачная.
Вера ученых Вера ученых
Проф. МГУ В.Богачев
Вера ученых Вера ученых
Беседа с профессором мехмата МГУ В.И. Богачевым
Антон Поспелов
О науке, вере и выдающихся учёных, ставших исповедниками Православия в XX веке — нефтянике В.Н. Щелкачёве, математиках Д.Ф. Егорове и Н.Н. Лузине, геологе и тайном священнике Глебе Каледе нашему порталу рассказал доктор физико-математических наук Владимир Игоревич Богачёв.
Вера и неверие: тайна обращения человека к Богу Вера и неверие: тайна обращения человека к Богу
Валерий Духанин
Вера и неверие: тайна обращения человека к Богу Вера и неверие: тайна обращения человека к Богу
Валерий Духанин
Один священник говорил: «Замечательно то, что Бог в тебя верит, – ты еще не погиб для вечной жизни».
Диалог с атеистом Диалог с атеистом
Архимандрит Епифаний (Феодоропулос)
Одно дело – умереть за идею, другое – за события. Апостолы не умерли за какую-либо идею. Даже не за «любите друг друга» или любое иное нравственное учение христианства. Апостолы умерли за их свидетельство о сверхъестественных событиях, самым поразительным из которых было воскресение Христа. Все здание христианства основывается на факте воскресения.
Научен ли "методологический атеизм"? Научен ли "методологический атеизм"?
Михаил Шахов
28-29 октября прошла конференция "Философско-методологические проблемы изучения религии", организованная кафедрой религиоведения РАГС совместно с Институтом философии РАН. Центральной темой конференции стало выяснение тех философских предпосылок и методологических принципов, на которых должно основываться научное изучение религии в условиях утраты материалистической доктриной "монополии на истину". Публикуемый материал содержит некоторые основные идеи доклада, с которым автор выступил на конференции, попытавшись в рамках строго научного рассуждения показать, что атеизм сам не выдерживает той критики, которой он подвергает религиозную мысль.
Комментарии
Марат 1 апреля 2017, 19:14
Критическое мышление и Наука?
В известном фильме "17 мгновений весны" эпизод - "...Ну, пойди напиши пару формул!" И этому гл. герою не откажешь в Критич. мышлении.

1. Традиц. академ. науки имеют дело с точными, проверенными, перепроверенными и экспериментально подтвержденными данными. Здесь,конечно, работают формулы и др. методы академ. анализа. При этом сами выводы понятны узкому кругу академиков. Например, что доказал Г.Перельман, и как он это сделал? Не понятно и не объяснишь, т.е. здесь НЕ идет речь о критич. мышлении.
2. В жизни мы имеем информацию другую - неполную, недостоверную, дезинформацию и т.н. unknown unknowns. Здесь методы академ. традиц. анализа НЕ работают. Работают методы Альтернативного анализа ("alternative analysis") из др. науки - Intelligence Analysis (см. вышеупомянутый фильм). В н.в. эти методы называются методами Критич. мышления (Intelligence Analysis and Critical Thinking), или Системно-структурированного анализа (Structured Analytic Techniques)

Владимир Алябьев27 ноября 2014, 19:26
Очень своевременная для меня статья. Спасибо.
Михаил22 июня 2014, 15:13
Сергей Владимирович дело написал: суть атеизма - это уверенность в окончательном и полном материализме, утвержденность в разделении "субъективное vs объективное" и полное нежелание принять даже как гипотезу возможность подчинения "объективного" "субъекту". Проще говоря, материалист-обыватель наглухо не воспринимает идею о том, что собственная мысль и нравственные решения имеют реальные последствия. Для него молитва - это безумие. Для материалиста "внутренний мир" - зона личной вседозволенности и безответственности, и какой-либо ответ возможен лишь за действия. Отсюда и "моральные кодексы", и теории "социального договора" и прочая расплывчатая мишура, прикрывающая банальный факт, что общество материалистов - это общество хищных волков, ограниченных в своей хищности лишь чужой силой и своей слабостью. И все это прекрасно понимают, хотя на словах могут и красиво разглагольствовать о "гуманности". Поэтому пока Господь твердо и с силой не ткнет такого материалиста в сферу "невидимого", даже шанса нет что-либо этому человеку объяснить или доказать - все спишет на "самовнушение", "психологические механизмы", "слабость" и т.п. Да даже когда столкнется с духовным фактом - еще 100 раз будет его "оспаривать".
Ольга21 июня 2014, 17:38
Отлично, трезво и актуально. Браво!
НН21 июня 2014, 15:03
..."Жадно поглощают пропаганду и не верят хорошо установленным фактам. Поговорите с участниками любого конфликта – и вы услышите версии настолько разные, что вам будет трудно поверить, будто речь идет об одних и тех же событиях"...

Это цветочки! Вам ещё и расскажут, чего вообще никогда не было. Всем, кто не смотрел, очень советую посмотреть американский фильм "Хвост виляет собакой". Особенно жителям Украины. Сербы его "крутили" во время бомбёжек десятки раз, да поздно уже было.
На РСН корреспондент рассказывала, как её, с малых лет знавшую в одной украинской деревне, встретили родственники после её пребывания в Славянске и рассказов о том, что там происходит... Ей не верили и стыдили за то, что она там была и согласилась на "враньё"; уверяли, что такого, о чем она рассказывала, быть не может и не надо верить своим глазам. Они лучше знают, так как по телевизору показывают и говорят совсем другое. Это мрак. Ни критики, ни самокритики.

Игорь21 июня 2014, 09:13
На мой взгляд атеизм и критическое мышление между собой никак не связаны. Конкретный пример - наблюдаю по ТВ интервью видного американского ученого. Интервьюер - известная журналистка нашего 1 канала. Ученый рассказывает ей о головном мозге человека. С восхищением. С глубиной знания. Увлеченно. Как это все рационально, без ошибок и чудесно все устроено. Журналистка задает ему кульминационный вопрос, логически пришедший ей в голову - "Значит все-таки - творение Бога?". Я не поверил своим своим ушам, когда прозвучал ответ светила науки. С омерзительной, уничижительной интонацией - "Неет...я знаю КАК это все работает". Исходя из этой логики можно вывести утверждение один к одному - "У меня машина Nissan. Генерального конструктора этой корпорации не существует. Потому что я знаю КАК это все работает." Маразматичность данного тождественно равного первому утверждения я даже обсуждать не хочу. Наглядный яркий пример - у атеистов критического мышления НЕТ. Полная неадекватность восприятия окружающей действительности. Не надо ничего доказывать атеистам и спорить с ними.
Вениамин З.19 июня 2014, 09:05
Очень хорошо: умно, точно, кратко. И, по крайней мере, для меня, - ново. Сравнение критического мышления с аскетизмом - ново. "Я точно знаю, что я не заблуждаюсь о себе" = "я знаю, что я - праведник".
Дай Бог здоровья и сил, Сергей!
Семен Семеныч19 июня 2014, 06:24
Спаси Господи! Абсолютно в точку. Как в зеркало глянул.
Сергей Владимирович18 июня 2014, 23:31
Для веры необходима уверенность в Невидимом(Ап.Павел). И у самого обычного атеиста с этим, как раз-то и проблемы,а не в отрицании Бога. А насчёт самообмана, именно атеизм к нему не склонен более других мышлений.
Ирина18 июня 2014, 19:58
Не могу не воспользоваться случаем обратиться к автору статьи и затронуть, в связи с поднятой, несколько иную тему.
"Люди верят тому, чему хотят верить, а чему не хотят – отказываются. Собирают по кирпичику те данные, которые хорошо укладываются в их картину мира, а то, что не укладывается, – игнорируют или отвергают. Жадно поглощают пропаганду и не верят хорошо установленным фактам. Поговорите с участниками любого конфликта – и вы услышите версии настолько разные, что вам будет трудно поверить, будто речь идет об одних и тех же событиях."
Это один в один - мои мысли, когда вспоминаю Ваши пламенные статьи о Киевских событиях в начала года и полное их отсутствие о том, что сейчас присходит на востоке Украины.
Михаил18 июня 2014, 17:26
Спасибо. Хорошо, что раскрытие темы рассказа построено не на доказательности "плохости" атеистов. а на том, что не имея критерия как нам поступать (от Бога), мы и впадаем в самообман, в том числе атеизм.
Иван Х.18 июня 2014, 14:32
Несколько сумбурные выводы делает автор.
Критическое мышление происходит от слова "кризис" - по-гречески "суд". Критик - судья, выносящий суждения о предмете. Приравнивать критицизм и добродетель неверно. Судья вполне может быть злым.
Гимлер: евреи - нелюди. Какая от них польза? Рабочая сила и сырьё для промышленности. Порочная, людоедская, но всё же чёткая система критического мышления.
Столкнулся с человеком, уже немолодым, который начал при мне хаять священство. Я ему культурно: посмотрите на себя. А он: я знаю, что я - плохой человек, и рассказал о своих махинациях. Его речь была достаточно самокритичной, вот только его всё устраивает.
Человек не может быть 24 часа 7 дней в неделю критиком, но всякий православный христианин, готовящийся к исповеди или совершающий вечернее правило дома - судья себе. Он старается рассмотреть свою жизнь или конкретный её период и сделать честные выводы: здесь я прав, а здесь я грешен и нуждаюсь в Божией помощи для исправления.
Критика может быть святой только в одном случае, если её источник - слово Божие. Тогда это святая критика, потому что не мы сами судим о вещах, а как бы Бог судит нас на земле. На этом процессе прокурор - я сам, подсудимый тот же, закон - заповеди и совесть, адвокат - Господь, Судья - Господь, судебный пристав - священник. Чем подробнее мы будем судиться с собой здесь, тем снисходительнее к нам будет Страшный Суд. Вот, где раскрывается истинное значение критического мышления.
Сергей18 июня 2014, 11:29
Кстати, эта проблема цели в индуизме привела к появлению буддизма, который заявил, чтобы достичь Бога, надо перестать к Нему стремиться.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
×