О хорошести без Церкви

Сергей Худиев

Недавно меня еще раз спросили: разве нельзя быть приличным человеком без Церкви? Это хороший вопрос, и его задают снова и снова. Бывают вопросы, в которых содержатся определенные «подразумеваемости» — как в знаменитом «перестали ли вы пить коньяк по утрам?» Вопрошание подразумевает, что у вас была такая вредная привычка. Так и вопрос, о котором мы говорим, подразумевает некоторые вещи.

Художник: Александр Юрков Художник: Александр Юрков
    

В частности, он подразумевает, что главная цель религии — сделать нас приличными людьми, как, например, главная цель диеты — сделать нас более здоровым. Это напоминает забавную историю, которую рассказывал один лектор. У него был знакомый преподаватель воскресной школы, ... атеист. Когда у него спрашивали, зачем же он, атеист, преподает детям религию, тот отвечал: «Ну, кто-то же должен держать маленьких мерзавцев под контролем!»

Люди часто исходят из того, что главная цель религии — держать мерзавцев под контролем

Люди часто исходят из того, что главная цель религии — держать мерзавцев под контролем. Как говорил Вольтер, если бы Бога не было, Его следовало бы выдумать. Интересы общества требуют стращать людей адскими карами и обещать им небесные награды, чтобы они вели себя более-менее прилично. А то люди впадут в атеизм, начнут воровать кошельки, злословить начальствующих и нарушать правила дорожного движения.

Глядя на это, неверующий человек может сказать: «Да я, вообще-то, кошельков и так не ворую — безо всякой веры в Бога, рай и ад». И будет совершенно прав. Есть множество честных, порядочных, законопослушных граждан, которые не верят в Бога.

Если религия — средство социального контроля, то необходимость такого средства можно оспаривать, как и его эффективность. «Мне не нужна религия, чтобы держать меня под контролем, я и так по чужим карманам не шарю».

Но все дело в том, что цель религии — совсем не в этом.

У веры, определенно, есть социальный эффект: пьяницы оставляют свой порок, преступники становятся законопослушными гражданами, люди в целом ведут более тихую и безмятежную жизнь — но цель религии иная.

Христианская вера там, где ее принимают всерьез, действительно делает людей лучшими гражданами (не лучшими, чем вы, а лучшими, чем они, прежние), но ее цель не в этом. Лекарство, исцеляющее от смертельной болезни, приводит к тому, что у человека улучшается цвет лица — но это не средство для улучшения цвета лица. Это средство, спасающее от смерти.

Быть добропорядочным гражданином обязательно, но все это кончится добропорядочным трупом на кладбище.

Христос предлагает другое

Христос приходит не для того, чтобы несколько улучшить общество — это, скорее, побочный эффект. Он приходит для того, чтобы дать нам — нам лично — жизнь вечную. Быть добропорядочным гражданином хорошо, важно и даже обязательно, но все это кончится добропорядочным трупом на кладбище. Христос предлагает другое: «Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет. И всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет вовек. Веришь ли сему?» (Ин.11:25–26).

Мы призваны к жизни вечной и блаженной, по отношению к которой наша нынешняя жизнь — словно жизнь гусеницы, которая затем превратится в бабочку. Наступит момент, когда мы обнаружим, что добрались до дома, благополучно завершили наш путь, сели за пиршественный стол у нашего Отца, вошли в новый, спасенный и преображенный мир, стали бесконечно светлыми, радостными, сияющими существами, исполненными бесконечной красоты и ликования. Нас введут в небесный город, где мы будем тепло встречены его гражданами, где его Царь, Господь наш Иисус Христос, примет нас и признает Своими.

Об этой радостной надежде писал святой апостол Павел: «Имею желание разрешиться и быть со Христом, потому что это несравненно лучше» (Фил. 1:23–24). Речь шла о приближавшейся к нему мученической смерти, в преддверии которой апостол был полон надежды. «Ибо знаем, что, когда земной наш дом, эта хижина, разрушится, мы имеем от Бога жилище на небесах, дом нерукотворенный, вечный. От того мы и воздыхаем, желая облечься в небесное наше жилище» (2Кор. 5:1–2).

Эта надежда освещает каждую минуту жизни христианина. Даже в самые печальные дни нашей жизни у нас есть это ожидание бесконечной радости.

Но может оказаться и по-другому. Мы можем услышать страшные слова: «Истинно говорю вам: не знаю вас» (Мф. 25:12). Мы можем оказаться перед закрытой дверью и слишком поздно понять, что все это время нас звали, но мы не хотели, откладывали, не верили, насмехались, зато теперь время истекло, и мы оказались за дверью, во тьме внешней.

Пока мы живем здесь, на земле, мы принимаем решения, которые введут нас в бесконечную, вечную радость — или лишат ее навсегда. Наступит момент — рано или поздно для каждого из нас он неизбежно наступит — когда менять что-либо будет уже невозможно, и мы навсегда водворимся в том месте, которое избрали.

Наша вера — не о том, как быть приличным гражданином. Она о том, как войти в жизнь вечную и блаженную

И наша вера — не о том, как быть приличным гражданином. Она о том, как войти в жизнь вечную и блаженную. При этом абсолютно необходимо быть честным гражданином, добросовестным работником, заботливым семьянином — но речь идет о чем-то гораздо, гораздо большем.

Всякий раз, проходя мимо входа в храм, мы проходим мимо двери, ведущей в Жизнь. Мы можем войти, попросить у Бога наставления и помощи, узнать больше, расспросить людей, приступить к исповеди и встать на путь, который, конечно, поможет нам стать лучше, но, что более важно, приведет нас к вечной радости.

Сергей Худиев

29 июля 2014 г.

Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Комментарии
Оксана Набойченко30 августа 2014, 12:00
Благодарю покорно! Важно...доступно...глубоко!
Эвели 8 августа 2014, 05:00
Восхитительная статья. Прямо слезы на глазах
Кира 7 августа 2014, 20:00
прекрасная статья! хороший ответ!
Инал 4 августа 2014, 16:00
Спасибо Господи! Просто и понятно о важном.
И Р31 июля 2014, 23:00
Благодарю за статью!
Александра Мирошниченко31 июля 2014, 13:00
Очень хорошая статья.Благодарю от души."Наступит момент, когда мы обнаружим, что добрались до дома, благополучно завершили наш путь, сели за пиршественный стол у нашего Отца, вошли в новый, спасенный и преображенный мир..." Я часто думаю об этом, но боюсь оказаться недостойной этой радости...
Аркадий31 июля 2014, 12:00
Спасибо автору за прекрасную и полезную статью. Она как откровение на волнующие меня вопросы веры. Имеющий уши - да слышит!
Михаил31 июля 2014, 01:00
Георгию: " Бездумным и формальным следованиям внешним установлениям церкви невозможно спастись." Да вы попробуйте хотяб это. Что-то я не видел человека, который бы ходил 10 - 15 лет в церковь каждое воскресенье, постился, молился, короче вел "внешне правильную" жизнь и его жизнь не поменялась бы в лучшую сторону, не открыл бы Господь ему тайны кротости и смиренномудрия, не научил бы благочестию. И невозможно без внешнего ничто внутреннее. Это прелесть так думать. И опять же, без работы над собой и христианской жизни вы не сможете и в церковь ходить. Обязательно найдутся причины всё бросить. Ибо дух творит себе форму, и обратное тоже верно. Т.е. живя нечестиво и лицимерно соблюдая правила, вам скорее всего надоест и в церковь-то ходить. Что-то случиться, или впадете в ересь, или просто охладеете и начнете жить полностью по стихиям мира. В нашей вере нельзя пренебрегать "формальной" стороной, т.е. традицией, преданием, внешней формой.
Анастасия31 июля 2014, 00:00
Спасибо за статью. такое ощущение, что Кто-то свыше нашептал вам эти слова.))))
mila t30 июля 2014, 21:00
Nizko klaniausi! Spasi nas vseh GOSPODI !
Григорий30 июля 2014, 18:00
Замечательная статья, нужная и важная. Большое спасибо автору. Заставляет задуматься. А это важно. И всё же Входить в храм и входить в Жизнь вечную, наверно, не сосем одно и то же. Бездумным и формальным следованиям внешним установлениям церкви невозможно спастись. Нужна работа над собой внутренняя, нужно чтобы вся жизнь твоя была посвящена Богу. Не только пребывание в храме, участие в богослужениях, но вся жизнь. Даже если Вы каждый день причащаетесь Таин Христовых, а сердце остается холодным каменным, вечно раздражающимся, злым, трусливым, лукавым, то проку от пребывания в Церкви и внешнего воцерковления нет. Даже если блестящий богослов, усердный молитвенник, верный христианин, добропорядочный и великодушный человек или строгий аскет в глазах окружающих. Бог спасает кающегося грешника, который понимает что он делает в жизни много не так и искренне хочет изменить свою жизнь, но при этом с твёрдой верой в Господа Иисуса Христа. Самодовольных и высокомерных, превозносящихся же отвращается. Если есть в сердце любовь, милосердие и сострадание, то и Господь с такими.
Евгений30 июля 2014, 10:00
Действительно хорошая статья!Автор заставляет задуматься о главном. Я думаю, очень часто цель жизни христианской размывается под натиском внешних впечатлений.А когда нет цели-не знаешь как ее достичь!
Светлана29 июля 2014, 22:00
Да. Знакомо. Из моих друзей почти никто не ходит в храм. Знаю сама только, что иметь представление это одно, а начать двигаться вперёд, это совсем другое.
Игорь Шохин29 июля 2014, 18:00
Про таких Иисус сказал, что закон Божий у них в сердце начертан. И они живя в теле поступают по совести, даже не зная его заповедей.
о Георгий29 июля 2014, 15:00
К сожалению, сегодня от Церкви общество и власть ждут именно социальной стороны, а не духовной. Будем надеяться, что вера в нашем отечестве окрепнет и духовные законы будут иметь силу не меньше чем полититеские и социальные.
Алина-Александра29 июля 2014, 13:00
Прекрасная статья. Действительно, очень много людей так думают "я ничего плохого в жизни не сделал, главное иметь Бога в душе...". А ведь Господь призывает всех. К Его Любви, к Его свету, к Его пиру. А люди проходят мимо храма, не задумываясь. Жалко. А потом будет очень больно, ведь время не вернешь вспять. Так хочется жить с Богом, выполнять волю Его, по стопам заповедей Его идти, служить Ему доброй и правдой!!! И Он, который есть сама Любовь, простит наши ошибки. Ведь мы так хотим быть с Ним, в Его чертоге.
галина29 июля 2014, 10:00
Когда - то и я думала , а часто спорила, для чего нам нужен Бог. Почему одни воруют и им ничего, все сходит с рук. Я нашла 10 рублей, потеряла 100. Они украли 1000р. им еще и награда как лучшим работникам. Только когда Господь привел меня к себе, через испытания,я поняла, что есть настоящая любовь, любовь Господа нашего Иисуса Христа.И все вопросы про справедливость отпали сами по себе. Мы все должны жить только с Богом и никак иначе, по другому нельзя, нет смысла. Да хранит нас всех Господь и вразумит неразумных чад своих.
Здесь Вы можете оставить свой комментарий к данной статье. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке