На кого мы оглядываемся?

Фрагмент памятника Грибоедову Фрагмент памятника Грибоедову
    

Есть такая крылатая фраза: «Что скажет княгиня Марья Алексевна?» Взята она из комедии Грибоедова «Горе от ума» и употребляется обычно с иронией для описания человека, который болезненно оглядывается на чужое мнение: «Ах, что обо мне скажут?»

Беда тут не в том, что человек на кого-то оглядывается. Оглядываться надо. «Бога не боялся и людей не стыдился» – это совсем не похвала. Беда в том, что человек оглядывается на кого-то не того. В психологии есть такое понятие – «референтная группа». Это те люди, мнение которых для нас очень важно. Они определяют для нас, что такое хорошо и что такое плохо, как нам следует себя вести, что приемлемо, а что нет. Люди, на которых мы оглядываемся, одобрения которых мы ищем, в число которых мы стремимся быть приняты.

Соберется толпа индивидуалистов и давай презирать обывателя

Человек так устроен, что он нуждается в референтной группе. Даже те, кто подчеркивают свой непримиримый индивидуализм, постоянно оглядываются: «А произвожу ли я впечатление на других индивидуалистов?» Так бывает: соберется толпа индивидуалистов и давай всей толпой презирать обывателя.

Но каждый из нас нуждается в людях, в глазах которых ему важно выглядеть хорошо, приемлемо, своим; в то же время ему важно быть уверенным в том, что его референтная группа достойна преданности и почитания. Любые нападки на нее, любые сомнения в ее достоинстве воспринимаются с глубокой болью и негодованием. Это может быть сословие, нация, партия, дворовая компания или такое не очень определенное, но пугающее понятие, как «люди нашего круга» или «все приличные люди».

Человек склонен безудержно идеализировать свою группу и столь же безудержно очернять чужие. Для воинствующего националиста необходимо верить, что его нация – добрейшая, мудрейшая и при этом отважнейшая в мире, что ее история – история исключительно прекрасных подвигов, что все деяния ее правителей, прошлых и нынешних, мудры и прекрасны, а все, что этому образу не соответствует, – измышления врагов. Для адепта какой-нибудь политической идеологии все, кто исповедуют ее, мудры и добродетельны, на их стороне история, а те, кто противостоят им, – дурные люди, обреченные на историческое поражение.

Люди могут убивать и умирать за свою принадлежность к группе

Спокойная беседа об истории той или иной нации или реальных достоинствах того или иного политического учения становится невозможной из-за того, что любая критика его группы ранит человека в самое сердце. Хуже того, люди могут убивать и умирать за свою принадлежность к группе. Об этом говорит вся долгая и жуткая история национального и политического насилия.

Наша потребность принадлежать, быть своими часто оказывается сильнее даже тяги к самосохранению. Но пока мы ищем удовлетворить ее в национализме, политическом активизме или чем-то еще, мы обречены на боль и страдание, потому что мы ищем не там.

Мы должны принадлежать Царству Божию

Мы должны принадлежать Царству Божию – мы для этого созданы, таков замысел о нас. Недавно Церковь праздновала день Киевских святых; у нас есть и праздники, посвященные святым других земель Руси. Мы оглядываемся на наших духовных предков, мы ищем их молитвенной помощи, мы желаем поступать так, чтобы в этом Царстве – где пребывает Христос, Богоматерь, святые и ангелы – нас приняли и признали своими.

Фрагмент фрески в Сретенской семинарииФрагмент фрески в Сретенской семинарии
    

Мы обращаем наши взоры к небесному Иерусалиму, к городу любви и мира, где святые находятся в совершенном единении друг с другом и Господом, и думаем: а одобрили бы святые эти наши мысли, эти наши слова, эти наши поступки?

Но пока мы странствуем здесь, на земле, мы сталкиваемся с конфликтом между требованиями Небесного Иерусалима и тех или иных земных групп. Время от времени люди пишут, что им «стыдно» и «неловко» за такую «отсталую» и «неправильную» Церковь, которая не разделяет либеральных ценностей современного мира. Что ж, тут надо выбирать, на кого мы будем оглядываться: на Небеса или на «современный мир».

Люди сильных политических убеждений огорчаются на то, что Церковь их не поддерживает; им опять же «стыдно» и «неловко» перед товарищами по партии, что Церковь стоит в стороне от их Великого Правого Дела.

Воинствующим националистам очень важно, чтобы Церковь безоговорочно благословляла их национальное дело и проклинала его врагов; они готовы даже уйти из нее и приискать себе более национально сознательную религиозную общину, когда Церковь не оправдывает их ожиданий.

Христианин нередко оказывается в ситуации определенной напряженности между Церковью и чем-то еще. Кто для меня важнее? Кому я хочу понравиться?

Нам не может быть неловко за Церковь; нам может быть неловко перед Церковью

И для нас ответ должен быть ясен – Богу и Его святым. Нам не может быть неловко за Церковь; нам может быть только неловко перед Церковью.

Торжество праведных в Небесном Иерусалиме. Икона “Страшный Суд” из Благовещенского собора Сольвычегодска. 2-я пол. XVI в. (СИХМ). Фрагмент Торжество праведных в Небесном Иерусалиме. Икона “Страшный Суд” из Благовещенского собора Сольвычегодска. 2-я пол. XVI в. (СИХМ). Фрагмент
    

Сергей Худиев

7 августа 2014 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Наша цель – встреча с Богом Наша цель – встреча с Богом
Архим. Тихон (Шевкунов)
Наша цель – встреча с Богом Наша цель – встреча с Богом
Слово на Сретение Господне
Архимандрит Тихон (Шевкунов)
Душа того, кто пытается чутко жить в нашем мире, искать смыслы бытия, не может не ответить на вопрос – зачем живет человек? – ответом: «Для встречи с Богом». Встреча с Богом – это и есть высшая, главная цель каждой человеческой души. (MP3 файл. Продолжительность 16:18 мин. Размер 11.8 Mb)
Что скажут люди?! Что скажут люди?!
Анастасия Бондарук
Что скажут люди?! Что скажут люди?!
Анастасия Бондарук
В период агрессивных нападений на Церковь каждый из нас, так или иначе, бывает вовлечен в необходимость сформулировать или даже защитить свою личную религиозную позицию, а иногда и позицию Церкви. Вроде бы все понятно и очевидно, кто есть кто в попытках пилить кресты и танцевать на алтарях. Однако иногда нас что-то останавливает и не дает возможности занять активную позицию, прямо выразить свое мнение. Мы задумываемся: «А не привлечем ли мы излишнее внимание к тем, кто ищет внимания?». Проходит время и оказывается, что ажиотаж уже давно создан, и нужные личности пропиарены.
Народ Божий и идолы современности Народ Божий и идолы современности
Слово пастырей
Народ Божий и идолы современности Народ Божий и идолы современности
Часть 1
Пророк Илия боролся с идолопоклонством среди народа Божиего. Поклоняясь ложным богам и идолам, избранный народ пришел к крайнему нравственному разложению, творил мерзости пред Богом и шел по пути погибели. А что можно отнести к самым «почитаемым» идолам современности? И к каким последствиям для отдельно взятого христианина и всего общества, страны, нации ведет поклонение им сегодня? Мы попросили пастырей ответить на эти вопросы.
Комментарии
Михаил Егоров13 августа 2014, 18:04
Неоднозначное впечатление от статьи.
Вот например если я не соглашаюсь с ложью о государе Иоанне Грозном о "убийстве" им сына и преподобного Корнилия Печерского,мощи которого было эксгумированы,и никакого отсечения головы "тираном царем" не было как выяснилось,я что автоматически в черносотенцы попадаю?
Я всего лишь за историческую правду,а не ура-патриот.
Ольга11 августа 2014, 15:51
Полностью согласна с Мариной. Какая замечательная и своевременная статья! Спасибо автору.
К10 августа 2014, 20:35
Поспорил бы я на счет сегодняшней готовности людей умирать за свою принадлежность к группе... убивать - да, порой, и то в основном по контракту!
Тигран 9 августа 2014, 01:59
Очень уж тезистно автор попытался раскрыть такую важную тему. Ни одной ссылки на Святых Отцов.А Грибоедов (Grzybowski), был ли вообще христианином, тем более православным? На кого мы оглядыаемся, ответим на исповеди, хотя для каждого Христианина ответ очевиден. Спаси Господи!
Слава 8 августа 2014, 22:19
А как быть если церковь в угоду миру отказывается взыскивать и обличать волков в овечьей шкуре. Пример: во времена Петра 1 церковь наложила анафему на Мазепу как клятвоприступника. Он таким воистину и являлся. Т.е. те кто з аним шли понимали что идут в "пропасть", сами становятся такими. В 17г анафему сняли. И вот пол укранины считают Мазщепу героем и подражают. И куда они идут? Такого бы не случилось если бы церковь наша не сняла с этого недостойного человека обольщенца и лжеца анафему. Православные бы остереглись бы. Тоже и про Власова. Худиев не радует в последнее время своими простарнными статьями.
Лариса Воронина 8 августа 2014, 16:32
Мне раньше очень нравились Ваши статьи, но последнее время читаю их редко. Причина: хоть ложись да помирай! Мы же ещё здесь, естественно нас захватывает водоворот жизни. Мы ведь не заживо канонизированные, тут каждый день - борьба!

И насчёт «Ах, что обо мне скажут?» не могу согласиться. В раньшие времена, даже ещё при Союзе, это понятие играло роль рамок, за которые нельзя переходить. Сейчас стало не принято что-то делать с оглядкой на окружающих. А зря, многих проблем можно было бы избежать.
Ксения 7 августа 2014, 11:48
Здравствуйте!!!
Я полностью согласна, с этой статьей, мало того совсем недавно попала в такую ситуацию, где во главу поставила мнение окружающих, пыталась угодить, непонятно зачем, определенной группе людей, знаю теоретически, что прежде всего, мы должны искать Царствия Божие, и только перед Богом должны отвечать...
В статье есть такие слова:" Нам может быть неловко только перед Церковью", и тут у меня нет сомнения, но как быть если именно в Церкви священник позволяет своей жене, т.е. матушке собрать вокруг себя коалицию, сплетничать, и непонятно за что бороться...
Я и сама поддалась этому, и не Богу стремилась угодить, а матушке, поверьте, мне стыдно и я раскаялась, но возможно другой человек, просто перестанет ходить в Храм, ассоциируя священника, с Богом.
Спасибо, и простите меня братья и сестры!!!
Раба Божия, Ксения.
Мария 7 августа 2014, 11:34
Прошу прощения, но для такой важной темы текст выглядит недостаточным.
Сергей 7 августа 2014, 11:14
Очень верно сказано.
Алексей Струков 7 августа 2014, 10:59
Это, что же значит? Что наши деды, когда во время войны Родину защищали - оглядывались на референтную группу? А если этой референтной группой оказывается большинство населения, герои прошлого, вся наша культура? Вывод из статьи можно сделать такой, что людям в Новороссии не надо бы себя защищать, да и нам за них переживать не стоит. Так, что ли? Пусть автор прояснит.
Андрей 7 августа 2014, 10:06
"Ибо кто постыдится Меня и Моих слов, того и Я постыжусь перед Ангелами Небесными". Спасибо батюшка.
Марина 7 августа 2014, 09:21
Какие верные и нужные в наше время слова! Спаси Господи!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
×