Бог врагов наших

Ассирийцы сажают на кол пленных евреев. Барельеф из Ниневии. Британский музей Ассирийцы сажают на кол пленных евреев. Барельеф из Ниневии. Британский музей
    

Еще в далеком советском детстве, когда я не знал про Библию ровным счетом ничего, я знал кое-что из истории Ионы — человека, который пробыл три дня в чреве кита. В какой-то детской книжке объяснялось, что кит питается планктоном, и его рот устроен таким образом, что человеку в него попасть в принципе невозможно, а попы дурят трудящихся.

В оригинале там не кит, а просто большая рыба — но это не важно. Это книга совсем не об ихтиологии. Это книга о Боге и людях.

Бог хочет дать ниневитянам последний шанс. Но Иона этого совсем не хочет

Иона — древнеизраильский пророк, на которого Бог возлагает крайне неприятную миссию. Он должен идти в Ниневию, чтобы проповедовать жителям этого огромного города покаяние: «Еще сорок дней, и Ниневия будет разрушена!» (Ион. 3:4). Бог хочет дать ниневитянам последний шанс.

Но Иона этого совсем не хочет — а вдруг они покаются, спасутся и избегнут Божией кары за свои грехи? Нет, пророк не злой человек. Он просто человек, похожий на нас.

Ниневия — столица ассирийской империи. Ниневитяне — это не просто язычники. Это смертельные, заклятые враги народа Божия. До нас дошли ассирийские барельефы, на которых с жуткой похвальбой изображались деяния ассирийской армии — пленники, посаженные на колья, стены, завешанные содранными с людей кожами, женщины и дети, угоняемые в рабство под бичами завоевателей. Ассирийцы правили, внушая ужас — а внушать ужас они умели.

Поэтому пророк совсем не хочет, чтобы они покаялись. Божий гнев и так ждал возмутительно долго. Ниневия будет разрушена? Поскорее бы! Наконец-то! Пусть они пожнут, что посеяли, пусть на улицах их города водворится тот ужас, который они приносили в другие города! Вот уж никто не станет об этом сожалеть — и менее всего сам Иона!

И вот, когда Бог посылает Иону, чтобы дать ниневитянам последний шанс, пророк не хочет идти. Только после ряда приключений, наконец, ему приходится отправиться к ненавистным ниневитянам и проповедовать Божие послание. Происходит чудо: жестокосердные язычники раскаиваются. Царь повелевает, «чтобы покрыты были вретищем люди и скот и крепко вопияли к Богу, и чтобы каждый обратился от злого пути своего и от насилия рук своих. Кто знает, может быть, еще Бог умилосердится и отвратит от нас пылающий гнев Свой, и мы не погибнем» (Ион. 3:8–9).

Бог принимает их покаяние: «И увидел Бог дела их, что они обратились от злого пути своего, и пожалел Бог о бедствии, о котором сказал, что наведет на них, и не навел» (Ион. 3:10).

Пророк не находит себе места от досады — злодеи спаслись от давно заслуженного ими наказания! Но Бог говорит ему: «Мне ли не пожалеть Ниневии, города великого, в котором более ста двадцати тысяч человек, не умеющих отличить правой руки от левой, и множество скота?» (Ион. 4:11).

Оказывается, Бог является Творцом и Хранителем даже этих свирепых язычников, страшных врагов Его народа. Он любит их, жалеет и желает им спасения. Он не только Бог Израиля — Он Бог всего мира. Это послание с трудом принимал Иона — и его с трудом принимают сейчас. Люди постоянно говорят о Боге, как будто это «Бог наших», племенной Бог.

В религиоведении есть такое понятие — генотеизм. Это поклонение одному богу — богу племени. Этот бог, который дарует нашему племени военные победы над другими племенами, обеспечивает приплод нашего скота, дождь над нашими посевами, — сильный союзник, которого мы можем привлечь для обеспечения наших интересов. У других племен могут быть другие боги, и они не менее реальны; просто вот этот конкретный бог — наш. Естественно, нашему богу не может быть дела до иноплеменников.

Монотеизм — это совсем другой взгляд на мир. Есть только один истинный Бог, Сотворивший небо и землю, Творец, Владыка и Хранитель всего мироздания, всей земли и не только — всех туманностей и галактик, всего вообще видимого и невидимого. Бог, Который поддерживает в бытии и питает наше племя — но не только. Он Бог, хранящий всех людей вообще: и союзные нам племена, и враждебные, и даже те племена, о которых мы ничего не знаем.

Бог Библии — Бог всех народов и всех людей

Бог Библии — не Бог какой-то группы людей, нашего племени, нашей партии, нашей общины. Он Бог всех народов и всех людей. В том числе (нам придется это принять!) и враждебных нам племен и партий. Да, многие не знают Его и не поклоняются Ему, но они остаются Его творениями, о которых Он заботится и вечного спасения которых непрестанно ищет. Они могут быть страшными, они могут отвратительными, у нас могут быть к ним самые серьезные и даже справедливые претензии. Но они — драгоценные перед Ним Его творения, которым Он ищет спасения и жизни.

Ветхий Завет полон негодования людей Божиих: ну когда, когда наконец Бог как следует ударит по проклятым язычникам! У нас нет оснований смотреть на людей той эпохи свысока — желание, чтобы Бог сделался орудием нашего гнева и ударил по нашим врагам, никуда не делось. А врагами, заслуживающими в глазах людей Его гнева, стать очень легко: конфигурации конфликтов и союзов меняются непредсказуемо, чьей справедливой борьбе люди будут сочувствовать, а на кого негодовать завтра, предсказать невозможно.

Поэтому Христос и говорит: любите врагов ваших. Потому что их любит Бог. Да, посмотреть на людей, которых мы сильно не любим (и видим тому уважительнейшие причины), глазами Бога, который их создал и хранит, нелегко. Это даже страшно: мы привыкли жить в одном мире, а нас зовут совсем в другой. Это разрыв с тем, как люди всегда поступают, что они считают правильным и даже священным: «Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных» (Матф. 5:43–45).

Но верить в Бога — Творца неба и земли, всего видимого и невидимого — означает именно это. Наши враги — Его любимые творения.

Сергей Худиев

29 августа 2014 г.

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • В четверг — лучшие тематические подборки, истории читателей портала, новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Смотри также
Двойные стандарты христианской морали Двойные стандарты христианской морали
Игум. Нектарий (Морозов)
Двойные стандарты христианской морали Двойные стандарты христианской морали. Благословенные и святые
Игумен Нектарий (Морозов)
На какие-то двойные стандарты, на определенный их вид право мы, христиане, имеем, даже более того – долгом в отношении их связаны. На какие же?
Любовь выше справедливости Любовь выше справедливости
Прот. Георгий Схиртладзе
Любовь выше справедливости Любовь выше справедливости
Протоиерей Георгий Схиртладзе
Если мы с самого начала изберем неправильную позицию и будем относиться к людям предвзято и примемся раздумывать: полюбить его или нет, верить ему или нет, – то мы никогда не почувствуем искренней христианской любви.
Что это значит - "любить врагов своих"? Что это значит - "любить врагов своих"?
Иеромонах Иов (Гумеров)
Скажите, какие конкретные отношения, действия и т.п. подразумеваются под "любить врагов своих". Что это значит? И кого мне считать за врагов?
Комментарии
Татьяна23 ноября 2014, 20:00
Статья ошеломительная- отрезвляющая и вдохновляющая. Любить все- как проявление Творца нашего, любить Бога в каждом человеке. Но, если надо, сражаться с наклонностями чисто человеческими, т.е."ветхого" человека - чревоугодием, жадностью, завистью, осуждением, властолюбием. Излишней привязанностью к миру земному, идущей впереди Любви к Творцу нашему. Это трудно понять и умом , и сердцем.а еще трудней на практике реализовать в себе самом. Наверное, надо, через молитву о помощи Божией, начать с отношения к себе самому, к людям самым близким. А потом и отношения к другим людям, к событиям внутри и снаружи Отечества, к людям вершащим ,по воле Божией, судьбами народов..не всегда к их благу..
Михаил 1 сентября 2014, 14:00
Хорошо Просто и доходчиво изложено, высказывания подвигают к осмыслению для современного мира. О говормых заповедях Христовых, находят отклик в душе моей.
Ольга 1 сентября 2014, 12:00
Очень большое искушение,( и очень удобное оправдание) видеть в своих врагах -ЗЛО. На металических пряжках ремней на немцах во время Великой Отечественной войны была надпись " С нами Бог".
Владимир 1 сентября 2014, 01:00
Спасибо автору! Сильно сказано и своевременно, поскольку разворачивается вражда не только между избранными и язычниками, но даже и между православными.
Алексей 1 сентября 2014, 00:00
Высший дар Бога:,,ПРОЩАЮТСЯ ВАМ ВСЕ ГРЕХИ ВАШИ.ЧТО ВАМ ЕЩЕ НЕОБХОДИМО...ВРАЗУМЛЕНИЕ,, Алексей.
алекса31 августа 2014, 00:00
Хорошая статья. Лично по своим ощущениям знаю, когда осуждаешь и начинаешь ненавидеть людей творящих зло , иногда даже целые страны и народы можно ненавидеть в душе такое беспокойство и смущение, а когда пытаешься даже кратко помолиться о бандитах каких-то и на душе становиться яснее и спокойнее. Я думаю что плохие люди находяться в заблуждении и больны духовно. Не всем выпало такое счастье быть православными. Значит на православных лежит большая ответственность . Если заповедовал Христос любить врагов своих, так и надо делать слепо следуя заповеди этой. Но это порой очень сложно делать , так как слабы.
Василий Н.31 августа 2014, 00:00
Хорошая статья. А то, честное слово, просто страшно становится, когда читаешь в Интернете комментарии про "укропов" и "бандеровцев".
Андрей (другой)30 августа 2014, 22:00
«И когда Он снял пятую печать, я увидел под жертвенником души убиенных за слово Божие и за свидетельство, которое они имели. И возопили они громким голосом, говоря: доколе, Владыка Святый и Истинный, не судишь и не мстишь живущим на земле за кровь нашу? И даны были каждому из них одежды белые, и сказано им, чтобы они успокоились еще на малое время, пока и сотрудники их и братья их, которые будут убиты, как и они, дополнят число.» (Апокалипсис 6, 9-11)
Р.Б. Ольга30 августа 2014, 14:00
Согласна с вами, Андрей З.! Жаль, что сирийцы отвратились от христианского пути, а коптов(египтян) унижают на государственном уровне! Помоги им, Господи!
Михаил30 августа 2014, 11:00
Их Бог - диавол. Бог тьмы с рогами, вот кто их Бог. А мой Бог - Христос. Покаяться конечно они могут. Но не каятся же, а пока не каются - враги Божии и мои враги. Любить их, дружить с ними, молится о них...Ну это я не знаю. Я не святой, были святые, что и сатану жалели. Я так не могу не по силам.
Андрей З.30 августа 2014, 08:00
Вот что удивительно: Ниневитяне покаялись, и этот народ (ассирийцы) существует до сих пор! Вот сила покаяния! Хотя Ниневия и была позже разрушена. Ассирийцы - существуют, в отличие от вавилонян, филистимлян, авар и многих-многих других. И еще сохранились до сего дня древние египтяне (ныне копты), о которых Господь сказал евреям: "почитай египтянина, потому что ты был гостем в его стране" (точно не помню). Вот сила слова Божия!
Артём30 августа 2014, 01:00
Как я понимаю, в словах св. Филарета Московского "Гнушайтесь убо врагами Божиими, поражайте врагов Отечества, любите враги ваша" под врагами Божьими разумеются диавол и ангелы его. А чтоб поражать врагов Отечества, их ненавидеть не обязательно. Можно, думаю, любить и поражать одновременно. Ведь и Бог, сжигая Содом, не ненавидел его обитателей, не от ненависти это делал. Так мне кажется...
Владимир Михеев29 августа 2014, 18:00
Если читать внимательно, то мы видим, что Господь говорит о любви к СВОИМ врагам, но в этой цитате не сказано, что нужно любить врагов Божиих, врагов Церкви и Отечества. Нужно помнить, что Господь Бог просвещает нас не только посредством Св. Писания, но через проповеди св. отцов Церкви. "Священное Писание Ветхого и Нового Заветов не может быть понято само по себе без мудрого истолкования святых отцов, исполненных благодати Божественного Духа" (св. Максим Великий, св. Иосиф Волоцкий). Св. отцы говорили: "Живите мирно не только с друзьями, но и с врагами, однако только со СВОИМИ врагами, а НЕ С ВРАГАМИ БОЖИИМИ." (см. например, проповеди св. Феодосия Печерского). Так же можно напомнить об известной формуле христианского отношения к врагам, сформулированную св. Филаретом Московским: "Гнушайтесь убо врагами Божиими, поражайте врагов Отечества, любите враги ваша". Думаю, святитель Филарет не на пустом месте основывает данный постулат, а на Св. Писании и на творения св. отцов Церкви. Помимо примера, приведенного Сергеем Худиевым, можно привести примеры уничтожения Господом Богом неисправимых грешников. (первое, что приходит в голову - гибель Содома и Гоморры). Конечно, я сам могу чего-то не понимать, в чем-то ошибаться, как и мои оппоненты, в том числе по обсуждаемой проблеме. В любом случае считаю, что мы должны ко всему относиться с рассуждением, а Св. Писание изучать, руководствуясь указаниями и проповедями св. отцов.
ТаняСем29 августа 2014, 15:00
Но как же это трудно ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ЛЮБИТЬ ВРАГОВ,тех изуверов,которые ничем не гнушаются и взяли на себя миссию решать чужие судьбы,и убивать,убивать просто так,лишь потому,что за это отлично платят или от того,что люди им просто мешают жить...Прости меня,Господи и не вмени мне во грех осуждения,но так трудно принять написанное,хотя меня напрямую не коснулась,слава Богу,такая участь,тем не менее есть над чем работать моей фарисейской душонке и может когда-то будет результат,надо думать,Слава Богу за все!!!
Людмила29 августа 2014, 15:00
Всё так, сам Христос , будучи на кресте, молился за распинающих его. Все, кто читал Евангелие, знают, что толпа проклинала Христа, хулила его и проч. Аналогично поступил архидиакон Стефан, когда молился за тех, кто убивал его. Многие святые поступали также. В результате, кто-то раскаивался в содеянном, приходил к вере. Спасались те души, которые ещё можно было наверное спасти. Трудно нам согласиться с выше сказанным, но мы сами тоже зло, каждый имеет свой "скелет в шкафу". Я имею ввиду то, что если бы были праведниками и молитвенниками, то не наплодили бы вокруг себя столько врагов.
Менестрель29 августа 2014, 13:00
История Ниневии – история со счастливым концом. А как быть с Содомом, о помиловании жителей которого весьма настойчиво молил Авраам (в отличие от Ионы)? Ниневию спасло именно покаяние. А вот о судьбе нераскаявшихся городов – Хоразина, Вифсаиды и Капернаума – Христос говорит вполне однозначно. К тому же вряд ли правомерно сравнивать ассирийских язычников, совершавших зверства, ничего не зная о Боге и покаянии, с «христианскими», «цивилизованными» народами, имеющими свободный доступ к Священному Писанию и Таинствам, но сознательно избирающими зло. И борьба с врагом далеко не всегда несовместима с любовью к ближнему. Жанна д’Арк плакала и молилась о погибших на поле боя англичанах. Но, тем не менее, поражала и побеждала их.
Кира29 августа 2014, 13:00
Какая поразительная статья! Именно ВРАЗУМЛЯЕТ ( другого слова не подберу) и остужает "праведный" гнев- доколе и когда. Слава Богу за все! Спасибо!
Алина29 августа 2014, 12:00
Все правильно. Только при этом важно еще не забывать, что любовь к человеку, творящему зло, предполагает не любовь к творимому им злу, а пожелание, чтобы злу был положен предел... И что врагов Отечества все-таки надо бить (свт.Филарет Московский) - естественно, не частным образом ;) стараясь при этом по-человечески не испытывать к ним ненависти, не быть излишне жестокими и т.п. Христианство - это не пацифизм.
Лариса Воронина29 августа 2014, 12:00
Да, наставить можно и посильнее разрушения, это ведь единоразовое действие, а урок должен запомниться надолго. Вот например: как жить-то дальше отборным бандитам после того как государь, которого они ненавидят и кроют последними словами, страны, которую они ненавидят и кроют те ми же словами, лично попросил "вернуть их матерям, женам и детям"(с) целыми и невредимыми, а кого случайно повредили обязательно подлатать? Никто тут, конечно, не покается, т.к. прекрасно ведает, что творит и милосердия к врагам не оценит. Благодарность она вообще свойственна одному прокаженному из десяти... Но ход изящный.
Андрей29 августа 2014, 08:00
Очень своевременная статья.Нам"православным на всю голову"надо чаще напоминать о любви к врагам. Спасибо!
Здесь Вы можете оставить свой комментарий к данной статье. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке