Бог врагов наших

Сергей Худиев

Ассирийцы сажают на кол пленных евреев. Барельеф из Ниневии. Британский музей Ассирийцы сажают на кол пленных евреев. Барельеф из Ниневии. Британский музей
    

Еще в далеком советском детстве, когда я не знал про Библию ровным счетом ничего, я знал кое-что из истории Ионы — человека, который пробыл три дня в чреве кита. В какой-то детской книжке объяснялось, что кит питается планктоном, и его рот устроен таким образом, что человеку в него попасть в принципе невозможно, а попы дурят трудящихся.

В оригинале там не кит, а просто большая рыба — но это не важно. Это книга совсем не об ихтиологии. Это книга о Боге и людях.

Бог хочет дать ниневитянам последний шанс. Но Иона этого совсем не хочет

Иона — древнеизраильский пророк, на которого Бог возлагает крайне неприятную миссию. Он должен идти в Ниневию, чтобы проповедовать жителям этого огромного города покаяние: «Еще сорок дней, и Ниневия будет разрушена!» (Ион. 3:4). Бог хочет дать ниневитянам последний шанс.

Но Иона этого совсем не хочет — а вдруг они покаются, спасутся и избегнут Божией кары за свои грехи? Нет, пророк не злой человек. Он просто человек, похожий на нас.

Ниневия — столица ассирийской империи. Ниневитяне — это не просто язычники. Это смертельные, заклятые враги народа Божия. До нас дошли ассирийские барельефы, на которых с жуткой похвальбой изображались деяния ассирийской армии — пленники, посаженные на колья, стены, завешанные содранными с людей кожами, женщины и дети, угоняемые в рабство под бичами завоевателей. Ассирийцы правили, внушая ужас — а внушать ужас они умели.

Поэтому пророк совсем не хочет, чтобы они покаялись. Божий гнев и так ждал возмутительно долго. Ниневия будет разрушена? Поскорее бы! Наконец-то! Пусть они пожнут, что посеяли, пусть на улицах их города водворится тот ужас, который они приносили в другие города! Вот уж никто не станет об этом сожалеть — и менее всего сам Иона!

И вот, когда Бог посылает Иону, чтобы дать ниневитянам последний шанс, пророк не хочет идти. Только после ряда приключений, наконец, ему приходится отправиться к ненавистным ниневитянам и проповедовать Божие послание. Происходит чудо: жестокосердные язычники раскаиваются. Царь повелевает, «чтобы покрыты были вретищем люди и скот и крепко вопияли к Богу, и чтобы каждый обратился от злого пути своего и от насилия рук своих. Кто знает, может быть, еще Бог умилосердится и отвратит от нас пылающий гнев Свой, и мы не погибнем» (Ион. 3:8–9).

Бог принимает их покаяние: «И увидел Бог дела их, что они обратились от злого пути своего, и пожалел Бог о бедствии, о котором сказал, что наведет на них, и не навел» (Ион. 3:10).

Пророк не находит себе места от досады — злодеи спаслись от давно заслуженного ими наказания! Но Бог говорит ему: «Мне ли не пожалеть Ниневии, города великого, в котором более ста двадцати тысяч человек, не умеющих отличить правой руки от левой, и множество скота?» (Ион. 4:11).

Оказывается, Бог является Творцом и Хранителем даже этих свирепых язычников, страшных врагов Его народа. Он любит их, жалеет и желает им спасения. Он не только Бог Израиля — Он Бог всего мира. Это послание с трудом принимал Иона — и его с трудом принимают сейчас. Люди постоянно говорят о Боге, как будто это «Бог наших», племенной Бог.

В религиоведении есть такое понятие — генотеизм. Это поклонение одному богу — богу племени. Этот бог, который дарует нашему племени военные победы над другими племенами, обеспечивает приплод нашего скота, дождь над нашими посевами, — сильный союзник, которого мы можем привлечь для обеспечения наших интересов. У других племен могут быть другие боги, и они не менее реальны; просто вот этот конкретный бог — наш. Естественно, нашему богу не может быть дела до иноплеменников.

Монотеизм — это совсем другой взгляд на мир. Есть только один истинный Бог, Сотворивший небо и землю, Творец, Владыка и Хранитель всего мироздания, всей земли и не только — всех туманностей и галактик, всего вообще видимого и невидимого. Бог, Который поддерживает в бытии и питает наше племя — но не только. Он Бог, хранящий всех людей вообще: и союзные нам племена, и враждебные, и даже те племена, о которых мы ничего не знаем.

Бог Библии — Бог всех народов и всех людей

Бог Библии — не Бог какой-то группы людей, нашего племени, нашей партии, нашей общины. Он Бог всех народов и всех людей. В том числе (нам придется это принять!) и враждебных нам племен и партий. Да, многие не знают Его и не поклоняются Ему, но они остаются Его творениями, о которых Он заботится и вечного спасения которых непрестанно ищет. Они могут быть страшными, они могут отвратительными, у нас могут быть к ним самые серьезные и даже справедливые претензии. Но они — драгоценные перед Ним Его творения, которым Он ищет спасения и жизни.

Ветхий Завет полон негодования людей Божиих: ну когда, когда наконец Бог как следует ударит по проклятым язычникам! У нас нет оснований смотреть на людей той эпохи свысока — желание, чтобы Бог сделался орудием нашего гнева и ударил по нашим врагам, никуда не делось. А врагами, заслуживающими в глазах людей Его гнева, стать очень легко: конфигурации конфликтов и союзов меняются непредсказуемо, чьей справедливой борьбе люди будут сочувствовать, а на кого негодовать завтра, предсказать невозможно.

Поэтому Христос и говорит: любите врагов ваших. Потому что их любит Бог. Да, посмотреть на людей, которых мы сильно не любим (и видим тому уважительнейшие причины), глазами Бога, который их создал и хранит, нелегко. Это даже страшно: мы привыкли жить в одном мире, а нас зовут совсем в другой. Это разрыв с тем, как люди всегда поступают, что они считают правильным и даже священным: «Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных» (Матф. 5:43–45).

Но верить в Бога — Творца неба и земли, всего видимого и невидимого — означает именно это. Наши враги — Его любимые творения.

Сергей Худиев

29 августа 2014 г.

Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Смотри также
Двойные стандарты христианской морали Двойные стандарты христианской морали Игум. Нектарий (Морозов) Двойные стандарты христианской морали Двойные стандарты христианской морали. Благословенные и святые Игумен Нектарий (Морозов) На какие-то двойные стандарты, на определенный их вид право мы, христиане, имеем, даже более того – долгом в отношении их связаны. На какие же? Любовь выше справедливости Любовь выше справедливости Прот. Георгий Схиртладзе Любовь выше справедливости Любовь выше справедливости Протоиерей Георгий Схиртладзе Если мы с самого начала изберем неправильную позицию и будем относиться к людям предвзято и примемся раздумывать: полюбить его или нет, верить ему или нет, – то мы никогда не почувствуем искренней христианской любви. Что это значит - "любить врагов своих"? Что это значит - "любить врагов своих"? Иеромонах Иов (Гумеров) Скажите, какие конкретные отношения, действия и т.п. подразумеваются под "любить врагов своих". Что это значит? И кого мне считать за врагов?
Комментарии
Татьяна23 ноября 2014, 20:00
Статья ошеломительная- отрезвляющая и вдохновляющая. Любить все- как проявление Творца нашего, любить Бога в каждом человеке. Но, если надо, сражаться с наклонностями чисто человеческими, т.е."ветхого" человека - чревоугодием, жадностью, завистью, осуждением, властолюбием. Излишней привязанностью к миру земному, идущей впереди Любви к Творцу нашему. Это трудно понять и умом , и сердцем.а еще трудней на практике реализовать в себе самом. Наверное, надо, через молитву о помощи Божией, начать с отношения к себе самому, к людям самым близким. А потом и отношения к другим людям, к событиям внутри и снаружи Отечества, к людям вершащим ,по воле Божией, судьбами народов..не всегда к их благу..
Михаил 1 сентября 2014, 14:00
Хорошо Просто и доходчиво изложено, высказывания подвигают к осмыслению для современного мира. О говормых заповедях Христовых, находят отклик в душе моей.
Ольга 1 сентября 2014, 12:00
Очень большое искушение,( и очень удобное оправдание) видеть в своих врагах -ЗЛО. На металических пряжках ремней на немцах во время Великой Отечественной войны была надпись " С нами Бог".
Владимир 1 сентября 2014, 01:00
Спасибо автору! Сильно сказано и своевременно, поскольку разворачивается вражда не только между избранными и язычниками, но даже и между православными.
Алексей 1 сентября 2014, 00:00
Высший дар Бога:,,ПРОЩАЮТСЯ ВАМ ВСЕ ГРЕХИ ВАШИ.ЧТО ВАМ ЕЩЕ НЕОБХОДИМО...ВРАЗУМЛЕНИЕ,, Алексей.
алекса31 августа 2014, 00:00
Хорошая статья. Лично по своим ощущениям знаю, когда осуждаешь и начинаешь ненавидеть людей творящих зло , иногда даже целые страны и народы можно ненавидеть в душе такое беспокойство и смущение, а когда пытаешься даже кратко помолиться о бандитах каких-то и на душе становиться яснее и спокойнее. Я думаю что плохие люди находяться в заблуждении и больны духовно. Не всем выпало такое счастье быть православными. Значит на православных лежит большая ответственность . Если заповедовал Христос любить врагов своих, так и надо делать слепо следуя заповеди этой. Но это порой очень сложно делать , так как слабы.
Василий Н.31 августа 2014, 00:00
Хорошая статья. А то, честное слово, просто страшно становится, когда читаешь в Интернете комментарии про "укропов" и "бандеровцев".
Андрей (другой)30 августа 2014, 22:00
«И когда Он снял пятую печать, я увидел под жертвенником души убиенных за слово Божие и за свидетельство, которое они имели. И возопили они громким голосом, говоря: доколе, Владыка Святый и Истинный, не судишь и не мстишь живущим на земле за кровь нашу? И даны были каждому из них одежды белые, и сказано им, чтобы они успокоились еще на малое время, пока и сотрудники их и братья их, которые будут убиты, как и они, дополнят число.» (Апокалипсис 6, 9-11)
Р.Б. Ольга30 августа 2014, 14:00
Согласна с вами, Андрей З.! Жаль, что сирийцы отвратились от христианского пути, а коптов(египтян) унижают на государственном уровне! Помоги им, Господи!
Михаил30 августа 2014, 11:00
Их Бог - диавол. Бог тьмы с рогами, вот кто их Бог. А мой Бог - Христос. Покаяться конечно они могут. Но не каятся же, а пока не каются - враги Божии и мои враги. Любить их, дружить с ними, молится о них...Ну это я не знаю. Я не святой, были святые, что и сатану жалели. Я так не могу не по силам.
Андрей З.30 августа 2014, 08:00
Вот что удивительно: Ниневитяне покаялись, и этот народ (ассирийцы) существует до сих пор! Вот сила покаяния! Хотя Ниневия и была позже разрушена. Ассирийцы - существуют, в отличие от вавилонян, филистимлян, авар и многих-многих других. И еще сохранились до сего дня древние египтяне (ныне копты), о которых Господь сказал евреям: "почитай египтянина, потому что ты был гостем в его стране" (точно не помню). Вот сила слова Божия!
Артём30 августа 2014, 01:00
Как я понимаю, в словах св. Филарета Московского "Гнушайтесь убо врагами Божиими, поражайте врагов Отечества, любите враги ваша" под врагами Божьими разумеются диавол и ангелы его. А чтоб поражать врагов Отечества, их ненавидеть не обязательно. Можно, думаю, любить и поражать одновременно. Ведь и Бог, сжигая Содом, не ненавидел его обитателей, не от ненависти это делал. Так мне кажется...
Владимир Михеев29 августа 2014, 18:00
Если читать внимательно, то мы видим, что Господь говорит о любви к СВОИМ врагам, но в этой цитате не сказано, что нужно любить врагов Божиих, врагов Церкви и Отечества. Нужно помнить, что Господь Бог просвещает нас не только посредством Св. Писания, но через проповеди св. отцов Церкви. "Священное Писание Ветхого и Нового Заветов не может быть понято само по себе без мудрого истолкования святых отцов, исполненных благодати Божественного Духа" (св. Максим Великий, св. Иосиф Волоцкий). Св. отцы говорили: "Живите мирно не только с друзьями, но и с врагами, однако только со СВОИМИ врагами, а НЕ С ВРАГАМИ БОЖИИМИ." (см. например, проповеди св. Феодосия Печерского). Так же можно напомнить об известной формуле христианского отношения к врагам, сформулированную св. Филаретом Московским: "Гнушайтесь убо врагами Божиими, поражайте врагов Отечества, любите враги ваша". Думаю, святитель Филарет не на пустом месте основывает данный постулат, а на Св. Писании и на творения св. отцов Церкви. Помимо примера, приведенного Сергеем Худиевым, можно привести примеры уничтожения Господом Богом неисправимых грешников. (первое, что приходит в голову - гибель Содома и Гоморры). Конечно, я сам могу чего-то не понимать, в чем-то ошибаться, как и мои оппоненты, в том числе по обсуждаемой проблеме. В любом случае считаю, что мы должны ко всему относиться с рассуждением, а Св. Писание изучать, руководствуясь указаниями и проповедями св. отцов.
ТаняСем29 августа 2014, 15:00
Но как же это трудно ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ЛЮБИТЬ ВРАГОВ,тех изуверов,которые ничем не гнушаются и взяли на себя миссию решать чужие судьбы,и убивать,убивать просто так,лишь потому,что за это отлично платят или от того,что люди им просто мешают жить...Прости меня,Господи и не вмени мне во грех осуждения,но так трудно принять написанное,хотя меня напрямую не коснулась,слава Богу,такая участь,тем не менее есть над чем работать моей фарисейской душонке и может когда-то будет результат,надо думать,Слава Богу за все!!!
Людмила29 августа 2014, 15:00
Всё так, сам Христос , будучи на кресте, молился за распинающих его. Все, кто читал Евангелие, знают, что толпа проклинала Христа, хулила его и проч. Аналогично поступил архидиакон Стефан, когда молился за тех, кто убивал его. Многие святые поступали также. В результате, кто-то раскаивался в содеянном, приходил к вере. Спасались те души, которые ещё можно было наверное спасти. Трудно нам согласиться с выше сказанным, но мы сами тоже зло, каждый имеет свой "скелет в шкафу". Я имею ввиду то, что если бы были праведниками и молитвенниками, то не наплодили бы вокруг себя столько врагов.
Менестрель29 августа 2014, 13:00
История Ниневии – история со счастливым концом. А как быть с Содомом, о помиловании жителей которого весьма настойчиво молил Авраам (в отличие от Ионы)? Ниневию спасло именно покаяние. А вот о судьбе нераскаявшихся городов – Хоразина, Вифсаиды и Капернаума – Христос говорит вполне однозначно. К тому же вряд ли правомерно сравнивать ассирийских язычников, совершавших зверства, ничего не зная о Боге и покаянии, с «христианскими», «цивилизованными» народами, имеющими свободный доступ к Священному Писанию и Таинствам, но сознательно избирающими зло. И борьба с врагом далеко не всегда несовместима с любовью к ближнему. Жанна д’Арк плакала и молилась о погибших на поле боя англичанах. Но, тем не менее, поражала и побеждала их.
Кира29 августа 2014, 13:00
Какая поразительная статья! Именно ВРАЗУМЛЯЕТ ( другого слова не подберу) и остужает "праведный" гнев- доколе и когда. Слава Богу за все! Спасибо!
Алина29 августа 2014, 12:00
Все правильно. Только при этом важно еще не забывать, что любовь к человеку, творящему зло, предполагает не любовь к творимому им злу, а пожелание, чтобы злу был положен предел... И что врагов Отечества все-таки надо бить (свт.Филарет Московский) - естественно, не частным образом ;) стараясь при этом по-человечески не испытывать к ним ненависти, не быть излишне жестокими и т.п. Христианство - это не пацифизм.
Лариса Воронина29 августа 2014, 12:00
Да, наставить можно и посильнее разрушения, это ведь единоразовое действие, а урок должен запомниться надолго. Вот например: как жить-то дальше отборным бандитам после того как государь, которого они ненавидят и кроют последними словами, страны, которую они ненавидят и кроют те ми же словами, лично попросил "вернуть их матерям, женам и детям"(с) целыми и невредимыми, а кого случайно повредили обязательно подлатать? Никто тут, конечно, не покается, т.к. прекрасно ведает, что творит и милосердия к врагам не оценит. Благодарность она вообще свойственна одному прокаженному из десяти... Но ход изящный.
Андрей29 августа 2014, 08:00
Очень своевременная статья.Нам"православным на всю голову"надо чаще напоминать о любви к врагам. Спасибо!
Здесь Вы можете оставить свой комментарий к данной статье. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке