О (не)отказе от ответственности

    

«Основная задача РПЦ – снять с человека ответственность за свою жизнь», – недавно написали на одном ресурсе. Речь шла о том, что исповедь-де снимает с человека вину за его поступки, он может делать гадости, исповедоваться, потом делать их опять, в то время как неверующие, очевидно, мужественно несут бремя своей ответственности.

Но давайте разберемся – что такое вообще ответственность? Это слово используется в двух связанных значениях: «верность своим обязательствам» и «виновность, наказуемость». Например, можно сказать, что N ответственен за подготовку к зиме – это его работа, он ее обязан выполнить. Можно сказать, что N проявил ответственность в этом деле – это значит, что его стараниями с отоплением и теплоизоляцией на вверенном ему участке все в порядке. А может случиться и обратное: скажем, N расхитил вверенные ему средства и теперь понесет ответственность в соответствии с законом.

Что значит признавать свою ответственность? Это значит, во-первых, признавать свои обязательства, во-вторых, признавать свою вину в случае их нарушения. Допустим, я являюсь материально ответственным работником, и мой начальник вверил мне средства для выполнения его поручений. Я же их присвоил и растратил.

Что в данном случае будет признанием ответственности с моей стороны? Во-первых, я должен признать, что принял от начальника эти деньги, приняв, таким образом, на себя обязательства потратить их на определенные цели. Во-вторых, я эти обязательства нарушил, потому что растратил деньги. Эта ситуация может быть как-то улажена, только если я признаю факт моего воровства. После этого меня могут подвергнуть наказанию или великодушно простить, но не раньше.

Если я скажу, что в глаза не видел этих денег, или скажу, что эти деньги по праву мои, потому что я считаю их компенсацией за какие-то обиды со стороны начальника, или стану утверждать, что в цивилизованном мире никто уже не придает значения деньгам, в общем, начну отрицать реальность своих обязательств и факт их нарушения – это как раз и будет называться отказом признавать свою ответственность.

Критики нашей веры считают, что исповедь нужна для того, чтобы человек не отвечал за свои поступки

Это более-менее понятно всем, когда речь идет об отношениях между людьми, но когда речь заходит о Таинстве исповеди, критики нашей веры почему-то понимают слово «ответственность» в прямо противоположном смысле. И говорят, что исповедь нужна для того, чтобы человек не отвечал за свои поступки.

Но ведь – вернемся к нашему примеру с растратчиком – в человеческих отношениях признание ответственности как раз и означает своего рода исповедь: «Да, я действительно взял деньги и разворовал их».

В отношениях с Богом исповедь означает аналогичное признание: «Я должен был соблюдать заповеди Божии. Я их нарушил, я виновен». А отказ от исповеди есть увертливость, как и в случае с растратчиком: мол, это, на самом деле, не грех, или я должен был так поступить по каким-то причинам, или имел на это право, или весь цивилизованный мир давно делает это, и так далее. Вот это как раз и есть отказ от ответственности.

Человек, который исповедуется, свою ответственность признает. И именно это и пугает в исповеди так сильно. Я должен признать, что у меня есть обязательства перед Богом и ближними, я их нарушил и достоин осуждения. Слово Божие обещает, что если я признаю это со смиренным и сокрушенным сердцем, я буду прощен. «Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды» (1Ин.1: 9).

Когда мы понимаем это, снимается и другой вопрос, который часто ставят неверующие: а если человек исповедуется только затем, чтобы опять грешить и опять исповедоваться? Можно было бы сказать, конечно, что в этом случае покаяние просто не имеет места, раз человек с самого начала намерен продолжать в том же духе. Но такое бывает редко, если человека не тяготит грех, он просто не станет утруждать себя исповедью. Раз он пришел, он признает свою неправоту, тяготится ей и желает от нее избавиться.

Избавление от греха начинается с признания своей ответственности, с честного: да, я согрешил

Избавление начинается с признания своей ответственности, с честного: да, я согрешил. Я признаю за собой долг поступать определенным образом, и признаю, что я его нарушил. Исповедь – это, кроме прочего, всегда есть признание за собой обязательства соблюдать заповеди Божии. Я ответственен за свою жизнь и за все то, что Бог мне поручил. Если я оказываюсь не на высоте своего призвания, значит, я виновен и нуждаюсь в прощении.

Да, исповедь избавляет от вины, но делает это только в том случае, если мы принимаем свою ответственность.

Сергей Худиев

30 сентября 2014 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Об ответственности и компетентности Об ответственности и компетентности
Сергей Худиев
Об ответственности и компетентности Об ответственности и компетентности
Сергей Худиев
По сети ходят ссылки на петицию к Патриарху, в которой некие «верные чада РПЦ МП» просят «разъяснить их недоумения». Правда, сам текст выглядит больше не как просьба о наставлении, а как набор обвинений.
Деградация Деградация
Часть 2
Николай Леонов
Православный христианин готовит себя к вечной жизни, он идет по тернистой тропе к горним вершинам, но он обязан смотреть себе под ноги, чтобы не навредить ни себе, ни окружающим. Недопустимы поступки, совершаемые «на авось». Это непереводимое на иностранные языки слово означает «неоправданный риск», «случайный выбор наудачу».
Права и обязанности Права и обязанности
Протоиерей Андрей Ткачев
Человек жадно борется за свои права, но не так жадно стремится уравновесить их обязанностями. Обязанности как бы разумеются сами собой. Но именно «как бы», потому что прописные истины одних веков со временем могут превратиться в китайскую грамоту для более поздних поколений. Мы, люди, все больше и больше привыкаем пафосно рассуждать о своих правах и требовать сих последних. Но в то же время мы превращаем в фигуру умолчания свои обязанности, которые должны с логической неизбежностью уравновешивать права, чтобы миру не завалиться на бок, как судну, на котором все пассажиры переместились на один борт.
Комментарии
р.б. Алексей16 октября 2014, 22:44
Спаси Господи!
иерей Петр 1 октября 2014, 11:40
Очень важно, не только признание факта совершения греха, а еще и стремление к исправлению. Но самое важное, после признания самому себе что "я совершил...", понять почему?
р.Б.Анастасия 1 октября 2014, 00:11
Слава Господу, что есть у нас грамотные миссионеры, защищающие Веру Христову от наглого невежества внешней публики!
Как хорошо, что в свободном доступе статьи Марины Андреевны Журинской и как хорошо, что продолжает работать во Славу Божию Сергей Львович!
Каждая статья Сергея Худиева - врагам отпор, а верным - укрепление.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
×